Изгой в классе

Содержание

Ребенок — изгой, 7 причин стать изгоем в школе

Изгой в классе

Стать изгоем очень легко, к этому не нужно прилагать никаких собственных усилий… «Этакое счастье» сваливается на голову самостоятельно в духе новомодных законов подлости…

А изменить ситуацию в другую, обратную, сторону? Тоже легко?!

Ну, давайте вначале разберемся

Кто и почему становятся изгоями? Изгоями в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, психов.

.. Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости  — масса.

Ну, возьмем самое распространенное,

что может не понравится или семь причин стать изгоем:

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки)

2. Проявления энуреза, энкопореза (недержание)

3. Тихость и бесконфликтность, не в состоянии за себя постоять

4. Чрезмерно опекаемый мамочкой и шумными бабушками ребенок

5. Часто пропускающий школу

6. В начальной школе — слабо успевающий, в средней и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник»

7. Ябеда, стукач

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и поставить себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Иногда даже не верится, что учителя, особенно старой закалки, могут не понимать этого…

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания

2. Мало говорит о одноклассниках, практически никого не упоминает

3. Радуется, если заболел

4. Не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задания. Или ни в какую не хочет никому звонить

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения

7. Приходит из школы взвинченным, нервным

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает»

9. Даже если ребенок аккуратен, пропадают и быстро портятся вещи

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во чтобы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда.

Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой, обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле.

Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

И кому после этого всего будет хуже?!  Правильно, вашему ребенку! Дело может закончиться сменой класса, а то и школы…

Нет, я не призываю, вообще не реагировать на то, что ребенок стал изгоем в школе. Не в коем разе!

Дело в том, что в 85% случаев дети становятся изгоями в классе именно тех родителей, которые сами не могли в свое время решить аналогичную проблему. И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нас, хотим мы того или нет.

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, то это сможет помочь другой человек, родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Агрессия против изгоев

На первый план в начальной школе выходят всевозможные обзывалки, которые с неизменным успехом вызывают злость, растерянность, слезы жертвы.

И без разницы, начинает ли он плакать или  как-то иначе «интересно» реагировать, главное, вызвать чувства, растерянность, гнев, панику… Иногда даже кажется, что малолетние агрессоры собирают эти неконтролируемые выбросы негативной энергии и питаются ею, наращивают благодаря ей свою силу.

Часты советы родителей, да и учителей, в ответ на обзывалки — никак не реагировать! Мол, пообзываются и перестанут…

Но, к моему сожалению, это колоссально трудно сделать, иногда просто невозможно. И если взрослый выдержанный человек, вполне способен сделать вид, что слова обидчика ему по барабану, то зеленому первоклашке такие психологические изыски еще не по зубам.

Более полезен, с моей точки зрения, совет воспользоваться специальнымиотговорками, типа  «Кто обзывается, тот сам так называется», «вышел зайчик из ворот, стало все наоборот», «а я лесенку приставлю и все буквы переставлю» и немного более агрессивное — «а ну тюльпань отсюда, так засиреню, весь ромашками обсыплешься!»

Тут даже  более важен психологически сам факт ответа, что не промолчал, не проглотил обиду, не заплакал, не нажаловался… А знание универсальных формул очень помогает. В растерянности и не сообразишь сразу, как достойно ответить, а тут раз — и извлек из памяти! Чрезвычайно полезная штука! Можно поизвращаться и напридумывать еще варианты отговорок.

Если родители сядут как-нибудь вместе с детьми, в шутливой обстановке поделятся, как их обзывали когда-то, как они реагировали, какие обзывалки были в их классе вообще,  что можно придумать в ответ… Выполнить  вместе с детьми «этакое превентивное домашнее задание», » прививку» от ребячьей жестокости.

Наверное, одно и самых главных условий ХОРОШЕГО ответа обидчику — его НЕСТАНДАРТНОСТЬ.

Ожидает обидчик слез и кидания с кулаками. А получает что-то не ожидаемое, странное. А раз странное, не вписывающееся в стереотип, преследователь ребенка сбивается, не знает, как вести себя дальше, инициатива потеряна… Конечно, этот совет деткам постарше, подросткам изгоям.

