Что такое аутизм?

Содержание

Что такое аутизм у ребенка: причины

Что такое аутизм?

Еще несколько десятков лет назад аутизм считался редким недугом. Современные реалии жизни вносят свои неумолимые коррективы. По данным статистики, еще в 70-ых годах аутизм диагностировался у одного из 10 000 детей, сейчас такой патологией страдает один ребенок из 90. Как распознать аутизм, что это за болезнь, симптомы и лечение, что делать родителям?

Аутизм – глубокое расстройство психического развития ребенка. Эта патология является самой загадочной и необъяснимой в многочисленном перечне душевных заболеваний. Особенно ярко проявляется болезнь в раннем возрасте. Ранний детский аутизм (РДА) изолирует малыша от общества, болезнь безжалостно выдергивает кроху из семьи, погружая его во мрак недуга.

Аутизм — дефицит социального внимания

Мир аутичного малыша

По мнению психиатров, реальность аутистов (их еще называют «дети дождя») представляет собой разрозненные детали. Как понять, что такое аутизм у ребенка: представьте, что окружающий мир состоит из разбитого калейдоскопа, где каждое стеклышко несет с собой частичку предмета.

Аутичный ребенок не способен объединить увиденное в единый образ. Человек представляется ему несвязанным набором, состоящим из рук, ног, носа, глаз, ушей, волос. Больной малыш не может отличить живые предметы от неодушевленных.

По данным статистики, аутичное расстройство поражает большей частью мальчиков (один случай на 50 мальчиков и 250 девочек). Эта болезнь имеет хроническое течение.

Маленький аутист приходит в ужас от любых внешних воздействий. Яркие цвета, освещение, звуки, прикосновения (даже самые нежные) вызывают у больного ребенка болезненный дискомфорт. Малыш стремится полностью уйти и спрятаться в свой внутренний мир.

Интеллектуальные способности

Как проявляется аутизм у ребенка в интеллектуальном плане? Аутичное расстройство затрагивает уровень мышления и негативно влияет на развитие интеллекта. Чаще у «детей дождя» отмечается легкая либо умеренная форма умственной отсталости.

Аутизм — болезнь XXI века

Такие дети не способны полноценно учиться. Порой бывает, что патология протекает с дополнительными проблемами, касающимися мозговой деятельности:

  1. Эпилепсией.
  2. Микро- и гидроцефалией.
  3. Хромосомной аномалией.

В этом случае отмечается глубокая умственная отсталость, граничащая с олигофренией.

При аутизме легкой формы интеллектуальное развитие вполне соответствует уровню здорового человека, а порой даже и превышает его. Для аутистов характерен избирательный интеллект.

При избирательном интеллекте дети аутисты могут добиться феноменальных результатов в определенной тематике. Проявляется савантизм (явление, когда человек одарен в какой-либо одной области).

Некоторые аутисты могут безошибочно сыграть любую мелодию, услышав ее один раз, другие по памяти рисуют сложнейшие технические схемы. В число известных аутистов входят Энди Уорхол, Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Пограничные аутичные состояния

В психиатрии различают схожие с аутизмом психические патологии, отличающиеся различными проявлениями. Такие заболевания включены в список расстройств аутического спектра:

  1. Синдром Аспергера. Легкая форма патологии аутичного спектра. Заболевание также негативно влияет на социализацию больного, но не полностью лишает ее. Малыш аспер может потерять заинтересованность к семье, но к дому привязанность остается.
  2. Синдром Ретта. Особенность патологии кроется в деградации развития ребенка. Он нормально развивается до годика, затем приобретенные навыки (ползанье, гуление, умение сидеть, хватательные рефлексы) утрачиваются. Ребенок становится совершенно беспомощным. Синдром Ретта считается самым тяжелым проявлением аутичной патологии.
  3. Атипичный аутизм. Начало развития болезни приходится на подростковый возраст ребенка. Патология характеризуется более мягким проявлением синдрома и отсутствием некоторых важных признаков аутизма.
  4. HELLER (дезинтегративное расстройство). Первые симптомы появляются у малышей после 2 лет жизни. Ребенок постепенно погружается во внутренний мир, ухудшаются речевые навыки, падает уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей.

Чаще всего аутизм диагностируют у детей до 3—5 лет. Именно в этом раннем возрасте отмечаются первые яркие проявления болезни. В очень редких случаях аутистическое расстройство психики развивается в подростковом и взрослом периоде. Как распознать заболевание?

Симптоматика патологии

Чтобы вовремя выявить тревожную ситуацию, родителям следует внимательно наблюдать за малышом. Все нетипичные проявления поведенческих и коммуникативных реакций, несвойственных по возрасту, нужно обсудить с педиатром. Признаки раннего аутизма у детей проявляются в период с 1,5 до 2 лет.

