Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как следует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим.

В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания. Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям.

Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.

Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства.

Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни.

Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!».

Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой.

Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным.

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением.

Истинным наказанием является только лишение внимания.

Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение.

Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение. Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п. Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.

В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью.

При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.

Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе.

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования.

В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное.

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) — особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность).

Демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано.

Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

Источник: //xn----stbbigamfek8h.xn--p1ai/blog/demonstrativnyj-rebenok/

Консультация для родителей

Демонстративный ребенок

Департамент образования г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 2109»

(ГБОУ Школа № 2109)

__________________________________________________________________

117148, г. Москва, ул. Маршала Савицкого, д. 6 к.4 Тел./факс (499) 232-11-18

сайт: sch2109/mskobr.ru

эл. почта: sch2109@edu.mos.ru

Консультация для родителей:

«Демонстративный ребенок»

Подготовила: педагог-психолог М. А. Ушакова

2017-2018 учебный год

Особенности поведения демонстративных детей

Демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении.

Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников.

“Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.”. Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью.

При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение (“смотрите, какой я хороший”), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых.

Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного “я”.

У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими.

Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы показать, похвастаться.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого.

Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: “Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок”.

Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда “в свою пользу”.

Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер.

Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать.

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник.

У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать.

При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства.

Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки.

Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная “доброта” или “справедливость” подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, “плохим” детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством.

Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.

“Я” такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение.

Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания.

Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что “я лучше всех”.

В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей.

Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. “Сдвинуть” ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого.

Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие.

Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной.

Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и прочее.

“Зеркало”

Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а ребенок воспроизводит его движения.

Когда “зеркало» будет работать нормально, взрослый начинает делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

“Эхо”

Взрослый рассказывает про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. Взрослый произносит знакомые ребенку звуки, слова, фразы, которые ребено должен повторить.

“Волшебные очки”

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. “Вот я сейчас примерю эти очки…

Ой, какой ты красивый, веселый, умный!” “А теперь ты примерь очки, посмотри вокруг и постарайся увидеть как можно больше хорошего”.

Если ребенок затрудняется — самому перечислять хорошие качества и направлять внимание ребенка.

“Царевна Несмеяна”

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Ребенок будет царевной, которая все время грустит и плачет. Взрослый подходит к Несмеяне и старается утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Затем меняются ролями.

Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое “Я”, скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения

Источник: //infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-rekomendacii-roditelyam-demonstrativnih-detey-2391871.html

Демонстративные дети

Демонстративный ребенок

Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я.

Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.

Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания.

Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.

Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок».

Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже, красивее/некрасивее.

Демонстративное поведение отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник.

У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.

Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Даже собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством.

Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Другие проблемные формы отношения к сверстникам

  • Агрессивные дети
  • Обидчивые дети
  • Застенчивые дети

Особенности детей с проблемами в поведении

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя.

Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними.

Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →

Источник: //psy-space.ru/?page=demonstrativnye-deti

Женские Секреты

Демонстративный ребенок

Демонстративность – это личностная особенность, которая часто встречается и  проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим.

В основе такого поведения лежит потребность в повышенном внимании к себе. Она сильна настолько, что демонстративные дети хотят быть в центре внимания всегда.

С этой целью демонстративные дети используют самые различные средства: сознательно нарушают правила поведения, кривляются или нарочито ведут себя застенчиво.

Демонстративные дети

Демонстративность — что это?

Демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, но она может привести к проблемам в воспитании ребенка. В то же время такая особенность в поведении может быть источником очень сильной мотивации: человек с повышенным уровнем демонстративности затрачивает огромные усилия на деятельность, которая несет ему успех и внимание окружающих.

Например, большинство отличников – это демонстративные дети. Кроме этого, данная черта личности нужна для того, чтобы заниматься почти каждым видом искусства. Человек, который не имеет потребности в желании привлечь внимание окружающих к своим переживаниям и к себе, вряд ли достигнет успеха в рисовании, игре на гитаре или выступлении на сцене.

