Аутизм. Первые контакты с миром

Аутизм — болезнь ххi века? – журнал

Аутизм. Первые контакты с миром

Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка.

В худшем случае врачи говорили, что он умер при родах. Причем тогда не разделяли олигофренов и аутистов. У таких детей не было будущего или возможности оказаться полезными обществу.

Сколько потенциальных гениев потеряла наша страна за все время существования инструкции, остается только гадать

Аутизм — болезнь ххi века?

Наш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма — болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента.

И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 — 20 — аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. Кстати, в России взрослых аутистов нет.

На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка. Но пока это мало помогает. 70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж.

Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя». И это при том что их число постоянно и неуклонно растет. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

Более того, аутизм уже называют самой распространенной среди хакеров болезнью.

Авторитетный исследователь заболевания американка Темпль Грэндин, страдающая одной из редких форм аутизма — синдромом Аспергера, вообще указывает на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров.

К тому же романтический ореол — обаятельные, несколько неуклюжие гении, — созданный вокруг аутистов киношниками (фильмы «Человек дождя», «Меркурий в опасности»), затмевает то, что перед нами эпидемия серьезной болезни. А болезнь необходимо лечить.

«Синдром раннего детского аутизма» (от латинского слова autos — сам, погружение в себя) — это понятие вошло в обиход благодаря американскому детскому психиатру Лео Каннеру, наблюдавшему в своей клинике в далеком 1943 году одиннадцать сходных случаев неизвестной болезни. В дальнейшем ее исследованиями занимались такие известные ученые, как австриец Г. Аспергер или наш соотечественник С. Мнухин. Были выявлены основные черты и критерии заболевания.

Оказывается, аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Болезнь воздействует как на психические функции вроде речи или интеллекта, так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.

Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. Ребенок не играет, не улыбается, никак не реагирует на собственную мать, а когда к двум-трем годам начинает говорить, то переставляет местоимения или использует штампы.

Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы, слабо реагирует на происходящее эмоционально, подвержен неофобии — боязни всего нового, однообразно ведет себя, например постоянно постукивая или тряся руками. Привлечь его внимание очень и очень сложно.

…Профессиональный психолог Марина Кузьмина рассказывает о том, как ей попался маленький аутичный пациент. Долгое время он вообще никак не реагировал на любые попытки войти с ним в контакт. Сидел, будто НЛО, и что-то рисовал на бумаге. Хорошо, что психолог догадалась обратить внимание на эти рисунки.

Все его неровные черточки и мазки складывались в очертания бобров. Этих животных мальчик любил больше всего на свете. Он прочел про них все, что только нашел дома, и готов был часами рассматривать их в иллюстрированных книжках. И вот маленький аутист и профессиональный психолог стали рисовать бобров вместе.

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов.

Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу.

Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Выделяют четыре группы аутизма. Первая является самой тяжелой. Она характеризуется полной отрешенностью человека от происходящего. К сожалению, вероятность того, что он выйдет из своего «заколдованного» состояния, мизерно мала.

Вторая группа включает в себя тех, кто активно отвергает происходящее. В речи такие больные любят использовать штампы типа: «Здравствуйте! Как дела? У меня все хорошо», здороваясь с любым знакомым или незнакомым человеком.

Проявляют способности только в том, что нравится делать. Для них характерен избыточный консерватизм.

…Трехлетний Артем любит конструктор. Он может часами собирать из него пирамиды. Разноцветные. Из красных, зеленых, синих, розовых кусочков. Причем он собирает абсолютно идентичные пирамиды. И не ошибается ни на кубик.

Когда Артем занимается своим любимым делом, весь остальной мир перестает для него существовать. Еще он любит компьютер и цифры на экране, которые так похожи на его игрушечные пирамиды. Зато очень не любит, когда его отвлекают от конструирования на еду, сон или поход к врачу.

Кажется, Артем может собирать свои фигуры всю оставшуюся жизнь.

Третья группа объединяет людей, способных воспринимать окружающий мир, но погруженных в собственные интересы. Они абсолютно не приспособлены к жизни, не интересуются мнением или потребностями окружающих. Годами могут увлекаться одними и теми же действиями или родом деятельности. А вот чем именно, вы можете никогда и не узнать.

…Мама одного аутиста, который в свои девять лет ни разу ничего не сказал, отвела его к специалистам.

