Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?

Содержание

Lingva Child

Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?

Как это ни странно может показаться с первого взгляда, но рисование действительно очень помогает в изучении иностранного языка детьми, да и при желании взрослыми тоже.

 Во время занятий иностранными языками с ребенком можно использовать не только готовые карточки и картинки в учебниках, можно рисовать с ребенком вместе новые слова. Поэтому начиная заниматься с ребенком иностранным языком, смело берите карандаши, краски и бумагу.

 Это повысит эффективность Ваших занятий, их продолжительность, облегчит Ваш труд как педагога и порадует Вашего ребенка. Будем разбираться, как же это работает. 

1. Рисование помогает запоминать новые слова через визуализацию 

Вы, наверно, замечали, что когда Вы что-то учите или пытаетесь запомнить, то Вам проще бывает, если Вы увидели это на бумаге в книге или учебнике, написанным на доске учителем, или записали это себе в тетрадь.

Вам проще запомнить информацию, если она написана разными шрифтами, разными цветами, выделена в рамочку или подчеркнута. То есть Ваш глаз цепляется за визуальное представление информации, Вы запоминаете, где и как было написано какое-то слово.

Сначала, чтобы вспомнить это слово, Вы представляете, где и как оно было написано и это помогает его вспомнить. Через какое-то время слово или информация при регулярном их использовании запоминаются основательно, и Вам уже не приходится вспоминать, где Вы это прочитали или записали.

Постепенно Вы даже можете забыть, откуда и и когда Вы это узнали. Но сначала визуальное представление информации помогает Вам освоить и запомнить новые слова или какую-то информацию.

С детьми происходит та же самая история. Только совсем маленькие дети еще не умеют писать, а детям более старшего возраста писать слишком быстро надоедает, они устают от писанины в тетрадках и от учебников. И как раз рисование может помочь в решении этой проблемы. Рисование помогает визуализировать новые слова и целые фразы, что помогает лучше запоминать их.

Попробуйте сами. Возьмите, какое-то новое иностранное слово и нарисуйте образ, которое передает это слово. Либо напишите  крупными буквами и разрисуйте какими-нибудь узорами буквы.

Пока рисуете повторяйте его про себя или вслух. А через какое-то время попробуйте вспомнить это слово. Сначала Вы вспомните рисунок, а потом вспомните и само слово.

Скорее всего Вы запомните его хорошо и очень надолго.

Если ребенок не может запомнить какие-то слова, рисуйте сюжеты связанные с ними, делайте комиксы, вырезайте рисунки из бумаги, делайте маленькие сценки и представления. Ребенок будет доволен, а слова запомнятся сами и довольно легко.

2. Помогает запоминать новые слова через ассоциации и контекст

Если Вы просто возьмете словарь и будете читать все слова подряд, или составите список слов, никак не связанных между собой, и начнете их учить, то никакая визуализация в книжке или на бумажке Вам, конечно, не поможет.

Что-то Вы запомните, но большая часть просто выветрится из головы.

Хорошо запоминаются слова в контексте какой-то ситуации или сюжете, когда Вы можете их ассоциировать с их какими-то конкретными воспоминаниями Вашей жизни или другими словами.

Когда дети учат родной язык, именно общение на нем в течение каждого дня, применение его на практике позволяют ребенку ассоциировать слова с разными событиями, впечатлениями и эмоциями. Благодаря этому он проще и быстрее запоминает новые слова, а главное понимает в какой ситуации их нужно правильно применить в следующий раз.

При изучении иностранного языка в среде, где на этом языке никто не говорит как на родном, контекст и ассоциации создавать намного сложнее. Но реально. И это обязательно нужно делать.

Можно разыгрывать с ребенком сценки, использовать предметы из реальной жизни, использовать игрушки, книжки и все, на что у Вас хватит фантазии. Рисование тоже в этом процессе хороший помощник. Причем очень доступный любому родителю, даже без очень богатой фантазии и особых театральных способностей.

Навыки художника тоже совсем не требуются. Даже самая кривая и смешная корова порадует Вашего ребенка, и между прочим чем смешнее и необычнее она будет, тем лучше ребенок ее  запомнит и запомнит то слово, которое Вы пытались ему объяснить с помощью этого рисунка.

Пару кружочков и черточек может нарисовать любой родитель или педагог, а из этих нехитрых символов можно создать любое существо или предмет на бумаге.

