Что такое Монтессори?

Содержание

Система Монтессори: суть направления

Что такое Монтессори?

В последние несколько лет все чаще родители отдают предпочтение урокам раннего развития по методике, которую некогда предложила Мария Монтессори.

Это уникальная программа обучения малышей дошкольного возраста, которая помогает привить им самостоятельность и с ранних лет раскрыть их творческий потенциал. И именно о том, что представляет собой методика Марии Монтессори, как она помогает воспитанию и развитию детей, читайте в этой публикации.

Интересная история

Прежде чем приступать к объяснениям, стоит рассказать немного об основательнице данной программы. Монтессори – это не просто педагогическая система. Это названная в честь своей основоположницы – знаменитого врача и педагога из Италии Марии Монтессори — систематизированная схема приемов для получения детьми определенных навыков, умений и знаний.

Изначально предложившая специальную методику обучения детей с отклонениями в развитии, Мария Монтессори даже не могла представить, что спустя несколько десятков лет ее программа будет столь популярной даже среди родителей «беспроблемных» деток.

Мария — первая в Италии женщина, которой удалось освоить профессию врача. Проявив настойчивость и продемонстрировав отличные способности в науках, она смогла преодолеть социальное неравенство и поступить в специализированную школу с техническим направлением «для мальчиков».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Двигаясь целенаправленно к своей цели, Мария после школы сумела поступить на факультет медицины Римского университета и в 1896 году защитить диссертацию по психиатрии. Так впервые за всю историю Италии ряды медиков пополнила девушка-врач Мария Монтессори.

Рекомендуем: Методы игровой терапии

Она загорелась идеей помочь детям с отклонениями приспособиться к дальнейшей жизни в социуме еще во времена студенчества.

Тщательно изучив специализированную литературу, Мария начала активно практиковать работу с выпускниками младшей школы, у которых наблюдались ограниченные способности.

Удивительно, но такая техника подготовки позволила ученикам Марии продемонстрировали великолепные показатели.

В дальнейшем, пожертвовав воспитанием собственного сына и отдав его в приемную семью, Мария углубляется в изучение проблем особых детей, одновременно работая в школе.

Длительное время она проводит эксперименты и исследования в области развития ребят с ограниченными способностями. И, будучи уже заведующей кафедрой в том же университете, в 1907 г.

Мария Монтессори открывает частное учреждение «Дом ребенка».

Все остальные годы своей жизни Мария посвящает воплощению идеи о введении новых педагогических приемов и реализации особенного воспитательного проекта для детей, имеющих отклонения в развитии. Детальнее ознакомиться с биографией первой женщины-врача в Италии предлагает Википедия, а мы расскажем о том, что такое методика Монтессори, каковы ее основные принципы и цели.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Сказкотерапия — это

Заниматься организацией гуманитарной деятельности после смерти Марии стал ее сын Марио, передавший впоследствии дело своей наследнице, дочери Ренильде.

Именно благодаря ее деятельности педагогические основы работы с особенными детьми получили распространение в России.

Также существует Международная ассоциация Марии Монтессори (AMI), которая проводит обучение и подготовку педагогов из разных стран.

Итак, что такое Монтессори? Изначально это уникальное философское направление, основой которого является доверие к ребенку. Но также это авторская методика с особыми приемами, позволяющими детям осваивать навыки саморазвития.

Педагогика Марии Монтессори строится на том, чтобы ребенок с отклонениями мог осуществлять свою деятельность самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых. Задачей педагогов и родителей, практикующих такие методы воспитания, считается оказание помощи детям.

При этом взрослые не имеют права вмешиваться в процесс обучения ребенка, но должны помогать в ответ на его просьбы. Программа Монтессори исключает давление на ребенка и принуждение его к принятию конкретного решения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое зона развития?

Концепцию данного направления помогли определить сразу несколько идей Монтессори. В ходе своей практики она пришла к выводу, что:

  • Каждый ребёнок уникален, и уже с первых дней жизни его нужно считать полноценной личностью.
  • Стремление развиваться и осуществлять полезную деятельность в каждом индивидууме заложено природой.
  • Родители и преподаватели должны помогать ребенку в раскрытии его способностей, но не быть при этом образцом для подражания.
  • Взрослые должны стимулировать его к проявлениям самостоятельности.
  • Рано или поздно каждый ребенок проявляет инициативу.

