Иностранный контингент. Какие иностранцы учатся в России?

Содержание

Иностранные студенты в России

Иностранный контингент. Какие иностранцы учатся в России?

© ЮУрГУ

За год число учащихся из других стран в российских вузах увеличилось на 17% и составило более 242 тысяч человек. Узнайте, чем иностранных абитуриентов привлекает учеба в России.

Высокое качество и доступная цена

Традиционно российские вузы пользуются популярностью в странах СНГ и на бывшем постсоветском пространстве, а также в Индии, Вьетнаме, Китае и большинстве стран Африки. Однако в последние годы интерес к университетам России растет и в Европе.

Среди стран бывшего СССР наиболее активно образовательными программами российских вузов интересуются абитуриенты из Казахстана. Из этой страны насчитывается более 46 тысяч студентов.

Также популярна Россия у желающих получить высшее образование в Узбекистане, откуда к нам приехали 14 тысяч студентов. Чуть меньше в российских вузах учится граждан Туркмении – 13,4 тысячи, Украины – 12,3 тысячи, Китая – 12 тысяч.

Иностранные студенты в России предпочитают очную форму обучения – число желающих получать образование таким образом выросло за прошедший год на 17%, тогда как количество заочников увеличилось только на 6%.

Сотрудники «Центра социологических исследований» в 2015 году провели опрос среди 3000 иностранных студентов из 100 различных российских вузов. Респонденты должны были ответить на вопрос, почему они решили получать высшее образование в нашей стране.

27% опрошенных заявили, что выбрали Россию, так как здесь высокий уровень образования. Второй по популярности ответ – доступная стоимость обучения, на этот фактор указали 24% иностранных студентов.

Кроме того, повлияли на выбор вузов рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег, а также направление национального министерства образования.

Примечательно, что в меньшей степени на выбор университета влияет его положение в мировых рейтингах, в том числе и таких авторитетных как THE, QS и ARWU. Хотя каждый шестой студент и признает, что просматривал подобные исследования, прежде чем определиться с выбором вуза.

Чаще интересуются позицией университета в мировом ранге вузов иностранные аспиранты, – примерно четверть из них учитывали их при выборе программ обучения.

© ВШЭ

Высшее образование в России

Российское высшее образование завоевывает новые рубежи, становясь все более сильным конкурентом европейским вузам.

Только за год число студентов из Европы в вузах России увеличилось на 40%, достигнув 2,5 тысяч человек в 2015-2016 учебном году.

Позиции высшего российского образования укрепляются и на азиатском рынке. На 20% выросло число студентов из Индии – в прошлом учебном году в вузах России училось 5,3 тысячи человек.

«Прирост» из Китая составил 10%, достигнув 12 тысяч студентов.

При этом в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) большинство иностранных студентов – около 70% – являются именно гражданами КНР, что объясняется географическим положением вуза.

Обучение в России пользуется популярностью и во Вьетнаме – оттуда в нашу страну приехали учиться 3,1 тысячи человек. С каждым годом все активнее интересуются российскими вузами студенты из стран Африки.

Если в 2010-2011 году образование в российских вузах получали около 7 тысяч человек, имеющих гражданство африканских государств, то в 2013-2014 годах их число выросло до 8 тысяч, а в 2015-2016 году их стало уже 11 тысяч человек.

Популярность России повышает и наличие образовательных стипендий для иностранцев – последние несколько лет Правительство РФ ежегодно выделяет 15 тысяч бюджетных мест в различных университетах страны.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ «Факты образования», около 46% учащихся очных отделений из других стран не платили за учебу в 2013-2014 году. Кроме того, госстипендии получили 11,6% иностранцев, проходящих очно-заочное обучение, и 5,4% заочников.

© МИФИ

Самые популярные профессии 

Если еще несколько лет назад все иностранные студенты чаще всего приезжали учиться в Москву либо в Санкт-Петербург, то теперь набирают популярность и вузы в различных регионах страны.

В 2015 году лидерами по числу иностранцев стали Российский университет дружбы народов (РУДН), Санкт-Петербургский государственный университет, и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого (СПбПУ).

В топ-10 входят Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Новосибирский государственный технический университет и Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Курский государственный медицинский университет и Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

На сегодняшний день около 40% всех иностранных студентов учатся в 300 вузах, расположенных в Центральном федеральном округе. Из них 130 расположены не в Москве.

Далее следует Северо-Западный округ, где в 96 вузах учатся более 16% иностранцев. Замыкает тройку лидеров Сибирь, в 91 университете которой числятся около 13% от всех студентов из других стран, получающих образование в России.

