Чего боятся подростки?

Содержание

Коррекция фобий и страхов подростков

Чего боятся подростки?

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста. Но наиболее подвержены им дети и подростки. Общественная жизнь, проблемы в семье и на учебе влияют на формирование личности. Поэтому вопрос о выявлении и лечении психического состояния девушек и юношей очень важен. Помочь в этом могут коррекция страхов у подростков и упражнения.

Подростковые фобии могут быть очень опасны

Фобии в юном возрасте опасны. Их развитие может привести к серьезным патологиям нервной системы в будущем. Поэтому знать особенности коррекции боязни должны не только сами подростки, но и их родители.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания.

Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения.

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу.

Собственные ошибки, неблагоприятное стечение обстоятельств, незаслуженная критика родителей и учителей могут оставить отпечаток на психике ребенка. Это влияет на самооценку личности и на социальные отношения.

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома.

Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития.

Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д.

К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов.

Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих.

Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера.

Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Последствия плохой успеваемости могут отразиться на его отношениях с матерью и отцом. Их критика может быть незаслуженной, т. к. он или она отлично знают учебный материал. Но противостоять своим страхам школьник не в состоянии.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.

Когда нужно обращаться к врачу

Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но это не так. Несмотря на скрытность многих подростков, важно научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к врачу.

Психология включает в себя многочисленное количество методов выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о посещении врача, если подросток:

  • страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов;
  • чувствует себя плохо от воздействия страха;
  • испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него появилась боязнь.

По мнению психологов, с остальными проявлениями фобий подросток может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери проанализировать объекты страха и побороть их.

Посещение психолога поможет побороть страхи

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация;
  • имплозия;
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками.

Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента.

Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям.

Еще психологи советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро.

Страхи лечатся эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним, воспринимает их без проявления паники и тревожности.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия. Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей.

Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов.

Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги.

Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться.

К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов.

Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни.

Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка.

Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Чаще всего, родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует на молодую психику.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

Заключение

Упражнения коррекции страхов у подростков направлены на высвобождение всех эмоций, переживаемых молодыми людьми. Дело в том, что старшеклассники часто скрывают от близких свою боязнь. Особенно если страхи связаны с их положением в обществе.

Поэтому действовать должен не только страдающий от тревожности, но и его родители. Важно любым мирным способом выяснить страх ребенка, проанализировать его и по необходимости обратиться к врачу.

Кроме того, можно корректировать страхи и дома, используя метод визуализации.

Источник: //urazuma.ru/strahi-fobii/korrekciya-strahov-u-podrostkov-uprazhneniya.html

Чего боятся современные подростки

Чего боятся подростки?

Чего боятся подростки? У всех есть различные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то пауков, но чего боятся современные подростки на самом деле? И совершенно случайно выяснилось, что для подростков практически самое страшное – остаться наедине с самим собой. Осенью я провела небольшое исследование. Представляю читателям полученные результаты и предлагаю вместе их обсудить.

Гипотеза

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

Условия эксперимента

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

Результаты

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

  • читали или пытались читать,
  • делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
  • смотрели в окно или шатались по квартире;
  • вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
  • складывали головоломки или конструктор «Лего»;
  • рисовали или пытались рисовать;
  • убирались в комнате или квартире;
  • играли с собакой или кошкой;
  • занимались на тренажерах или делали гимнастику;
  • записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
  • играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
  • трое писали стихи или прозу;
  • один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
  • одна девочка вышивала по канве;
  • один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
  • один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
  • одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

После эксперимента

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой.

Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы.

Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?

Сводка

чего боятся подростки, психология, страхи, зависимость 0

Источник: //1-pp.ru/index.php/%D0%A7%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8

Чего боятся наши дети на разных этапах взросления и как мы можем им помочь

Чего боятся подростки?