В чем кроется суть учения

Главный девиз этой уникальной авторской техники: «Помоги ребенку сделать самостоятельно». Этот слоган можно интерпретировать так, что ребенку для осуществления деятельности нужны индивидуальный подход и максимальная свобода.

Особенным детям Монтессори-терапия помогает тем, что позволяет достигать высоких результатов саморазвития, раскрываясь как личность. Этому способствует специальная программа Монтессори, исключающая сравнение между участниками в процессе обучения, а также любые вариации наказаний, поощрений, принуждений.

Система Марии Монтессори своей основой считает оказание помощи детям, стремящимся стать быстрее взрослыми, ведь достичь такой цели у них получится, только приобретая опыт и овладевая новыми навыками. И педагогам (воспитателям) нужно создать условия, максимально способствующие этому.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В начале занятий, которые практикует педагогическая система Монтессори, ребенок осуществляет самый первый и наиболее важный самостоятельный выбор – определение направления, по которому будет проходить обучение.

Только рассчитывая на собственные возможности, он сможет определить, что ему потребуется для приобретения навыка (какие методы,  предметы, сколько времени).

Монтессори-терапия опирается на то, что у ребенка есть все доступные средства, позволяющие ему стать самостоятельным.

Рекомендуем: Наука педология

Основными принципами системы Монтессори являются положения:

  • Самостоятельность выбора ребенка без участия взрослых.
  • Окружающая среда должна предоставлять детям возможность развиваться.
  • Педагоги и воспитатели могут вмешиваться в процесс обучения только по просьбе ребенка.

Как можно понять, Монтессори – методика раннего развития малышей. Благодаря такой системе они могут осваивать новые навыки, совершенствуя определенную область восприятия. Каждая существующая школа Монтессори осуществляет свою деятельность сразу в нескольких направлениях:

  • Сенсорное. При помощи всевозможных средств дети тренируют свои чувства, формируя собственные понятия об особенностях окружающих их предметов.
  • Речевое. Для активации мозговой деятельности, стимулирующей развитие речевых центров, используются методы улучшения мелкой моторики ребенка.
  • Практическое. Приобретение навыков по мере освоения нового материала – важная составляющая методики Монтессори.
  • Математическое. Данное авторское учение акцентирует внимание также на развитии вычислительных возможностей индивида.
  • Общие понятия. Для полноценного развития малыша его знакомят с общепринятыми понятиями, позволяющими получить все необходимые для пребывания в социуме знания (вес, высота, глубина и т.д.).

Каким образом происходит обучение деток

Прежде чем начать практиковать метод Монтессори, важно ознакомиться с азами организации процесса обучения. Дело в том, что для каждой возрастной категории Монтессори-терапия имеет особые рекомендации. Основным критерием при этом, как вы уже поняли, является возраст ребенка, ведь условно его развитие происходит в три этапа:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Начальный (с момента рождения до 6 лет). На протяжении этого периода закладываются основные способности индивида.

2. Этап развития с 6 до 12 лет, в течение которого у ребенка активно развиваются природные способности.

3. Подростковый этап. Для ребенка старше 12 лет данный период – это стадия совершенствования имеющихся навыков и приобретения новых.

Чтобы знания, которые предоставляет Монтессори-педагогика, воспринимались ребенком легко и при этом усваивались, нужно уделять особое внимание подаче материала в сензитивный период становления личности. Ограниченные временные промежутки позволяют определять  степень восприятия индивидом определенного вида деятельности.

  • Так, например, I сензитивная фаза длится от рождения до 6 лет и отвечает за речевые навыки малыша.
  • Следующая, II фаза – сенсорное развитие. Период ее действия также ограничивается моментом рождения и 6-летним возрастом.
  • А вот с первых дней после рождения и до 3 лет ребенок проживает III фазу — восприятие порядка. Он обучается правилам гигиены, поддержанию чистоты и другим правилам жизни.
  • Очередная IV фаза берет начало в годовалом возрасте и заканчивается примерно в 4 года. В это время ребенок начинает активно двигаться, получая новый опыт.
  • И последняя, V фаза (от 2,5 до 6 лет) – стадия знакомства с социумом, когда индивид перенимает нормы общения и поведения, необходимые для адаптации в различных социальных кругах и сообществах.

