Благовещение Пресвятой Богородицы

Содержание

Благовещение пресвятой богородицы – древо

Благовещение Пресвятой Богородицы

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика ок. 1040. Алтарные столпы Киевского Софийского собора

Благове́щение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (греч.

Εὐαγγελισμὸς τῆς ῾Υπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ̓Αειπαρθένου Μαρίας; лат.

Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение благословенной Девы Марии), двунадесятый церковный праздник, посвященный воспоминанию явления Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении от Нее Спасителя

Празднуется 25 марта

Согласно Евангелию (Лк 1, 26-38), в шестой месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в гогод Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.

Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св.

Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Согласно апокрифам II в.

– «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно первому из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно второму – между ними прошло 3 дня [1]. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника [2].

В истории праздник Благовещения воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют.

Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников [3]. С XIV в.

, с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них [4].

В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников, в Римо-католической церкви это второстепенный праздник [5].

Установление праздника

Благовещение, икона работы св. Андрея Рублева, 1405 г.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III века; в Равенне (после 400) и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432-440), исполненных при папе Сиксте III (432-440) [6], тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в.

Открытие св. равноап.

Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился арх.

Гавриил, была построена базилика [7]) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

В начале VIII века арм. автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом I, патриархом Иерусалимским [8], т. е. в третьей четверти IV века. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в.

, самостоятельного празднования Благовещения еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств (т. е. 9 января [9]). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в.

, уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения [10].

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение [11]; к концу VII в.

– это уже один из самых почитаемых здесь праздников: правило 52 Трулльского собора (691-692) запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения, это правило восходит к правилу 49 Лаодикийского собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям.

Но, хотя 49-е правило Лаодикийского собора не упоминает Благовещения, это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье.

Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А.

Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения [12]. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.

Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Под именами церковных писателей III-V вв.

(святых Григория Чудотворца [13], Афанасия Великого [14], Григория Нисского [15], Иоанна Златоуста [16], Прокла Константинопольского [17], Василия Селевкийского [18]) сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение, но их подлинность сомнительна – так, по свидетельству еп. Авраама Ефесского (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Благовещению [19], – и обычно их датируют более поздним временем [20]. Сохранились также подлинные беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в. [21]), свт. Германа I Константинопольского (VIII в. [22]), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в. [23]) и многих других более поздних св. отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещения, приписываемые лат. авторам V в. (блж. Августину [24], святым Петру Хрисологу [25] и Льву I Великому [26]) и последующих веков.

Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия [27]. Календарь Полемия Сильвия, еп. г.

Седун (435-455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя [28]. В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четв. VII в.

) оно находится под 25 марта (то же – и в т. н. Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках римской традиции в этот день праздновалось Благовещение.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента.

Толедский Собор 656 в первом правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря (при этом 25 марта остается датой Благовещения), объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста [29].

Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах – напр., в аквилейском и амвросианском обрядах Благовещение также праздновалось в декабре в одно из воскресений [30].

Название праздника

Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. εὐαγγελισμός засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα или ορτὴ τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день/праздник Благовещения), χαριτισμός (от χαῖρε, κεχαριτομένη – от «радуйся, Благодатная», Лк 1, 28); лат.

annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение св. Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения) [31].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние,/ Сы́н Бо́жий, Сы́н Д'евы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет,/ те́мже и мы́ с ни́м Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко избав'льшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание

Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая:/ Ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Литература

  • Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588;
  • Хойнацкий А., свящ. Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // ПО. 1873. № 6. С. 1001-1011;
  • Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888;
  • Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996р. Т. 1. С. 121-128;
  • Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901. S. 196;
  • Conybeare F. C. Rituale Armenorum, being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxf., 1905;
  • Cabrol F. Annonciation (Fête de l') // DACL. Vol. 1. T. 2. Col. 2241-2255;
  • Петровский А. Благовещение // ПБЭ. Т. 2. С. 619-622;
  • Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия). Тифлис, 1912;
  • Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4);
  • он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6);
  • Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992;
  • Мирковић Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46;
  • Θουντούλης ̓Ι. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982;
  • Μπεκατῶρος Γ. Γ. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Τάξις λατρείας // Ibid. Σ. 982-983;
  • Οἰκονομίδης Δ. Β. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Λαογραφία // Ibid. Σ. 983-985;
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110);
  • Древнейший Иадгари / Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1;
  • Corrado M. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991;
  • Новозаветные апокрифы. СПб., 2001;
  • Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002.