Страхи и фобии могут возникать в любом возрасте, но именно в детской психологии есть понятие естественных страхов — тех, что возникают у большинства детей на том или ином этапе развития и являются закономерным следствием взросления. Однако в подходе родителей к таким страхам возможны крайности: кто-то мчится к психотерапевту из-за того, что малыш боится темноты, а кто-то в подобной ситуации отмахивается от «глупостей» и плотно запирает на ночь дверь в детскую.

Чего ждать от детских страхов, как помочь ребенку с ними справиться и нужно ли обращаться за помощью к специалистам? AdMe.ru решил разобраться.

От рождения до 1 года

  • Страх резких звуков / вспышек / движений. Не требует особых действий со стороны родителей, просто постарайтесь избегать любой резкости. Ребенок, спокойно спящий под гудение пылесоса и шум стройки под окном, может испугаться простого внезапного чиха. Для снижения общей тревожности как можно чаще используйте контакт «кожа к коже».
  • Страх потери матери. Пройдет, когда малыш начнет осознавать себя как отдельный организм, а не часть мамы. Кроме того, он приобретет понятия «на время» и «в другом месте», тогда как сейчас уход мамы — это «навсегда» и «в неизвестность». Пережить этот период поможет, например, радионяня, благодаря которой малыш сможет слышать ваш голос.
  • Страх незнакомца. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать понятия «свой» и «чужой». Некоторые дети реагируют на чужих очень резко: пугаются, плачут, отказываются общаться. Не настаивайте — двоюродная тетя переживет, что малыш не пошел к ней на ручки, а отдав его насильно, вы рискуете усугубить этот страх.

От 1 года до 3 лет

  • Боязнь нововведений. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что изменения – это нормально. Для него любые перемены – крушение мироустройства. И так совпало, что именно на этот период приходится обычно серьезное отделение от родителей – детский сад или няня. Разговаривайте с малышом о предстоящих переменах, придумайте ваши личные ритуалы, которые будут оставаться неизменными при любых условиях. Ни в коем случае не нарушайте данных ребенку обещаний – ему нужны точки стабильности.
  • Страх темноты. Причиной возникновения становятся обычно необдуманные слова и поступки взрослых. Помочь справиться с ним может ночник. Можно подарить малышу маленький фонарик, который “способен победить темноту, хоть и совсем кроха”. Можно придумать интересные занятия в темноте: театр теней, просмотр слайдов, игры со световым столом.
  • Боязнь животных. Причина возникновения – неприятный опыт общения с животным либо страшилки, рассказанные взрослыми (“Не трогай – укусит!”). Обучая малыша общению с животными, не путайте страх и осторожность – воспитывать следует именно второе. Если страх уже возник, действуйте мягко: выбирайте мультики, книжки, в которых “страшный зверь” вовсе и не страшный. При случае подружитесь с одним из представителей пугающего вида (только не настаивайте “погладить собачку”, если ребенок боится, – всему свое время).

От 4 до 7 лет

  • Страх перед монстрами. Призраки, бугимены, вампиры — ребенок не способен разделить эмоцию и объект, ее вызывающий. Другими словами, если его испугал персонаж ужастика, страх реален, а значит, и монстр тоже реален. Не допускайте бесконтрольного просмотра ТВ ребенком. Если страх уже появился, вместе найдите слабые места у монстра и «вооружите» против него малыша.
  • Страх боли. Разумеется, реагирует на боль и новорожденный, но бояться боли до того, как ее причинили, — это свойство более зрелой психики. Более конкретизированная версия — боязнь врачей. Никогда не лгите ребенку о боли — не нужно говорить, что будет совсем не больно, ведя малыша на прививку. Скажите честно, что придется немного потерпеть, — все пройдет быстро.
  • Страх смерти. В старшем дошкольном возрасте к малышу обычно приходит осознание необратимости смерти. Сопровождается оно, как правило, боязнью потерять родных (о собственной смерти человек задумается гораздо позже). Поговорите с ребенком, выслушайте. Объясните, что обычно люди умирают, прожив долгую жизнь, и у вас еще много времени. Если малыш заявит, что придумает «лекарство от смерти», поддержите эту идею, она поможет ему примириться с пугающим фактом.