Признаки раннего аутизма

Поведенческие проблемы

Аутизму присущи следующие черты:

Речевые дисфункции. Многие аутисты не разговаривают совсем, прочие обходятся парой-тройкой слов. Что должно насторожить родителей:

  • груднички не гулят, но издают одни и те же звуки;
  • первые три месяца жизни дети не так активны, как положено в их возрасте;
  • к годику не умеют улыбаться, не реагируют на свое имя, взгляд неосмысленный;
  • до двух лет обзаводятся очень бедным словарным запасом (знают слов 10—15), практически их не используют;
  • к трем годам не могут комбинировать слова и составлять предложения, но способны придумывать собственные обозначения предметам (неологизмы).

Аутисты не используют речь для общения. Такие малыши никогда не пользуются личными местоимениями, а о себе говорят только в третьем лице.

Эмоциональные нарушения. «Дети дождя» при попытках разговора с ними никогда не смотрят в глаза собеседнику, эмоционально никак не реагируя. Такие симптомы аутизма очень расстраивают родителей, ведь малыши сопротивляются любым попыткам приласкать их, погладить, поцеловать.

Маленькие аутисты подобны слепо-глухо-немым людям. Они не различают близких и не замечают, когда к ним кто-то обращается.

Проблемы социализации. Больные малыши испытывают сильнейший, вплоть до болезненных проявлений дискомфорт, оказываясь среди сверстников. Маленькие недотроги убегают, пытаясь скрыться от ребячьего гвалта, панически боясь любого общения.

Такие детки не способны выстраивать дружеские отношения, не понимая и не оценивая эмоции посторонних. Они прячутся, выбирая спасительное уединение, которое ограждает «детей дождя» от сильнейших переживаний из-за неумения общаться.

Классификация аутизма

Проявления агрессии. Аутичные малыши остро реагируют на малейшую неудачу и расстройства. Такие эмоции вызывают у них мощную истерику, вплоть до агрессивных проявлений. Агрессия чаще направлена на окружающих людей, в 20% случаях маленькие аутисты стремятся причинить боль себе.

Незаинтересованность игрушками. Малыши с аутизмом не понимают, что делать с игрушками по причине неразвитого абстрактного мышления. Они не станут понарошку поить чаем (как можно размешивать несуществующую жидкость), не умеют представлять, что в руках не палочка, а пистолет.

Аутисты умеют лишь копировать увиденные либо услышанные действия. Но могут использовать игрушки, правда, нестандартными способами: не возить машинку, как обычные дети, а педантично крутить одно колесо, не расчесывать кукле волосы, а однообразно поворачивать кукольную голову в разные стороны.

Страх перед переменами. Поведение маленьких аутистов отличается однотипностью и одинаковыми повторами одного действия. У них присутствует очень развитая компульсивность (стереотипность). Таким детками важен привычный распорядок.

Если что-то меняется в их привычном укладе жизни (переезд, перестановка мебели, даже игрушки, которые стоят не на своих местах), они реагируют бурными агрессивными истериками.

Каждый случай аутизма индивидуален. Многие из симптомов могут и не отмечаться. Известны случаи проявления болезни в легкой форме. Такие люди успешно учатся, работают, заводят семьи.

Физиологические признаки

При диагностике аутизма учитываются не только поведенческие признаки патологии. Отмечаются и иные расстройства: физиологические и физические. Они не всегда встречаются при заболевании, но тенденция к их развитию при аутичных состояниях присутствует:

  • падение иммунитета;
  • судорожные проявления;
  • проблемы в работе поджелудочной железы;
  • недуги ЖКТ (раздраженный кишечник, грибковые заболевания);
  • обострение либо притупления сенсорных реакций (кожного восприятия).

Памятка для взрослых

Если вы стали свидетелем необузданной агрессии, истерики у чужого ребеночка, знайте, этот малыш может быть болен аутизмом. Ведите себя в таких случаях предельно тактично и вежливо с родителями маленького агрессора:

  • сохраняйте спокойствие;
  • предложите свою помощь;
  • проявите максимальное внимание;
  • не критикуйте малыша и его родителей;
  • уберите из зоны видимости ребенка опасные предметы;
  • не смотрите на кроху слишком пристально, это еще больше его напугает.

К сожалению, стать свидетелем такой ситуации в современном мире можно все чаще. Количество заболеваний растет, что вызывает серьезную озабоченность врачей. Ведь истинные причины патологии до сих пор не выявлены.

Что приводит к развитию аутизма

Ученые, долгое время изучавшие проблему, сходятся лишь в одном: причины аутизма у ребенка складываются из набора комплексных факторов. Единственного виновника искать здесь бессмысленно. У «детей дождя» все в порядке с внешностью, мозг не имеет явных отклонений при рождении. Беременность у матерей протекает вполне благополучно.

Риск появления аутизма повышается в несколько раз при наличии у ребенка либо у беременной матери сопутствующих заболеваний:

  • ДЦП;
  • краснуха (инфицирование беременной);
  • туберозный склероз (обширное поражение нервной системы);
  • нарушение жирового обмена (риск аутизма возрастает, если мать страдает ожирением).

