Домашнее обучение в мире

Содержание

Мир без школы: полезные ссылки по семейному образованию

Домашнее обучение в мире

Если родители считают, что общеобразовательная школа не соответствует потребностям их детей, они ищут ей альтернативу. О том, какие варианты существуют на сегодняшний день, мы уже рассказывали. Это школы с альтернативными методиками преподавания, заочное обучение по индивидуальному плану и семейное образование.

Семейное образование в России стало набирать популярность не так давно, и путь этот кажется то тёмным лесом, то бескрайним морем.

Слишком мало отработанных методик, на которые можно было бы опираться родителям. Слишком много неструктурированной информации и частных субъективных мнений — на что ориентироваться, если решил взять образование своего чада в собственные руки? 

Надеемся, эти ресурсы помогут вам сделать нужные шаги.

Изучить свои права и обязанности

Обучение вне школы: 4 главных опасения

В федеральном законе об образовании ясно сказано: «Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования». Но так как при выборе этой формы вся ответственность за образование ребёнка ложится на плечи родителей, им нужно хорошенько изучить свои обязанности и права.

Для этого следует знать Федеральный закон об образовании РФ (можно скачать его на сайте Минобрнауки или посмотреть здесь онлайн-версию).

Кроме того, существует Письмо Минобрнауки «Об организации получения образования в семейной форме» — оно было написано для того, чтобы разъяснить принципы взаимодействия родителей и образовательных учреждений для прохождения детьми промежуточной и обязательной аттестации. А из этой презентации всё должно стать понятно даже ребёнку (хотя создана она для школьных администраций).

Более детально и человеческим языком многие вопросы разбираются в «Блоге инспектора народного образования». Кстати, он будет интересен не только хоумскулерам, но и всем, кто хочет разобраться в правовых вопросах, связанных со школой. Там всё очень грамотно — с ссылками на источники, без лишних эмоций и непроверенной информации.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок сидел за школьной партой, внимательно изучите ваши права и обязанности, которые касаются его образования.

Источник: flickr.com

Сайт «Альтернативное образование в России»

Получить образование или получить от системы образования?

Этот сайт создан для того, чтобы сконцентрировать в одном месте опыт родителей, которые решили самостоятельно выстраивать образовательные траектории своих детей.

Создатели сайта, московские родители Светлана Марзеева и Алексей Семёнычев, активно занимаются популяризацией альтернативного образования: дают интервью прессе, выступают на радио, читают лекции и так далее.

Например, они проводят ежегодную конференцию «Альтернативное образование в России», на которой выступают в том числе самые «продвинутые» школьные учителя.  

На сайте можно узнать о том, как:

  • организовать процесс обучения дома — от того, какие методические материалы использовать, до советов по сохранению грани «Добрая мама — Строгий учитель»;
  • строить отношения с государственными школами для прохождения аттестации;
  • объединяться с другими родителями для решения образовательных задач.

Создатели сайта подчёркивают, что их главная задача — не протест против государственных школ вообще, а внушение родителям мысли, что за образование детей отвечают они сами, и они могут выбирать то, что подходит их ребёнку.

Возникающие вопросы можно обсуждать на форуме сайта или в сообществах в соцсетях. Участники сообществ с готовностью отвечают на вопросы новичков, делятся полезной информацией и личным опытом.

Журнал «Семейное образование»

Это первый печатный журнал о семейном образовании и альтернативных школах. Здесь, кроме статей для расширения кругозора хоумскулера, есть список альтернативных школ и центров поддержки семейного обучения в разных городах России.

Из этого списка видно, что в основном инициативы концентрируются в Москве, но также видно, что не только! География российского альтернативного образования весьма широка.

В этом же списке собраны ссылки на онлайн-сообщества единомышленников по всей России.

Следить за журналом «Семейное образование», как и за сайтом, указанным выше, полезно для того, чтобы не пропустить интересные для хоумскулеров события: вебинары или встречи для родителей, всероссийские конкурсы и олимпиады для детей, крупные форумы, на которых обсуждаются актуальные вопросы современного образования.

Семейное образование избавляет от усреднённого подхода школы, но остаётся вопрос: как найти тот самый верный индивидуальный подход?

Источник: flickr.com

Выйти за границы учебника

После того, как правовые и организационные вопросы осмыслены, возникает ещё один: где брать материалы для учёбы? Вот тут, благодаря Интернету, мы оказываемся в бескрайнем море. Постараемся хоть немного в нём сориентироваться.

Коллекцию уроков по школьной программе представляет портал InternetUrok.ru. Уроки из видео, конспектов, тестов и тренажёров доступны по большинству школьных предметов с 1 по 11 класс.

