Делаем Рождественский вертепный театр

Куклы для вертепного театра

Делаем Рождественский вертепный театр

Изначально кукла не была забавой. В ней человек видел прежде всего объект, образ языческой веры. Женская фигурка в сильно измененном виде присутствовала в орнаменте — вышивке, кружеве, ткачестве, расписных глиняных игрушках и гончарных изделиях.

Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, убор ки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. Игрушка, особенно свисток — это также оберег: считалось, что свист отгоняет нечистую силу.

Со временем культовый смысл фигурок-игрушек утрачивается, их делают чаще всего по традиции, как делали предки.

Не только у нас, славян, игрушки делили на культовые и предназначенные для игры. В Древнем Египте, например, многие фигуры изготавливались специально для обрядов, храмовых или бытовых. В Древнем Риме в конце декабря проводился праздник фигурок и кукол.

Им завершались знаменитые сатурналии — празднества в честь бога Сатурна, посвященные окончанию полевых работ и жатвы. У подножия храма Сатурна устраивались богатые пиршества, совершались жертвоприношения.

Отголоском этого обряда стал обычай дарить взрослым и детям во время сатурналий ма­ленькие терракотовые фигурки человечков.

В Болгарии, напри­мер, и сейчас друг другу дарят весной маленьких куколок из ниток с пожеланием счастья и благополучия.

Но вернемся к обрядовым куклам.

Начнем с Рождества, которое называют матерью всех праздников.

На Рождество в церквах существовал обычай устанавливать ясли с фигурами Богородицы, младенца, пастухов, осла. Обычай этот идет еще из средневековой Европы, а точнее из Древней Греции, на территории которой возникло искусство, называемое вифлеемским, ящиком.

Кто-то придумал изобразить наш мир в виде ящика, убрав спереди стенку и пере городив его пополам на два этажа. Внизу, на 1-м этаже, поселили небольших кукол-людей, а на 2-м — кукол-богов. Так и получилось: люди-куклы — внизу, а боги — вверху.

Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать людям о мироздании, о существовании «неба» и «земли», «верха» и «низа», «божественного» и «земного» в том виде, как это представлялось древним.

Когда античные государства распались, этот небольшой ящик с незатейливыми куклами достался в наследство сле­дующим поколениям.

Позднее с помощью этих фигур разы­грывался евангельский рассказ о рождении Христа, о поклонении ему пастухов и волхвов, принесших дары божественному младенцу, а также о жестоком царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев, в возрасте до 1 года, пола­гая, что среди них мог на ходиться родившийся Христос.

Рождественское представление о Христе постепенно превращалось в вертепный театр. Слово вертеп — старославянское и озна чает пещера. Название это закрепилось за театром потому, что, согласно библейской легенде, Иисус с Марией скрывались от Ирода в пещере по пути в Египет.

Вертепом стали называть и ящик, в котором происходило представление. В вертепном ящике было 2—3 этажа. В гори­зонтальных досках делались прорези. В них продевали стержни с фигурками, чтобы управлять ими.

Создавалось впечатление, что фигурки сами двигаются по полу. Размер фигур — до 20 см, их раскрашивали или одевали в бумажную или матерчатую одежду.

Та сторона ящика, которая была обращена к зрителям, завешивалась материей и закрывалась, как окно ставнями.

Рисунок слева и справа – куклы вертепного театра. (наведите курсор и подержите – картинка увеличится).

Представление давал один человек. Незаметно двигая фигуры, он говорил за всех персонажей, изменяя голос. Хор и музыканты стояли сзади и сопровождали пением спектакль.

Религиозная и бытовая части спектакля существовали сначала на равных, но постепенно бытовая половина потеснила первую, каноническую часть, и кукольники демонстрировали шуточные, исторические и сатирические сценки, заставляли танцевать кукол или маршировать солдат, ис полнять бытовые анекдоты, популярные песни.

Вертепный театр жив и поныне: румынский Вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка показывают спектакли и сегодня.

