Интересны ли песни Высоцкого современным детям?

Содержание

25 песен Высоцкого, которые стоит включить детям: выбор Маликова, Долина, Пелагеи и других

Интересны ли песни Высоцкого современным детям?

25 января исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого — актёра, поэта и исполнителя, который много лет подряд входит в тройку кумиров россиян (он второй после Юрия Гагарина).

По просьбе «Мела» музыканты, критики и журналисты посоветовали песни Высоцкого, которые они бы дали послушать детям, и вспомнили, какие его песни слушали в детстве сами.

Получился плейлист — для всей семьи и любого возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дмитрий Маликов, певец, композитор

Я бы выбрал песню «Я не люблю». В песнях Высоцкого вообще обострённое чувство правды и справедливости, а в этой собраны все моральные принципы взрослого, мудрого, честного и порядочного мужчины.

Это абсолютно гениальное произведение, и я бы очень хотел, чтобы мои дети обладали качествами героя этой песни.

Он сильный, великодушный, добрый, за его плечом может спрятаться женщина, он всегда протянет руку дружбы, никогда не предаст, с ним можно пойти в разведку.

Алекс Дубас, писатель, журналист

«Баллада о борьбе», которая звучала в фильме про рыцаря Айвенго. Там есть важная фраза, про «значит нужные книжки ты читал» или что-то вроде этого.

Мне, советскому мальчику, росшему без отца, но много читавшему, эта фраза от дяди с авторитетным голосом была очень важна.

Это был маркер: значит я всё правильно делаю, значит некий рыцарский кодекс чести и правил жизни, который я, подросток, себе придумал, — верный.

Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»

Я рос с постоянно звучащей в доме музыкой Высоцкого. Одно из ярких воспоминаний детства — как впервые услышал «Балладу о борьбе». Это было, когда я в первом или втором классе посмотрел фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» режиссёра Сергея Тарасова, а потом его же «Стрелы Робин Гуда».

Я и фамилию Высоцкого тогда, наверное, не знал, но эта песня и эти фильмы определили мою систему ценностей и взглядов на мир. Уже в зрелом возрасте я понял, что в «Балладе» звучит моё жизненное кредо. Ещё, как сказковед и сказколюб, я бы порекомендовал «Лукоморья больше нет».

В этой песне — ироническая, постмодернистская, при этом очень точная картина мира, из которого сказочное уходит и заменяется банальным.

Александр Архангельский, писатель, литературовед

Я бы дал «Письмо в редакцию» — потому что оно злое, весёлое и не пафосное; сегодня с пафосом надо быть осторожнее, чтоб не перебрать. Да и сюжет, слава телевизору, понятный. По той же причине «Жираф большой, ему видней». А уже только после этого — про «Коней привередливых». А на уроке послушал бы песни из «Алисы в Стране чудес» — и обсудил бы вперемешку со сказкой.

Ирина Богушевская, певица, композитор

Когда я училась в школе, Высоцкий уже был легендой и небожителем, и мне страшно нравились его песни.

Помню, как в 9-м классе, когда мне на ночь дали самиздатовский сборник его текстов, до утра переписывала их на оранжевую миллиметровку для черчения; переписала сколько успела.

Меня потрясло тогда, как фантастически крепко, мастерски сделаны его тексты — даже на фоне поэтов Серебряного века, которыми я увлекалась, было видно огромный талант и вкус. Плюс его голос, страсть, харизма!

Детям, особенно подросткам, поставила бы сначала «Я не люблю»: «я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют».

Мне кажется, им это должно быть очень близко! Жить им трудно, личность и система ценностей только формируется, они должны понять, что любят и что не выносят; они ужасно нуждаются в ясных моральных ориентирах, а Высоцкий был именно таким.

И ещё он — для меня — был идеалом мужчины и друга, поэтому дала бы послушать «Лирическую» и «Здесь вам не равнина». А вот песня «Про прыгуна в высоту», который прыгал не с той ноги, потому что у него другая толчковая, однозначно про меня. У меня во всём другая толчковая нога. И свою неправую правую не сменю на правую левую!

Пелагея, певица

Можно ставить все, любую. Чтобы рос ребёнок в среде хорошего слова. Начинать надо с простых, юмористических. С «Гимнастики» или «Алисы в Стране чудес». Потом лирику и про войну.

Борис Барабанов, музыкальный журналист

Мне было три-четыре года, когда я впервые услышал «Корабли» и «Утреннюю гимнастику» — у нас дома был проигрыватель, родители покупали винилы, хотя тогда их называли просто «пластинками». Эти песни играли по кругу.

Сейчас, если бы я рекомендовал кому-то, с чего начать знакомство с Высоцким, я бы начал с любой песни из «Алисы в Стране чудес». Это гениальное произведение, оно останется в веках, это песни, которые в силу специфики материала не связаны с советской действительностью. Там ничего не надо специально объяснять.

И ещё — «Песенка про жирафа», которую можно слушать и как сатиру, и как весёлую детскую песню. Потом можно послушать диски «Мелодии» из записей с оркестром Георгия Гараняна, но там уже по сегодняшним меркам много непонятного.

Например, в песне «07»: кто такая эта телефонистка, которая соединяет героя с любимой женщиной? И почему нужно набирать «07»? Но есть и энергия, которая никуда не девается от того, что каких-то реалий мы уже не понимаем, в этой песне много такой энергии и любви.

Владимир Кристовский, музыкант, лидер группы «Uma2rman»

«07», «Дом хрустальный», «Корабли постоят и ложатся на курс», «Ещё не вечер» — это песни гениальные, как и многие его песни. Поэтому можно их ставить смело!

