Четыре проблемы современного школьного образования

Содержание

Проблемы современной школьной образовательной системы

Четыре проблемы современного школьного образования

Ключевые слова: ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ; ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; ЕГЭ; УЧИТЕЛЬ; ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА; PROBLEM OF SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM; SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM; USE; TEACHER; SALARY.

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы современной школьной образовательной системы, предложены пути их решения.

В настоящее время образование является одним из важных механизмов прогресса, как социального, так и научно-технического.

Поэтому интерес к деятельности образовательных учреждений, требования к их работе в последние годы резко увеличились и не только со стороны государства, но, в первую очередь, со стороны граждан, так как уровень образования, профессиональная компетентность во многом определяют благополучие личности, его статус в социуме. В современном мире проблема совершенствования управления образовательной организацией особенно остро встает на уровне средней школы. Во многих высших и средних учебных заведениях активно ведутся работы по совершенствованию системы управления в целом образовательного процесса. Но на уровне школы, особенно в небольших регионах, данные процессы едва заметны.

На сегодня, среди основных проблем системы управления школьным образованием следует выделить следующие [1, с.23]:1. Низкая заработная плата педагогов.2. Нехватка молодых квалифицированных педагогов.3.

Недостаточное финансирование и плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.4.

Доступность качества образования для способных детей из малообеспеченных семей, проживающих в сельских поселениях и деревнях.

5. Высокая загруженность учебного процесса и спорные реформы в системе образования.

Сегодня учителю, чтобы его зарплата была хорошей, предложили систему стимулирующих выплат, где в баллах высчитываются все его заслуги и достижения. Стимулирующие выплаты осуществляются, если ученик и педагог получили много грамот, ученик хорошо учится, педагог выступил на конференциях.

Поэтому учитель старается немного завысить оценки, разработать новую программу, подготовить доклад, создать потолще портфолио. Только в таких условиях педагогу некогда обращать должного внимания на детей, проводить дополнительные консультации, так как он работает на полторы ставки, помимо этого есть огромная куча отчетов и много рутинной работы.

А между тем учительская зарплата и так должна быть достойной [2, с.41]. Безучастные и плохие учителя были всегда, но еще никогда их не было в таком большом количестве. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя.

Если раньше эта работа считалась одной из самых главных, а сам учитель был ценным и уважаемым человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после «экономического апокалипсиса» будет грош цена.

Унизительно низкие заработные платы учителей школ стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценные кадры, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически отсутствуют. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать.

Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.

Конечно, среди учителей достаточно креативных и талантливых людей, желающих донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи.

К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии, так как им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных.

К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей правильное восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя [3, с.12]. Не стоит забывать об одной из основных проблем образования – непрестижность учительской профессии.

Не многие россияне планируют видеть своих детей в будущем педагогами. Да и в первой десятке современных детей эта профессия не значится как приоритетная. Поэтому сегодня значительно уменьшился молодой кадровый состав, без которого невозможно развитие учительской профессии.

За последние годы все меньше новых кадров вливается в школьный поток, особенно в сельской местности. Да и те, что приходят, надолго, как правило, не задерживаются. В чем же проблема? Это и финансовый вопрос: молодые учителя зарабатывают меньше, чем продавцы в магазинах. Это и огромный объем школьной документации.

Это и неумение «держать класс» на своем авторитете. Приходя на работу в школу, молодой специалист не представляет, с какими реалиями ему придется столкнуться. Школы пустеют без молодых педагогов, которые несут азарт, энергию, новое видение мира, новый подход к воспитанию и образованию. Да и дети больше тянуться к молодым учителям. Как показывают исследования, сегодня в школах только 1 из 8 учителей младше 30 лет. 1/6 часть – пенсионного возраста. Ежегодная необходимость в молодых специалистах составляет примерно 30 тысяч человек [4, с.5].

Следующей проблемой является удручающе низкий уровень финансирования школ. Хронический недостаток денежных средств, система «залатывания дыр», когда вкладываются средства во что-то одно. Не хватает элементарно канцелярии, не говоря о чем-то более важном. Учителя считают, что и на какую сумму они должны купить.

Но учебники и учебные пособия выписываются и обновляются регулярно, что, конечно, идет огромным преимуществом. Престижные и как правило платные школы и гимназии активно оснащаются интерактивными досками, компьютерами и прочим современным оборудованием за счет родительских и спонсорских взносов.

