Как помочь детям с нарушением зрения

Содержание

Занятия для ребенка с нарушением зрения

Как помочь детям с нарушением зрения

Если у ребенка диагностировано нарушение зрения, с ним обязательно нужно заниматься. Такой диагноз еще не значит, что малыш не сможет учиться, получить образование. У многих детей сохранен нормальный интеллект, и правильные занятия помогут им приспособиться к нормальной жизни.

задача родителей — правильно подобрать учебное учреждение. Там должны быть все условия для слабовидящих и слепых детей. Существуют некоторые особенности развития, которые нужно учитывать. Например, проблемы с координацией движения. Тут поможет физическая активность, правильно подобранная физкультура. Занятия лучше начать пораньше, чтобы крохе было проще приспособиться.

3 вида нарушения зрения

Причин слепоты или частичной потери зрения может быть очень много. Часто они проявляются сразу после рождения малыша или же носят патологический характер. Иногда слепота возникает из-за серьезных нарушений работы нервной системы, мозга. У детей, страдающих ДЦП, слепота может стать сопутствующим заболеванием. Бывает так, что из-за травм или болезней возникает постепенно снижение зрения.

Существуют три основные причины, вызывающие снижение зрения или слепоту:

  • врожденные проблемы;
  • наследственные заболевания;
  • полученные нарушения (последствия травм, болезней).

Некоторые особенности развития детей с такими проблемами стоит учитывать. Например, они лишены возможности видеть лицо человека, и это сильно сказывается на эмоциональном развитии.

 Малыш не может опознать по мелким мимическим признакам, как это обычно происходит, изменение настроения другого человека.

Часто голос и выражение лица слепого будут безэмоциональными, даже если он радуется или грустит.

Гораздо легче работать с детьми, у которых нарушение зрения наступило вследствие травмы или болезни. Они имеют представление об окружающем мире. Для них мир все еще существует – он есть в воображении, снах, мечтах. Они не оторваны от действительности так, как слепые от рождения. Хотя их поведение часто носит депрессивный характер. Это затрудняет обучение и общение с ними.

Особенности развития

Зрение дает нам практически полное представление о мире вокруг. На долю зрения приходится 90% всей поступающей к нам информации. Слух, вкусовые, тактильные ощущения и обоняние составляют оставшиеся 10%.

У малышей, которые лишены возможности видеть, совершенно иные представления о мире. Тут все зависит от тяжести нарушений и от того, когда они наступили. Если с самого рождения, то развитие малыша идет по особому пути. Он не знает точно, как выглядят предметы, что такое цвета. Для него мир складывается их звуков, очертаний предметов, качеств поверхности.

Детям с такими проблемами сложнее выстроить связь «название предмета – его изображение». Конечно, такие нарушения не дают им быть достаточно самостоятельными. Слепой малыш зависит от родителей. Специальные школы и обучающие техники помогают детям с нарушениями зрения ориентироваться в мире.

Особенности развития охватывают младший дошкольный возраст. Именно сейчас формируется психологическое и эмоциональное восприятие. Также идет активное физическое развитие.

Нужно уделять много времени подвижным занятиям, играм. Это помогает развивать хорошую координацию движений, способность ориентироваться. Правда, не виды активности пойдут на пользу. Перед тем как начать занятия, проконсультируйтесь у офтальмолога. Иногда стоит избегать чрезмерного напряжения или давления. Это может усугубить проблему.

Психофизиология

Некоторые особенности развития свойственны всем слепым детям и детям с серьезными нарушениями зрения:

  • отмечается отставание в умственном развитии (возможно, небольшое) из-за невозможности видеть окружающий мир, понимать свойства и природу предметов;
  • периоды развития малыша, который видит, и незрячего не идентичны. Даже при сохраненном интеллекте. Дело в том, что другим органам чувств нужно приспособиться заменять зрение так, как это возможно;
  • развитие идет непропорционально. Например, хорошо развито мышление, а вот двигательные функции пострадали (плохая координация).