Юрий Сапрыкин, журналист, музыкальный критик

Наверное, я бы посоветовал песни, которые на меня самого в детстве производили самое сильное впечатление — «Канатоходец», «Мы вращаем Землю», «Белое безмолвие».

Это всё песни о человеке в предельной ситуации, на грани человеческих возможностей и человеческого вообще, они в каком-то смысле как готический или приключенческий роман, как новелла Эдгара По или книжка о покорении неведомых земель.

Они все построены на очень простых и эффектных образах, которые остаются потом на всю жизнь: и наградой нам за безмолвие обязательно будет звук.

Олег Гаркуша, рок-музыкант, солист группы «АукцЫон»

Мне всегда нравилась «Баллада о детстве» — где про коммунальную квартиру: «Все жили вровень, скромно так: система коридорная…». Если родители жили когда-то в коммуналке, то ребёнку об этом расскажут. Про баньку прекрасная песня, военный цикл. Высоцкий гений, конечно. Я в юности заслушал магнитофонные пленки с его песнями, какие дома были.

Александр Кушнир, журналист, писатель, медиапродюсер

Три песни: «Парус», «Охота на волков» и «Затяжной прыжок» из кинофильма 1979 года «Точка отсчёта». Мне Высоцкий импонирует не «блатными» и псевдонародными песнями, а теми, которые подтверждают теорию, что он — один из первых советских рокеров.

Это человек, мощно повлиявший на весь так называемый «русский рок». Песни Высоцкого слушали все — и Гребенщиков, и Макаревич, и Градский, и Майк Науменко. Кому-то, наверное, может показаться, что я рекомендую тинейджерам слишком «взрослые» песни.

Но я отношусь к школьникам как к нашему будущему, «самому революционному классу», ещё не испорченному бытовыми проблемами и политикой. Пусть у них в плейлистах вместо «пластмассовой» лабуды и гангста-рэпа будут эти настоящие гимны свободного человека.

Там есть обнажённый нерв, жизнь, сразу видно, что это не только герой кинофильма «Место встречи изменить нельзя», но и личность. Человек без тормозов, который, что называется, «рвёт жилы».

Пётр Налич, певец, композитор

Думаю, я бы начал с пластинки «Алиса в Стране чудес» с песнями Высоцкого. Их там много! И весёлые, и грустные. И для детей, и для взрослых.

Варвара Визбор, певица

У Владимира Семёновича очень много замечательных песен и, в принципе, с любой из них можно начать знакомство с его творчеством. Но моя любимая — «Песня о двух погибших лебедях». Не помню, когда и где я впервые услышала эту песню, но она сразу меня зацепила. Почему? Много всего здесь сошлось.

Это красивая и одновременно душераздирающая история трагической любви, которой не суждено сбыться, и гимн молодости, не знающей предрассудков, это стремление к высокой мечте. Да и сам текст, который прямо-таки просится в фанковый и джаз-роковый инструментал.

Уверена, что в любой интерпретации это произведение Высоцкого никого не оставит равнодушным.

Источник: //mel.fm/muzyka/971468-vysotskiy_songs

10 главных песен Владимира Высоцкого

Интересны ли песни Высоцкого современным детям?

Музыка Влади­мира Высоц­кого — словно отдель­ная вселен­ная. По самым скром­ным подсчё­там, число его песен пере­ва­ли­вает за четыре сотни, и это всего за двадцать лет твор­че­ства.

Иссле­до­ва­тели даже гово­рят о «высоц­ко­ве­де­нии» — фено­мен самого куль­то­вого барда в нашей исто­рии настолько богат и сложен, что на его основе можно писать науч­ные диссер­та­ции и устра­и­вать фило­ло­ги­че­ские дискус­сии.

Любой список лучших, глав­ных или самых извест­ных песен Влади­мира Семё­но­вича обре­чён на то, чтобы быть субъ­ек­тив­ным. Выде­лить глав­ное подчас трудно и потому, что у Высоц­кого не было стан­дарт­ной музы­каль­ной карьеры.

Несмотря на нали­чие семи офици­ально издан­ных грам­пла­сти­нок и участие в сбор­ни­ках и радио­спек­так­лях, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство песен ушло в народ через неофи­ци­аль­ные магни­то­фон­ные записи — «магни­то­из­дат» — и благо­даря концер­там.

Так что высчи­тать попу­ляр­ность по местам в хит-пара­дах у нас бы всё равно не полу­чи­лось.

VATNIKSTAN соста­вил свою подборку десяти глав­ных песен Влади­мира Высоц­кого, выстроив их в хроно­ло­ги­че­ском порядке. Не сомне­ва­емся, что у вас, возможно, эта десятка окажется другой. Как пел сам Высоц­кий…

О вкусах не спорят: есть тысяча мнений —
Я этот закон на себе испы­тал, —
Ведь даже Эйнштейн, физи­че­ский гений,
Весьма отно­си­тельно всё пони­мал.

1. Большой Каретный (1962)

Многие ранние песни Высоц­кого счита­ются чуть ли не блат­ня­ком. Но чисто уголов­ная роман­тика не была для него опре­де­ля­ю­щей — гораздо боль­шее значе­ние имели ощуще­ние дворо­вого това­ри­ще­ства, воспо­ми­на­ния лихого голод­ного после­во­ен­ного детства. Сам Высоц­кий гово­рил следу­ю­щее:

«Когда я начи­нал писать свои песни, я пред­по­ла­гал их писать для очень малень­кой группы своих близ­ких друзей. Мы жили в Москве много лет тому назад, в квар­тире в Боль­шом Карет­ном пере­улке, у моего друга, у Лёвы Коча­ряна, в тече­ние полу­тора лет.

