Инклюзивное образование – московский опыт
Инклюзивное образование
— это образование, которое позволяет детям с ограниченными возможностями, детям, которые требуют особого подхода, учиться в обычных средних школах со своим сверстниками, учиться общаться с ними и быть включенными в наше общество.
Инклюзия 1465
С 2013 года в ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» г. Москвы реализуется уникальный инновативный проект по инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду.
Эффекты данной инновации заключаются не только в уникальных результатах и успехах включаемых учеников (например, впервые в России создан прецедент блестящего освоения общеобразовательной программы и социальной адаптации в нормотипичной среде полностью невербальных детей), но и в невероятном родительском и профессиональном запросе на воспроизводство данного опыта в других школах Москвы и городах Российской Федерации.
Построение данной модели инклюзии возможно в любом образовательном учреждении страны при условии освоения всех необходимых знаний, лежащих в основе данной инклюзивной работы, и учета всех методологических, организационных и нормативно-правовых нюансов ее исполнения.
Краткая история проекта
- 2010 год старт образовательной сертификационной программы по АВА-терапии (РГГУ, МИП)
- 2011 год соглашение о сотрудничестве между ЦПА и Autism Research Institute (доступ к актуальным источникам по аутизму и их изучению)
- 2011 год мониторинг зарубежного опыта в области инклюзивного образования (Германия, Израиль, Великобритания, США)
- Май- сентябрь 2012 выбор образцовой модели для адаптации, приглашение супервайзера, старт обучения «готовых» поведенческих специалистов инклюзивной работе
- Октябрь 2012 стартап проекта (подготовительная группа учеников на базе коррекционной школы)
- Февраль 2013 года подбор общеобразовательной площадки и начало работы с регулярным учительским сообществом
- Сентябрь 2013 выход аутичных учеников в общеобразовательную школу
- Сентябрь 2014 запуск модели на базе дошкольного звена образовательного комплекса
Инклюзия 1465. Факты
- Проект разработан АНО « Центр проблем аутизма» и запущен в 2010 году (подготовительный этап и подготовка кадров)
- С 2013 года реализуется инклюзия 7ми учеников с аутизмом разной степени тяжести (в том числе, впервые в общеобразовательной школе обучаются невербальные дети с ментальной инвалидностью).
- С 2014 года начата инклюзия малышей с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития в дошкольное звено комплекса №1465
- Директор образовательного комплекса – канд. ист. н. Луцишин Артур Васильевич.
- На данный момент в общеобразовательный комплексг №1465 включается 21 ребенок в возрасте от 5 до 16 лет с ментальной инвалидностью.
- Школа 1465 была первой школой в России, внедрившей модель образовательной инклюзии с технологией ресурсной зоны и применением методов поведенческого анализа в обучении и адаптации детей с аутизмом.
- Проект является многократным победителем Открытых конкурсов по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимого в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
Принципы инклюзии 1465
- Все ученики приветствуются в системе общего образования. Общеобразовательный класс (с поддержкой) является единственным целевым вариантом обучения независимо от типа и тяжести инвалидности
- Ученики обучаются в классах, где поддерживается процент инвалидов, пропорциональный существующему соотношению инвалидности среди населения (примерно 10% -12% ).
- Ученики получают образование со сверстниками в примерно тех же возрастных группах
- Ученики с различными характеристиками и способностями максимально разделяют общий образовательный опыт со сверстниками, получая индивидуальную поддержку, соответствующую готовности и достигаемым результатам.
- Общий образовательный процесс отстраивается с опорой на стандарты обучения детей БЕЗ инвалидности
- Образовательный процесс направлен на достижение максимально возможного качества жизни идивидуума, следовательно, исходит из поиска индивидуализированного баланса между АКАДЕМИЧЕСКИМ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и СОЦИАЛЬНЫМ /ЛИЧНОСТНЫМ аспектами обучения.
- Ученики должны получать преимущественную поддержку от классных учителей, одноклассников и парапедагогов («естественная опора»), а от носителей «специализированных» компетенций (коррекционные педагоги, дефектологи и врачи) только по мере необходимости.