«А вы знаете, — сказали ей, — что ваш сын умеет читать?» Женщина была просто в шоке — она ведь столько раз пыталась заставить его что-нибудь написать или сказать хотя бы одно слово.

А специалисты просто попросили мальчика разложить карточки со словами в правильном порядке. Ребенок с задачей справился просто мгновенно.

Наконец, четвертая группа аутистов наиболее приближена к обычным людям. Больные кажутся несколько заторможенными, живо реагируя только на определенные образы или ситуации. Ранимы и беззащитны. Дети обычно сильно зависимы от взрослых. В стереотипах руководствуются понятием «правильности». До мелочей законопослушны.

Наука указывает на несколько причин появления и развития болезни. В основном это врожденные биологические факторы типа мозговой дисфункции или диспропорции (недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомных аномалий и обменных нарушений.

Бытует мнение, что в распространении аутизма виновата обычная вакцинация. Так, основатель частного исследовательского института аутизма в Сан-Диего психолог Бернард Римланд уверен, что особенно опасны в смысле появления болезни комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки).

А вот координатор подразделения нейробиологии и генетики аутизма в Национальном институте США детского здоровья и развития человека Мэри Бристол-Пауэр называет среди возможных причин заболеваемости пестициды и загрязнители окружающей среды.

Нельзя не учитывать и психические факторы. Ученые давно ввели в обиход «теорию эмоциональной холодности родителей» — актуальную для нашего компьютеризированного общества версию происхождения болезни. Может, во всем действительно виновато недостаточно насыщенное аффективно-эмоциональное общение матери и ребенка?

Но, скорее всего, у аутизма исключительно генетическая база. Недавно ученые обнаружили ответственную за болезнь мутацию, локализованную в гене HOXA-1, который регулирует раннее развитие мозга.

Почему же аутизм, становящийся все более и более распространенным, почти не вызывает серьезной реакции в обществе? Просто многие сразу вспоминают аутиста Баббитта из «Человека дождя», который помнил, кто в каком году выиграл матч на первенство НБА, мог высчитать в уме квадратный корень четырехзначного числа и знал наизусть весь телефонный справочник. Исследователи подтверждают: умственный коэффициент аутичных детей зачастую превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Таких детей обычно интересуют лишь три сферы деятельности: рисование, музыка, конструирование. Таким образом, целых 10% аутистов обладают выдающимися способностями, тогда как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. С другой стороны, если одни аутисты легко справляются со сложнейшими математическими вычислениями, могут по памяти воспроизвести услышанную мелодию и с точностью до мельчайших нюансов скопировать Рембрандта, то другие, которых около 50%, по своему умственному развитию приближаются к олигофренам. Причины подобного разделения, а также необычных способностей оставшихся 50% науке неизвестны. Сами аутисты утверждают, что как бы «видят» ответ. Множество цифр и букв в их мозгу складываются в нужные суммы или слова. Ученые пытаются объяснить это высокой скоростью химических реакций в голове больных.

Джоэл Смит, исполнительный директор Autism Services Association, к примеру, считает, что при аутизме характерна резкая неравномерность развития.

«Умственная отсталость, — говорит он, — обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности.

А при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком».

Кроме этого, у аутистов много других очень эксцентричных черт. Например, они ненавидят беспорядок и приводят все окружающее в некую стабильную, а еще лучше — в замкнутую систему. Кстати, именно эта маниакальная страсть к порядку так роднит их с компьютерами.

Большинство аутистов обладают способностью к программированию и могут, к примеру, за несколько дней освоить любой компьютерный язык только по исходным кодам приложений.

Недаром, по неофициальным данным, в известной всему миру компании «Майкрософт» число аутистов среди сотрудников составляет от 5 до 20%.

Между прочим, аутисты рождались и в прежние времена. Ученые считают ими таких известных исторических личностей, как Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Моцарт и даже наш любимый Александр Сергеевич. К тому же именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей.

Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается? «Я определенно существо не коллективное», — косвенно подтверждает точность легенды гениальный программист и известный аутист Петер Леви.

То есть таким людям, как он, не нужны ни родные, ни друзья, ни любимые. Им не нужен вообще никто.

Есть в Интернете знаменитый сайт аутиста Линдсея Викса. Он пытается рассказать обычным людям о внутреннем мире подобных ему. О дружбе Викс пишет, что не понимает ее значения. Он не знает, как это — сходиться с людьми. Что должно измениться в его жизни с появлением друга и как точно определить, есть ли у него друг или нет. «Поэтому я не вижу в ней, дружбе, особого смысла», — заключает он.