Некоторые подростки, которым трудно живется в классе, даже специально идут на обострение ситуации. Ведут себя, как настоящие психи, бравируют экстраординарными выходками, чем зарабатывают себе репутацию бешеного, ненормального… Конечно, это не улучшает общение, но в подавляющем проценте случаев травля затихает.

Трудно, очень трудно быть изгоем… Но методы против этого есть!

Нестандартность вашего ребенка вызвала проблему, пусть и нестандартность вашего решения снимет ее!

А какие способы помощи детям изгоям знаете вы?

Блог «Я- псих! (Заметки нестандартного психолога)»  приглашает родителей и детей к разговору…

В помощь внимательному и любящему родителю —книга «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Кравцовой М.М. 

Источник: //japsix.ru/7-prichin-stat-izgoem-v-shkole/

Как понять, что ваш ребенок стал изгоем в школе, классе: что делать

Изгой в классе

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и нашел свое место среди сверстников. Одним из самых важных периодов в жизни любого ребенка является время, посвященное школьному образованию. В этот период ребенок не только получает необходимые знания, но и учится общению с окружающими людьми, окончательно формирует свой характер и учится социальной адаптации.

Редко кто допускает мысль, что ребенка могут не принять в школьном коллективе или, что гораздо страшнее, начать его травить.

Если вовремя не заметить, что ребенок стал изгоем и не принять меры, то его жизнь может превратиться в кромешный ад. Но как понять, что твоего ребенка не приняли одноклассники? Как пережить неприятие сверстников и как родители могут помочь?

Признаки того, что у ребенка проблемы в коллективе

Что значит быть изгоем в школьном коллективе? Ребенок может быть яркой личностью, оригинально одеваться, учиться как плохо, так и хорошо, отличаться внешне от своих одноклассников, может дружить с не самыми популярными детьми. В общем, изгоем принято считать ребенка, чьи особенности не признают окружающие ровесники.

Признаками того, что ребенка не принимают в коллективе, могут выступить следующие моменты:

  • Игнорирование. Ребенка начинают игнорировать одноклассники, он, по сути, находится в социальном вакууме. Даже если он пытается приложить усилия, чтобы с кем-нибудь подружиться, его попытки не имеют успеха.
  • Дистанцирование. Коллектив отстраняет изгоя от каких-либо общих дел, внеклассных занятий или игр.
  • Унижение. Ребенок-изгой чаще всего становится объектом насмешек и травли. Его обзывают, бьют, над ним насмехаются, за его спиной постоянно говорят гадости.

Зачастую изгоем в классе становится тот ребенок, который не способен дать отпор в случае нападок, он сам начинает считать себя хуже, чем остальные. Он начинает искать в себе недостатки и обязательно находит их, даже если на самом деле их нет. В какой-то степени можно сказать, что группа одноклассников своими действиями и отношением отображает мнение ребенка о самом себе.

Изгоя можно назвать «вещью в себе», поскольку его отличает полная сфокусированность на себе, замкнутость, сосредоточенность на мелочах и нежелание прощать обидчиков. Если у такого ребенка есть друг, то он будет относиться к нему с уважением и теплотой, всегда поддержит и поможет, но всех остальных будет воспринимать как потенциальную угрозу.

Виды нарушений в поведении ребенка-изгоя

Дети, столкнувшиеся со школьной травлей, чаще всего становятся несчастливыми обладателями различных девиаций. Негативное отношение со стороны одноклассников способно нанести серьезный вред психика ребенка, поскольку из-за постоянного преследования и травли они практически никогда не выходят из угнетенного состояния.

Часто школьные изгои способны на следующие нарушения в поведении:

