Как подружить школьников?

Содержание

Давайте познакомимся!

Как подружить школьников?

Позади учебный год. Наступил долгожданный июнь. А все равно есть потребность писать, читать что-то связанное со школой. Обычно в начале июня пишу анализ воспитательной работы за прошедший год, но сейчас он уже написан и сдан.

Что делать? Иду в школьную библиотеку, беру подборку газет «Классное руковод­ство и воспитание школьников» и с головой погружаюсь в чтение. Делаю заметки на память, что-то копирую. Нахожу много интересного для себя у коллег, делящихся опытом работы на страницах этой газеты.

И мне захотелось поделиться с читателями некоторым опытом своей работы в воспитании школьников.

Как-то мне поручили классное руководство в 5-м сборном классе. Выпускных 3-4-х классов начальной школы было семь. И у меня в классе оказались представители всех этих семи классов, причем в разных количествах: от одного до восьми человек.

Я знала, что этот вариант лучше, чем когда один класс комплектуют из двух, где большая вероятность разъединения учащихся на две группы. Передо мной встали вопросы: как сдружить ребят? Как добиться, чтобы класс стал единым коллективом? Целый месяц я мучилась над этими вопросами. Решение пришло неожиданно.

Родилась идея проведения серии классных часов «Давайте познакомимся».

Жеребьевка

Чтобы лучше узнать учеников и представить их друг другу, я решила к каждому сходить домой, встретиться с детьми и их родителями в неофициальной обстановке. Конечно, за сентябрь они уже перезнакомились друг с другом. Но узнали ли, чем интересен Коля, чем увлекается Алексей и что любит после уроков делать Света?

К кому пойти первому? Как сделать так, чтобы никого не обидеть? Решаю провести жеребьевку. Набираю дома в мешочек 29 первых бочонков из «Русского лото» – ровно по количеству учащихся в классе – и приношу его в школу.

Говорю ребятам о своих предстоящих походах к ним по домам и прошу одного из учеников вытащить из мешочка пять бочонков. Итак, первые пять человек, к кому я пойду в гости в октябре, определены. Теперь я буду ждать от ребят приглашений. Ведь не каждая семья может принять нежданного гостя, а тем более, учителя.

Многие ученики начальной школы, да и среднего звена, считают нас какими-то особенными. А, может, так и есть, раз мы работаем в школе?

Приглашения

Каких приглашений я только не получала! Кто-то просто подходил ко мне и договаривался о дне и времени встречи, кто-то клал на мой стол «приглашение», в котором были сообщены и дата, и время, и домашний адрес, и даже указаны подъезд и номер этажа, кто-то рисовал маршрут движения. А с кем-то я прямо после уроков шла к нему домой.

Однажды прихожу в класс, а на столе записка: «Уважаемая Людмила Евгеньевна! Наша семья приглашает Вас на званый обед, в субботу, в 15.00. Семья Александровых».

В гостях

И вот я в доме ученика. Конечно, осматриваю квартиру, рабочее место ребенка. Ведь классный руководитель должен знать, в каких условиях проживает каждый его ученик. А затем беседую с родителями о ребенке. Прошу рассказать, чем он больше всего интересуется, увлекается, что любит делать в свободное время.

В то же время мы просматриваем альбомы с фотографиями ученика. Беседа сразу приобретает неофициальный характер. Родители рассказывают столько интересного о своем чаде! А я отбираю наиболее интересные фото.

Ведь каждой семье нужно будет сделать фотогазету о своем ребенке к классному часу – так было решено с ребятами.

В дом к каждому ученику я прихожу с папкой бумаг формата А3. Заранее знаю, что, сколько родителям ни объясняй, какого формата должны быть газеты, все равно кто-то сделает не так.

Один нужный формат не найдет в магазине, другой воспользуется ватманом, а ватман неудобно хранить, а кто-то использует альбомные листы. Зато газеты ребята сохранили до Последнего звонка.

