Домашнее обучение: для кого и как?

Содержание

Домашнее обучение. В чем плюсы и минусы и как сдавать экзамены?

Домашнее обучение: для кого и как?

В последнее время стало модно говорить о преимуществах семейного образования перед традиционным школьным. Звучит как мечта: никаких ранних подъемов, вместо строгих учителей – любимые родители. Но есть много нюансов. В чем главные плюсы и недостатки домашнего обучения, где дети сдадут экзамены и получат ли аттестат – в нашем материале.

Условия домашнего обучения

Единственное условие – желание семьи.

По закону «Об образовании», о своем решении родители должны сообщить в городское управление образования или орган местного самоуправления по месту жительства (какой именно – зависит от размеров населенного пункта, в любом случае нужную информацию предоставят в управлении образования). Можно выбрать семейное образование изначально или перевестись на него в любом классе.

Не разрешить – не имеют права.

Перевести ребенка на домашнее обучение – в чём смысл?

Если раньше семейное образование считалось уделом больных и отстающих детей, теперь форма получения образования – дело вкуса.

Для кого-то важнее, чтобы ребенок научился вести себя в коллективе – тогда, вероятно, не стоит отлучать его от школы.

Другие же предпочтут, чтобы малыш гармонично развивался в разных областях – например, обучался гимнастике, иностранным языкам, ходил в музыкальную школу, – а с жестким школьным распорядком все это совмещать трудно.

В целом семейное образование лучше всего подойдет:

  1. школьникам, нацеленным на спортивную карьеру (это освободит время для тренировок и поездок на соревнования);

  2. детям, которых не устраивает темп усвоения знаний в школе (слишком медленный или чересчур быстрый);

  3. детям, чья семья часто переезжает в силу обстоятельств;

  4. тем, кто учится сразу по многим профилям и хочет успеть все;

  5. детям с ограниченными возможностями здоровья.

Многое зависит от характера ребенка: насколько он общительный, сходится ли с людьми и, конечно, как сам относится к идее учиться дома.   

Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?

Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.

Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе.

Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации.

Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию. Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.

Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.

Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.

Домашнее обучение: достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Родители сами составляют расписание занятий и подбирают методику обучения, исходя только из особенностей восприятия и даже предпочтений своих детей. Можно попрощаться с надоедливым будильником, принудительными выходами из дома в непогоду, вечным переутомлением и зависимостью от плана и настроения учителей.
  • У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.
  • Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.
  • Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.
  • Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.

Минусы

  • Обучение ребенка на дому – огромная ответственность, которую объективно «потянут» не все. В идеале один из родителей должен быть свободен от работы, чтобы уделять процессу достаточно внимания. Можно нанять репетиторов, но это недешево и бессмысленно: легче отдать ребенка в школу вместе со сверстниками.
  • Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.
  • Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.
  • Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.

Источник: https://kedu.ru/press-center/articles/domashnee-obuchenie

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Домашнее обучение: для кого и как?

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                                                                                              Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.   

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.  
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                                                                                               Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.   
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                                                                                          Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

       Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida

Домашнее обучение в школе – что это такое? Индивидуальное обучение на дому

Домашнее обучение: для кого и как?

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни.

На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка.

Сегодня люди все чаще слышат фразу “домашнее обучение в школе”. Что это такое – миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие – талантливые дети-спортсмены или художники и пр.

, которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности.

Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение.

Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе – что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить обучение внешкольно. Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации “Об организации получения образования в семейной форме”.

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение.

На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания “за бугром”, российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний.

Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • “Не-принадлежность” к серой, общей массе со стандартизацией знаний.

Минусы:

  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

Среди тех, кто предпочел домашнее образование школьному, преобладают успешные, творческие и всесторонне развитые люди. Большинство таковых довольны домашним обучением. Но есть и те, кому пришлось вернуться в школу по разным причинам:

  • Не удалось полноценно осваивать программу, так как ребенок стал ленив, у него не было стимула к образованию.
  • Кто-то вынужден был на некоторое время покинуть школу из-за болезни, а позже ему захотелось вновь посещать учебное заведение, поскольку ему нравился коллектив и методы преподавания.
  • Иногда родители не справлялись с возложенной ответственностью.

Итог

И в заключение можно сказать лишь то, что нужно тщательно изучить все перед принятием решения о переводе ребенка на домашнее обучение в школе. Что это такое, какие бывают причины и последствия и т.д. мы рассмотрели в данной статье. А окончательное решение всегда остается за детьми и их родителями, которые несут огромную ответственность за них.

Источник: https://FB.ru/article/346757/domashnee-obuchenie-v-shkole---chto-eto-takoe-individualnoe-obuchenie-na-domu

Домашнее обучение: принципы, преимущества, недостатки

Домашнее обучение: для кого и как?