  • Воровство. Ребенок начинает воровать для того, чтобы купить себе что-то и тем самым переключиться на более позитивные ощущения. У него может не быть нужды именно в воровстве, потому что родители регулярно снабжают его карманными деньгами. Суть в том, что при воровстве ребенок ощущает мощный выброс адреналина и доказывает сам себе, что он способен на что-то. Если же ребенок пытается купить что-то для других, то таким образом он стремится расположить другого ребенка к себе.
  • Обман. Такие дети часто врут, причем не только родителям, но и одноклассникам. Они рассказывают придуманные истории, с помощью которых пытаются произвести впечатление на окружающих. Чаще всего, они рассказывают истории, способные вызвать зависть у других детей. Например, отец получил новую должность, и он теперь большой начальник. Но чаще всего, спустя какое-то время, обманщика выводят на чистую воду и тогда его репутация падает еще ниже.
  • Попытки суицида. Ребенок, постоянно подвергающийся травле, не может справиться с состоянием постоянной депрессии. Побои, издевательства, игнорирование, насмешки – все это ведет к тому, что ребенок начинает задумываться о самоубийстве, как единственном выходе из ситуации. Поэтому родителям следует очень внимательно следить за поведением и настроением ребенка и не надеяться на то, что у него просто плохое настроение, которое пройдет само по себе. В противном случае, может быть поздно.
  • Ненависть и разбой. Когда школьник постоянно сталкивается с унижениями и пренебрежением со стороны сверстников, то первой эмоцией, которую он испытывает, становится обида. Со временем обида переходит в растерянность, непонимание, грусть, злость и постепенно трансформируется в жгучую ненависть. Ребенок фантазирует о том, как однажды сможет отомстить своим обидчикам. Он находится в пограничном состоянии и порой бывает достаточно одного неразумного поступка, совершенного одноклассниками, чтобы переступить черту. Ребенок может просто сорваться и учинить расправу над главным обидчиком.

Роли ребенка изгоя в школе, в классе

Характер и личность ребенка закладываются именно родителями и поэтому, если они стали замечать, что ребенка отвергает школьный коллектив, то им следует проанализировать первичные установки своей воспитательной методики.

Возможно, причина негативного отношения со стороны одноклассников кроется именно в том, что родители сами заложили в ребенка деструктивную модель поведения, которую он впоследствии перенес и в школьный коллектив.

Психологи выделили несколько самых распространенных ролей изгоев в группе одноклассников:

  • Шестерка. Ребенок, привыкший в семье наблюдать за тем, что один из родителей постоянно показывает жертвенное поведение, начинает воспринимать его как норму. Для него модель поведения «чужие интересы важнее моих» становится единственно верной, и он упорно ей следует, надеясь тем самым привлечь к себе внимание окружающих и доказать свою полезность. Только в итоге все выходит с точностью наоборот. Сверстники не испытывают уважения к «подлизе», он вызывает лишь глухое раздражение и неприятие.
  • Заучка. В разных семьях существуют различные модели поведения. Некоторые родители стараются воспитывать ребенка как равного себе в надежде вырастить из него уверенную в себе целеустремленную личность. Другие же родители приучают свое чадо к тому, что его похвалят только если он будет аккуратно себя вести, тихо говорить, учиться на одни пятерки. Ребенок привыкает к тому, что он должен обязательно выполнить какое-то задание, чтобы в результате получить признание в ответ. Такие дети чаще всего становятся доносчиками, «ботаниками», желающими выслужиться перед взрослыми.
  • Тихоня. В некоторых семьях принято доминирование одного родителя над другим, чаще всего в роли авторитарного тирана выступает отец. В такой семье у матери второстепенная роль, между родителями нет равноправного партнерства. Женщина не решается оспаривать мнение или требования своего супруга, а в случае конфликтной ситуации она всегда соглашается со своей виной. Ребенок в такой семье вообще находится в самом низу иерархической лестницы. Зато первым, что он усваивает с детства, является принцип «не хочешь проблем — молчи». В результате, когда он приходит в школу, то отличается замкнутостью, стеснительностью и нерешительностью. Если кто-то решает над ним подшутить, то он никогда не даст отпор. Дети порой бывают достаточно жестоки, этакие маленькие хищники, стоит им только почувствовать, что рядом находится бессловесный тихоня, то он сразу же становится объектом травли.
  • Козел отпущения. В некоторых семьях в случае конфликта неким буфером или громоотводом выступает именно ребенок. Вечно раздраженные родители срываются на нем, обижают его и упрекают в чем-либо. В итоге ребенок привыкает быть вечно «крайним». Эту его особенность достаточно быстро распознают одноклассники и в итоге ребенок становится «козлом отпущения» еще и в школе.
  • Агрессор. Если ребенок с детства сталкивается с плохим отношением со стороны родителей, то он ожесточается и начинает учиться давать отпор. В результате у него формируется модель поведения «обидели – надо отомстить». Сталкиваясь с неприятием в школьном коллективе, ребенок реализует именно эту модель и взаимодействие с одноклассниками обретает некую цикличность: пытались толкнуть – толкнул в ответ, обозвали – обозвал еще хуже и т.п. В итоге ребенок становится изгоем, с ним никто не хочет контактировать, считая его злобным и нелюдимым.