- Инклюзивным можно считать образование тогда, когда каждое из перечисленных выше правил осуществляется на ПОСТОЯННОЙ, ежедневной основе.
В рамках проекта осуществляется поддержка принципов «модели инклюзии №1465», реализуемой в московской общеобразовательной школе №1465 им. адмирала Кузнецова, и реализуется план распространения знаний и опыта работы инклюзивной модели среди других заинтересованных образовательных учреждений Российской Федерации.
Проект направлен на системное изменение социального положения юных граждан, имеющих аутизм, и на максимальное расширение успешных практик, реализующих законные права на образование и социальную интеграцию этого контингента людей.
Источник: //autismchallenge.ru/portfolio/inclusion/
Родители детей с аутизмом просят московских чиновников дать ход проекту инклюзивного обучения в школах
Проект образования детей с аутизмом «Инклюзивная молекула» уже полтора года работает в восьми школах, но в других заведениях его не внедряют.
Модель «Инклюзивной молекулы»
В 2015 году родители детей с аутизмом при поддержке фонда «Выход» создали проект «Инклюзивная молекула». Это модель образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), по которой для них создают ресурсный класс с опорой на прикладной анализ поведения (ПАП).
В таких классах (отдельных школьных помещениях) дети с особенностями развития занимаются по индивидуальным программам. Но часть уроков они посещают вместе с обычными одноклассниками, и со временем доля совместных занятий увеличивается.
Специалисты надеются, что в итоге ребенок с аутизмом начнет постоянно учиться в общем коллективе.
Департамент образования города Москвы согласился внедрить проект в столичных школах, и с 2015 года эта программа работает в восьми общеобразовательных центрах Москвы.
«Мы как фонд благодарны департаменту за то, что он поддерживает метод ПАП. Без этой единственно научно доказательной методики работы с РАС не было бы никаких ресурсных классов. Сейчас Департамент образования внедряет поведенческие сервисы в детских садах на базе Государственного психолого-педагогического центра.
Кроме того, он создает магистратуру по ПАП на базе государственного вуза и финансирует ее вместе с фондом «Выход».
Это огромное дело, мы признательны департаменту за то, что он соглашается внедрить метод по просьбе родителей и при поддержке фонда», — рассказывает АСИ пресс-офицер фонда «Выход» Мария Божович.
«Инклюзивная молекула» в 2017 году
Официальный статус проекта до сих пор не закреплен, и на сайте Департамента образования города Москвы нет необходимых нормативных документов для его реализации в столице.
Родители детей с аутизмом составили обращение к руководителю департамента Исааку Калине.
По мнению родителей, закрепленная на государственном уровне модель даст проекту импульс, и он появится в других школах, где в нем тоже нуждаются дети с РАС.
«Отсутствие официального статуса образовательного проекта, сроков, механизма реализации, а также его финансового обеспечения приводит к созданию разных условий его реализации в образовательных организациях», — написали родители в письме.
Обращение подписали более 100 человек. Его поддержала Ассоциация организаций, созданных родителями детей с РАС, «Аутизм – регионы».«Мы выбираем для своих детей образование в условиях инклюзии, право на которое гарантировано им российским законом «Об образовании» независимо от материального положения и состояния здоровья ребенка.
Мы хотим помочь государству построить эффективную систему образования для детей с аутизмом, включая обучение, воспитание, коррекцию дефицита развития, социальную адаптацию и инклюзию», — объясняет АСИ директор некоммерческой организации содействия инклюзии детей с РАС «Ресурсный класс» Юлия Радионова.
«Тревога родителей понятна, они волнуются, что у проекта «Инклюзивная молекула» нет будущего, пока Департамент образования не закрепит официальный статус проекта. Сейчас реализация инклюзивного образования, то есть создание специальных образовательных условий для детей с аутизмом и другими ментальными особенностями спущена на уровень образовательных учреждений.
А директора школ, конечно, стараются уклониться, хоть уклоняясь, и нарушают закон об образовании. Они говорят о нехватке тьюторов, помещений, не знают, как измерить эффективность работы с детьми», — отмечает Мария Божович. По ее словам, официальный статус проекта даст возможность директорам школ целевым образом просить у департамента средства на его выполнение.