Ими мы потом украшали актовый зал школы.

Когда фотографии отобраны, мы вместе с родителями пробуем их как-то сортировать, раскладываем сразу на бумаге, планируем, как же будет выглядеть газета. Какие следует сделать заголовки, как подписать фото.

Если бы вы видели, какие газеты о своих детях подготовили родители! Кто-то придумал четверостишие под каждый снимок, кто-то просто коротко подписал, кто-то набрал текст на компьютере и распечатал (а в то время компьютеры еще мало у кого были), кто-то красочно оформил листы, сделал фон, рисунки, а кто-то просто наклеил фотографии (но таких газет было очень мало). Сразу видно, кто из родителей с любовью относится к своему ребенку, дорожа им, его успехами, а кто отнесся к выпуску газеты как просто к выполнению полученного задания, без всякого творчества.

В каждом доме меня встречали по-разному. В одном предлагали попить чаю, перекусить, в другом зазывали на обед. Семья Прошиных к моему приходу напекла пирожков, а Вика Панкова сама испекла печенье. Не было семьи, из которой я ушла бы без каких-то угощений.

Но не только газету должен был принести ученик на классный час. Еще ему предлагалось рассказать о своем увлечении. Для этого мы с ребятами определяли, как они смогут представить себя и свое увлечение, хобби на классном часе.

И только после решения всех этих вопросов я уходила домой. У кого-то я была 1–1.5 часа, а у кого-то задерживалась и на 3–4 часа. Сколько же информации об учениках я почерпнула из «хождения в гости»! Вы не можете себе представить.

Встреча с учителями начальных классов

Одновременно я проводила и встречи с учителями начальных классов, у которых раньше учились выбранные для посещения первые пять учеников. Учитель начальных классов – это «вторая мама» моего ученика. За 3–4 года она много узнала не только о его учебных способностях, но и о характере, привычках, друзьях.

Учителя начальной школы не приходили на наши классные часы, но мне очень хотелось, чтобы их присутствие как-то ощущалось. Поэтому я брала у учителя интервью и записывала его. Иногда кто-то из них писал мне письмо, а кто-то сочинял стихотворение о ребенке. Потом все это зачитывалось на классном часе.

Классный час

Четвертый четверг месяца – наш классный час. Так как мы в то время учились во вторую смену, то классный час проводили вечером, и многие родители могли на нем присутствовать.

Обычно приходили родители тех учеников, кому был посвящен наш час общения. Были не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья и сестры.

Классный час мы проводили в свободном в это время кабинете музыки, и у меня был час времени для его оформления.

Звонок с урока. Привожу учеников в кабинет музыки, где на съемных стендах расположены газеты об учениках, их лучшие работы – рисунки из художественной школы, на столах – коллекции, любимые игрушки, а на доске – красочный плакат «Давайте познакомимся!» – тема классного часа.

Минут 10–15 ребята с восторгом рассматривают газеты, коллекции, затем рассаживаются на стулья. Всем все видно очень хорошо, так как стулья в кабинете стоят, как в амфитеатре. Родители уже на месте. Итак, начинаем…

Классный час посвящен Свете Тарасовец.

Сначала идет небольшая характеристика по имени, затем я читаю стихотворение о Свете, сочиненное учителем начальных классов. Потом мы рассматриваем ее газету. Что-то я зачитываю, задаю Свете вопросы.

А затем она рассказывает о своем увлечении. Оказывается, она вместе с бабушкой придумывает и шьет различные модели одежды для куклы Барби, которые тут же показывает ребятам. Кроме этого Света занимается танцами и любит петь.

И мы с наслаждением слушаем песню в ее исполнении.

А потом наступает волнующий для всех момент – Света должна вытащить из мешочка, который у меня в руках, бочонок с номером ученика, которому будет посвящен следующий классный час. Ребята с места выкрикивали свои номера, так им не терпелось стать героями нашего часа. Чей номер не вытащили – огорчались.