Важно

Изгоями становится именно те дети, родители которых отличались неправильным поведением, эмоциональной черствостью и невнимательностью по отношению к ребенку.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

  • Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.
  • Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.
  • Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.
  • Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.
  • Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.
  • Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества. Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
  • Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.
  • Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.

Источник: //blizosti.net/rebenok-izgoj-v-kollektive-chto-delat-roditeljam-i-kak-pomoch-rebenku/

Ребёнок — изгой в классе: что делать родителям

Изгой в классе

Каждый родитель мечтает, чтобы процесс адаптации к школе прошёл гладко и ребёнок ходил на занятия с удовольствием. Но в жизни не всегда так случается.

И одна из главных причин, почему ребёнок отказывается ходить в школу — несложившиеся отношения с другими учениками. В запущенных случаях может дойти до травли со стороны сверстников. Итак, ребёнок — изгой в классе.

Что делать? Прежде всего, всесторонне проанализировать ситуацию и воспользоваться советами психолога.

Один против всех — все против одного

Наверное, нет смысла писать назидательные речи о том, что травля в школе одноклассника — это подло, мерзко, недостойно и несправедливо. По мере возможности с этой проблемой пытаются справиться учителя. Но, конечно, основная воспитательная работа должна проводиться дома, родителями, а при возникновении необходимости — детскими психологами.

Травля в школе наносит серьёзный, а иногда даже непоправимый ущерб психике ребёнка, оказавшегося в роли «жертвы». Тактика невмешательства взрослых как в школе, так и дома может привести к трагическим последствиям.

Ребёнок, загнанный в угол (в прямом и переносном смысле), способен на необдуманные, страшные поступки, вплоть до суицида. Когда они совершаются, то приобретают широкий общественный резонанс, начинается расследование.

Только вот оказывается слишком поздно…

Изоляцию ребёнка в коллективе гораздо проще предупредить, нежели пытаться устранить уже существующую проблему. Как? Ранней социализацией малыша. Давайте остановимся на этом подробнее.

Поощрение общительности

С раннего возраста культивируйте в ребёнке общительность. Всегда разговаривайте с ним, даже когда он ещё не может ответить. Важно, чтобы круг общения малыша был широким и разнообразным.

Роль детского сада

После 2-летнего возраста ребёнок нуждается хотя бы в кратковременном общении с другими детьми. Реализовать эту потребность поможет оформление ребёнка в детский сад.

 Есть и альтернатива детсаду: центры раннего развития, где продят обучающие занятия, в том числе по подготовке к школе, всевозможные детские секции и т. п. Недостаток живого общения с другими детьми можно компенсировать ежедневными прогулками на детской площадке.

Например, когда малыш играет в песочнице, учите его делиться игрушками с другими детками, обращаться с просьбами и т. п.

Роль семьи

Дети, наблюдавшие внутри своей семьи гармоничные отношения, выросшие в любви и ласке, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе людьми во взрослом возрасте. Если говорить о школе, то большинство проблем исходит от детей из так называемых неблагополучных семей. Искажённое представление о человеческих отношениях, любви они проецируют на свою жизнь.

Благоприятным фактором воспитания общительности является наличие в семье других детей. Братья или сёстры старшего возраста содействуют ускорению психического и социального развития малыша (за счёт эффекта подражания) и стимулируют его познавательную деятельность.

Врага надо знать в лицо

Но вернёмся к проблеме изоляции, травли в школьном коллективе, когда ребёнок становится изгоем в своём классе. Он ни с кем не дружит, замкнут и с большой неохотой посещает занятия. Возможно, на этом фоне снизилась успеваемость. Что делать? Можно ли исправить ситуацию? Да! Более того, вы просто обязаны это сделать.

Зри в корень

Итак, ваши действия.

Чтобы решить любую проблему, необходимо её всесторонне изучить — проанализировать ситуацию. Почему конкретный ребёнок стал объектом травли? Что в его внешности или поведении даёт повод для подтруниваний?