Среди учителей, подготовивших уроки, есть весьма популярные персоны: например, телеведущий Александр Архангельский «ведёт» литературу, а известный московский учитель Сергей Волков заражает любовью к русскому языку.

На сайте проекта есть подборка видеолекций «Учёные — детям». Кто ещё может вдохновить наукой так, как человек, который посвящает ей жизнь.

Обратите внимание на MOOC.

Например, «Лекториум» — это платформа онлайн-курсов, большая часть которых выходит за пределы школьной программы.

Но от того ещё интереснее! Здесь найдут что-то по душе и родители, и дети, так что можно будет поставить эксперимент и попробовать на своей шкуре, что такое дистанционное обучение.

Всё о русском языке есть на портале «Грамота.Ру» (мы и сами к нему часто обращаемся). О том, как с помощью Интернета подтянуть грамотность, читайте в этой подборке.

Полезно знать, что, кроме учебников, существует масса увлекательных мобильных приложений и онлайн-ресурсов для изучения предметов обязательной программы. Вот бережно собранные нами по: 

  • математике,
  • английскому языку,
  • истории,
  • биологии,
  • химии.

Чтобы объединить изучение других предметов и английского языка, обратитесь к англоязычным ресурсам. ScienceNetLinks — сайт, посвящённый технологиям и методикам преподавания точных и естественных наук. Здесь вы найдёте раздел с уроками — со сценариями занятий, вопросами, заданиями и, главное — раздел ссылок на полезные информационные ресурсы.

Старшеклассникам пригодятся сервисы для подготовки к ЕГЭ. А их родителям — советы психолога (правда, лучше их прочитать ещё тогда, когда ребёнок изучает прописи).

Источник: wildlifetrusts

Интернет-ресурсы впечатляют количеством и разнообразием информации, но не стоит забывать, что весь мир может быть классной комнатой, нужно только уметь это видеть и показывать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/world-without-school-useful-links

7 мифов о домашнем обучении, которые не должны смущать родителей

Домашнее обучение в мире

Домашнее образование становится всё более популярным — по крайней мере, говорят о нём всё больше. В России даже стали использовать подходящий англицизм «хоумскулинг».

Однако многие до сих пор не рассматривают такую возможность для своих детей, потому что взгляд затуманивают неприятные стереотипы о хоумскулерах. «Мел» вместе с онлайн-школой им. Н. И.

Лобачевского попытаются развенчать все мифы о домашнем обучении.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. «Хоумскулер заперт дома, где он чахнет и болеет»

Термин «домашнее обучение» таит ловушку в самом названии. Кажется, ученик заперт дома с мамой, прабабушкой со слуховым аппаратом и телевизором, и такими скромными силами осуществляется образование.

В реальности под «домашним обучением» понимается сразу куча разных течений: здесь все, кто учится заочно или очно-заочно (в школу, оказывается, по закону можно ходить так же, как и в вуз), здесь же дети на семейном обучении (от многодетных семей с религиозными родителями до ребят, которые вместе с мамой и папой проводят школьные годы где-то в районе Самуи), здесь же ученики альтернативных школ с самыми разнообразными философиями (как, например, школа им. Лобачевского).

То есть родители хоумскулеров выбирают не обучение в квартире на 4 этаже. Они выбирают всё что угодно, кроме общеобразовательной школы государственного образца

Мир домашнего школьника многообразен, как и мир вообще. И тот парень, который во времена вашего детства всё время болел отитами и потому не ходил в школу, сегодня не может служить единым примером «хоумскулера»

2. «Родители не несут ответственности за образование ребёнка, если отдают его в школу»

Если составлять психологический портрет родителя хоумскулера, то довольно уверенно можно говорить о его способности и желании влиять на происходящее. Это же неправда, что те взрослые, которые отвели ребёнка в школу, сняли с себя заботу о его образовании.

Наоборот — они несут ответственность за выбор учебного заведения, за выбор педагогов и это им приходится объясняться по вечерам, почему второкласснику задали бредовое задание: разложить грибочки кузнечикам по карманам и написать про это доклад.

«Мама, это же ты меня в эту школу отвела!» — всегда может парировать ребёнок, мать которого плохо высказывается о нравах авторов пособия.

3. «Если ребёнок не влился в стройный школьный коллектив — это катастрофа»

«Приучиться к коллективу» — довольно причудливая мысленная конструкция. Одно дело — осознавать, что люди разные, что с ними можно по-разному взаимодействовать, что у кого-то одни сильные стороны — у кого-то другие.

И совсем другой коленкор — научиться тихонько сидеть в группе 30 ребят, собранных на том основании, что всем тут стукнуло восемь. Психолог Ольга Писарик как-то собрала в своей статье исследования, которые доказывают, что с социализацией у «домашников» даже лучше, чем у обычных школяров.

