Чем занять малыша 1-3 лет

Содержание

Чем заниматься с ребенком в 1 год: что ему действительно полезно?

Чем занять малыша 1-3 лет

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема развития малышей стала очень популярной. Я недавно опубликовала на блоге статью психолога-дефектолога «Развивающие игры для ребенка 1 года». А теперь расскажу о своем взгляде на этот вопрос.

Молодым мамам иногда кажется, что они не могут все пустить на самотек. Что они должны что-то делать. Чему-то активно учить своих карапузов. Чем заниматься с ребенком в 1 год? Сегодня придумали столько разных программ… Чтение с пеленок, бесконечные развивающие игрушки, лепка, специальные занятия…

Я не осуждаю тех, кто стремиться как можно больше внимания уделить детскому развитию. Кто с годовалого возраста улучшает мышление карапуза и покупает игрушки, стимулирующие мелкую моторику. Каждая мама обязана выбрать свой путь.

Одна моя знакомая — совсем не глупая женщина — уверена, что без постоянного обучения ее двухлетний сын деградирует. И ее ребенок с 1,5 лет регулярно посещает либо «развивашки», либо детский сад «по Монтессори», либо что-то еще, где ребенку не дают деградировать.

Кроме того, все дети и мамы — разные… Я не хочу никого переубеждать, выискивать чужие ошибки. Возможно, кому-то и правда никак не обойтись без уроков рисования в два года и чтения с пеленок. Я лишь делюсь своими выводами, сделанными на основе книг и лекций авторитетных людей, а также своим опытом.

Какое развитие необходимо ребенку в 1 год?

Ведические психологи часто говорят, что до 5 лет дети не нуждаются в обучении. Это не значит, что вы ничего не будете с ними делать, что они будут расти, как трава… Наоборот, часто подчеркивается, что в этот период влияние родителей особенно важно. Что за первые пять лет человек должен напитаться любовью на всю оставшуюся жизнь.

Когда-то мне казалось, что это — преувеличение. Но теперь все больше думаю, что эти психологи правы. Не знаю насчет 5, но до 3 лет точно необязательно малыша ничему специально учить. Вы, конечно, можете осваивать развивающие тетради — ничего страшного не случится. Но только если ребенку это действительно интересно. Если же нет — не беспокойтесь и оставьте малыша в покое.

Совершенно неважно, выучит ваш малыш цвета в 1,5 года, 2 или в 3. Во сколько научится считать, называть формы фигур и сравнивать предметы. До 5 лет можно ни о чем не думать. Уж поверьте, в 5 лет любой здоровый ребенок будет способен обучиться счету, отличить круг от квадрата. А скорее всего, это произойдет гораздо раньше — непроизвольно.

С детьми до 5 лет нужно делать только две вещи:

  • играть с ними. В играх часто можно непроизвольно обучиться счету и цветам (не перегибая палку). А главное — научиться вести себя в разных ситуациях, разговаривать и принимать решения.
  • читать им книги. Не учить читать, а самим прочитывать им книги. Это не только расширяет кругозор и словарный запас малыша, но также учит мудрости. По простым сказкам хорошо объяснять своим детям, что такое хорошо, а что — плохо.

Что касается развития в 1 год… То тут тем более не нужно ничего выдумывать. Играйте — этого вполне достаточно! Можно начинать рассматривать крепкие картонные книжки. Но без фанатизма… Очень мало детей готовы терпеливо сидеть и слушать книги в таком возрасте.

О чем еще важно помнить?

  1. Предоставьте малышу как можно больше свободы. Пусть он осваивает свое тело и исследует пространство. Для этого желательно побольше гулять, посещать разные детские площадки и поменьше помогать карапузу куда-то залезть.
  2. Ровно в 1 год у малыша может не быть потребности много играть с вами.

    В этом случае — не навязывайтесь, наслаждайтесь свободным временем. Ребенку еще интересно просто исследовать игрушки, проводить свои опыты.

  3. Если же карапуз жаждет общения с вами — не пытайтесь приучить его к «самостоятельности», для этого еще слишком рано.

