Адаптация и обучение аутичных детей

АУТИЗМ

Адаптация и обучение аутичных детей

«Аутизм» в современной науке рассматривается как широкий спектр проблем, объединенных под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Данные расстройства относят к первазивным нарушениям, которые указывают на глубокое нарушение развития, затрагивающего все сферы жизни ребенка.

Такие дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, часто развитие речевых способностей сильно отстает от возрастной нормы, наблюдаются поведенческие проблемы в виде сильного непослушания.

Отличительной особенностью РАС является стереотипия, которая может проявляться в игре ребенка, когда он постоянно повторяет одно и тоже игровое действие, или в стереотипных движениях руками, стереотипных прыжках, прищуривании и т.д.

Учитывая особенности детей с аутизмом, можно сделать вывод о том, какие трудности они испытывают при обучении.

Родители и педагоги отмечают, что маленьких «аутят» сложно усадить за стол, а предъявление заданий сопровождаются «поведенческим взрывом» в виде криков и слез, некоторые из таких детей никак не хотят идти на контакт с педагогом или проявляют агрессию.

Какая помощь необходима ребенку с аутизмом?

Как и всем детям с особенностями, аутистам необходима развивающая и коррекционная помощь, которая будет заключаться, главным образом в адаптации ребенка к жизни в социуме. Процесс адаптации, в этом случае, можно осуществить в рамках комплексного подхода, который предполагает занятия у психолога, дефектолога, логопеда, групповых развивающих занятий.

Такой подход обеспечит развитие большинства сфер, функционирование которых, как мы знаем, нарушено у детей с РАС.
АВА-терапист (поведенческий психолог), оказывающий помощь ребенку с РАС, прорабатывает дефициты формирования коммуникативной и социальной сфер.

Психологические занятия с детьми с аутизмом включают в себя работу по формированию навыков общения со взрослыми и детьми, умений взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и учащимися, развитие игровой деятельности ребенка, коррекцию нежелательного поведения.

Вместе с тем, на занятиях у психолога развивается мотивация ребенка и его высшие психические функции, такие как внимание, память, мышление, восприятие и т.д.
Учитель-дефектолог на своих занятиях восполняет когнитивный дефицит ребенка с РАС.

Специалист ведет работу по формированию академических знаний, таких как умения различать цвета, знать буквы и цифры, пополняются знания об окружающем мире, ребенок учиться рисовать, раскрашивать и писать.
Учитель-логопед, занимающийся проблемами аутизма, помогает таким детям овладеть структурами устной и письменной речи.

Занятия начинаются с формирования умения четко произносить звуки, слоги и слова, по мере их совершенствования, ребенка учат общаться фразами, строить вопросы и отвечать на них, рассказывать. Особенностью реализации специалистами комплексного подхода при работе с детьми с РАС является единство методов педагогического воздействия.

Методы педагогического воздействия

При работе с детьми с РАС методы воздействия должны базироваться на поведенческом подходе. Целью данного подхода является формирование поведения.

С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за партой, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перемены, не портить методический материал.

Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего урока.Методическими «инструментами» в работе с детьми с аутизмом могут быть:

Визуализация

Одной из «сильных» черт детей с РАС является визуальное восприятие, данную особенность педагоги используют для построения наиболее эффективных занятий. Для того, что бы ребенок усвоил то или иное знание или придерживался правил, их визуализируют, то есть изображают в виде рисунка, схемы.

Использование поощрений

Поощрения – это предметы или действия, которые любит ребенок. Поощрением может быть что угодно: сладости, игра в компьютер, мяч, батут, игрушки, подвижные игры и т.д. Поощрение может быть предоставлено ребенку только после выполнения задания, которое от него требуется. Таким образом, педагоги мотивируют ребенка к занятиям.

Данная система основывается на использовании поощрений. Жетонная система используется так же для мотивации ребенка, требуя от учащегося большего количества выполненных заданий.

Достоинством этого способа является то, что ребенок видит, сколько ему нужно выполнить заданий, чтобы получить «приз».

Именно это визуальное отображение числа заданий помогает ребенку спокойно выполнять их, так как он видит, когда закончится достаточно неприятное для него действие.

Визуальное расписание

Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на уроке.

В нем отображаются задания, поощрения, виды уроков (если ребенок находится продолжительное время в образовательном учреждении), перемены и уход домой.

