Домашнее обучение: за и против

Homeschooling или домашнее обучение: за или против

Домашнее обучение: за и против

“Homeschooling is not a race to the finish line; it’s a journey of a million small discoveries that lead you along the path God has marked out for you” 

Jeannie Fulbright 

Homeschooling  — процесс обучения, который проходит вне формальных рамок государственной или частной школы, то есть дома, самостоятельно, с помощью репетиторов, родителей или онлайн. Данный вид обучения происходит в формате индивидуально выстроенной плана работы с конкретным учащимся на основе индивидуально-личностного подхода. 

В данной статье рассмотрим плюсы и минусы домашнего обучения. 

Мой опыт

Я сама имею опыт работы с «домашним обучением» в трёх семьях.

Первая семья – творческие люди, где девочка занимается в музыкальной школе, мальчик – шахматами, дети не могут воспринимать информацию качественно в группах сверстников, лучше усваивают материал индивидуально, поэтому оптимальный вариант обучения для таких занятых детей – домашнее обучение. С Мартой и Эрихом мы занимаемся английским языком два раза в неделю. Дети развиты не по годам и имеют большое количество интересов. Именно поэтому разработка каждого урока строится на их интересах. Так уроки получаются живыми, динамичными. Детям нравится, а я получаю истинное удовольствие от процесса, ведь я не привязана к четкой школьной программе, где мне надо проходить тему за ограниченное количество часов. Здесь я сама составляю план работы в соответствии с детьми. 

Вторая семья – известная балерина, трое детей, семья проживает во Франции, дети ходят в школу там же, но приезжают на короткое время в Россию.

Родители считают, что дети должны получить российское образование, поэтому они находятся на «домашнем» обучении в школе в России, то есть не ходят в школу на уроки, занимаются дома и приезжают в Россию на сдачу экзаменов).

Я работаю в школе, к которой дети прикреплены, поэтому раз в четверть они приходят для сдачи экзамена по иностранному языку. Я в составе комиссии из ещё одного учителя иностранного языка и завучем по учебной части принимаем экзамен по подготовленным заранее мной билетам. 

Ещё один опыт «семейного обучения» внезапно появился во время учебного года в школе. Ученик 9-го класса не смог больше посещать школу по состоянию здоровья. Я ходила к нему на дом раз в неделю и проводила занятия.

К всеобщему удивлению, мальчик при посещении школы учился только на неудовлетворительные оценки, совсем не проявлял интереса к процессу обучения, прогуливал, но при формате домашнего обучения стал интересоваться предметами и в конце учебного года успешно сдал экзамены. 

Как видно выше, причины выбора домашнего обучения у всех разные. Домашнее обучение подходит всем, если на то есть веские причины. 

Личностный подход 

Сейчас в школе говорят об индивидуальном подходе к каждому ученику, но использовать данный подход сложно если в классе 30 человек и больше, а время отведенное на урок – 45 минут.

Преимущество домашнего обучения неоспоримы,родители вместе с выбранными педагогами решают, что и как преподавать своему ребенку, сколько времени стоит уделить, какой уровень сложности подобрать по разным предметам.

Это и есть индивидуальный и личностный подход. 

Стоит помнить, что если ребёнку нужен аттестат об образовании, то каждую школьную четверть придётся посетить школьное учебное учреждение к которому прикрепляются ученики  для сдачи экзамена по пройденному материалу.

Таким образом базовый материал должен усвоить каждый учащийся, даже на домашнем обучении.

Дальнейший же выбор объёма информации и важных для ребенка предметов делают родители – может в возрасте 8 лет ребёнок проявит интерес к химии, тогда родителям стоит обратить внимание и развить таланты ребёнка в этой области. 

Такой формат домашнего обучение как онлайн уроки также позволяют применять личностный подход и давать качественное образование, ведь учитель строит свой урок в соответствии с интересами учащегося. Учащийся становится более самостоятельным, ведь надо научиться пользоваться энциклопедиями, словарями и научной литературой, чтобы найти ответы на интересующие вопросы. 