    Некоторых детей нужно постоянно чем-то занимать лет до 3. А другие — напротив, готовы играть часами без мамы. Это зависит не от вас. Это — особенность вашего ребенка.

  4. Главное развитие для карапуза в этом возрасте — физическое. Но это не значит, что нужно активно учить ребенка ходить.

    Лучше дайте ему возможность побольше ползать. Особенно — на детских площадках или по траве.

  5. Также важно почаще разговаривать с ребенком. Но думаю, что все мамы это итак прекрасно понимают. В год малыш начинает выговаривать свои первые слова.
  6. Привлекайте свое чадо к домашним делам.

    Пусть он вместе с вами моет тряпкой шкаф или «варит» картошку.

Для чего нужно развитие?

Скажите, что вы считаете воспитанием? Каким вы хотите видеть своего подросшего ребенка?

Раннее развитие — это попытка сделать ребенка отличником. Чтоб хорошо учился в школе. Получил побольше дипломов. Но это вовсе не гарантирует успеха в дальнейшей жизни.

Более того, это совсем не гарантирует развитие важных человеческих качеств. А разве не это должно быть основой воспитания?

Конечно, каждая мама выбирает что-то свое. Лично мне неважно, какие оценки будут у ребенка в школе. Какой аттестат (вот у меня самой — серебряная медаль, и какой в ней толк?). Неважно, в насколько престижном учебном заведении он окажется.

Но важно, чтоб малыш научился быть честным, сострадательным, уверенным в себе. Имел представления о Боге и о семье. Еще много чего важно для ребенка… Но скажите, какие «развивашки» все это развивают?

А развивает все это игра, чтение (не мультфильмы!), общение… И главное — личный пример родителей.

Ребенок будет неучем?

Ребенка совсем не будем учить? Пусть растет без школ и институтов? Нет. Речь не об этом.

Во-первых, обучение обязательно начинается после 5 лет. И все необходимое малыш обязательно освоит.

Во-вторых, активная игра и чтение позволяют ребенку узнать так много всего нового!

И конечно, не забывайте про творчество: рисование, лепку, поделки из бумаги… Но на мой взгляд, в год еще для этого слишком рано. Большинство детей начинают осваивать все это лишь ближе к двум годам.

Разумеется, если уж очень хочется организовать что-нибудь «этакое» — пожалуйста! Только помните, что вы это делаете для себя, а не ради развития ребенка. Можно подсмотреть идеи в этом видео:

Если статья была полезной — расскажите о ней друзьям. И подпишитесь на новые посты блога. Я желаю вам счастья. До связи!

Источник: http://pozdnyakova.org/chem-zanimatsya-s-rebenkom-v-1-god/

Чем занять детей в 1-2 года: лучшие игры и развлечения для маленького ребенка

Чем занять малыша 1-3 лет

Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.

Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.

Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.

Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.

Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.

Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.

В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.

Какие игры родители могут предложить малышу?

  1. Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  5. Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
  8. Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  9. Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.

Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры

Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.

Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?

  1. «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
  2. Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
  3. Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
  4. Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
  5. Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.

Несложно заметить, что многие вышеперечисленные игры помогают совершенствованию мелкой моторики, то есть в процесс задействованы ладошки, кисти рук и пальчики. Это очень важно для деток от года и старше, поскольку работа пальцев активизирует зоны, которые отвечают за речь.

Совместные и самостоятельные игры нужно чередовать, однако не стоит стараться занимать каждую свободную минуту детского времени. Разрешите своему чаду немного поскучать, «полодырничать» и дайте возможность самому придумать себе занятие. Готовые игры могут затормозить творческое развитие крохи и снизить его познавательную активность.

Источник: https://www.mapapama.ru/children/baby_dosug/chem-zanyat-detej-v-1-2-goda-luchshie-igry

Развивающие игры: чем занять молодым родителям ребенка дома

Чем занять малыша 1-3 лет

Основная цель родителей в первый год жизни ребенка – помочь ему адаптироваться к жизни за пределами материнской утробы, как физически, так и психологически.

В первые недели ребенок ещё не может без помощи других регулировать уровень собственной активности так, как необходимо, он не приспособлен размеренно переключаться из состояния сна к состоянию бодрствования.

