Инвалид или человек?

Инвалидность 1 группы: перечень заболеваний и основания для присвоения

Инвалид или человек?

Инвалидность – это особое состояние здоровья человека, когда он не может полностью или частично жить полноценной жизнью, работать, учиться.

Людей с такими проблемами со здоровьем принято называть инвалидами или людьми с ограниченными возможностями.

В России такой статус получает больной, пройдя специальную экспертизу, когда уровень его трудоспособности и жизнедеятельности оценивают как врачи, так и юристы. Какие же заболевания входят в перечень 1 группы инвалидности?

По каким группам заболеваний определяется инвалидность?

Получение статуса «инвалид» в России регулируется на федеральном уровне, основываясь на нескольких федеральных законах и постановлениях.

Причиной признания больного человеком с ограниченными возможностями редко становится лишь наличие какого-либо заболевания – обычно больному присваивается группа из-за определенной степени проблем со здоровьем, которые не позволяют ему ухаживать за собой, работать, вести полноценную жизнь.

Существуют основные критерии дисфункции организма:

  • серьезные нарушения двигательной функции организма;
  • физическое уродство;
  • расстройства психики;
  • серьезные дисфункции систем кровообращения, обмена веществ, дыхания и других систем организма;
  • расстройства речи или слуха, зрения, осязания.

Для получения инвалидности уровень нарушения каждой функции внимательно оценивается на медико-социальной экспертизе. Человек должен получить положительное заключение врачей и юристов, входящих в комиссию.

Оценка трудоспособности и жизнедеятельности дается в процентном соотношении по отношению к норме по следующим категориям:

  • возможность самостоятельного обслуживания;
  • ориентирование в пространстве;
  • уровень общения и контакта с окружающими людьми;
  • возможность самостоятельного передвижения;
  • самоконтроль и адекватная оценка своих поступков;
  • возможность работать и учиться.

Норма – это показатель, который по каждому из перечисленных пунктов равняется нулю.

Направление на МСЭ для получения статуса «инвалид» можно получить в лечебном учреждении, которое курировало и лечило больного человека, либо в органах соцзащиты или пенсионного обеспечения, если у больного на руках имеются все справки и медицинские заключения.

Категории групп инвалидности

Основных групп инвалидности три.

Они зависят от степени ограничения трудоспособности и присваиваются медико-санитарной экспертизой.

Первая группа характеризуется полной неработоспособностью, вторая и третья — частичной.

Рассмотрим каждую из них подробнее:

  1. Первая группа (1) характеризуется полной невозможностью работать. При этом больной не может самостоятельно полностью себя обслуживать – ему требуется постоянная помощь другого человека.
  2. Для второй группы (2) характерны те нарушения здоровья, когда человек не нуждается в постоянном контроле и помощи, но долгое время или навсегда остается абсолютно нетрудоспособным, либо может работать только в определенных условиях, которые должны быть созданы на рабочем месте.
  3. Третья группа (3) присваивается в том случае, если человек больше не может работать по своей специальности либо по специальности такой же квалификации, но может самостоятельно себя обслуживать. Также эта группа присваивается больным, которые не могут работать по причине наличия у них заболеваний, в определенной степени опасных для окружающих (например, в случае, если у больного диагностирован туберкулез). Инвалидов 3 группы переводят в другую сферу деятельности, облегчая им условия труда.

Также существует категория «инвалид с детства», которая присваивается ребенку до достижения совершеннолетия, а потом в соответствии с его состоянием он получит одну из основных групп инвалидности.

Каждую группу инвалидности требуется подтверждать: 1 группа подтверждается один раз в 2 года, 2 и 3 – раз в год. В отношении некоторых случаев инвалидность присваивается бессрочно.

Примерный перечень заболеваний для получения 1 группы инвалидности

Как такового списка заболеваний, по наличию которых присваивается инвалидность, нет, но можно выделить основные болезни и патологии, когда люди, имеющие их, получали инвалидность 1 группы.

Патологии, которые позволят получить эту группу, должны вызывать отклонения от нормы уровня жизнедеятельности от 90 до 100 %. То есть человек, как правило, не может существовать без помощи постороннего.