Делаем вертепный театр

Вертеп можно сделать одноэтажным или двухэтажным, использовав для этого большую картонную коробку (например, упаковку из-под телевизора или какой-либо бытовой техники). Куклы в этом вертепе будут небольшими, и изготовить их нетрудно.

Как мы уже сказали, со стороны зрителей стенки нет, можно сделать открывающиеся ставни или навесить ширму.

Рисунок справа – вертепный театр.

Двухэтажный вертеп делают похожим на церковь или дворец, на обоих этажах вешают занавески. В полу 1 и 2-го этажей делают прорези, чтобы водить кукол. Надо продумать маршрут кукол и согласно ему делать прорези. Как в настоящем театре, надо сделать «задник» — декорацию и кулисы.

Задник сцены может быть любым, важно, чтобы фигурки на фоне его смотрелись четко, «не расплывались». Что рисовать на заднике: пейзаж, картинку из сцен Еванге лия или просто оклеить цветной бумагой, неброской тканью или обоями — решите сами. Куклы будут появляться из подвижных дверей. Двери должны легко открываться, можно повесить на дверные проемы легкую ткань.

В боковых стенах ящика можно также сделать дверцы, куда кукла будет уходить, словно за кулисы.

Верх ящика украсьте вифлеемской 8-угольной звездой.

Куклы-персонажи

Персонажи вертепного театра могут быть плоскими или объемными.

Для плоской куклы надо нарисовать 2 детали, затем склеить их, тщательно совместив и обрезав лишнее. Перед склеиванием надо вставить между деталями проволочку.

Объемные куклы можно выполнить из любого материала: бумаги, ткани, ниток, используя бросовый материал (ко­робочки, различные полые предметы, которые помогут со­хранить объем; например, от киндер-сюрприза пригодятся футлярчики, в дело пойдут и различные нестеклянные флаконы, в которые легко можно вплавить или ввернуть стержень).

Теперь определимся, где будут располагаться персонажи рождественского спектакля. Посмотрев на схему, вы легко догадаетесь, кто где должен быть.

Мария с младенцем, Иосиф, ангелы двигаются торжественно, медленно. Ирод, черт, солдаты, Смерть — подвижны и энергичны, куклы могут выполнять более резкие движения.

Рисунок справа – персонажи вертепного театра.

Маленькая хитрость: чтобы не отрывать Ироду голову, ее делают отдельно и крепят на магните, тогда в процессе спек­такля, когда Смерть взмахивает косой и голова Ирода должна слететь с плеч, надо незаметно дернуть за нитку — и голова отвалится.

Если вы заинтересовались вертепным театром, смело принимайтесь за дело, ищите, пробуйте различные материалы, выдумывайте, ну а текст пьесы можно найти в библиотеке. Уверяю вас, что это занятие доставит вам, вашим домашним или друзьям немало приятных минут.

А если кто-то втайне мечтает об артистической карьере, это будет шансом попробовать себя сначала в роли актера-кукловода.

Источник: //www.rukukla.ru/article/idea/kukly_dla_vertepnogo_teatra.htm

Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши – <

Делаем Рождественский вертепный театр

3 января, 2012 • Елена Литвяк • Также в рубрике • •

Как рассказать ребенку о событиях Рождества Христова, чтобы он не только узнал, но и прочувствовал их? Этим вопросом задаются многие современные родители-христиане, призывая на помощь игру, музыку, иконопись, живопись. И конечно, детское Рождество невозможно представить без кукольного вертепного театра.

Есть версия, что самый первый вертеп придумал в XIII веке Франциск Ассизский, который приходил с братьями-монахами в хлев к ослам и коровам петь рождественские песнопения, прославляя родившегося Спасителя. Позже появились резные деревянные вертепы со статичными сценами Рождества Христова (они назывались презепе), которые устанавливали в католических храмах Западной Европы и на площадях крупных городов.

