Игумен Валерий (Ларичев) о детях

Игумен Валерий (Ларичев) о создании аудиокниги Нового Завета

Игумен Валерий (Ларичев) о детях

Была задумана такая передача на радио — «Евангельские чтения». Меня пригласили попробоваться. Я приехал. Почитал. Вроде понравилось. Тогда я стал начитывать тексты Писания в радиоцентре.

Я ведь не только Евангелие начитывал — еще Апостол, Псалтирь, святых отцов. Сама передача строилась так: сначала евангельское чтение, а потом еще какое-нибудь другое.

Потом решили евангельский текст выпустить отдельным диском.

Мне странно, что этот диск пользуется такой большой популярностью. Это только промыслом Божиим могло произойти. Я же никогда не учился профессиональному чтению. Но многие говорят, что им нравится. Думаю, тут дело вот в чем.

Прежде всего, текст читается на русском языке. Мы привыкли слушать Евангелие в церкви на славянском, а понимать славянский гораздо труднее, нужно его очень хорошо знать, чтобы доходило все — все нюансы и оттенки.

К сожалению, на церковнославянском языке мало кто воспринимает Евангелие как нужно.

Я не сторонник перевода богослужения на русский. Многие говорят, что служба на церковнославянском для современных людей непонятна. И все-таки все, кто участвует в ней: служит, читает, поет, — все сердцем против перемен. Потому что с переводом уйдет красота. В русском переводе ее никак нельзя сохранить.

С другой стороны, я сочувствую новоначальным, которые стоят на службе и ничего не понимают. Думаю, если и затевать какие-то перемены, надо сначала понять, что именно менять. Например, можно рассмотреть какой-то средний вариант — когда текст читается на церковнославянском языке, а затем повторно на русском.

Потом, проповедь священник говорит на русском языке, значит, он может сделать какие-то комментарии, что-то объяснить, растолковать.

Я сам в храме читаю Евангелие на церковнославянском. А вот по радио читал по-русски. И при этом очень старался, чтобы оно звучало понятно. Знаете, когда я читал Евангелие в студии, мне все время открывалось что-то новое: новый смысл, новый поворот. Евангелие — это бездонная книга! Я вкладывал в чтение свою душу. Вот и получилось, слава Богу.

Не так, как пономарь

Каждый человек привносит в текст свое впечатление, свое понимание. Поэтому в храме принято монотонно читать (это, кстати, очень трудно). Если на богослужении начнут кафизмы читать с выражением — это будет не очень хорошо. Но для Евангелия делается исключение — там допустима интонация, смысловые паузы, ударения. Это нужно. Так вот, я сразу решил, что монотонно читать не буду.

Важно ли, что текст читает священник? Не знаю. Но бывает, что священные тексты читает профессионал, актер. И это очень чувствуется: вроде голос хороший, поставленный — но не то. Эти тексты не так нужно читать. В актерском чтении очень виден профессионализм, желание себя показать. У профессионала всегда выпячивается его «я».

А здесь нужно, наоборот, оставаться в тени. Чтецы-профессионалы этого не улавливают. Так же, как и певцы. Бывает, в храме на клиросе стоят великолепные профессионалы. Их пение, как очень хорошо сказал Алексей Ильич Осипов, это просто концерт. Люди, конечно, могут пойти в храм послушать концерт. Но это не молитва. Такие певцы не чувствуют грани.

Они показывают свое умение, а этого-то как раз здесь нельзя.

Я остро все это понял, когда начал читать. Если я и привносил что-то свое, то старался это делать очень аккуратно. Мне было важно донести смысл Евангелия так, как я его понимаю. Ведь я как священник очень много его читал, и мне хотелось передать тот смысл, до которого я сам дошел когда-то. Особенно значимые места я старался читать медленнее, выделял.

Священникам очень близок евангельский текст. Некоторые батюшки даже знают его наизусть — и все равно при чтении каждый раз открывают для себя что-то новое. Каждый раз. Я это сколько раз на себе проверял! Я до сих пор считаю, что только прикоснулся к этому тексту, и благодарю Господа за то, что Он мне снова и снова открывает что-то из своих богатых закромов.

Палка о двух концах

Для кого этот диск? Я думаю, что будущее именно за такими носителями. Потому что можно слушать за рулем или идя по улице. Сейчас все больше таких ситуаций, когда человек не может читать книгу.