Например, оказалось, что среднестатистический хоумскулер регулярно вовлечён не менее чем в восемь занятий вне дома, включая спортивные секции, художественные студии и прочие собрания скаутов-скрипачей. Выяснилось также, что поведенческих проблем у них меньше, чем у детей, которые социализируются в учреждении государственного образца.

Школа между тем и не ставит своей целью заботу о социально-эмоциональных навыках учащихся, если не считать таким навыком умение вставать, когда педагог входит в класс.

4. «Дистанционное обучение онлайн ничему хорошему не научит»

Если сказать человеку, что ты обучаешь ребёнка онлайн, он сразу начнёт представлять бедного школьника с кругами под глазами от постоянного сидения перед монитором и рахитом из-за того, что он не выходит из дома.

Такие заблуждения не редкость: всё потому, что никто не делает различий между дистанционным обучением и «хоумскулингом». На самом деле онлайн-знания — это очень и очень широкий спектр полезных для школьника вещей.

Конечно, если представить, насколько меньше ребёнок будет фрустрирован, если его никто не будет будить по утрам, грузить учебниками и отправлять зимой сквозь сугробы — всё станет на свои места, и хоумскулинг покажется настоящим спасением.

Дистанционное обучение даёт возможность правильно совмещать традиционные методы с индивидуальным подходом

Что это значит? Что все ужасы школьной жизни можно легко купировать онлайн-обучением, например, в школе им. Н. И. Лобачевского. Для каждого ребёнка там устанавливается индивидуальный темп обучения, в то время и в том объёме, когда ему удобно (это, кстати, очень подходит тем, кто профессионально занимается спортом). К тому же на протяжении всего обучения в школе им.

 Н. И. Лобачевского ребёнка сопровождают опытные преподаватели-предметники, кураторы и психолог. Все домашние задания ученик получает в личном виртуальном кабинете, где они тщательно проверяются, а все ошибки внимательно анализируются. А по прошествии всех классов, ученик школы им. Н. И. Лобачевского получает абсолютно нормальный аттестат государственного образца.

Но если вдруг вы всё равно выбрали очную форму и ваш ребёнок прилежно посещает обычную районную школу, онлайн-школа им. Н. И. Лобачевского и ему поможет лучше усвоить программу. А на -канале школы ребёнок найдёт массу полезных материалов: две трети подписчиков канала такие же школьники-очники, которые просто хотят больше знать.

5. «Родители домашника — сплошь безработные бездельники»

Мнение, что родители, которые не пустили детей в школу, — угрюмые люди, которые не нашли себя в жизни, не соответствует истине.

В Америке, где хоумскулинг уже какое-то время изучается пристальнее, чем у нас (это неспроста — ныне там 2,3 миллиона «домашников»), учёные выяснили массу любопытных вещей.

Например, что ещё в 2001 году не было никакой серьёзной разницы в доходах между семьями-приверженцами школ и семьями хоумскулеров, а 48% детей на домашнем обучении росли в семьях, где работают оба родителя (среди родителей школьников занятость равнялась 81%).

6. «Без школы невозможно адаптироваться к миру»

В теории все хотят, чтобы дети росли в уважительной среде, пронизанной терпимостью и дружелюбием к личностному своеобразию. На практике многим нравится идея, что их ребёнок будет вынужден располагаться по линеечке и перестать крутить головой направо и налево. «Вот пойдёшь в школу, тебя там научат уму разуму!» — удовлетворенно говорим мы человеку, который, читая, стоит на руках.

Что такое «социализация» и почему мы неправильно понимаем этот термин

Школьное устройство не повторяет всех причудливых изгибов мира. Школа, наоборот, представляет собой несколько устаревшее сооружение со странным набором правил. Непонятно, для чего именно дети должны адаптироваться именно к этой системе? Где ещё они встретят такие же диковатые обычаи, саечки в раздевалке и нервную учительницу?

7. «Личностное развитие — это череда кризисов, и это нормально»

Наука в лице психолога Кэрол Двек говорит нам о том, что есть два вида внутреннего представления об успехе: фиксированная установка и установка на развитие.

Обладатели первой установки стараются выглядеть умными и избегают интеллектуальных вызовов: «Отвечу неправильно, и все подумают, что я дурак!». Те, у кого сформировалась установка на развитие, испытывают желание учиться, пусть и совершая ошибки, двигаться вперёд (из книги Ч. Фейдл, М. Бялик, Б.

Триллинг «Четырёхмерное образование» стр. 186). А теперь угадайте, какой тип поведения формирует обычная школа, снижая оценку на балл за две помарки?