Причины возникновения аутизма у детей зависят и от наследственности. Генный фактор играет немаловажную роль в развитии болезни. Случаи семейных аутичных проявлений очень распространены.

Лечение аутичных состояний

Лечение аутизма – сложнейший и трудный процесс. Такая терапия изнурительная, она истощает организм ребенка нравственно и физически.

Лечение аутизма — сложный и долгий процесс

Родителям малыша следует морально подготовиться к длительным и далеко не всегда успешным процедурам.

Применение медикаментов при лечении аутизма бесполезно. Лекарства лишь кратковременно купируют сопутствующие соматические симптомы (агрессию, бессонницу). Для лечения аутичных расстройств используют психиатрию и методы социальной адаптации.

Главные правила, которым необходимо следовать родителям, кроются в выполнении следующих рекомендаций:

  1. Лечение маленького аутиста проходит всегда и везде: в саду, на улице, в школе, в поликлинике, в гостях. Терапия будет состоять из регулярных, настойчивых повторений каких-либо фраз для закрепления определенных навыков. Даже, когда малыш запомнит правило, к нему предстоит много раз возвращаться для закрепления в сознании.
  2. Родителям предстоит совместное посещение психолога. Ведь длительная терапия негативно сказывается и на состоянии самих родственников.
  3. Для родителей очень важно суметь выкраивать время для собственного отдыха и восстановления сил. Предстоит трудная, многолетняя борьба за социализацию малыша.
  4. Постарайтесь отыскать высококвалифицированного специалиста в области психиатрии. Реабилитировать такого ребенка под силу только опытным врачам.
  5. Для малыша важен единственный выбор лечащего медика – смена человека не пойдет ему на пользу, а только ухудшит состояние.
  6. Основное лечение аутиста проходит по индивидуально разработанной методике, которой родители должны строго следовать.
  7. Хорошую пользу в терапии играют домашние животные со спокойным нравом. Помогают посещения дельфинария, ипподрома, контактного зоопарка.
  8. Найдите в пределах города таких же родителей. Общение с людьми, которые находятся в подобной ситуации, придает сил и энергии для борьбы с болезнью.
  9. Установите своему малышу строгий распорядок дня и старайтесь не менять его.
  10. Никогда не повышайте на ребенка голос, часто зовите его по имени – старайтесь овладеть и подчинить себе его внимание.
  11. Не изменяйте привычную для малыша домашнюю обстановку.

И не ждите положительного результата через неделю, месяц, даже год. Лечение аутизма продолжается всю жизнь человека. Некоторые детки уже спустя 3—4 месяца радуют близких явными сдвигами – начинают идти на контакт. А у других положительная динамика не отмечается и спустя десятилетия.

Помните, чем раньше выявить патологию, тем успешнее будет реабилитация. Прогрессивные результаты зависят от того, в каком возрасте проявляется аутизм у ребенка.

Обращайте внимание на поведение своего малыша, при любом тревожном симптоме, консультируйтесь с врачом. Поводом для его посещения должны служить даже малейшие нарушения речи и моторики. В этом случае лучше перестраховаться, чем потом «кусать локти».

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/umstvennaya-otstalost/chto-takoe-autizm-u-rebenka-prichiny.html

Что такое аутизм? И почему так важно о нём знать?

Что такое аутизм?

В начале 2000-х годов в США аутизм диагностировали каждому 150-му ребенку, появившемуся на свет. В Великобритании — каждому 100-му.

Сегодня ситуация изменилась и, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, уже каждый 68-й ребенок рождается с расстройством аутистического спектра. А вот в России такой статистики просто нет.

Об этом в интервью Пятому каналу рассказала Зоя Попова, исполнительный директор благотворительного фонда «Выход в Петербурге».

 outfundspb.ru

«В России принята усредненная статистика — 1 из 100. Однако уровень диагностики остается крайне низким: по принятой статистике, прогнозное количество детей с аутизмом в Санкт-Петербурге — 9115, фактически же диагноз стоит у 402 детей в городе. Это данные Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на декабрь 2016 года.

Что касается взрослых людей, то по ним статистика вовсе отсутствует: до самого последнего времени (Письмо Минздрава от 4 октября 2017 года) по достижении человеком 18-летнего возраста диагноз аутизм зачастую сменялся на диагноз шизофрения.

Поэтому количество людей с аутизмом старше 18 лет не учтено вовсе, то есть они и их особые потребности в принципе не учитываются в государственной системе помощи. Самая основная проблема — отсутствие своевременной диагностики и специалистов, которые оказывали бы раннюю помощь, построенную на современных эффективных методах.

Поэтому все остальные сложности, которые возникают, в большинстве своем являются лишь следствием. Сложности для сотрудников фонда связаны с отсутствием инфраструктуры и системы поддержки человека с РАС (расстройство аутистического спектра) и крайне низкой информированностью общества о проблеме».

 boredpanda.com

Страшная беда неинформированности

Обыватели, как это не прискорбно, из-за своей низкой информированности, зашоренности и стереотипов часто ставят знак равенства между «дауном» и «аутистом», не видя никакой разницы. А она не то что на лицо — это в принципе разные недуги. Типичные черты первых формируются из-за наличия в организме той самой 23-ей пары хромосом.