Использованные материалы

[1]  Новозаветные апокрифы. С. 20, 42

[2]  Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374

[3]  Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907

[4]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401

[5]  Хойнацкий. С. 1002

[6]  Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94

[7]  Cabrol. Col. 2245-2246

[8]  Conybeare. P. 509

[9]  Conybeare. P. 517

[10]  Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)

[11]  SC. 110. P. 13-41

[12]  Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople // BZ. 1958. T. 51. S. 53-65

[13]  PG. 10. Col. 1145-1169

[14]  PG. 28. Col. 917-940

[15]  Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII // Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539

[16]  PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770

[17]  PG. 65. Col. 679

[18]  PG. 85. Col. 425-452

[19]  BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54

[20]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116

[21]  PG. 87γ. Col. 3217-3288

[22]  PG. 98. Col. 321-328

[23]  PG. 96. Col. 648-661

[24]  3 проповеди: PL. 39. Col. 2103-2110

[25]  5 проповедей: PL. 52. Col. 575-588

[26]  PL. 56. Col. 1140-1144

[27]  LP. T. 1. P. 372, 376, 381

[28]  Kellner. S. 196

[29]  Mansi. T. 11. P. 33-34

[30]  Kellner. S. 147

[31]  Cabrol. Col. 2242

Источник: //drevo-info.ru/articles/783.html

Кашин Православный – Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из Двунадесятых праздников в православном календаре. Благовещение – «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился  архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (н. ст.

или 25 марта по ст. стилю). Благовещение отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной седмице Великого поста или Светлой седмице.

Благовещение Пресвятой Богородицы из цикла “Лето Господне”

История праздника Благовещения

Пресвятая Дева Мария до 14 лет воспитывалась при Иерусалимском храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж.

Священнослужители хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80 старцу Иосифу Обручнику, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение Пресвятой Богородицы

После обручения спустя 4 месяца Марии явился архангел Гавриил и войдя к Ней, сказал: «Радуйся Благодатная!. Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Впервые Благовещение появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому  календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником).

При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: Свт.

Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта (ст. стиль), потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.

В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе.

Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха).

Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому.

Первые изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Открытие Св. равноапостольной Еленой в начале IV в.

святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен Свт.

Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в.

это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

На иконе Благовещения Пресвятой Богородицы изображается Дева Мария и Архангел Гавриил. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Богородице с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира: «Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Благовещение положило начало спасению рода человеческого, в лице же Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Заступницу за них пред Её Божественным Сыном.

Хотя торжественное празднование Благовещения был введено в IV веке, иконы, изображающие эти события, появились в Церкви гораздо раньше.

Храмы Благовещения Пресвятой Богородицы в Кашине

В Кашине в 1686-1688 годах была построена каменная Никольско-Благовещенская церковь на Зборовской горе на месте деревянного храма. Рядом расположилась восьмигранная звонница.

Никольско-Благовещенская церковь Кашина

В 1929 году церковь подверглась разорению, в 1932 году лишилась колокольни, а в 1935 году была полностью разрушена.

Другая Благовещенская церковь расположена близ Кашина в селе Апраксино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородице в Апраксине построена в 1695 году, в 18-19 веках неоднократно реконструировалась и преобразовывалась в стиле классицизма.

Благовещенская церковь в селе Апраксино у Кашина

В 1930 году храм был закрыт и в нем разместилось картофелехранилище для чего был вырыт подвал.