Научное исследование модели образования детей с РАС в России
По мнению родительских сообществ и фонда «Выход», официальный статус проекта позволит исследовать эффективность модели ресурсных классов в России. Аналогичные исследования в других странах ее уже подтвердили.
«Наш фонд чрезвычайно заинтересован в том, чтобы классы «Инклюзивной молекулы» стали научными полями для будущих исследований, доказывающих эффективность метода ПАП. И это еще одна причина, по которой хотелось строгой, прописанной в государственном положении рамки проекта.
Иначе как доказывать эффективность, на что опираться? Пока же мы можем сказать, что все дети, которые занимаются в ресурсных классах в различных школах Москвы, демонстрируют большие успехи, многие из них выходят в регулярные классы. Но эти наблюдения должны быть подкреплены серьезными научными исследованиями, проведенными Высшей школой.
Мы очень надеемся, что это произойдет», — добавляет Божович.
По ее словам, нечеткая модель также приводит к неэффективному вложению денег в супервизии ресурсных классов. Супервизор отслеживает успехи детей, корректирует их индивидуальные программы, дает рекомендации учителю и тьюторам. Сейчас их работу оплачивает «Выход», приглашая их из-за границы (в России таких специалистов мало), и от этого могло бы быть больше пользы.
Общие барьеры в образовании детей с ограниченными возможностями
Модель ресурсных классов изначально разработана и запущена вне рамок «Инклюзивной молекулы», и опыт открытия таких классов вышел за пределы проекта, отмечает исполнительный директор организации помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова.
Детей с РАС, которым нужны специальные образовательные условия, оказалось намного больше, чем предполагал проект. В 2016 году вне рамок «Молекулы» появилось несколько новых ресурсных классов, групп в дошкольных учреждениях.
Классы продолжат открываться и в следующем учебном году.
«Во всех школах, вошедших в «Инклюзивную молекулу», ситуация разная. Есть очень позитивный опыт — где-то все тьюторы приняты в штат и директора принимают на работу кураторов по АВА (другое обозначение прикладного анализа поведения — прим.ред.), где-то ситуация более сложная и неустойчивая.
Поэтому мы считаем, что проблемы в письме обозначены слишком узко и не отражают спектра интересов всех детей с РАС.
Вместе с другими общественными организациями мы работаем над устранением общих барьеров, которые мешают всем — и «молекулам», и не молекулам, и просто детям с ОВЗ», — рассказала АСИ Багарадникова.
Среди таких барьеров — порядок подушевого финансирования в образовательных организациях (выделяемая учреждению сумма на каждого ученика).
Сейчас коэффициент этого финансирования, который увеличивает выделяемую сумму, зависит от диагноза ребенка и наличия инвалидности.
По мнению специалистов организации «Контакт», в расчете коэффициентов нужно учитывать наличие особых образовательных потребностей и адаптированную программу. Это повысит качество и количество мест помощи детям с ОВЗ.Также организации просят Министерство образования РФ создать методические рекомендации, описывающие все формы образования детей с РАС, включая ресурсную зону и применение АВА.
Санитарные нормы
По мнению общественных организаций, также необходимо пересмотреть действующий с 2016 года СанПиН для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Они считают, что принятые нормы противоречат Конвенции о правах инвалидов ООН и законодательству «Об образовании», так как нарушают равный доступ к образованию.
Как отмечают эксперты, действующие санитарные правила исключают возможность создания специальных классов для детей с РАС.
«У общественных организаций (например, в МГАРДИ, «Контакте») есть немало обращений, связанных со случаями отказа образовательных организаций принимать детей с РАС, ссылаясь на санитарные нормы, — говорит АСИ исполнительный директор организации помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова. — В одном из случаев группа родителей, выступившая с инициативой создания ресурсного класса для детей, получила около 40 отказов руководителей образовательных организаций».
По ее словам, из-за санитарных норм директора московских школ, участвующие в проекте «Инклюзивная молекула», сегодня действуют в зоне риска.
«Фактически данные правила ставят вне закона те успешные инклюзивные проекты для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которые уже несколько лет осуществляются совместными усилиями общественных организаций и органов образования в различных регионах РФ. Однако до сих пор Роспотребнадзор оставил без внимания все те проблемы, которые были указаны в этих обращениях», — отмечает Багарадникова.