Плохая координация усиливает страхи слепых детей. Они неуверенно чувствуют себя даже там, где нет никаких опасностей. Их движения часто порывистые, резкие. Зато развитие мелкой моторики идет гораздо лучше, чем даже у видящего крохи. Пальцы становятся более чувствительными, ведь этот теперь особый способ «видеть».

Чтобы не усугублять интеллектуальные проблемы, обязательно нужны занятия. В специальных школах программа как можно более близко подходит к обычной школьной.

Тут учат читать по специальной азбуке, разбираться в премудростях математики и родной речи, много читают вслух. Для малышей с разными нарушениями предлагаются разные программы.

Кто-то может увидеть с помощью ярких красок и крупных форм, кому-то все дают трогать.

У всех учеников есть возможность получить представление о мире. Кроме обычных занятий тут проводятся коррекционные. Если можно помочь как-то восстановить или поддержать зрение, то воспитатели и врачи помогут это сделать.

Обучение

Есть некоторые особенности самого процесса обучения. Необходимо уделять крохе максимум внимания. Его нельзя оставить одного изучать материал – воспитатель и учитель должны быть рядом. Сначала это кажется очень тяжелой задачей.

Многие родители слепых детей отмечают, что начало занятий в школе казалось настоящей мукой для них и для детей. Нужно повторять одно и тоже движение десятки раз. Но дети быстро учатся. Уже через несколько месяцев малыш входит в ритм обучения, ему становится легче. Он сам ищет некоторые пути решения проблемы.

Для детей с нарушениями зрения обязательно нужно подбирать специальный садик, школу. Там они смогут на все 100% реализовать свой потенциал. Часто нарушение зрения никак не связано с интеллектом. Интеллект сохранен и требует знаний, тренировки, обучения новому. Оставить такого ребенка вообще без внимания неправильно.

Для маленьких детей важно подбирать правильные игрушки. Они должны содержать крупные выпуклые детали.

Так слабовидящий или слепой малыш сможет с помощью ручек изучить игрушку. Это поможет понять, как устроено лицо человека, его тело. Для слабовидящих лучше подбирать яркие игрушки – так они смогут различать цвета.

Обучение с раннего возраста становится движущей силой развития. Иначе крохе будет страшно, тяжело в незнакомом и непонятном мире.

Без должного внимания дети с нарушениями зрения часто замыкаются в себе, не идут на контакт.

Развитие речи

проблема в том, что дети не видят артикуляции. Обычные дети учатся, глядя на родителей, сами этого не замечая. Мы проговариваем слова, звуки – в этот момент форма рта меняется, губы вытягиваются или, наоборот, сжимаются. Все эти мелкие движения хорошо видны зрячим детям и невольно усваиваются. У них меньше проблем с речью, чем у малышей с потерей зрения.

Для незрячих детей освоение речи — длительный процесс. Они начинают воспринимать на слух, повторяют слова. Но у большинства присутствуют речевые дефекты. Исправить их трудно, ведь обычно логопед работает со зрячим малышом, показывая ему положение губ и языка. А тут помочь могут только длительная тренировка, правильная речь у родителей и воспитателя.

Для развития речи необходимо чаще читать малышу, разговаривать с ним, подталкивать его к общению. Тут то же правило, что и со зрячими детьми: общение в группе сверстников многому может их научить. Это всегда обмен опытом, и в том числе речевым.

Творческое развитие

Многие незрячие дети интересуются лепкой, работой с красками. Рисовать пальцами, лепить — для них это особый способ общаться с миром. Некоторые из них становятся весьма талантливыми в художественной сфере. А еще у таких детей может быть очень хороший музыкальный слух.

Родителям необходимо обратить внимание на таланты ребенка. Художественный кружок или специальная музыкальная школа могут стать настоящей отдушиной для ребенка с потерей зрения.

Слепые люди нередко увлекаются спортом. Почему бы и нет? Они могут тренироваться, участвовать в соревнованиях и побеждать так же, как и зрячие. Главное — заинтересовать ребенка такой деятельностью. Конечно, поначалу будет тяжело. Спорт помогает в развитии координации движений. Это как раз то, чего не хватает слепым и слабовидящим.