3. Рисование помогает избегать перевода во время занятий

При изучении иностранного языка очень полезно избегать перевода. То есть нужно стараться объяснять новые слова, показывая соответствующие предметы и действия, или используя слова, которые уже известны на этом языке. Так ребенок учит родной язык и это с большим успехом у него получается.

Если каждое слово переводить, то это не стимулирует ребенка думать и догадываться о значении нового слова. А если не пришлось подумать, то и запомнить слово сложнее. Лучше всего запоминаются те слова, значение которых мы угадываем сами без перевода.

К тому уже для детей это как игра, им доставляет огромное удовольствие угадывает значение той тарабарщины на другом языке, которую Вы им говорите. Это как волшебство из совершенно непонятного набора звуков, они начинают понимают смысл.

Не всегда слово легко объяснить жестами и не всем даны такие театральные способности, а вот нарисовать проще. Рисовать можно отдельные предметы или отдельных существ, а можно целые сюжетные линии и маленькие комиксы. Это поможет объяснить любое слово.

4. Рисование помогает развивать мелкую моторику, а соответственно и стимулируют развитие речи

Мелкая моторика — это совершение точных и мелких движений  кистями рук. Доказано, что в головном мозге центр управления кистями рук и центр речи находятся рядом, поэтому стимулирования развития одного из них, стимулирует развитие другого.

Когда ребенок рисует во время занятий иностранными языками, он «пропускает» новые слова через руки, и это очень хорошо стимулирует и способствует развитию речи на этом языке. Поощряйте ребенка говорить новые слова на иностранном языке в процесс рисования.

4. Рисование помогает сделать занятия более разнообразными и интересными, превратить их из учебного процесса в игровой

Обычно у нас учеба ассоциируется с партами и тетрадками, но дети редко любят такой подход к обучению. Дети любят больше играть и рисовать. Они гораздо больше и охотнее узнают что-то новое через игры. Дети обыгрывают все, что с ними происходит. Так они лучше запоминают и учатся новому.

Чтобы ребенок смог освоить иностранный язык, его желательно включить в игры ребенка. Рисование может в этом помочь. Рисуйте смешные картинки, делайте Вашего ребенка частью рисунков и сюжетов на них. Это обязательно заинтересует его. Ему захочется понять, почему он появился на рисунке, что он делает.

А Вы будете рисовать и рассказывать на иностранном языке, в итоге что-то обязательно осядет в его голове.

Подсказка: чтобы нарисовать своего ребенка, достаточно изобразить человечка в одежде похожих цветов, указать на него и назвать имя ребенка. Это не оставит равнодушным даже самого скучающего или упрямого малыша, который никак не хочет заниматься иностранным языком.

Полезная статья на эту тему: «Что делать, если ребенок не хочет заниматься иностранными языками?»

5. Снимает усталость от занятия и помогает разрядить обстановку, помогает переключиться с одного занятия на другое

Дети очень быстро устают от однообразной деятельности. В зависимости от возраста дети могут фокусировать свое внимание на одном занятии от 2 до 30 минут, потом им нужно переключиться на что-то новое.

Рисование это отличный способ переключить ребенка от занятий с книжками, карточками, диалогов или стихов на новый не менее полезный вид деятельности. Да само по себе рисование позволяет несколько раз сменить вид деятельности, чтобы ребенок не устал.

Нарисовали один рисунок, убрали, достали другой лист или взяли новые материалы для рисования и начали выполнять новое занятие.

Рекомендации к занятиями рисования во время изучения иностранных языков:

1. Старайтесь постоянно чередовать на разных занятиях разные материалы для рисования: разноцветную бумагу и бумагу разной фактуры, и другие поверхности (асфальт, доска, стекло, кафель), карандаши, фломастеры, мелки, пастель, пальчиковые краски, уголь и т.д.

2. Не стесняйтесь своих художественных способностей. Любые Ваши рисунки — красивые и не очень — порадуют Вашего ребенка. Обязательно рисуйте вместе. Это будет стимулировать ребенка рисовать вместе с Вами

3. Не стремитесь рисовать шедевры. Гораздо важнее рисовать что-то необычное, яркое, интересное и смешное. Дети лучше всего запоминают то, что вызывает у них эмоциональный отклик. Поэтому чем более нелепыми, необычными и смешными будут Ваши рисунки тем лучше. Они привлекут внимание Вашего ребенка и позволят запомнить ему новые слова.