Что не скажешь об обычных школах, особенно находящихся в сельской местности, не видевшие ремонта и замены учебной мебели и оборудования десятилетиями. Планируемый бюджет на образование в России ежегодно снижается. В 2015 году он составлял 629,3 млрд рублей, а в 2016 уже 579,8 млрд рублей.

Бюджет на 2017 год стал еще ниже – 568 млрд рублей, и такие темпы должны настораживать любого вменяемого гражданина современной России. Очевидно, что такие решения повлекут за собой сокращение числа учителей, а также преподавателей в других учебных заведениях.

Многих ученых попросту уволят, а школы не смогут позволить себе приобрести нужное оборудование для обучения детей [5, с.237].

Доступность качества образования для одаренных детей из малообеспеченных семей отдаленных регионов России стала проблематичной, так как в значительной мере зависит не только от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения и места проживания.

Талантливые дети проживают не только в обеспеченных и крупных городах, много таких детей и в селах и деревнях. Некоторые родители не имеют возможность дать такому ребенку получение должного образования из-за отсутствия необходимых денежных средств, а квалифицированные педагоги не едут работать в эти школы из-за низкой заработной платы и отсутствия перспективы.

Уровень образованности школьников в крупных городах намного выше, чем в сельских школах. К сожалению, в деревнях дети могут даже не всегда попасть в школу – всему виной плохая погода и плохие дороги. Нередко сельские школы – это простые деревянные постройки, сильно подверженные погодным изменениям. Государство, как правило, не особо затрагивает ситуацию в периферии.

Зато на телевидении можно часто увидеть уникальных детей и их достижения, но это дети, проживающие в крупных городах, имеющие знаменитых родителей или родителей, занимающих высокие поста, занимающиеся большим и выгодным бизнесом.

Дети из простых и малообеспеченных семей ушли на «задний план», так как у родителей нет финансовой возможности заявить о способностях своего ребенка, а государство оставляет их без внимания.

Также есть множество неблагополучных семей, в которых проживают достаточно образованные и способные дети, но плохая работа органов соцзащиты, равнодушие окружающих и даже учителей не дает им возможности получения дальнейшего эффективного образования. Поэтому необходимо усилить работу государства на уровне малонаселенных пунктов и малообеспеченных семей и развивать образовательные процессы не только на уровне больших городов и элитных школ.

Еще одной из проблем школьной образовательной системы является сильная загруженность учебного процесса и спорные реформы в системе образования. Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками.

Можно ли себе представить, что «рабочий день» учащегося в простой школе составляет иногда более 6 часов, при этом ученику приходиться выполнять домашнее задание, которое у сознательных учащихся занимает еще около 2 часов. Не каждый педагог столько работает [6, с.18]. Есть соответствующие нормативы, которые регламентируют время нахождения ребенка в школе.

Но учебный процесс настолько обогащен знаниями, что в желании выдать всю программу не всегда учитывается нагрузка сопутствующая этому. А, в конце концов, все это сказывается на психофизиологическом здоровье ребенка. Поэтому получается, приходя первого сентября здоровым ребенком, через 10 лет он выходит из нее больным подростков.

Так же хотелось отметить, что, несмотря на увеличение срока получения аттестата о среднем образовании до 11 лет, дети продолжают учиться по субботам. Во многих школах в субботу количество уроков доходит до 5-6. И уменьшение времени проводимого в субботу урока на 5 минут не дает особого облегчение ученику. У детей итак мало свободного времени.

Многие после школы посещают различные кружки и дополнительные занятия с репетиторами, из-за высоких требований школьной программы, в особенности старшеклассники, готовящиеся к ЕГЭ. Не понятно почему, до сих пор не сделали субботу выходным днем в школе, чтобы дать детям возможность хорошо отдохнуть и набраться сил перед предстоящей учебной неделей [7, с.7].

Удивительно, но во все времена у нас постоянно реформируется система образования. Причём не успевает провалиться одна реформа, как тут же за ней следом начинается другая. На протяжении многих лет упоминание ЕГЭ вызывает полуобморочное состояние у школьников и их родителей.

Это нововведение не раз доказало свою неэффективность: вопросы на экзамене не соответствуют школьной программе, выглядят глупыми, не позволяют оценить уровень знаний выпускника.

Ежегодно всплывают новости о том, как в погоне за показателями, некоторые школы показывают феноменальные результаты по ЕГЭ, школьники безвозмездно списывают, а родители организуют целые группы помощи своим детям. В последние годы наблюдается тенденция искажения школьной программы, которая представляет собой хаотичный набор предметов, которые никак не перекликаются друг с другом.