Второй герой – Алексей Потапкин.

Опять следует характеристика по имени, слушаем интервью с учителем начальных классов, рассматриваем газету, и Алексей рассказывает о своем увлечении, а затем из мешочка он вытаскивает очередной бочонок.

Но какие же увлечения у детей?

Элла Ларина любит разгадывать кроссворды. Вместе с папой они на листе ватмана нарисовали большой красочный кроссворд, который мы потом разгадывали на классном часе.

Алексей Потапкин, оказывается, очень любит готовить. И специально к классному часу испек печенье, которым всех угощал.

Рома Цыкун собирает анекдоты, смешные рассказы, невыдуманные истории, которыми очень нас повеселил.

Коля Прошин пригласил на вернисаж своих картин. Он не первый год учится в художественной школе.

Костя Базыкин вместе с мамой и сестрой провели для всех конкурс «Угадай мелодию».

Вика Панкова принесла морскую свинку, рассказала, как за ней ухаживать и что она любит есть.

Но всех покорила Марина Сергушина, которая на классный час привела свою немецкую овчарку и продемонстрировала урок ее дрессировки.

Конечно, обо всех не рассказать, но как было интересно на этих классных часах, которые мы проводили в течение всего учебного года! Ребята ждали их с таким нетерпением, а потом очень долго их вспоминали. Лишь у двух учеников мне не пришлось побывать дома. Они постоянно откладывали нашу встречу, пришлось взять эти семьи на заметку. Но это уже была другая возникшая проблема, вставшая передо мной.

Каждый ребенок – новый подход

Сейчас в наших школах обучается много детей из ближнего зарубежья и других стран. Появилась такая ученица и у меня в 6-м классе. Тамара приехала из Армении.

Дети стали спрашивать, будем ли мы проводить классный час «Давайте познакомимся», посвященный ей.

Я решила, что мероприятие нужно провести как-то иначе, ведь Тамара не просто новенькая, а девочка из другой страны, страны другой культуры, других народных традиций.

Конечно, я сходила к ней домой, познакомилась с семьей и рассказала о наших классных часах, проведенных в 5-м классе.

Концерт

Так как у Тамары уже 10 сентября был день рождения, то, чтобы девочка уютнее себя чувствовала в нашем коллективе, мы с ребятами приготовили для нее концерт, и Тома лучше узнала своих одноклассников.

Как подружиться с одноклассниками?

Как подружить школьников?

Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким.

В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю. Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения.

Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками. Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него.

Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.

Каких детей больше всего не любят в школе?

В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты.

В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат. Таких детей чаще всего дразнят и обижают.

Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.

Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников.

могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища.

Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет.

Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение.

Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других.

В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести.

Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь. Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой.

Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный. Любой человек – это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением.

Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.

Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь.

Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками. Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера.

Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу.

Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.

роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей.

Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу.

Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости. Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки.

Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.

Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.

Источник: https://detkino.ru/node/13467

Как подружить школьников? – Ровеньковская специализированная школа №3 І-ІІІ ступеней

Как подружить школьников?

  • Советы родителям
  • Как подружить школьников?

Отзвенел для первоклассников первый звонок, прошли первые восторги от новых впечатлений в школе, подарены цветы учительнице, началась учеба с ежедневным утренним подъемом и первыми небольшими домашними заданиями.

Школьная жизнь приняла нового ученика в свое глубоководное течение. Но почему-то ваш первоклассник становится все грустнее… Уже нет той искренней радости от школы, уже не собирает с вечера портфель, не торопит вас при выходе из дома.

Что произошло? Что не так? Не нужно долгих бесед и разговоров, для того, чтобы ваш малыш открыл вам свою проблему: «Со мной не хотят дружить! Там все чужие, не хочу больше в школу!»