Образование в домашних условиях все больше набирает популярность и не удивительно — индивидуальный подход к ученику, способствует более глубокому изучению темы в соответствии с интересами, кроме того, ребенок на домашнем обучении получает больше свободного времени.

Виды домашнего обучения

Существует два вида надомного образования, первый связан с медицинскими показаниями, а второй — с желанием родителей. Оба способа немного различаются. Получение знаний в домашних условиях для большинства детей инвалидов является единственным шансом получить диплом.

В этом случае, школа не имеет права отказывать в приеме ребенка. Образовательное учреждение обеспечивает семью всеми необходимыми материалами, а педагоги ежедневно посещают ученика, помогают ему освоить материал и проверяют домашние задание.

Домашнее обучение по желанию родителей в выбранной школе не всегда возможно, некоторые учреждения не имеют в своем уставе такой возможности, поэтому ее придется поискать. Как и в случае с первой ситуацией, ученику оказывают поддержку учебными материалами, но педагоги не посещают семью и не проверяют задания.

Ребенок учится по строго составленному плану, а затем, сдает контрольные работы, результаты которых решают, будет ли он продолжать надомное обучение. Независимо от образования, взрослый должен приложить все усилия, чтобы «домашний студент» вовремя выполнял учебный план и успешно сдавал проверочные работы.

Семья может не следовать правилам, таким как школьная форма, урок длительностью 45 минут и пятиминутный отдых, но выполнение ежедневной нормы заданий обязательно.

Почему родители выбирают домашнее обучение

Обучение детей в домашних условиях выбирают по самым разным причинам. Некоторые родители, предпочитают этот вариант из религиозных или идеологических соображений, они не хотят, чтобы их ребенок столкнулся с неравноправием в обществе или попал под плохое влияние сверстников.

Другие, расценивают традиционную школу как «рутину», где школьники получают необходимый минимум, а для более полноценного изучения темы остается мало времени. Есть также люди, которые видят потенциал своего ребенка и не хотят, чтобы развитие его интеллекта в чем-то ограничивалось.

Другая группа, это те, кто привык «адаптировать» учебный материал под ребенка с учетом темпа и способа восприятия информации. Самый распространенный аргумент, это общение, очень часто мама и папа просто не готовы расставаться с любимым чадом на много часов, и уверены, что учитель не сможет стать заботливым «аналогом» родителя.

Положительные аргументы

Пожалуй, главное преимущество — индивидуальный подход. Только вы знаете с помощью каких методов ребенок поймет тему быстрее и эффективнее и сколько времени ученик выдержит неподвижное сидение. Другие явные преимущества:

  • получение знаний продолжается во время путешествий
  • можно использовать все доступные средства информации, например, книги, интернет, журналы и телевидение
  • домашнее обучение соответствует мировоззрению семьи и защищает от неприемлемой модели поведения
  • плохая успеваемость практически невозможна благодаря контролю взрослых
  • чувствительные дети не подвергаются преследованиям со стороны сверстников и унижениям со стороны педагогов
  • ребенок более дисциплинирован, потому что получает больше внимания, чем дети в классе
  • тесные отношения ребенка с родителями, способствует крепкой родственной связи.

В нашей стране не проводилось никаких исследований на тему уровня развития домашних деток, но педагоги Америки отмечают, что будучи уже взрослыми, домашние воспитанники более открыты, чаще участвуют в различных мероприятиях и с удовольствием выступают в качестве добровольцев.

Негативные аргументы

Раньше, самым большим недостатком считалось отсутствие какой-либо поддержки и понимания со стороны общества. Сейчас, нам доступны тематические группы в социальных сетях, форумы и сайты.

Однако, понимания других родителей, да и педагогов добиться по прежнему трудно, ведь по их мнению, ребенка лишают главного — общения со сверстниками.

Самые популярные факторы, которые заставляют сомневаться это:

  • время и личные потребности взрослых — домашнее обучение в радость только тогда, когда оно приносит удовольствие всей семье
  • усталость, уныние и проблемы затрудняют креативное обучение и в конечном итоге, делают его невозможным
  • неготовность к творческому беспорядку — часто не хватает времени на уборку комнаты, где проходят занятия
  • стресс, связанный с предстоящими контрольными — если взрослые постоянно об этом беспокоятся, это может привести к нервному срыву

Школа, это «взрослая жизнь» в миниатюре, где ребенок учится самостоятельно решать конфликты, вступать в компромисс, заботиться о своих интересах и переживать здоровую конкуренцию.