У аутистов же строение ДНК ни каким образом не выходит за пределы нормы. Да и в МКБ синдром означает не болезнь, а расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Однако, проблемы, с которыми сталкиваются люди с этими разными диагнозами практически идентичны.  

 boredpanda.com

Аутизм — не приговор

Признаки аутизма начинают проявляться в первые три года жизни. Чтобы помочь родителям выявить расстройство на ранней стадии существует тест М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев.

Участие ребенка не требуется, родителям нужно ответить на ряд простых вопросов: отзывается ли ребенок на свое имя, улыбается ли в ответ на улыбку мамы.

И ещё на несколько посложнее: расстраивают ли его обычные звуки, будет ли смотреть на игрушку в противоположенном углу комнаты, если вы на ее покажете? Поставленный диагноз вовсе не ставит крест на будущем малыша, а лишь означает, что ребенку нужна помощь в социализации. Об этом в интервью Пятому каналу рассказала клинический психолог Елена Майорова.

Архив Пятого канала

«Не стоит заблуждаться и навешивать ярлыки. Аутист — это не социопат. В 90% случаев аутизма играет роль наследственность. Аутисты живут как бы в своем мире. Некая парадоксальность поведения обусловлена, в какой-то мере, ощущением сенсорного дискомфорта.

Отсюда могут появляться и некие  повторяющиеся движения, тяга к привычной обстановке, отказ от речи, неологизмы, слабость инстинкта сохранения.

У аутистов страдает обработка сенсорной информации, поэтому важно предлагать ребенку игры, которые позволяют расширить его сенсорные площадки, либо просто давать возможность знакомиться на ощупь и зрительно с различными материалами: песком, деревом, камешками и т. д.

 Пусть „заговорит“ любимая игрушка, научит завязывать шнурки, застегивать пуговицы, рисовать и так далее. Сейчас есть много пособий как для специалистов, так и для родителей, в которых описаны упражнения и игры, помогающие социализироваться, развиваться».

Социализация людей с аутизмом зависит от формы расстройства. Некоторые могут жить самостоятельно, другие нуждаются в постоянной поддержке. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цветам.

 boredpanda.com

Открыть глаза всему миру

Ненамеренно показал людям мир аутиста Тимоти Арчибальд — профессиональный фотограф и любящий отец. Несколько лет назад он делал снимки с целью фиксирования состояния своего пятилетнего сына Эдайджа.

Ребенок был одержим механическими объектами и эхолалией (это неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Снимки оказались настолько глубокими, что впоследствии была издана книга, которую фотограф так и назвал «Эхолалия».

Проведенные совместно часы помогли сблизиться отцу и сыну, а зрителям дали возможность заглянуть в мир, который существует без слов. 

 boredpanda.com

Синдром был открыт венским медиком Хансом Аспергером в 1944 году. Считалось, что мозговое расстройство приводит к затруднениям в общении и навязчивым идеям, но не влияет на интеллект и способность к обучению.

Более того у таких пациентов наблюдались исключительные таланты, понимание сложных систем. Однако, обсуждение диагнозов, будь то даже знаменитостей, сотрудники центра «Антот тут рядом» считают неэтичным.

Да и содержание медицинских карт достоверно знают только сами пациенты и лечащие врачи. Об этом напомнила Зоя Попова.

Однако, при самом простом подсчете и усредненных показателях: один из ста, — получается, что в Москве проживают более 21,5 тысячи детей с РАС — расстройством аутистического спектра. По факту, такой диагноз ставили почти в 10 раз реже. В столице «зарегистрированы» 2587 детей с различными формами аутизма.

 благотворительного фонда «Выход в Петербурге»

«Люди с РАС, как и люди без него, могут быть гениальными, иметь высокий или средний интеллект, а также могут иметь умственную отсталость разной степени тяжести. Но абсолютно любой человек обучаем, наша задача — создать условия для максимальной реализации каждого.

Необходима государственная система поддержки человека с аутизмом на протяжении всей его жизни — от ранней диагностики до сопровождаемого трудоустройства.

Чем раньше с ребенком начинают работать квалифицированные специалисты, тем больших успехов он может достичь», — считает Попова.

Специалисты поясняют, что даже при повышенной вероятности появления в семье гения, от проблем уйти не получится. Ведь и ум нужно воспитывать. Умение общаться и показывать свои таланты требует такой же тренировки, как для обычного человека вождение автомобиля или умение рисовать. Ведь все когда-то начинали с неровных линий и странноватых овалов. 

 благотворительного фонда «Выход в Петербурге»

«Родственники детей, даже получивших правильный диагноз, не знают, куда обращаться дальше — в интернете много противоречивой информации. Не внедрена система поддержки, система образования не выпускает специалистов, которые владеют современными инструментами помощи детям и взрослым с аутизмом.