Там хоро­шая компа­ния соби­ра­лась, там бывал часто и с нами вместе провёл эти годы Вася Шукшин, Тарков­ский Андрей; и многие другие.

Тогда выра­бо­та­лась такая манера друже­ствен­ная, раско­ван­ная, непри­нуж­дён­ная, я чувство­вал себя свободно, потому что это были мои близ­кие друзья — я знал, что всё, что я им буду петь и расска­зы­вать, им инте­ресно».

Песня и была посвя­щена актёру Левону Коча­ряну, стар­шему това­рищу Высоц­кого.

Весьма орга­нично «Боль­шой Карет­ный» слуша­ется в испол­не­нии блат­ных музы­кан­тов (смот­рите с 2:15):

читать текст

2. На братских могилах (1963−1965)

Носталь­гия по дворо­вой моло­до­сти прошла, и Высоц­кого стали инте­ре­со­вать другие сюжеты. Так уже в первые годы твор­че­ства он пришёл к воен­ной тема­тике. По неко­то­рым свиде­тель­ствам, песня «На брат­ских моги­лах» была испол­нена в июне 1963 года на дне рожде­ния отца музы­канта, Семёна Высоц­кого.

Сам Высоц­кий гово­рил, что напи­сал её для спек­такля Театра на Таганке «Павшие и живые» (1965) вместе с другими воен­ными произ­ве­де­ни­ями: «Песней о звёз­дах» («Мне этот бой не забыть нипо­чём…»), «Мы вращаем землю» («От границы мы Землю вертели назад…»), «Солдаты группы „Центр“» («Солдат всегда здоров, солдат на всё готов…»). В спек­такль песня не вошла и впер­вые прозву­чала в фильме «Я родом из детства» (1966) в испол­не­нии Марка Бернеса.

//www.youtube.com/watch?v=ESj5Fono3dY

Слушайте коммен­та­рий Высоц­кого на эту тему и запись песни из фильма:

В испол­не­нии самого Высоц­кого:

С долж­ным внима­нием к ориги­налу воен­ные песни Высоц­кого любит испол­нять группа ЛЮБЭ:

читать текст

3. Песня о друге (1966)

Фильм «Верти­каль» (1967) принёс Высоц­кому всесо­юз­ную извест­ность и в каче­стве актёра, и в каче­стве музы­канта. Один из режис­сё­ров ленты Стани­слав Гово­ру­хин призна­вал, что это было взаи­мо­вы­год­ным сотруд­ни­че­ством:

«Зритель­ским успе­хом фильм обязан прежде всего Высоц­кому — и его песням, и появ­ле­нию на экране».

«Песня о друге» появи­лась прямо во время съёмок. Альпи­нист Леонид Елисеев расска­зал музы­канту о давнем случае в горах, когда он был «в связке одной», прямо как в песне, вместе с другими скало­ла­зами. Случай едва не закон­чился траге­дией: почти вся группа сорва­лась вниз, но все оста­лись живы. Вот что, по воспо­ми­на­ниям самого Елисе­ева, произо­шло после этого рассказа:

«На следу­ю­щее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуж­дён­ный Володя:— Ну, как спалось? — и, не дожи­да­ясь ответа, доба­вил: давай быст­рей спус­кайся ко мне.Я быстро оделся и спустился. Володя был по-преж­нему возбуж­дён, но, как мне пока­за­лось, к этому доба­ви­лось и нетер­пе­ние. Его настро­е­ние пере­да­лось мне.

Я сел в кресло, в кото­ром сидел обычно, Володя на кровать. Нас разде­лял журналь­ный столик, на кото­ром, ближе к Володе, лежал мелко испи­сан­ный листок со стихами. Он сидел и смот­рел на меня, слегка пригнув­шись к гитаре.

В этот момент мне пока­за­лось, что он внут­ренне гото­вится к прыжку.

И нако­нец, ударив по стру­нам, он запел…»

Для примера кавер-версии пред­ла­гаю послу­шать испол­не­ние Алек­сандра Розен­ба­ума (не пугай­тесь, в видео есть Михал­ков в шляпе!):

читать текст

4. Моя цыганская (1967−1968)

Одна из самых узна­ва­е­мых песен Высоц­кого — возможно, благо­даря исполь­зо­ва­нию попу­ляр­ных моти­вов цыган­ской пляски.

Вообще цыган­ская тема появ­ля­лась ещё в самых первых песнях Влади­мира Семё­но­вича, когда он во время учёбы в школе-студии МХАТ сочи­нил для студен­че­ского спек­такля паро­дий­ную цыган­скую песню «На степи молда­ван­ские».

Потом в разные годы цыган­ские мотивы встре­ча­лись и в десятке-другом песен, но самой извест­ной стала «В сон мне — жёлтые огни…».

Если вслу­шаться в текст, то стано­вится ясно, что «цыган­ская» форма скры­вает за собой самое «русское» содер­жа­ние. Безыс­ход­ность, маета и русская тоска на просто­рах, где «ничего не свято», сделали «Мою цыган­скую» насто­я­щей народ­ной песней.

Высоц­кий любил это произ­ве­де­ние и несколько раз делал студий­ные записи, в том числе во Фран­ции… на фран­цуз­ском языке! Так что можете озна­ко­миться с кавер-версией Высоц­кого на самого себя:

Также благо­даря фильму Леонид Гайдая «Иван Васи­лье­вич меняет профес­сию» попу­ляр­ной «цыган­ской» песней Высоц­кого стала вари­а­ция стихо­тво­ре­ния поэта Апол­лона Григо­рьева «О, говори хоть ты со мной…». Но путать её с «Моей цыган­ской» не стоит.