Собственно рождественским кукольным театром вертеп стал в Европе в XV веке, возникнув  как упражнение учеников богословских школ в искусстве красноречия.

На русскую землю вертепный театр был принесен  в XVII веке выходцами с Украины, учениками западно-русских духовных училищ, находившихся под значительным влиянием католической системы  образования.

Но, несмотря на это, ни идеи рационализма, господствовавшие в тогдашней Европе, ни, тем более, расхождения с католиками в вероисповедании, никак  не коснулись русского вертепа. Русские школяры и их наставники взяли лишь привлекательную форму, наполнив ее своим родным содержанием.

Вертепные спектакли  стали у  нас своеобразным жанром проповеди, наиболее доступным восприятию  юных христиан.

photosight.ru. Еля Старикова

Ящик с секретом

С течением времени форма вертепных представлений менялась — от домашних спектаклей, которые демонстрировались за символическую плату, до выступлений на ярмарках при большом стечении публики. Форма самого театра — вертепа также изменялась, в зависимости от местных условий и степени состоятельности «вертепщиков».

Обычно это был большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение.

Сами актеры  — кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев.

На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса.

Часто  вертеп был двухэтажный, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. Если   в вертепе была всего одна сцена-этаж, то, как правило, разыгрывалось само событие Рождества Христова, и  набор кукол был минимальным (обычно — ангелы, вырезанные из дерева или сшитые из лоскутков, посаженные на проволоку, при помощи которой через прорези в полу ящика передвигали фигурки).

Если же вертеп был двухэтажный, спектакль приобретал более сложные формы. Пространство символически делилось на горний, небесный  мир (верхний этаж) и мир земной (нижний этаж). у укреплялась икона Рождества, иногда располагались небольшие  фигурки пастухов и  ангелов. Внизу –  дворец царя  Ирода, куда приходили волхвы, а в конце спектакля Смерть срубала бумажной косой царскую голову.

В некоторых вертепах делали куклу Рахиль, плачущей о детях,  куклы чертей и  римских солдат-легионеров. Если в вертепе устраивали третий этаж (мезонин), туда помещали  фигурку ангела, который возвещал о рождении Спасителя.

На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову. Тексты собственно рождественских драм стали появляться только  в XVIII веке.

Вертеп. photosight.ru. consttt linoleum

«С каким нетерпением ждем мы Святок!»

С особенной радостью ждали вертеп маленькие дети, заранее предвкушая предстоящие переживания.

Вот как рассказывает о вертепе начала XIX столетия Николай Полевой в книге «Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии»:

« было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для этого вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, и вертепы нашивали по улицам семинаристы и приказные в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение.

Боже мой! С каким, бывало, нетерпением, ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено «пустить вертеп», мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его — мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла — Пономарь. Он зажигает маленькие восковые свечки… И вот заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями… И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев, задумываемся, когда смерть идет, наконец, к нему при пении: «Кто же может убежать в смертный час?» И ужасаемся, когда открывается ад, где черти пляшут над Иродом…»

В середине  девятнадцатого — начале двадцатого столетия, когда вертепное искусство постепенно стало в России угасать, вертепные представления соединились со светскими комедиями, которые обычно показывали во второй части спектакля, что уже никак не совмещалось с образом домашнего духовного праздника.

Но самое замечательное, что традиция вертепных театров не исчезла, хотя уже, было, совсем умерла в начале двадцатого века. Еще в шестидесятые годы прошлого века, когда Хрущев обещал показать по телевизору «последнего попа», трое мальчишек  ходили по улицам одной украинской деревни  с неказистым, склеенным ими самими вертепом и распевами колядки, славили Христа.

Где можно увидеть настоящий вертеп

Современная практика вертепных театров еще только складывается, возродившись снова в Россию в начале девяностых годов прошлого века. Первоначально это было увлечение небольшой группы людей, а теперь  существует целая Гильдия вертепщиков.