Противники домашнего обучения также указывают на недостаточное общение со сверстниками, что может негативно сказаться на адаптацию в любом коллективе. Чтобы избежать подобной проблемы, обеспечьте ученика дополнительными кружками, такими как танцы, рисование или спортивная секция.

Будьте уверены в своем выборе

Иногда, опекуны переоценивают свои способности, особенно трудно в средних классах, когда взрослые устают от школьной рутины, а ребенку сложно разобраться в новых уроках. Трудно и тем людям, которые ежедневно ходят на работу, оставляя юного ученика дома одного, надеясь на то, что он откроет учебники и решит задачу без их присутствия.

Хорошо, если он самостоятельный, усидчивый и ответственный. А если нет? Тогда возникает масса проблем и одна из них — неуспеваемость, которая обязательно проявит себя во время контрольной проверки.

Ребенок потерпит неудачу, начнет себя винить и приобретет комплексы на всю жизнь.

Кроме того, будет упущено драгоценное время, а родителям придется посвятить драгоценные минуты отдыха изучению школьных материалов.

Сообщества и материалы для домашнего обучения:

Выбор всегда труден, особенно, когда дело касается благополучия ребенка. Сравните все плюсы и минусы, соберите информацию на форумах, чтобы решение работало в вашу пользу.

Источник: https://maminmayak.ru/domashnee-obuchenie-printsipyi-preimushhestva-nedostatki/

Как мы с дочкой провели год на домашнем обучении и вернулись обратно в школу

Домашнее обучение: для кого и как?

В школе дочка дико уставала, приползала домой бледная и несчастная, а тут еще и домашка — в первом классе мы сидели над уроками конкретно. Мне было ее очень жалко.

Школьная программа на самом деле не тяжелая, но очень растянутая, потому что учеников много. Вот задали стихотворение наизусть, и пока все тридцать человек ответят, это уже один или два урока.

Еще проблема школы в том, что у ребенка формируется страх ошибиться. Агния, даже не посмотрев на задачу, сразу говорит: «Я не знаю, я в задачах не понимаю».

Перейти на домашнее обучение легко. Для этого нужно прикрепиться к какой-то школе, где потом вы будете сдавать аттестации по предметам. В разных школах свои уставы и правила. Если школа позитивно настроена, то проблем не будет. Мы нашли школу в Новосибирске, это довольно известная среди семейников школа, там можно учиться экстерном и дистанционно.

Они сотрудничают с одной московской школой, и формально мы прикрепились туда. Там ты получаешь программу и под руководством куратора строишь себе график, который можно двигать. Если что-то не получается, тоже обращаешься к куратору, спрашиваешь. Все общение по скайпу или онлайн. Для каждого предмета дают тестовые вопросы.

В конце обучения по каждому предмету надо сдать аттестацию.

За год надо сдать аттестацию по всем предметам, это как экзамены. Можно учить все предметы постепенно, а можно блоками — сначала один предмет за несколько недель, потом другой. В основном математика, английский и русский все-таки идут длительно.

Предметы сдаешь по мере готовности, хоть в сентябре. Дочка моей знакомой учится так во втором классе и все предметы сдает уже в январе, так что в феврале она уже свободна. Но они очень организованные, в отличие от нас.

Экзамены идут «под запись» — ты ставишь видеокамеру и ребенок два часа пишет. Конечно, можно сходить в туалет и что-то там подсмотреть, но в началке они такого еще не умеют.

Если результат не устраивает, экзамен можно пересдать. Родитель может стоять рядом с ребенком во время экзамена и если он видит, что все совсем плохо, то можно просто выключить запись и эта попытка нигде не зачитывается.

У нас так было с окружающим миром: дочка все выучила, но написала на три, мы попросили пересдать и на следующий день пересдали на пять.

Наша школа платная, сопровождение там стоит около 14 тысяч в год. Но есть школы, где аттестация стоит, к примеру, 4 тысячи, а есть совсем бесплатные. Да, учебники мы покупали сами, но честно говоря, расходы на учебники по сравнению с кружками и всяким дополнительным образованием — это ерунда.

Это один из сложных моментов домашнего обучения. Мне было трудно определиться, какие именно нужны учебники. С одной стороны, многие родители стараются найти самые интересные и качественные учебники. А с другой — в нашей школе говорят, что идеальных учебников нет, и ничего конкретно не советуют. В результате я покупала те же учебники, что были в московской школе, куда мы прикреплены.

В день мы тратили на занятия час или два. Причем занимались даже не каждый день. Конечно, большой плюс домашнего образования в том, что ты можешь распоряжаться своим временем. Но тут же кроется и минус — надо уметь себя организовать. У нас, например, с этим проблема.

Получалось, что мы вставали в десять утра, потом до 12 раскачивались, в итоге занятия уползали на дневное время. Это мне не нравилось. Если совсем расслабиться, то перед экзаменами начинается настоящая гонка.