читать текст

5. Охота на волков (1968)

Эта песня может считаться одной из самых крамоль­ных в твор­че­стве Высоц­кого. Она была напи­сана им во время съёмок фильма «Хозяин тайги», хотя для самого фильма не пред­на­зна­ча­лась.

Тем не менее, атмо­сфера сибир­ской тайги и потен­ци­аль­ной погони вдох­но­вила музы­канта.

На идею загнан­но­сти в угол также повли­яли недав­ние газет­ные публи­ка­ции, в кото­рых Высоц­кий попал под суро­вый огонь крити­ков.

Режис­сёр Театра на Таганке Юрий Люби­мов пред­ло­жил исполь­зо­вать песню в спек­такле «Бере­гите ваши лица» по стихам Андрея Возне­сен­ского.

Песня Высоц­кого была един­ствен­ным «инород­ным» элемен­том среди текстов Возне­сен­ского (кстати, сам поэт был не против такого твор­че­ского подхода), но именно она привела к недо­воль­ству цензо­ров. После премьер­ного показа спек­такль запре­тили.

Почему? Оста­ётся лишь дога­ды­ваться, с какой выда­ю­щейся само­от­да­чей Высоц­кий испол­нил свой шедевр, чтобы его доста­точно абстракт­ный текст о бунтар­ском стрем­ле­нии к свободе вызвал столь резкое непри­я­тие сверху.

Зато крамоль­ная песня полу­чила множе­ство поклон­ни­ков: Евге­ний Евту­шенко писал Высоц­кому, что «встаёт перед ним на колени» за это произ­ве­де­ние, а Юрий Нику­лин назы­вал «Охоту на волков» одной из своих самых люби­мых песен.

Чтобы разно­об­ра­зить кавер-версии мало­из­вест­ными испол­ни­те­лями, смот­рите концерт­ную запись рок-группы «Пере­учёт»:

читать текст

6. Я не люблю (1968−1969)

«Я не люблю фаталь­ного исхода…» была создана для приклю­чен­че­ского фильма «Опас­ные гастроли» (1969), где Высоц­кий играл одну из глав­ных ролей. В фильм песня не вошла и прозву­чала в итоге в спек­такле театра «Совре­мен­ник» «Свой остров».

Как это и бывало со многими текстами Высоц­кого, он напи­сан для конкрет­ных сюже­тов от лица конкрет­ных лири­че­ских героев, но потом пустился в свобод­ное плава­ние.

Теперь мы воспри­ни­маем песню «Я не люблю» как автор­ское выска­зы­ва­ние самого Высоц­кого, поскольку он с удоволь­ствием подпи­сался бы под каждой стро­кой.

Непри­я­тие холод­ного цинизма, выстре­лов в спину, спле­тен и трусо­сти — без сомне­ния, это его собствен­ная пози­ция.

Пред­ла­гаю также послу­шать стихо­твор­ное испол­не­ние «Я не люблю» Игорем Скля­ром:

читать текст

7. Он не вернулся из боя (1969)

Воен­ные песни Высоц­кого могли бы занять отдель­ный топ-10, поскольку Влади­мир Семё­но­вич продол­жал обра­щаться к сюже­там Вели­кой Отече­ствен­ной вплоть до послед­них лет своей жизни. Слово музы­канту:

«Всегда трудно понять, что чувствует чело­век, теряя того, с кем бок о бок прожил несколько лет. А если это несколько воен­ных лет?! Когда кажется, что их не два, а один, когда делится всё поровну — поровну еды, сна, боёв, опас­но­сти. И когда вдруг одного нет! Может быть, песня полу­чи­лась слиш­ком груст­ная, но ведь это вовсе не весё­лое дело — война».

Текст Высоц­кого в каче­стве стихо­тво­ре­ния стал одним из самых извест­ных его произ­ве­де­ний за рубе­жом.

Он был пере­ве­дён на англий­ский, итальян­ский, поль­ский, румын­ский, япон­ский языки, иврит и другие.

«Он не вернулся из боя» была напи­сана для фильма «Сыно­вья уходят в бой» и из-за ошибки монтажа в титрах Высоц­кий был указан только как автор текста. Тем не менее, музыка песни так же принад­ле­жит ему.

Версия Юрия Стоя­нова:

читать текст

8. Лирическая (1969)

Поэт чаще всего не может обойти сторо­ной любов­ную лирику. Высоц­кий не был исклю­че­нием. Его песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» посвя­щена фран­цуз­ской актрисе Марине Влади, с кото­рой в 1970 году они поже­ни­лись.

Есть, правда, версия, что песня обра­щена к преды­ду­щей любви Высоц­кого — актрисе Театра на Таганке Татьяне Иваненко. Впро­чем, имеет ли это значе­ние? Какой бы ни была предыс­то­рия песни, призна­ние в любви от лица лири­че­ского героя звучит проник­но­венно и искренно.

Вари­ант от Андрея Мака­ре­вича:

читать текст

9. Кони привередливые (1972)

Глав­ной фило­соф­ской песней Высоц­кого стали «Кони приве­ред­ли­вые». Опять же, пона­чалу это был просто саунд­трек к фильму «Земля Санни­кова», но в фильм песня не попала.

Зато она орга­нично соче­та­ется с гамле­тов­скими моти­вами, кото­рые Высоц­кий вопло­щал в эти годы на сцене Театра на Таганке, играя датского принца. Тема жизни и смерти нашла отра­же­ние во многих песнях первой поло­вины 1970-х годов.

В одной из них («О фаталь­ных датах и цифрах») Влади­мир Семё­но­вич размыш­лял о том, в каком возрасте уходят из жизни извест­ные поэты, словно пытался вычис­лить собствен­ную кончину.

