Адаптация приемного ребенка

Значение возраста приемного ребенка при адаптации в семье

Адаптация приемного ребенка

«Мы хотим взять в семью здоровую девочку от трёх до пяти лет» — таковы пожелания очередных кандидатов, дошедших до собеседования в школе приёмных родителей. Дальнейший диалог:

– Почему не младше?

– Потому что младенцы писают в пелёнки, не могут доходчиво объяснить, где у них болит, и вообще не понятно, что у них с генетикой. Этот возраст слишком «тёмный».

– Почему не школьник, не подросток?

– Потому что этим детям уже не привыкнуть к «новым» родителям, и им интереснее будет со сверстниками.

Так часто поясняют свои предпочтения будущие приёмные мамы и папы. И могут даже найти желанного пятилетнего ангелочка.

Но проходит несколько месяцев, и кроха вдруг забывает человеческую речь, разучивается одеваться, и (о ужас!) начинает регулярно делать в штаны. Неподготовленных родителей такие новости пугают.

А между тем, это проявления адаптации ребёнка в новой семье — временный возврат к более ранним формам поведения. Признаки эти различны для детей разных возрастов.

Возрастные предпочтения будущих приёмных родителей складываются из их представлений о том, как растут кровные дети в родных семьях.

Взрослым кажется, что чем младше ребёнок, тем быстрее и легче он станет своим.

Отчасти это так. Чем младше ребёнок, тем быстрее он проходит все фазы адаптации.

Но случается и так, что сами родители оказываются не готовы к некоторым возрастным проявлениям, иногда к самым обыкновенным, нормальным для приёмного ребёнка.

До года

Уже у грудничка нескольких месяцев от роду могут наблюдаться проявления адаптации. Он пока не умеет выражать свои переживания словами. За него «говорит» его тело. Он может отказываться от пищи, плохо спать, часто болеть.

В целом, адаптация ребёнка до года в новой семье может пройти довольно быстро (несколько недель или даже дней) и относительно гладко, при условии, если сами родители также быстро и легко примут его. К сожалению, так бывает не всегда.

Родители могут оказаться беспомощны перед необъяснимыми криками младенца, обнаружить неприязнь к нему на уровне запахов и даже откровенную брезгливость.

Адаптация — двухсторонний процесс. Случается, что адаптироваться не могут сами родители, не сумевшие обрести ожидаемое счастье. И как раз младенцы в этом отношении могут принести наибольшее разочарование.

Ведь вместе с кажущейся лёгкостью и скоростью сближения с маленьким чадом родители получают и риски.

Малыш может сильно измениться внешне, начать проявлять неожидаемые черты характера или даже симптомы наследственного заболевания.

Дети от года до трёх

Уже с 9 месяцев ребёнок способен понять, что его поместили к чужим взрослым, а тех, кто заботился о нём раньше, больше нет рядом. Малыш проходит все те же стадии адаптации, что и старшие дети, и взрослые при значительной перемене обстановки, среды жизни.

Сначала ребёнок переживает все фазы утраты. Он потерял значимого человека или нескольких взрослых, которые о нём заботились до приёмной семьи, и к которым он был привязан. Этот стресс может проявиться через несколько месяцев в необъяснимом шумном и порой агрессивном поведении ребёнка. Так будет проявляться страх, что его снова бросят, предадут.

Через полгода малыш уже может вполне привыкнуть к своим «новым» родителям.

От трёх до пяти

Детки этого возраста уже многое понимают и могут выразить словами то, что их беспокоит.

Главный вопрос — не отвезут ли его снова в детский дом? Тот же вопрос может быть выражен в форме провокаций, ультиматумов: срочно дайте требуемое, а то он сам отправится обратно от этих родителей.

Все приёмные дети от этого возраста и старше теми или иными способами проверяют свою новую семью на прочность.

Необходимо закладывать на этот процесс как минимум полгода.

От пяти до десяти

Дошкольник уже ясно понимает, что он попал в новую семью. С ним возможно договариваться. Он готов признать мамой и папой любого взрослого.

Пожалуй, дети 5-10 лет наименее проблемная категория для приёмных родителей, которые хотят и могут начать с установки чётких правил и границ.

Дети этого возраста очень хотят в семью, позитивно настроены и стараются соответствовать ожиданиям. Это не отменяет периодических «проверок» своих новых родителей на прочность.

Подросток

Одна из наиболее трудных категорий для усыновления и устройства в приёмную семью. Все страхи и противоречия, связанные с новым положением, сталкиваются с нормальными возрастными изменениями, образуя гремучую смесь. Нередки случаи, когда подростки, взятые из государственного учреждения в семьи, демонстрируют отклонения в поведении, требуют возвращения в детский дом.

Приёмным родителям, решившим взять подростка, необходимо запастись терпением и твёрдой решимостью. Адаптация подростка в новой семье может продолжаться несколько лет и, к сожалению, не всегда завершиться семейной идиллией.