Данный прием необходим для соблюдения ребенком учебных правил, благодаря ему он видит, в какой момент нужно заниматься, а в какой отдыхать, и когда закончится занятие.

Социальные истории

Источник: //uspeh-dc.ru/index20.html

Новый взгляд на обучение детей с аутизмом

Адаптация и обучение аутичных детей

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это обобщающий термин, который покрывает множество различных поведенческих и когнитивных отклонений, влияющих на все аспекты учебного процесса.

В основном, диагноз аутизма включает три характеристики:

  • расстройства речи/коммуникации;
  • расстройства социальных навыков;
  • наличие повторяющихся действий.

Но педагоги знают, что несмотря на это обобщающее объяснение, расстройство имеет множество различных вариаций и у разных людей проявляется по-разному. Некоторые дети с аутизмом не могут говорить, другие могут, но невнятно.

Некоторым ученикам сложно научиться читать, а другие легко читают вслух, но не осознают текст, который читают. Некоторые дети с аутизмом исключительно хорошо считают, другим с трудом даются основы математики.

Некоторые дети спокойны и склонны к аутостимуляции, другие агрессивны и гиперактивны.

Эта неоднородность означает, что каждый ребенок с диагнозом аутизма нуждается в уникальном обучении. Большинство таких детей нуждаются в частных уроках, но обычно их отправляют в специальные классы.

Часто, из-за проблем с поведением и тенденции отвлекаться, дети с аутизмом нуждаются в специальной обстановке и дополнительных материалах, обычных лекций и стандартизированных тестов бывает недостаточно.

Дополнительную сложность для педагогов составляет привычная дилемма в школах, где адаптация, разработанная для одного учащегося с аутизмом, радикально отличается от требований, предъявляемых к другому учащемуся с тем же диагнозом.

К счастью, новое исследование предоставляет альтернативное направление с более многообещающим результатом в обучении детей с РАС и уже начинает распутывать озадачивающее разнообразие различий в обучении и проблем с поведением у этих детей.

Исследователи на протяжении десятилетий размышляли о том, что расстройства аутистического спектра должны иметь какое-то отношение к различиям в обработке мозга. Но ранние технологии нейровизуализации не выявили таких различий.

Это объясняется тем, что технологии конца 20-го века предоставляли лишь анатомические показания и грубые измерения электрической активности мозга (ЭЭГ) и дети с аутизмом демонстрировали вполне себе «нормальную» анатомию мозга и ЭЭГ, неотличимую от обычной.

Работа Маргарет Бауман из Гарвардского университета (Margaret Bauman of Harvard University) показала некоторую микроскопическую изменчивость в моторных областях головного мозга, но ничто из этого не объясняет многочисленные трудности, с которыми эти дети сталкиваются в образовательном процессе и не дает никаких указаний для образовательной интервенции (Bauman & Kemper, 1994).

Но с приходом нового века пришли и новые технологии, которые значительно меняют эту картину. За последнее десятилетие, исследование неврологии сделало возможным измерение работы мозга — функциональную визуализацию головного мозга, а также изучение нейронных путей.

Эта новая технология указывает на различия в развитии мозговых связей у людей с аутизмом. Джеффри С. Андерсон из Университета штата Юта (Jeffrey S. Anderson of the University of Utah) и его коллеги сообщили об исследованиях, которые поддерживают теорию кортикальной непроводимости аутизма (Anderson et al.

, 2001). Проще говоря, эта теория утверждает, что людям с аутизмом сложно проводить связь между изображением и звуком, звуком и смыслом, или одной мыслью и другой.

Это связано с тем, что длинные волокна, которые обрабатывают и интегрируют сложную информацию на обширных территориях мозга, не развиваются обычным образом.

Сэм Васс из колледжа Birkbeck в Лондоне (Sam Wass at Birkbeck College in London) недавно подвел итоги исследований, где говорилось о чрезмерной связи коротких волоконных трактов, из-за которой они перегружаются, что, возможно, объясняет, почему люди с аутизмом демонстрируют стереотипное, но бессмысленное повторяющееся поведение (Wass, 2011).

Это новое исследование показывает, что неоднородность поведений и проблемы с обучаемостью, которые мы наблюдаем у учеников с аутизмом, не столь различны, сколь уникальны.