Примерный перечень заболеваний следующий:

  • слабоумие, ставшее последствием эпилепсии, шизофрении;
  • олигофрения;
  • ампутация 3 или 4 пальцев вместе с первым на обеих руках, по медицинским показаниям или в случае травмы;
  • ампутация ног выше 1/3 бедра;
  • серьезные заболевания почек, вызвавшие хроническую почечную недостаточность;
  • необратимая слепота обеих глаз;
  • метастазирующие раковые опухоли;
  • ампутация обеих рук на уровне плечей;
  • необратимые серьезные нарушения работы ЦНС;
  • вегетативное состояние после инсульта;
  • паралич опорно-двигательного аппарата;
  • врожденное отсутствие некоторых органов;
  • заболевания системы кровообращения, ставшие причиной серьезных нарушений в работе организма при отсутствии эффекта от лечения.

Полное отсутствие возможности учиться и работать, отвечать за свои поступки и ухаживать за собой – главные критерии для присвоения инвалидности.

Нередко человеку с 1 группой инвалидности необходима социальная защита и помощь посторонних людей, он не может за собой ухаживать, часто не способен даже общаться и ориентироваться в пространстве, а, тем более, передвигаться, поэтому 1 группа инвалидности в теории считается «нерабочей», хотя такого понятия в законодательстве нет. Инвалиду 1 группы выплачивается пенсия.

Но многие люди, имеющие инвалидность 1 группы, вполне могут заниматься трудовой деятельностью. Например, человек, у которого правильно функционируют мыслительные процессы и хотя бы частично функционирует опорно-двигательный аппарат, может трудиться на дому и даже в специально оборудованных помещениях.

Наборщики текстов, дизайнеры, копирайтеры, экономисты – профессий, которыми может овладеть человек с ограниченными возможностями, немало. Другой вопрос – официальное трудоустройство. Работодатель нередко отказывает инвалиду в предоставлении рабочего места, так как боится постоянных больничных, да и затраты на обустройство рабочего места велики.

В целом же в законодательстве России запрета на прием на работу инвалидов 1 группы не прописано.

К тому же сейчас, благодаря возможности получить деньги в Центре занятости населения, на организацию рабочего места для человека с ограниченными возможностями, на многих предприятиях происходит определение квот рабочих мест для инвалидов независимо от их группы инвалидности. При этом работодатель обязан обеспечить работника необходимыми условиями для осуществления трудовой деятельности.

В некоторых случаях добиться получения инвалидности 1 группы тяжело – все случаи тщательно рассматривает медико-социальная комиссия.

Конкретного перечня заболеваний для получения этого статуса не существует.

При некоторых заболеваниях таких как, например, сахарный диабет, человек может получить любую из трех групп, так как очень многое зависит от того, как протекает болезнь и каковы шансы на то, что человек даже с серьезными последствиями болезни, сможет сам себя обеспечивать.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://lawyer-guide.ru/socialnoe-obespechenie/prava-invalidov/1-gruppy-perechen-zabolevanij.html

Как правильно называется инвалид-колясочник

Инвалид или человек?

› Общая информация

Самой незащищённой социальной группой населения считаются инвалиды. Задача государства — стараться обеспечить для них удобную среду, создать благоприятные условия, повысить уровень жизни.

Каждый гражданин может приносить пользу обществу, если для этого есть опора.

Общество должно показывать этой группе населения, что они важны, поэтому важно пользоваться корректными словами, чтобы называть их.

Как корректно обратиться к инвалиду на коляске?

Термин «инвалид» пришел в Россию из английского языка. В переводе это слово значит «немощный» или «беспомощный». Именно поэтому сейчас их так называть не принято, это указывает на неполноценность. Некоторые обижаются, когда их называют «инвалидом».

  • Есть выражение «человек с инвалидностью». Оно нейтрально и полностью приемлемо в обществе. При сомнениях в том, как называть колясочника, лучше всего использовать именно это выражение.
  • Инвалиды, пользующиеся колясками называются колясочниками. Это слово корректно, оно сильнее всего распространено. Также корректно говорить «спинальники», но это слово распространено гораздо уже.
  • «Человек с ограниченными возможностями здоровья» — это выражение, которое указывает на неполноценность граждан с инвалидностью относительно других, поэтому нежелательно называть их именно так. Их жизни мешает лишь необорудованность города и учреждений, а не особенности их здоровья.
  • «Люди с ограничениями здоровья» — крайне некорректное выражение. Оно неприятно каждому колясочнику, даже если сказано без плохого умысла. Избегайте этого выражения, используйте иные.