Что касается специализации, иностранцы по-прежнему интересуются медицинскими направлениями, однако заметно увеличилась и популярность технических профессий – по последним данным инженерно-технические специальности получают 22% иностранных студентов, медицинские вузы выбрали 17%, а 16% предпочли программы, связанные с экономикой и управлением.

В топ-5 востребованных направлений также входят гуманитарно-социальные программы и специальность «Русский язык» – их изучают 12,2% и 11,8% иностранцев соответственно.

Таким образом, российские вузы становятся все более привлекательными для иностранных студентов как в европейских, так и в азиатских странах. Помимо доступной цены и качественного образования, университеты России предлагают и все больше актуальных программ подготовки, что позволяет выпускникам получить профессию, востребованную на рынке труда и способствует их дальнейшему трудоустройству.

Источник: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-v-rossii-/

Письма из России: иностранные студенты — о том, пригодилось ли им российское образование

Иностранный контингент. Какие иностранцы учатся в России?

  • Где учился: Московский международный университет
  • Специализация: русский как второй язык
  • Когда: сентябрь — декабрь 2005

Шесть падежей и неправильные глаголы

Я всегда хотел работать в сфере международных отношений, поэтому в Университете Калифорнии в Беркли выбрал в качестве специализации политологию.

Еще нужен был иностранный язык, и я подумал: у международников постоянно нехватка сотрудников со знанием не очень распространенных языков — русского, китайского, арабского, фарси; за владение ими идет надбавка, можно уехать работать в эти страны.

Я решил взять что-то из этого списка: три дня изучал китайский, потом понял, что, пожалуй, не буду, и попробовал русский.

Преподаватель подготовила карточки с изображениями вина, пива, сыра, и все, что надо было делать на первом занятии, — это говорить: «Пиво, пожалуйста». Я обрадовался, что это так легко, и остался. На дом дали задание выучить алфавит, потом научиться писать печатными буквами, потом прописью.

О том, что в русском языке шесть падежей, правильные и неправильные глаголы, преподаватели умолчали! Они начали с очень простых вещей; в какой-то момент я очнулся: «Так, что тут происходит?» — но было поздно.

После того как ты целый год это все изучал, бросить и начать с нуля что-то другое уже не можешь, поэтому думаешь: «А-а-а-а!» — и продолжаешь учиться.

После первого курса я прошел летний интенсив по русскому языку в Вермонте и по возвращении оказался уже на более продвинутом уровне, чем мои однокурсники в Беркли. Понял, что надо что-то с этим делать, — а моя профессор сказала: «Просто поезжай в Россию». Так осенью 2005 года по программе обмена я попал в Международный университет в Москве.

«Найдем что-то попроще»

Среди предметов были фонетика, грамматика, развитие речи, и еще я выбрал литературу и кино.

Это был самый интересный курс: мы смотрели много фильмов (в основном советскую классику — «Белое солнце пустыни», «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу»), обсуждали сюжеты и исторический контекст.

Историю Москвы вел директор нашей программы Арч Гетти — профессор из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, который специализируется на сталинизме (он 40 лет работал в старых советских архивах) и «под прикрытием» изучения истории Москвы преподавал нам этакую ревизионистскую историю.

Учиться в Международном университете легче, чем в Беркли. Там много заданий, большой список литературы, а здесь для получения минимального балла достаточно посещать занятия.

Самым сложным заданием было прочитать «Мастера и Маргариту», а когда мы пожаловались, что не можем, наша преподавательница сказала: «Ничего страшного, давайте найдем что-то попроще». После этого мы стали читать только короткие рассказы, отрывки из пьес и поэзию.

Занятия по развитию речи были чем-то вроде разговорного клуба: мы просто вели беседы на свободную тему. Дополнительно я переводил стихи Александра Блока.

Русский язык: выберите курс или лекцию

В группе было около двадцати человек. Некоторые учили русский для бизнеса, кого-то просто интересовала русская культура.

Были три человека, для которых русский был родным — ребята, переехавшие в Америку в возрасте 7–10 лет, — но, кроме меня, мало кто хорошо владел языком. Я был тем, кто заказывает еду и находит маршруты.

Должен сказать, это оказалось самой эффективной практикой, без которой, думаю, я мало чего достиг бы.

Стоимость обучения была такой же, как и в Беркли. Жилье — в семье — организовывала программа. Помню, были дни, когда собираешься в университет — еще темно, занятия заканчиваются — уже темно. В свободное время мы много гуляли: ходили на Новодевичье кладбище, в Третьяковку.

Ездили в Петербург, Таллин; на каникулах съездили на поезде в Киев и Одессу. Каждый четверг встречались в квартире Гетти, все приносили еду, напитки, проводили время вместе (у него был хороший интернет, так что мы могли позвонить домой).