Домашнее образование дает возможность раньше заметить талант и увлечения ребенка, направить обучение на развитие заложенных в ребёнке качеств, что поможет ему правильно реализоваться в будущей жизни. 

Окружение 

Многие приверженцы традиционного формата обучения говорят о том, что homeschooling лишает ребёнка процесса социализации, но это совсем не так.

Как правило, ребёнок на домашнем обучении посещает множесто кружков и секций и общается не только со сверстниками, но и может выбрать общаться ли со сверстниками или найти общение среди детей помладше или постарше – тут все основывается на интересах ребёнка и этапе его развития.

В отличии от школы, здесь нет «готовых» друзей, наоборот, ребёнок учится выбирать себе друзей по своим интересам и чертам характера. Домашнее обучение учит социализации, ребёнок, умеющий найти себе друзей в 8-10 лет, не останется без них и в 20-30 лет. 

Каким должен быть учитель 

Есть такое понятие как «живые книги» – те, что захватывают умы взрослых и детей, не отпускают и ведут за собой. Таких же ищут внимательные родители и учителей для своих детей.

Ребёнку важно чтобы у учителя был интерес к своему предмету, тогда он сможет привить этот же интерес и учащемуся.

Учитель должен видеть степень заинтересованности ученика в своем предмете, понимать уровень утомляемости ребёнка, знать его интересы и строить уроки в соответствии с интересами учащегося, находить общий язык с “подопечным”.

У родителей всегда есть обратная связь от ребёнка и от учителя, ведь уроки проходят практически у них на глазах. Весь процесс находится под контролем.

Развитие учащегося в личностном плане 

Формат домашнего обучение – онлайн уроки, также позволяют применять личностный подход и давать качественное образование, ведь учитель строит свой урок в соответствии с интересами учащегося. Учащийся становится более самостоятельным, ведь надо научиться пользоваться энциклопедиями, словарями и научной литературой, чтобы найти ответы на интересующие вопросы. 

Домашнее образование дает возможность раньше заметить талант и увлечения ребенка, направить обучение на развитие заложенных в ребёнке качеств, что поможет ему правильно реализоваться в будущей жизни. 

За и против домашнего обучения:

ЗА:

  1. Больше свободного времени для всестороннего развития ребёнка: возможность посещать музеи, экскурсии, кружки и не быть привязанным ко времени. 
  2. Возможность учитывать интересы ребенка и выстраивать индивидуально-личностный подход.
  3. Развитие навыков самостоятельности и отсветственности. 
  4. Контроль родителями процесса обучения. 
  5. Меньшее давление со стороны общества, которое влияет на самооценку, если ваш ребенок отличается от других.

ПРОТИВ:

  1. Намного меньше времени у родителей, так как процесс администрирования обучения лежит на их плечах. 
  2. Более дорогостоящий формат – оплата индивидуального учителя или уроков онлайн. 
  3. Большое количество школ не разрешает участвовать учащимся на домашнем обучении в общественных и спортивных мероприятиях. 
  4. Недостаточная социализация. 

Стоит взвесить все за и против, чтобы понять подходит ли такой формат обучения для студента, будет ли такой формат обучения иметь больше преимуществ в сравнении с обучением в обычной школе или нет. Всегда надо основываться только на личных качествах конкретного учащегося. 

Беднова Ольга

Источник: https://skyteach.ru/2019/07/31/homeschooling-ili-domashnee-obuchenie-za-ili-protiv/

Семейное образование: за и против

Домашнее обучение: за и против

Семейное образование или хоумскулинг — явление в России не слишком распространённое, однако тех, кто решается на подобный шаг, становится с каждым годом всё больше. Об этой форме обучения — дискуссия родителя и педагога, записанная нашим блогером, педагогом Арсением Поповым.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Правила:

Дискуссия ведется вслепую, чтобы избежать соблазна перехода на личности.

На этапе «Позиция» оппоненты кратко высказывают свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.

На этапе «Баттл» оппоненты обмениваются вопросами, не более чем тремя.