Возраст «по паспорту»?

Нужно учитывать, что у детей из государственных учреждений их биологический возраст не совпадает с уровнем развития в разных сферах — поведение, интеллект, эмоции, физическое и сексуальное развитие ребёнка могут быть развиты неравномерно.

Травмирующие обстоятельства жизни этих детей, задерживая их познавательное развитие, вынуждали учиться выживать, получая знания не по возрасту.

Например, малолетний отказник может значительно отставать от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, но при этом дать фору любому взрослому в умении ориентироваться на местности и добывать себе пропитание.

А у ребёнка, подвергшегося сексуальному насилию, кроме чрезмерных познаний в сфере сексуальных отношений может наблюдаться устойчивое отставание в физическом развитии или, наоборот, слишком ранее созревание.

У большинства таких детей глубокие нарушения в эмоциональной сфере. Они испытывают эмоции и чувства, не свойственные возрасту, и уровень этих эмоций может оказаться неконтролируемым.

Поэтому, конечно, невозможно проработать единый подход к каждому возрасту. Возрастные нормы необходимо знать и, опираясь на них, прорабатывать индивидуальный план жизни с каждым приёмным ребёнком с учётом его истории.

Елена Турлина

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/znachenie_vozrasta_priemnogo_rebenka_pri_adaptatsii_v_seme/

адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Адаптация приемного ребенка

Адаптация — первые месяцы, а иногда и год-полтора в новой семье — чрезвычайно трудное время и для приемного ребенка, и для родителей. О том, как вести себя с новым членом семьи, чтобы стать родными людьми, фонду «Измени одну жизнь» рассказала психолог, многодетная приемная мама Ирина Гарбузенко.

Если приемный ребенок — младенец

Взять в семью ребенка в возрасте от рождения до года — это примерно то же самое, что пережить роды. Нужно быть готовым к тому, что все в жизни родителей поменяется: вы не сможете спать, когда у малыша будут резаться зубки, будете волноваться о том, уверенно ли он держит голову, не сможете полноценно работать, как раньше.

К появлению в семье грудничка надо подготовиться финансово, ведь мама не сможет работать. 

При этом еще до усыновления нужно продумать все возможные варианты развития событий. Маленький ребенок (и приемный, и кровный) — это всегда кот в мешке.

Что будет, если он окажется нездоровым? Если уже после попадания в семью у него обнаружатся какие-то серьезные патологии?

В моей практике бывали случаи, когда приемные родители узнавали о неизлечимой болезни малыша уже после усыновления: брали здорового, а выяснилось, что ребенок — инвалид. Пережить эту ситуацию и адаптироваться к ней сложно, но можно, нужно всегда помнить, что родные, рожденные нами дети тоже могут оказаться нездоровыми.

К счастью, случается и обратное: приемные родители готовятся к серьезному лечению ребенка, а с течением времени выясняется, что значительная часть вписанных в медкарту диагнозов — это результат гипердиагностики или длительного стресса, в котором находился малыш.

Адаптация пройдет нормально, если вы не будете сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивать можно только сегодняшние достижения малыша с тем, что он умел раньше, и просто радоваться успехам.

«Многие в этом возрасте уже бегают, а ваша девочка пока и ходит-то неуверенно», — говорит соседка. Не нужно расстраиваться из-за такого рода пересудов: хорошо уже то, что девочка в принципе ходит, ведь могло быть иначе.

Не стоит спешить с социализацией приемного малыша. Не нужно тетушек, двоюродных бабушек и нянь, не нужно поездок к родственникам и друзьям — пусть ребенок сначала привыкнет к маме и папе. Так ему будет проще адаптироваться.

Наконец, к первым месяцам грудничка в новой семье важно подготовиться финансово. Мама наверняка не сможет работать, поэтому важно иметь некоторый запас средств: они потребуются на оплату медицинских консультаций, на покупку одежды, подгузников, коляски и т. д.

От года до трех лет

Родители, берущие в семью ребенка от года до трех лет, как правило, больше опасаются психических отклонений, чем физических заболеваний. Обычно к этому возрасту ребенок уже полностью обследован, и с его физическим состоянием все более или менее понятно. А вот такие болезни, как, например, аутизм или шизофрения, могут проявиться позже.

Приемному ребенку в возрасте до трех лет первое время не нужны развивающие центры.

Даст Бог, шизофрении не будет, однако важно заранее подумать: готов ли я к тому, что мой ребенок, скорее всего, не станет вундеркиндом? Что на первых порах он будет отставать в развитии от сверстников, потому что долго был занят банальным выживанием, а не изучением цифр?

К тому, что он будет обычным ребенком и не будет хватать звезд с неба? Если вы настроены исключительно на будущие успехи в учебе и в спорте, вам стоит еще раз хорошо подумать, готовы ли вы взять ребенка в семью.