Самыми распространёнными причинами насмешек одноклассников являются:

  • особенности развития ребёнка (например, вес, походка), дефекты речи, проблемы со зрением (косоглазие, ношение очков)
  • непривычные, несвойственные сверстникам элементы поведения, субъективные черты характера (психическая неустойчивость, замкнутость, плаксивость, жадность)

Постарайтесь, по возможности, устранить те дефекты, избавиться от которых вам по силам. Например, чтобы устранить проблемы со звукопроизношением, целенаправленно и регулярно посещайте логопеда. Ребёнок страдает от лишнего веса? Проконсультируйтесь с диетологом и пересмотрите его рацион питания и образ жизни. Запишите чадо в спортивную секцию и не пропускайте занятия.

Часто устранение физической проблемы позволяет решить и психологические. Например, сделав офтальмологическую операцию по устранению косоглазия, девочка-подросток избавилась от чрезмерной застенчивости и стала более общительной.

Однако но не всегда причины внутренних комплексов очевидны. И задача психолога — проанализировать ключевые события из жизни ребёнка и докопаться до истоков психологических проблем.

Неуверенность в себе — пожалуй, главное качество личности, из-за которого человека преследуют неудачи уже со школьного возраста. Его разновидностями являются мнительность и неумение за себя постоять.

Многие родители задаются вопросом: «Стоит ли учить ребёнка драться, давать сдачу?» Если ваш ребёнок не отличается агрессивностью, большинство психологов сходятся во мнении, что такая необходимость есть, тем более если речь идёт о мальчике.

Очень желательно отдать сына в детскую спортивную секцию, например, бокса.

Регулярные занятия не только повысят физическую силу и выносливость, сделают мальчика более ловким, но и повысят его самооценку — как собственную, так и в глазах одноклассников.

Решение проблемы

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы решить проблему изоляции, травли в школе и избавиться от статуса изгоя?

  1. Ребёнок должен быть готов к физическому противостоянию с обидчиком. Драка — крайняя мера, но если ребёнок не способен себя защитить и демонстрирует слабость, ему не завоевать авторитет в классе. С другой стороны, на практике очень трудно дать отпор, когда «все на одного».
  2. Необходимо призвать на помощь руководство школы и учителей, хотя в подавляющем большинстве случаев они и так в курсе происходящего. Тот факт, что они осведомлены о проблеме, автоматически делает их вовлечёнными и несущими ответственность за сложившуюся ситуацию. Пока ребёнок находится в стенах школы, его безопасность — забота в том числе и руководства школы. Некоторые учителя не только не содействуют решению конфликта, но и сами его провоцируют. Вот жизненный пример. Когда в класс поступил новый ученик, классный руководитель, вместо того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе и подружиться с другими детьми, посадила его одного за заднюю парту и за глаза называла «пришельцем». Так с её подачи в классе появился изгой, и весь класс дружно ополчился против тихого и скромного новенького мальчика. Или другой пример. В личном разговоре с учительницей мама поделилась сведениями из прошлого дочери, рассказав что она по медицинским показаниям посещала специализированный детский сад. Там девочка научилась говорить, а вскоре догнала в развитии своих роверсников и поставленный диагноз был снят. Девочка освоила начальные навыки чтения, письма и поступила в обычную школу. Тем не менее, информация, которую мать поведала в доверительной беседе, в будущем была использована против её дочери. Учительница во всеуслышание обзывала девочку «тупой», «дебилкой» и говорила, что после спецсадика её место в спецшколе.
  3. Родители ребёнка, ставшего объектом травли одноклассников, должны вникать во все подробности происходящего с ним в школе. Необходимо лично контролировать ситуацию, беседовать со всем классом и предупреждать обидчиков сына или дочери по отдельности. Скажите, что если они не изменят своё отношение к вашему ребёнку, вы обратитесь в детскую комнату милиции.

Если ни одно из вышеперечисленных действий не помогает, ребёнок страдает от подтруниваний и находится в состоянии постоянного стресса, выход всё равно есть — перевод в другую школу.

Возможно, это слишком радикальная мера, зато на новом месте не будут известны те обстоятельства, из-за которых ребёнка повергали насмешкам, и он сможет найти друзей и начать жизнь с чистого листа.

Источник: //glazastik.com/%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5/

Ребенок-изгой в классе. Как помочь ребенку-изгою? Советы психолога

Изгой в классе

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе.

Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников.

Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть.

Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью.

Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» – толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей.

Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными.

Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело.

В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике.

Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников.

Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку.

Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

  • Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками. Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию.

Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

  • Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой.

В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

  • Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

Источник: //viline.tv/deti/article/rebenok-izgoj-kak-pomoc-v-etoj-situacii

Ребенок изгой в классе: что делать, причины и советы родителям

Изгой в классе

Приветствую, дорогие читатели и гости моего блога. Сегодня хочу затронуть больную тему. Наверняка многие родители сталкивались и сталкиваются с тем, что их детей считают изгоем в классе, другими словами его обижают, избегают и недолюбливают одноклассники.

И если такие проблемы постоянные, а не эпизодические, то Вам следует задуматься о том, что у ребенка в характере есть такие черты, которые не дают ему уживаться в классе. Какие это черты?

Он — отверженный?

Ребенок, который отвергнут одноклассниками испытывает чувство одиночества и ненужности; у таких детей занижена самооценка; они неуверенные в себе, а так же, очень озлобленные на людей, окружающих его.

Довольно часто такие детские проблемы плохо влияют на будущее.

Уже став взрослым, человек все время оглядывается на проходящих мимо людей и думает: а не смеются ли над ним, что они о нем думают, как воспринимают, как-то не так смотрят?

Такие дети крайне тяжело воспринимают любой конфликт, так как постоянно подозревают, что одноклассник хочет специально его унизить и «уронить» в глазах других ребят. Постоянное подозрение нервирует и мешает нормальной жизни, учебе, общению.

Он — обидчивый?

Такие детки воспринимают любой смешок или шутку одноклассников всерьез, принимая, как личное оскорбление. К примеру, он споткнулся, ударился лбом во время игры с другим ребенком или что-то еще … Случайный смех друзей и все — конфликт начался.

Родителям следует объяснить ребенку, что если всерьез обижаться на смех и шутки, то можно к окончанию школы скопить внушительную коллекцию обид на ребят.

Такие дети, могут сами подшучивать над одноклассниками при этом, болезненно реагировать на все — не понравившиеся ему — шутки со стороны друзей и одноклассников. НО, ребятам приметив это, наоборот начнут подшучивать, чтобы нарочно сделать обидчивому другу больно. В особенности, если заметят, что одноклассник во время обиды, еле-еле сдерживает слезы …

Могут подшучивать над фамилией, над не выговоренными буквами или словами, над слабостью, неуклюжестью, … Если ребенок замешкался у доски, когда отвечал на вопрос учителя, то ребята будут вспоминать и это, долго передразнивая его и вспоминая, как именно он стоял, что писал и как давал ответ.

Он — высокомерный?

Такое ребята быстро замечают и никогда не прощают! Даже, мстят … И проблема кроется не в одноклассниках, а в самом ребенке, ведь относясь к другим «с высока» он за собой этого не замечает. А когда одноклассники что-то ему говорят или передразнивают, то просто считает, что над ним издеваются и придираются.

Ребенок — зеркало своих родителей. И если он высокомерный, значит и в доме такие же отношения. Он часто слышит от родителей, что они самые лучшие, всегда правы, а все вокруг, лишь пешки.

Учителя в школе — малоимущие, одноклассники (немного отклонюсь, для тех кому нужна информация — какие выплаты положены первокласснику малоимущим и многодетным семьям, тогда читайте) — недоумки, гости в квартире — незваные налетчики, которых никто не ждал.

Ребенок слышит, да запоминает, а потом следует самовнушение … Ведь так говорил папа, так говорила мама … А они лучше знают, они всегда правду говорят. Лох тот, кто не может нанят репетитора, придурок тот, кто не может решить эту задачку, слабак тот, кто не смог отжиматься на физкультуре …

И что же получается, ребенок смотрит на одноклассников и преподавателей свысока. И вскоре начинает замечать, что в классе у него с общением проблемы.

Он — выскочка?

Таким детям недостаточно просто общения, просто того, что его приняли в компанию. Надо чего-то большего! Быть всегда в центре, быть лидером.

Но, как правило, «трон» уже занят кем-то или же имеется несколько конкурентов, которые так же, стремятся занять его. И чем больше в классе таких стремящихся к лидерству, тем жестче атмосфера и тихоням тут не «ужиться».