Мать и отец должны посодействовать ему в этом, подбирая оптимальные занятия с малышом.

Во что играть с малышом

Дети очень любят проводить время со взрослыми, ведь это так здорово познавать что-то новое, закреплять то, что уже умеешь с поддержкой родителей. Для того, чтобы понять чем заниматься с ребенком дома, нужно сначала определиться в том, что малыш уже умеет и чего надо достичь.

1 месяц

К третьей–четвертой неделе малыш уже довольно сознательно откликается на голоса отца с матерью и может улыбаться.

В данный период он способен контактировать с ними, хотя и без слов.

По этой причине в промежуток бодрствования ребенка, когда он настроен на понимание звуков и перемещений внешнего мира, с ним необходимо говорить.

Безусловно, при этом отцу с матерью необходимо делать акцент не на значение слов, а на интонацию.

В месяц малыш может отличать красочные объекты и фокусировать взгляд на них, а кроме того весьма хорошо откликается на звуки.

Над кроватью можно подвесить перемещающуюся игрушку с колокольчиками: ребенок будет наблюдать за перемещением и со временем обучится связывать его со звуком. Такое занятие для детей в месяц довольно интересно, однако в то же время оно отвлекает его и успокаивает, помогая заснуть.

Справка! В первый месяц жизни у детей уже достаточно хорошо сформировано осязание: в случае если положить ему в руку игрушку либо погремушку, он обхватит её пальчиками.

2 месяца

В 2 месяца малыш способен узнавать отца с матерью и различать их голоса. Больше улыбайтесь малышу и демонстрируйте ему свою радость – большая часть детей в данном возрасте приучаются улыбаться в ответ.

При общении с матерью и отцом ребенок начинает оживляться – двигать ручками, глубоко хватать воздух либо улыбаться. Как правило двухмесячные дети начинают стремительно пользоваться голосом, выпуская разнообразные звуки – «гулить».

Беседуйте с малышом и демонстрируйте свою радость, когда он «отвечает» вам, это будет направлять его к наиболее инициативному формированию речевых умений.

Превосходным занятием для детей в 2 месяца будут игры с предметами, которые издают звуки. Малышу возможно предоставить игрушку-пищалку, звук которой сможет помочь ему лучше ощущать перемещения собственной руки.

Обратите внимание! В данное время рекомендовано совершенствовать визуальные умения детей.

Выполнять это возможно с помощью кукол, надеваемых на пальцы либо на руку. Шевелите куколку в различных направлениях, демонстрируйте малышу, как она танцует, а он будет наблюдать за ней взглядом.

3 месяца

На третьем месяце жизни у детей не прекращает совершенствоваться моторная активность.

Он уже может не только лишь приподнимать головку, однако и вращать её.

Способен без помощи других переворачиваться, а кроме того стремительно махать ручками и ножками, следя при этом за собственными перемещениями, и без помощи других тянуться за игрушками.

Ребенок уже может привлекать к себе внимание: видя маму, он принимается улыбаться и «гулить».

Занятия с ребенком в 3 месяца должны быть ориентированы на то, чтобы посодействовать ему с освоением новейших умений. Простые покачивания и подталкивания могут помочь ему быстрее обучиться переворачиваниям. Кроме того ребенка необходимо мотивировать на разговорное взаимодействие: напевайте ему жизнерадостные песенки, обучая новейшим звукам.

4 месяца

Первая речь четырехмесячного ребенка становится многообразнее: помимо обычных известных звуков он обучается проговаривать и определенные согласные.

Малыш в данном возрасте уже оживляется не только лишь от голоса мамы, его может порадовать и новая красочная игрушка.

В 4 месяца занятия для детей усложняются, так как он уже может переворачиваться и удерживать голову, начинает хватать игрушки и даже размахивать погремушкой, для того чтобы узнать звук.

Превосходными уроками с ребенком в 4 месяца могут быть «прятки» (по очереди закрывайте глаза себе и ему и «прячьтесь» от него, либо прячьте игрушку), игры с погремушками и разными перемещающимися предметами. Не переставайте говорить с малышом и поощряйте его стремления проговаривать неизвестные звуки.