Образ коней, кото­рые несут героя куда-то в неиз­вест­ность, пере­кли­кался с судь­бой самого музы­канта — он как будто бы не успел дожить и не успел допеть. На его могиле на Вагань­ков­ском клад­бище в Москве в скульп­тур­ной компо­зи­ции можно найти тех самых приве­ред­ли­вых коней.

Многие русские рокеры с удоволь­ствием пере­кла­ды­вают песни Высоц­кого под жёст­кий инстру­мен­таль­ный ритм:

читать текст

10. Баллада о борьбе (1975)

В сере­дине 1970-х годов Влади­мир Высоц­кий напи­сал несколько «баллад» для фильма «Стрелы Робин Гуда». Пона­чалу пред­по­ла­га­лось, что он сыграет в нём роль шута.

Но по разным обсто­я­тель­ствам этого не случи­лось, а цензура впослед­ствии выре­зала и его песни.

Вряд ли в этом были поли­ти­че­ские мотивы: скорее всего, яркие автор­ские песни просто пока­за­лись неумест­ными и нефор­мат­ными в приклю­чен­че­ском фильме о Сред­не­ве­ко­вье.

Многие из них можно слушать и сейчас, не обра­щая внима­ния не исто­рию о Робин Гуде.

«Баллада о любви», «Баллада о нена­ви­сти», «Баллада о воль­ных стрел­ках» образно описы­вают простые чело­ве­че­ские чувства, кото­рые могут проис­хо­дить в любое исто­ри­че­ское время.

Так и «Баллада о борьбе», в кото­рой можно увидеть отго­лоски воен­ной темы Высоц­кого, обрывки его детских воспо­ми­на­ний раннего пери­ода твор­че­ства, а также частые мотивы сказоч­ной фольк­лор­ной лирики.

Впослед­ствии часть баллад для «Стрел Робин Гуда» вошли в фильм «Баллада о доблест­ном рыцаре Айвенго» (1982). Смот­рите фраг­мент фильма с испол­не­нием «Баллады о борьбе»:

Фольк­лор­ные инто­на­ции песни сумела подчерк­нуть Хела­виса в своей кавер-версии:

читать текст

Источник: //www.vatnikstan.ru/culture/vysotskiy_top10/

Он такой один. 11 историй о Владимире Высоцком

Интересны ли песни Высоцкого современным детям?

Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает более 800 песен и стихотворений, 30 ролей в кино, 20 в театре и множество незаконченных проектов.

Он заслужил славу народного барда и всесоюзную любовь – за то, что всегда пел искренне, писал свои стихи от души, играл своих героев живо и ярко, и всегда обращался к зрителю, всегда говорил с ним на одном языке.

Поэтому его произведения до сих пор остаются актуальными и близкими сердцам нескольких поколений слушателей.

Soyuz.ru предлагает вам узнать несколько самых интересных историй, которые случились в жизни Владимира Высоцкого.

Злые вы, уйду я от вас!

Фото Владимира Высоцкого в детстве

Несмотря на то, что в школе юный Володя посещал драмкружок под руководством актера МХАТ В. Богомолова, после получения аттестата он подал документы в Московский инженерно-строительный институт, где в итоге не проучился и года.

Одна из легенд гласит, что в новогоднюю ночь с 1955 по 1956 год Володя Высоцкий с другом Игорем Кохановским вместо праздника чертили чертежи – иначе бы их не допустили к сессии. Однако Владимир, как только закончил с чертежами, взял банку чернил – и вылил их на все свои труды, приговаривая: «Все.

Буду готовиться, есть еще полгода, попробую вступить в театральный. А это — не мое…»

Первые пробы

Фото Владимира Высоцкого в разных ролях

О своих первых шагах на актерском поприще Высоцкий рассказывать не очень любил, однако воспоминаний о том, как начиналась его карьера у родных и знакомых артиста сохранилось предостаточно.

Так, на первых порах над Высоцким, своим фирменным низким голосом с хрипотцой исполнявшим песни собственного сочинения, откровенно смеялись и говорили, что ему нечего делать в театре или в кино. Но Владимир твердо стоял на своем и обивал пороги кабинетов.

Однажды Высоцкий все же попал на прослушивание к одному очень серьезному преподавателю, но тот очень торопился и попросил студента исполнить что-нибудь по-быстрому. В итоге «собеседование» растянулось почти на три часа, и у Владимира появилась возможность попробовать себя на сцене.

Первое упоминание об артисте в центральной печати относится к 1960 году – игра выпускника студии МХАТ Владимира Высоцкого отмечена в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Снимать только с первого дубля

На съемках «Место встречи изменить нельзя». Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин

Как и, вероятно, все творческие люди, Высоцкий был очень «неудобным» актером. Режиссер Станислав Говорухин и вовсе охарактеризовал Владимира как «торопящегося» артиста, отметив при этом его огромный талант:

«Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то… торопящийся.

Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось.

Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля».

Где-то мы это уже слышали…

Кадр из фильма «Вертикаль». Актёр Владимир Высоцкий.

Для съемок фильма «Вертикаль» Владимир Высоцкий специально написал несколько песен на тему альпинизма.

Режиссер Станислав Говорухин, зная, как тщательно актер готовился к этому, зашел в номер Высоцкого, пока тот отсутствовал, и, наткнувшись на лежащие на кровати исписанные листки, прочитал слова песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» Говорухин быстро запомнил текст и отправился на поиски Высоцкого. Тот в это время сидел в буфете и подбирал аккорды. Не успел режиссер подойти к артисту, тот объявил, что уже подготовил отличную песню для фильма и готов исполнить ее.

-Ну, давай, – согласился Говорухин.