От 8 до 11 лет

  • Страх не соответствовать. Для младшего школьника актуальны вопросы социализации и связанный с ними страх не отвечать ожиданиям окружающих: родителей, учителей, ровесников. Постарайтесь чаще беседовать с ним об индивидуальности, о ценности каждой отдельной личности, о настоящей дружбе. Будьте последовательны — не сравнивайте ребенка с другими, более успешными в чем-то детьми. Хвалите за его личные достижения.
  • Страх испытания. Как правило, тоже связан со школой: боязнь не ответить на уроке, завалить экзамен, не сдать какие-то нормативы, плохо выступить на школьном концерте может привести даже к паническим атакам. Побеседуйте с ребенком о том, что самое ужасное может произойти, если он вдруг не справится, — катастрофы в любом случае не произойдет, а значит, можно не бояться неудачи. После этого предложите ему пару приемов по снятию напряжения: осознанное дыхание, выбор конкретного зрителя в аудитории, на котором можно сконцентрироваться, небольшой талисман на удачу (поможет, если вы будете убедительны, вручая его).

С 12 до 16 лет

  • Страх быть отвергнутым. С момента разделения на группы внутри коллектива, на «красавчиков» и «лузеров», подростки осваивают новый инструмент влияния — принятие и спекуляция им. Задача родителей — формирование у ребенка понимания не только ценности своей личности независимо от мнения других людей, но и необходимости анализировать «испытания» для вступления в группу на предмет адекватности. Не требуют ли от тебя поступить подло, отказаться от своих принципов? Не унижает ли тебя выдвинутое условие? Сто́ят ли люди, выдвигающие подобные требования, твоей дружбы и восхищения? Позаботьтесь о том, чтобы подросток знал, где он может получить помощь, если непринятие перерастет в травлю: у вас, в службе психологической поддержки, на линии телефона доверия.
  • Страх взросления. Пубертатные изменения тела и его реакций могут напугать ребенка. Известны случаи, когда девочки пугались менструаций, думая, что это смертельно. Подобные страхи возникают от непонимания сути происходящего, а это полностью недоработка родителей. Подготовьте ребенка заранее к тому, что будет происходить с ним в ближайшие годы. Если не можете рассказать сами (стесняетесь или не уверены в своих знаниях), в сети достаточно книг и фильмов на эту тему. Подросток должен понимать, что он здоров и нормален.

Общие правила работы с детским страхом

Каким бы ни был страх и сколько бы ни было лет вашему ребенку, эти правила должны соблюдаться обязательно:

  • Не формируйте страхи самостоятельно, пугая малыша или, наоборот, излишне трясясь над каждым эпизодом, когда он чего-то испугался.
  • Не высмеивайте страх, это не поможет избавиться от него, но нарушит ваше с ребенком взаимопонимание.
  • Не боритесь со страхами силовыми методами, через «не могу». Да, в терапии применяются техники, снижающие интенсивность пугающего объекта путем постепенного сближения с ним, но для того чтобы их применять, нужны специальные знания, без которых легко навредить ребенку.
  • Изучите «мягкие» методы борьбы: арт-терапию, релаксацию, терапевтические сказки — многие из них могут успешно применяться в домашних условиях.
  • Различайте детские страхи и фобии. Если интенсивность переживаний не соответствует их причине, устойчивый страх сохраняется более 2 месяцев и ощутимо влияет на качество жизни ребенка, обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Самое главное, настройтесь на своего ребенка. Постарайтесь понять причину возникновения страха, подключите всю свою любовь и находчивость, чтобы найти способ борьбы, который подойдет именно вашему чаду. Обычно для этого достаточно лишь внимательно выслушать его и искренне захотеть помочь.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

Источник: //www.adme.ru/zhizn-semya/kakimi-byvayut-detskie-strahi-i-kogda-nuzhno-bit-trevogu-1869615/

Чего боятся подростки

Чего боятся подростки?