Домашнее обучение в большей степени нацеливает ребёнка на личное развитие, потому что школе все озабочены другими вещами, внешними показателями, например, результатами математических тестов и сочинениями «Как я провёл соседа».

Наверняка у каждого человека есть свои страхи, связанные с обучением детей. Но если хорошенько поразмыслить, какие-то покажутся несостоятельными, а какие-то — просто смешными.

iStockphoto (Image Source, Tuned_In, shironosov, YiorgosGR, SaraBerdon, CherriesJD, maaram)

Кто и зачем сегодня учится в онлайн-школах

12 неверных признаков того, что у вас плохая школа

Как научить ребёнка заботиться о себе

Источник: https://mel.fm/partnersky-material/1724896-home_myths

Домашнее обучение в России: важное о понятии home schooling

Домашнее обучение в мире

Бытует мнение, что система школьного образования отстает от современных реалий и ребенок в этой системе полностью лишен индивидуального подхода. Родители обеспокоены, ведь при таком положении вещей даже самые талантливые и способные ученики, заключенные в рамки шаблонов, теряют свои способности.

Home schooling — синоним свободного образования

Много всего сказано по этой проблеме, но решения пока не предвидится. Есть ли альтернатива школьному обучению? Да, есть, и это обучение на дому — home schooling.

Кириллу из Воронежа 12 лет, он находится на семейном обучении. Мама Ирина забрала ребенка из школы, так как школьная программа, по словам учителей, для него была непосильна. Оказалось, мальчик не мог сконцентрировать свое внимание в непривычной ему обстановке.

Сейчас Кирилл освоил намного больший объем знаний, чем его одноклассники. Ему с легкостью даются гуманитарные предметы и точные науки. Кирилл общается с одноклассниками вне школы, у него много друзей.

Впереди грандиозные планы относительно будущего поступления в университет на факультет информационных технологий.

Во времена СССР возможность надомного обучения практически исключалась.

В дореволюционной России дети дворян до 10-летнего возраста занимались дома, чередуя занятия с прогулками на природе и общением со сверстниками. В 11 лет ребенок шел в гимназию.

К этому времени преодолевались многие детские проблемы — гиперактивность, трудности со чтением, правописанием, и ребенок гармонично вливался в процесс обучения.

Основные принципы “хоумскулинга”

Home schooling — общее название всех форм обучения детей вне школы: экстернат, дистанционное, домашнее и семейное образование.

И если с домашним, дистанционным индивидуальным обучением и экстернатом всё более-менее понятно, то что же такое семейное образование?

Семейное образование подразумевает, что родители полностью отказываются от школы и занимаются образованием детей лично.

Ваш ребенок занят только тем, что ему интересно и не признает никаких систематических занятий? Тогда такой вариант индивидуального обучения, как unschooling, как раз для него. Unschooling предполагает обучение не по школьной программе, а на собственном опыте, руководствуясь интересами ребенка в данный момент. Объем знаний при этом не определяется какими-либо обозначенными рамками.

Home schooling, напротив, предполагает следование установленной программе и определённому набору знаний. Родители “хоумскулеров” объединяются в интернет-сообщества (http://freeedu.ru/modx/, http://www.familyeducation.ru/)  устраивают встречи в повседневной жизни, на которых обсуждают проблемы индивидуального обучения, разрабатывают совместные задания.

Преимущества домашнего обучения

На западе этот способ давно стал обыденным явлением, наряду со школьным обучением. Семьи “хоумскулеров” охотно делятся приобретенным опытом. По их наблюдениям, знания у таких детей более фундаментальные, они чаще поступают в вузы и и более успешны в карьере.

В России явление домашнего обучения относительно новое, но уже на этом этапе всё больше родителей отдают ему предпочтение.

И всё же, несмотря на чей-то положительный опыт, закрадываются некоторые сомнения в правильности такого подхода к обучению.

Если с начальным образованием, рисованием и физкультурой проблем возникнуть не должно, то как же алгебра, геометрия, физика, биология, химия? Семейное образование не исключает возможности нанять репетиторов или посещать определенные занятия в школе. Главный его плюс в том, что вы и ваш ребенок сами составляете учебный план и распределяете свое время.

Алине из Самары 8 лет. С раннего детства она проявляла способности к гимнастике.

Когда родители отдали ребенка в спортивную секцию по легкой атлетике оказалось, что совмещать занятия спортом с занятиями в обычной школе проблематично. Чтобы избежать повышенных нагрузок, Алину перевели на семейное обучение.

Это было оптимальным решением. Девочка занимается школьными предметами в свободное время, а основное время уделяет спорту и подает определенные надежды.