4. Когда рисуете что-то обязательно озвучивайте свои рисунки  простыми фразами на иностранном языке. Называйте не просто слово, которое нарисовали, называйте небольшую фразу с этим словом. Например, говорите не просто «яблоко», а «это яблоко», «это большое красное яблоко» и т.д.

5. С малышами сложные сюжетные линии не нужны, но чем старше становится ребенок тем сложнее старайтесь изобразить сюжет с нужным словом на рисунке.

Например, яблоко лежит на столе с другими фруктами, ежики разных размеров везут на спине разные яблоки, яблоня растет рядом с домом, червяк вылезает из яблока, яблоко разрезано на несколько частей и дети хотят взять по кусочку.

Чем больше визуальных ассоциаций будет у ребенка, тем проще ему запомнить новое слово.

Итак, рисование — это не только возможность развивать творческие способности Вашего ребенка, это также один из возможных вариантов проведения интересных занятий иностранными языками. Рисуйте вместе с ребенком, используйте разные материалы и технику.

Не стесняйтесь своих способностей, старайтесь рисовать интересные, яркие и необычные рисунки. Описывайте то, что рисуете на иностранном языке и старайтесь избегать перевода.

У Вас обязательно получатся интересные, веселые и полезные занятия с ребенком!

Примеры подобных занятий Вы можете найти в Уроках для детей 2+ на английском, немецком, французском, испанском и итальянском по этой ссылке. 

Полезные статьи на эту тему:

Источник: http://lingvachild.ru/kak-risovanie-mozhet-pomoch-v-izuchenii-inostrannyh-yazykov

Развивай-ка: 12 игр, которые помогут в обучении чтению

Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?
13

Развивай-ка Svetlana 18 Август, 2014

Для тех, кому важно найти ответ на вопрос Как научиться читать? сегодня подготовила замечательный материал Мария Костюченко, ведущая рубрики Развивай-ка. Маша уверена, что есть наилучший подход к обучению чтению — обучение в игре. Так что в сегодняшнем выпуске — ни много ни мало 12 игр для обучения чтению!

12 игр, которые помогут научиться читать

Когда начинать учить ребёнка читать — и как? Этот вопрос рано или поздно встаёт практически перед каждой мамой. Сейчас есть очень много методик для обучения чтению: целыми словами, складами, буквами и т.д. и т.п.

Каждая мама выбирает свой путь приобщения ребёнка к удивительному миру книг. Но нет ничего более эффективного, чем учиться читать через игру! Поэтому сегодня я хочу показать вам несколько идей, как превратить процесс знакомства с буквами и словами в увлекательный процесс.

Как научиться читать в игре? Есть много-много способов!

Буква, появись!

Вы можете оживлять буквы, делать их «тактильными», сочинять про них сказки или придумать что-то ещё. А можно задействовать волшебство. Сделайте 33 карточки (размер выбирайте сами) на каждой из которых напишите белым восковым карандашом или обычной свечкой букву.

Дайте ребёнку карточку (одну или несколько – это зависит от вашего плана знакомства с буквами), краски, кисточку и предложите раскрасить карточку понравившимся ему цветом.

Когда ребёнок начнёт рисовать, буква, написанная воском, не закрасится, а проявится, тем самым удивив и обрадовав ребёнка.

Найди букву

Научившись распознавать буквы, необходимо научиться соотносить буквы и слова. В этом вам поможет интересная игра с карточками.

Например, вы заранее делаете несколько карточек с изображением предметов (они должны быть просты и понятны) и рядом с изображением предмета пишете 2-3-4 буквы. Ребёнку предлагается выбрать букву, с которой начинается слово на карточке.

Он может её закрасить, обвести, положить на неё красивый камешек, прикрепить прищепку и т.д. Главное, чтобы ребёнок понимал, что нарисовано на карточке.

Например, вы даёте карточку с изображением снегиря и задумали, что ребёнок должен найти букву «С», но он может расценить картинку, как «Птица» и искать букву «П». В таких случаях вы заранее должны его предупредить, что вы хотите, чтобы он понял, что это за птица, и нашёл первую букву её названия.

Витражи — от «А» до «Я»?

Очень хорошо идёт обучение чтению в ходе творческих игр. Прекрасная идея – буква-витраж. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем букву так, чтобы ее можно было закрасить. Возьмите линейку и расчертите лист бумаги так, чтобы визуально он состоял из кусочков.