Специфические повторяющиеся поведения, которые мы наблюдаем, хотя и отличаются у разных детей, вероятно все же представляют одну и ту же основную проблему: длинные интегративные магистрали, необходимые для обучения, усеяны короткими круговыми развязками без съездов.

Понимая это таким образом, можно понять, почему ученик может овладеть определенным навыком, например, устным чтением, но не сможет использовать это умение интегрированным способом, чтобы научиться чему-нибудь новому.

Предположим, другой ученик умеет быстро и безо всяких усилий считать, но при этом ему не даются алгебра и геометрия. Человек с аутизмом может стать исключительно искусным в определенном навыке, потому что без интеграции он будет использовать исключительно его, снова и снова.

Хотя это новое исследование интересно и полезно для понимания учеников с РАС, оно порождает новые вопросы о том, как эти знания применять в обучении. Что конкретно может сделать педагог, чтобы дать возможность этим детям прогрессировать в школе? Ответ на этот вопрос существует и происходит из другой ветви нейронауки.

Пластичность мозга

Исследователи сошлись на том, что даже у взрослых, человеческий мозг исключительно податлив.

Тот факт, что каждый из нас, даже будучи зрелым взрослым, может подучиться и стать достаточно опытным в иностранном языке или в новом виде спорта, например, в гольфе, показывает, насколько гибок наш мозг в изучении новых навыков.

Эта присущая ему податливость —  неврологи называют ее пластичностью — то, что в первую очередь позволяет педагогам учить нас в первую очередь. С точки зрения нейронауки, обучение формирует человеческий мозг очень специфическим образом и это зависит от того, чему учат.

Итак, чем же ученик с аутизмом отличается от обычного ученика? У большинства детей первые четыре или пять лет жизни мозг создаёт систему «нейронных магистралей», которые будут поддерживать грамотность и умение считать.

Причина того, что дети во всем мире начинают формальное образование в возрасте около пяти лет, заключается в том, что это именно тот возраст, когда длинные взаимосвязанные нейронные пути мозга достигают уровня, поддерживающего чтение и математику.

По словам Васса и других, теперь выясняется, что к тому времени, когда ученик с РАС поступает в школу, некоторые или большая часть его «магистралей» остаются недоразвитыми, поэтому их мозг обходит входящую информацию.

Традиционные подходы к образованию просто не работают, потому что информация не может быть адекватно обработана.

Тем не менее, интервенции, которые стимулируют развитие этих длинных интерактивных волоконных трактов, подают большие надежды.

Один из подходов, изучаемый в Калифорнийском Университете в Дейвисе, в Институте MIND (the University of California, Davis, MIND Institute), заключается в том, чтобы выявить детей, подверженных риску аутизма в раннем возрасте и предоставить родителям способы взаимодействия с ними, необходимые для стимуляции развития длинных интерактивных волоконных трактов.

У родителей есть естественная склонность делать то, что нравится детям и избегать занятий, которые ребенок не любит. Например, малыш, который подвержен риску РАС, может предпочитать компьютерные игры кубикам или поезда плюшевым кроликам. Тот же самый малыш может не любить, когда ему читают или когда его обнимают.

Тем не менее, как утверждается в теории кортикальной непроводимости, это те самые вещи, которые необходимы для строительства более длинных интегративных нейронных путей. Обучая родителей тому, как поощрять деятельность, к которой ребенок не стремится, но которая ему необходима, исследователи надеются, что эти дети из группы риска будут развиваться более типичным образом.

Если это исследование будет признано действенным, оно может оказать мощное воздействие на подходы к ранней интервенции.

Второе направление нейронауки для интервенции было разработано для детей школьного возраста.

В течение последних 15 лет или около того, неврологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (University of California, San Francisco) разрабатывали игровые упражнения, специально для развития длинных волоконных трактов левого полушария, необходимых для языковых навыков, чтения и математики (Merzenich et al., 1996).

Набор из 11 программ, которые они разработали, – семейство продуктов Fast ForWord®, которое продвигает Scientific Learning Corp., – систематически нацеливаются на эти конкретные пути, при этом используя методы, развлекающие ребенка в процессе обучения. (Автор статьи является сотрудником Scientific Learning Corp.)

Многие из заданий аналогичны тем, что традиционно используют дефектологи, специализирующиеся в развитии языка и речи или учителя чтения при лечении задержки речи, трудностях в обучении и расстройствах обработки информации.