На этапе «Рефлексия» оппоненты узнают имя противника и высказывают отношение к проведённому баттлу.

1. Иоланта Лангауэр, мама двоих детей, сторонница семейного образования

Спикер Всероссийского фестиваля осознанного родительства — 2016. Предприниматель, тренер и международный судья конкурсов по моделированию бровей и ручным техникам перманентного макияжа. Основательница нескольких брендов.

2. Дмитрий Филатов, учитель, противник семейного образования

Учитель географии и ОБЖ Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского. Обладатель высшей квалификационной категории. Учитель года Амурской области-2012. Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2012».

И. Лангауэр:

Мы пришли к семейному обучению, поняв, что большинство учителей в школе действуют достаточно стандартно. Когда мы переехали в Тамбов, наш сын пошёл во второй класс, и всё образование превратилось в какую-то обязаловку. Было много слёз, потому что он не успевал делать домашнее задание.

Вообще, я сторонник того, чтобы в школе дети получали в основном компетенции. Вовсе не важно, какую программу они проходят. Я поняла, что нам в школе эти компетенции никто не даёт, поэтому мы стали искать альтернативу.

В семейном образовании дети могут обучаться альтернативными методами — теми, какими только пожелают они и их родители. Мы перешли на семейное обучение. Это дало сыну возможность посещать многочисленные кружки и получать дополнительное образование.

Сейчас наш ребёнок три раза в неделю ходит на английский, два раза в неделю на китайский, пять раз в неделю посещает художественную школу, три раза в неделю — начальная военная подготовка. Ещё он посещает бассейн, недавно пошёл на футбол. При этом у него есть свободное время.

Я считаю, что семейное образование дало возможность расширить кругозор ребёнка и отфильтровать его окружение, ведь кружки не посещают дети, которые ничем не интересуются. Таким образом, по моему мнению, мы качественно улучшили круг его общения.

Часто слышу такой аргумент: дети, которые учатся вне школы, социально не адаптированы. Могу сказать, что это не так. Они зачастую получают больше общения, чем те дети, которые учатся в школе.

Д. Филатов:

Начнём с самого очевидного — социализации. Школьный коллектив разнороден, у каждого члена коллектива есть свои минусы и плюсы, достоинства и недостатки и, наконец, особенности.

Ребёнок, попадая в эту среду, пытаясь в ней ужиться, учится быть терпимее к другим, принимать другое «Я», становится более «коллективным». Снижается эгоистичная составляющая характера.

Всего этого не добиться при домашнем обучении.

Мне возразят, ведь ребёнок встречается со сверстниками во дворе или на каких-то мероприятиях вне школы… Но эти встречи происходят по принципу: «Встречаюсь с тем, кто мне нравится». В школе так не получится, классы и коллективы не выбирают, это в какой-то мере «борьба за существование», в ходе этой «борьбы» и формируется характер человека.

Второе, о чём хочу сказать, — образование. Невозможно в домашних условиях дать полноценное образование по всем предметам школьной программы. Даже нанимая сторонних педагогов, не говоря уж о попытках обучить ребёнка самостоятельно.

Ведь для того, чтобы дать полноценное образование своему чаду, необходимо знать всю нормативную базу современной школы, требования к знаниям и умениям обучающегося, обладать знаниями выпускника педагогического вуза, и прочее, и прочее, и прочее…

Индивидуальное обучение на дому необходимо только в крайних случаях, при невозможности обучаться в обычной школе с учётом инклюзии. Всё остальное — это обыкновенная неосведомлённость о внутришкольной работе и возникающие отсюда мнения о «плохом» влиянии школы.

Баттл

Д. Филатов:

Какие компетенции, получаемые при домашнем обучении, вы имеете в виду? Чем эти компетенции отличаются от тех, которые дети получают в школе?

И. Лангауэр:

В школе учат действовать по стандарту, а не по ситуации. Там всё очень размеренно — пришёл, отсидел уроки, сделал домашнее задание, молодец. Я считаю, что такой путь растит только хороших исполнителей, и учу другому: чтобы мог самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, нести ответственность за поступки, распределять финансы, поскольку мы его мотивируем и таким образом.