 Существует рынок платных услуг, которые не только являются дорогостоящими, но и не имеют доказанной эффективности. Семьям нужна проверенная информация и инструменты помощи ребенку. Основная проблема взрослых людей — отсутствие вариантов занятости. После окончания школы многим просто некуда идти и они оказываются в четырех стенах.

Из-за этого в социальную изоляцию попадают и близкие люди, вынужденные все время быть рядом», — подчеркивает Попова существующие проблемы. 

Протянуть руку помощи

Единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» открылся в декабре 2013 года. Это проект фонда «Выход в Петербурге».

Сейчас в центре получают помощь и поддержку 140 семей. Бюджет его составляет почти 4,5 миллиона рублей в месяц. С виду кажущаяся большой сумма нуждается в постоянном поддержании. Все деньги поступают от пожертвователей.

В фонде готовы отчитаться о каждой потраченной копейке. 

 благотворительного фонда «Выход в Петербурге»

«Выраженность проявлений особенностей при аутизме можно разделить на три группы. Людям, относящимся ко всем трем группам, необходима поддержка, но разной интенсивности — от небольшой до постоянной. Соответственно различаются и суммы, необходимые для обеспечения этой поддержки.

 Очень важно подчеркнуть, что некорректным является измерение поддержки в сутках — поддержка требуется человеку на протяжении всей жизни. Короткая серия мероприятий, ограниченная сутками или неделей, не имеет смысла.

Тем не менее, на человека, который занимается в Центре „Антон тут рядом“ и осваивает навыки самостоятельной жизни в Тренировочной квартире, фонд тратит 4 683 рубля в день, на человека, который занимается в Центре подготовки к трудоустройству — 1 882 рубля в день.

В эти суммы входят зарплаты специалистов и сопровождающих, аренда, расходные материалы для мастерских. Благотворительные фонды чаще всего оказывают адресную помощь — например, собирают средства на лечение конкретных людей. Мы же строим систему, восполняя дефицит, существующий в государственной инфраструктуре.

Мы не можем отчитаться перед жертвователями о том, что какое-то число наших подопечных выздоровели в результате нашей работы: аутизм — не болезнь, и излечиться от него невозможно, он сохраняется на протяжении всей жизни человека. Такое отсутствие результата в привычном понимании представляет определенные сложности в работе с жертвователями», — подытожила исполнительный директор фонда.

В фонде полагают своей главной целью — дать обществу возможность увидеть огромный талант и творческий потенциал людей с аутизмом. И хотя, как подчеркивают, не заглядывают в чужие медицинские карты, люди с таким диагнозом подарили миру «Подсолнухи» и «Звездную ночь», законы классический механики, операционную систему Microsoft, «романы нравов» Джейн Остин и «Реквием» Моцарта. 

Ания Батаева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/192811/

Кто такие аутисты?

Что такое аутизм?

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Самое время разобраться: кто такие аутисты? Чем они отличаются от остальных людей? Нужна ли им помощь, и чем мы можем помочь?

Что такое аутизм?

Аутизм — расстройство головного мозга, возникающее вследствие нарушений его развития. В причинах этих нарушений учёные пока что не сошлись.

Есть версии, что они появляются в результате: патологий родов, черепно-мозговой травмы, инфекции, врожденной хрупкости эмоций, врожденной дисфункции мозга, гормональных сбоев, ртутных отравлений (в том числе, при вакцинации) или из-за сбоев в работе генов, отвечающих за нейронные контакты (синаптическую связь), либо мутации. Причиной заболевания не могут стать воспитание, поведение родителей или социальные обстоятельства. И сам человек тоже не виноват.

Важно! Аутизм не заразен. Ваш ребенок не станет аутистом, если будет общаться с человеком с этим диагнозом. Но велика вероятность, что имея опыт общения с людьми с разными диагнозами и разным восприятием мира, он может «заболеть» толерантностью, сочувствием и способностью сопереживать.

Проявления аутизма

Аутизм проявляется в трудностях при общении с другими людьми, слабо развитых социальных навыках, необычных видах поведения (например, постоянном монотонном раскачивании). Часто присутствуют различные формы сенсорной гипо- или гиперчувствительности: непереносимость тканей, прикосновений или объятий или наоборот острая потребность в конкретном запахе или звуке.

Такой человек может испытывать сложности с речью (интонация, ритм, монотонность, неразборчивость), избегать смотреть в глаза своему собеседнику, не улыбаться, у него могут отсутствовать жесты и мимика, либо он может их использовать неосознанно, не связывая с контекстом.

Вследствие нарушения развития воображения круг интересов аутистов может быть сведен к минимуму: тяготение к одному какому-то предмету и навязчивое желание держать его в руках, концентрация на чем-то одном, потребность точно повторять одни и те же действия, предпочтение уединению, нежели чьей-то компании.

Диагностика

Диагностика аутизма — вещь достаточно сложная, частично из-за того, что у разных детей он проявляется по-разному, частично потому что некоторые косвенные признаки могут встречаться и у обычных детей.