Я в Москве подружился с ребятами из Калифорнии, мы до сих пор собираемся иногда на барбекю, устраиваем русские вечера.

Русский как авантюрный

Знание русского языка дает доступ ко всей русской культуре. Литература, язык, кино — ты подключаешься ко всему этому огромному миру.

Европейская культура отличается от американской не так уж сильно, а с русской есть значительный культурный разрыв, и это не перестает впечатлять.

Более того, с русским языком появляется культурный доступ ко всему постсоветскому пространству: я немного понимаю украинский, польский — это полезно, можно много путешествовать.

Мне очень пригодилось полученное в России образование, знание языка и контекста, когда я работал в благотворительных программах Global Healing (мы проводили медицинские тренинги в России, Грузии, Армении, Молдове, Украине) и Heart to Heart Global Cardiac Alliance (там я работал фандрайзером и помогал с переводами на тренингах для хирургов — для этого, конечно, мне понадобилась дополнительная медицинская подготовка).

Сегодня я работаю в благотворительном проекте, который помогает Непалу, и не пользуюсь русским. Читаю российские новости иногда, книги уже не читаю. В США у меня мало возможностей практиковаться.

Я не очень чувствую культурную связь с эмигрантами из Советского Союза: они или ненавидят Россию, или живут достаточно изолированным сообществом.

Россия очень стигматизирована на Западе, и я заметил за собой в последнее время, что выступаю ее защитником, если оказываюсь в Грузии или Украине. В России мне комфортнее.

Я бы хотел жить здесь (а работать, например, в Грузии), потому что регион бывшего Советского Союза вызывает во мне живое любопытство, интерес к культуре и ощущение какой-то авантюры.

31 год, Франция

  • Где учился: МГУ, факультет государственного управления
  • Специализация: международные отношения
  • Когда: 2008/09

Музыка и международные отношения

Я выучил русский почти случайно: так получилось, что у нас дома два года подряд по две недели жили русские музыканты (они приезжали на гастроли, а я как раз учился в музыкалке при консерватории).

В моей школе в качестве первого иностранного все выбирали немецкий или английский, но я подумал, что английский выучить всегда успею, а немецкий мне не нравился. Зато нравился русский — казался необычным, экзотическим.

Так в 10 лет я начал его учить.

Для меня русская культура — это целый мир: Российская империя, Советский Союз, теперь Россия — а еще Центральная Азия, Украина, Кавказ… Я всегда хотел поехать в Россию и, когда поступил в Институт политических наук в Лионе (Science Po), воспользовался программой сотрудничества с факультетом государственного управления в МГУ. Выбрал интересные мне тогда предметы — экономическую географию, экологию, отношения между Российской Федерацией и Евросоюзом, власть в СССР, международное право, субъекты самоуправления — и поехал в Москву.

Первое впечатление от МГУ — главное здание и территория. Да и сама жизнь в общежитии стала для меня чем-то новым, уникальным: я впервые столкнулся с разнообразием, какое не встретишь во Франции. Студенты были отовсюду: из Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Мурманска, Сибири, Дальнего Востока. Мне нравилась жизнь в ГЗ — кроме тараканов на кухне, там все было хорошо.

Система обучения в целом очень похожа на французскую, предметы — например, право или организация управления — тоже. Разве что в геополитике преподавательница расставляла немного другие акценты. И отличались экзамены: мы почти всегда могли их сдавать устно, а с иностранцев, как мне показалось, спрашивали меньше.

Учились мы бесплатно, все преподавание было на русском — во Франции для этого пришлось предварительно сдать экзамены. После года в МГУ я вернулся и свой диплом международника (с фокусом на бывшее советское пространство и энергетику) получил уже во Франции.

Тонкости бизнеса

После учебы у меня была практика в Молдове и Казахстане. Потом я поработал немного в Париже и в 2012 году устроился на работу в Москве во французскую энергетическую компанию, веду проекты в сфере энергетических сервисов.

Образование и опыт жизни в России помогают — например, разбираться в тонкостях местного менталитета, что принципиально важно в бизнесе. Здесь сложно строить бизнес, если не понимаешь, как устроена иерархия в компании партнера и к кому и как обратиться.

Важна ответственность: если ты что-то пообещал, надо выполнить, потому что иначе это надолго испортит отношения. Но перед встречей лучше дополнительно позвонить, иначе приедешь, а там никого не будет.

Партнерские отношения очень важны и развиваются годами: мне может позвонить человек, с которым мы не общались несколько лет, но он все еще помнит наш последний разговор и хочет восстановить контакт. Поддержка подобных отношений вызывает уважение — на Западе доверие и ответственность играют меньшую роль в бизнесе. И еще здесь все любят французов.