Адаптация будет непростой, причем ребенку в этом возрасте еще труднее, чем вам. Он как будто попал в космос: все вокруг новое, незнакомое. Облегчите ему привыкание: старайтесь не сердиться, больше улыбайтесь, покажите, что мир прекрасен. Постепенно малыш научится «зеркалить» вас: будет улыбаться и радоваться новым открытиям.
Подарите детям шанс найти семью! Сделайте пожертвование!

При этом не нужно таскать его на бесконечные развивающие занятия, потому что никто не научит его правильно называть цвета и формы лучше вас. Эмоциональное общение с мамой гораздо важнее для приемного ребенка этого возраста, чем групповые занятия с незнакомой тетей-педагогом.

Играйте дома: например, дайте малышу пальчиковые краски. Или мамины бусы. Или кружку с водой, тарелку с крупой и ложку. Пусть перебирает, перекладывает на здоровье, развивает мелкую моторику и концентрацию.

В целом 1—3 года — это прекрасный возраст для привыкания родителей и малыша друг к другу. Можно гулять в колясочке, вместе изучать мир, можно понемногу начинать ходить в гости. При этом старайтесь больше общаться с теми, кто позитивно настроен по отношению к вашему малышу, кто готов похвалить его и отметить успехи.

Если соседи, приятели или родственники проявляют непонимание, неделикатность и говорят вам что-то плохое о ребенке, старайтесь пока минимизировать такое общение. Вам и так сейчас непросто, зачем брать в голову пересуды?

В период адаптации чаще руководствуйтесь известным правилом безопасности в полете: сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребенка.

Не нужно строить свою жизнь исключительно вокруг интересов вчерашнего сироты, старайтесь встроить его в семью, научить следовать общим правилам.

К примеру, вы встаете не в 7, а в 9, и постепенно ребенок к этому привыкнет, ничего страшного в такой перестройке режима нет.

При этом жестко ломать привычки малыша не стоит. Многие дети из домов ребенка раскачиваются перед сном, успокаивая сами себя. Зрелище жутковатое, и приемные родители нередко пугаются, стараются как можно скорее отучить малыша от этих движений.

Не торопитесь, ведь благодаря этому раскачиванию он выжил. Ребенок сам постепенно отучится: поглаживайте его, ласково разговаривайте перед сном, рассказывайте сказки.

Адаптация дошкольников и младших школьников

Если вы берете в семью дошкольника, не торопитесь сразу готовить его к школе. Лучше дайте наиграться и пройти все этапы развития, иначе учеба не будет успешной.

Читайте книги вместе с детьми. 

Настройтесь на хорошее и вместе с ребенком наслаждайтесь прелестями детства. Читайте вместе сказки, ходите на детские спектакли, катайтесь в парке на велосипедах, посещайте центры Монтессори, по возможности путешествуйте.

Пластилин, детали от «Лего», краски — пусть ваша квартира превратится в сплошной творческий беспорядок. Да, будет много сломанного, изрисованного и помятого, будьте к этому готовы. Это хорошее, благодарное время для ребенка и родителей.

Прислушивайтесь не только к интересам ребенка, но и к своим собственным, ведь адаптация проходит у обеих сторон. Не любите паззлы, но любите читать? Читайте — увлекайте ребенка историями, чудесами и яркими иллюстрациями. Отсекайте то, что вам не нравится, старайтесь, чтобы в вашем общении с новоприобретенным сыном или дочерью было больше позитива.

Что касается школы, то для успешной адаптации ребенка важно понимать, что скорее всего в его развитии имеется двух-трехлетнее отставание. Возможно, есть смысл отдать в школу на год позже. За год вы привыкнете друг к другу, позанимаетесь, и первокласснику будет легче.

Кроме того, стоит поговорить с учителем и ввести его в курс дела, чтобы педагог с пониманием отнесся к ситуации. Помните: если слишком давить на ребенка, «ломать» его и требовать невозможного, могут развиться различные заболевания. Не переживайте слишком сильно: в конце концов, с первого по четвертый класс оценки не так важны.

Пробуйте заниматься в кружках — даже трудного ребенка наверняка что-то заинтересует. Футбол, гребля, бисероплетение, музыка, танцы, гимнастика, рисование — чем шире охват, тем больше шансов, что вы нащупаете ту сферу, в которой ребенок может почувствовать себя успешным.

Даже трудного ребенка что-то заинтересует. Предлагайте увлечения на выбор.

Что-то не получается? Старайтесь не накручивать себя. Общайтесь с другими приемными родителями: многие из них преодолевают те же сложности и могут помочь хорошим советом или рассказать о своем опыте.

Конечно, бывает, что мама устает и даже «выгорает». В такие моменты я рекомендую вспомнить, зачем вы взяли ребенка в семью, и постараться вернуться к своим мотивам.