Если с точными науками ситуация выглядит стабильной, то странные реформы правительства влияют на искажение информации в гуманитарных предметах. Исторические факты искажаются, вводятся новые правила русского языка, от которых преподаватели старой закалки приходят в ужас, из литературной программы убирают множество произведений писателей исключительно по политическим и идеологическим мотивам. Все это может привести к ужасающим последствиям и повышению количества безграмотных людей с узконаправленным мышлением на выполнение какой-то одной задачи на протяжении всей жизни.

Таким образом, вышеизложенное показывает неэффективность и недоработанность всей системы управления отечественной образовательной системы, которая требует принятия кардинальных мер по ее модернизации.

Но перед проведением данного процесса необходим глубокий анализ внутренней среды школьного образовательного учреждения. Необходимо учитывать пожелания непосредственно самих учащихся школ и их родителей.

Вопросы модернизации должны решаться комплексно, решения должны приниматься с учетом мнений и пожеланий всех участников учебного процесса, где на первый план конечно же встают дети.

Список литературы

  1. Аквазба Е.О., Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в современной образовательной организации: Проблемы и перспективы// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 23 – 28.
  2. Даргевичене Л.И., Леонова Е.В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 41-44.
  3. Берлин А.В. Эффективность кадрового обеспечения организации// Российский экономический журнал, № 5, 2014. – с. 12 – 17.
  4. Васина Е.В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования / Е.В. Васина //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург — 2011. – 65 с.
  5. Болдина М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа // Социально-экономические явления и процессы, 2018, № 9. — С. 237 — 243.
  6. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. — 2017. — № 6. – С. 22 – 29.
  7. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер// Финансы. — 2015. — № 1. — С. 6-8.

Источник: //novaum.ru/public/p1148

Проблемы современной школы. Разрушение традиционной школы

Четыре проблемы современного школьного образования

Каждый год 1 сентября мы ждем с радостью и ноткой тревоги.  Учеба: что может быть важнее? Образованный человек нужен нашей стране. Грамотный, знающий основы наук, получивший в дальнейшем профильное образование. Он – наше будущее. Поэтому с надеждой мы смотрим на наших учителей, на наших детей. От первых, понятно, ждем знаний, от вторых – успехов и побед.

Каким он будет: новый учебный год? И какие проблемы современной школы нас ждут сегодня?
Справка: В стране около 67 000 школ, в которых учатся 20 млн. детей. Количество молодежи, получающих образование в школах России, отличается самым высоким показателем в мире. В системе школьного образования трудятся 1,7 млн.

учителей или 2% трудоспособных людей страны.

 Кризис в стране – кризис в образовании

В системе образования достаточно вопросов. Наверное, больше, чем ответов. Много было сказано о кризисе традиционной системы образования. В 50-60 годы американцы смело говорили, что они проигрывают нам не только в космосе, но и «за школьной партой».

Российское классическое образование ценилось во всем мире. Что же с ним стало? Правильно, разрушили и попытались создать новое, что, как известно, не так-то просто. Еще лет 10-15 назад «армия» многострадальных мамаш стояла в городском книжном магазине.

Каждая держала в руке листочек с фамилиями авторов учебников по разным предметам. Чем же они хороши, и чем были хуже наши классические учебники, которые ценили в других странах. Ну да ладно, ту страницу мы перевернули. Классическое, фундаментальное образование похоронили.

Сегодня на смену прошлым системам уже введен ФГОС: это очередная попытка создать новые стандарты в образовании. Надо полагать, не первая и не последняя.

 Достойная работа – достойная оплата

Учителю, чтобы он мог нормально зарабатывать, предложили систему стимулирующих выплат, где в баллах «высчитываются» все его заслуги и достижения.

Хорошо учатся у тебя дети? Получай! Много грамот заработал? Получай! Выступил на конференции? Получай! И старается учитель завысить немного оценки, разработать новую программу, подготовить доклад, создать потолще портфолио… Только когда бедному учителю обратить внимание на детей? Вот и рассказывает мамочка: попросила для ребенка несколько консультаций, а учитель объясняет, что некогда: работает на полторы ставки, да еще и рутинной работы много: там отчёт и тут отчёт. А между тем учительская зарплата и так должна быть достойной. Уехал знакомый педагог в Германию, устроился по специальности и сообщил, что зарплата там в 20 раз превышает нашу. Не в 2-3 раза, а в 20. Это к постулату: «Достойная работа – достойная оплата».