Московский театр «Бродячий вертеп» под управлением Александра Грефа организует ежегодные фестивали самодеятельных вертепных театров (как правило, основные участники — семейные труппы или воскресные школы при храмах). Существует даже международный Фестиваль вертепных театров.

И еще ни разу еще не было повторений, каждый вертеп в чем-то отличен от других. Каждый по-своему делится переполняющей радостью Рождества.

В этом году  международный фестиваль вертепных спектаклей «Рождественские семейные вечера» пройдет 8-10 января 2012 года  в Москве. Подробности можно узнать на сайте организатора фестиваля — камерного театра «Пилигрим» из Коломны.

13-14 января 2012 года в зале  московского театра «Бродячий Вертеп» пройдет VI фестиваль школьных и семейных вертепов «Старый Новый год». Фестиваль проводится Гильдией вертепщиков, театром «Бродячий Вертеп» и ЦДТ «На Вадковском» под патронажем Союза театральных деятелей России. Вход свободный. Программу фестиваля можно посмотреть на сайте театра.

photosight.ru. Алла До

Как сделать самим

Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных  «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества.

Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской.

Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям.

И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки  Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью — получился двухярусный вертеп.

Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.

Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже — низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах  горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

photosight.ru. Захаров Валерий

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Источник: //sv-troica.prihod.ru/creativework/view/id/1146646

Рождественский вертеп: мастер-классы по изготовлению

Делаем Рождественский вертепный театр

Рождественский вертеп – это изображение сцены Рождества Христова путем использования объемных фигурок церковных персонажей, различных декораций, которые позволяют передать атмосферу рождения Христа, которую мы знаем из Библии.

Вертепные композиции украшают прилавки магазинов, поляны перед домами и центральные площади практически во всех католических странах Европы и Америки, но и в России такие тематические композиции в последние годы стали распространенны.

Вертепные композиции могут быть и механизированы, в этом случае некоторые фигурки движутся, благодаря скрытому механизму.

А на протяжении многих веков в некоторых районах Польши, Беларуси и Украины популярностью пользовался вертепный театр: бродячие артисты на центральных площадях ставили специальный ящик, в котором показывали тематическое кукольное представление. В период рождественских праздников в любительских театрах и творческих кружках ставят и рождественские сценки, где главных персонажей играют актеры.

Рождественский вертеп

Религия – сложный и щепетильный вопрос для каждого человека, а для ребенка тем более, именно поэтому психологи и педагоги советуют родителям рассказывать маленьким деткам о вере, о Боге в игровой форме.

Когда вся ваша семья вместе соберется за праздничным столом вечером 6 января, у ребенка, конечно же, возникнет вопрос – откуда появился такой праздник.

Мамочка, пока будет делать рождественский венок, может рассказать ребенку о том, что во многих странах накануне Рождества дома украшают яркими игрушками, декоративными сапожками и свечами.

Поделка рождественский вертеп поможет родителям рассказать ребенку о чуде Богоявления, о рождении Христа, о христианских традициях и о Библии в игровой форме.

Во-первых, ребенку будет легче воспринимать информацию, связанную с библейскими мотивами, если все это будет происходить в форме игры, ему не придется представлять себе, каким был младенец Иисус и кто его окружал, когда он лежал в колыбели.

Во-вторых, вместе с ребенком вы можете проигрывать сценки из детской Библии, используя созданные фигурки и декорации композиции.

Если вам хочется, чтобы полянку перед вашим домом во время праздников украшал рождественский вертеп, купить фигурки можно в некоторых интернет-магазинах, также они предлагают вертепные композиции небольшого размера, где фигурки сделаны из пластика или керамики. Но лучше для игр с ребенком и украшения дома сделать такую композицию своими руками, ведь мы уже создавали самостоятельно рождественского ангела.

Когда вы будете делать рождественский вертеп своими руками, вам, разумеется, надо знать, какие персонажи должны присутствовать в композиции, ведь в этой сценке не просто зафиксировано рождение Иисуса, а совокупность событий этих священных для каждого христианина дней.