Нередко, для того чтобы привлечь к себе дополнительное внимание,  демонстративные дети  могут «эксплуатировать» имеющееся у них заболевание и даже придумывают себе эти болезни. Для этого просто достаточно очень внимательно прислушиваться к своему организму. «Голова у меня не болит? Нет.

А горло? Кажется, тоже нет. А живот? О, меня подташнивает!». Внутренние органы «не любят» чересчур пристального внимания за своей работой.

Прислушивание к себе может нарушить нормальную регуляцию процессов, происходящих в организме – и тогда в действительности могут возникнуть боли, спазмы, тошнота.

Чрезмерные волнения других людей по поводу состояния ребенка побуждают его прибегать к этому методу все чаще.  Этот же механизм он начинает использовать и для более практических целей. Например, чтобы не писать контрольную работу, к которой недостаточно готов.

Для привлечения к себе внимания окружающих,  ребенок может использовать нарушение правил поведения.

Он уверен в том, что, изображая «ужасного ребенка», у него получится быть заметным, поскольку никаким другим способом этого ему не добиться.

А окружающие его люди своим поведением поддерживают такое его представление: они читают ему нотации, ругают шалуна, пока он плохо себя ведет, и с облегчением о нем забывают, когда он прекращает свои бесчинства.

Парадоксально, но те формы обращения, которые используются взрослыми для наказания, становятся для ребенка поощрением. Именно лишение внимания является для него истинным наказанием.

Эмоциональные же проявления взрослого ребенком воспринимаются как ценность, и это не зависит от того, выступают ли они в отрицательной форме (замечания, крик, ругань, наказания) или в положительной (похвала, улыбка, одобрение).

Ребенок выбирает наиболее простой путь, потому что добиться положительной оценки труднее, нежели отрицательной.

Демонстративные дети: рекомендации

Рекомендации в такой ситуации просты, хотя бывает не легко им следовать.

Главное – четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять  ему внимание не в тех случаях,  когда он плохо себя ведет, а когда хорошо.

Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму.

Особенно важно отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это фактически не  наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат, то он это расценит как свое достижение.

Если же поступок действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание должно быть как можно более безэмоциональным. Например, если ребенку хочется посмотреть телевизор, то выключите его, выньте шнур и спрячьте, сказав: «Телевизор ты смотреть не будешь до завтра». Затем остается только  не обращать внимания на его возмущенные крики.

Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением вам необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия.

Дети с негативным само предъявлением все время играют какую-то роль, поэтому и надо им дать играть ее не в жизни, а на театральных подмостках, а заботиться специально о его успешности не стоит, т.к.

почти наверняка он сможет добиться успеха без чьей-либо помощи: ведь актерство – это его стихия.

В некоторых случаях желание обратить на себя внимание не находит каких-либо проявлений в поведении, потому что они сдерживаются повышенной тревожностью.

И тогда у ребенка получается внутренний конфликт: с одной стороны, он хочет быть замеченным окружающими; с другой — высокая тревожность вызывает его опасения, что такое поведение может вызвать отрицательную реакцию других людей.

Данный  конфликт разрешается с помощью развития защитного фантазирования. Ребенок внешне пассивен, а его настоящая жизнь протекает в мечтах. Этот способ поведения называют «уход от деятельности».

При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка, направить его на разрешение реальных творческих задач. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании.

Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования.

В этой  творческой  реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.

Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. Показав репродукции, а что еще лучше, картины на выставке, после чего он убедится, что абстрактная живопись существует, признана, вы предлагаете ему попробовать самому создать что-то подобное.

Вообще,  яркие декоративные рисунки хорошо удаются детям, а особенно если развито воображение. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры и показывать с гордостью всем гостям, приходящим в дом.

Они и правда красивы, а главное, нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – для осуждения.

Слушая такие рекомендации, учителя и родители часто высказывают опасения, что при постоянном повышенном внимании, похваливании у ребенка разовьется «самомнение» (усилится демонстративность).

В этих случаях психолог еще раз должен подчеркнуть, что демонстративность не является недостатком, а это личностная особенность, которая в зависимости от обстоятельств ведет к отрицательным или положительным проявлениям. Эта особенность формируется очень рано.