Удручает низкий уровень финансирования школ. Хроническая нехватка денежных средств, система «залатывания дыр», когда вкладываешь средства во что-то одно. Не хватает элементарно канцелярии, не говоря о чем-то более серьезном.

Маркеры надо – так сходи и купи! Лампочку в кабинете заменить? Видишь, как сгорают, на вас не накупишься. Бумага кончилась, да и у нас нет! Учителя считают, что и на какую сумму они должны купить.

Но учебники и учебные пособия выписываются и обновляются регулярно, что, конечно, идет огромным плюсом.

 Молодые кадры – ау!

Нужно не забывать об одной из главных проблем образования – непрестижность учительской профессии. Всем знакома фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Не многие россияне планируют видеть своих детей в будущем педагогами.

Да и в первой десятке современных детей эта профессия не значится как приоритетная. Диалог на улице: «Мамочка, у нас учительница такая классная и я вырасту, буду учить малышей!» (голос ребенка) – «Еще не хватало без зарплаты сидеть да нервы мотать. Не говори глупости.

Кукол вон учи!» (голос мамы).

А где сейчас наш молодой кадровый состав, без которого невозможно развитие учительской профессии? Давайте подсчитаем, сколько новых кадров влилось в школьный поток (особенно в сельской местности) за последние годы. Раз, два – и обчёлся. Да и те, что приходят, надолго, как правило, не задерживаются.

В чем проблема? Это и финансовый вопрос: молодые учителя зарабатывают меньше, чем продавцы в магазинах. Это и огромный объем школьной документации. Это и неумение «держать класс» на своем авторитете. Приходя на работу в школу, молодой специалист не представляет, с какими реалиями ему придется столкнуться.

Школы пустеют без молодых педагогов, которые несут азарт, энергию, новое видение мира, новый подход к воспитанию и образованию. Да и дети больше тянуться к молодым учителям. Может, учителям, как и врачам, платить миллион, только чтобы они ехали в «глубинки»?
Справка: сегодня в «школьных пенатах» только 1 из 8 учителей младше 30 лет.

1/6 часть — пенсионного возраста. Ежегодная необходимость в молодых специалистах составляет примерно 30 тысяч человек.

 Оптимизируйся

Теперь еще «на голову» культуре, здравоохранению и образованию свалилась так называемая оптимизация. В малых деревнях закрываются школы, в больших – сокращают кадры. Целью этого всего является повышение качества услуг. Но о каком повышении качества идет речь, если, к примеру, нужно сократить ставку воспитателя, а в его группе работать некому.

Как выходить из положения, за счет каких резервов? Или сократить ставку социального педагога, педагога-психолога. А кто, извините, будет работать с проблемными детьми? Наверное, опять и снова классные руководители. Тут много вопросов и это уже давно активно обсуждается в СМИ.
Да, вопросов много, ответов мало… Но жизнь не стоит на месте.

И вот картинка, от которой на душе становится тепло и радостно. Маленькой девчонке подбирают школьную форму. Она примеряет ее и так, и этак, вертясь перед зеркалом, улыбаясь самой себе. А рядом мама держит новый ранец с тетрадями. Вот и наступает новый учебный год. Каким он будет? Как всегда, трудным. Как всегда, интересным. Как всегда, дающим знания всем: и лентяям, и молодым дарованиям.

С новыми мыслями, идеями, проектами подойдут к школьному порогу наши учителя и откроются двери…

Похожее

Источник: //uchitelskaia.ru/problemyi-sovremennoy-shkolyi/

Проблемы современного образования и науки. Пути решения проблем на государственном уровне

Четыре проблемы современного школьного образования

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки.

Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие.

Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный государственный аппарат.

Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная система образования долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования.

И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников.

Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее актуальные проблемы образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками.

Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся.

Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя.

Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и качество образования.

Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д.

Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии.

Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5.

Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования.

Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере.

Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача – практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения.

Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании.

Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников.

Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ.

Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам – это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях.

Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали высшее образование в РФ. Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства.

Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов.

Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы.

Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний.

Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений.

Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества.

Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений – только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок.

Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач.

В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие.

С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов.

Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а научная деятельность не учитывает интересы финансовых групп.

Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства.

Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не решают проблемы современного образования и науки, а только лишь меняют их характер.

Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности.

То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Источник: //FB.ru/article/236778/problemyi-sovremennogo-obrazovaniya-i-nauki-puti-resheniya-problem-na-gosudarstvennom-urovne

Проблемы и перспективы школьного образования

Четыре проблемы современного школьного образования

Система общего среднего образования Российской Федерации включает более 67 тысяч учебных заведений, в которых обучается 20 млн. детей и подростков.

Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и  оставляет 81 процент от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно. В системе общего образования работает 1,7 млн.

человек преподавателей, или 2 процента трудоспособного населения России.

Гонка вооружения… знаниями

В конце 50 – начале 60-х годов прошлого века американцы, находясь под впечатлением «русского прорыва» в космос, обратили самое пристальное внимание на систему советского образования. Тогда в свет вышел целый ряд публикаций и исследований на эту тему, и выводы американцев были единодушны: они проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

Вот, например, что пишет журнал «Тайм» весной 1961 года в статье «Что читает Иван?»: «…Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8 000 слов. Бумага дешевая, зато проза – богатая.

Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями.

В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков.

Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по ‘базовому’ учебнику со словарным запасом менее 1 800 слов…»

И вот, спустя всего несколько десятилетий, о том, что «с передовых позиций мы уже откатились», заявляет первое лицо государства – Президент РФ.

Что же случилось? Где та «точка бифуркации», о которую мы запнулись, и – пошло все «не в лад, невпопад»? Впрочем, бессмысленно искать однозначный ответ, тем более, когда речь идет не просто о «точке», а о целом «многоточии».

Попробуем лучше хотя бы кратко определиться и оглядеться, на каких, используя выражение президента, «позициях» находится наша школа сегодня.

Смело с мелом у доски?

Сегодня в российской школе только один из восьми учителей моложе тридцати лет. Шестая часть педагогов – 213 тысяч – пенсионного возраста. Примерная ежегодная потребность школ в молодых специалистах – 30 тысяч человек, особенно ждут в российских школах преподавателей иностранного языка, физики, математики.

Но, увы, из более чем 400-тысячной армии студентов педагогических вузов в школу идут лишь 40 процентов выпускников, а по некоторым данным, и того меньше – 15-20. Наглядный пример, как решить проблему, дает опыт европейских стран: в Финляндии, Франции, Норвегии и т.д.

действует целая система социальных бонусов для школьных учителей. Например, в Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами по пенсии, жилью, медицинскому обслуживанию. Результат – жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию.

Впрочем, имеются примеры стимулов и иного рода: в Таджикистане, где проблема нехватки учителей, особенно в сельских школах, стоит достаточно остро, Министерство образования страны недавно даже подало судебные иски в Высший экономический суд на 1,5 тысячи выпускников-педагогов, отказавшихся ехать в сельские школы.

Министерство требует с них возврата потраченных бюджетных денег за все годы обучения.

Но, какой бы опыт – кнута и/или пряника – Россия ни восприняла, следует учитывать одну из главных проблем школьного образования – непопулярность, непрестижность учительской профессии. Так, по данным ВЦИОМ, сегодня 69 процентов россиян не хотят, чтобы их дети стали в будущем педагогами, и только 17 процентов не против такого выбора.

Вот еще любопытные данные – от кадрового агентства «Kelly Services»: в 60-е годы прошлого века о профессии учителя мечтали 27 процентов советских школьников – это первое место среди всех профессий. К 80-м годам это число снизилось до 18,5 процента.

А в первой десятке предпочтений современных детей эта профессия уже вовсе не значится… Да, ежегодно 10 тысяч учителей отмечаются президентским грантом в 100 тысяч рублей. Да, 2010 год объявлен Годом учителя. Все это важно, необходимо и давно назрело.

И все-таки – пока общественное медийное пространство заминировано сериалами типа «Бригады» и ect., как этому обществу «дожить до понедельника»? Кто ответит на этот вопрос?

PISAнские наклонности российских школьников

Данные Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), проводимого раз в три года и оценивающего достижения пятнадцатилетних учащихся в навыках чтения и понимания текста, в математике и естественных науках свидетельствуют – качество российского образования неукоснительно снижается. В 2000 году мы заняли 27-е место (из 57 стран), в 2003-м – 32-е, в 2006-м – 37-е.