Маленький ребенок не может «сломать» вашу жизнь. Скажите себе: «Я не настолько слаб (слаба), чтобы

В семью пришел подросток

Чтобы адаптация прошла успешно независимо от возраста ребенка, важно понимать, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье. Подросток — уже не совсем ребенок. Это ребенок, который становится взрослым, а потому ершистым и колючим.

Подростки с удовольствием займутся спортом. 

В этом возрасте мама уже не принцесса, и подросток вполне может ответить ей грубовато или неделикатно: «Мне говоришь, что надо спортом заниматься, а сама толстая»; «Мне говоришь, что надо зубы чистить… Почему тогда у тебя зубы золотые? Не чистила?»

Подросток, попавший в новую семью, пройдет все стадии развития, которые не были им пройдены. Если в прошлой жизни он не наигрался, он будет играть: в машинки, в куклы. Поддержите такие игры. Скорее всего, эти этапы пройдут быстро, но они совершенно точно будут.

Так что не удивляйтесь, если ваше тринадцатилетнее чадо капризничает, как дошкольник, значит, проходит адаптация, и это хорошо. Бывает, что подросток просит приемную маму покормить его с ложечки — и это тоже нормально, значит, дело пошло и привязанность формируется. Дайте подростку отыграть все, чего у него не было, позвольте пройти с вами все стадии развития.

Бывает, приемные родители устают и испытывают разочарование. «Я ее взяла, а она такая дура», — говорит мне приемная мама. Ну и что, что дура, отвечаю я, на свете полно дур, и многие из них отлично живут. Вы же хотели ей помочь, вот и помогите. Не ждите чудес, а просто выполняйте свои обязанности: кормите, одевайте, разговаривайте, не бейте и не оскорбляйте.

Напишите на листе бумаги правила: как себя вести, что можно и чего нельзя делать в вашей семье, требуйте их соблюдения. Впрочем, где-то бывает нужно и уступить…

Чтобы не терять доверия подростка и веры в свои силы, не позволяйте посторонним говорить о ребенке плохо. Возможно, из-за этого ваш круг общения сузится — расширяйте его за счет других приемных семей. Там поймут ваши сложности.

Адаптация: четыре стадии 

1. «Медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.

2. Стадия агрессии. Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?»

Ребенок тоже может начать «козлить» — он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.

3. Ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности.

В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным. Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки — почитаем, поиграем, поговорим…

4. Принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.

Источник: //changeonelife.ru/2019/05/21/samoe-glavnoe-o-chety-reh-vozrastah-v-adaptatsii-priemnogo-rebenka/

«Адаптация приемного ребенка в семье – непрерывный процесс»: что происходит, когда ребенок оказывается дома

Адаптация приемного ребенка

Елена Кузнецова, журналист и приемная мама 7-летнего мальчика Алика, в материале ««Это был сложный шаг не только для меня, но и для ребенка»: история одного усыновления» написала, как в ее семье появился сын.

Во второй части материала Елена рассказывает о том, что происходит после того, как ребенок оказывается в семье, — о сложностях адаптации для ребенка и для родителей, о том, откуда брать силы и чем помочь себе и ребенку на этому этапе.

 

Адаптация приемного ребенка в семье – это, как я уже сейчас понимаю, непрерывный процесс. У него есть начало, но, кажется, не видно конца.

Сперва я давала себе установки: только бы продержаться первую неделю, потом – протянуть как-нибудь первый месяц, потом — первые три месяца и так далее. Процесс привыкания у Алика шел, как учат в Школе приемных родителей, «как по нотам».

В этот период были и истерики, и скандалы, и катание по полу, отказ от какой-либо еды кроме йогуртов, причем только с клубникой, ломание дверей и мебели, драка, игры в грудничка с требованием соски и памперсов, ночное скачки по квартире и прыжки с верхней полки шкафа, бессонные ночи и другие прелести.

К соскам, памперсам и играм в малыша относилась спокойно, так как знала из курса Школы приемных родителей, что это временное явление (время показало, что так оно и есть).

 Но в целом —  масштаб трудностей превысил мои ожидания. Мне все казалось, что вот после трех месяцев будет проще.

Окончание трех первых месяцев пришлась на 8 марта – и тут мне мой сыночек преподнес подарок: устроил жуткий скандал, истошно все утро и валялся по полу.

«За что же мне такое, чем я заслужила!» — думала я.  Я знала, что будет трудно, но вот что так бурно и долго, не ожидала.

При этом у моего сына нет каких-либо серьезных патологий –лишь сильная задержка в развитии и гиперактивность, которая сегодня встречается у многих родительских детей. Нейропсихологи и психологи говорят, что при усиленной совместной работе через три-четыре месяца мой сын по развитию нагонит ровесников, проблемы с концентрацией внимания сгладятся, будет проще с занятиями.