Один из наиболее ответственных периодов для становления личности, мировоззрения и системы взаимоотношений — тинейджерский возраст.

Именно в 12-17 лет у юношей и девушек разиваются интересы, хобби и увлечения, формируется самооценка, которая тесно связана с самоуважением и уверенностью в себе.

Подросткам одновременно хочется выделиться, сохранив индивидуальность, и быть принятыми в социум, принадлежать к группе с характерными для неё ценностями и нормами поведения. Поэтому страхи подростков зависят от того, что происходит вокруг.

Фрагмент работы Брайтона Ривьера.

Источник: Wikiart

Как выбирают профессию в России и за рубежом

Категории подростковых страхов

Все их волнения, тревоги и страхи можно разделить на две категории. Это опасения природного и социального происхождения. Для природных основой служит инстинкт самосохранения: подростки боятся различных катастроф, крови, животных, преступников, высоты, утонуть, огня или даже привидений и других потусторонних сил.

В основе социальных страхов лежит боязнь взаимодействия с другими людьми. Никто не хочет быть высмеянным, отверженным, опозориться, подвергнуться осуждению и даже просто опоздать. Пожалуй, наиболее силён страх одиночества.

Подростки обладают достаточно хрупкой самооценкой, отличаются нестабильностью личности и восприимчивостью к раздражителям извне, поэтому и страхов у них гораздо больше, нежели у взрослого человека.

 Чтобы помочь тинейджерам вырасти гармоничными и целостными личностями, необходимо для начала определить, чего же именно боится ребёнок в каждом конкретном случае. Недаром говорят — нужно посмотреть своему страху в лицо.

Задача педагогов и родителей — сперва вместе с ребёнком осознать, что его беспокоит, а затем преодолеть это вместе.

Фрагмент картины Билла Стоунхема, которая способна напугать впечатлительных.

Источник: Wikipedia

Статистика — вещь упрямая

Мы проводили среди участников наших программ анонимный опрос о том, какие страхи терзают подростков в данный момент. Более 42% респондентов назвали главной причиной беспокойства социальные страхи. Если точнее — страх неудачных взаимоотношений, опасение остаться одиноким, потерпеть неудачу или предательство.

На втором месте оказались страхи неопределенного будущего: выбора карьеры или призвания. Стоит отметить, что природные страхи беспокоят только 10% опрошенных респондентов.

Такое большое количество именно социальных страхов неудивительно.

Подростковый возраст связан с потребностью в расширении дружеских связей, быть причастным и признанным в обществе, знакомстве с разными людьми для накопления социального опыта.

Источник: .com

Фильмы о поисках себя и своего призвания

Делать то, что нужно и не делать то, что не нужно

В завершение хотелось бы предложить родителям несколько советов. Следование этим правилам поможет вашему ребёнку преодолеть сложности вместо того, чтобы замкнуться в себе и заработать ещё парочку страхов и фобий.

  • Недаром в Англии существует пословица «не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас; воспитывайте себя». Необходимо постараться не демонстрировать собственное беспокойство. В подростковый период дети начинают оценивать жизнь своих родителей, педагогов и просто знакомых. Они не только наблюдают, но и сравнивают поведение взрослых. Постарайтесь, чтобы сравнение было в вашу пользу. Станьте для них примером гибкости и контактного поведения.
  • Не навязывайте правила и обязательства, которые они заведомо не смогут выполнить.
  • Забудьте о принципиальности, бескомпромиссности, максимализме, непримиримости и нетерпимости. Если вы всё же запрещаете что-либо своему ребенку, постарайтесь объяснить смысл запрета.