И. Лангауэр:

А сам оппонент ради социализации тоже общается с местными бомжами или какими-нибудь неудачниками?

Д. Филатов:

В моём кругу общения есть как всемирно известные люди (спортсмены, политики, учёные и многие другие), так и люди с низким уровнем образованности и социального положения (и «бомжи», и бывшие заключенные, и т. д. и т. п.), включая людей с особенностями развития и отставанием в умственном развитии. Каждый по-своему интересен и общение с ними даёт определённый жизненный опыт.

Д. Филатов:

Вы рассказали в основном о дополнительном образовании. Приблизительно на эти занятия ребёнок тратит около 20 часов в неделю. Сколько времени отводится на общеобразовательные предметы, кто ведет эти занятия, сколько вы тратите на это?

И. Лангауэр:

На общеобразовательные — 5-6 часов в неделю. Эти занятия изначально вела я. Сейчас он уже сам справляется, я только помогаю, контролирую. Некоторые предметы, в основном языки, изучаем с опытными педагогами. Также прибегаем к помощи онлайн-школы. Затраты не выше, чем мы тратили, когда сын учился в школе. Английский язык — 4 тысячи рублей в месяц, за онлайн-школу — 1 тысяча рублей в год.

И. Лангауэр:

Действительно ли вы считаете, что для изучения школьной программы, необходимо одиннадцать лет?

Д. Филатов:

Для изучения по-настоящему одиннадцати лет даже мало, не зря некоторые государства переходят на двенадцати-тринадцатилетнее обучение. Конечно, для поверхностного изучения школьной программы может хватить и года, но это кажущаяся лёгкость и простота.

По опыту работы в вузе могу утверждать, что качество полученных даже за одиннадцать лет знаний оставляет желать лучшего. Вузам приходится тратить практически год на приведение этих знаний к приемлемому уровню.

Д. Филатов:

Не думаете ли вы, что идя на поводу слабостей ребёнка и ограничивая круг общения детьми «определенного сорта», вы приучаете его к уходу от проблем, а не решению их?

И. Лангауэр:

Мы не идём на поводу слабостей ребёнка, не ограничиваем круг его общения, ребёнок ходит не только в кружки, но и на улицу, общается даже с некоторыми ребятами из его класса. Мы перешли на домашнее обучения по многим причинам. Это некомпетентность учителей, их неспособность найти подход к ребёнку, заинтересовать своим предметом.

Мы много путешествуем и опираться на каникулы нам было неудобно. Мой ребёнок лучше воспринимает информацию не в то время суток, когда идут школьные занятия. Я считаю дополнительное образование для младшеклассника очень важным, а пока сын учился в школе, времени на него практически не было.

С нас всё время «трясли» деньги в школе — на охрану, форму, учебники и многое другое. Наш педагог был не только некомпетентным, но и плохо воспитанным, даже у меня общение с ней не сложилось. Я просила её помочь ребёнку адаптироваться, а она только интересовалась, кем я работаю и сколько зарабатываю.

И. Лангауэр:

Готовы ли спорить с тем, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее, чем занятия в группе? Под индивидуальными я подразумеваю не только работу педагога с одним учеником, но имею ввиду особенности ребёнка.

Например, какие предметы ему легче или сложнее даются, в какое время суток он наиболее активен, когда его восприятие лучше, какое полушарие головного мозга доминирует, ведь напрямую связано со способностью усваивать информацию.

Д. Филатов:

Готов спорить. Кроме индивидуальных занятий, существуют методики работы в парах, малых и больших группах и так далее и тому подобное. Что касается индивидуального подхода в зависимости от физических и психосоматических особенностей ребёнка, то этот вопрос довольно спорный. Режим дня закладывается в детстве, при регулярном его соблюдении снимается вопрос о «совах» и «жаворонках».