В частности, в библейской сценке изображают поклонение пастухов и волхвов к колыбели младенца Христа. Ключевыми персонами вертепа будет Дева Мария, Иосиф и младенец Иисус в своей колыбели. Если в сюжете присутствуют и волхвы, то младенца изображают на руках у матери, как на иконе.

Очень часто в сюжете присутствуют животные, например, осел и вол, согревавшие, по преданию, младенца в яслях своим дыханием. Присутствуют и пастухи со стадом овец, волхвы. Неотъемлемой частью сцены являются и ангелочки. Конечно, количество персонажей зависит от масштаба вашей поделки.

Если вы хотите впервые познакомить ребенка с христианскими традициями, то следует ограничиваться 3-4 персонажами, а со временем вы можете дополнить композицию и новыми фигурками, сделанными своими руками.

 

Рассматривая различные варианты, как сделать рождественский вертеп, вам следует разделить два этапа выполнения поделки: вам предстоит сделать фигурки библейских персонажей и животных и отдельно создать интерьер для вашей композиции. Желательно, чтобы в интерьере присутствовали природные материалы – сено, солома, дерево, мох и камни, даже еловые веточки.

Еще в 18 веке фигурки выполняли из проволочного каркаса, обшитого тканью, голову делали из терракоты, ручки были деревянными, а глаза – стеклянными. В распоряжении у современной рукодельницы множество различных материалов. В самом простом исполнении для детского обучения фигурки можно вырезать из плотного картона.

Используя фетр, можно сшить персонажей библейских сценок, закрепить их на небольших шпажках и использовать для развивающих занятий. Опытные мастерицы могут заняться лепкой: из пластики или пластилина можно выполнить красивые и аккуратные фигурки. С помощью таких фигурок можно устраивать дома вертепный театр.

Сразу привлекает внимание маленьких зрителей рождественский вертеп, мастер-класс достаточно сложный, поэтому детей вы можете приглашать уже на оформление готовой композиции. Ребятишки смогут оформить ясли из соломы, поставить их по центру коробочки. Декорации также можно распечатать на принтере, а дополнить их объемными элементами.

Обязательно сценку надо украсить огоньками и гирляндами – когда вы зажжете огоньки, то все фигурки оживут, и начнется рождественская история.

Друзьям в подарок на Рождество можно сделать своими руками елочные поделки, например, новогодние шарики с изображением ангелочков.

Источник: //myhandmade7.com/861-rozhdestvenskiy-vertep-master-klassy-po-izgotovleniyu.html

Рождественские вертепы своими руками, фигурки, мастер класс, делаем сами

Делаем Рождественский вертепный театр

Самый простой способ выполнения рождественского вертепа – бумажный. Сделать его можно в компании с ребенком, используя краски, ножницы и плотные листы, из которых вырезаются бумажные фигурки. Данный вариант не нуждается в мастер-классе, поэтому ему мы рассматривать не будем, а дадим рекомендации о том, как можно создать рождественский вертеп своими руками более сложных конструкций.

Как сделать рождественский вертеп из пластилина? Мастер-класс

Для работы по созданию пещеры и фигурок участников вертепа понадобятся следующие материалы:

  • пластилин (твердый и мягкий),
  • доска,
  • стеки,
  • деревянные шампуры,
  • кружевной носовой платок,
  • узкая ленточка золотистого оттенка,
  • плетеная циновка или куски рогожки,
  • зубочистки,
  • подставка под торт или упаковка от пиццы,
  • звезда.

Фигурка младенца лепится без анатомических особенностей, так как большая часть будет спрятана под одеяльцем (носовым платком). Видимая часть – голова – выполняется из пластилина с особой проработкой деталей.

Чтобы создать красивые кудри, нужно провести острым концом стека по твердому пластилину с одинаковым нажимом по всей его длине, тогда вырезанная полоска получится в виде спирали. Глаза младенца можно не лепить, а сделать их из бусин.