Но программы Fast ForWord также включают в себя уникальные упражнения со стимуляцией речи, акустически улучшенной для соответствия перцептивным потребностям детей с нарушениями слухового восприятия (НСВ).

Кроме того, все упражнения выполняются на компьютере, что очень притягательно для детей с РАС.

Во время первоначального тестирования первой неврологической интервенции в 1997 году, почти 500 детей по всей стране (США) провели занятия по методике Fast ForWord. Результаты были поразительными.

Средний прирост языковых навыков у детей, достигнутый всего лишь за несколько недель занятий, в большинстве случаев дал рост навыков, эквивалентный полутора годам обучения. Среди детей, которые участвовали в опыте, были несколько человек, у которых был диагноз РАС.

Удивительно, но эти дети достигли почти таких же впечатляющих успехов, несмотря на то, что ранее учеба давалась им с трудом.

Результаты

Несколько лет спустя Мельцер и Поглич (Melzer and Poglitsch (1999)) опросили 34 специалиста, которые применяли программу Fast ForWord Language у 100 детей с РАС по всей стране. Они сообщили о следующих изменениях:

Исследования нейронауки предлагают как более глубокое понимание детей с РАС, так и обещание новых методик, направленных на причины, лежащие в основе расстройства, и действующих за счет подключения длинных участков нервных волокон, необходимых для успехов в обучении. Д-р Джон Габриели (Dr.

John Gabrieli) сослался на внедрение нейронауки в образовательный план, как на «новую науку обучения» (2009).

Его точка зрения состоит в том, что образование, ориенированное на учебный план, необходимо, но когда педагоги сталкиваются с проблемами с обучаемостью у детей, сочетание нейронауки и технологий может повысить способность к обучению даже у детей с неврологическими расстройствами.

Ссылки:

Anderson, J.S., Druzgal, T.J., & Froehlich, A., DuBray, M., Lange, N., Alexander, A., . . . Lainhart, E. (2001).

Decreased interhemispheric functional connectivity in autism.

Cerebral Cortex, 21 (5), 1134-1146.

Bauman, M.L. & Kemper, T.L. (Eds.). (1994).

The neurobiology of autism. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.

Gabrieli, J.E. (2009). Dyslexia: A new synergy between education and cognitive neuroscience.

Science, 325, 280.

Melzer, M. & Poglitsch, G. (1999, November).

Use of Fast ForWord with children who have autism spectrum disorders.

Presented at the Annual Convention of the American Speech-Language Hearing Association, San Antonio, Texas.

Merzenich, M.M., Jenkins, W.M., Johnston, P., Schreiner, C.E.,Miller, S. L., & Tallal, P. (1996). Temporal processing deficits of

language-learning impaired children ameliorated by training.Science, 271, 77-80.

Wass, S. (2011). Distortions and disconnections: Disrupted brain connectivity in autism.

Brain and Cognition, 75 (1), 18-28.

Источник

Источник: //www.fastfword.com/autism-new-obuchenie

Социальная адаптация детей с аутизмом

Адаптация и обучение аутичных детей

Детский аутизм, в особенности на ранних стадиях развития ребенка (так называемый ранний детский аутизм), выступает в качестве одного из сложнейших нарушений, которое распространяется на психическую составляющую ребенка, на его развития.

По сути, аутизм – это отклонение от нормы, которое влияет на дальнейшую жизнь ребенка, его общение с окружающими в уже более зрелом возрасте.

Современные авторы относят ранний детский аутизм к группе так называемых первазивных нарушений (всепроникающее расстройство, которое затрагивает каждый аспект личности, создает большое количество барьеров как в раннем, так и во взрослом, более зрелом возрасте).

Замечание 1

Аутизм – это медицинская категория, один из диагнозов, которые ставят специалисты, наблюдающие за ребенком, его постепенным развитием и возможными нарушениями.

Чаще всего ребенок, страдающий аутизмом, обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей. Ведущей задачей специалиста является выявление именно того самого нарушения, которое оказывается ведущим в этом случае.

Это связано с тем, что коррекция всех нарушений в одно и то же время невозможна, и выделять их для постепенной работы нужно поочередно.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ребенок, страдающий ранним аутизмом, автоматически относится к специфичной группе, которой занимаются специально подготовленные специалисты: медики, психологи, психиатры и другие диагностики.