А вообще, Россия — это страна, которая одновременно очень похожа и не похожа на Европу. В Москве меня не покидает ощущение экзотики — город радикально изменился с 2010 года, и каждый год он другой. Мне интересно понять, куда это все движется.

26 лет, Нидерланды

  • Где училась: Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Специализация: энергетическая политика Евразии
  • Когда: 2014/15

Нефть, газ и коммунизм

Меня с подростковых лет интересовала история левых идей — социализма и коммунизма в России. Позже я полюбила и русскую литературу, и русскую кухню.

Меня интриговало, что Россия, будучи европейской страной, из-за немногочисленных, но важных событий стала развиваться совсем в другом направлении, чем остальная Европа.

Так что после бакалавриата по Russian Studies в Лейденском университете магистратура в России стала для меня логичным продолжением.

Я решила специализироваться на российской энергетике, но не хотела фокусироваться исключительно на нефти и газе — и нашла подходящую программу (не похожую ни на одну другую) в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Университет преподает, улица учит

Европейский университет — это частный университет, устроенный по британской системе обучения, которая очень похожа на то, как я училась в Нидерландах.

Отличий немного: больше экономики и финансов (в Голландии особое внимание уделялось политике, культуре, литературе), занятия по три часа вместо полутора в Лейденском и оценки по американской шкале — от А до C.

Долгими занятиями я наслаждалась: больше времени для полного погружения в тему и осмысленного обсуждения. С системой оценок я не очень согласна.

В Голландии высший балл практически невозможно получить, а в англосаксонской традиции даже среди тотально слабых работ находят лучшую, чтобы поставить ей А+, — и может показаться, что студенты в голландской образовательной системе глупее, чем, скажем, в британской, но это не так. Кроме того, в англосаксонской традиции на оценку влияет уровень студента относительно других учащихся — мне кажется, это необъективно.

Когда заканчивались занятия, мое обучение продолжалось на улицах: культурная жизнь, множество интересных знакомств, — город сам вдохновлял и мотивировал меня, давал мне энергию изучать больше. К семинарам я готовилась дома: я пью много чая и курю, а в университетской библиотеке этого делать нельзя.

Тайное общество

Погрузившись в российскую реальность, я получила больше знаний о России, чем в университетах. Это не только помогло мне как исследователю, но и повлияло на меня как на человека.

Я думаю, что во время поиска работы — сейчас я работаю в ОБСЕ — именно тот факт, что я училась и жила в России, указывал на мою мотивацию и интерес, идущий далеко за рамки безопасного западного мира и монотонности академических взглядов на Россию.

Этот же опыт оказался бесценным при получении второй магистерской степени — уже в Лейденском университете.

Как Европейский университет пережил год без лицензии

Поездка в Россию оказалась для меня судьбоносной: в Европейском университете я повстречала своего будущего мужа; на нашей свадьбе гуляли друзья из Америки и Англии, с которыми мы также познакомились в университете.

После окончания учебы я работала главным редактором академического журнала, который выпускала моя программа, и благодаря этому до сих пор поддерживаю связь с преподавателями.

А сейчас я живу в Ташкенте — и с тех пор, как переехала (в марте 2018-го), успела встретить нескольких людей, которые тоже так или иначе связаны с университетом.

Это здорово: чувствуешь себя частью какого-то тайного сообщества или общего рода.

Возможно, нас объединяет знание, какой фантастической может быть Россия, в то время как те, кто в этой стране никогда не был, видят только негатив из газетных заголовков.

В европейских медиа сейчас много критики в сторону России; при этом «эксперты» и «обозреватели» часто не имеют понятия, каково это — жить в России: страну представляют как периферию, где все люди слепо следуют за лидером и настроены против Запада. Я же встречала в России множество свободомыслящих людей.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17016-pisma-iz-rossii-inostrannye-studenty--o-tom-prigodilos-li-im-rossiyskoe-obrazovanie

Поступление в Академию иностранных граждан

Иностранный контингент. Какие иностранцы учатся в России?

Представленная информация сформирована на основе часто задаваемых вопросов и не является исчерпывающей. Подробный порядок и условия зачисления иностранных граждан на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры устанавливаются Правилами приема в Академию.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства*.

Иностранные граждане могут поступать на обучение по программам высшего образования в Академию двумя способами:

  1. По квоте Правительства РФ для иностранных граждан (бесплатное обучение).
  2. В общем порядке в соответствии с Правилами приема в Академию (бесплатное или платное обучение).

С отличиями поступления в рамках квоты и в общем порядке можно ознакомиться здесь

Поступление в рамках квоты

Заполнить заявление онлайн

Внимание! Прием документов завершен 20 мая

Инструкция по заполнению и подаче онлайн формы заявления

Внимание! Академией принимаются к рассмотрению документы, отправленные только через онлайн форму (см. 5.3 Инструкции). Заявления, заполненные иным способом или отправленные при помощи других технических средств, к рассмотрению не принимаются.