Затем она развивается или естественно, встречая понимание у окружающих, что приведет не к «самомнению», а к умению мужественно преодолевать неудачи и трудности, к формированию адекватной самооценки, или  противоестественно – в виде ухода от деятельности, которая грозит ему неудачей.

В психологии известно хорошо, что не реализуемая демонстративность,  загнанная внутрь,  может породить серьезное психическое заболевание – истерию. Не следует говорить об этом родителям, чтобы не вызвать у них ненужные опасения, которые могут навредить нормальному воспитанию.

  Однако некоторым  родителям – тем, кто упорно настаивает на том, что «вредно захваливать детей» или «девочка должна вести себя скромно» — консультант должен рассказать и о неблагоприятном сценарии, чтобы они поняли, что угрожает их ребенку реально, если их педагогические взгляды не изменятся.

Источник: //madam-sekret.ru/demonstrativnyj-rebenok

Демонстративный ребёнок

Демонстративный ребенок

Моя девочка – самый настоящий демонстративный ребёнок, она очень любит привлекать к себе внимание окружающих, где бы она ни находилась, ведёт себя демонстративно, всё время доказывает, что она лучше всех.

Демонстративность ребёнка может сильно утомлять. Целый день такой малыш что-то доказывает и оценивает, поёт и кривляется, притягивая к себе всё внимание родителей.

У таких детей высока потребность в самоутверждении, поэтому они всё время озабочены тем, чтобы показать своё превосходство над другими детьми. Их главная цель — получить положительную оценку окружающих.

Демонстративные дети пытаются привлечь внимание всеми возможными способами. Они очень общительны, и это могло бы быть хорошей чертой, если бы не формальность такого общения. Обращаясь к партнёру, дети не испытывают к нему интереса, они хотят вызвать восхищение: говорят о себе, демонстрируют свои игрушки, навыки и умения: «Смотри, какие у меня туфельки, как я умею танцевать, рисовать…»

Демонстративность ярко выражается в желании обладать определёнными предметами. Подметив у сверстника интересную игрушку, демонстративный ребёнок начинает просить такую же или ещё лучше, дороже. Но новая кукла или машинка нужна не для игры, а для того, чтобы демонстрировать во дворе или в саду своё имущество, а значит, преимущество.

Самоутверждаются такие дети часто за счёт принижения другого. Например, увидев рисунок сверстника, малыш может сказать: «Ну и что? Это не очень хороший рисунок, я рисую лучше». Слова «лучше-хуже, красивее-не красивее» часто звучат из уст малыша.

И сравнение всегда в его пользу. Также дети болезненно реагируют на похвалу, которая обращена к другим детям. Ребёнок вряд ли будет аплодировать победителю конкурса, а при случае постарается его унизить, показав, кто на самом деле лучше всех.

Ради одобрения демонстративный малыш совершает и моральные поступки, подробно объясняя мотивы: «Я дала Маше конфетку, потому что надо делиться». Но такая «правильность» неустойчива и зависит от ситуации — когда взрослых нет рядом, ребёнок может, наоборот, отобрать у сверстника конфету или игрушку. Для таких детей важно соблюсти внешние приличия, желания помочь, поделиться они не испытывают.

Другие способы привлечения внимания — кривляние, капризы, проявления агрессии, напускная застенчивость или подчёркнуто «идеальное» поведение. Когда отношения со сверстниками или взрослыми у детей не складываются, они могут провоцировать ссоры и скандалы. Нередко дети симулируют приступы болезни, чтобы вызвать сочувствие взрослых.

Демонстративность прячется под маской агрессивности. Ребёнок удивляет окружающих своим «ужасным» поведением, родители ругают и одёргивают его, но для шалуна это является не наказанием, а поощрением.

Отсутствие внимания взрослых для него невыносимо. Демонстративность можно даже выявить по рисункам крохи. Как правило, дети рисуют людей во всех подробностях, уделяя особое внимание деталям.