Как правило, проявляется заболевание к трем годам, когда родители уже способны оценить социальные навыки и особенности коммуникации своего ребенка.

Это диагноз пожизненный, ребёнок с аутизмом вырастает во взрослого с аутизмом.

Сами люди с аутизмом рассказывают, что внешний мир для них представляется хаосом вещей, людей и событий, в буквальном смысле, сводящих с ума. Это может приносить ежедневные мучения при общении с близкими или просто знакомыми.

Они лишь интуитивно чувствуют, что они «не такие, как все», и очень мучительно переносят этот факт.

Внешне это может проявляться, как настоящая истерика, поводом к которой иногда служит просто перестановка предмета с одного места на другое.

Важно! Если ваш ребёнок всеми силами избегает вступать в контакт, развитие его речи замедленно, эмоциональное развитие замедленно, иногда создается впечатление, что его «ничем не пронять», к тому же, кажется, будто он совсем не реагирует на боль, если он боится новых мест, людей, впечатлений, предпочитает монотонные, повторяющиеся движения, использует свои игрушки не по назначению, не играет в абстрактные игры, не фантазирует, иногда не реагирует на обращение к нему, словно не слышит, это повод записаться на консультацию к детскому психиатру.

Разные люди

Аутисты все разные. Потому что вообще все люди — разные. И еще потому что за общим названием лежит целый спектр расстройств, у которых есть общие проявления и свои специфические расстройства.

Один ребенок может сильно отличатся в своем поведении, восприятии окружающей действительности и в своих возможностях интегрироваться в общество от другого ребенка. Кто-то живёт относительно самостоятельной, независимой жизнью, учится, работает, общается с другими людьми.

А кто-то, испытывая сильнейшие затруднения в коммуникации и социальных взаимодействиях, всю жизнь нуждается в поддержке, помощи и работе специалистов.

Книги:

  • Пол Коллинз «Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма».
  • Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом».
  • Роберт Шрамм «Детский аутизм и ABA».
  • Марти Лейнбах «Дэниэл молчит».
  • Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки».
  • Ирис Юханссон «Особое детство».
  • Кэтрин Морис «Услышать голос твой».
  • Мария Беркович «Нестрашный мир».
  • Джоди Пиколт «Последнее правило».

Помощь

В настоящее время разработано несколько методик и программ, создано достаточное количество специализированных центров по всему миру, помогающих аутистам и их родителям адаптироваться в новых условиях и максимально мягко и эффективно скорректировать проявления болезни, научить человека социальным нормам, жизни в обществе, общению, дать возможность получить образование и найти работу.

Важно! Аутизм не лечится таблетками и лекарствами. Он корректируется и смягчается специальными методиками и программами. Основная роль в терапии принадлежит родителям и специалистам. И еще, может быть, каждому человеку, не отшатнувшемуся от такого человека и не задевшему его грубым словом.

Инклюзия, полноценная, действительно помогающая и принятая на уровне и законов, и общества, и культуры, инклюзия в садиках, школах, университетах и на рабочих местах — это пока что не про нашу страну. У нас она, по большей части, номинальная: закон есть, специалистов, опыта и условий нет.

Чем можете помочь вы?

Например, поучаствовать в работе фонда «Выход в Петербурге». В нашем городе именно он занимается содействием решению проблем, связанных с аутизмом.

Проекты фонда, на настоящий момент, это благотворительный центр «Антон тут рядом», проект поддержанного проживания, учебная программа для детей и родителей Early bird. Центр «Антон тут рядом» — единственный и уникальный.

На сайте вы найдёте всю информацию о деятельности центра, мастерских, мероприятиях, работе волонтёров и педагогов и, что важно, обо всех возможностях помочь.

Фильмы:

  • «В ауте».
  • «Я здесь».
  • «Антон тут рядом».
  • «Мальчик, который умел летать».
  • «Чудесный побег».
  • «Меркурий в опасности».

Обратите внимание, что в этой статье ни разу не было написано «страдающие аутизмом»! Это не случайно. Человек с диагнозом «аутист» не является несчастной жертвой, обречённой на скучное существование в рамках своей комнаты.

И он, и его родители поставлены природой и обстоятельствами в условия жизни более трудной, чем обычные люди.

Аутист порой способен поймать красоту в трещинах асфальта, писать стихи и прозу, чувствовать и воспринимать наш мир в системе лирических и поэтических образов, по своей глубине недоступных большинству людей, не обращая внимания на условности и не реагируя на «приличия», такой человек сразу определяет хороший перед ним человек или плохой. Интуитивно, одному аутисту ведомым способом. И безошибочно. Просто иногда такой человек очень нуждается в нашей помощи, в нашем внимании и нашем участии. А у кого по-другому?

Категория: От 1 до 7 От 7 до 18

4

0

44019

Источник: https://littleone.com/publication/1103-autizm-chto-eto-i-kto-takie-autisty

Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение

Что такое аутизм?