Иллюстрация Екатерины Селиверстовой

Помощь маме

Что мне помогло выжить и восстановиться в этот сложный период?

Во-первых, понимание – что очень важно отдыхать и восстанавливаться самой. Психологи-консультанты неустанно повторяли инструкцию для пассажиров самолета: «сначала наденьте кислородную маску на себя – потом на ребенка».

Очень полезным оказался прослушанный  на сайте фонда “Измени одну жизнь” вебинар Александра Элиовича “Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей”, в котором автор говорил, как избежать  критических ситуаций, которые губительны как для родителя, так и для ребенка.

Во-вторых, я поняла, насколько важно общаться с такими же родителями, как я, – в клубах для приемных семей и формах.

В-третьих, важно понимать, что плохое поведение ребенка не нацелено против его приемного родителя – это лишь проявление его тревог и страхов, которые он не может контролировать и с которыми не может совладать.

С приходом приемного ребенка у меня, что очевидно, поменялось окружение. Мой ребенок стал очень сильным индикатором – с частью знакомых и родственников пришлось перестать общаться. Особое сопротивление и непонимание эта тема вызывает у людей пожилого возраста.

Вот их излюбленные аргументы: «Ну надо было девочку»(причем говорят это при моем сыне), «Надо же пожить для себя и зачем такая обуза!», «Ты с ним очень церемонишься, а надо очень жестко и учить его порядку» (при том, что до это пять лет ребенок прожил в полной анархии).

Пришлось «удалить» из своей жизни людей, которые негативно относятся к моему шагу, и рассказывают страшные истории про то, как приемные дети спиваются, садятся в тюрьму и все знают про плохую наследственность.

И окружить себя теми, кто помогает и одобряет.

Примечательно, что после такой изоляции многие мои друзья и знакомые пересматривали свои взгляды и стремились вернуться в мою жизнь, но некоторые из них так и не возвращались.

Получилось так, что моя мама, которая сама предложила мне идею усыновления, в последний момент очень испугалась и всячески меня отговаривала. Такая же ситуация получилась и с моей сестрой, которая обещала полную поддержку и помощь.

Но в итоге отнеслась к ребенку в моей семье как к конкуренту для ее сына за внимание бабушки и дедушки. И на первоначальном этапе мне пришлось приложить немало усилий, чтобы переубедить их или хотя бы не обращать внимание на их сопротивление. Это было нелегко, потому что я очень рассчитывала на их поддержку.

Спустя полтора года ситуация сгладилась, особенно с мамой. Она всегда готова прийти на помощь, подменить и посидеть с сыном и стала настоящей бабушкой.

Хотя до сих пор мама любит время от времени поворчать, что я взвалила на себя тяжелую ношу — поднимать больного (по ее мнению) ребенка, но отношение стало значительно теплее. Иногда мне кажется, что к моему сыну моя мама относится лучше, чем ко мне.   

Среди знакомых появилось много приемных родителей и детей. Очень помогают другие мамы, приемные и нет. Я им говорю: «Мой сын хулиганит, чудит и не слушается», а они в ответ: «Наши делают то же самое».

Я жалуюсь: «Он не может оставаться на одном месте больше десяти минут, плохо запоминает и вообще гиперактивный», а они в ответ: «И наши такие же».

В общем, такой обмен впечатлениями приносит заряд оптимизма и большое удовлетворение, что не один мой такой. И такого заряда хватает на день-два.

Ресурсы онлайн и офлайн

Мне очень помогали вебинары фонда «Измени одну жизнь». Я поняла, что главное самой быть в ресурсе, тогда я смогу помочь ребенку.

Очень надеюсь, что мне удастся скорректировать поведение cына, хотя на это, как я понимаю сейчас, уйдут годы.

Я прослушала несколько лекций «Азбуки приемной семьи» фонда фонда «Арифметика добра» о травмах приёмных детей и их поведении. Они проводились в помещении клуба, а сейчас есть возможность следить за ними онлайн в режиме реального времени или позже послушать запись на сайте, что очень удобно.

Их ведут психологи, педагоги, приемные родители со стажем. Если до этого я лишь время от времени консультировалась с психологами, когда лишь наступали острые моменты, то сейчас собираюсь прорабатывать травмы с опытным психологом Лилией Пушковой, попасть к ней мне помог фонд “Арифметика добра”.

 При этом я периодически советуюсь с психологом, к которой мы прикреплены службой сопровождения.  

Государственные службы сопровождения пока находятся на стадии становления, но это тоже хороший ресурс для приемных родителей приемных семей. Их цель — помочь семьям, взявшим в семью приемных детей, помогать в адаптации: они предоставляют психологов, неврологов, логопедов и периодически тестируют опекаемых.

Прикрепиться можно, подписав договор, к любой службе сопровождения по своему усмотрению или по направлению опеки.  Такие службы создают на базе детских домов и домов ребенка, специалисты которых, в отличие, например, от сотрудников районных поликлиник и врачей, практикующих частным образом, понимают особенности детей-сирот.