Так что выводы определенно двойственны. С одной стороны, если выделенный некоторыми американскими учеными «ген гениальности» не может не идти рядом с «геном шизофрении», то пусть будет так.

На Западе уже давно стало престижным воспитывать будущих гениев-аутистов и потом всячески помогать им приспособиться к окружающей действительности.

Так, один из подверженных этому заболеванию детей воспитывается в семье известного киноактера Сильвестра Сталлоне.

Но с другой стороны, скорость распространения болезни грозит миру настоящей эпидемией. А ведь причины ее до сих пор окончательно не ясны. И кто знает, не уступят ли скоро СПИД с раком свои почетные первые места новой пандемии. И не назовут ли болезнью XXI века поначалу такой безобидный и даже в чем-то чрезвычайно полезный, романтизированный Голливудом аутизм?

Кирилл ЖУРЕНКОВ

В материале использованы фотографии: East NEWS, Fotobank

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2288854

Аутизм

Аутизм. Первые контакты с миром

Самые пугающие слова об аутизме, которые вы можете прочесть или услышать – «неизлечимое психическое заболевание». Именно так традиционная медицина трактует аутизм сегодня.

Синонимом понятия «аутизм» выступает и широко распространенный термин «расстройство аутистического спектра», или сокращенно — РАС.

В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которую используют психиатры постсоветского пространства, аутизм располагается в рубрике «Общие расстройства психологического развития (F84)»

Американская медицина рассматривает проблему укрупненно и на данном этапе диагноз устанавливается согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM). Две схемы толкования диагностических критериев РАС согласно DSM-5 можно посмотреть здесь.

Различия в стандартах, большое число терминов и формулировок легко сбивает с толку родителей — даже тех, которые уже сталкивались с длительными болезнями детей. Более того! О целесообразности и адекватности изменений в классификациях постоянно спорят и сами специалисты.

Что же важно понять родителям, впервые столкнувшимся с этим пугающим словом «аутизм» в непосредственной близости от ребенка?

Отбросив отличия и тонкости классификаций, в первую очередь нам важно понять патологическую суть расстройства, которое подозревают или диагностировали у ребенка.

Давайте переложим на простой язык общее представление об аутизме.

Аутизм – это  обширное расстройство в работе психики и нервной системы вследствие нарушений в развитии головного мозга. Аутизм ярко проявляет себя в изоляции человека от мира, ненормальном поведении и снижении его способности к коммуникации и социальному взаимодействию.

Степень изоляции может быть разной, как и выраженность поломок в коммуникации. Однако это не меняет обширной сути расстройства.

Для максимального понимания аутизма целесообразно опираться на слово «спектр». Оно идеально подчеркивает широту патологических признаков и разнообразие в комбинациях аутичных черт. В результате под одним и тем же укрупненным диагнозом можно наблюдать различные картины.

Например, в одной очереди на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) с предполагаемым диагнозом РАС встречаются очень разные дети. Первый ребенок с активно развивающейся речью и нормальным интеллектом, которого от ровесников отличают многочисленные странности (стереотипное поведение, сниженный интерес к людям, сложности в налаживании контактов, неумение играть на детской площадке).

Второй ребенок — совсем неговорящий, со сниженным интеллектом, с элементами самоагрессии, с нулевым уровнем социализации или не способный к самообслуживанию согласно возрасту.

Так что же объединяет этих детей? И что позволяет медицине отнести их к одному и тому же спектру расстройств аутистической природы?

Их объединяет широта набора качественных нарушений, которые присутствуют в трех сферах развития личности:

  1. Социальное взаимодействие
  2. Взаимная коммуникация
  3. Поведение.

Зачастую симптомы из этой характерной триады замечаются родителями и врачами до 3-4 лет и носят устойчивый характер даже при вмешательстве специалистов. Увы, но аутизм – не та болезнь, которая может быть скорректирована быстро и легко.

Вот почему в условиях роста заболеваемости аутизмом, которая отмечается во всем мире, становится критически важным хорошо знать хотя бы главные маркеры РАС и постоянно сравнивать развитие ребенка первых трех лет с усредненными нормами. Каждый родитель и каждый педиатр должен быть настороже!

Какие признаки должны присутствовать у ребенка, чтобы  врач предположил аутизм?