Когда Высоцкий запел, режиссер театрально замахал руками:

-Володя, да ты что, шутишь?! Это известная песня, все альпинисты ее знают!

Высоцкий не поверил, но Говорухин стоял на своем:

-Володя, точно тебе говорю! Там еще припев будет такой:

Отставить разговоры,

Вперед и вверх, а там

Ведь это наши горы,

Они помогут нам…

Высоцкий так растерялся и расстроился, что даже предположил, что «услышал» эту песню когда-то в детстве, и она осталась у него в подсознании. Говорухин, увидев, как артист распереживался, во всем признался.

Таланты и поклонники

Фото улыбающегося Владимира Высоцкого

Однажды, когда Владимир Высоцкий был в Сочи на съемках, его гостиничный номер обокрали. Ворам приглянулись джинсы, кожаная куртка и еще кое-что из мелочей.

Однако так как в куртке были документы и ключи от московской квартиры, Высоцкий обратился в милицию, и ему обещали заняться этим делом на следующий же день.

Однако когда Высоцкий вернулся в номер, он увидел аккуратно сложенную куртку с запиской на ней: «Дорогой Владимир Семенович! Прости, не знали, чьи это вещи. К сожалению, джинсы уже продали. Возвращаем куртку и документы».

Автограф на партбилете

Автограф и автопортрет Владимира Высоцкого

Однажды во время уже традиционной раздачи автографов на трапе самолета Владимиру Высоцкому протянули для росписи не фотографию или блокнот – а партбилет, видимо, единственное, что было под рукой. Артист удивленно сказал:

-Зачем? Вас же за это выгонят из партии!

На что молодой человек, поколебавшись, ответил:

-Ну и хрен с ним. Распишитесь.

Музы Владимира Высоцкого

Иза Жукова – первая жена Владимира Высоцкого

Со своей первой женой, актрисой Изой Жуковой, артист познакомился еще на первом курсе МХАТа (1956 год), а поженились они в 1960 году. Он так описывал свою первую «сумасшедшую любовь»:

«О нашей встрече что и говорить!

Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,

Но мы с тобою сразу стали жить,

Не опасаясь пагубных последствий…»

Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова

Однако уже в 1961 году он встретил одну из самых красивых женщин советского кино – актрису Людмилу Абрамову. Произошло это так. Как-то артист перебрал с алкоголем и устроил в ресторане небольшой дебош с битьем посуды. Музыканту срочно понадобились деньги – Высоцкого собирались не то отправлять в милицию, не то выселять из гостиницы. В этот момент ему и встретилась Абрамова.

Артист попросил у нее взаймы, и девушка отдала незнакомому человеку свой золотой перстень с аметистом – между прочим, фамильную драгоценность. А уже через несколько дней Высоцкий отправил другу Анатолию Утевскому телеграмму: «Срочно приезжай. Женюсь на самой красивой актрисе Советского Союза». В браке с Людмилой у Высоцкого родились двое сыновей – Аркадий (1962) и Никита (1964).

Развелись они в 1968 году.

Владимир Высоцкий и Марина Влади на фоне Эйфелевой башни

Но главной музой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина Владимировна Полякова), с которой он познакомился в 1967 году. Несмотря на то, что Влади была подданной Франции, а СССР – под «железным занавесом», советское руководство благосклонно приняло их решение пожениться в 1970 году, а в дальнейшем партия даже отпускала Высоцкого с женой на гастроли за рубеж.

11 минут вне жизни

В 1969 году Марина Влади спасла Владимиру Высоцкому жизнь – тогда артист пережил клиническую смерть из-за лопнувшего в горле сосуда. Влади, услышав в ванной стоны, распахнула дверь, и увидев, что Владимир истекает кровью, принялась срочно звонить в «скорую». Вот что она вспоминает в своей книге «Владимир, или Прерванный полет…»:

«Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать «скорую», у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана.

По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий – это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина – французская актриса.

После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…»

Клиническая смерть длилась 11 минут, а операция по спасению жизни Высоцкого заняла 18 часов. Если бы Влади не потребовала от врачей немедленной помощи, Высоцкий бы скончался – тогда на счету была каждая секунда. Вторую клиническую смерть артист пережил в 1979 году, незадолго до своей смерти.

Сказал – как отрезал

Владимир Высоцкий и Марина Влади. Визит в США.

В 1979 году Владимир Высоцкий и Марина Влади прилетели в США – и трап сразу же обступила толпа журналистов. Естественно, главными вопросами были те, что касались «ужасов советской действительности» и «бесчеловечности коммунистического режима». Однако Высоцкий был краток:

«Неужели вы думаете, что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь?» – заметил он.

Вопросов о коммунистах больше не было.

Какой русский не любит быстрой езды?

Владимир Высоцкий за рулём.

У Владимира Высоцкого было как минимум 5 машин за всю жизнь. Среди них – ВАЗ-2101, «Волга» ГАЗ-21, и даже «заграничная ласточка» – подаренный Мариной Влади автомобиль Renault 16.

Однако все машины Высоцкий разбил, потому что слишком любил езду на скорости больше чем 200 км/ч.

Подаренный Влади Renault 16 бард и вовсе оставил разбитым на автобусной остановке, в которую врезался в первый день «обкатки» автомобиля.

Владимир Высоцкий и Марина Влади на фоне автомобиля

Кстати, был у артиста и Mercedes – такой же, как у Брежнева. Постовые в центре Москвы, когда Высоцкий проезжал мимо них, отдавали честь Владимиру Семеновичу, думая, что это решил покататься сам генсек. Однако даже когда стало известно, что зачастивший к постам второй Mercedes это совсем не Брежнев, а Высоцкий, постовые не перестали салютовать – вот что значит народное признание.