Я со своим мальчиком прикрепилась к ближайшему дому ребенка, и мы ходим заниматься к прекрасным нейропсихологу и к специалисту по системе Монтесорри.

Но данным службам предстоит еще выстроить правильно свою работу.

Среди сложностей, с которыми столкнулась я, общаясь со своей службой, – высокая загруженность специалистов, которые занимаются в первую очередь с детдомовскими детьми, а приемные семьи идут по остаточному принципу.

Причем количество таких прикрепленных «со стороны» растет в геометрической прогрессии – это же дополнительное государственное финансирование, поэтому записаться на прием очень сложно.

Отношения с опекой у меня сложились спокойные, ровные. Они мне особенно ни с чем не помогали (я полгода стояла у них на учете как кандидат, они так и не разу не позвонили ничего не посоветовали и не предложили). Но и не мешали тоже, особо не допекали проверками и бумажной волокитой.

 Если в других районах опеки дергают родителей, особенно после дела семьи Дель, заставляют заводить аккауты в соцсетях, размещать там фото детей, терзают с финансовым отчетами и бумагами.

С моей опекой у нас “пакт о ненападении”, то есть я стараюсь выполнять их обращения и просьбы без задержек, и они меня лишний раз не дергают, — вот так мирно сосуществуем.

Иллюстрация Екатерины Селиверстовой

Мама на работе

Немного о том, как я организовала свой рабочий процесс. На работе я взяла месячный отпуск за свой счет, а потом два месяца работала дистанционно с повременной оплатой и жила за счет своих сбережений.

О создании финансовых запасов минимум на 6 месяцев я позаботилась заранее. На работе к теме приемного ребёнка отнеслись с пониманием и предоставили такие возможности.

Декретный отпуск у нас в стране по закону положен только тем, кто берет в семью ребенка до трех лет, моему сыну было уже шесть, поэтому отпуск мне не был положен.

На четвертый месяц я решила выйти на работу, устроив ребенка в детский сад. Хотя приемных детей рекомендуют держать дома год или два, чтобы дети успели привыкнуть к дому и отношения с родителями наладились.

Но у меня выбора не было – и мой Альберт пошел в сад. По природе он очень общительный, поэтому адаптация прошла относительно легко, он сразу завел друзей.

Хотя, конечно, новая обстановка требовала от него определенных усилий – к вечеру он очень уставал, поэтому я старалась водить его в садик на четыре дня.

Хорошо, что наработанный рабочий стаж и опыт позволяют договориться с работодателем о гибком графике. И я устроилась на полставки, то есть работала через день. С ежедневной работой я бы многого не успевала. 

Новый этап

Сейчас Алик стал намного спокойнее, увереннее себя чувствует, быстрее засыпает. Он очень вырос, и у него взгляд домашнего ребенка. Он научился считать и знает многие буквы, у него улучшилась память.

Если сравнивать его с обычными домашними детьми, многие из которых свободно читают в пять лет и декламируют стихи на детсадовских праздниках, то он по-прежнему отстает от своих сверстников в общем развитии.

Но за полтора года он прошел колоссальный путь, и я считаю, что мы – молодцы, особенно сын.

Вот сидим мы с ним в открытом летнем кафе в парке, и он мне говорит: “Мама, а это кафе работает допоздна”. “Почему он так решил?” — думаю я. Он тут же добавляет: ”Смотри, здесь есть лампы”. Поднимаю голову и точно, по краю тента вмонтирован ряд ламп.

Думаю: “Вот мой мальчик сообразительный, мыслит логично”. И тут же Алик говорит: “Вон посмотри солнечные батареи  и показывает на фонари, которые работают от солнечных батарей.

Я же удивляюсь про себя: “Откуда мальчик из глуши, где и обычные электрические лампы на улице вечерами не горят, уже знает про солнечные батареи!”.

Еще год назад он с трудом говорил, путая падежи и числа, мало знал, ничего не запоминал, и жаловался мне: “У меня ум тонкий…”.

И, конечно, самое главное — у нас появилась привязанность, мы часто говорим, что любим друг друга. Я называю его «любимым сыночком», а он меня – «самой лучшей мамой». Я стараюсь обнимать и целовать его как можно чаще. У нас бывают такие счастливые дни.

Конечно, это появилось не сразу. Просто вначале Алик очень хотел в семью и при первом же знакомстве начал называть меня “мамой”. Я очень хотела ребенка, и меня это подкупило. И вот так встретились два одиночества.

И еще я увидела, что он меня сразу принял, я ему понравилась.