На кусочки, которые принадлежат букве поставьте точки и предложите ребенку раскрасить этот необычный узор. Все кусочки с точками цветами одного оттенка, а все, что без точек – цветами другого оттенка. Так ваш ребёнок ещё раз закрепит образ буквы, потренирует руку и научиться аккуратно закрашивать картинки, а также познакомиться с оттенками одного цвета.

Например, букву он закрасит оттенками оранжевого: персиковый, тыквенный, медовый, медный, янтарный и т.д.

Учимся читать, нанизывая бусы?

От букв переходим к составлению слов. Прекрасный вариант игр, где ребёнок не только учится читать, но и развивает мелкую моторику. Напишите для ребёнка слово (начинать лучше с маленьких слов), можно с картинкой.

Разложите перед ним кубики-бусины с буквами (если нет таких кубиков, то их можно или сделать самим из самозатвердевающей массы для лепки или из солёного теста, а также можно использовать карточки с буквами, в которых дыроколом будут проделаны отверстия), синельную проволоку (можно просто шнурок). А теперь покажите, как, нанизывая буковки на проволоку, собрать слово.

Тренажёр для обучения чтению «из ничего»

Похожая игра, только делается она намного проще и из того, что есть у нас под рукой. Для неё вам понадобятся крышки! Наклеиваем на крышки буквы (или пишем маркером, если крышки белые) и начинаем складывать из них слова!

Прицепите слово!

Следующий этап – вставляем слова в предложения. Возьмите полоску картона, напишите на ней начало предложения, которое подойдет для любого предмета, например, «я вижу ….» или «я играю с …».

Положите перед ребёнком карточки с изображением предметов (они должны быть подписаны, если ребёнок начинает читать, то изображения не нужны, нужны только слова), ваше предложение и прищепку.

Предлагайте ребенку менять слова с помощью прищепки и читать получившееся предложение.

Пропала буква!

Когда мы научились читать, пришла пора учиться узнавать слова, даже если в них пропущены буквы. Сделайте карточки со словами, где нет 1 или нескольких букв (уровень сложности регулируете вы сами), 33 прищепки, на концах которых будет прикреплена буква. Предложите ребенку прочитать слово и найти прищепку с пропущенной буквой.

Дома из слов

Выходим на новый уровень и учимся составлять предложения самостоятельно. А поможет нам в этом обычный блочный конструктор. Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Измеряем блоки, делаем карточки со словами, приклеиваем карточки к конструктору и можем строить целые дома из слов.

Пазлы для тех, кто учится читать

Ещё одна прекрасная игра — пазл для чтения. Вам потребуется несколько карточек одинакового размера. квадрат из карточек, на каждой карточке с двух сторон слово, а с двух других — картинки. Надо подставить картинки к соответствующим словам.

Буква… «в стоге сена»

Когда ребёнок научится читать простые слова, можно усложнять ему задачу и просить искать его слова среди беспорядочного набора букв. Чтобы научиться читать ещё лучше, ребёнок должен научиться видеть нужное ему слово и читать его, даже если вокруг слова есть лишние предметы.

Не скучаем с небылицами

Как научиться читать — эта задача уже не стоит? Вы уже умеете читать? Отлично. Давайте начнём веселиться. Дети очень любят небылицы. Но сочинять их не так то и просто. Чтобы взбудоражить свою фантазию, сделайте блокнотик для чтения небылиц.

Возьмите обычный блокнот на пружинках, разрежьте каждую страничку на 3 части и напишите на каждом получившемся листике по слову. Главное писать на одних страничках всегда подлежащее на другом сказуемое, чтобы они складывались в предложения. Листайте странички, получайте новые предложения, сочиняйте небылицы.

Например, у вас может получиться «папа шьёт облако» — ну и так далее.

Как научиться читать… в сказке?

Источник: http://www.blogimam.com/2014/08/razvivaj-ka-12-igr-kotorye-pomogut-v-obuchenii-chteniyu/

Игры и задания для обучения чтению дошкольников 6-7 лет

Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?

Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги.

Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога.

Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:

  • Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
  • Внимание становится произвольным.
  • Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
  • Растет самооценка, осознание себя как личности.
  • Игра остается основной формой получения знаний.

Общие рекомендации по обучению

Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:

  1.  Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
  2. Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
  3. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
  4. Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
  5. Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
  6. Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
  7. Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.

Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания.

У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь.

Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.

Смотри на картинку и читай

Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.

После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.

Читаем по слогам

Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.

Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.

Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/obuchenie-chteniyu-v-igrovoj-forme

Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться

Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?

  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке.

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!

Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква.

В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы.

Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв.

В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград  — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим.

Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами.

Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

2. Складываем слоги

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры.

Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано.

Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку.

Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики.

Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта»

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги.

Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и т.д.).

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами.

Ребенок будет почтальоном, он  должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо.

В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

— Домики со слогами

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

— Игра «Составь слог из половинок»

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

— Игра « Закончи слово»

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам — в статье по ссылке.

3. Читаем слова и предложения

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях.

Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.

Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

— Поиск загаданных слов

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

— Следы со словами

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка»

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА).

Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места.

Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС –  НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать.

Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа.

Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/obuchenie-chteniyu-doshkolnikov-v-igrovoj-forme.html

Играем, рисуем, читаем!

Играем, рисуем, читаем. Как рисование помогает в обучении чтению?

Наверняка и Вы уже пробовали рисовать, лепить и клеить со своим ребенком.

Художественное творчество с мамой очень полезно для обеих сторон: мы, взрослые, расслабляемся и становимся более открытыми к нашим детям, погружаемся в атмосферу творчества.

Дети же не только «развиваются», но и устанавливают творческие и позитивные отношения со взрослым, пробуют свои силы, начинают чувствовать себя более уверенными и компетентными.
 

Именно потому, что совместное творчество так увлекает и маму и ребенка, рисуя, можно легко научить малыша осознанному чтению и письму. Подписывание рисунков становится первым шагом к чтению, причем к настоящему чтению, а не просто угадыванию слов на плакатах и карточках. Рисунок в значительной мере – абстракция.

Ведь нарисованное яблоко не пахнет, его нельзя взять, съесть, и все равно это яблоко для Вашего ребенка! Слово «яблоко» – еще большая абстракция, оно ведь даже не выглядит, как яблоко. К этой абстракции малыш готовится именно при помощи акта рисования.

Рисование готовит малыша к письму и с точки зрения моторики: помните наши школьные прописи с рядами «палочек»? А в рисунке мы естественным образом учимся выводить линии и фигуры разного типа. Надписи по нашей методике связаны с рисунком и эмоционально, это не просто «бирки» или карточки, а часть игры на бумаге.

Как же нам играть, чтобы увлечь малыша и помочь ему освоить новые знания и навыки?

Сюжеты для рисования, да и для любых игр с ребенком мы рекомендуем брать из его повседневной жизни. Играем мы в то, с чем малыш уже успел познакомиться дома, на улице, в игре, в книжке, и самое важное, это вызвало у ребенка положительные эмоции.

Вы ходили в лес за грибами или ягодами, вместе пекли пирожки, видели на улице большую собаку или попали под дождик? Такие яркие впечатления — лучшая основа для наших игр и рисунков.

Для рисования с малышами около года лучше выбирать сюжеты, которые проще всего изобразить буквально несколькими мазками или линиями: дождик, листопад, травка, ягодки, дорожка. С возрастом и с опытом можно будет перейти и к более сложным сюжетам — животным, людям, машинам и т.п.

2. Рисунок — только часть игры

Часто играть начинаем ещё на прогулке, извлекая сюжеты из окружающей действительности, изучая их детально.

Если, гуляя, мы видели падающие листья, то придя домой, мы можем поиграть листочками, вырезанными из жёлтой и красной бумаги, кидая их по одному или все вместе, дуя на листочек, лежащий на ладошке, или складывая их в мисочку, чтобы потом высыпать и сделать «метель»! Сюжет можно обыгрывать разными способами: покружиться в танце, как осенние листики, и спеть песенку на любой мотив:

Листья желтые летят, листья красные летят,
Потому что дует ветер, потому что листопад!

Очень важно перед рисованием или другими творческими играми за столом немного подвигаться, потанцевать вместе с малышом и попеть. Это поможет вам настроиться на творчество, наладить контакт друг с другом. Удовлетворив двигательную потребность организма, садимся к маме на ручки и рисуем, разворачивая сюжетную линию на бумаге!

С маленькими детьми мы рисуем, используя прием «из руки в руку». То есть мы вкладываем фломастер или кисточку в ручку малыша «правильно», обхватываем сверху своей рукой и так, направляя движения ребёнка, вместе рисуем. Только не стоит сильно надавливать на ручку малыша, тогда у него сложится впечатление, что он все делает сам.

Сам процесс рисования в зависимости от возраста ребенка может занимать от нескольких секунд до 5 минут. Маленьким деткам сложно подолгу удерживать на чем-то внимание, и длительное время сидеть на одном месте для них неестественно. Например, если мы решили изобразить осенние листики, можно буквально несколько раз промакнуть кисточкой с краской по листу — вот и листопад получился.