В результате таких непродуманных действий стены и свод получили многочисленные трещины, в 1990-м году в здании произошел пожар после которого оно было окончательно заброшено.

Лишь в 2007 году состоялась передача церкви Тверской епархии и начаты ремонтные работы, которые, к сожалению, в настоящее время приостановлены на неопределенный срок.

Стихи на праздник Благовещения

Благовещение, протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое –

День великий на Руси,

С ним ты чувство молодое

В чёрством сердце воскреси;

Отзовись душой, как младость,

Грудью полною своей

На сияющую радость,

На улыбку вешних дней.

Соблюдая праздник строго,

В этот день твердит народ,

Что и пташка хвалит Бога

И гнезда себе не вьёт;

В этот праздник, выйдя к полю

С горстью полною зерна,

Добродушно птиц на волю

Выпускала старина.

Приближенье дней пасхальных

Проясняет хмурый взгляд,

Из сторонок чужедальных

В гости ласточки летят.

И внушая мысль о братстве,

О дарах любви благой,

Будто спорят о богатстве

Небо с грешною землёй.

Все внимают чутким слухом

Гимну зорьки золотой,

Опушились нежным пухом

Ветви вербы молодой.

И глядит на нас, сияя

Недоступностью чудес,

Эта вечность голубая

Торжествующих небес.

Благовещенье, Валерий Брюсов

Ты была единая от нас,

Днем Твоей мечтой владела пряжа,

Но к Тебе, святой, в вечерний час

Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,

Дева, предреченная пророком.

Гавриил, войдя, склонился ниц

Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,

Ты покорно опустила очи.

Буди Мне по слову твоему,

Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

27 августа 1902

Благовещение, Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,

Вербы забелели.

Или точно горя нет,

Право, в самом деле?

Благовестие и смех,

Закраснелись почки.

И на улицах у всех

Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,

Отнятых у снега.

Снова мир и свеж, и нов,

И повсюду нега.

Вижу старую Москву

В молодом уборе.

Я смеюсь и я живу,

Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля

Звон плывет волною.

А во рвах живет земля

Молодой травою.

В чуть пробившейся траве

Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве,

Это праздник света!

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы

глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

Источник: //kashin.ortox.ru/blagoveshhenie_presvjatojj_bogorodicy

Православный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля 2019 года

Благовещение Пресвятой Богородицы

Церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы посвящен событию, которое стоит на границе двух эпох в истории человечества — Ветхого и Нового Заветов. Начало отсчета Нового Времени идет от Рождества Христова, а оно произошло ровно через 9 месяцев после Благовещения.

Происхождение праздника Благовещения

Приснодева Мария до 14 лет пребывала в Храме, где служила Богу молитвой и постом.

В дальнейшем Она выразила желание остаться девой и была препоручена покровительству престарелого Иосифа Праведника, в течение 4 месяцев жила в его доме в Назарете.

По истечении 4 месяцев, во время занятия рукоделием и чтением книги пророка Исайи, Она удостоилась посещения Архангела Гавриила. Слова, произнесенные Архангелом, легли в основу одной из сильнейших молитв Православия — «Богородице Дево, радуйся…»

Дело в том, что Архангел принес Непорочной Деве величайшую в истории человечества весть — Она зачнет от Духа Святого и родит Сына, Господа Иисуса Христа.

Обратите внимание. Этого события ожидало человечество на протяжении пяти с половиной тысячелетий, томясь под гнетом своих грехов и внешних бедствий.
Пресвятая Дева выразила согласие: «Буди мне по глаголу Твоему…» Этим подчеркивается не только святость Богородицы, которая единственная из всех дев удостоилась такой чести, но и то, что принятие во чреве произошло по свободной воле.

Из Евангелия. Известно о явлении на Спасителе Святого Духа в виде голубя после того, как Он принял крещение.