В центрах, ведущих обучение по технологии Монтессори, учитывают все подобные нюансы и придерживаются основных принципов авторской методики. Чаще всего это детские сады и школы, организация деятельности которых соответствуют требованиям Международной ассоциации AMI.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сад Монтессори представляет собой учреждения для деток разных возрастов. В них есть помещения с соответствующей росту малышей мебелью, там постоянно царит порядок, и дети должны его поддерживать, возвращая на место предметы после игры.

Монтессори-сады отличаются своей спокойной атмосферой, ведь в них дети не плачут и не ругаются, а более старшие участники воспитательного процесса помогают своим младшим «соратникам». За всем этим наблюдает наставник, готовый подсказать или оказать помощь в случае необходимости.

Школы практикуют метод Марии Монтессори в несколько иной интерпретации, учитывая особенности возрастной категории участников. Основным отличием этих профильных учебных заведений является отсутствие парт и четкого графика занятий.

Рекомендуем: Умственная отсталость — это

Для детей организованы специальные зоны развития (языковая, математическая, практическая, сенсорная, космическая), которую каждый ребенок может выбрать и освоить самостоятельно. В процессе обучения занятия проводятся на стульях либо на ковриках, благодаря чему участники школ чувствуют себя комфортно и могут лучше усваивать материал.

Обучение в домашних условиях

Тем, кто не имеет возможности посещать специализированные учреждения, можно устроить своему чаду школу Монтессори дома. Стоит отметить, что раннее развитие Монтессори в домашних условиях организовать довольно просто.

Для этого родителям потребуется приобретать игрушки, способные активизировать потребность ребенка в саморазвитии. Предпочтение при этом следует отдавать вещам из природного сырья, которые были бы интересны малышу:

  • Дощечки с рельефными символами.
  • Рамки-шнуровки различной тематики.
  • Башни и пирамиды, позволяющие проводить сравнение.
  • Таблички с цветами, геометрическими формами.
  • Головоломки в виде картинок, объемных фигурок и многое другое.

Организовывая домашнее обучение по принципу Монтессори своими руками, не стоит забывать об основных правилах программы (чистота и порядок в комнате, подобранная в соответствии с возрастом ребенка мебель, его собственные орудия труда для оказания помощи, доступное расположение игрушек, которые могли бы его заинтересовать).

Используя методы Монтессори дома, важно помнить о главной предпосылке системы: у ребенка должно быть желание исследовать и познавать окружающий мир. Поэтому нужно создать условия, в которых малыш смог бы раскрыть свой потенциал и проявил бы инициативу к саморазвитию. Елена Суворова

Источник: //www.grc-eka.ru/eto/montessori.html

Что такое Методика Марии Монтессори? Методика Марии Монтессори — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Что такое Монтессори?

Методике Марии Монтессори уже более ста лет, но она не только не потеряла своей актуальности, но и остаётся на пике популярности среди современных мам и малышей. В чём же секрет данной системы?

Ещё в начале ХХ века Мария Монтессори, итальянский врач и педагог понимала, что для полноценного духовного развития малыша главное — научить его чувствовать. Первые разработки М.

Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.

Кроме того, были созданы материалы для обучения детей чтению и письму.

Однако данная система — это не просто набор материалов и упражнений для развития тех или иных навыков, это особое отношение к ребёнку, создание идеальных условий для его развития.

Ключевые слова данной системы — это индивидуальность и интерес.

Цель воспитания не в том, чтобы заставить ребенка воспринимать изолированные, слабо относящиеся к жизни знания, а в том, чтобы связать приобретённый опыт в единое целое.

Немного истории

Мария Монтессори родилась в 1870 году, в Италии. Она стала первой женщиной в Италии, окончившей университет и получившей звание доктора медицины.

Ещё в студенческие годы, работая в госпитале, она наблюдала за умственно отсталыми детьми, у которых не было ни книжек, ни игрушек и даже простого человеческого тепла и внимания.

Она стала задаваться вопросом, а какими бы выросли те дети, если бы у них были все условия для развития? Если бы они оказались в другой среде, их не отвергло бы общество, они получали бы внимание и ласку взрослых?