Если ребенок устал или есть сложные детали, что-то может дорисовать мама.

4. Подписываем рисунок

Подписывание рисунков — это, пожалуй, один из первых, самых простых и доступных любой маме шагов на пути обучения малыша чтению. Подписываем мы также «из руки в руку».

Если малыш уже успел утомиться, мама может доделать надпись, пока он смотрит.

Чтобы ребенку было проще воспринимать пока не привычный для него написанный текст, очень важно не усложнять надпись, выбирать знакомые ребенку слова, яркие эмоционально окрашенные фразы.

  • Буквы не стоит делать слишком толстыми, это мешает восприятию слова. Используйте обычные фломастеры. Также не стоит писать буквы тонкими фломастерами или авторучкой, ребенку будет их не видно.
  • Буквы на рисунке лучше писать не слишком большие, высотой примерно в один сантиметр, а шириной чуть меньше. Расстояния между ними делаем небольшое, чтобы буквы не «разбегались» в разные стороны, но и не сливались в слове. Написание слишком больших или широких букв мешает зрительному восприятию слова и не позволяет написать фразу полностью.
  • Слово пишем фломастером яркого цвета. Если в фразе два-три слова, все они пишутся одинаковым цветом. Можно и вторую фразу писать тем же цветом, но лучше все-таки взять другой фломастер, чтобы облегчить чтение текста.
  • Когда вы перечитываете фразу вместе с малышом, попробуйте обводить одно слово за другим по ходу чтения. Ребенок увидит, как из отдельных слов складывается фраза. Каждое слово мы обводим в отдельный овал ярким фломастером. При этом для обводки слова в одной фразе используем один и тот же фломастер.
  • В дальнейшем, если ребенок достаточно опытен, и вы уже перешли к изучению букв (да-да, в рамках нашей методики обучения чтению, мы переходим от слов к буквам, а не наоборот), можно точно так же показать, что слово состоит из букв. Для этого обводим буквы внутри слова фломастером контрастного цвета. Делая обводку букв, не стоит слишком прижимать линию к самой букве. Стараемся сделать наше движение свободным, уверенным, быстрым.
  • Писать можно на местах, свободных от самого рисунка — внизу листа или наверху. Кроме того, можем некоторые слова написать прямо в самом рисунке: «кап-кап», «топ-топ», «Привет, мама!» Главное, чтобы это было оправдано – эмоционально и художественно. Слова пишем без переносов. Для этого нам придется сразу рассчитать правильно длину слова, фразы и величину букв.
  • Обычно на рисунке можно разместить 2-4 слова. Для самых маленьких и неопытных достаточно и одного красивого слова, например, «ягодка».
  • В надписях можно использовать некоторые слова и строчки из любимых сказок и стихов, к примеру: «Снесла курочка яичко!» или «Я колобок-колобок!» или «По малинку в сад пойдём!» Ребёнок в дальнейшем с удовольствием читает знакомые слова и фразы на рисунке и с гордостью показывает их своим куклам, папе и бабушке!

Очень важно всегда указывать авторство рисунка или поделки, малыш будет очень рад и горд, зная, что такую красоту сделал он сам, это его творчество! Написать «Рисовал Саша» имеет смысл даже с младенцем, это может стать одним из первых моментов осознания себя и своих действий.

Для начинающих и самых маленьких можно не подписывать полностью, а пока просто написать: «Саша». Подпись делается печатными буквами, такими же по размеру, как и все остальные надписи. Ставится она немного в стороне от других надписей и другого цвета, хотя это вовсе не обязательно, просто так она лучше видна. 6.

Радуемся: какая красивая картина у вас получилась! Покажите ваш шедевр бабушке или папе, а если никого нет дома — любимой игрушке. Пусть она тоже похвалит работу малыша и перечитает надпись, проводя лапкой.

Помните, что самый главный результат игры — ваше с малышом удовольствие от совместного творчества! Поняв общие принципы таких игр с рисованием и надписыванием, и неоднократно попробовав их вместе с малышом, вы сможете импровизировать и легко обыгрывать любые сюжеты.

Весёлых игр вам и вашему малышу!

materinstvo.ru

Ольга Теплякова

Как рисование помогает в обучении чтению?

Полезна: 0
Не полезна: 0

Источник: http://www.detki55.ru/biblio/category135/category138/3950/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.