Готовую фигурку нужно завернуть в кружевной платок и завязать бант из ленты.

Люлька для ребенка делается из куска твердого пластилина, в который втыкается четыре соломинки (разломанная на части шпажка), выполняющие функцию ножек. Подушечку в люльку делаем из мягкого пластилина. Боковые стенки выполняем из циновок, которые также нужно закрепить на мягкий пластилин.

Сам вертеп выполняется из деревянных шампуров в виде шалашика. Для этого на тарелку, которая будет основой композиции, устанавливаются 3 палочки, соединенные между собой при помощи твердого пластилина.

Каждая из соломинок должна быть равноудалена от соседней. После чего достраиваются стенки путем заполнения пространства между шампурами. Одна из сторон остается открытой.

Берем мягкий пластилин и крепим его над входом (открытая сторона). На него прикрепляем звезду.

ПОСМОТРИТЕ:   Делаем настольный театр: Волк и семеро козлят

Если у вас нет такой большой тарелки, как в нашем мастер-классе, то можно сделать вместо шалаша небольшой забор, скрепив между собой циновки и зубочистки мягким пластилином и установив полученную конструкцию по краю основы.

Фигурки животных и птичку делаем из пластилина, скрепляя детали между собой при помощи зубочисток. Также из зубочисток делаем лапки. К птичке привязываем веревочку, которую нужно будет завязать на верхней части шалаша. Глазки делаем из бусин.

Пальчиковые куклы. Мастер-класс

Рождественский вертеп своими руками можно сделать в виде пальчикового театра. Для этого нужны кусочки разноцветного фетра, флис и бисер для оформления глаз. Фигурки выполняются в размере 5-6 сантиметров. Все персонажи, включая волхвов, крепятся к вертепу на липучку. Сама конструкция выполняется из картона, обшитого тканью, и закрывается на пуговицу.

С деревянными фигурками. мастер-класс

Можно сделать вертеп своими руками из целой обувной коробки и крышки от еще одной. Коробка играет роль пещеры, а обе крышки располагаются в нижней и верхней части (горизонтально – для размещения волхвов, вертикально – для прикрепления ангела). Скрепляются коробки между собой степлером и клеем.

Пещера окрашивается черной краской, крышки обклеиваются листами цветной бумаги. Лист бумаги для верхней крышки для большей эстетики целенаправленно сминается. В пещеру также складывается солома, на которую высаживаются персонажи.

Кукол из дерева можно сделать самостоятельно, а можно купить готовый вариант и нарядить их соответственно образам. Наряды можно сшить из ткани или склеить из бумаги. Животных также можно взять фабричных (из детских игрушек).

На верхнюю крышку крепится ангел. Из пластилина лепятся дары и добавляются в композицию.

Чтобы сделать проекцию звезды, можно вырезать из пустого яйца от киндера ее контур и сделать проекцию на бумагу при помощи мигающей подсветки из детской игрушки.

ПОСМОТРИТЕ:   Кукольный театр «Курочка Ряба»

Персонажи, связанные крючком

Можно в любом из представленных вертепов использовать кукол, связанных крючком. Для этого потребуется хлопчатобумажная пряжа различных цветов и небольшой крючок. Глаза у персонажей можно также выполнить крючком или использовать темный бисер. Люльку можно выполнить из кусочков пряжи, уложенных в виде гнезда, на которое умещается вязанный крючком младенец.

Смотрите похожие мастер-классы: Как сделать ангела из бумаги.

Источник: //www.toysew.ru/kukolnyj-teatr/rozhdestvenskie-vertepy-svoimi-rukami.html

Подарите детям радость —

Делаем Рождественский вертепный театр

Одним из самых увлекательных занятий для ребенка может стать создание домашнего театра! И не простого театра, а самого красивого, таинственного и древнего — кукольного вертепа.