Таким ребятам сложнее достичь победы — быть звездой в классе, а если уж и получилось, то с каждым днем, удержать позицию все сложнее.

Если выскочку не пустили «в центр», то он начнет привлекать внимание по-другому. Например, наглостью, экстравагантностью, нелепыми шутками … Кстати, шутками привлечь внимание проще-простого, вот только слава шута «не греет» и он начинает придумывать что-то другое …

Он — не принял этику класса?

Как такое возможно? Например, класс заранее договорился не пользоваться на контрольной шпаргалками, чтобы за оценки никому не было обидно. А вот этот ребенок, согласился со всеми, но все сделал по-своему. В итоге, получил отличную отметку не используя свои знания. следовательно это приводит к разборкам после уроков.

Такой злостный нарушитель, рискует быть постоянно избитым, не принятым в компанию и … отвергнутым. Ссоры с одноклассникам могут быть настолько серьёзными, что родителям придется подыскивать новую школу для чада.

Он — требовательный?

Такой ребенок постоянно ждет, что кто-то из одноклассников и преподавателей все сделают за него. Друг должен его защищать, сосед по парте давать списывать, учительница не вызывать к доске, когда он не выучил урок…

Должны делиться конфетами или булочками, на перемене играть только в то, во что он хочет, причем, обязательно поддаться и проиграть … Разговаривать только с ним и если решено прогулять урок, то друзья должны следовать за ним..

.

А вот сам он, на подобные жертвы, не готов! И чаще всего, такие ребята — выходцы из таких же семей! Как правило, у родителей ребенка мнение о людях такое же, причем, давным-давно переросшее в культ! Кстати, разбираться с ребенком, почему у него в школе ссоры со сверстниками, они считают — что это пустая трата нервов, времени и просто неуместно.

Он — застенчивый?

Тихоням в школе «живется» не сладко. Вроде бы не дерется, никого не высмеивает, ни с кем не ссорится и друзей тоже нет. А все почему? Просто его не замечают. Он тихий, он застенчивый, он стеснительный, боязливый. Ребята считают, что и доверить такому человеку ничего нельзя! Он растеряется в нужный момент и «провалит все дело»!

Такому ребенку не доверяют роль в школьном театре, не зовут играть в эстафеты, участвовать в школьных олимпиадах. И у него просто нет возможности, чтобы проявить свои достоинства и знания. А ведь, как правило, тихони — ответственные дети и очень послушные!

Что делать родителям — советы от психолога:

  • Надо поговорить с ребенком в тихой обстановке. Понять причину и разобраться в конфликтах.
  • Узнав причины, не предвзято оценить их и разложить на составляющие.
  • Разобраться в собственных, семейных, отношениях. Скорее всего, «корни растут» отсюда!
  • Если проблемы ребенка произрастают из семейных отношений, значит, пришло то время, когда следует всей семьей сходит к психологу.
  • Если причины ссор с одноклассникам никак не связаны с семейными отношениями, значит, разобравшись в проблеме, ребёнку надо тихо и доходчиво объяснить, что в его поведении не так.
  • Надо и папе, и маме, и самому ребёнку продумать план действий, как искоренить ошибки в поведении и общении.
  • Не ругать и не кричать на ребенка, ведь то, что он не умеет общаться со сверстниками, вовсе не его вина! Это беда родителей! Не смогли воспитать, упустили момент!
  • Видя, что ребенок со школы пришел избитым или униженным — тянуть нельзя! Любое промедление ведет к новым издевкам и обидным прозвищам.
  • Идти в школу и при одноклассниках и преподавателях решать проблему ребёнка — глупость. После этого, ребенка могут прозвать «ябедой», «маминым сынком», «слабаком.» Он сам должен решить свои проблемы, с невидимой помощью родителей.

Ели вашего ребенка избегают в классе, то надеюсь статья поможет решить данную проблему. Главное не отчаиваться и не падать духом, из любой ситуации есть выход! Буду благодарен, если статья оказалась полезной, то поделитесь ей в социальных сетях. А так же подписывайтесь на ленту блога. Пока!

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем.

Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта.