Законодательная база семейного образования в России

До недавнего времени семейное образование не имело никакой законодательной базы в РФ. В 2013 году вышел новый закон об образовании, в котором была упомянута такая форма обучения. Согласно закону, любая семья имеет право воспользоваться домашним обучением. Учебное заведение не уполномочено вторгаться в обучающий процесс, методику разрабатывают сами родители.

По прошествии учебного года школьное учреждение обязано аттестовать ребенка, который учился дома. Если аттестация по каким-либо причинам не проведена в определенные законом сроки, ребенок возвращается к школьному обучению.

По окончании девяти и одиннадцати классов все дети, находящиеся на альтернативном обучении, обязаны сдать ГИА и ЕГЭ. По итогам тестов они получают аттестат об общем или среднем образовании.

Что же требуется для перевода ребенка на домашнее обучение? 

Во-первых, родители обязаны поставить в известность об этом решении органы местного самоуправления.

Во-вторых, подать заявление на имя директора учебного заведения, в котором обучается ребенок, о переходе на другой вид обучения. Согласно закону, ребенок в любой момент может вернуться к школьным занятиям.

В-третьих, выбрать школу для прохождения ежегодной аттестации и заключить с ней договор об экстернате. На основании договора ежегодная аттестация экстернов проводится без оплаты.

Какое образование лучше?

Наверное, нет однозначного ответа на вопрос, какое образование лучше: традиционное школьное или семейное? Родители должны сами выбрать, что хорошо для их ребенка.

Несомненно, домашнее образование дает некую свободу, позволяет уделять большую часть времени интересующим предметам. Однако, следует понимать, что приняв решение о семейном образовании, родители берут на себя огромную ответственность. Ведь с минуты принятия такого решения только вы в ответе за будущее образование ребенка.

Источник: https://blog.smart-course.ru/domashnee-obuchenie-v-rossii-vazhnoe-o-ponyatii-home-schooling/

Родитель на замену: кому и зачем нужно домашнее образование

Домашнее обучение в мире

В России всегда учили детей в семьях. В наши дни практика семейного образования стала возрождаться вновь. Если вы задумались, проводим актуальный ликбез.

Где получить аттестат о среднем образовании?

Любой родитель может выбрать форму образования, альтернативную школе, если, скажем, не устраивает качество образования или есть другие причины.

Для перевода ребёнка на семейную форму обучения нужно написать директору школы заявление, договориться о периодичности сдачи промежуточных аттестации, один или два раза в год, и учить школьника дома самому или в онлайн-школах. В России альтернативную форму обучения выбрали 250 тыс. детей.

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет, но не все папы и мамы знают о таком варианте.

Ещё можно остаться в школе, но ходить не на все уроки, а перейти на очно-заочную форму, то есть part-time, и часть предметов «грызть» дома, а часть — в стенах школы.

Существует и такая радикальная форма образования как «анскулинг», когда дети учатся, как и когда хотят, концентрируются на предметах по своему интересу.

Школьная программа в расчёт не берется, родители действуют по одному им известному плану, а ребёнок растет и развивается, как цветок.

Семейники, как и ученики виртуальных школ, на выходе получают школьный аттестат о законченном среднем образовании. После того как, разумеется, сдадут ОГЭ или ЕГЭ в школах вместе со своими сверстниками.

Согласно Федеральному закону об образовании домашнее обучение в России разрешено уже почти 25 лет

Кто может учить ребёнка вне стен школы?

Семейное образование может включать помощь репетиторов и онлайн-уроки, или родители могут обходиться без этой поддержки. В последнем случае процесс обучения строится, исходя из намерений и целей родителей.

Папы и мамы могут черпать знания о домашнем обучении из сообщества единомышленников или из курсов.

Например, академическая поддержка семейного образования «Классические беседы» обучает родителей тому, как учить детей дома.

В онлайн-школе дети могут полностью получать знания сами.

Конечно, такое образование не ограничивается двумя участниками процесса – учеником и компьютером, есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, проверяют домашние задания.

Есть персональные наставники, например, как в Домашней школе InternetUrok.ru. Они помогают дистанционно, даже могут разработать план действий, расставить приоритеты, следят за успеваемостью.

Как и где проходит аттестация?

Промежуточные тесты, контрольные работы и итоговые экзамены в случае семейной формы и очно-заочной сдают в школе. Если ребёнок заключает договор с онлайн-школой, все аттестация в течение учебного года сдаются удалённо, только ОГЭ и ЕГЭ пишут вместе со всеми учениками в традиционной школе.