Для изучения «сложных» или «простых» предметов существуют в образовательном пространстве задания различного уровня сложности. А подгонка занятий под настроение и желание ребёнка приведёт, в лучшем случае, к невыработке трудовой дисциплины, что в дальнейшем, во время учебы в институте и профессиональной деятельности, будет мешать.

Домашнее обучение: за и против – Психологос

Домашнее обучение: за и против

Уважаемые коллеги! Друзья и родители!Вопрос о домашнем обучении – важный и неоднозначный. У него множество ярых сторонников и столько же ярых противников.

На этой странице мы предлагаем вам возможность высказать свое мнение и ознакомиться с мнением другой стороны. Свое мнение пишите в х.

Как и везде на Психологосе, модерация будет, поэтому лучше сразу пишите не категорично, а конструктивно и с уважением к другому мнению. Сделаем обсуждение разумным!

А началу обсуждения пусть положит яркая статья Ксении Подоровой “Домашнее обучение”. Отрывки оттуда:

Ксения Подорова

В мое время всех первоклассников еще «автоматически» зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их «октябрятской совести» и т.д.

К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы.

А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он «выходит из октябрят». В школе началась паника.

Дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу “что у меня сегодня было интересного”). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: “Я сегодня такую интересную книгу начал читать – на математике”.

Или: “Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии – на истории”. Или: “А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет – мы с ним на географии пару партий успели сыграть”. Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами.

Общаться? Но это можно и вне школы делать.

У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом…

Если ребенку хочется общаться, он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет, значит, и не надо.

Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность “уйти в себя”.

Общение дома обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре…

Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться “умеет” лучше, качественнее, полноценнее. И ребенку приходится “подтягиваться” до уровня нормального взрослого общения.

Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации…

Когда я говорю, что никто с моими детьми не “сидит”, делая вместе с ними “уроки”, мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Однако я уверена, что у любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи, ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как “книги”).

Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. В школе знания, если и усваиваются, то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения.

В процессе домашнего обучения мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь “каникулы” (т.е.

делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены.

И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной скамье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое… Как сказала одна учительница про моего ребенка – “патологическое чувство свободы”.

Елена Чуевская

1. Как я Вас понимаю!

Несколько лет назад подписалась бы под каждым словом статьи.

Домашнее обучение? Да! Спасем деток от школы! Домашние роды? Да! Спасем мамочек от казенного роддома, злых санитарок и врачей, которые могут ошибиться! Отказ от прививок? Да! Защитим наших малышей от проникновения ядовитых вакцин!
Сейчас я бы уже не стала бы с такой радостью и уверенностью “ломать стереотипы” и “противостоять системе”. Сижу, задумавшись.

2. О чем думаю?

Думаю о том, что подходит домашнее обучение далеко не всем родителям и детям. Родители должны быть очень мудрыми и ответственными. Уметь организовать и себя, и детей. А много ли среди нас таких? Предположим, мои знакомые решили перейти на домашнее обучение. Они рассказывают мне, на какой срок они приняли такое решение и почему.

Знаю, что у них есть план обучения и контроля за результатами. Их дети (среднего школьного возраста) радуются, что смогут успевать и на бассейн, и на шахматы, и на уроки программирования. Мама не работает и наслаждается возможностью дарить своим детям знания и открывать мир. За эту семью я спокойна. Может быть и другой случай.

Допустим, я услышу, что ребенка хотят “спасти от перемалывающей Личность школьной системы”, вспоминают, “какой стресс мы испытывали от насмешек одноклассников и какую скуку на экскурсии с классом”, недоумевают, “для чего мы учили про инфузорию-туфельку?! Она ни разу в жизни не пригодилась! Умение решать уравнения в магазине тоже не нужны – мы используем четыре арифметических действия!” При этом, дети ликуют: “Ура! Не нужно ходить в школу!”

Друзья, я буду всерьез огорчена. На мой взгляд, это не те доводы, которыми оперируют разумные люди. А между тем, подобных аргументов множество на форумах сторонников домашнего обучения.

3. Подойдем к вопросу обдуманно.