Человек на рисунке экстравагантно одет, прорисованы украшения, медали, погоны и т. д.

В школе такие дети стремятся к лидерству, позволяют себе выкрики с места, тянут руку, не зная правильного ответа — только бы на минутку оказаться впереди всех. Став постарше, подростки красят волосы в безумный цвет, чтобы выделиться из толпы, рано начинают курить, а родителям угрожают обещаниями сбежать из дома и т.д.

Хорошо или плохо?

Не спешите определять демонстративность как однозначно плохое качество. Есть у этой особенности свои преимущества. Демонстративные дети отдают много сил той деятельности, в которой хотят достичь успехов.

Многие отличники — демонстративные дети. И в искусстве демонстративность только помогает: пение, танцы, театр — всё подвластно такому ребёнку. Человек, умеющий привлечь к себе внимание окружающих, добьётся больших результатов и в спорте, политике.

Но и оставлять демонстративность без внимания опасно, эта черта может перерасти в невроз, когда ребёнок может рыдать, биться в истерике до судорог. Кажется, что демонстративному малышу всё даётся легко, на самом деле он постоянно напряжён — боится оказаться хуже других, для него это катастрофа. Отсюда — тревожность, неуверенность в себе, постоянное хвастовство, принижение других.

Ребёнок так сосредоточен на себе, что не замечает ничего вокруг себя, думает только о том, что говорят о нём другие. Это мешает ему просто радоваться жизни.

В будущем такой человек скучает с самим собой, стремится к славе, богатству, блеску, к сильным и влиятельным личностям. Свои недостатки и плохое поведение он стремится «не замечать». У него возникают сложности с умением сдерживать свои чувства, критически относиться к себе.

Вместе со всеми

Избавиться от демонстративности полностью вряд ли получится, но помочь можно и нужно. В первую очередь избегайте оценок и сравнения детей.

Избавьте ребёнка от необходимости доказывать своё превосходство. Игры-соревнования, конкурсы, поединки широко используются в практике воспитания, но для демонстративного ребёнка они противопоказаны. Он должен чувствовать, что его любят за то, что он есть, а не за достижения.

Очень важно показать такому малышу, что отношение других людей к нему — далеко не самое главное в жизни. Конечно, объяснить на словах это трудно. Создайте условия, в которых малыш будет сотрудничать со сверстниками, а не соревноваться с ними. Полезна коллективная работа — пусть рисует с другими детьми на листе ватмана, собирает конструктор, лепит детали замка.

Покажите ребёнку, что ровесники — это партнёры, а не конкуренты. Включайте малыша в самые простые коллективные игры с правилами, да хоть просто водите хороводы. Главное, чтобы он чувствовал свою причастность к общему делу. Учите слушать других людей. Начните с аудиокниг, перейдите к чтению по ролям, устройте семейный совет, на котором каждый должен выслушать другого, не перебивая.

Если ребёнок привык баловаться, кривляться, чтобы привлечь внимание, ему также можно помочь. Уделяйте ему внимание, когда он хороший, а не плохой. Откажитесь от бурных эмоциональных реакций на его проделки.

Ваш тон должен быть нейтральным, поведение — спокойным. Найдите крохе поле деятельности, в котором его талант проявится настолько, что отпадёт желание постоянно что-то доказывать.

Это могут быть театральный кружок, студия художественной самодеятельности, танцы, рисование.

И помните: нельзя держать демонстративного ребёнка «в чёрном теле» из «лучших» побуждений («девочка должна быть скромной»). Не бойтесь хвалить.

Загнанная внутрь демонстративность может породить психические заболевания.

Давайте ребёнку посильные поручения, в которых бы демонстративность нашла выход, — прочитать стихотворение перед компанией взрослых, приготовить доклад и выступить на классном часе и т.д.

Источник: //detkambest.ru/demonstrativnyj-rebyonok/

Демонстративные дети – Психологос

Демонстративный ребенок

Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.

Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я.

Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.

Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания.

Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.

Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок».

Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже, красивее/некрасивее.

Демонстративное поведение отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник.

У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.

Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Даже собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством.

Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции.

Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.