Поскольку большинство родителей слабо осведомлены об альтернативных системах обучения и аттестации, в Центре Поддержки Семейного Образования родителям-семейникам помогают найти общий язык со школой, оформить документы, подготовить детей к аттестации.

На информационных встречах центр знакомит с пособиями и учебниками для хоумскулеров.

В отличие от школы, дети-семейники меньше подвержены буллингу со стороны сверстников.

А как же социализация?

Это миф, что дети-семейники не социализируются. Они ходят в секции и кружки, где находятся в сообществе единомышленников. В отличие от школы, они меньше подвержены буллингу со стороны сверстников и не чувствуют дискомфорта на тех предметах, к которым не проявляют интереса и способностей.

Приверженцы обучения детей в семьях или онлайн посещают музыкальные, художественные и спортивные кружки, участвуют в различных мероприятиях. После домашнего обучения дети успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы.

По словам руководителя проекта «Классические беседы» Ирины Шамолиной, семейное образование само по себе – тенденция, так как о нем пока мало знают.

По её словам, родители забирают детей из школы не потому, что хотят дать образование лучше, чем в школе, а потому, что у родителей есть потребность в воспитании ребенка. Ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения в семье и транслировать эту модель на коллектив.

Онлайн-школы созданы для тех, кто решил перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Кому подходит домашнее обучение?

На Международной конференции семейного образования, которая впервые прошла в России, были определены категории детей, которым семейное образование помогает получать знания. Это дети-инвалиды; дети, часто пропускающие занятия; юные спортсмены, при их загрузке на учебу им на школу просто не хватает времени; дети, чьи родители работают вдали от Родины, а еще дети-вундеркинды.

Ведь форма обучения, не ограниченная рамками школы, помогает одаренным детям получить знания в нужном именно им объёме и качестве. А еще благодаря интернету семейное образование дает возможность детям из провинции получить качественное образование. Так, образовательный проект InternetUrok.

Ru предлагает семьям, нацеленным на самостоятельное обучение, учиться по онлайн-занятиям, а это – 4700 видеоуроков по всем предметам школьной программы. Некоторые семьи так занимаются в дополнение к школьным урокам, некоторые перешли полностью на онлайн-образование в “Домашнюю школу”. Как сказал исполнительный директор проекта InternetUrok.

Ru Павел Арсеньев, “Домашняя школа” создана для тех, кто решил полностью перейти на удалённое обучение, и оно соответствует программе Минобра.

Подойдет ли домашнее обучение работающим родителям?

Хоумскулеры добровольно и полностью берут на себя воспитание и образование ребенка. Семейное образование во всём мире – не эксперимент, а проверенная альтернативная форма обучения. Есть пособия, разработанные для хоумскулеров, они равноценны школьным учебникам. InternetUrok.

Ru, например, разработал для родителей короткие обзорные курсы видеоуроков по основным школьным предметам: математике, физике, литературе, обществознанию.

Мини-уроки помогают родителям не просто быть рядом, но и общаться с ребенком на одном языке на важные и интересные для него в данный момент темы.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы.

Как организовать детей?

Среди людей, выбравших семейное обучение, важную роль играет способность консолидироваться, находить единомышленников и действовать сообща. У каждого из родителей могут быть свои сильные или слабые стороны в работе с развитием познавательных возможностей своего ребёнка.

Прекрасной возможностью становится общение родителей между собой, обогащение друг друга, поддержка и помощь.

Тот из родителей, который не чувствует уверенности в преподавании какого-либо предмета, общаясь с теми, кому этот предмет интересен и приносит радость, может развить в себе нужные навыки и приобрести знания, чтобы потом продолжить работу со своими детьми.

Директор Национального института исследования семейного образования профессор Брайан Рэй, автор учебников, занимающийся обучением 8 своих детей, сказал: «Если вы честно и искренне общаетесь со своим ребенком, и ваши дела никогда не расходятся со словами, вы никогда не потеряете авторитет для своих детей».

Как спланировать учебный процесс?

Для помощи в организации времени и грамотном планировании дня проект “Классические беседы” предлагает помощь: сопровождение инструкторов, подбор пособий, рекомендации в выборе литературы, тренинги и показательные мастер-классы. Но учат ребёнка именно родители, и основная ответственность лежит на них.

Школьник накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Работа с ребёнком должна выстраиваться в соответствии с темпом развития конкретного школьника, с опорой именно на его интересы. Школа такой возможности не допускает. Так же и учителя, будучи профессионалами в своей области, как правило, ею и ограничены.

Им затруднительно выстроить новую модель обучения или общения, составить нестандартное занятие, адаптировать свою работу под особенности детей.

Для родителей есть очевидное преимущество в таком близком контакте с учебным процессом сына или дочери — стать личным примером и авторитетом для своего ребёнка.