Основные аутичные черты в возрасте от 6 месяцев до 3 лет подробно описаны здесь — с таблицей для ранней диагностики.

Уважаемый читатель! Если вы тот родитель, который уже обеспокоен дефицитами и странностями своего ребенка, то мы просим вас как можно раньше уделить внимание тщательному анализу ребенка, согласно вышеуказанной таблице.

Обобщенный перечень аутичных черт по трем сферам представлен ниже.

  1. Социальное взаимодействие:
  • Нарушен отклик на имя и другие социальные стимулы
  • Снижен или отсутствует глазной контакт
  • Нарушена имитация и желание контактировать с людьми
  • Нет интереса к ровесникам или очевидное отставание в умении контактировать со сверстниками
  • Снижен интерес к людям в целом, к новой обстановке и обстоятельствам
  • Снижено интуитивное понимание состояния другого человека, языка тела, мимики
  • Использование других людей как инструмента (указывание чужим пальцем и т.п.)
  1. Коммуникация – вербальная и невербальная:
  • Нарушено совместное внимание
  • Зачастую наблюдается задержка речи – активной и пассивной
  • Застревание на названиях, сложность в переходе к фразовой речи
  • Эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений
  • Неумение пользоваться жестами (плохо формируется ключевой жест раннего детства — указательный)
  • Неумение сопровождать жесты словами, а слова жестами
  • Нежелание и неумение просить о помощи
  • Нежелание и неумение делиться эмоциями
  1. Поведение – ограниченное и повторяющееся:
  • Бесцельные движения, известные как стереотипии (взмахи, вращение, раскачивание)
  • Повышенная зависимость от ритуалов (болезненное соблюдение необычных и тривиальных правил)
  • Болезненная потребность в однообразии (режим, маршруты, расположение вещей)
  • Узкий круг интересов — фиксация на 1-3 любимых объектах без желания пробовать новые (любимая игрушка, мультик, книга, область знаний, вид занятий)
  • Самоагрессия — опасная активность, которая приводит к ранениям самого человека (укусы самого себя, удары головой об стол и стены, шлепки себя по ушам).

Помимо болезненных симптомов в поведении, коммуникации и социальном взаимодействии большинство детей с РАС имеет значимыепроблемы в сенсорной интеграции.

Под сенсорной интеграцией следует понимать упорядочивание сигналов от внешней среды, которые поступают в мозг человека семью путями — через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, проприоцептивную чувствительность и чувство равновесие. При аутизме возможны разнообразные отклонения по всем 7-ми сферам, в любую из крайностей – гипер- или гипочувствительность.

Итак, какие выводы можно сделать о многочисленных проявлениях аутизма?

Особенность аутизма в огромном множестве возможных признаков и их комбинаций. В науке такой разнообразный многокомпонентный комплекс симптомов и признаков называется фенотип. Современные ученые пытаются классифицировать по отдельности все существующие фенотипы людей с аутизмом. Но и эти фенотипы будут значительно отличаться друг от друга.

И все же под один спектр, как под общий зонтик, столь разные больные объединены из-за наличия аутичных черт сразу в трех выше указанных сферах. Или — хотя бы в двух из этих сфер, когда речь идет об атипичном аутизме согласно МКБ 10.

Согласитесь, даже в простом изложении аутизм выглядит запутанной проблемой, которой и является. Неудивительно, что для врачей такой обширный разброс в проявлениях болезни  представляет большую диагностическую проблему.

Перейдем к причинам аутизма: почему он развивается?

К сожалению, аутизм – это так называемое «полиэтиологическое заболевание», находящееся на стадии изучения. То есть на сегодня известно лишь то, что к аутизму могут приводить многие причины.

И хотя аутизм зачастую обусловлен генетическими поломками, его генетика сложна и недостаточно исследована. Ученым пока неясно, что оказывает ключевое влияние на возникновение РАС — взаимодействие большого числа генов, или редкие мутации с весомым эффектом.

В целом, на том недостаточном уровне знаний об аутизме, который отличает современную науку, наиболее логичной кажется комплексная гипотеза о причинах аутизма, которая, возможно, объясняет большую часть случаев в статистике заболеваемости.

Согласно ей можно предполагать, что у многих детей с РАС сработало совмещение генетической предрасположенности и внешних агрессивных факторов, которые выполнили роль «контрольного выстрела» по слабым звеньям генетики. В итоге ребёнок с предрасположенностью заболел аутизмом из-за тех внешних воздействий, которые не приведут к аутизму у его ровесника без предрасположенности.