Поражённая до глубины души молодая женщина решает посвятить свою жизнь заботе об этих детях. Для того времени это были по истине крамольные мысли — в те годы психически больных людей не лечили, а лишь навсегда изолировали от общества за стенами больниц.

Но, не смотря на это, Мария Монтессори начинает исследования в институте экспериментальной психологии при Римском Университете, в 1900 году возглавляет Ортофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии.

Поскольку её маленькие пациенты плохо говорили, были разработаны методики для развития мелкой моторики (что стимулирует лобные доли головного мозга и помогает развитию речи).

А из-за того что дети плохо понимали словесные инструкции были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного чувственного опыта.

Так стали появляться первые уникальные дидактические материалы Марии Монтессори.

Произошло практически невозможное.

Дети, которые обучались по данной программе, научились читать, писать и считать раньше своих нормальных сверстников! Но если дети, которые раньше считались необучаемыми добились таких результатов, то что же говорить о здоровых? И в 1907 году М.Монтессори открыла школу для обычных детей в одном из беднейших кварталов Рима, её знаменитый “Дом ребёнка”.

“Помоги мне сделать это самому”

Одним из важнейших постулатов системы является создание для ребёнка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал.

Роль педагога в этом процессе очень сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе М.Монтессори, признаёт за каждым ребёнком стремление к самостоятельности и позволяет ему самому искать ответы на вопросы.

“Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей”, — писала Мария Монтессори.

Как же проходят занятия по этой удивительной системе? Около 90% времени занимает самостоятельная работа с учебными материалами.

“Монтссори-материалы” представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. Это могут быть различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру.

Могут быть предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Кроме того здесь можно найти множество предметов повседневного обихода, например, чайник, совочек, кувшин.

Все материалы лежат в свободном доступе, чтобы ребёнок в любой момент мог ими воспользоваться. Пособия должны быть изготовлены из натуральных материалов, а их дизайн остаётся практически неизменным уже более ста лет.

Классическое помещение школы или детского садика, работающего по системе Монтессори разбито на 5 тематических зон, где располагаются различные учебные материалы.

  1. Зона практической жизни, где ребёнок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином.
  2. В зоне сенсорного развития ребёнок учится различать предметы по опредёленным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние.
  3. Математическая зона, где, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и его связь с символом, научиться выполнять математические операции.
  4. Языковая зона, где ребёнок может научиться чтению и письму.
  5. Последнюю, пятую зону чаще всего называют “космической”. Здесь собраны материалы, по которым ребёнок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Ребёнок сам выбирает, чем и в какое время он будет заниматься. Также он самостоятельно решает, будет ли он действовать один или вместе с кем-то.

И если в обычном детском саду детям часто запрещают брать какие-то предметы, игрушки, тем самым вызывая у ребят недоумение (“зачем тогда эти игрушки стоят на полке, если ими нельзя играть?”), в Монтессори-группах напротив — педагоги всячески стимулируют интерес детей к окружающим предметам. Заметив, что ребёнок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети с удовольствием задают вопросы, зная, что получат на них ответ, а не замечание или отмашку. Но спрашивают лишь тогда, когда сами уже испробовали несколько вариантов решения проблемы.

Преимущества данной системы доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть.

В чём же секрет более чем векового успеха системы М.Монтессори? Вспомним ключевое слово этой системы: “свобода”.

Свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего также право других людей на такую же степень свободы.

Задача мудрых педагогов и любящих родителей — уважать право маленького человека быть самим собой, создавая для него среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность и мягко направляя его на пути познания и удивительных открытий.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Методика Марии Монтессори”!

Источник: //samopoznanie.ru/schools/sistema_marii_montessori/

Методика Монтессори – это … Система Монтессори: описание, материалы, отзывы родителей и педагогов

Что такое Монтессори?

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори – это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять – об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори – это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей.

Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир.

В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников.

При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение.

То есть главная задача преподавателя в данном случае – именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя.

Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого – не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь.

При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике – не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира.

В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения – это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

Поняв, что Монтессори – это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • Сенсорное развитие. То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний – о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет – это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза – с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о сензитивных периодах. Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза – до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более – определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму – период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению – с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори – методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение – вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того – уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи – от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша.

Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет.

Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином – вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей – это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно – это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков.

Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель – не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае – помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя.

Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори – методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок – самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно – описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай – не исключение.

Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации.

Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его педагогических способностей.

Источник: //FB.ru/article/218399/metodika-montessori---eto-sistema-montessori-opisanie-materialyi-otzyivyi-roditeley-i-pedagogov

Что такое Монтессори? Основные идеи педагогики Монтессори

Что такое Монтессори?
Источник фото: www.crmontessori.org

Слово «Монтессори» всё больше и больше на слуху у всех тех, кто хоть как-то соприкасается в своей жизни с детьми. Кто-то слышал о «Монтессори» в контексте раннего развития ребёнка, другие – в контексте нарастающих в популярности сенсорного развития и  занятий по развитию мелкой моторики.

С каждым годом во всём мире стремительно растёт количество Монтессори-садов и школ, производители игрушек всё чаще прибегают к слову «Монтессори» для повышения продаж, а интернет пестрит фотографиями малышей, переливающих воду и пересыпающих крупу «по методике Монтессори».

Cамо слово «Монтессори» способно вызвать самые разнообразные реакции у разных людей, от восхищения до полной неприязни в зависимости от опыта человека с каким-то из элементов системы Монтессори, глубины его знаний и понимания, а также слухов, распространяющихся в его окружении.

Имя «Монтессори» не является зарегистрированной торговой маркой и сам метод Марии Монтессори не был запатентован при её жизни, поэтому, по сути, слово «Монтессори» может использовать кто угодно, даже тот, кто с самой педагогической системой Монтессори имеет мало общего.

 Этот фактор, наряду с человеческим фактором, приводящим к различиям в интерпретации и реализации педагогической системы, в некоторой степени способствовали неоднозначному отношению к педагогике Марии Монтессори и многочисленным мифам и предрассудкам, распространяющимся по интернету и из уст в уста.

Что же такое «Монтессори» и что стоит за этим, ставшим своего рода модным брендом?

Монтессори в двух словах

Монтессори – это не просто метод раннего развития ребёнка, как часто его позиционируют на просторах интернета, и не просто красивые развивающие материалы. Это целостная педагогическая система, со своей философской концепцией, психологическим обоснованием и методологией.

Педагогическая система Монтессори была сформулирована итальянским учёным и доктором Марией Монтессори (1870 -1952) и стала своего рода революционным открытием в мире педагогики в начале XX века. Система Монтессори — это гуманистическая холистическая система, в центре которой ребёнок как свободная разносторонняя личность со своим потенциалом, особенностями, интересами и темпами развития.

Основу Монтессори-образования составляет индивидуальный интерактивный подход к учению, который позволяет каждому ребёнку самостоятельно развиваться в своём собственном темпе, посредством собственного опыта, исследований и открытий в специально-подготовленной среде.

Наибольшую распространённость в современном мире имеют Монтессори-сады для возраста от 3 до 6 лет, однако успешно функционируют начальные, немногочисленные средние и старшие школы, а также сады для детей до 3 лет.

О Марии Монтессори часто говорят, что она, как и многие великие люди, шла впереди времени.

Действительно, идеи, которые она продвигала сто лет назад, сейчас находят подтверждение в достижениях современной психологии, нейрофизиологии и нейропсихологии и явно опережали существующие в её время каноны в обществе относительно развития детей.

Мария Монтессори обратила внимание общественности на важность периода от рождения до 6 лет на всё дальнейшее становление человека и во многом перевернула устоявшиеся в то время представления о маленьком ребёнке.

Переворот в видении ребёнка

Источник фото: mariamontessori.

com

Монтессори-подход основан на глубоком уважении ребёнка, понимании его потребностей и закономерностей развития. Мария Монтессори свершила переворот в видении ребёнка, заявив, что ребёнок – не пустой сосуд, что внутри него кроется огромный потенциал, заложенный в него от природы, и что ребёнок – творец самого себя.

В основе всей системы Монтессори лежит убеждение, что природой в каждого ребёнка заложена жажда учиться и совершенствоваться, и что ребёнок учится в активном взаимодействии со средой и тем самым самостоятельно открывает в себе и развивает полученный от природы потенциал. Это было величайшее для того времени открытие, «секрет детства», обнаруженный Марией Монтессори.