Люди, которые получили инвалидность не только с рождения, а при жизни, внутри остаются теми же. У них остаются жизненные приоритеты, принципы, личные мнения, знания. Поэтому выражения, которые говорят о его здоровье, отталкивают или даже оскорбляют самих колясочников и заботящихся о них. Близкое окружение колясочника так же, как и он, воспринимает все сказанное с особым вниманием.

Для большего уважения можно назвать гражданина с указанием половой принадлежности: «девушка с инвалидностью», «мужчина-колясочник».

Есть две крайности, в которые часто уходят обращающиеся к колясочникам, не задумываясь:

  • Неприемлемо обращаться к инвалидам с точки зрения жалости. Никогда нельзя использовать такие слова, как «жертва», «пострадавший» и «больной». Граждане с инвалидностью стремятся к равенству, поэтому не считают, что им необходима жалость сочувствующих, которая наоборот принижает.
  • Другая крайность – заявлять, что этот инвалид полностью здоров и не имеет ограничений. Нельзя говорить об инвалидах, как о полностью здоровых. Это может сильно надавить на психику инвалида.

Правильно

Правильные обращения к инвалиду-колясочнику:

  1. «Человек с инвалидностью». Корректно будет называть их «ребенок с инвалидностью», «девушка, имеющая инвалидность». Уточнение пола или возраста инвалида не имеет значения.
  2. «Пользователь коляски». Это выражение подходит редко, но называть их так абсолютно правильно. Так можно называть незнакомых людей, если нужно указать на наличие этой коляски.
  3. «Человек на коляске». Так можно называть людей, чтобы указать, где они находятся среди других.
  4. «Мужчина, женщина». Можно называть так, чтобы не указывать на особенности колясочника. Обращение по имени, если оно известно, самое правильное. Если колясочник не знаком, то наилучший способ сказать о нем – сказать, как обычно говорят о людях.

Учтите, что это очень индивидуально. Для некоторых инвалидов не принципиально, указывают ли на их особенность, для других это – непозволительно и даже оскорбительно. Если Вы знаете этого инвалида лично, спросите у него, не обидит ли его то или иное обращение, и называйте его так, как будет приятно ему самому.

Неправильно

Неправильные обращения, которыми называть колясочников нельзя:

  • «Калека». Так называются люди, получившие увечья. Называть «калекой» никого нельзя, потому что положительного смысла оно никогда не несет.
  • «Человек с ограниченными возможностями/здоровьем». Не стоит указывать на то, что инвалиды не такие, как остальные. Называть их, как людей с ограничением чего-либо непозволительно.
  • «Жертва инвалидности», «прикованный к коляске». Никогда не говорите и не намекайте на то, что колясочник навсегда останется больным. Это заставит его задуматься о жизни в негативном ключе и повлечет за собой нежизнерадостные мысли. Не сложно обратиться иначе, уважительно, а разница для инвалидов колоссальная.

Есть множество спорных терминов, которые обозначают названия разных инвалидов, но чтобы с уважением обратиться к ним, не нужно наизусть знать эти выражения. Нужно понимать, что главное – не задеть их чувства по поводу перенесенной травмы и не навеять негативные рассуждения.

Заключение

Помните, что Вы обращаетесь, в первую очередь, к человеку. Отнеситесь с уважением к его личному пространству: не трогайте инвалидную коляску, не заводите о ней разговор. Назовите его «девушка или мужчина», смотря в глаза ему, а не смотря на сопровождающего. Следите за тем, как он реагирует на выражения, и разговаривайте с ним «на хорошей ноте».

Как правильно называется инвалид-колясочник Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/kak-pravilno-nazyvaetsya-invalid-kolyasochnik

РУСИЧИ

Инвалид или человек?

Почему мы боимся инвалидов?

Скорее всего, любой здоровый человек боится оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно.

Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный орган, мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться.

Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.Страх, о котором вы говорите, в значительной степени -невежество и предрассудки.

Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев, иконописец Григорий Журавлев, ученый и писатель Юрий Тынянов, математик Лев Понтрягин, известный конструктор-оружейник Михаил Маргелов и многие другие известные люди.

Исторически агрессивный страх в отношении инвалидов не свойствен православной культуре. В те годы когда в Европе инвалидов сжигали на кострах, заковывали в кандалы и содержали в железных клетках, на Руси собор Покрова Пресвятой Богородицы любовно прозвали храмом Василия Блаженного.