И теперь уже не остановить ))

Источник: //lexin-blog.ru/rebenok-izgoy-v-klasse.html

Изгои в школе: причины, сложности общения детей и советы психологов

Изгой в классе

Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, надеется, что ребенок органично впишется в коллектив и найдет себе друзей. Мало кто ожидает, что сверстники могут не принять ребенка, или тем более начать его травить.

Жизнь ребенка может превратиться в настоящий ад, если вовремя не заметить и не предпринять мер по решению конфликтов в коллективе.

Что делать, если ты изгой в классе, как пережить негативный опыт, и как поступить родителям, чтобы помочь своему ребенку — об этом в статье.

Признаки того, что ребенок — изгой

Изгой в классе — кто это? Он может быть очень яркой, артистичной натурой, может своеобразно одеваться, плохо или слишком хорошо учиться, дружить с непопулярными одноклассниками, отличаться внешне от остальных, выбирать необычных кумиров и т. д. Ребенок может иметь особенности, которые другие дети не признают.

Признаков того, что ребенок стал изгоем, несколько:

  • коллектив игнорирует ребенка, у изгоя нет друзей;
  • коллектив отстраняет ребенка от “важных” вопросов, игр, дел и поручений;
  • коллектив открыто травит ребенка (дети смеются, обзывают, бьют, выставляют в неприглядном свете, порочат репутацию).

Важно отметить, что изгой только тогда становится отверженным, когда сам начинает считать себя таким, искать в себе недостатки. Коллектив в данном случае — зеркало, которое отражает мнение ребенка о самом себе.

Принцип зеркала имеет и обратный эффект. Если ребенок популярен среди сверстников, это автоматически делает его более социализированным — открытым, добрым, энергичным, симпатичным.

Изгои, как правило, очень сфокусированы на себе, плохо прощают других людей, обращают слишком много внимания на мелочи, не умеют быстро переключаться и копят обиды. Для своих настоящих друзей они, возможно, горы свернут, однако от других всегда ждут подвоха.

Как родителям определить, что ребенок стал школьным изгоем

Да, можно вовремя распознать то, что ребенок — изгой в классе. Что делать родителям в данном случае? Быть внимательными к потребностям ребенка, слушать его, не отрицать проблемы.

Просто заподозрить неладное, если ребенок:

  • потерял желание ходить в школу, либо уже пропускает уроки;
  • не зовет в гости друзей из школы;
  • уходит от вопросов о школе, не желает распространяться об оценках и одноклассниках;
  • находится на выраженном эмоциональном спаде каждый день после школы;
  • игнорирует праздники и собрания в классе;
  • не ведет страницу в социальной сети или на ней в друзьях нет одноклассников;
  • не перезванивается с одноклассниками;
  • часто беспричинно плачет без объяснения причин;
  • имеет физические или социокультурные признаки отклонений от нормы (лишний вес, брекеты, хромота, слепота, косоглазие, заикание, смуглая кожа, акцент, восточный разрез глаз и так далее) и начинает неожиданно стыдиться их.

Что переживает ребенок-изгой

Пути переживания ребенком травмирующей ситуации могут быть разными — опасными и безопасными, конструктивными и деструктивными.

Дети-изгои в школе могут:

  • впасть в депрессию, отказаться от увлечений и общения;
  • отказываться от еды, испытывать проблемы со сном;
  • испытывать проблемы с учебой;
  • уходить из реального в виртуальный мир — компьютерные игры, чаты.
  • заболеть психосоматическим заболеванием (организм уходит от проблемы и “заболевает”, чтобы больше с ней не сталкиваться; отсюда частые простуды, головокружения, головные боли, боли в животе, рвота и так далее).

Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев

Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.

Часто изгои в школе способны на следующие девиации:

  1. Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
  2. Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
  3. Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
  4. Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.

Роль учителей в школьных конфликтах

Ведущие роли в любых школьных конфликтах отводятся, безусловно, взрослым. Учителям и родителям. В начале конфликта всегда видно, что появляется лидер-зачинщик конфликта и ребенок-изгой в классе. Признаки будущих проблем в общении учеников могут заранее подсказать взрослым правильную тактику поведения в условиях зарождающегося конфликта.

Учитель проводит с классом большое количество времени, у него есть возможность наблюдать, отмечать, говорить, рассуждать, наказывать и поощрять. Учитель может напрямую влиять на каждого участника коллектива.

Источник: //labuda.blog/189969

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.