«Приравняли Володю к Пушкину…»

Владимир Высоцкий в гробу

Владимир Высоцкий скончался в разгар Олимпийских игр в Москве, и руководство КПСС всячески хотело этот факт замолчать.

Однако о смерти артиста написали две газеты: «Вечерняя Москва» (причем редактора за это уволили) и «Советская культура».

Также над окошком театральной кассы театра на Таганке появилось маленькое объявление: «Умер Владимир Высоцкий» (но билеты назад не сдал ни один человек). По телевидению и радио сообщений о смерти Высоцкого не было.

Несмотря ни на что, проводить Высоцкого в последний путь пришло, по разным данным, более 50 тысяч человек – люди стояли в очереди под палящим солнцем и ждали машины с гробом народного артиста. Но партия решила иначе. По словам режиссера Юрия Любимова, всех, кто был на площади перед театром, жестоко обманули:

«Наш театр, конечно, был закрыт. Но была площадь, на которую набилось семьдесят тысяч человек, и очередь уходила вниз по улице до набережной и до Кремля. Жара была совершенно дикая, а люди закрывали зонтиками цветы, а не себя.

И я посоветовал властям провезти открытый гроб, как это делается по-людски. Все, кто хочет попрощаться – попрощается. Кто хочет приехать на Ваганьково, тот приедет на Ваганьково.

А власти хотели быстро похоронить и в этом смысле приравняли Володю к Пушкину: потихоньку, быстро куда-то увезти.

И когда машина с телом Высоцкого, обманув нас, свернула в туннель, когда на площадь тут же пустили поливочные машины, чтобы смыть с асфальта горы цветов, когда стали выламывать портрет, который стоял в окне театра, толпа начала скандировать: “Фа-шис-ты! Фа-шис-ты! Фа-шис-ты!”»

После этой истории о том, что умер Владимир Высоцкий, узнала вся Москва.

Сейчас в честь Владимира Высоцкого названы улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные, переулки в городах России и других стран, в том числе в Украине и Германии.

Его имя носят почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников, также его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля. В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).

Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов. А в Екатеринбурге существует 200-метровый небоскреб (54 этажа), названный «Высоцкий» – также в честь поэта.

Источник: //www.soyuz.ru/articles/165

С днем рождения, гений! 9 интересных фактов о владимире высоцком, которые вы не найдете в интернете

Интересны ли песни Высоцкого современным детям?

За свою недолгую жизнь он прошел множество испытаний, сумел заслужить уважение, славу народного барда и всесоюзную любовь.
Творчество Владимира Высоцкого можно либо любить, либо ненавидеть, либо не понимать, но быть равнодушным к нему нельзя. Сегодня, в память о великом артисте, ХОЧУ.ua собрал 9 самых интересных фактов о Владимире Семеновиче Высоцком.

3,56 5 9

Когда я отпою и отыграю,

Где кончу я, на чем — не угадать.

Но лишь одно наверное я знаю:

Мне будет не хотеться умирать!

С таким голосом, Вам никогда не статью певцом!

Именно эти слова услышал Владимир Высоцкий, когда впервые жизни пришел на пробы. Дело в том, что барду нужно было спеть песню, чтобы оценили его голос и взяли на нужную роль.

В итоге, над ним только посмеялись, сказав, что его фирменная хрипотца, нетипичный тембр голоса и меланхоличные песни никогда и никому не будут нужны, певцом, тем более всемирно известным ему не стать, а уж актером и подавно.

Единственное, что тогда посоветовали Высоцкому — пойти учиться на рабочую профессию.

Ну и что он сделал? Не сдался, а продолжал бороться и таки добился своего! Причем такой сильный характер у него был с детства — во втором классе учительница попросила Владимира Семеновича спеть песню, что он, собственно и сделал, только вот уже тогда у маленького мальчика был сформировавшийся голос взрослого мужчины с хрипотцой.

Учительница была слегка в шоке и не придумала ничего лучше, чем выгнать бедного школьника с уроков, влепив жирную двойку по пению в журнал…

Ну и рожа у тебя, Шарапов!

Эту реплику Глеба Жеглова из легендарного кинофильма “Место встречи изменить нельзя” повторяют все при каждом удобном случае, меняя, разве что Шарапова на какую-нибудь знакомую фамилию. Ладно, эту фразу, но ведь почти все реплики, каждое слово героя Владимира Высоцкого расстаскали на цитаты, которые широко используются по сей день.

Но ведь мало кто знает, что именно Владимир Семенович настоял на экранизации романа после того, как влюбился в него после прочтения. Именно бард уговаривал авторов одноименной книги написать сценарий, он привел в картину режиссера Станислава Говорухина и чуть ли ни через него проходили кастинг актеры на другие роли.

Кстати, в этом фильме Высоцкому запретили ПЕТЬ! Вся съемочная группа была против этого, но не потому, что они не любили творчество поэта, а потому, что боялись, что зрители просто перестанут видеть в нем Жеглова и начнут видеть своего любимого артиста. Но Высоцкий-таки спел… но только две строчки и из репертуара Вертинского.

Где твои семнадцать лет?

На Большом Каретном.

Где твои семнадцать бед?

На Большом Каретном.

Где твой черный пистолет?

На Большом Каретном.

А где тебя сегодня нет?

На Большом Каретном.

Помнишь ли, товарищ, этот дом?

Нет, не забываешь ты о нем.

Я скажу, что тот полжизни потерял,

Кто в Большом Каретном не бывал.

“Ну, заяц, ну погоди!”