Многие спрашивают: почему больше всего инвалидов боятся дети? Может, детей стоит оградить от их общества? Или, наоборот, приучать?

Нет, большевсего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями.

Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться. Мы заметили, что легче всего со слепоглухим профессором Александром Васильевичем Суворовым общаются именно дети. Он сам объясняет им, что не может видеть и слышать из-за того, что в детстве сильно болел, но хочет с ними подружиться, ему интересно их общество.

Представьте себе, дети прекрасно понимают это и начинают воспринимать Александра Васильевича совершенно спокойно, естественно.

И буквально через час после знакомства, в то время когда их родители боязливо держатся в сторонке, дети радостно играют с ним, смеются, лазают по его крупной фигуре, как по дереву, и непринужденно пишут или рисуют на его большой ладони все то, что хотят ему сообщить.

Обычно ребенок сразу вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира, начинает воспринимать его как обычную часть детского населения земли. Другой вопрос — было бы очень хорошо, чтобы взрослый объяснил ребенку правила игры: что можно, а что нельзя делать в отношении его друга-инвалида. Например, Саше нельзя бегать, потому что у Саши «ножки болят».

А это означает, что нельзя хватать Сашины игрушки и убегать от него, «ведь это нечестно, Саша не может тебя догнать». Неправильно уговаривать Сашу играть в салки, потому что «ты можешь бегать, а Саша делать этого не может, зачем же его дразнить, ведь Саша переживает».

Но при этом взрослые не вправе требовать, чтобы здоровый ребенок отдавал все свои конфеты ребенку-инвалиду или поддавался ему в играх. Это несправедливо, потому что нарушает принцип равенства детей. Больные ножки к конфетам не имеют прямого отношения. Самое трудное в общении здоровых детей и детей-инвалидов — это справедливое уравнивание возможностей.

Здоровый ребенок должен научиться не злоупотреблять своими преимуществами, не самоутверждаться за счет больного. Ребенок-инвалид — не злоупотреблять лучшими качествами своего здорового друга — добротой, справедливостью и стремлением помочь слабому.

Главное — это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

Причины для одиночества инвалида

Среди инвалидов, точно так же как и среди всех остальных людей, есть умные и глупые, добрые и злые, сдержанные и деликатные, бывают — распущенные и наглые. Здесь надо вести себя просто: не выполнять лишних требований человека только из-за того, что он инвалид.

Посмотрите, справедливы ли его требования? А уже после этого решайте, удовлетворять или не удовлетворять их. Бывает вполне уместным сказать, почему вы считаете требования или претензии человека к вам неправомерными.

Есть качества, с которыми очень тяжело работать, которые очень раздражают, но обусловлены они не инвалидностью как таковой, а условиями жизни инвалидов.

С чем связана эта иждивенческая позиция, о которой вы говорите? Очень часто с тем, что общество поставило инвалида в такую позицию, что он все вынужден выбивать. И он на всякий случай выбивает все и из всех.

Одна из главных проблем — это одиночество, невозможность полноценного общения. Например, у тебя есть близкий друг, но он живет на другом конце города. Для того чтобы встретиться, кому-то из вас необходимо выйти на улицу и добраться до дома своего друга.

А если вы оба плохо ходите или передвигаетесь в коляске, городской транспорт для вас обоих недоступен, вы не сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Кроме того, для человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием является любой перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится препятствием для человека в коляске.

Если есть телефон, люди общаются по телефону. А если нет? Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги телефонных станций. А у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае трудности свои, но почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким.

Но есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические и тем более психические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам — тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы.

Другой вопрос — как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их жизни обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей, бедностью, недоступностью транспорта и невозможностью «выйти в свет».

Что более действенно для защиты инвалидов – продуманная государственная программа, система или личный подвиг?Девяносто процентов – это государственная политика. Подвиг – это подвиг, а не повседневность. Государственная политика и работа госслужб – это повседневная кропотливая работа.

Сегодня у нас в стране отсутствует продуманная система социальной реабилитации инвалидов.

Инвалидов первой и второй групп, которые нуждаются в технических средствах реабилитации (к примеру, колясках, слуховых аппаратах) или лекарствах, нынешние нормативные документы фактически записывают в полупокойники и паразиты, закрывая возможности получить образование, работать, жить полноценной жизнью.

Пенсии сейчас назначают не по состоянию здоровья, а по степени ограничения способности к труду.  Еcли инвалид пытается работать или получить профессиональное образование, у него отнимают пенсию и право на получение бесплатных лекарств и технических средств.