Если вы услышали от своего первоклашки подобную исповедь, не впадайте в панику: ваш ребенок вступает в новую фазу самостоятельной жизни, в которой нужно будет научиться строить отношения, искать и беречь друзей, уметь учитывать мнение других, одновременно оставаясь при своих интересах.

Для «домашних» детей, не посещавших детсад, и не имевших большого опыта общения со сверстниками в студиях, кружках и подобных заведениях, это переживание более актуально, чем для детей, часто находящихся в обществе. Дети, привыкшие вращаться в кругу друзей и сверстников, гораздо легче входят в новый коллектив и принимают незнакомую обстановку.

Хотя, адаптация в новой среде и построение новых отношений – это то, что необходимо будет пройти всем: и «домашним» и «общественным».

Первый класс для ребенка – это стресс. Пусть зачастую не опасный, не угрожающий здоровью, но все, же стресс. Во-первых, в школе в действительности не реализуются все те мечты, которые были связанны с учебой: до начала занятий ребенок представлял себе школу по-своему.

Будущий первоклассник мог вообразить, что школа – это увлекательное путешествие (как поездка на море или в горы), в котором все удивительно и служит к получению удовольствий. Но реальность оказывается не совсем такой, какой хотелось ее видеть и осознание этого может прийти достаточно быстро.

Вот и постигает некоторое разочарование вашего школьника после первых нескольких дней или недель новой жизни.

Во-вторых, любой малыш, даже прошедший ясли и детсад, хочет быть в центре безраздельного внимания и заботы. Каждый хочет быть «первым и единственным», а не «одним из» равных себе сверстников.

Ребенку трудно настроиться на понимание того, что он не может делать все, что пожелает: не может в любой миг встать из-за парты и пойти куда угодно, не может разговаривать во время урока, не должен опаздывать в класс после перерыва и т.д. Новые рамки поведения действуют угнетающе на первых порах, создавая негативное настроение у детей.

Таким образом, первые дни или недели в школе могут создать некий фон, на котором легко рождаются проблемы. Родителям нужно быть готовыми к подобным вещам и реагировать на них совершенно спокойно, помогая ребенку преодолевать трудности.

Как найти друга первокласснику?

Если в «разговоре по душам» ваш первоклассник озвучил конкретную проблему (с ним не дружат его одноклассники), не пропускайте это мимо ушей. Как уже было сказано, отсутствие дружбы может быть одним из симптомов стресса, испытываемого маленьким учеником. Исходя из этого, пытайтесь решить эту проблему комплексно, т.е. с учетом всех факторов, влияющих на его настроение в это период.

Как уже было сказано, отсутствие дружбы может быть одним из симптомов стресса, испытываемого маленьким учеником. Исходя из этого, пытайтесь решить эту проблему комплексно, т.е. с учетом всех факторов, влияющих на его настроение в это период.

Нужно понимать, что малыш, попавший в новую обстановку, ищет себе поддержки и опоры в лице тех людей, у которых с ним есть хоть какие-то отношения, с которыми он хоть как-то знаком. И если в классе нет ни одного одноклассника-приятеля, ребенок остро чувствует дефицит отношений «немного больше, чем просто знакомый».

Собственно, эта модель действует и для взрослых: попадая в новое окружение, мы неосознанно ищем хоть кого-то или что-то знакомое для нас. Мы хотим «зацепиться» за уже изведанную часть реальности, чтобы чувствовать себя увереннее.

Безусловно, в приобретение новых друзей, многое зависит от самого ребенка, от его темперамента и коммуникабельности. Но не стоит забывать, что в отличие от взрослых, у ребенка нет опыта завязывания дружбы, он не способен к абстрактному мышлению в применении правил и принципов построения отношений. Поэтому взрослые должны помочь малышам.