Вопрос о последствиях домашнего обучения я не исследовала, поэтому только высказываю свое сомнение. Прошу родителей-энтузиастов взвесить все еще раз, поговорить с теми, кто прошел домашнее обучение. А также с теми, кто пробовал и отказался от такой формы получения знаний.

Важно! Школьная система дает не только знания! Хорошо продумайте, как будет социализироваться ребенок на домашнем обучении.

Лично я, переведя ребенка учиться дома, время от времени обращалась бы с ним к хорошему психологу, чтобы оценить степень психической зрелости и социализации.

4. Взгляд с четвертой позиции восприятия (“Системный взгляд”).

Небольшое, но важное по смыслу отступление: я “за” прививки. Доводы тех, кто против, насколько я их понимаю: вакцинация может наносить вред; обязательная вакцинация нарушает права человека. С точки зрения ребенка и родителя вакцинация может быть не нужна. Ситуация вокруг более-менее благоприятная.

“Ну где вы видели ту оспу и полиомиелит??! Мама отказывается от прививки для своих троих детей – и они растут здоровыми! Очень хорошо! Прививка была не нужна!” Системный взгляд на этот вопрос иной. Когда таких грамотных мамочек, которые пишут отказы, становится много, эпидемиологическая ситуация меняется. Уже “побежденные” оспа и дифтерия могут вернуться.

Только охват населения прививками (более 70%) может гарантировать здоровье широкого круга людей. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, большинство доводов антивакцинаторов не подтверждаются научными данными и характеризуются как «тревожное и опасное заблуждение». Пишу об этом по двум причинам. Первое.

Автор упомянула отсутствие прививок как один из плюсов домашнего обучения. Выступлю как представитель сторонников другой точки зрения. Вторая причина – главная. В идеале наш взгляд на ситуацию должен быть системным. Школа – это не только некоторое количество знаний, которыми овладел Ваш ребенок. Не только каждодневное общение с ровесниками.

Школа (пока еще) воспитывает. Школьное образование приобщает новое поколение детей к культуре. Школа дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по организации себя. Думаю, это далеко не всё, что получает ребенок за десять лет школьного обучения.

Кто может дать гарантию, что прочитав дома учебники и сдав экзамен учителю в школе, Ваш ребенок научился всему, чему научились его одноклассники? Мы узнаем это тогда, когда эти дети станут взрослыми.

Хорошее, качественное домашнее образование – это большой труд и большая ответственность родителей.

Кто следующий? За? Против?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/domashnee-obuchenie-dvoe-zn--za-i-protiv

Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя и родители.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять – пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим.

По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном.

И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду.

Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

–    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

–    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

–    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

–    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

–    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

–    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

–    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

–    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

–    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

–    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка.

Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно.

Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ.

Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности.

Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще.

Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д.

Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/domashnee_obuchenie_za_i_protiv/

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается.

Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось.

Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Я была шокирована такими аргументами, ну не те это доводы, чтобы ребенка переводить на такую форму образования. Мне кажется, разумные взрослые люди в принципе не могут оперировать такими «доводами».

А ведь родители, переведшие своего ребенка на домашнее обучение должны быть мудрыми, образованными и ответственными, умеющими правильно организовать не только свое время, но и время, и обучение своего ребенка.

А много ли среди нас таких, а среди таких вот сторонников?

И еще. Школа дает не только знания, школа воспитывает, приобщает детей к культуре, дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по самоорганизации.

Вы уверены, что прочитав дома гору книг, ваш ребенок научиться тому же, чему его ровесники в школе? А также задумайтесь, как ваш ребенок будет проходить социализацию, сидя на диване с пряником в одной руке и хорошо, если с книгой в другой, а может и с планшетом, или смартфоном.

Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей. Если вы можете это сделать – дерзайте! Если нет – не мучайте собственного ребенка, и не усложняйте ему и без того не простую жизнь.

Елена Белоконова

Оцените автора – (2 3,50 из 5)
Загрузка…

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/domashnee-obuchenie-za-i-protiv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.