Социальное развитие

Не стоит ограничивать круг общения ребенка с нарушением зрения. Для него полезно играть с другими детьми, и неважно, видят те или нет. Так малыш становится более уверенным в себе и своих силах.

Если ему удается подружиться с кем-то, это замечательно. Нельзя давать понять ему, что он «не такой, как все» и это плохо. Да, малыш с потерей зрения отличается от других, но это не делает его хуже.

Давайте ему задания по дому. Например, поливать растения, протирать пыль. Показав несколько раз, как это делается, вы можете доверить ребенку эти простые обязанности. Конечно, придется помочь ему, подвести, подать что-то, указать место. Обычно дети с гордостью принимают на себя такие обязанности. Это дает им ощущение собственной значимости.

Подобные маленькие домашние дела — хороший толчок для развития ребенка. Многие родители не понимают этого, ограждая детей от любых дел. Так они становятся абсолютно несамостоятельными, не могут даже чуть-чуть позаботиться о себе.

Еще страшнее, если их полностью ограждают от здоровых детей. Играя и общаясь лишь в своем кругу, детишки с нарушением зрения многое теряют. Игра с обычными детьми может многому научить на простом, детском уровне.

Выбор детского сада и школы

Для детей с разными нарушениями зрения вполне возможно получение образования. Нельзя ограничивать их в общении и развитии. Можно подобрать хороший садик или школу. Главное, что так малыш будет чувствовать себя таким же, как остальные дети.

Здесь учатся, общаются, играют и заводят друзей. В садике или школе для детей со сниженным зрением работают специалисты. Они могут ответить родителям на многие важные вопросы по поводу коррекции зрения, возможностей малыша, дальнейшего обучения.

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на следующие моменты:

  • в одной учебной группе должно быть не более 10-15 человек. Это позволит воспитателям уделить максимум внимания всем деткам;
  • программа обучения выбирается индивидуальная;
  • обязательно присутствует аппаратура, которая помогает детям;
  • многие садики и школы для детей с проблемным зрением проводят коррекционные занятия;
  • здесь нет насмешек и обид со стороны других детей, все находятся в одинаковых условиях;
  • школы помогают адаптировать ребенка в обществе. У них есть программы социального развития малышей и подростков;
  • учебники используют шрифт Брайля, так что малыш научится читать.

У малышей с нарушениями зрения есть все возможности учиться, получить профессию и работать. Сегодня много школ, кружков развития, спортивных секций для тех, у кого серьезные проблемы со зрением. Это помогает им получить нормальное детство, такое же, как и у видящих ребятишек.

Профилактика

Самое главное – вовремя выявить проблему. Для этого нужно всегда в установленное время посещать офтальмолога, проходить проверки. Первая проверка зрения ждет малыша в 1 месяц. Врач может заметить первые признаки проблемы уже в таком раннем возрасте, и тогда лечить или поддерживать зрение будет гораздо проще. А еще у родителей будет больше времени, чтобы сориентироваться.

Что можно делать для профилактики проблем со зрением?

  1. Не перегружать глаза. Меньше телевизора, компьютера. Нельзя полностью ограничить малыша в этом, но нужно соблюдать временные рамки.
  2. Подобрать правильное освещение в комнате, за рабочим столом.
  3. Носить правильно подобранные очки, если необходимо.
  4. Принимать витамины для глаз.
  5. Избегать нахождения на солнце без специальных очков.
  6. Регулярно наблюдаться у окулиста, следовать его предписаниям.

Таким образом можно спасти зрение, если оно уже страдает. Иногда стоит подождать несколько лет, а затем можно будет сделать коррекционную операцию. Такую возможность не нужно исключать. Многие болезни глаз поддаются лечению, даже если зрение сильно упало.

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/zanyatiya-dlya-rebenka-s-narusheniem-zreniya.html

Работа с дети с нарушением зрения – Лечение глаз

Как помочь детям с нарушением зрения

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.