«И таким образом мы обнаружили, что образование – это не есть что-то, что делает учитель, а есть естественный процесс, спонтанно разворачивающийся в человеке. Оно достигается не посредством слушания речей, а благодаря опыту воздействия ребёнка на среду» [2, стр.7].

Природа дала маленькому ребёнку всё необходимое для того, чтобы он мог строить себя: впитывающий ум, который позволяет без усилий и устали поглощать из своего окружения всё, что он воспринимает органами чувств; сензитивные периоды, которые позволяют направлять энергию ребёнка на формирование определённых умений и навыков; а также неудержимую жажду деятельности и взаимодействия с окружающей его средой.

Поэтому роль взрослого – оказывать помощь природным силам ребёнка, а также защищать и подпитывать огонёк внутри ребёнка.

Для этого нужно изучать и понимать закономерности развития ребёнка, его природу, обеспечивать благоприятную среду для развития, наблюдать за ребёнком, верить в потенциал внутри него, доверять внутреннему учителю ребёнка, который указывает ему путь развития и следовать за ребёнком. «Следовать за ребёнком» — призыв Марии Монтессори, ставший своеобразным девизом для взрослых в Монтессори-системе.

Новый взгляд на образование

Мария Монтессори жила в эпоху, когда образование основывалось на идее, что ребёнок рождается пустым сосудом, и задача образования – наполнить этот сосуд знаниями.

Ребёнок – пассивный участник образовательного процесса, молча и неподвижно поглощающий информацию, исходящую от взрослого.

Движение учеников в классе рассматривалось как препятствие работе учителя и всячески пресекалось (удивительно, что прошло сто лет с тех времён, а в большинстве школ мира образование по-прежнему базируется на подобных идеях).

Основываясь на совершенно ином видении ребёнка, Мария Монтессори разработала систему образования, кардинально отличную от классно-урочной системы, до сих пор доминирующей во всём мире.

В Монтессори-системе нет учебных предметов, группировки учеников по одному возрасту, нет 40-минутных уроков и неподвижного сидения за партой в течении этого времени, нет нет разработанной для всех одинаковой программы и многого другого, присущего традиционной системе образования.

Мария Монтессори видела образование не как передачу знаний от учителя ребёнку, а образование как помощь жизни. Образование, по мнению Марии Монтессори, должно начинаться с самого рождения.

Но не в том значении образования, к которому мы все привыкли: с партами, учебниками и заучиванием информации, но в значении образования как помощи жизни, как помощи в раскрытии внутреннего потенциала ребёнка.

«Образование больше не должно быть простой передачей знаний, а должно пойти по новому пути, и стремиться к раскрытию потенциала человека» [2].

Таким образом, образование должно быть направлено на то, чтобы активизировать и раскрывать потенциал ребёнка, культивировать естественную жажду познания, с которой приходит каждый ребёнок.

В своих наблюдениях за детьми Мария Монтессори пришла к следующим заключениям, которые формируют философскую базу образовательной системы Марии Монтессори:

  • в ребёнке от рождения заложена жажда к познанию и развитию, поэтому наиболее эффективно процесс учения происходит в среде, которая поддерживает врождённое желание ребёнка учиться;
  • каждый ребёнок индивидуален, со своими интересами, темпом развития;
  • ребёнок учится эффективно, если ему интересно то, что он познаёт;
  • учение – активный процесс, осуществляемый самим ребёнком в его собственной деятельности, требующей совместной работы рук и интеллекта;
  • движение неразрывно связано с интеллектом и не должно ограничиваться;
  • внутренняя мотивация ребёнка к познанию и развитию не должна подменяться внешней, основанной на оценках взрослого, отметках, страхе наказания, соревновании с другими;
  • ребёнок — целостная личность, развитие которой должно происходить в единстве всех её аспектов: физического, умственного, социального, эмоционального, нравственного, эстетического;
  • присущие ребёнку до 6 лет сензитивные периоды и впитывающий ум позволяют ребёнку развиваться и учиться легко и непринуждённо;
  • развитие ребёнка существенно обогащается в разновозрастной группе детей.