Источник: www.plan59.com

  • Откажитесь от постоянного чтения нотаций и не стыдите их по любому поводу. Дети должны чувствовать, что их любят. Следует поддержать их уверенность в собственных силах. Не допускайте конфронтации между воспитанником и воспитателем.
  • Не стоит драматизировать и акцентировать излишнее внимание на уже создавшейся ситуации. Это касается как социальных аспектов общения, так и каких-либо внешних физических недостатков.
  • Не избегайте разговоров на темы, которые кажутся щекотливыми. Замалчивание информации не поможет, а только вызовет тревогу. Другая крайность — давать информацию, о которой подросток не просил. Оптимальный вариант — простые, прямые и четкие ответы.
  • Излишнее оберегание от семейных проблем принесет только вред. Для гармоничного развития подростку нужны и отрицательные, и положительные эмоции. Ваша роль заключается не в том, чтобы помочь ребенку убежать от реальности, а в том, чтобы научить его преодолевать трудности и страхи.
  • Проводите с подростком больше времени. Статистика показывает, что многие работающие родители могут уделять ребенку в среднем около 1,5 часов в сутки. Это непозволительно малое количество времени полезно было бы увеличить, а ещё лучше — совместить со спортом и активным отдыхом. Например, ходите вместе в походы, в бассейн или спортзал.

Источник: Pinterest

  • Предложите подростку помочь вам на кухне или с машиной в гараже. Это самое благодатное время для того, чтобы ребенок делился своими страхами и переживаниями. 
  • Последним и, наверное, самым главным пунктом будет умение признать ошибку. Если вы оказались неправы, пренебрегая мнением своего ребенка в каком-либо важном для него вопросе, не бойтесь сказать об этом себе и подростку.

Следуя этим простым правилам, которые подходят для налаживания доверительных отношений с детьми, можно легко помочь им справиться с переживаниями, которые в пубертатном возрасте особенно остры и приносят подростку немало волнений.

23 июня 2016, 14:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //newtonew.com/parenting/teens-horrors

Приметы ХХI века или чего боятся подростки | Школа

Чего боятся подростки?

Сегодня много говорят о том, что дети пресыщены всевозможными развлечениями и аудиовизуальными впечатлениями.

Им сложно справиться с информационным потоком, который обрушивается на них с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, порождая беспокойство и психические расстройства на манер «заппинга» (быстрой смены телевизионных каналов).

При этом наиболее уязвимыми оказываются подростки – молодые люди, которые уже вышли из детского возраста, но еще недостаточно созрели для понимания истинных жизненных ценностей.

Имея и без того достаточно возрастных трудностей, они подвергаются массивной информационной атаке, которая лишает их возможности познавать свой внутренний мир, оставаться один на один с собственными переживаниями. Как результат ограниченность и духовная бедность личности, которая существует лишь при опоре на внешние раздражители. Данное предположение нашло свое подтверждение в эксперименте, проведенном психологом К. Мурашовой.

Гипотеза экспериментального исследования

Основная идея эксперимента заключалась в следующем: подростки настолько привыкли к тому, что существуют в пространстве, где каждую минуту свободного времени их кто-то развлекает, что попадая в ситуацию, в которой отсутствует регулятор занятости, оставаясь наедине с собой, они теряются и впадают в панику. Им чужд их внутренний мир, он пугает их своей неизвестностью.

Условия проекта

Процедура исследования заключалась в следующем: подросткам предлагалось на восемь часов отказаться от, какого бы то ни было вида коммуникации: будь то просмотр телевизора или разговор по телефону, встреча с друзьями или общение с незнакомыми людьми.

По условиям проекта запрещалось использование гаджетов и других коммуникативных устройств, не разрешалось включать компьютер и слушать радио. Другими словами, на протяжении 8 часов, ребенок должен был находиться в полной коммуникативной изоляции.

При этом разрешалось читать, рисовать, лепить, вести дневник, играть в игры, ходить по улице и ездить в транспорте.

В том случае, если ребенок ощущал сильный психологический дискомфорт, он должен был отказаться от продолжения испытания, при этом указав время остановки эксперимента и, по возможности, описав ощущения, которые заставили его прекратить.