  1. В первые шесть месяцев жизни зрение у детей несколько дальнозоркое. Он способен видеть большие предметы, которые находятся на небольшом удалении.
  2. В полтора – три года нормальным зрением у детей считается в пределах 0,6-0,8. Зрачок может уже фокусироваться на предметах.
  3. В период с трех и до пяти лет зрение у детей становится почти как у взрослых людей. Его норма составляет от 0,8 до 0,9. Однако следует учесть, что у детей в дошкольном возрасте глазные мышцы развиты слабее, поэтому могут проявиться наследственные заболевания. Например, близорукость.
  4. Норма у 5-7 летних детей практически соответствует показателям взрослых от 0,9 до 1. Ребенок в этом возрасте уже может начинать учиться читать и писать. Однако полностью формируется зрение к 12 годам жизни, когда сформируется глаз.

Почему у детей возникают проблемы со зрением?

Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.

Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.

  1. Врожденные. Они закладываются еще в период вынашивания ребенка.
  2. Приобретенные. Данные нарушения могут развиваться на фоне очень быстрого роста глаз.

Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.

  • Заболевания сердца и сосудов.
  • Нервной системы.
  • Тяжелые инфекционные болезни, и прочие патологии.

Возможные отклонения зрения у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте определяются следующие особенности развития зрения, требующие лечения.

  1. Близорукость. Она бывает истинной или ложной. Как правило, таким детям выписывают очки.
  2. Дальнозоркость.
  3. Косоглазие.
  4. Астигматизм.
  5. Амблиопия.

Эти заболевания бывают приобретенные или врожденные.

Диагностика нарушения зрения у детей

Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.

Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.

Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз.

В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения.

На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.

Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.

Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.

Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.

Доверять обследование и лечение ребенка с подозрением на нарушения зрения следует только специалисту, который имеет высшую категорию.

Особенности воспитания детей с плохим зрением

Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.

Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда.

Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка.

В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.

Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.

При этом нужно учитывать, что задача по воспитанию ребенка с проблемным зрением весьма непроста. Здесь потребуется коллективная работа специалистов разной направленности. Это и врачи, и педагоги, и даже психологи.

По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.

Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.

  1. Во время занятий может наблюдаться плохая координация. Такие дети мало играют в подвижные игры, и поэтому выявляются проблемы развития;
  2. При общении с взрослыми или сверстниками зрительный контакт или очень ограничен, или отсутствует совсем;
  3. Помимо этого у ребенка с нарушением зрения могут быть и проблемы с развитием речи. В частности часто наблюдается задержка речевого развития.

Серьезные проблемы со зрением часто являются основанием для перевода такого ребенка на домашнее обучение. Кроме того требуется особенно тщательная работа.

Корректировка нарушения зрения у детей

Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.

Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует бинокулярное зрение.

Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие.

Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.

Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.

В каких случаях выписывают очки для детей

У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.

Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки.

Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами.

В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.

Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.

Как помочь ребенку с нарушением зрения

Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности.

В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения.

В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.

Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.

Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!

При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.

Источник: http://1ozrenii.ru/zrenie/rabota-s-deti-s-narusheniem-zreniya/

Как помочь детям с нарушением зрения – Особые Дети

Как помочь детям с нарушением зрения

Проблема социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями зрения в настоящее время является актуальной.

Одной из основных причин, затрудняющих процесс адаптации и интеграции инвалидов по зрению, становится низкий уровень развития их коммуникативной деятельности, неготовность к общению в соответствии с нормами и традициями, принятыми в социуме.

Воспитание незрячих детей в первую очередь происходит в семье. Появление слепого ребенка изменяет весь ее уклад. Семья часто оказывается в изоляции, так как слепые дети-дошкольники не могут посещать детские сады, а родители, целиком замыкаясь на своем горе, обычно ограничивают общение с друзьями и родственниками.

Очень часто слепые дети не получают ранней поддержки из-за недостатка необходимых тифлопсихологических знаний у родителей.

[1] Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в целях оптимального сотрудничества с ними важным является преодоление пассивной позиции семьи, коррекция развития слепого ребёнка с активным участием матери, начиная с ранних этапов.