Как рассказывает эксперт, по требованиям СанПиН при смене программы ребенку с РАС нужно поменять класс. То есть школа должна найти возможность создать специальный класс для детей с задержкой психического развития или рекомендовать ученику найти другую школу с малокомплектным классом.
«Даже в относительно обеспеченной Москве таких классов очень немного, не говоря уже о том, что смена классного коллектива для ребенка с РАС – серьезный удар по его социальным навыкам и социальным связям.
А это уже напрямую противоречит цели санитарных правил как технического регламента, призванного обеспечить максимально комфортную и здоровую среду для развития ребенка», — поясняет она.
1 марта на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере член Совета Елена Клочко подняла проблемы, связанные с введением новых СанПиН. Вице-премьер России Ольга Голодец дала поручение запросить ответ в Роспотребнадзоре.
Сейчас родители собирают подписи под обращением в Департамент культуры города Москвы. Поддержать петицию можно здесь.
АСИ также направило официальный запрос информации в Департамент образования города Москвы и будет следить за развитием ситуации.
Источник: //www.ASI.org.ru/news/2017/03/02/inklyuzivnaya-molekula/
Инклюзивное образование в Москве
Некоторые родители не хотят, чтобы их дети учились с инвалидами.
Почему так происходит и как объяснить, что инклюзия – это польза для обеих сторон? Как создать единую среду для здоровых детей и детей с инвалидностью? Как инклюзия отражается на развитии, здоровье, социальной адаптации как обычных, так и особенных детей? Что делают директора и учителя, чтобы отношение к проблеме менялось в лучшую сторону?
На тему инклюзии в образовании поговорили с Баталовым Антоном Сергеевичем, председателем Ассоциации инклюзивных школ Москвы.
Что такое инклюзивная среда и стоит ли её создавать
Сегодня вопрос уже так не ставится. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) столь стремительно растёт, что школы обязаны создавать инклюзивную среду. В России только по официальным данным насчитывается около 2 млн детей с ОВЗ (8% от всех детей), 600 тысяч из них – инвалиды.
В школах Москвы обучается 53 тысячи детей с особыми образовательными потребностями, в том числе более 20 тысяч детей-инвалидов. Это примерно 7,5% от общего контингента учащихся, для которых необходимы особые условия, – организационные, пространственные, психологические, методические.
Совокупность этих условий и есть образовательная среда, которая уже существует.
Современная московская школа – это школа для всех и каждого. У каждого ребенка есть потенциал, каждый имеет право на психологическую поддержку, социальное благополучие.
А каким образом объединить в одном пространстве детей с разными особенностями и возможностями? Лишь создав для них единое образовательное пространство. Это и специальные условия для особых детей, и социальное взаимодействие особенных и здоровых детей, и формирование жизненных навыков.
Мы ориентируемся на общий результат – «готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Для этого мы объединили общее, специальное и дополнительное образование в одно целое.Хотелось бы особо подчеркнуть: инклюзивная культура формирует правильные социальные установки. Это нравственные ценности, толерантность, поддержка, принятие, сотрудничество.
Поверхностное восприятие
К сожалению, многие родители воспринимают школу как место личного обучения и личного воспитания их единственного и неповторимого ребенка. При этом они не задумываются о его социализации. Упускают тот факт, что знания сами по себе и воспитанность сама по себе никому не нужна. Человек является человеком лишь в обществе.
А общество – это не только отличники, здоровые и хорошие люди. Общество, оно разное. В реальном социуме очень много противоречий: уровней развития людей, профессиональной подготовки, мировоззрений. У всех разные потребности и предпочтения.
И во всем этом динамическом единстве ребенок должен найти свой путь. Он должен уметь разрешать противоречия, терпимо относиться к ближнему, уметь чувствовать чужую боль и нести ответственность не только за себя, но и за других людей.
Всему этому надо учиться, просто так это не дается. И теоретических знаний здесь недостаточно: нужна постоянная практика общения с разными людьми. Это возможно в инклюзивной образовательной среде.