Как родителям избежать выгорания?

Будучи помещен в доверительную домашнюю среду, ребенок априори защищён от негативных сторон школьной жизни: дискриминации по расовому признаку, возрасту или уровню социального благополучия.

Обучаясь дома, дети тесно связаны со своими родителями, лучше понимают их заботы, чаще сопровождают их в делах и поездках, а, значит, больше участвуют в разных сторонах жизни семьи, шире и многогранней воспринимают мир.

Школьник же зачастую накапливает агрессию и быстрее устает, так как проводит большую часть времени в замкнутых стенах с учителями, не заинтересованными в личностном росте ребенка.

Семейное обучение требует от ребёнка выполнения работы на совесть. Здесь нельзя «сделать на тройку» и довольствоваться этим. Во главу угла ставится процесс, а не оценка результатов.

Дети получают бесценный опыт самостоятельного поиска знаний и непрерывного интеллектуального и эмоционального развития. Самое главное, что семейное образование основано на доверии родителей и детей, на заинтересованности родителей.

Если вы не уверены, что справитесь и что готовы посвящать много времени и душевных сил процессу, этот проект лучше не начинать.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie/roditel-na-zamenu-komu-i-zachem-nuzhno-domashnee-obrazovanie

Семейное обучение в разных странах мира

Домашнее обучение в мире


До 1980-х годов учиться вне школы в Соединённых Штатах можно было только по религиозным мотивам. Сейчас власти Америки толерантны к семейному обучению в независимости от того, верующая семья или нет. 

Почти каждый десятый школьник в США — хоумскулер

В разных штатах существуют разные требования к родителям, которые хотят обучать своих детей дома.

Где-то от хоумскулеров требуют предоставлять учебные планы и сдавать стандартизированные тесты, где-то достаточно сообщить о намерении учиться дома, где-то вообще не нужно связываться с образовательными органами.

В некоторых штатах семьям хоумскулеров выделяют денежные пособия на дополнительные занятия и учебники. 

В США сильно развит концепт «комьюнити»: семьи хоумскулеров дружат, общаются, организовывают регулярные выезды и встречи, обмениваются опытом, делятся академическими успехами детей и проводят образовательные мероприятия. 

На дому учились многие американские президенты: Джордж Вашингтон, Теодор Рузвельт, Авраам Линкольн. 

В великобритании

На рубеже XIX–XX веков вклад в развитие хоумскулинга внесла педагог Шарлотта Мейсон. Её труды были опубликованы под названием The Original Home Schooling Series. Сегодня сторонники домашнего обучения по всему миру пользуются методикой Шарлотты Мейсон. Она базируется на принципах уважения к личности ребёнка и вере в его природные способности. 

В 1924 году Александр Нилл основал в Великобритании частную школу под названием «Саммерхилл». Главной идеей стало то, что школа должна подстраиваться под ребёнка, а не наоборот. В Саммерхилле ученики сами выбирали, чему учиться. Им не ставили оценки и не отчитывали за прогулы. Как и идеи Мейсон, школа сильно способствовала распространению идеи свободного альтернативного образования. 

В 1970-х годах правительство Великобритании признало за семьями право обучать детей дома. Сейчас ситуация напоминает российскую. Органы власти не вмешиваются в жизнь хоумскулеров. По закону все дети в возрасте от 5 до 16 лет должны получать полноценное образование в соответствии с их возрастом, способностями и потребностями. А каким образом реализовывать это право, решать семье. 

Родители сами выбирают образовательные маршруты, определяются с системой и педагогами. Некоторые британцы предпочитают самостоятельно следовать национальной учебной программе, другие склоняются к анскулингу. 

В канаде

Чтобы перейти на семейное обучение в Канаде, родители пишут заявление о своих намерениях в местное отделение министерства образования. 

В каждой провинции есть свои нюансы, но на государственном уровне отношение к хоумскулерам весьма лояльное. Возможен и хоумскулинг, и радикальный анскулинг, и прочие свободные формы образования с минимальным контактом со школой.

Оценка и контроль знаний происходят по-разному. Семьи имеют право как регулярно проходить аттестации, так и не отчитываться вообще. 

В канаде разработан документ Prescribed Learning Outcomes — аналог российского образовательного стандарта. В нём объясняется, какими навыками и знаниями школьник должен владеть в своём возрасте. Многие родители ориентируются на этот документ, чтобы сохранять системность обучения. 

Во Франции

Во Франции около 2–3 тыс. хоумскулеров и 10–20 тыс. учеников дистанционных школ (по данным сайта HSLDA). 