У таких детей нарушены способности к выстраиванию коммуникаций, отмечается неадекватное социальное поведение, которое может выражаться в виде излишней пассивности, агрессии, или наоборот, активности и синдромом дефицита внимания.

Одна из особенностей аутизма – это нарушения социальной адаптации, которые являются результатом всех вышеперечисленных нами отклонений.

Нарушения социальной адаптации при аутизме

Аутизм – это психическое заболевание, и для него характерно аномальное развитие различных областей детской психике.

Сюда входят отклонения в интеллектуальной сфере, сложности в выстраивании эмоциональных контактов с окружающими, восприятие, внимание и моторика, а также отклонения в развитии памяти и речи.

Несмотря на то, что нарушения проявляются в виде целого комплекса, аутизм может выражаться в различных формах. Особо отметим тот факт, что аутизм у мальчиков встречается практически в 5 раз чаще, чем у девочек.

Адаптация детей с аутизмом усложняется рядом факторов. У ребенка присутствует перманентная боязнь и отсутствие восприимчивости к любым возможным изменениям. Нетипичные реакции могут возникать даже в самых обычных ситуациях:

  • прием новой пищи;
  • смена одежды;
  • присутствие незнакомого человека поблизости.

Также ребенку чужда перестановка мебели, смена окружающих условий, места сна.

Также у детей с ранним аутизмом нарушено социальное развитие. Они избегают контактов с окружающими, но если контакт происходит, они стараются никогда не смотреть им в глаза.

Обычно в целом они стремятся быстро уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малое количество прикосновений, не могут терпеть поглаживания, отказываются от коллективной игры, даже если она происходит с другими детьми, которые страдают от каких-либо отклонений.

По сути, эти дети предпочитают больше времени проводить сами с собой, индивидуальную игру в уединении.

Исследователи и медики сталкиваются с трудностями в определении уровня интеллекта у таких детей.

Некоторые из них обладают достаточно широкими знаниями в некоторых областях, а у некоторых возникают сложности еще на первых этапах развития, когда дело касается восприятия речи, чтения и изучения алфавита.

У детей с аутизмом преобладает интерес к форме, цветы и размеру над образом всего объекта в целом. При этом они довольно успешно работают с головоломками, развивающими играми, но не понимают при этом самых элементарных и простых вещей.

Коррекционная работа с детьми-аутистами

Для коррекции поведения детей с аутизмом используют преимущественно те методики, которые уже были отработаны ранее. Например, развитие речи у аутичных детей, психокоррекционная работе с детьми-аутистами.

Работу необходимо выстраивать на основе знаний о закономерностях развития детей с отклонениями, и вести ее важно именно в комплексе, а не отдельно с каждым преподавателем и специалистом. Так, с ребенком сразу же работают психологи, логопеды, дефектологи, музыкальные работники, а также инструкторы по физической культуре и массажисты.

Важная роль отводится родителям: не только они должны вести работу с ребенком, но и специалисты работают с этими родителями.

задача, которую ставят перед собой специалисты при корректировке поведения ребенка с аутизмом – вовлечение детей как в индивидуальную, так и в совместную деятельность.

С этой целью следует применять в работе большее количество форм воздействия на ребенка и взаимодействия с ним, что поможет обогатить его эмоциональный и интеллектуальный опыт и багаж знаний.

Для того, чтобы осознать, с чего следует начать коррекционную работу, необходимо выявить следующие направления в работе:

  1. Навыки самообслуживания ребенка;
  2. Снятие общего напряжения в общении с членами семьи, а также наиболее близким социальным окружением;
  3. Налаживание первичного контакта с незнакомцем;
  4. Создание положительного эмоционального климата в коллективе, который непосредственно окружает ребенка;
  5. Создание условий и комфортной психологической атмосферы для занятий с ребенком.

Замечание 2

Каждое из этих направлений позволит специалисту вывести развитие ребенка-аутиста на более прогрессивный уровень, что так необходимо ему для жизни в будущем.

Не стоит забывать, что такой ребенок все же должен общаться с другими людьми, а ограничивать его мир лишь родительской опекой и работой с преподавателями и специалистами просто противозаконно.

При этом специалисты пользуются правилом пяти «не»: не разговаривать слишком громко, не делать лишних резких движений, не смотреть ребенку в глаза, не обращаться к ребенку напрямую, и не быть чересчур навязчивым.

Источник: //spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_detey_s_autizmom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.