Далеко не в каждом населенном пункте родители могут получить квалифицированную консультацию по воспитанию слепого ребенка. Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи специалистов. Профилактикой вторичных отклонений в развитии ребенка является своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь [4].

Развитие системы ранней помощи особому ребёнку и его семье стало важным приоритетом развития специального образования в России. В настоящее время в нашей стране существуют различные службы ранней помощи детям с различными ограниченными возможностями здоровья.

В Челябинской области такой службой является государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – «Областной центр диагностики и консультирования», в котором осуществляется профилактика и реабилитация детей с различными ограниченными возможностями здоровья.

Именно здесь впервые в 2006 году была организована Школа для родителей слепых детей, необходимость которой была продиктована специфическими особенностями развития слепого ребёнка.

Специалистами областной психолого-медико-педагогической комиссии для детей с нарушениями зрения (тифло-ПМПК) ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – областного центра диагностики и консультирования (ОЦДиК) совместно с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (СКОУ) Челябинской области проведено комплексное обследование слепых детей, поступающих в 1 класс. Обследование показало, что эти дети не подготовлены к школьному обучению не только психологически, имеют слабые знания и представления об окружающем, но и не владеют элементарными навыками самообслуживания, навыками общения с детьми и взрослыми. Многие из них в дошкольном возрасте не владеют приёмами осязательного восприятия, не приучены к слуховой ориентировке в окружающем. Дети с остаточным зрением опираются только на него, хотя большей частью неполноценное зрение не может дать им достаточно чёткого и правильного представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Слепой ребёнок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями и представлениями об окружающем мире.

Становится понятно, насколько актуальны вопросы обучения и воспитания слепых детей дошкольного возраста перед поступлением в школу.

Родителям слепых детей просто необходимо разъяснять вопросы, связанные с особенностями психического развития слепых дошкольников, давать развернутые рекомендации по их воспитанию и обучению.

Специалисты, работающие со слепыми детьми, отмечают характерные особенности их развития.

Замедленное общее развитие слепого ребёнка обусловлено малым и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, меньшей активностью в познании окружающего мира.

Контакт с предметным миром слепого часто вызывает неприятное раздражение, что значительно сужает сферу его действий, ограничивает поле деятельности, воспринимаемой информации. Пока у слепого ребёнка не выработаются способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, его представления о внешнем мире будут неполными.

Поэтому необходимо помочь слепому ребёнку овладеть способами обследования предметов, научиться слушать и оценивать впечатления, которые он получает извне.

Внутренний мир слепого ребёнка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный. Ведь слепому рука заменяет глаз. Однако сам процесс осязательного восприятия, основанного на двигательно-тактильной чувствительности, иной, чем процесс зрительного восприятия.

Он отличается замедленностью, искаженностью и схематичностью возникающих представлений.

Слепые дети выделяют случайные признаки, существующие лишь в определённой ситуации, поэтому при узнавании окружающих предметов часты ошибки, связанные с тем, что, создавая образ предмета по весьма ограниченному числу признаков, слепой ребёнок поставлен перед необходимостью делать обобщения без достаточного анализа других качеств предмета.

У слепого дошкольника наиболее развит слух. На него он опирается при ориентировке в окружающем пространстве: дети по звукам определяют, какому предмету они принадлежат.

Умения выделять звуки, сравнивать их с другими и правильно соотносить с предметами свидетельствует не только о способности слышать звуки, но и понимать их, оценивать, что позволяет слепому использовать слух в познании окружающего мира.

Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно сказывается на развитии представлений о пространстве, что вызывает боязнь пространства, страх перед передвижением и ограничивает подвижность ребёнка, затрудняя развитие его двигательной сферы. У слепого ребёнка и мелкая мускулатура развивается значительно слабее, и крупная недостаточно сильно развита из-за малой упражняемости.

Отсутствие зрительного контроля за своими движениями осложняет формирование координации движений, так как контролировать их слепой ребёнок может только с помощью проприочувствительности. Вследствие этого движения слепых детей скованы, некрасивы, неуверенны, неточны. Необходимо проведение целенаправленной работы для овладения слепыми детьми разнообразными, более сложными движениями [2].