Правда, всего 11 стран показали результаты «выше среднего» во всех трех видах испытаний: Финляндия, Гонконг, Канада, Эстония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Корея, Швейцария, Бельгия. А около 60 процентов стран-участниц показали результат «ниже среднего». Россия же вошла в число 11 стран со средним (по крайней мере, не ниже среднего) результатом во всех видах испытаний.

Вот как, например, прокомментировал эти результаты в «Российской газете» директор московской школы № 584 Ефим Рачевский: «Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу». Действительно, вспомним, что обычно говорит учитель во время урока: спишите с доски, повторите за мной, выучите параграф… Ребят заставляют зубрить учебник, а не приучают думать.

Идет трансляция готовых знаний, без поиска готовых решений. Отечественная школа сформировалась триста лет назад, при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное – послушание и порядок.

Кстати, немецкие ребята заняли по результатам PISA 20 место – выше наших, но в Германии разразился скандал – многие были недовольны результатами… У нас – тишина».

Нет, все-таки резонанс был, и анализ – достаточно подробный – тоже проведен. И вот, например, к какому любопытному выводу пришли авторы статьи «PISA2006: больше, чем просто рейтинг» (О. Карпенко, М. Бершадская, Ю. Вознесенская, Л.

Гадрани): «…Относительно низкие результаты ряда крупных стран в рейтинге PISA (США, как и Россия – приводят пример авторы – также не вошли в первую тридцатку стран) связаны с трудностями обеспечения равного доступа многомиллионного населения к качественному образованию.

Итак, для крупных стран с большой территорией на первый план выдвигаются проблемы внутристрановой дифференциации качества образования.

Важно подчеркнуть, что в крупных городах России с населением более 1 миллиона функциональная грамотность школьников не только значительно выше средней по России, но в отдельных испытаниях выходит на уровень, заметно превышающий средний балл по странам ОЭСР. Здесь достигнуты результаты на уровне стран-лидеров. Таким образом, дело не в том, что мы не умеем хорошо учить. Мы не умеем хорошо учить везде – во всех уголках нашей огромной страны».

Итак, обеспечение равного доступа к качественному образованию (через новые образовательные технологии, в том числе ИКТ) – один из путей «к нашей новой школе». Кажется, мы вновь стоим перед «точкой бифуркации», вернее, многоточием…

СМОтрите, кто идет!

К счастью, на этот раз у нас есть все шансы об эту точку вновь не споткнуться.

ПНП «Образование», комплексные проекты модернизации образования, проект «Российское образование-2020», положенный в основу Современной модели образования (СМО), как и президентская инициатива «Наша новая школа», – те концептуальные программы, призванные помочь выбрать и идти, наконец, в верном направлении. Кстати, четко обозначены и вполне конкретные вешки. Вот только некоторые.

2010 год. Завершение организационного перехода на принципы профильного обучения в общеобразовательной школе. Создание единого Образовательного кодекса.

2012 год. Выделение на каждого школьника в среднем не менее 2 часов дополнительного образования в неделю за счет бюджетных средств, к 2020 году – не менее 6 часов.

2015 год. Создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений школьников. Развитие и других институтов оценки результатов общего образования школьников, помимо Единого государственного экзамена.

Завершение эксперимента, в ходе которого будут апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. Обновление всех учебных программ и методов обучения с использованием элементов компетентностного подхода.

Завершение методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.

2020 год. Переход на современную модель образования в масштабах всей страны…

Так что, в добрый путь!

По материалам «Российской газеты», газеты «Труд», портала «Статистика российского образования», сайта Малой академии наук.

Источник: //akvobr.ru/problemy_i_perspektivy_shkolnogo_obrazovania.html

В закладки: проблемы современной школы

Четыре проблемы современного школьного образования

На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы — повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?

В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.

1. Российская школа — нервные дети

Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.

2. Школа как заповедник инфантилизма

«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю.

Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей.

Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.

3. Детские качели и другой важный контекст

Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.

4. Школа не научит рыбок залезать на деревья

Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.

5. Школа как тухлое место

Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования — и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы — и это, наверное, тоже не просто так.

6. Учить нельзя гуглить

В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» — и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.

7. В современном мире нужно быть «продюсером» своего образования

Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.

8. Быть можно дельным человеком и не знать, куда впадает Волга

Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование — полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник.

Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам.

 Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования — о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).

9. На уроках ОБЖ нужно изучать киберугрозы, а не противогазы

Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках — штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.

10. «Мы верим в то, что педагогика — дело творческое и прикладное»

Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //newtonew.com/school/school-problems-and-solutions

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.