Советские власти не любили творчество Высоцкого, в этом нет никакой тайны. Его не пропускали на радио, каналы не транслировали его концерты, интервью были засекречены, были даже запреты на съемки Владимира Высоцкого в кино. Поэт это прекрасно знал, но “плясать под дудочку” чиновников не хотел — не тот характер…

В итоге, когда создатели знаменитого мультсериала “Ну, погоди!”, пригласили Владимира Семеновича озвучивать роль Волка, власти снова наложили запрет. Это сильно огорчило создателей сериала, но они нашли маленькую лазейку — на свой страх и риск попросили барда исполнить его знаменитую “Песню о друге”.

“Мерцал закат, как блеск клинка…”

Во время съемок фильма “Вертикаль” режиссер Станислав Говорухин жестоко разыграл Высоцкого. Дело в том, что Владимир Семенович должен был написать стихи к этому фильму, что, собственно, и сделал. Только по своей оплошности оставил номер открытым, а листы с
черновым вариантом стихов разбросал на кровати.

Спустившись в холл отеля, Говорухин заметил Высоцкого, который что-то эмоционально пел друзьям. Оказалось — это были строки из новых стихов. Не дождавшись окончания пения Высоцкого, режиссер закончил его мини-выступление за него последними строчками, которые вонзились в память.

Владимир Высоцкий сильно растерялся и начал было оправдываться, что это действительно его стихи, и что он никогда бы не нарушил
авторские права другого человека. В итоге, Говорухин только рассмеялся и признался, что нашел стихи Высоцкого на его кровати и посоветовал больше никогда не разбрасываться своими шедеврами.

Вдох глубокий. Руки шире.

Не спешите, три-четыре!

Бодрость духа, грация и пластика.

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще — гимнастика!

Владимир Высоцкий просто обожал спорт. В школьные и студенческие годы он занимался боксом и акробатикой. Когда связал свою жизнь с театром просто стал поддерживать тело в форме, поскольку по долгу актерской профессии приходилось выполнять различные акробатические трюки на сцене.

Но больше спорта он любил писать стихи о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей. Он ничто не мог упустить и постоянно записывал, создавая из простых, казалось бы рассказов, настоящие шедевры, которые поют и на которые делают каверы до сих пор.

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня — опять, как вчера, —

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера

Эти строчки из песни “Охота на волков” были написаны Владимиром Высоцком летом 1968 года в Сибири, на реке Мане. В это время здесь же проходили съемки фильма “Хозяин тайги”, в котором также играл малоизвестный на тот момент актер Валерий Золотухин.

Так вот, Золотухину досталась положительная роль милиционера Сережкина, Высоцкому — отрицательная роль бригадира Рябого. Жители местных деревень и поселков страстно обожали барда, поэтому ходили толпами посмотреть на самого Высоцкого.

Только Валерий Золотухин, пусть был и не известным актером, но свою выгоду с этого имел… За “плату” в виде молока, творога, сметаны, картошки, актер устраивал целые экскурсии по домику, в котором жил Владимир Семенович, а также под странными предлогами просто приводил любопытных домой к барду и по хитрому знакомил их. Не трудно представить, каких “люлей” получил Золотухин, когда Высоцкий вычислил его махинации.

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!

Существует легенда, согласно которой Владимира Семеновича обворовали во время его отдыха в Сочи. Из его номера в гостинице вынесли абсолютно все вещи и документы, прихватив даже ключи от московской квартиры.

В общем, пока артист ходил писать заявление в милицию, вещи вернули обратно, приложив записку с извинениями. В этой записке воры по-настоящему раскаивались и приносили свои извинения, поскольку не знали, кто хозяин этих вещей. Единственное, что вернуть не удалось — джинсы, которые воры уже успели продать.

“Сказать не успел: огрела половником, все слова заглушила”

На съемках фильма “Стряпуха” Высоцкий уже хорошенько прикладывался к бутылке. Режиссеры грозились выкинуть поэта из картины, но за него всегда заступалась Людмила Хитяева. Но один раз, Владимир Семенович совсем перегнул палку…

Будучи сильно пьяным, поэт пришел на пляж с гитарой в руке и начал петь. Одному из отдыхающих это не понравилось, он подошел к актеру и сделал замечание. Высоцкий не только не прекратил петь, но и начал огрызаться в ответ.

Более того, он ударил мужчину гитарой в живот. Режиссеры фильма сильно разозлились, но простили ему дебош, поскольку до окончания съемок оставалось совсем немного времени, а он должен был еще озвучить своего персонажа — Андрея Пчелкина. Только вот, Высоцкий сильно запил, так и не явившись на дубляж, поэтому его роль озвучивал другой актер.

Мне меньше полувека — сорок с лишним.

Я жив, двенадцать лет тобой храним.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним.

Мне есть, чем оправдаться перед Ним…

У Владимира Высоцкого были очень сложные отношения с женщинами — это не секрет. О его романах ходят легенды, но по-настоящему он любил только одну — свою французскую музу Марину Влади…

Она всегда приходила к нему на помощь, что бы ни случилась. Была готова бежать на край света, чтобы вытащить его с того света… Вставала ночью, чтобы послушать очередной шедевр поэта.

Эти строчки, стали последними, что он написал и именно их он прочитал Марине Влади в последний их разговор по телефону. После смерти Высоцкого, актриса мечтала найти четверостишье и нашла… Оно было написано дрожащей рукой на рецепте какого-то лекарства. В этих строчках, Высоцкий предсказал свою смерть.

Источник: //hochu.ua/cat-stars/novosti-shou-biznesa/article-81913-s-dnem-rozhdeniya-geniy-9-interesnyih-faktov-o-vladimire-vyisotskom-kotoryie-vyi-ne-naydete-v-internete/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.