Дети всегда играют в маленькие представления своими куклами – то они их кладут спать, то разыгрывают сценки на разные темы. Поэтому создание своими руками кукольного театра вместе с родителями будет одним из самых интересных мероприятий в их жизни.

В этой статье мы расскажем, как создать домашний театр своими руками на примере Рождественского вертепа – старинной народной традиции.


Если вы заинтересуетесь кукольным вертепом, смело принимайтесь за дело, ищите, пробуйте различные материалы, выдумывайте, ну а текст пьесы можно найти в Интернете. Уверяем вас, что это занятие доставит вам, вашим домашним или друзьям немало радостных и счастливых минут.

В Греции, на территории которой возникло искусство, называемое сейчас Вифлеемским ящиком, еще в античное время придумали изобразить наш мир в виде ящика, убрав спереди стенку и перегородив его пополам на два этажа.

Этот «театр» впервые попытался своеобразно рассказать людям о мироздании, о существовании «неба» и «земли», о «божественном» и «земном».

Позднее, с приходом христианства, в нем начал разыгрываться евангельский рассказ о рождении Христа, о поклонении ему пастухов и волхвов, принесших дары Божественному младенцу, а также о жестоком царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев в возрасте до двух лет, полагая, что среди них мог находиться родившийся Христос.
Древнейшие сохранившиеся вертепные ящики относятся к XVII веку. Вертеп за все века своего существования остался почти неизменным: тот же сюжет и те же действующие лица, освященные Священным Писанием и Священным Преданием. Та же многоярусная конструкция сцены. Та же техника игры и вождения кукол. Тот же текст, без изменений произносимый уже триста лет и включивший в себя слова и интонации всех языков, по землям которых прокатился вертеп. Украинский вертеп имел белорусский аналог, который назывался «батлейка» от названия города Вифлеем (Bethlehem) и польскую «шопку», что означает шалаш.

Как создать вертепный театр

Слово «вертеп» – старославянское и озна­чает «пещера», то есть место, где совершилось рождение Младенца-Христа. Вертепом стали называть и ящик, в котором происходило представление. В горизонтальных досках делались прорези. В них продевали стержни с фигурками, чтобы ими управлять. Создавалось впечатление, что фигурки сами двигаются по полу.

Размер фигур – до 20-30 см, их раскрашивали или одевали в бумажную или матерчатую одежду. Та сторона ящика, которая была обращена к зрителям, завешивалась материей или закрывалась, как окно ставнями.
Верхний этаж предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов, для благовестия ангела.

Нижний этаж изображает покои царя Ирода, и на нем играются основные по длительности и фабульному содержанию сцены вертепа: диалоги Ирода с другими персонажами.
На рисунке показана принципиальная схема вертепа, состоящего из двух ярусов, каждый из которых в свою очередь складывается из двух отсеков: коробки сцены и узкого пространства для движения руки кукловода.

Обозначены щели в полу сцены, по которым движутся куклы, ведомые рукой, перемещающейся под полом.
Вертеп можно сделать одноэтажным или двухэтажным, используя для этого большую картонную коробку (например, упаковку из-под телевизора или какой-либо бытовой техники). Куклы в этом вертепе будут небольшими, и изготовить их достаточно просто.

Как мы уже сказали, со стороны зрителей, где нет стенки, можно сделать открывающиеся ставни или навесить ширму.
Двухэтажный вертеп делают похожим на церковь или дворец, на обоих этажах вешают занавески. В полу 1 и 2-го этажей делают прорези, чтобы водить кукол. Надо продумать маршрут кукол и согласно ему делать прорези.

Как в настоящем театре, надо сделать «задник» – декорацию и кулисы. Задник сцены может быть любым, важно, чтобы фигурки на фоне его смотрелись четко, не «расплывались». Что рисовать на заднике: пейзаж, картинку или просто оклеить цветной бумагой, тканью или обоями – решите сами. Куклы будут появляться из подвижных дверей или просто проемов.