Для начала попробуйте расспросить ребенка об его одноклассниках. Пусть он попытается их описать, расскажет об их поведении, о том, кто ему нравится и с кем бы он хотел дружить. Поинтересуйтесь, как ваш малыш понял, что с ним не хотят дружить, что произошло: ссора, конфликт, или его просто не пригласили для совместных игр.

В зависимости от того, что вы узнаете, предпринимайте дальнейшие шаги. В том случае, если ваш ребенок просто простоял в стороне и прождал приглашения, но конфликта не произошло, попытайтесь ободрить его, расскажите, как начать разговор, как войти в игру вместе со всеми.

Если же школьник жалуется на ссору, попытайтесь узнать причину происшествия, но старайтесь не вмешиваться в разрешение конфликта непосредственно. Попытайтесь помочь дистанционно: объясните ребенку на доступном ему уровне как можно разрешать конфликты.

Это важно потому, что взрослеющей личности нужно научиться самостоятельно улаживать ссоры. Но все должно быть под чутким руководством взрослых!

Если простыми наставлениями дело не решается, поговорите с педагогом, поинтересуйтесь, что он видит во всей этой ситуации. Попросите понаблюдать специально за вашим ребенком, обратить внимание на его отношения с одноклассниками.

Пусть учитель сообщает обо всех своих наблюдениях вам, а также по мере возможностей попытается ввести вашего школьника в круг общения.

Есть много способов инициировать дружбу: посадить за одну парту с предполагаемым другом, дать совместное задание, включить в общую игру и т.п.

Предметом особого внимания сделайте для себя то, чтобы в отношениях с ребенком не потерять контакт.

Из всех сил старайтесь не допустить того, чтобы ребенок начал от вас что-то скрывать, чтобы вдруг почувствовал, что вы не желаете или не способны помочь ему. Выражайте готовность слушать его, обязательно реагируйте на его желание поговорить.

Если малыш заподозрит, что вы не хотите или не способны помочь ему, он перестанет говорить вам о своих переживаниях, а это чревато печальными последствиями.

Практические советы родителям первоклассника

Вот некоторые советы для родителей, отправивших детей в первый класс (либо для тех, кто планирует это вскоре сделать).

1. Если ваш ребенок пойдет в школу через 1 – 2 года, полезным будет для него иногда посещать школьное здание и двор. Делается это просто: вместо игровой площадки устройте с ним прогулку по территории школы, в которой он будет учиться.

Пройдитесь по школьному двору, объясните назначение спортивных снарядов на стадионе. Если возможно, пройдитесь по школьным коридорам, покажите учебные классы. Дождитесь перемены, пусть ребенок увидит учеников, спешащих по коридору.

Все это можно повторить несколько раз.

2. Если ваш ребенок не посещает детсад, заранее приучайте его к режиму дня. За несколько месяцев до начала учебы практикуйте утренний подъем и вечерний отбой в установленное время. В дневном расписании найдите время для занятий: учите алфавит, цифры, рисуйте и совместно читайте книги. Это плавно введет ребенка в представление о режиме и обязательствах.

3. Постарайтесь поискать среди детей вашего района будущих одноклассников вашего ребенка. Познакомьтесь с родителями, подружите ваших детей, вместе отдайте их в школу. Это позволит не только решить проблему дружбы и адаптации в новом коллективе, но и организовать между родителями график проводов и встреч из школы ваших первоклассников.

4. Прививайте ребенку общественное мышление. Объясняйте нужду в друзьях, демонстрируйте сами дружбу со своими друзьями.

5. Установите и поддерживайте добрые (желательно, дружеские) отношения с учителем. Не только обменяйтесь телефонами, но и приглашайте учителя на кружку чая, интересуйтесь успеваемостью вашего школьника, а также его отношениями с одноклассниками.

6. Помните простое правило: кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным! Всячески старайтесь воплотить это правило в собственной жизни и жизни ваших детей. Помните, что друг не только должен восполнить мои потребности в общении, но и ожидает определенных жертв и от меня также. Школьная дружба, фундамент которой заложен в детстве, бывает самой крепкой в жизни.