Кроме того, если текст хорошо начитан, то на слух он воспринимается лучше, чем когда сам читаешь. канал восприятия, на мой взгляд, очень большое имеет значение при хорошем исполнении. Он дает человеку возможность войти в нужное молитвенное состояние.

Но, правда, если ошибка будет в чтении — то может выбить совсем из настроя.

В Лавре семинаристы как поступают? Один читает правило — другие слушают. Если человек хорошо читает, то и слушать хорошо. Но если ты один, то, наверное, лучше самому прочитать.

Когда я остаюсь наедине с собой, я один раз читаю, один раз слушаю. Не себя, конечно. Чего себя слушать? У меня есть записи разных чтецов. Вот я и чередую чтение со слушанием, чтобы лучше воспринимать.

Каждый способ имеет свои преимущества.

Я думаю, аудиосредства будут распространяться в современной жизни. Книга будет замещаться аудио и видео. Почему телевидение влияет на людей? Потому что видео — это очень сильное средство воздействия. На него можно подсесть, как на иглу. Я знаю тех, кто не может без телевизора жить.

С утра и до вечера. И компьютер так же. К сожалению, чтобы использовать эти средства в хороших целях, нужно уже созреть. Иначе человек будет искать те программы, которые разжигают его страсти, и это будет действовать пагубно. Страсть — она же как огонь.

И человек все время будет в него подбрасывать поленья. И чем дольше это продолжается, тем труднее выйти из страсти. Книга не обладает таким пагубным свойством. Хотя бывали библиоманы, которые читали, например, любовные романы полжизни. Но это все-таки было меньше распространено.

Так что, я думаю, что аудио, видео — это палка о двух концах.

Когда мы записывали, я не думал о том, для кого конкретно читаю, не знал, как это отзовется. Приходил, читал — и все. Если кто-то, крутя колесико радиоприемника, попал на Евангельский текст, услышал что-то для себя, тогда, может быть, есть некоторый миссионерский смысл в этих чтениях по радио. Дай Бог, чтобы это было так.

Евангелие богатеев

Если человек читает главу из Евангелия каждый день, положив себе такое правило, это еще не значит, что он хорошо его знает и понимает. Читать можно и механически. Так и утренние молитвы часто читают — тра-та-та-та. Прочел — все, галочку поставил. А можно, наоборот, пойти куда-то послушать, настроить себя на восприятие. В лесу на пеньке человек же не будет читать просто для галочки.

Скорее наоборот — он сосредоточится. Все зависит от человека, от его настроя. От причин, по которым он читает. Может быть, он показать кому-то хочет, что знаком с Евангелием? Многие же так отвечают: я читаю, потому что надо. Но это еще не значит, что человек любит текст Священного Писания, воспринимает его глубоко. Вообще не так много людей воспринимают эти тексты по-настоящему, так, как надо.

А как надо? Полагается помолиться. Господа попросить: Господи, дай мне сил уразуметь, понять. Потому что человек не может сам сказать, что вот я могу, я воспринимаю. Он должен выпросить обязательно у Господа эту способность понимать. И Господь одному больше даст, другому меньше, но обязательно даст. Мы счастливы тем, что какие-то крупицы можем из этого воспринимать.

Мы настоящие счастливцы по сравнению с тем человеком, который вообще лишен такого понимания. Он совсем бедный человек. Это нищий, который не понимает, что он нищий. Потому что, если бы он понимал, он бы просил: Господи, дай! А он думает, что он богатый. Что у него все есть. Жалко его.

Я очень жалею этих людей, атеистов, которые думают, что у них все хорошо в жизни, а это на самом деле не так. Когда наступит момент и человек заболеет или что-то другое произойдет, он поймет, что весь этот его успех — мыльный пузырь. Тогда будет ему лихо. Потому что перейти сразу в другое измерение трудно. Хорошо, если он обретет веру.

Потому что богатство не нужно смертельно больному. И яхта не нужна. Ему ничего не нужно. Так что мы, православные, — настоящие богатеи!

Много есть случаев, когда человек приходил к вере через чтение Евангелия. Или даже через аудиозапись священного текста. Они говорили мне об этом потом. Послушали — и что-то им открылось. Как человек приходит к вере, один Господь знает. Все в руках Господа.

О себе. лирическое отступление

Я сам поздно пришел к вере. Уже за двадцать. Институт окончил, аспирантуру. И все время у меня был вопрос: если нет Бога, значит, все бессмысленно? Зачем тогда жизнь? Я преуспевал в профессиональном плане: по специальности я врач-психиатр. И дома у меня все хорошо было. Короче, жизнь складывалась.