Концепт «подготовленной среды»

Источник фото: mariamontessori.

com

Мария Монтессори разработала специально-подготовленную среду, которая которая обеспечивает благоприятное пространство и средства для оптимального развития ребёнка в каждом возрастном периоде.

Среду, в которой ребенок может самостоятельно развиваться благодаря свободному и активному взаимодействию со специально-разработанными материалами и детьми разных возрастов.

Всё в этой среде содействует самостоятельному учению и развитию. Дети свободно передвигаются, выбирают себе деятельность, место для деятельности, работают в своём собственном темпе, свободно взаимодействуют друг с другом.

Монтессори-среда включает в себя разновозрастных детей, обычно в возрастном диапазоне 3 лет, специально-обученного Монтессори-педагога и комплект Мочнтессори-материалов. Ни без одного из этих элементов Монтессори-система не будет работать в том виде, в каком она создавалась, и, как правило, теряет свою аутентичность.

Новая модель учителя

Источник фото: waldengreen.org

Поскольку развитие и познание в Монтессори-системе исходит из самостоятельной деятельности учеников, то и роль у педагога абсолютно иная, чем в традиционной системе.

 Не случайно Мария Монтессори использовала термин «гид»  или «наставник» по отношению к педагогу, и сейчас многие Монтессори-сады и школы используют именно этот термин вместо привычного слова «учитель».

Роль учителя – не в том, чтобы наполнять учеников знаниями, а служить связующим звеном между ребёнком и подготовленной средой, свободно взаимодействуя с которой, ребёнок раскрывает свой потенциал.

«Стимулировать жизнь, при этом оставляя её свободной, чтобы она раскрыла себя – есть первейшая обязанность педагога».

Для успешного выполнения этой роли Монтессори-педагог должен хорошо понимать внутренние процессы, происходящие в ребёнке, быть очень чувствительным к психологическим потребностям ребёнка, целенаправленно наблюдать за каждым ребёнком, чтобы своевременно направить внутренние силы ребёнка на ту деятельность, которая сможет удовлетворить внутренние потребности ребёнка в конкретный момент.

Источник фото: www.mariamontessori.com

По мнению Марии Монтессори, педагог должен не просто изучать философию, ребёнка и дидактические материалы, но должен вступить на путь своего собственного развития, осознавать свои собственные установки и ценности и их влияние на ребёнка.

«… мы должны быть смиренными и искоренять предубеждения, скрывающиеся в наших сердцах. Мы не должны подавлять те черты, которые могут помочь нам в нашей педагогической деятельности, но мы должны сдерживать те внутренние установки взрослых, которые могут препятствовать нашему понимаю ребёнка». [4, стр.153].

В Монтессори-системе мы не увидим педагога, стоящего перед группой сидящих детей и вещающего на весь класс. Зато мы увидим педагога, тщательно подготавливающим среду до прибытия детей, наблюдающего за детьми во время их самостоятельной работы, направляющего, помогающего, грациозно демонстрирующего работу с дидактическим материалом индивидуальным детям или небольшой группе детей.

Задача Монтессори-педагога — создавать и поддерживать среду, которая будет защищать и подпитывать дух и интеллект ребёнка и помогать ему раскрывать свой потенциал.

Таким образом, фокус внимания в Монтессори-системе не на взрослом и его функции наполнения ученика знаниями, а на ребёнке и создании для него специальной подготовленной среды, в которой ребёнок может самостоятельно учиться.

 Именно идея саморазвития и самообучения отличает систему Монтессори от других педагогических систем.

Развитие ребёнка в Монтессори-системе происходит как результат свободной деятельности ребёнка в специально-подготовленной среде. 

Юлия Бортко — montessori-way.ru

Источники:

  1. Mercogliano, Chris.Explaining the Extraordinary, Part One: Cultivating the Potential of the Child. //www.educationrevolution.org/blog/explaining-the-extraordinary-part-one-cultivating-the-potential-of-the-child/
  2. Montessori, Maria (1949). Absorbent Mind. Clip Press Ltd. Oxford, England. 2002
  3. Montessori, Maria. Education for a New World. Oxford: Clio Press. 1946/1989.
  4. Montessori, Maria (1918). The Advanced Montessori Method. Oxford, England: Clio, 2004.

Источник: //montessori-way.ru/articles/chto-takoe-montessori/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.