Отбор иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в Академию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г.

№ 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» осуществляется Академией в 2019/20 учебном году по следующим направлениям подготовки программ бакалавриата, магистратуры, научно-педагогических кадров в аспирантуре (условия отбора).

Возможность зачисления на обучение в пределах квоты предоставляется кандидатам, прошедшим один из следующих видов отбора:

  • отбор, проводимый Россотрудничеством (для граждан всех стран);
  • отбор, проводимый Россотрудничеством совместно с Академией (для граждан Болгарии, Казахстана, Монголии, Украины);
  • отбор, проводимый Академией самостоятельно (для граждан всех стран).

Правила отбора, проводимого Академией самостоятельно

1) Для участия в отборе, поступающие подают следующие документы
2) Поступающие проходят вступительное испытание в форме собеседования (программа собеседования).

Собеседования проводятся в установленном Порядке (раздел 5) индивидуально и (или) по мере формирования групп из числа лиц, подавших необходимые документы.

3) Списки поступающих рекомендованных к зачислению по результатам проведения вступительного испытания направляются Приемной комиссией Академии в Минобрнауки России для выдачи направлений на обучение в пределах квоты.

Поступающие информируются о дате и времени прохождения вступительного испытания, а также о рекомендации к зачислению или об отказе в зачислении путем направления соответствующей информации на электронный адрес, указанный в заявлении.  

4) Зачисление в Академию осуществляется после выдачи Минобрнауки России направления на обучение и предоставления поступающим необходимых документов (перечень необходимых документов направляется на электронную почту поступающих рекомендованных к зачислению).

Всем кандидатам, зачисленным на обучение в Академию в пределах квоты предоставляется место в общежитии.


Как правильно подать документы и принять участие в отборе на обучение в РАНХиГС в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации для иностранных граждан

1-й шаг – Подача заявления и необходимых документов

Заполнить, распечатать, подписать и направить в Академию в электронном виде заявление на получение образования в России в пределах установленной квоты, а также сканы необходимых документов. Перед заполнением заявления обязательно ознакомьтесь с Инструкцией по его заполнению и подаче

Если вы хотите участвовать в отборе на разные уровни образования (например, бакалавриат и магистратура или магистратура и аспирантура), а также обучаться в Академии или в одном из ее филиалов, то вам необходимо подать два комплекта документов.

Форма заявления, примеры его заполнения, а также вся необходимая информация по направлению документов в Академию будет размещена на сайте Академии с 11 февраля 2019 г. 

Дополнительно вы будете проинформированы о результатах рассмотрения документов и регистрации заявления.

2-й шаг – Прохождение вступительного испытания
Если заявление заполнено правильно и все необходимые документы представлены, вы будете дополнительно проинформированы о планируемом времени прохождения вступительного испытания.

Для прохождения вступительного испытания вам необходимо лично прибыть в Академию или быть готовым пройти собеседование дистанционно, с использованием программы Skype.

Для дистанционного прохождения вступительного испытания технические средства должны обеспечить возможность визуально установить соответствие личности поступающего его паспорту и провести вступительное испытание в режиме реального времени (компьютер, видеокамера, доступ в Интернет).

3-й шаг – Информирование о результатах отбора
После проведения вступительных испытаний вы будете проинформированы о результатах отбора: Рекомендация к зачислению или Отказ в зачислении.

  В случае рекомендации к зачислению вам необходимо подтвердить свое согласие на обучение в Академии для последующего направления вашего досье в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и оформления направления на обучение.

4-й шаг – Прибытие на обучение До начала занятий вам необходимо прибыть в Академию для зачисления.

На данном этапе вы будете дополнительно получать подробную информацию и консультирование по следующим вопросам: сроки прибытия; полный перечень необходимых для зачисления документов; порядок получения или продления визы (при необходимости); проживание в общежитии Академии; оформление полиса медицинского страхования; постановка на миграционный учет, иные вопросы организации обучения в Академии.

Сроки приема в 2019/20 учебном году:

Срок начала приема документов – 11 февраля 2019 г.Срок завершения приема документов – 20 мая 2019 г.

Срок проведения вступительных испытаний – с 18 февраля 2019 по 20 июня 2019 г.

Контакты:
Управление образовательной политики: Тел.: +7 499 956-98-50,  Email:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Личный прием по вопросам поступления по квоте проводится: Вторник – Четверг с 14.00 до 17.00 в кабинете 1405 (корпус 9).

Для оформления пропуска на территорию Академии необходимо за 2 рабочих дня до визита направить на указанный выше электронный адрес информацию о ФИО и точной дате визита.