//www.youtube.com/watch?v=-FqzagOi_V4

Несмотря на все его выходки и мои выпады, мы всегда мирились перед сном. Что бы ни происходило, мы обнимались и целовали друг друга на ночь. И в итоге месяцев через восемь-девять у меня как-то само собой стало вырываться “родной”, “любимый”. Я даже сама себе удивилась!  Ни я, и ни он не прилагали к этому особых усилий, все само по себе получилось — образовалась любовь и привязанность.   

Самое сложное сейчас — это когда происходят «откаты» назад. Вот у нас все мирно и прекрасно, а на следующий день он переутомился, подрался или возник другой стрессовый момент — и пошел резкий откат, капризы, скандалы. Все это случается неожиданно, и в такие моменты очень непросто.

Вообще, я уже поняла, что у моего сына сильный характер, он уже прошел “огонь и воду” и просто никогда не будет, но я учусь с ним договариваться и верю, что конфликтов у нас будет все меньше и меньше. Во всяком случае к его подростковому возрасту я уже полностью готова.

Источник: //philanthropy.ru/cases/2017/07/01/52008/

Адаптация приемного ребенка в семье: этапы и проблемы адаптации

Адаптация приемного ребенка

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

О необходимости родительской любви

Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от трех месяцев до четырех лет, хотя, конечно, берут деток и постарше. Кажется, что ребенок в бессознательном возрасте еще не успел понять всей тяжести своего положения и с легкостью примет приемных родителей как родных. Что и говорить, совсем маленький малыш даже не будет помнить, что его взяли из детдома!

Но дело в том, что на бессознательном уровне период, проведенный без значимых взрослых (в особенности без мамы), все равно скажется на психическом развитии человека. Каждая минута, проведенная без опеки и любви родителей, оставляет в душе малыша след боли, страха, отчаяния.

Даже если новорожденный ничего не понимает и не помнит, ему уже в первые минуты после рождения жизненно необходимо увидеть маму, почувствовать ее тепло, услышать голос, поэтому всех, пару секунд назад появившихся на свет, малышей кладут матери на грудь (в некоторых случаях детей кладут на грудь отцу).

Именно любовь матери, по мнению психолога Э. Эриксона, в первый год жизни формирует новое психическое образование – базовое доверие к миру. Без умения доверять миру, взрослый человек не сможет быть счастливым, он будет испытывать большие трудности, пытаясь построить глубокие, длительные, доверительные, интимные отношения.

Любовь нужна новорожденным людям не меньше, чем воздух, вода, пища и кров.

Из записей путешественника, францисканского монаха С. де Адам известно, что германский король, он же император Священной Римской империи Фридрих ІІ (1194-1250) провел жестокий и шокирующий эксперимент. Желая выяснить какой язык из всех существующих является первоначальным, он приказал отобрать детей у разных родителей и воспитывать их в изоляции.

За детьми ухаживали няньки, но они с ними совсем не разговаривали и не ласкали. Король думал, что заговорят дети на том самом языке, который является общим и первоначальным для всех народов, но ни один ребенок так и не заговорил.

Дети не научились говорить не потому, что не слышали речи, а потому, что просто не дожили до того возраста, когда могли бы начать разговаривать. Младенцы которых кормили, купали, обеспечивали все условия, но ни целовали, ни обнимали, ни любили, умерли в младенчестве.

Люди, которые берут детей из детдома, дарят им не только семью и любовь, но и надежду на счастливое будущее. Однако дело воспитания любого ребенка (все равно родной он или приемный) непростое. Одной любви не достаточно, нужно иметь терпение, мудрость и стремление понять любимого, но все же другого, отдельного, обладающего собственной индивидуальностью и правом на свободу, человечка.

Особенности личности лишенного семьи ребенка

И дошкольник, и школьник, и подросток развиваются очень быстро, у каждого возрастного периода свои особенности, трудности, кризисные этапы. Они одинаковы для всех деток, но приемный ребенок, безусловно, отличается от рожденного в семье, по крайней мере, в адаптационный период.

Детки любого возраста, которые какое-то время провели без семьи, но обрели новую, отличаются тем, что:

  • в некоторой степени отстают в своем интеллектуальном развитии от сверстников,
  • безынициативны, не слишком любознательны, малоактивны,
  • малообщительны, не умеют общаться открыто, избегают контакта глаза в глаза во время беседы,
  • «выпадают» из контакта, погружаясь себя (при этом могут совершать монотонные движения),
  • боязливы, главный страх – гнев взрослого, даже улыбаются такие детки через страх разозлить опекуна,
  • боятся выразить себя и часто не знают сами чего хотят,
  • боятся выражений любви (объятий, поглаживаний, поцелуев, даже просто близкого присутствия взрослого рядом): либо не дают себя обнимать и злятся, либо реагируют равнодушно и словно бы «обмякают» в руках взрослого,
  • патологически послушны, боятся отказывать взрослому и выражать свою волю,
  • склонны к самонаказанию, могут поругать себя и даже ударить (если их физически наказывали раньше),
  • недоедают или переедают, имеют проблемы со сном.