Поэтому возникла традиция на Благовещение выпускать голубей и других птиц, а также печь печенье в виде птичек.

Явление Архангела Богородице

Иконы и Акафист Благовещению

В честь события Благовещения написаны православные иконы, ему посвящен акафист и множество молитвословий.

Как и прочие акафисты, он написан по образцу главного акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся Невесто Неневестная» и состоит из последовательно чередующихся кондаков и икосов.

Точные сведения о создании главного акафиста «Радуйся Невесто Неневестная» на сегодняшний день отсутствуют.

Полагается, что он был написан где-то между 5 и 7 веками одним из великих авторов — возможно, Романом Сладкопевцем, Георгием Писидийским или патриархом Сергием.

Но все последующие акафисты составлялись по его образцу.

Акафист Благовещению дает возможность всем верующим приобщиться к этому празднику, так как часто Благовещение выпадает на будние дни, когда большинство людей заняты работой и не имеют возможности посетить богослужения. Читать его можно как в храме, так и дома.

Совет! Но не следует думать, что чтение акафиста имеет смысл только в этот праздник. Нет, читать его можно на протяжении года.

Среди Канонических Евангелий эпизод Благовещения присутствует только в Евангелии от Луки.

Старый и Новый стили календаря

Датой Благовещения по старому стилю считается 25 марта, а Рождества Христова — 25 декабря. Православная Церковь живет по старому календарю. Поэтому, если смотреть на эти даты с точки зрения Нового Стиля, то они сдвигаются вперед на 13 дней — 7 апреля и 7 января.

Обратите внимание: В отличие от Православной, Католическая Церковь живет по новому стилю.

Там Рождество — 25 декабря по новому стилю. Причем в католичестве не придается такое большое значение Благовещению, как в православии.

О других Богородичных праздниках:

В православии же Благовещение входит в число двунадесятых, то есть самых значительных после Пасхи праздников и, по современному толкованию, является Богородичным.

Есть также и Господские праздники, посвященные важным событиям из жизни Господа Иисуса Христа.

Православная Церковь считает, что отсчет пребывания человека в земном мире идет не с момента рождения, а с момента зачатия. На законное зачатие младенцев Церковь благословляет супружеские пары в таинстве Венчания.

Церковные уставы относительно праздника Благовещения

Как уже говорилось выше, Благовещение празднуется Православной Церковью 7 апреля по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть, в отличие от некоторых других двунадесятых, он отмечается каждый год в одно и то же число.

Предпразднство и попразднство составляют один день. Попразднство также является Собором Архангела Гавриила.

Это тоже большой праздник, но к двунадесятым он не относится. Как и в день Архангела Михаила (21 ноября по новому стилю), воздается почитание одному из верховных Ангелов.

Всего высших Архангелов восемь, и, при молитвенном обращении к одному из них, православному христианину полагается мысленно собирать их всех.

Также, по учению Православия, был еще девятый архангел по имени Денница, но он отпал от Бога и стал дьяволом.

Неделя, предшествующая дню Пасхи, называется в Православии Страстной Седмицей, а последующая — Светлой Седмицей.

Внимание. Предшествующий Страстной Седмице Великий Пост в эти дни еще более усугубляется.

Христианину запрещены развлечения и мирские удовольствия, просмотр телевизора и чтение неполезных книг также не благословляются.

А в Светлую Седмицу, напротив, поститься строго запрещено.

Так вот, если Благовещение попадает на Страстную или Светлую Седмицу, то предпразднство и попразднство переносятся на другие дни. Подобные совпадения возможны в силу того, что Пасха — переходящий праздник, и каждый год он выпадает на новое число.

Православная и Католическая Церкви пользуются разными методами для определения дня Пасхи.

Благовещение — постный день, но мирянам разрешаются блюда из рыбы и растительное масло. А вот мясо, курица, яйца и молочные продукты запрещены.