Из факторов внешней среды к аутизму могут приводить разные обстоятельства, однако далеко не все из догадок подтверждены солидными исследованиями.

Ниже мы приводим статистические выводы от Национального института здоровья США, который в 2003-2009 гг провел длительное исследование под названием Childhood Autism Risks from Genetics and the Environment — «Экологические и генетические факторы риска в развитии детского аутизма» (CHARGE) . Вот некоторые зафиксированные наблюдения:

  • Риск аутизма и проживание беременной женщины вблизи скоростной трассы: есть связь
  • Загрязнение воздуха от транспорта и аутизм: есть связь
  • Наличие определенных генов у матери, не принимавшей витамины для беременных, повышает риск аутизма в 7 раз
  • Применение фолиевой кислоты во время беременности, возможно, снижает риск аутизма
  • Заболевания с повышением температуры тела у беременной женщины увеличивает риска аутизма.

Также для справки отметим и те факторы риска, которые считают весомыми многие врачи биомедицинского направления:

  • Солидный возраст родителей, особенно отца
  • Аутоиммунные болезни, псориаз, бронхиальная астма, выраженный гипотериоз у матери
  • Неестественный способ зачатия
  • Гормональная терапия, в том числе связанная с бесплодием и маточными кровотечениями во время беременности
  • Кесарево сечение и травмы головы и позвоночника во время естественных родов
  • Преждевременные роды
  • Низкий вес ребенка при рождении (до 1500 гр)
  • Пренатальный стресс
  • Прием некоторых групп препаратов, среди которых ингибиторы обратного захвата серотонина (антидепрессанты)
  • Наличие депрессий в анамнезе у матери
  • Инфекции в пренатальный период (грипп, цитомегаловирус)

В статьях и блогах DAN!-врачей можно встретить и другие гипотезы и собственные статистические наблюдения.

Нам кажется логичным следующий вывод: факторов риска  действительно много, и как раз их обилие хорошо объясняет стабильный рост заболеваемости аутизмом. Он настолько значителен и неуклонен — начиная еще с 90-х годов 20-го века! — что многие врачи говорят об эпидемии аутизма. Вот три впечатляющих факта:

  • На сегодня в США аутизм диагностируется у 1 из 68 детей: 1 из 42 у мальчиков, 1 из 189 у девочек.
  • В мире в целом  людей с РАС десятки миллионов, в США — около двух миллионов.
  • Аутизм встречается во всех слоях общества, во всех странах, во всех расах.

Почему нам важно проявить внимание к перечню возможных факторов риска для развития аутизма?

Оценить для себя перечисленные рисковые факторы особенно полезно для правильного описания анамнеза жизни и болезни ребенка. Обращаясь за помощью к врачам, в том числе биомедицинского направления, родителям придется часто отвечать на вопросы о предполагаемых вредных воздействиях.

Иногда правильная догадка DAN!-врача согласно тонкостям анамнеза способна оптимизировать план обследования и существенно укоротить путь поиска тех ключевых поломок в детском организме, которые больше всего влияют на нарушения в работе головного мозга у данного ребёнка.

Кроме того, общий вывод, который мы можем сделать из обилия рисковых факторов, помогает принятию непростого диагноза. Никто не виноват в случившемся заболевании. Аутизм возник у вашего ребенком не как «божья кара», а потому что он легко может развиться у каждого человека, который рождается в современном мире.

Прочтите еще раз перечисленные гипотезы. Согласитесь, сложно представить себе человека, который сможет избежать всех опасных обстоятельств, даже если будет знать о них заранее.

Екатерина Гедражко

Источник: http://www.corhelp.ru/autizm/

Аутизм. Наладить контакт с миром возможно

Аутизм. Первые контакты с миром

Российские ученые разработали ряд уникальных методик, с помощью которых аутичные дети могут полноценно влиться в общество: развить речь, учиться в обычных школах и, повзрослев, сделать успешную карьеру.

Ауизм — нервное расстройство, при котором у детей нарушаются обменныепроцессы в мозге. В результате задерживается их интеллектуальное и речевоеразвитие.

Аутичный ребенок не может и не хочет налаживать контакт с внешним миром. Онпогружается в свой внутренний мир. Окружающие не интересуют его. Для Infox.

ruрассказывает директор центра «Детство» член-корреспондент РАН Евгений Лильин:«Дети с аутизмом — это дети, уходящие как бы в себя. Дети, которых становитсявсе больше не только в нашей стране, но и в мире.