Поступление в общем порядке

1. Правом поступления на договорную основу (платное обучение) обладают все иностранные граждане вне зависимости от гражданства. Предоставление дополнительных документов, указанных ниже в п.п. 3.1. не требуется.

2. Правом поступления на бюджетную основу (бесплатное обучение) обладают:

2.1.  Граждане следующих стран:2.1.1. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан (дополнительные  требования отсутствуют).2.1.2.

Республика Армения, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Украина, Грузия, Азербайджанская Республика, Туркменистан, Эстонская Республика (присутствуют дополнительные требования, установленные международным договором Российской Федерации с соответствующим государством**).

2.2. Соотечественники. При поступлении на обучение в Академию в качестве соотечественника необходимо представить документы (иные доказательства) подтверждающие:

– в отношении родителя поступающего: гражданство СССР  (как правило, свидетельство о рождении СССР, паспорт СССР); гражданская принадлежность в настоящее время (как правило, паспорт  иностранного гражданина); проживание в настоящее время за рубежом  (как правило, паспорт со штампом в графе «Место проживания», официальные выписки, справки и т.д.);

– в отношении потомков соотечественника (поступающие):

подтверждение родства с вышеуказанным лицом (как правило, свидетельство о рождении, паспорт со штампом в графе «Дети»);

проживание в настоящее время за рубежом  (как правило, паспорт со штампом в графе «Место проживания», официальные выписки, справки и т.д.).

Иностранные граждане, имеющие право на бесплатное обучение, могут одновременно участвовать в конкурсе и на бюджетную основу и на договорную основу.

3. Для участия в конкурсе на поступление в Академию на договорную и (или) бюджетную основу необходимо представить в установленные Правилами приема сроки:

  • заявление о приеме;
  • документ, удостоверяющий личность, гражданство, либо личность иностранного гражданина (или его копию);
  • документ о предыдущем уровне образования с приложением (или его копию);
  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, установленные Правилами приема (представляются по усмотрению поступающего);
  • 2 фотографии 3х4 см.  (для лиц, поступающих не по результатам ЕГЭ, а по результатам экзаменов, проводимых Академией).

3.1. При поступлении на бюджетную основу иностранный гражданин предоставляет дополнительные документы для соотечественников (см. выше п.п. 2.2), а также для граждан стран, указанных выше в п.п. 2.1.2.

Если при поступлении в Академию иностранный гражданин представляет документ о предыдущем уровне образования, полученный не в Российской Федерации, а в иностранном государстве, то он также должен пройти процедуру признания образования в Академии. Внимание! Прохождение процедуры признания в Академии не требуется, если имеется свидетельство Рособрнадзора о признании иностранного образования.

Документы, оформленные на иностранном языке предоставляются с переводом на русский язык, заверенным нотариально.

Если иностранный гражданин поступает на программы бакалавриата и специалитета по очной или очно-заочной (вечерней) формам обучения, то вышеуказанные документы необходимо представить в следующие сроки:

  • с 20 июня по 26 июля – для поступающих по результатам ЕГЭ
  • с 20 июня по 10 июля – для поступающих не по результатам ЕГЭ, а по результатам экзаменов, проводимых Академией.
  • с 20 июня по 12 июля – для поступающих на направления подготовки 42.03.02 Журналистика и 54.03.01 Дизайн.

При поступлении на платное обучение иностранные граждане сдают 2 экзамена в Академии в форме тестирования или предоставляют результаты ЕГЭ (по выбору поступающего).

При поступлении на бесплатное обучение иностранные граждане сдают 3 экзамена в Академии в форме тестирования или предоставляют результаты ЕГЭ (по выбору поступающего). С перечнем вступительных испытаний можно ознакомиться здесь.

С программами экзаменов, проводимых Академией можно ознакомиться здесь. Расписание экзаменов, проводимых Академией (с точным указанием адреса, аудитории и  времени проведения) будет размещено не позднее 1 июня здесь.

Внимание! В случае успешного прохождения конкурса и зачисления в состав студентов Академии, иностранные граждане представляют также документы в соответствии с миграционным законодательством РФ. Для получения более подробной информации по данному вопросу необходимо обращаться на факультет к координатору по работе с иностранным контингентом.

По вопросам поступления иностранных граждан необходимо обращаться:

Прием документов на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по договорам об оказании платных образовательных услуг от иностранных граждан осуществляется Приемными подкомиссиями институтов, факультетов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* 62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве РФ».

(При наличии наряду с гражданством Российской Федерации гражданства другого государства в заявлении о приеме указывается гражданство Российской Федерации).