А разве возможно инвалиду при действующих ценах и нынешних зарплатах на все это заработать?К сожалению, одна из главных тенденций нашей государственной политики в отношении к инвалидам  – их сегрегация, социальная изоляция.

Когда в нашем обществе началось расслоение, первая мысль, довольно логичная, состояла в том, что помощь малообеспеченным и инвалидам должна быть адресной. Логика понятна  – но это логика бухгалтера. Согласно этой логике государство выделило инвалидов в отдельную группу, тем самым изолируя их от общества. Например, организуют заезд инвалидов в санаторий.

Так вот, кроме самих инвалидов, с ними в этот санаторий не могут приехать ни муж, ни жена, ни брат, ни сестра, ни друг, потому что платить в этом случае будут только за инвалида. Если человек сирота, он отдыхает в лагере только с сиротами. Если это инвалиды, то они должны находиться друг с другом, потому что государству удобнее устроить утренник «только для инвалидов». Так образуется барьер, который называется отчужденность. И этот барьер нужно преодолевать с двух сторон: со стороны инвалидов и со стороны здоровых.

С какими инвалидными проблемами тяжелее всего адаптироваться социально, научиться чему-то, получить какую-то профессию?

Наверное, одна из самых социально тяжелых инвалидностей  – это слепоглухие. Хорошо адаптируются незрячие, успешно учатся в обычных вузах, женятся на зрячих или незрячих, создают нормальные семьи. В истории почти всех народов среди великих людей немало незрячих.

Например, знаменитый советский математик Лев Семенович Понтрягин ослеп в 13 лет  – разбирал примус, который взорвался у него в руках. В своих воспоминаниях он рассказывает, как они с мамой (отец не пережил этой драмы и вскоре умер) выбирали ему профессию. Вот они думали: «Этот вуз?  – Нет.

  – А вот этот?  – Нет». И решили, что лучше математика, потому что у него склонность к математике.

Но когда читаешь, думаешь: ведь это речь идет о юноше, слепом абсолютно! Они выбрали математику, он поступил в Московский университет, окончил его, стал академиком, сделал множество научных открытий мирового значения.

Политкорректность или лицемерие?

Нужно ли называть инвалидов «альтернативно одаренными», «людьми с ограниченными возможностями» и так далее. Так ли это важно для самих инвалидов?Есть чувство такта, есть лицемерие, а есть обыкновенная ложь.

Человек, которого на протяжении длительного времени вводили в заблуждение, сталкиваясь с правдой, оказывается совершенно дезориентирован. Например, ребенок-инвалид пробует петь песни. У него нет ни голоса, ни слуха, мало того, у него значительная дизартрия (нарушения нервно-мышечного аппарата, отвечающего за артикуляцию речи, произношение звуков).

Родители, родственники, друзья семьи из самых благих побуждений, жалея ребенка и стремясь укрепить его самооценку, начинают изо всех сил хвалить его пение. К сожалению, я привожу не выдуманный пример. Я знакома с человеком, который узнал о том, что у него нет ни слуха, ни голоса, на экзаменах в музыкальное училище.

И когда во время экзаменов преподаватель из приемной комиссии доброжелательно и доступно объяснил ему, почему он вряд ли сможет когда-нибудь стать певцом или музыкантом, этот молодой человек испытал настоящий шок. Он совершенно не был подготовлен ни к какой другой деятельности. Его настоящие таланты так и не были выявлены.

Для инвалида эта ситуация особенно трагична, так как для него выбор профессии ограничен.Пример второй  – лицемерие. Окружающие изо всех сил делают вид, что не замечают инвалидности человека, с которым общаются.

Довольно часто такого рода лицемерие приводит к смешным неловкостям, иногда к обидным ситуациям, в которых инвалид неожиданно и прилюдно сталкивается со своими ограничениями. Попытки игнорировать факты бесполезны, что прекрасно показано в фильме «Человек дождя». В этом фильме ситуация порождена не лицемерием, а незнанием и искренним непониманием.

В тех случаях, когда игнорирование инвалидности происходит лицемерно, из соображений политкорректности, развитие доверительных и уважительных отношений между людьми невозможно.Не думайте о политкорректности. Если вы не знаете, нужна ли инвалиду помощь в каком-то конкретном случае,  – спросите его. Делать это надо вежливо, без излишних драматизаций.