Двери должны легко открываться, или можно повесить на дверные проемы легкую ткань. В боковых стенах ящика можно также сделать дверцы, куда кукла будет уходить, словно за кулисы.
Куклы-персонажи
Куклы вертепа имеют простейшую конструкцию: тело куклы насаживается на стержень-рукоятку, держа которую, кукловод проводит куклу по щели вертепа.

Персонажи вертепного театра могут быть плоскими или объемными.
Для плоской куклы надо нарисовать 2 детали, затем склеить их, тщательно совместив и обрезав лишнее. Перед склеиванием надо вставить между деталями проволочку.

Объемные куклы можно выполнить из любого материала: бумаги, ткани, ниток, используя бросовый материал (коробочки, различные нестеклянные флаконы, в которые легко можно вплавить или ввернуть стержень). Тут есть где разгуляться самой бурной фантазии: алая парча, золоченая жесткая бумага для лат воина, кусочки золотой ткани для одежды Ангела, лен или шерстяная пряжа для волос, перья для крыльев. Головы можно сделать из папье-маше, соленого теста или просто набив ткань ватой и нарисовав лицо.

Перемещение кукол

Вариант конструкции щелей для передвижения кукол

Закон театра в том, что любое перемещение по сцене должно быть мотивировано. Поэтому вам необходимо заранее, прежде чем вы возьметесь пропиливать щели в полу сцены, продумать все перемещения кукол и диалоги. Тем более, если учесть, что выстроенные в линию персонажи общаться могут только с соседями.
«Механистическая» конструкция вертепа очень статична.

Щель, выпиленная дугой, отчасти снимает однообразие движения куклы, которая проходит будто по всей площади сцены. Две дуги, как делали в некоторых старинных вертепах, позволяют куклам пройти по очень сложным траекториям и даже встать друг за другом, как на большой сцене. В некоторых ящиках дуга дополняется отводами к углам и к центру, увеличивая свободу действия кукол.

Но, конструируя вертепный ящик, помните, что щели не могут идти по замкнутой линии, и чем больше их общая протяженность, тем слабее пол сцены.
Ширина щелей и их конфигурация должны разрешить свободное и плавное движение кукол. Но одновременно можно скрыть щель от зрительских глаз каким-либо ухищрением.

К примеру, обить пол сцены, на манер старинных вертепщиков, заячьим мехом, отчего плавное скольжение кукол становится воистину волшебным.
Кукловод, манипулируя куклами под полом сцены, наблюдает за ними, вплотную приблизив лицо к задней стенке вертепа с потайными отверстиями для его глаз.

Кто-то, может быть, скажет, что создание такого кукольного театра – это большой труд. Да, это труд, но он доставляет взрослым и детям большую радость!
В таком театре можно сыграть любую сказку, любую сценку. Один раз сделав такой театр, можно ставить с детьми самые разные постановки, которые дети будут с восторгом показывать бабушкам, соседям и своим друзьям.

И, конечно же, вы сможете постепенно подготовиться к следующему Рождеству, приготовив Рождественский вертеп – действо, которое живет уже сотни лет.
Играли его на Святки от Рождества Христова до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

И оно всегда находило живой отклик и у взрослых, и у детей: представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика – в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают Младенца дыханием… Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает Ангел и возглашает Радостную Весть!..

Пастухи и волхвы кланяются Младенцу… Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают – и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка.

Так было, именно так все и было!
Все это тысячи и тысячи раз изображалось, описывалось, воспевалось всеми христианскими народами! И все же нет возможности удержаться и не начать строить самому эту удивительную картинку с известными всем с младенчества персонажами! Чудо Рождественского вертепа в бесконечном повторении и вариациях одного и того же знакомого и важного действа.
Подборка материала
Денис ПАВЛЕНКО

Пример Рождественского спектакля, видео – //rodkom.org/2015/6556.html

Источник: //rku.nrav.org/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.