** Как правило, дополнительные требования устанавливаются в части необходимости проживания иностранных граждан на территории РФ (т.е. требуется наличие вида на жительство/разрешения на временное проживание).

  • Инфографика. Поступление в Академию иностранных граждан на программы бакалавриата и специалитета в 2019 г. в общем порядке

Источник: https://www.ranepa.ru/pk/postuplenie-inostrannykh-grazhdan

Обучение иностранных студентов в Российской Федерации

Иностранный контингент. Какие иностранцы учатся в России?

Вопрос, как чувствуют себя иностранные студенты в России, крайне важен для нашей страны. Стремящаяся к знаниям молодёжь, приезжающая из других государств, в будущем станет у руля власти, культуры и экономики своих уголков планеты.

Количество студентов из других стран в российских вузах составило более 242 тысяч человек.

Привлекая сегодня молодых иностранцев обучаться в РФ и создавая для них нормальные условия, российское правительство и органы образования формируют будущее взаимодействие с другими странами, положительно влияют на международные рейтинги России и поднимают её авторитет.

Как оформить студенческую визу в Россию можно узнать на нашем сайте.

Сколько иностранцев обучается в российских ВУЗах

Британская компания QS изучает вопрос миграции молодёжи, желающей обучаться не дома, а в других государствах. Выделено 50 государств, между которыми ежегодно распределяются места по количеству прибывающих в них студентов. Регулярно лидирующие позиции занимают:

  • США;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Австралия;
  • Канада;
  • Франция;
  • Нидерланды.

Россия уже многие годы оказывается в середине списка. Между тем её позиции в области международного образования укрепляются, о чём говорят цифры статистики. Всего 3% молодых людей мира, решивших «грызть гранит науки» в других странах, выбрало для обучения Россию. Прогнозируют, что эта цифра будет увеличиваться.

Почти в 800 вузах России учатся иностранные студенты

Предпосылки для этого есть. Это видно по прошлым годам. Так, если сравнивать 2015 и 2016 годы, в последнем российская студенческая братия заполучила почти на 12% больше иностранцев. Часть из них приезжает обучаться по ежегодно выделяемым квотам, бесплатно. Часть готова заплатить, ибо верит в то, что будут предоставлены важные знания на должном уровне.

Условия для обучения иностранной молодёжи в России

Обучение иностранных студентов — это вопрос престижа страны, потому им занимаются эксперты. Правительство стремится к тому, чтобы создать хорошие условия для обучения молодых людей из зарубежья.

Примечательно, что в РФ, как и в США, образовательная система не разделяет учащихся на «ваших» и «наших». Все учатся на одинаковых условиях.

В большинстве вузов приезжим не приходится платить за обучение больше, чем местным.

Бесплатное обучение

Что касается бесплатного обучения для гостей, ежегодно выделяются квоты для иностранцев. Более 15 000 приезжих молодых людей могут приехать в РФ и обучаться в её высших учебных заведениях бесплатно, живя в общежитиях на тех же условиях, что и россияне, а иногда и более комфортно. Конкурс среди поступающих на выделенные по квотам местам составляет 4,5–5%.

Для повышения авторитета страны планируется продолжить предоставление льготных мест в вузах для иностранцев и увеличение их количества. Отметим, что в РФ можно обучаться как на русском, так и на других языках.

Получение образования на других языках на платной основе будет обходиться дороже.

Как поступить иностранному гражданину в ВУЗы России узнайте из видео, представленном ниже.

Вопросы адаптации

В свете последних событий в мире, Россия относится к странам, которые вызывают у обычных граждан опасения, сомнения и даже страх.

Средства массовой информации на Западе стремятся обострить проблему и превратить в РФ в некую страшилку для народов.

Распахивая двери перед студентами, Россия получает возможность реабилитировать себя в глазах иных государств. Молодёжь достаточно легко адаптируется и осваивается в Москве и других городах.

Факторы, влияющие на адаптацию

Выявлено, что на адаптацию влияют следующие факторы:

  1. Климат.
  2. Личностно-психологические отношения.
  3. Педагогическая система.
  4. Быт.
  5. Межличностное общение.
  6. Проживание в интернациональных общежитиях.

Проблемы, с которыми сталкиваются студенты

Если на первые два фактора сложно повлиять, то на остальные стараются влиять в сторону улучшения. Вопрос создания нормальных условий обучения иностранным студентам не единожды поднимался на уровне власти.

Важным является не только создание достаточного количества льгот для гостей из других государств, но и помощь им в адаптации на территории сложной и самобытной России.

Чем привлекает высшее образование РФ

Россия стремится к тому, чтобы её университеты в рейтингах встали в один ряд с лучшими образовательными учреждениями Великобритании, США, Франции, Германии и т. д. И это ей удаётся. Растёт число приезжающих не только из Африки и Арабских стран, но и из Европейского Союза. Большая доля приходится на учащихся из СНГ и стран бывшего социалистического лагеря.