Вообще-то, запрещена также и работа, но, в связи со светским характером нашего государства, прописанным в Конституции, обычно верующие в этот день идут на работу. Но, по крайней мере, они должны воздерживаться от физической работы на земле, в поле, в садах, в огородах, а также от стирки, уборки, шитья, посещения парикмахерских.

Некоторые известные храмы, посвященные Благовещению

В России первый каменный храм, посвященный Благовещению — Благовещенский Собор, возведенный великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского в период с 1397 по 1416 год. К 1482 году, в правление Ивана 3, строение пришло в негодность из-за возраста и было разобрано, на его месте был возведен новый храм.

В 1547 году, к началу правления Ивана Грозного, здание претерпело пожар, а в дальнейшем было восстановлено.

О храмах, освященных в честь праздника Благовещенье:

В Израиле на святом месте, вблизи источника, на котором бывала Дева Мария и где совершилось Первое Благовещение (сведения о нем основаны на апокрифическом писании от Иакова) в 1750 году была основана греческая православная Церковь Благовещения. Она действует и поныне.

Источник расположен в крипте храма, над ним есть икона, прославившаяся многими чудесами.

Храм Благовещения в Израиле

Народные поверья на Благовещение

В народе распространены такие поверья относительно этого дня:

  • Не давать в долг денег и других вещей — можно принести себе бедность.
  • Девушки не плетут косы, не причесываются.
  • Не надевать новую одежду — она долго не прослужит.
  • Жены стараются как можно чаще называть мужа «милым» — если это сделать 40 раз, то он будет добр к жене весь год.
  • Не сеять — будет неурожай.
  • Как проведешь этот день, так и весь год.
  • Не топить печь, не печь пирожков.
  • Хорошо, если в этот день гроза — лето будет теплым и урожайным.
  • Если дождь — будет хороший урожай ржи.
  • Ласточки не летают — весна будет холодной.
  • Вообще, этот день среди крестьян считается настоящим началом весны.

Однако следует заметить, что подобные поверья не признаются за истину официальной Православной Церковью и не имеют богословской ценности.

Совет! Русская Православная Церковь не налагает подобных запретов на своих прихожан в этот праздник, а рекомендует, если позволяют обстоятельства, посетить праздничную службу и причаститься Христовых Таин.

Православная литература о Благовещении

  1. Благовещение Пресвятой Девы Марии прот. Серафим Слободской
  2. О Благовещении Пресвятой Богородицы митр. Кирилл
  3. Благовещение пресвятой Богородицы «Библейская энциклопедия»
  4. Мудрейшего Пселла Слово на Благовещенье Пресвятыя Богородицы архим. Амвросий
  5. Беседа на Благовещение свт.

    Прокл, патриарх Константинопольский

  6. Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии св. Николай Кавасила
  7. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии свт. Григорий Палама
  8. Благовещение митр. Вениамин (Федченков)
  9. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы свт.

    Димитрий Ростовский

Посмотрите видео о празднике Благовещения

Источник: //molitva-info.ru/calendar/blagoveshhenie-presvyatoj-bogoroditsy.html

Благовещение Пресвятой Богородицы — история и обычаи праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

  • Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Описание церковного праздника
  • История праздника Благовещение
  • Кто принес благую весть Деве Марии
  • Как рассказать о Благовещении детям
  • Обычаи и традиции на Благовещенье
  • В чем помогает икона благовещение пресвятой богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

Иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» в Интернет-магазине православных икон Svyatsy.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях — Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву.

После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии — символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо — непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Стоит отметить: важно быть хорошим примером для своих чад, и тогда не нужно будет долго обучать их православным традициям — они впитают их с молоком матери.

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали — боялись небесной кары.

Благовещение — символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры, которые потом освящали на службе в церкви. Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона благовещение пресвятой богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение — самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем — и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

Источник: //1001molitva.ru/prazdniki/blagoveshchenie-presvyatoj-bogorodicy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.