Обратите внимание! В данный период для него весьма значимы новые эмоции, по этой причине постарайтесь в протяжение дня время от времени перемещать ребенка, перекладывая его с кровати на диван либо в манеж, а кроме того носите на руках по комнате.

5 месяцев

Пятимесячный малыш уже может достаточно хорошо высказывать собственные эмоции. Он способен долго удерживать в руках игрушки и рассматривать их, обожает хватать висящие над ним предметы, а кроме того с наслаждением рассматривает красочные картинки.

Ребенок ещё не может без помощи других осуществлять сидячее положение, однако способен выполнять это с помощью взрослых.

В данном возрасте для ребенка весьма немаловажно внимание родителей, по этой причине при занятиях с ребенком в 5 месяцев постарайтесь больше с ним говорить.

Позвольте малышу посмотреться в зеркало и продемонстрируйте ему в отражении себя. На пятом месяце жизни он стремительно исследует находящийся вокруг мир, и ему наиболее привлекательны различные вещи, так что занять детей возможно почти любыми новыми игрушками и предметами.

6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок довольно хорошо сформирован на физическом уровне, многие дети к этому возрасту уже могут сидеть.

Важно! Однако если этого ещё не случилось, не следует сажать ребенка: в случае если он не усаживается сам, его мускулы ещё мало окрепли для этого.

Занятия с ребенком в 6 месяцев для формирования мышц должны быть предельно элементарными: постепенно шевелите его руки и ножки, а кроме того подкладывайте под ребенка небольшую подушечку, если он находится на животе.

В 6 месяцев занятия с ребенком должны быть ориентированы на интенсивное формирование речи.

Читайте ему стихи и напевайте песенки, беседуйте с малышом, обучая его новейшим звукам. В этом возрасте дети начинают составлять из звуков слоги.

Шестимесячный ребенок очень любит контактировать со взрослыми и начинает подражать тому, что видит и чувствует, по этой причине родителям возможно усложнить игры и занятия с малышом, формируя одновременно и речь, и моторную активность, и умения понимания.

Напевая ребенку жизнерадостную песенку, одновременно демонстрируйте ему элементарные перемещения, и пусть он будет только лишь стараться воспроизводить их, это все точно также очень хорошо отразится на его формировании.

У ребенка можно спрашивать, в каком месте располагается та либо другая игрушка элементарными предложениями («Где мишка?»), и он будет находить его глазами.

В этом возрасте у детей должны появиться первоначальные развивающие игрушки: предметы, которые возможно растянуть либо сжать, игрушки, издающие звуки при нажатии на конкретную кнопку, емкости с крышками, которые малыш сможет открывать и закрывать.

7 месяцев

В 7 месяцев малыш уже может распознавать предметы и играть с ними в зависимости от их функций:

  • катать шарики, машинки;
  • складывать кубики;
  • раздевать кукол;
  • собирать пирамидку.

Обратите внимание! Однако, все дети разные, и, если малыш по каким-то причинам еще не выполняет каких-либо действий, то не стоит его торопить. Так как его еще не окрепшая система может быть не готова к таким нагрузкам.

Можно сначала показать игрушку и рассказать о ней. Например, Мишка-топотыжка, он топает, топ-топ-топ. Затем дать Мишку в руки малышу, когда он обследует игрушку, рассказать стишок про Мишку. Затем можно подключить зайку и разыграть мини театр.

Малышу понравится и в дальнейшем он будет повторять действия: топ-топ. Потешки во время игр, сказки, песенки — все это способствует развитию ребенка.

Покажите малышу как закрывать крышку, катать мячик, нажимать на кнопку и многие другие действия, сначала выполняет взрослый, затем малыш с помощью родителя, позже ребенок уже сам делает.

8 месяцев

Заниматься с ребенком весь день физически невозможно. Стоит постепенно приучать малыша к домашним делам. С подручными средствами играть интереснее:

  • стучать ложками;
  • закрывать крышки;
  • нажимать кнопки.