Но меня все время мучил этот вопрос. Особенно ночью, когда не спалось. У меня возникало ощущение, что человек находится в западне. Попал — и выхода нету. Поэтому я понимаю людей неверующих.

Кажется, Владимир Соловьев сказал: если бы неверующий человек до конца осознал, что он верит в ничто, в ноль, то он бы однозначно пришел к самоубийству. Правда, человек — существо непоследовательное, его привлекают земные ценности, разные мыльные пузыри, и поэтому этот смысловой вопрос на время уходит.

Но когда он снова возвращается — это страшно. Я это пережил. Меня спасало то, что вопрос стоял передо мной не всегда, а возникал лишь время от времени. А днем я занимался своими делами, уходил в обычные заботы.

И как-то в один момент, вдруг Господь меня привел. После этого я просто удивляюсь людям, которые говорят, что они сомневаются в своей вере. Я не могу этого понять. Я когда пришел — все. Какие могут быть сомнения? А бывает, оказывается, и такое состояние. Хотя мне кажется, что человек или верит, или не верит.

Наверное, самые счастливые люди — это которые с детства ходят в храм. А у меня произошел переворот во взрослом возрасте. Мне было 52 года, когда я все бросил — профессию, все связи — и стал священником. Это был очень трудный выбор, но, слава Богу, я его сделал. Последние 20 лет я здесь, в Яму, храм восстанавливаю и счастлив этим. У нас хороший приход. Вся жизнь моя здесь.

Молитва для атеиста

Вы знаете, моя профессия очень мне помогает. Ко мне ходят многие мои бывшие пациенты. Вообще основная психиатрическая болезнь — это шизофрения. Тяжелое заболевание, сложное.

И если этот больной — верующий, часто его заболевание проходит так, что его никто не замечает. А если неверующий, то человек часто становится психохроником, живет в больнице.

Как будто та же самая болезнь — но как небо от земли отличается у верующего и неверующего. Для меня это лучшее свидетельство того, как вера действует на человека.

Вера — это дар. Ее нельзя никак форсировать. Но я сформулировал такую молитву, которую, не кривя душой, может произносить неверующий человек: «Господи, если ты есть, дай мне способ, чтобы познать тебя».

Господь всегда поможет, только к Нему нужно обратиться. Беда в том, что атеисты, они очень горделивые люди. Говорят «нет — и все». Не готовы ничего слышать. Но нельзя быть таким категоричным.

А вдруг есть?

Митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Встреча» описывает, как он пришел к Богу — через Евангелие. Он открыл самое короткое Евангелие — от Марка — и прочитал его.

Причем, как он говорил, слава Богу, что именно это, так как оно было написано как раз для неверующих, и его воспринимать было легче, чем любое другое.

Если бы он взял от Иоанна Евангелие, может, он и сломался бы о его глубину, не дочитал.

Мое любимое — Евангелие от Иоанна. Потому что оно самое глубокое, самое таинственное. Можно читать с любой страницы. Я пришел к выводу, что мне в моем возрасте уже ничего другого не надо читать, кроме Евангелия и Псалтири.

Времени мало, а каждая книга уводит от главного. Я сейчас стараюсь и общаться меньше — общение тоже забирает время. Для меня остались две самые главные вещи в жизни — исповедь и литургия. И две самые важные книги — Евангелие и Псалтирь.

Слава Богу, я еще на ногах, и есть еще возможность послужить.

Источник: //40s.pereslavl.ru/40/?page_id=914

Мой огенный ангел

Игумен Валерий (Ларичев) о детях

Нина Фортунатова. Лето 1977 г.

Сегодня все книги, с которых начиналась катехизация, стоят на полках магазинов и церковных лавок, а тогда они выдавались по одной отцом Александром на неделю.

Примерно в таком порядке (я была свидетелем): «Камо грядеши», «Фабиола», «Сын Человеческий», Евангелие от Марка, все четыре Евангелия, «Таинство, Слово, Образ» (вначале книга называлась «Небо на земле»), «Записки» Ельчанинова, проповеди митрополита Антония (Блума) на машинке, «Дух, душа, тело» Войно-Ясенецкого.

По мере появления своих книг, составивших потом шеститомник, батюшка давал ещё и их: «Истоки религии», «Магизм и единобожие», «У врат молчания» и другие.