С каких стран едут студенты

В 2016–2017 годах отмечен большой прирост студентов из таких стран, как:

  • Китай,
  • Индия,
  • Вьетнам,
  • Африканские государства.

Узнайте из видео, что привлекает иностранцев в Российском образовании.

Россия привлекает иностранцев возможностью получить бесплатно качественное образование и стипендиями, которые выделяются не только для своих, но и для приезжих.

Где предпочитают обучаться иностранные студенты

Если ещё недавно самым популярным у иностранцев городом была Москва, большинство старалось остаться обучаться в её вузах, то сейчас пользуются спросом и учебные заведения других населённых пунктов России. Лидирующие позиции занимает Санкт-Петербург.

Его Государственный университет по количеству обучающихся из других стран стоит на втором месте после столичного РУДН (Университета дружбы народов). На третьем месте питерский политехнический институт. В топах также учебные заведения:

  • Томска (ТПУ);
  • Новосибирска (Технический университет);
  • Казани (КФУ);
  • Курска (Государственный медицинский университет);
  • Белгорода (Национальный исследовательский университет).

К 2025 году число иностранных студентов в РФ вырастет в три раза

В Центральном Федеральном округе располагается 300 высших учебных заведений, в которых, наряду с россиянами, обучаются молодые люди из других стран. Только 130 из них располагается не в столице.

Второе место после Центрального округа занимает Северо-Западный округ (96 вузов), после него тройку лидеров закрывает Сибирь (91 вуз).

Наиболее популярные профессии

В какой бы стране и в каком городе вы ни обучались в университете, самое важное, это выбор профессии.

Медицинское образование

Как и в советские времена, иностранцы уважают российскую медицину. Получить медицинское образование стремится 17% от числа всех приезжающих. И также популярны специальности:

  • Технической направленности — 22%;
  • Экономика и управление — 16%;
  • Гуманитарно-социальные вузовские программы — 12,2%;
  • Русский язык — 11,8%.

Помимо, доступного по цене и качественного образования, иностранная молодёжь получает возможность пройти обучение по специальным программам подготовки, что позволит определиться с выбором профессии и затем получить образование.

Как иностранцу стать российским студентом: 5 шагов

Памятка о поступлении в Российский ВУЗ

Стандартная схема поступления в России для молодого человека или девушки из ближнего либо дальнего зарубежья выглядит так:

  1. Определиться с выбором программы, университета, профессии.
  2. Узнать о финансировании: возможности обучаться на платной или бесплатной основе.
  3. Собрать необходимый для подачи в приёмную комиссию пакет документов.
  4. Пройти отбор, организованный на конкурсной основе.
  5. Получить от ВУЗа приглашение и на его основании оформить визу в РФ, если того требует миграционное законодательство.

Для представителей ближнего зарубежья схема может быть и другой. При Российских организациях в странах СНГ открыты центры, занимающиеся приёмом документов от выпускников школ. Ежегодно предлагается широкий выбор профессий и вузов, в которых можно их получить. Отбирают лучших молодых людей на конкурсной основе по итогам обучения в отечественных школах.

В каких странах российское образование наиболее популярно

Как уже отмечалось, больше всего в Россию прибывает иностранных студентов из стран СНГ. От общего количества обучающихся не россиян они составляют 79,2%. Далее идут Африка, Ближний Восток и Азия (56,8%).

Меньше всего в Россию приезжают учиться из Океании, Австралии и Северной Америки.

Обучение очно

Более всего иностранцы предпочитают обучаться на очных отделениях — 63%. Около половины очников обучается на бюджетных местах. Больше всего тех, кто обучается на платной основе, получают образование на заочных отделениях.

Об ограничениях приема иностранных граждан  в Российские ВУЗы узнайте из видео, представленном ниже.

Сложность обучения иностранцев в том, что различные этнические группы имеют свой менталитет.

К примеру, африканцам сложнее концентрироваться и осваивать новые понятия, в то время как студенты из Азии, наоборот, легко концентрируются и быстро схватывают материал. И те и другие обучаются в единых группах.

Это значит, что нужно обеспечить и африканских, и азиатских студентов возможностью усваивать материал, не сбавляя скорости обучения.

Российское образование с годами становится более доступным для иностранцев и адаптированным под различные этнические группы, так как проводятся исследования специфики национально-психологических особенностей различных народов. Учитывая их, можно создать условия, при которых все молодые люди, приезжающие в Россию из других стран, увезут домой не только хорошие впечатления, но и большой объём знаний.

Источник: https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/inostrannye-studenty-v-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.