Кол-во просмотров: 208

Источник: http://www.rovenky-school3.edukit.lg.ua/soveti_roditelyam/kak_podruzhitj_shkoljnikov/

Как научить ребенка дружить: возрастные особенности общения школьников

Как подружить школьников?

Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?

Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом – у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?».

В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку.

Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.

Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:

  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем.

Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:

  • читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
  • учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
  • кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
  • приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
  • не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников

Третий и четвертый класс (9-10 лет)

Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.

Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.

«Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.

Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил – кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.

Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:

  • развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами – как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
  • развивайте у ребенка чувство юмора – и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
  • продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте – обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики.

На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность.

В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/scholinyu-budni/kak-nauchit-rebenka-druzhit-vozrastnyie-osobe/

Как помочь ребенку обрести друзей в классе

Как подружить школьников?

Ребенка в классе не замечают, с ним не общаются одноклассники, в классе нет друзей, очень распространенная проблема в современной школе.

Как же помочь своему ребенку обрести друзей в классе?

Если ребенок на вопрос, чувствовал ли он себя когда-нибудь одиноким и не любимым, отвечает, что это постоянно ощущается в классе, где с ним никто не хочет общаться, то пора искать методики оказания ему помощи.

Собственный опыт

Родителям следует внимательно относиться к своему ребенку, откинув позицию прокурора, грозно проверяющего оценки и спрашивающего, хорошо ли он вел себя в школе. Подобное отношение только усугубляет проблему, приводя к замкнутости и нежеланию делиться переживаниями.

Необходимо учитывать, что ученик получает колоссальную нагрузку и после уроков чувствует себя утомленным. Особенно напряженно усвоение новых знаний дается в период с первого по третий класс.

Взяв на вооружение дружеский тон, беседа с ребенком ведется в плане обсуждения итогов прошедшего дня и выяснения планов на следующий. Должен чувствоваться искренний интерес, а не желание тотального контроля.

В беседе задаются ненавязчивые вопросы об одноклассниках, возникающих недоразумениях. Если чувствуется какая-то волнующая ребенка проблема в этом плане, нельзя отмахиваться или советовать все забыть.

Самым действенным решением будет дельный совет, обозначенный как собственный опыт из школьных лет, позволяющий не чувствовать одиночества в коллективе.

Несмотря на занятость, целесообразно принимать у себя дома ребят из класса, если ребенок их пригласил зайти в гости. Выставить на стол угощение, не хмуриться и не высказывать недовольства, если дети затеяли шумную игру.

Постараться приветливо поговорить с гостем, чтобы он не испытывал неловкости. Пригласить приходить еще.

Демонстрация того, как следует принимать гостей поможет ребенку самому выстраивать в дальнейшем правильную модель поведения и чувствовать себя уверенным в подобных ситуациях.

Статья  Избалованный ребенок – перевоспитание без последствий

Ролевые игры на общение

Хорошим подспорьем будет собранная и постоянно пополняемая база ролевых игр, ориентированных на формирование навыков общения. Выбрав несколько минут, например, в перерыве между выполняемыми домашними заданиями, с интересом и азартом проигрывать их вместе с ребенком, выделяя и анализируя в конце правильную модель поведения.

Если планируется какое-то мероприятие, например, день рождения, с приглашением одноклассников, то в план развлечений также целесообразно включить ролевые игры, формирующие навыки позитивного общения в различных ситуациях.

Комплименты

Открытый и доброжелательный человек спокойно отмечает достоинства других и не стесняется говорить им добрые слова.

Научить ребенка говорить комплименты несложно, если не делать это самоцелью и не навязывать ребенку установку о том, что он обязан это делать. Любое доброе слово должно идти от сердца и звучать легко и непринужденно.