Сегодня, по данным мировойстатистики, их насчитывается 5-10 человек на тысячу детей».

Причинами заболевания могут стать наследственность, родовая травма головыребенка или трудная беременность матери.

Установить контакт

Еще двадцать лет назад это заболевание считалось неизлечимым. Сегодняразработаны методики, с помощью которых аутизм лечится, хотя процессреабилитации затягивается на долгие годы. Для положительных результатов нужноприлагать много усилий родителям и ребенку, врачам и педагогам, психологам илогопедам.

Аутичные дети с трудом идут на контакт. В этом и заключаются основныепроблемы адаптации. Чтобы помочь решить их, российские ученые разработали новуюметодику под названием «Ребенок и пространство». Ребенку предлагают самомуорганизовать свое личное пространство.

Это позволяет быстрее устанавливать сним контакт и помогает развивать его способности. О своих воспитанникахрассказывает для Infox.ru директор Центра Московского комитета образованияпрофессор Владимир Касаткин: «Нужно по-другому организовать пространство.

Не втом смысле, что нужно по-другому стулья расставить или компьютеры вывесить, а втом смысле, что ребенок должен сам почувствовать себя режиссером процессаобучения.

Это помогает нам вырабатывать дальнейшую стратегию, исходя изиндивидуальных особенностей восприятия данного конкретного ребенка».

Чем раньше, тем лучше

Первый шаг к выздоровлению: вовремя поставить диагноз. Дети, у которыхвыявили заболевание в два-три года, имеют все шансы восстановить нарушенныефункции и стать полноценными членами общества.

Ане восемь лет. Она закончила первый класс коррекционной школы. Когда ейбыло три, она еще не говорила ни слова. Мама обратила внимание на странноеповедение дочери. Девочка часами могла заниматься игрушками, совершенно непытаясь обращать на себя внимания родителей.

В трехлетнем возрасте этотревожные симптомы. «Ребенок старается быть в одиночестве, — делится своимипереживаниями с корреспондентом Infox.ru Светлана, мама Ани, — Она никому несмотрит в глаза. У нее развивается гиперактивность — возбужденное состояние.

Аня старается все быстро делать, неосознанно». Сильно обеспокоившись поведениемдочери, Светлана показала девочку врачам. После длительного обследованияпоставили диагноз: аутизм. В анином случае причиной заболевания стала серьезнаяродовая травма головы.

Врачи даже думали, что девочка никогда не научитсяговорить.

Аню направили в реабилитационный центр. Уже через полгода девочка началапроизносить первые слова. А к пяти годам мама даже смогла отдать ее в обычныйдетский сад. «Мы ходили в общеобразовательный садик. С детишками она себя веланормально и вполне адекватно», — вспоминает Светлана.

Аня каждые полгода проходит курс лечения в реабилитационном центре. Онаделает успехи. По прогнозам врачей, через три-четыре года девочка будетразговаривать. Годам к тринадцати ее интеллектуальное развитие почти не будетотличаться от развития сверстников-подростков.

«Очень многие дети с первоначальным диагнозом “аутизм” успешно проходятновые реабилитационные программы и достигают абсолютно нормального статуса. Онивполне интегрированы в обычные школы, — рассказывает Евгений Лильин.

— Болеетого, среди них весьма много талантливых детей, а некоторые — на гранигениальности. Достаточно вспомнить, наверное, одного из самых выдающихсямузыкантов-пианистов мира.

Это Олег Аккуратов — человек, которого мы открылина фестевале творчества детей-инвалидов шесть лет назад, который закончилЛондонскую королевскую консерваторию и успешно гастролирует по всему миру».

Замкнутые гении

Ученые, изучая проблемы аутичных детей, пришли к выводу, что в большинствеслучаев эти пациенты имеют отклонения только в физическом развитии. Умственныеже способности, напротив, у них часто бывают гораздо выше, чем у обычных детей.

Комментирует для Infox.ru психолог Наталья Манэлис: «Среди наших детейдействительно очень много талантов. В частности, многие из них прекраснорисуют, у многих бывают способности к математике, у многих, очень многихабсолютный музыкальный слух».

Источник: https://www.infox.ru/news/158/house/children/62789-autizm-naladit-kontakt-s-mirom-vozmozno

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.