Вспомним Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Он будет мешать
Также типичный миф для родителей – особый ребенок будет отнимать больше времени на уроке, и это повлияет на качество образования остальных детей. Можно услышать такие фразы: он будет мешать, он отвлекает педагога, у учителя не хватит на всех времени.
Да, работа с особыми детьми требует дополнительных ресурсов и временных затрат. Но арсенал педагога – это не время урока, а предварительная подготовка. И это не только задача учителя, но и администрации.
Она обеспечивает особую пространственно-временную организацию для оптимального «встраивания» ребенка в процесс.Мы используем технологии, которые позволяют проводить урок с учетом разноуровневого класса: дифференцированный подход, электронное обучение, современная техника, интеграция в электронный сценарий урока (проект “Московская электронная школа”. – Ред.) коррекционных и дидактических приемов.
Обучаясь вместе, дети выполняют разные социальные роли: лидера, наставника, помощника, партнера. За пределами школы мир не разделён на людей с особыми потребностями и без них. Опыт сотрудничества провоцирует эмоциональный отклик и формирует отношение к особенным людям как к равным партнерам.
Меняться к лучшему
В Москве произошел качественный скачок в области инклюзивного образования. Этому способствуют, в частности, специальные проекты. Например, “Ресурсная школа”: в школах выстраиваются вертикали от дошкольного до профессионального образования, происходит распространение технологий сопровождения особых детей, их обучения и развития.
Благодаря “Ресурсной школе” созданы методические базы по этой проблеме в каждом межрайонном совете директоров. Другой пример – проект «Инклюзивная молекула»: дети с расстройствами аутистического спектра получили возможность социализироваться в среде сверстников, а не оставаться изолированными.
Многие школы заимствовали опыт постепенного включения детей с аутизмом в образовательную ситуацию.
На «Международном Московском салоне образования 2017» мы общались как с представителями московских школ, так и школ из регионов. Коллеги отмечают существенные изменения в содержании образования и подходах к совместному обучению разных детей.
Есть тенденция к увеличению контингента детей с ОВЗ, которые обучаются в инклюзивных классах.
Коллеги делились опытом обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.
Еще раз хочу подчеркнуть важность создания инклюзивной среды. Реальная практика показывает: формирование гуманной позиции школьника по отношению к инвалидам малоэффективно, если оно базируется только на передаче соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п.
Abilympics в России
Международное движение Abilympics создано для помощи в трудоустройстве людей с инвалидностью. Россия присоединилась к движению в 2014 году, и это значимое событие не только для московского или российского образования, но и для всего общества в целом.
Мало создать особую инклюзивную и толерантную среду в образовательных организациях. Если общество в целом не пронизано идеями поддержки и адаптации инвалидов, то вчерашние школьники будут попадать в иную среду – жесткую и нетолерантную.
Ведь воспитывает не школа, воспитывает все общество.
В Управляющий совет Abilympics в России вошли руководители Всероссийского Общества глухих, Всероссийского Общества слепых, Всероссийского Общества инвалидов, Российского Клуба психиатров и других авторитетных организаций.Важное направление деятельности Abilympics – международные соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов (//abilympicspro.ru/). В марте 2016 года Первая российская национальная сборная приняла участие в 9-м Международном Чемпионате Abilympics в Бордо (Франция), завоевав три бронзовых награды.
Abilympics в школе
Abilympics Russia отличается тем, что в соревновательную программу включены школьники. И это правильно! Ведь профориентация лиц с инвалидностью начинается именно в школьные годы. Соревнования Abilympics позволяют не только попробовать различные профессии, но и показать себя в них.
В 2016 году победителями стали 34 школьника из разных регионов России, из которых 26 человек – учащиеся московских школ. И области, в которых они добились успеха, – самые разные.
Это администрирование баз данных и вязание крючком или спицами, дизайн персонажей и лозоплетение, мультимедийная журналистика и резьба по дереву, флористика, репортерская фотография и художественный дизайн.
Мы с полной уверенностью можем сказать, что стали частью мирового движения Abilympics, так как нашли в нем свою нишу – образовательную.
//www.molnet.ru/mos/ru/school/o_373047
Источник: //www.znaem-mozhem.ru/?p=821