Ход и анализ испытания

На участи в проекте дали свое согласие 68 подростков: 37 девушек и 31 юноша в возрасте от 12 – до 18 лет. В течение того времени, что молодые люди находились наедине с собой, они пытались всячески занять себя, при этом их фантазии хватило на то, чтобы:

  • читать книги и листать журналы;
  • готовить еду и есть;
  • выполнять домашнее задание;
  • слоняться по квартире;
  • разгадывать кроссворды и головоломки;
  • убирать в доме;
  • вести записи своих ощущений в дневнике;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • бродить по улицам;
  • шить и вышивать;
  • молиться;
  • кататься на качелях;
  • писать стихи;
  • играть с домашними животными;
  • мыться.

Некоторые пытались хитрить: ходили в магазин, считая, что продавцы не относятся к объектам коммуникации. Многие ребята в определенный момент пытались лечь спать, но то психическое напряжение, которое они испытывали не дало им возможности заснуть.

Практически все подростки отмечали, что с легкостью согласились на проведение эксперимента, не подозревая о том, какие сложности скрываются за этим. Первых 2 часа ребята фиксировали приподнятое настроение, которое было следствием новизны ситуации, интереса к происходящему и радости от возможности побыть наедине с собой и спокойно подумать.

Однако третий час дался легко только 10 испытуемым, остальные же начали испытывать серьезный дискомфорт. В итоге подавляющее большинство участников (58 подростков) не выдержало и половины назначенного времени. 5 часов смогли находиться наедине с собой 7 человек. А выдержать все 8 часов испытания смогли только трое ребят.

Причина, по которой молодые люди отказывались от дальнейшего проведение эксперимента, у большинства звучала одинаково: «нет больше сил терпеть одиночество», «ощущение того, что сейчас взорвется голова».

Многие ребята жаловались на головокружение, тошноту, боль в груди и животе, потливость. Практически все испытывали психологический дискомфорт: страх и нарастающую панику.

Трое ребят рассказали о том, что на определенном этапе их стали преследовать суицидальные мысли, и они решили прекратить эксперимент.

По окончанию испытания подростки сразу же попытались заполнить образовавшийся в результате одиночества коммуникативный вакуум. Одни включили компьютер и начали общаться в соцсетях, другие стали звонить друзьям и родителям, третьи пошли на улицу, чтобы встретиться с приятелями, и практически все включили музыку или одели наушники.

При этом ребята говорили о том, что страх и паника после решения прекратить участие в проекте исчезали, и многие готовы были пройти испытание через какое-то время вновь. Молодые люди признавали, что это был полезный опыт самопознания, и искренне удивлялись тем мыслям и чувствам, которые пережили за время одиночества.

На фоне практически одинакового сценария прохождения испытания подростками, возникает вопрос: как же трое участников смогли продержаться 8 часов. При этом ничего особенного ребята не предпринимали так, один из юношей в течение всего времени собирал и клеил модель парусного судна, делая перерывы на прогулку с собакой и еду.

Второй пересаживал цветы и разбирал свои коллекции. Оба подростка отметили, что не испытывали психологического дискомфорта и смогли бы пройти испытание вновь.

Девушка же, которой удалось довести эксперимент до конца, вела на протяжении всего времени дневник, и те ощущения и переживания, которые она в нем записала, заставили психолога вздрогнуть.

Источник: //sshkolniki.ru/bez-rubriki/primety-xxi-veka-ili-chego-boyatsya-podrostki.html

Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться?

Чего боятся подростки?

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой.

На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Какими бывают страхи у подростков?

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов.

Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям.

Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте.

Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах.

Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы.

Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями.

Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти.

А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой.

Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает.

Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота.

Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха — уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия.

Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби).

Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

У подростков с социофобией также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка — воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других.

Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться за помощью к специалисту. Он  подберет наиболее подходящий метод психологической коррекции фобии.

Источник: //ProPanika.ru/strahi/kakie-byvayut-strahi-u-podrostkov-i-kak-s-nimi-borotsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.