Спасо-Прилуцкий монастырь. 1980-е гг.

Я всё переживала, что батюшка мало меня нагружает, другие, мол, делают больше. И наконец мы привезли домой 50-килограммовый рулон, который нужно было разрезать и превратить во множество книг. Это были «Записки» Ельчанинова.

Работала я только ночью, старалась не будить ребят. И скоро вместо рулона появилась огромная стопка аккуратно сложенных книг.

Следующее задание было — раздать их тем, кто будет креститься или только что крестился, — по списку, а не самовольно, кому попало.

Оранжерейная, 13, куда приходил о. Александр

Вдруг приехал Андрей М. и сказал, что нужно срочно все книги из квартиры убрать, так как у отца Александра и многих его духовных чад начались обыски. Убрать значит убрать. Я это сделать не могла, нужна машина. Но подгонять машину к дому «по адресу» и грузить книги — дело опасное.

И я решила: ведь Люба Шевцова под носом у фашистов исполняла все задания, а я что, не смогу? Помню из Фадеева, что Любка выставила на обочину свою «сливочную» ногу — и машина остановилась. Я посмотрела на свои ноги и пришла к выводу, что они вполне «сливочные». Что оставалось? Юбку повыше, каблуки потоньше — и порядок.

Я загружала две сумки на молнии, сколько могла поднять, выходила на Тверской бульвар и, выставив вперёд сливочную ногу, останавливала чёрную правительственную «Волгу», что в большом количестве ехали вниз на Арбат. Сбоя не было ни разу. Шофёр грузил сумки в багажник, выгружал, где я просила.

Так за 7–8 рейсов я вывезла все свои залежи нарезанных книг, распределив их по арбатским старушкам, которые не были чадами отца Александра, а часть спрятала у себя в храме на Арбате, где лежали мои ноты и книги для службы. Вывезла я книги из дома за один день, а разносить и развозить по указанным людям пришлось ещё очень долго.

Причём многие получили «Записки» по другому каналу, и я уже тогда по своему усмотрению раздавала своим взрослым крестникам эти книги.

С фильмами была тоже «ночная» работа. Научившись у батюшки обходиться с проектором и магнитофоном (магнитофоны дарил обычно сам отец Александр, но мне привезла сестра Верочка из Японии), я получила разрешение показывать фильмы в семьях.

Уложив Ваню и Павлика (или Ваню и Митю), около десяти вечера я уезжала из дома с сумкой. В сумке аппаратура и один-два фильма. Приезжала в семью, разумеется, предварительно созвонившись, около одиннадцати.

Показывала фильмы, на последнем поезде метро успевала домой.

Фильмы отец Александр делал с Лидой Мурановой. Главный — «Иисус из Назарета», потом «Назаретская Дева», «Мать Тереза из Калькутты», «Франциск Ассизский», «Откуда явилось всё это?», «Мученики Уганды» и другие.

…После показа фильмов нужно было к семи утра ехать на Арбат на службу или петь с Еленой Сергеевной, в 9:30, после службы, спешить домой к завтраку детей (вставали они самостоятельно) и весь день быть с ними, а если был рабочий день в музыкальной школе, то ехать в школу (детей я брала с собой, и они сидели на задней парте, лепили, рисовали). Так мне удалось выполнить более ста заказов на фильмы. Узнав о моих подвигах и недосыпании, отец Александр сказал: «Нельзя прожигать жизнь с двух концов, так вы долго не выдержите». И разрешил мне ездить с показами не чаще раза в неделю.

Со временем я отдала все фильмы в нашу воскресную школу, а теперь они опять все вернулись ко мне, так как большинство из них уже появилось на видеокассетах и дисках.

Лето 1989 г.

Арбат. Три благословения

Арбатство, растворённое в крови,

Неистребимо, как сама природа.

Булат Окуджава

Вспоминая арбатский период служения, думая о том, почему такой большой отрезок времени я там была, почему такие важные события моей жизни произошли именно на Арбате, я со всей ясностью понимаю: на это служение мне было сразу три благословения. Первое — от о. Валериана Кречетова, который прислал ко мне домой в Пушкино, на Оранжерейную улицу к папе, о.

 Василия Бабурина и его матушку Ларису. Они были очень молоды и только начинали своё служение. о. Валериан, зная, что я музыкант, посоветовал им ехать прямо ко мне и пригласить служить вместе, то есть петь с матушкой Ларисой на клиросе. Ещё — благословение о.