У нас график в итоге съехал, и в конце года мы уже какие-то темы проходили быстро-быстро, галопом.

Комиксы, по которым можно учить историю (это лучше многих учебников!)

Но, конечно, у тебя больше свободного времени на кружки и другие занятия, и ребенок не устает. А когда ходишь в обычную школу, плюс 4-5 раз в неделю музыкалка, плюс домашка — ребенок просто не успевает ничего.

Ну и еще один плюс — можно спокойно куда-то уехать. Мы, к примеру, уезжали весной в Турцию. Там, кстати, с режимом было отлично — в семь утра мы были уже на ногах, такие бодрые. Мы там и занимались, и экзамены сдавали. На природе сел, включил интернет и сидишь пишешь контрольную.

Наша школа дает вопросы, но не говорит, где искать ответы. Поэтому родители идут в интернет и начинают искать сами. Получается, ты должен как учитель готовиться к занятиям. Ведь просто найти ответы на вопросы — этого мало, надо сделать так, чтобы ребенку было интересно.

Поэтому в идеале хорошо на домашнем обучении заниматься с кем-то еще. Когда есть два-три сверстника, им веселее. Совсем идеально — взять для них учителя. Это действительно удобно и действительно очень продуктивно.

Ты быстро проходишь школьную программу, а если есть учитель, то родитель не тратит на это кучу своего времени.

Мне нравилось, что ты можешь контролировать процесс обучения и видишь, какие знания ребенок получает. При этом ты тратишь меньше времени на занятия и учишься в режиме, удобном тебе. И не надо весь вечер ходить талдычить про домашку. Сейчас, когда Агния снова в школе, у нее домашка растягивается с четырех до девяти вечера.

Английский с домашним обучением стал значительно лучше, чем был в школе. Она пришла в школу в третий класс с реальными знаниями английского, а сейчас они упали опять.

10 книг, которых нет в школьной программе по литературе, а зря

Еще плюс семейного обучения в том, что когда ребенок чего-то не понимает, ты можешь остановиться, взять паузу.

Потому что ребенок развивается скачками и в один момент он может не понимать, а потом через два-три месяца вдруг все сообразит. У нас так было с делением — мы его так долго долбили, это был ужас.

В итоге я просто задвинула эту тему на время. А потом дочка вдруг включилась и все сразу поняла.

По-хорошему, младших во время занятий тоже надо занимать. Но это очень сложно, я так не могу — тебя начинают дергать сразу два ребенка. Ты вроде садишься с одним заниматься, а второй тоже спрашивает — а вот это? А это? Вместе заниматься у нас не получалось. Но, в общем, можно выделить время для занятий, сказав младшим «идите играйте». Но тогда начинает дуться тот, кто занимается.

Дочке было клево не ходить в школу. Первый класс напрочь отбил желание учиться в школе. Так что на домашнем обучении она радовалась, но ей не нравились экзамены, не нравилась рутина — задания по русскому, например. А все эти вопросы в компьютере, отвечать на них — это все нравилось.

Потом, когда она в третий класс вернулась обратно в школу, она сначала плакала «я хочу обратно, ненавижу школу». Но потом дело пошло лучше, и теперь она даже говорит, что ей нравится в школе, потому что там все занимаются, а не только ты. Это ее очень примиряет с действительностью.

За первый класс друзей в школе у дочки не появилось, как-то не сложилось, так что проблемы расставания со школьными подружками при переходе на домашнее обучение у нас не было. Но у нее не было недостатка в общении со сверстниками — у нас много наших друзей, детей-ровесников, с которыми мы все время встречались. Плюс были еще кружки, друзья во дворе — ей этого было вполне достаточно.

В целом мой опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то это больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Хотя не исключаю, что еще вернемся к этой теме потом.

На семейном обучении большинство мам не работают, сидят дома и контролируют процесс, занимаются и водят на кружки.

Есть родители, которым комфортно в этой ситуации, когда дети все время дома. Мне же это не очень подходит, как выяснилось. Сейчас, когда дочка в школе, мне стало удобнее. Я особо не вникаю в процесс обучения, не знаю, чем они там занимаются, не знаю подробностей. Мне, конечно, легче и я не трачу на обучение кучу времени.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/my-proveli-god-na-domasnem-obucenii

Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение: для кого и как?

Домашнее обучение – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя и родители.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять – пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим.

По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном.

И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду.

Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

–    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

–    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

–    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

–    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

–    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

–    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

–    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

–    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

–    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

–    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка.

Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно.

Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ.

Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности.

Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще.

Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д.

Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/domashnee_obuchenie_za_i_protiv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.