Для того чтобы было ясно, что вы не имеете намерения обидеть или унизить этого человека, можно извиниться и объяснить причину своего вопроса. Например, если вы идете рядом с инвалидом в коляске и видите впереди препятствие, лучше заранее спросить, сможет ли коляска преодолеть его, не нужна ли помощь.

Если вы идете в гости к друзьям, у которых есть ребенок-инвалид, лучше не выбирать подарок самому, а спросить у них, что принести. Необязательно описывать им все ваши переживания, вполне достаточно отметить, что вы хотели бы купить для ребенка то, что сегодня нужнее.
Чувство такта во взаимоотношениях с инвалидами приобретает особое значение.

Если вы встретились с матерью ребенка, по внешнему виду которого можете предположить задержку интеллектуального развития, вряд ли будет правильным расспрашивать мать, что умеет, а чего не умеет ее ребенок и как на медицинском языке называется его патология. Матери это только принесет лишние страдания. Можно просто понаблюдать за ребенком, и вам достаточно быстро станет ясно, чем его поведение отличается от других детей. Будьте естественны, справедливы, уважительны, тогда никакой лицемерной политкорректности не потребуется.

Президент РООИВС “Русичи” – Филонов Сергей

Источник: https://rusichi-rf.ucoz.ru/publ/invalid_ili_chelovek/1-1-0-3

Инвалид или человек?

Инвалид или человек?

В вагоне метро сидел человек с сильно обожженным лицом и руками. Рядом с ним было свободное место. А вокруг стоял народ — битком набито, — но никто не решался сесть рядом с обожженным. Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

Почему мы боимся инвалидов?

Скорее всего, любой здоровый человек боится оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно.

Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный орган, мы сразу пугаемся.

Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.

Страх, о котором вы говорите, в значительной степени -невежество и предрассудки. Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев, иконописец Григорий Журавлев, ученый и писатель Юрий Тынянов, математик Лев Понтрягин, известный конструктор-оружейник Михаил Маргелов и многие другие известные люди.

Исторически агрессивный страх в отношении инвалидов не свойствен православной культуре. В те годы когда в Европе инвалидов сжигали на кострах, заковывали в кандалы и содержали в железных клетках, на Руси собор Покрова Пресвятой Богородицы любовно прозвали храмом Василия Блаженного.

Многие спрашивают: почему больше всего инвалидов боятся дети? Может, детей стоит оградить от их общества? Или, наоборот, приучать?

Нет, большевсего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями.

Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться. Мы заметили, что легче всего со слепоглухим профессором Александром Васильевичем Суворовым общаются именно дети. Он сам объясняет им, что не может видеть и слышать из-за того, что в детстве сильно болел, но хочет с ними подружиться, ему интересно их общество.

Представьте себе, дети прекрасно понимают это и начинают воспринимать Александра Васильевича совершенно спокойно, естественно.

И буквально через час после знакомства, в то время когда их родители боязливо держатся в сторонке, дети радостно играют с ним, смеются, лазают по его крупной фигуре, как по дереву, и непринужденно пишут или рисуют на его большой ладони все то, что хотят ему сообщить.

Обычно ребенок сразу вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира, начинает воспринимать его как обычную часть детского населения земли. Другой вопрос — было бы очень хорошо, чтобы взрослый объяснил ребенку правила игры: что можно, а что нельзя делать в отношении его друга-инвалида.

Например, Саше нельзя бегать, потому что у Саши «ножки болят». А это означает, что нельзя хватать Сашины игрушки и убегать от него, «ведь это нечестно, Саша не может тебя догнать».

Неправильно уговаривать Сашу играть в салки, потому что «ты можешь бегать, а Саша делать этого не может, зачем же его дразнить, ведь Саша переживает».

Но при этом взрослые не вправе требовать, чтобы здоровый ребенок отдавал все свои конфеты ребенку-инвалиду или поддавался ему в играх. Это несправедливо, потому что нарушает принцип равенства детей. Больные ножки к конфетам не имеют прямого отношения.

Самое трудное в общении здоровых детей и детей-инвалидов — это справедливое уравнивание возможностей. Здоровый ребенок должен научиться не злоупотреблять своими преимуществами, не самоутверждаться за счет больного.

Ребенок-инвалид — не злоупотреблять лучшими качествами своего здорового друга — добротой, справедливостью и стремлением помочь слабому.

Главное — это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.