Какие-то из этих особенностей обусловлены не самыми лучшими условиями жизни ребенка до приема в семью, а какие-то уже непосредственно тем стрессом, который он переживает, привыкая к новой семье.

Этапы адаптации приемного ребенка

В течении жизни адаптироваться человеку приходится как к обществу в целом, так и к разным конкретным малым и большим социальным группа и к ближайшему окружению.

Подробнее о том, что представляет собой адаптация и особый ее вид – социально-психологическая адаптация, читайте в статье //ourmind.ru/socialno-psixologicheskaya-adaptaciya-prisposablivatsya-ili-prisposablivat.

Нельзя сказать, что детдомовские дети совершенно неадаптированы к жизни в обществе. Они адаптированы, но к той особой, несемейной среде, в которой пребывали ранее, поэтому говорят, что они «несемейные». К приемной семье деткам придется привыкать, усваивать новые для себя правила поведения, многому учиться.

Адаптация приемного ребенка – это социально-психологическая адаптация. Она представляет собой продолжительный процесс, а также и конечный успешный результат взаимодействий личности ребенка с новой семьей.

В результате успешной социально-психологической адаптации ребенок усвоит нормы, правила, ценности, образ жизни новой семьи, он приспособится к ней, станет ее частью, но это будет происходить постепенно.

Выделяют три этапа адаптации приемного ребенка:

  1. «Медовый месяц». Этот этап длится от одного месяца до полугода и характеризуется желанием понравиться. Ребенок всеми силами пытается казаться родителем самым лучшим, а они пытаются ему во всем угодить.

Дети всем свои видом и поведением показывают, что им хорошо в новой семье, ведут себя сдержанно и послушно, но в это же время переживают огромный стресс.

На этом этапе родителям нужно не только окружать ребенка заботой и лаской, но и объяснять ему как устроен быт, как распределяются права и обязанности членов семьи, каков распорядок дня и так далее.

  1. Регрессия или «возврат в прошлое». На этом этапе ребенок оправляется и от приятного шока и от стресса после попадания в новую для него среду. И тут начинается самое сложное – «притирка».

Малыш уже успел познакомиться с обстановкой в доме и с новой семьей в достаточной мере для того, что расслабиться и начать вести себя привычным образом. Тогда-то ребенок (и родители) и обнаруживает, что прежние модели поведения неэффективны в семье, и чтобы начать вести себя по-новому, сначала нужно избавиться от старых привычек и стратегий, а затем усвоить новые.

Это самое сложное время как для ребенка, так и для родителей, время установления границ и пределов дозволенного, четких правил, смены привычек и стиля жизни.

На этом этапе проявляются все проблемные моменты, возвращаются страхи, ребенок может часто болеть. Приемные дети часто выбирают крайности: либо замыкаются в себе, либо становятся чрезмерно активными и даже агрессивными.

Приемным родителям тоже непросто, они часто срываются и могут даже усомниться в правильности принятия решения усыновить малыша. Теперь, как никогда прежде и после, нужно быть терпеливым, внимательным, заботливым, любящим по отношению к ребенку.

  1. Восстановление. Это последний этап адаптации, когда ребенок избавляется от своей «брони», открывается, отвечает взаимностью. Он начинает чувствовать себя частью семьи, начинает понимать, что значит быть чьим-то, привязывается к семье, перестает бояться, начинает по-настоящему доверять, понимать родителей, а они его.

В это время ребенок даже внешне преображается, хорошеет и меньше болеет.

На этом этапе родителям важно узнать ребенка поближе, каковы его особенности, способности, интересы, склонности и начать развиваться его личность.

В общей сложности адаптация приемного ребенка в новой семье может длится несколько лет.

Признаки успешной адаптации

Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно, приемный ребенок:

  • будет более волевым и смелым в принятии самостоятельных решений,
  • станет проявлять здоровую активность и инициативу, познавая окружающий мир,
  • при общении с родителями смело пойдет на телесный и зрительный контакт,
  • в случае опасности на улице спрячется за маму или папу, а не за неживой объект или незнакомого человека,
  • в случае, когда ему что-то не нравится в действиях взрослого, будет реагировать протесом, а не смирением,
  • научится отличать свое от чужого (ведь раньше у него все было общее с другими детьми, поэтому сложно понять что такое «мое»),
  • научится понимать, что ему самому, а не взрослому нравится, а что нет,
  • найдет для себя любимые занятия и увлечения,
  • будет больше искренне улыбаться, его мимика в целом станет более живой, подвижной,
  • научится реагировать на запреты, сказанные спокойно,
  • начнет называть приемных родителей «мама» и «папа».

Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.

Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.

И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».

Как Вы считаете, нужно ли говорить ребенку, что он приемный?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Источник: //ourmind.ru/adaptaciya-priemnogo-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.