В этом возрасте малыш всё чаще подражает взрослым. Важно помогать ему освоить новые навыки, для этого можно комментировать свои действия и развивать причинно-следственные связи: «пока-пока», «бах», «чик».

Пирамидки, стаканчики-вкладыши, музыкальные игрушки с кнопками способствуют развитию мелкой моторики. Под присмотром можно дать малышу потрогать крупу, горох, макароны. Ребенку понравится рушить пирамидку из кубиков или перемешать все пуговицы по-своему.

9 месяцев

В 9 месяцев малыши уже развиваются по-разному. Мальчики предпочитают неодушевленные предметы, девочки же больше проявляют ласку. У мальчиков развивается переферийное зрение и игры на территории, а девочкам важен близкий круг.

С этого возраста можно разнообразить игры. Складывание конструктора, игры в кубики и в мяч становятся более осознанными.
Под присмотром можно дать ребенку бумагу. Он будет её рвать на кусочки и комкать. Это отлично развивает мелкую моторику.

Смешав орехи и крупу или различные пуговицы, дайте крохе их отсортировать. Играйте складывая в контейнер небольшие предметы. Уберите мишку за спину и спросите «Где мишка? Нету», а потом внезапно покажите: «А вот мишка!»

10 месяцев

Положите в ведерко несколько предметов. По очереди вытаскивайте их. Когда в ведерке ничего не останется, покажите малышу «пусто, ничего нет».

Кроху теперь интересуют игрушки на колесиках и с веревочками: машинки, зверята, коляски; они отлично развивают координацию.

Играя с кубиками, проговаривайте цвета и размеры. Постепенно задавайте вопрос: «Где красный кубик?». Кубики ребенок может складывать в коробку самостоятельно.

Показывайте ребенку карточки с животными: «Это корова. Корова говорит — муу». Читайте книжи с яркими крупными картинками. Малыш уже может переворачивать страницы.

Музыкальную игрушку можно спрятать, включив звук. Ребенок будет искать источник звука. Малышу понравится складывать монеты в копилку, мелкие предметы в контейнер, пересыпать крупы из стакана в стакан или переливать воду.

11 месяцев

Если ребенок в 11 месяцев начал ходить, постепенно надо учить его подниматься по ступенькам и спускаться. Лепить из соленого теста или рисовать фломастерами можно начать в этом возрасте. Понравится крохе пересыпать крупу, черпая ее ложкой. Привлеките внимание малыша к игрушке, а затем спрячьте ее, пусть ребенок попросит: «Дай».

Положите на пол препятствия — подушки, ленты, игрушки, одеяла. Пусть малыш сам ищет способы преодолеть их.

Таким образом, зная чего должен достичь и что ребенок уже умеет, можно подобрать игры. Конечно проще дать ему игрушек, малыш будет их обследовать, но интерес к одной игрушке у него пропадет через 3-5 минут. Не упустите момент поиграть с малышом. Возможно он не запомнит игру, но в памяти крохи останутся родительская забота и поддержка.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/chem-zanyat-malysha.html

Развивающие игры для детей от 1 года 3 месяцев. Развитие моторики и не только

Чем занять малыша 1-3 лет

2015-01-09

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е.

игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением.

Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев.

Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр.

Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности игры с колпачками, со шнуровкой, с крупами, игры на освоение орудийных действий.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты).

На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е.

например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие.

Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру.

Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам “Формы” или “Животные”

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца.

Первые действия, которые нужно осваивать – это  переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко).

После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник.

Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой Марией Монтессори.  Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей

Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom).

Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет.

Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая «пазломания» у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты 

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой.

А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия.

А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке.

Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое.

Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из колпачков. Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид  и  башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку

Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что  не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды

Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате.

Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается.

А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду

С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon, My-shop, KoroBoom) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни – надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

  • Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

  • Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

  • Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

  • Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики.

Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация.

И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это “Бабочки” (как на фото чуть выше), “Машинки”. Из пластиковых — “Веселые пуговки”.

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-1-goda-3-mesyacev-razvivaem-sensomotornye-navyki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.