 Александра Меня и его просьба хорошо освоить клиросное пение и всему научиться на Арбате у Елены Сергеевны Ильиной.

Третье благословение было от о. Василия Серебренникова, настоятеля храма св. ап. Филиппа в Аксаковском переулке на Арбате (теперь Филипповский переулок).

Протоиерей Александр Мень

Христос воскрес! Новая Деревня. Наш алтарь

Господь поставил меня на это место, чтобы я узнала церковную жизнь изнутри, чтобы близко узнала христиан старой закалки, таких, как настоятель о. Василий, регент Елена Сергеевна, алтарник Сергей Саркисов, священник Владимир Фролов, которые были уже давно в Церкви и многое перенесли.

Кроме них на клиросе Арбата я встретила много замечательных людей разных специальностей, объединённых крепкой верой, стремлением к Богу, радостью служения Ему.

Все, кого сейчас вспоминаю, стали священниками, регентами, преподавателями воскресных школ и богословских институтов, певчими московских храмов.

Слева — о. Сергий Саркисов, справа — о. Евгений

Валерий Павлович Ларичев — тогда врач, очень многим помогавший, не пропускал ни одной службы, ни одного праздника. Со временем стал священником. Занимается больными людьми, имеет свою общину, теперь игумен. Огромными тиражами расходятся кассеты и диски, где он читает Новый Завет.

Его покойная жена Маргарита своей верой и доверием к Богу укрепляла нас, а своим нежным высоким голосом украшала наши службы. Она везде следовала за своим мужем, и когда Валерий Павлович стал священником и получил приход, Маргарита оставила работу в миру и была первой помощницей о.

 Валерию во всём: шила облачения (помню, на священническое облачение мужа она распустила все свои бусы), пела на клиросе, вникала во все хозяйственные вопросы, быстро разрешая их. Маргарита почти всегда находилась в храме, отлучалась лишь на короткое время.

И умерла она в храме — внезапно, от сердечного приступа, и похоронена около своего храма, что в Ямах, во имя свв. мучеников Флора и Лавра.

Ещё когда о. Валерий был врачом, он встречался с о. Александром у меня на Трёхпрудном, и они вместе помогали людям — один как врач, другой как священник. И после рукоположения о. Валерию достались облачения о. Александра. Он сам приезжал за ними в Новую Деревню.

Арбатское братство. Храм свв. муч. Флора и Лавра в селе Старый Ям Домодедовского р-на. Третий слева в нижнем ряду игумен Валерий Ларичев, первая (стоит) во втором ряду матушка Маргарита Ларичева.

Другой врач, Алёша Бабурин, теперь тоже священник и тоже работает с больными людьми, его община известна и здесь, и за границей. Володя Семёнов, ныне игумен Кирилл, был очень дружен с нашей семьёй, особенно с моим отцом.

Саша Попов и Андрюша Васильев, Серёжа Саркисов и алтарник Женя стали хорошими священниками; Серёжа Кривобоков и Володя Чугреев — знаменитыми регентами; Таня Соловьёва, без которой не начинали службу наши арбатские батюшки, — солисткой и певчей в Казанском соборе; Вера Сидралёва и Нина Логинова — регентами и певчими. Саша Локшин — чудный бас, украшение хоров…

Храм в Ромашково. Второй слева игумен Валерий Ларичев, третий слева о. Алексий Бабурин (настоятель храма)

Таня Соловьёва пришла в храм на Арбате в самом начале 80-х годов, ещё при жизни моей мамы. Обладая уникальной памятью и редким голосом, она быстро освоила церковное пение. У неё было двое детей-близнецов. Растила она их одна, поэтому, чтобы заработать деньги, она брала очень много служб, часто, как и я, по 42 службы в месяц.

Кроме этого, «в миру» она работала на двух ставках. Она пела всегда. И если вдруг заболевала, то её отсутствие было слишком заметно. Отец Николай Запорожец даже шутил: «Ну что, Тани нет, и храм закрывать, что ли?» Впоследствии отец Александр Мень лично мне говорил в Новой Деревне: «Какой голос дал Бог Татьяне! Когда она поёт — я просто на небе.

Да, да, это небо на земле!» И я старалась найти для Тани хорошие партии соло.

Источник: //nemaloknig.com/read-332337/?page=10

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.