Аутизм у детей — это комплексное нарушение развития, которое должно проявится в раннем возрасте. Как правило, это первые 3 года жизни ребенка и оно обусловлено нарушением функционирования нервной системы.

Все признаки аутизма в этой статье описаны лишь в ознакомительных целях. Точный диагноз может поставить лишь квалифицированный врач после диагностики ребенка. Поэтому, не стоит принимать всю нижеизложенную информацию за истину в последней инстанции.

Аутизм у ребенка

Согласно современным представлениям аутизм это генетическая предрасположенность, которая следует за ребенком от родителей, либо возможны варианты генетической поломки у конкретного ребенка без унаследования.

Но тут следует сделать акцент на том, что это склонность, которая может проявиться под влиянием внешних факторов.

Такими факторами является, наличие в семье родственников не только с аутизмом, но и с другими психическими расстройствами, например с шизофренией.

Это в принципе отягощенность семейного анамнеза по шизофрении и другим психическим расстройствам. Кроме того в группу риска попадают дети, которые родились недоношенными, также если возраст родителей превышает 40 лет.

Также в группу риска попадают люди проживающие в крупных мегаполисах, имеется ввиду загрязнённость окружающей среды разнообразными тяжелыми металлами и любыми вредными веществами.

Это именно те факторы которые дают генетической программе реализоваться.

Риск развития аутизма у ребенке

На сегодняшний день методик прогнозирования аутизма у еще не рожденных детей, не существует. Все программы ранней диагностики предусматривают возможность выявления аутизма у ребенка с 18 месяцев.
На перед вы этого знать не можете и ребенок с аутизмом может родится в любой семье. То-есть раса, социальная принадлежность, способы воспитания ребенка не имеют существенного влияния.

Симптомы аутизма у детей

Согласно нынешней классификации с 2013 года критериями постановка диагноза аутизм являются две группы:

  • Нарушение социальной коммуникации

Известно, что дети с аутизмом имеют нарушения связанные с развитием речи, то-есть это как отсутствие речи, так и отставание в развитии или несоответствующее функционирование. Например ребенок может цитировать огромные диалоги из фильмов, из мультиков, из рекламы, но пообщаться с ребенком вы не можете. Он не сможет сказать как его зовут, сколько ему лет, где он живет.

Дети с аутизмом избегают общения с людьми, не потому, что это им не нужно, а потому, что они не знают как взаимодействовать с окружающими. Они не умеют считывать эмоции по лицу, их надо специально этому обучать.

  •  Повторяющиеся формы стереотипного поведения

Очень часто у детей с аутизмом присутствуют такие стереотипии как махание руками, кручение на месте, подпрыгивание. По теперешним представлениям эти стереотипии это механизмы саморегуляции, ребенок таким образом приводит свое состояние более или менее в равновесие.

ЧИТАТЬ  Компьютерная зависимость у подростков

Стереотипии не нужно стараться ликвидировать, так как они помогают ребенку.
Кроме таких явных поведенческих моментов это может быть однотипность в пристрастиях в еде, к расположению предметов, к определенным маршрутам. К примеру если вы передвинете какой-либо предмет в комнате ребенка это может вызвать бурные негативные эмоции.

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.

На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).

Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).

Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить.

Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.

Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.

Аутизм признаки у ребенка

Важно понимать, что ребенок с аутизмом выглядит обычно, то-есть пока не проявились поведенческие моменты, проблемы в общении, вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутизм.

  • Нарушено социальное взаимодействие

Степень нарушения зависит от степени тяжести аутизма. В тяжелых случаях ребенок вообще не общается с окружающими, не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, лицо не выражает эмоций.

Важным признаком аутизма является отсутствие эмоций, вспомните приводить ли когда нибудь, что нибудь ребенка в восторг, вызывало смех, улыбку, если вы упали пытается ли ребенок вас пожалеть, видно ли по нему, что он переживает за вас.

Умение просить важный базовый коммуникативный навык, нормальная реакция просить, считается указанием жестом на желаемую вещь или просто позвать маму. Просьба в виде толкания взрослого к нужному предмету, не считается нормальной.

ЧИТАТЬ  Плохое поведение ученика в школе

Типичная реакция на окружающих, особенно на новых людей, это избегание иногда это интерпретируют как крайнюю степень стеснительности, которая однако с возрастом не снижается.

Анализ зрительного контакта особенно важен в детском возрасте, нормальным считается взгляд ребенка глаза в глаза, если ребенок проводит взглядом мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь к себе внимание, это может быть проблемой.

Навыки игры со сверстниками — аутичные дети, как правило, не играют с другими детьми, им более важны игрушки, которые они беззастенчиво могут отобрать у других детей или беганье по кругу или просто наблюдение из далека.

Задержка речевого развития

Для аутичных детей характерна задержка речевого развития. Дети точно должны в 2,5 года иметь в своем обороте десятки слов. В 3 года ребенок должен уметь составлять и говорить предложениями.