Хоумскулинг полностью легален, но семьи подвергаются ежегодным проверкам со стороны местных школьных инспекторов. Если результат не удовлетворит сотрудников два раза подряд, родителей могут обязать отправить детей в традиционную школу. 

Французские семьи учат детей так, как считают нужным. Главное, чтобы ребёнок в итоге владел базовым набором знаний и не отставал от сверстников.

Предполагается, что хоумскулеры должны уметь читать, считать и писать, знакомиться с французской литературой, изучать как минимум один иностранный язык, разбираться во французской и европейской истории и географии, заниматься физкультурой, осваивать естественные науки, уметь пользоваться компьютером. 

Инспекторы смотрят на общий уровень развития и эрудированности хоумскулера: как он мыслит, каков его кругозор, насколько он креативен, умеет ли подкреплять мысли аргументами и делать выводы из наблюдений. 

В испании

Испанская конституция провозглашает свободу образования, но никак не регламентирует хоумскулинг. 

Дети от 6 до 16 лет в Испании обязаны получить образование. Если родители не хотят, чтобы ребёнок ходил в традиционную школу, можно учиться дистанционно в любом учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. В этом случае дети получат начальное и среднее образование на дому. 

Этой возможностью часто пользуются родители, чьи дети профессионально занимаются спортом и не могут регулярно посещать школу из-за тренировок и соревнований. 

В испании существует организация Libre Educación, цель которой заключается в предоставлении информации и помощи хоумскулерам. 

В чехии

В чехии разрешено учиться на дому. Закон об образовании 2005 года гласит, что хоумскулинг является одним из возможных вариантов обучения детей и подростков. 

По данным сайта HSLDA, примерно 2100 чехов от 6 до 15 лет получают домашнее образование. 

Чтобы стать хоумскулером, нужно прикрепиться к школе. Многие родители выбирают дистанционное учебное заведение, подходящее под государственные требования. 

Органы управления образованием устраивают регулярные тесты и проверки, позволяющие оценить уровень подготовки ребёнка, обучающегося на дому. Умения и знания должны соответствовать возрасту. 

В финляндии

Хоумскулинг легален и защищён конституцией. Детям необязательно посещать школу, но необходимо получить базовые знания. 

Несмотря на легальность, обучение на дому не слишком популярно — так учится лишь небольшой процент детей. 

Родители могут самостоятельно выбирать образовательный маршрут и составлять учебный план при условии, что в нём фигурируют основные принципы и элементы общенациональной программы. 

Хоумскулерам не полагается доступ к школьным учебникам, диспансеризациям, бесплатным обедам и другим привилегиям контингента школы. 

В россии 

Семейное обучение появилось в России раньше, чем традиционные отечественные школы. Вспомните классическую литературу XVIII-XIX веков, где обеспеченные дворянские семьи нанимали детям гувернанток. Это было престижней, чем зачислять ребёнка в гимназию. 

Сегодня семейное образование официально признано и регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который предоставляет право на выбор формы обучения — дома или в учебном заведении. 

Чтобы перейти на семейное обучение, необходимо уведомить департамент образования. Родители не спрашивают разрешения, а ставят органы власти в известность. 

Хоумскулер на период промежуточных и итоговых аттестаций прикрепляется к школе. 

Семьи могут выбирать формат обучения: кто-то предпочитает учить ребёнка самостоятельно, кто-то привлекает репетиторов.

Многие склоняются к дистанционным школам, чтобы не переживать за организацию учебного процесса. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно изучать то, что интересно ребёнку.

Для учёбы понадобится лишь компьютер или планшет, а преподавать будут специалисты из ведущих вузов России. 

Где запрещено 

В некоторых государствах, считающихся передовыми и продвинутыми, на хоумскулинг наложено табу. 

В Германии среднее образование можно получать исключительно в школе. Исключения — только для ребят с серьёзными заболеваниями. Родителям, нарушающим предписания, грозит штраф, а в некоторых случаях даже тюрьма. 

Запрет на семейное образование введён в Швеции. В местном законе содержится требование, по которому обучение на дому может осуществляться лишь в «исключительных обстоятельствах».  

Где лучше

В каждой стране есть свои нюансы. Легче учиться там, где хоумскулерам предоставляют наибольшую свободу. Вы получите возможность самостоятельно выбрать пособия, расписание, педагогов, предметы. 

Россия входит в число стран с толерантным к хоумскулингу законодательством. Закон об образовании позволяет учиться на дому с минимальным вмешательством со стороны государства. 

Можно выбрать дистанционное учебное заведение и заниматься из любой точки мира. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся по индивидуальным программам, просматривают уроки в удобное время и успешно сдают аттестации.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/homeschooling-in-the-world

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.