Вначале все облекается в увлекательную игру. Придумать как можно больше разнообразных комплиментов для своих любимых игрушек. Произносить их не только от своего имени, но и от имени самих кукол другу другу.

А затем игрушки, объединившись в дружную компанию, произнесут добрые слова в адрес ребенка.

Утром мама приветствует своего малыша, говоря ему, какие у него сегодня прекрасные глаза, как великолепно выглядят порозовевшие после сна щечки.

Папа, заглядывая в тетрадь, отмечает, что домашнее задание выполнено очень аккуратно и старательно.

Постепенно ребенок легко будут замечать положительные черты у одноклассников и непринужденно и искренне, от всей души, говорить им комплименты, не ожидая слов благодарности.

Общность интересов

Специалисты отмечают, что чаще всего дружба возникает, если дети занимаются совместным творчеством.

Внимательные родители, зная наклонности своего дитя, непременно стараются записать его в спортивную секцию, музыкальную школу или творческий кружок.

Польза для ребенка будет огромной, если он сам проявил заинтересованность и посещает занятия с удовольствием. Успехи на новом поприще в некоторой мере позволяют ему нивелировать школьные неприятности.

Статья  Если у ребенка появились воображаемые друзья

Постепенно появляется возможность показывать свои достижения и в рамках школьных мероприятий, выступая в качестве певца или танцора, участвуя в выставках и конкурсах. Поднимают самооценку поощрения – грамоты, дипломы, кубки, вручаемые на торжественных линейках.

На что обратить внимание

Такое качество как доброта не должно носить навязчивый характер. с одноклассником карандашом – это позитивный момент, но пытаться подкупить расположение окружающих, постоянно раздавая им им какие-либо сувениры, конфеты и пр., до хорошего результата не приведут.

Не всегда срабатывает прием, направленный на привлечение внимания. Например, на каждой перемене уходить в уголок и стоять с грустным плаксивым лицом. могут несколько раз подойти, чтобы спросить, что он тут делает, а потом перестать вообще замечать его.

Удивительно, но зачастую сложно бывает найти друзей в классе детям, обладающим ярко выраженными способностями. Менее одаренные, но амбициозные дети могут сплотиться и из зависти настроить других против него.

Не всегда вливаются в коллектив ребята с яркими лидерскими качествами, пытающиеся всем навязывать собственные взгляды и стремящиеся подчинять других. Также остаются в стороне тихие, неуверенные в себе ученики, не умеющие публично выражать собственные мысли.

Пользуются уважением уверенные, но не самоуверенные, школьники с хорошей физической подготовкой.

Родительская поддержка

Дедушкам, бабушкам, родителям, а также старшим братья и сестрам следует руководствоваться несложными постулатами в общении с ребенком:

  • нельзя ругать его в присутствии других детей;
  • не нужно произносить негативные суждения о его друзьях;
  • не следует делиться с родителями одноклассников информацией о том, что ребенок боязливый, застенчивый, так как это может потом прозвучать в классе, задев самолюбие и ранив его душу;
  • опасно принимать на веру все плохие слова учителя, если они звучат слишком часто;
  • если ребенок поделился своими переживаниями, нужно максимально четко разобраться с ними и помочь ему найти приемлемое решение;
  • не нужно только критиковать промахи малыша, гораздо больше пользы приносит похвала даже за самые небольшие успехи.

Статья  Подарки детям на Новый 2019 год

Плейдейт

Одной из эффективных форм сплочения детей является плейдейт – мероприятие, сущность которого заключается в первоначальном объединении нескольких родителей, которые составляют план мероприятий, проводимых у них дома по очереди.

Все родители приводят детей в дом к организатору мероприятий, принося с собой угощение. Затем они свободны до определенного времени, а дети включаются в придуманные основным затейником игры и конкурсы при обязательном контроле взрослого человека.

ссылкой:

Источник: https://detilife.ru/kak-pomoch-rebenku-obresti-druzej-v-klasse.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.