Ряд родителей до последнего отрицают наличие проблем, аргументируя тем, что ребенок произносит очень сложные фразы услышанные от взрослых или по телевизору. Это на самом деле может быть отраженная речь, то-есть бессмысленное повторение, это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата.

В более взрослом возрасте речь ребенка более быстрая, сбивчивая, при общении тяготеют перебивать и скатываются к волнующей теме, не имеющей отношения к текущей беседе. К сожалению порядка 1,3 аутичных детей вообще не пользуются речью.

Желание разложить все по порядку

Все мы с детства играем в пирамидки, пожалуй это самая распространенная детская игра.

Задача данной игры выстроить элементы пирамидки в нужный порядок, но у аутичных детей часто наблюдается пристрастие выкладывать в определенном порядке игрушки и предметы не предусмотренные для такого порядка.

Еще пример, ребенка интересует не сама игрушка, в виде машинки, как нечто целое, а колесико от машинки, которое хочется крутить часами. Это все нарушения принципа связывания, в мозге. Мозг не способен разложить все по полочкам и поэтому фокусируется на отдельных детальках.

Стойкие привычки также являются визитной карточкой аутизма, например привычка к одному типу еды.

Лечение аутизма

Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.

При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.
Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.

Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.

Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.

ЧИТАТЬ  Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться.

Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения.

Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.

Поведенческая терапия для детей-аутистов

Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:

  • Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
  • Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
  • Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
  • Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.

Аутичные дети в школе

Дети с аутизмом сталкиваются со многими проблемами в школе, но цель терапии внутри и вне класса состоит в том, чтобы помочь им быть успешными в школьной работе и со своими сверстниками.

Объединение детей с аутизмом с нормально развивающимися детьми очень полезно для их развития, если учителя и сверстники также получат некоторые рекомендации.

Чтобы помочь в этом, команда профессионалов, включая родителей, педагогов и терапевтов, разрабатывает индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, которая определяет, какие изменения и вмешательства необходимы в течение школьного дня. Программа регулярно пересматривается, чтобы убедиться в ее актуальности.

Лекарства для детей с аутизмом

В настоящее время нет лекарств, которые могут вылечить аутизм.

Вместо этого родители и врачи могут использовать различные препараты для лечения некоторых симптомов аутизма, таких как гиперактивность, а также связанные с ними состояния, которые влияют на качество жизни, такие как нарушения сна или желудочно-кишечный дискомфорт. Лекарства используются главным образом для лечения поведенческих нарушений, связанных с аутизмом, включая возбужденное состояние, импульсивность, беспокойство и повторяющееся поведение.

Медикаменты следует принимать, когда такое поведение достаточно разрушительно, и оно мешает способности ребенка находиться в школьных, социальных или домашних условиях. Лекарства, которые используются для лечения симптомов аутизма, включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, стимуляторы, противоопухолевые препараты, трициклические и антипсихотические средства.

Решение о том, какие лекарства подходят, зависит от имеющихся симптомов у аутичного ребенка. Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильную комбинацию методов лечения для каждого ребенка. Есть надежда, что при лечении все дети с аутизмом могут получить помощь и лучше ориентироваться в своем мире.

Аутизм у детей — Школа доктора Комаровского ()

Источник: https://vseorebenke.ru/2018/03/22/autizm-u-detej-priznaki-simptomy-diagnostika-lechenie/

Что такое аутизм простыми словами

Что такое аутизм?

Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.

Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.

Признаки аутизма у взрослых

Среди признаков аутизма можно выделить следующие:

  • реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
  • стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
  • постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
  • жесткий распорядок повседневных дел;
  • аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
  • ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
  • минимальная жестикуляция при разговоре;
  • неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.

Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния.

Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире.

Однако эти изменения психики невозможно изменить, как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.

Статистика показывает, что мальчиков-аутистов намного больше, чем девочек. Но именно девочке с данным диагнозом труднее прижиться в обществе и хоть как-то поддерживать видимость нормальности.

Предупреждения об опасности

Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.

Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.

Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.

Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.

Как определить аутизм у маленького ребенка

  • младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
  • отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
  • отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
  • Не отзывается на свое имя;
  • Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
  • часто повторяет одно действие или фразу;
  • смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
  • резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;

Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.

Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.

Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.

Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.

Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.

Встречаются случаи гиперактивности среди аутистов, но чаще это замкнутые и медлительные дети. Иногда они пытаются причинить себе вред – кусаются или царапаются, бьются головой – но эти признаки проявляются не у всех детей.

Люди непосвященные считают детей-аутистов балованными, неконтролируемыми и капризными сорванцами, плохо воспитанными родителями. На самом деле, все обстоит совсем по-другому. Такие дети пытаются при помощи своего поведения ограничить свое общение с внешним миром и людьми, а быть лишь наедине со своим сознанием. Это и есть для них счастье.

Именно поэтому так мало взрослых людей-аутистов создают семьи и заводят детей – это им просто-напросто неинтересно. Ведь у них есть свой особенный мир, в котором им так комфортно оставаться.

Источник: https://microzajmi.ru/chto-takoe-autizm-prostymi-slovami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.