У слепого ребёнка, как и у зрячего, наблюдается импульсивность поведения, но более резко выражена и сохраняется длительное время. Во время занятий им сложнее регулировать своё поведение.

В результате целенаправленной коррекционной работы у детей появляется умение организовать своё поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями: научиться сосредотачивать внимание длительное время, слушать других, согласовывать свою деятельность с работой группы[3].

На седьмом году жизни зрячий ребёнок переходит от подражания и копирования деятельности взрослого к самостоятельной, творческой переработке воспринимаемого материала. В связи с ограниченным запасом представлений слепому семилетнему ребёнку больше свойственна подражательность, шаблонность в мышлении и поведении. Важной задачей является развитие самостоятельности мышления.

Коммуникативная сфера личности слепого отличается меньшей общительностью, скрытностью, желанием обособиться, отделиться от других людей.

Большинство незрячих предпочитают быть в одиночестве, наедине со своими мыслями, порой ведут себя холодно и отчуждённо даже с близкими людьми; испытывают большие трудности при установлении новых контактов в обществе. Всё это в дальнейшем приводит к отсутствию опыта общения.

Часто слепой ребёнок занимает позицию крайней зависимости от зрячих, отказа от преодоления трудностей. Необходимо обучать слепого ребенка приемам конструктивного общения с окружающими его людьми.

В дошкольном возрасте более резко проявляется неравномерность развития слепого ребёнка до тех пор, пока он не выработает своих приёмов и методов компенсации слепоты.

При целенаправленном воспитании и обучении развитие слепого ребёнка-дошкольника начинает идти более быстрыми темпами.

Стадии, характер и темп развития слепого ребёнка в большей степени зависят от правильно организованного воспитательного воздействия и применения специальных тифлопедагогических методов обучения [2].

Всё это стало основанием для разработки и внедрения реабилитационных мероприятий, направленных на раннюю интеграцию слепого ребёнка в социум. С этой целью на базе реабилитационного отделения ОЦДиК специалистами тифло-ПМПК разработана и внедрена программа «Школа для родителей слепых детей».

Программа в первую очередь рассчитана на семьи из отдаленных районов Челябинской области. м занятий является развитие познавательных процессов, психологических предпосылок развития речи и предметной деятельности, формирование навыков самообслуживания.

Главными направлениями являются: развитие двигательной сферы и ориентировка в пространстве, развитие эмоционально-волевой сферы, речевое и умственное развитие.

При определении содержания занятия выверяется посильность требований к ребенку и используются средства, стимулирующие речевую, познавательную и двигательную активность, поддерживающие работоспособность ребенка.

Для реализации содержания программы «Школа для родителей слепых детей» привлечены специалисты: тифлопсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Ежемесячно с дошкольниками проводятся коррекционно-развивающие занятия, а для их родителей – консультирование с демонстрацией методов, приемов, дидактических материалов, используемых в коррекционной работе.

Сотрудничество с библиотекой для слепых дает возможность участникам «Школы для родителей слепых детей» пользоваться литературой, техническими средствами, участвовать в творческих конкурсах и праздниках. Взаимодействие с библиотекой эмоционально положительно окрашивает жизнь семьи незрячего ребенка.

За три года работы «Школы для родителей слепых детей» оказана помощь девяти незрячим дошкольникам. Учителя школ, в которые поступили эти дети, отмечают достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению, более успешную адаптацию, а также умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Работа с психологом благоприятно влияет на атмосферу в семье незрячего ребенка, на эмоциональное состояние родителей. Вот, что написала мама слепого мальчика: «До знакомства со специалистами тифлокомиссии я не могла говорить о своем ребенке без слез: никто не мог дать мне квалифицированную консультацию.

Специалисты объяснили мне: «Мой ребенок такой же, как другие дети, только не видит», и пригласили в «Школу для родителей незрячих детей». Здесь я нашла поддержку и помощь, поняла, что нужно делать, вновь обрела смысл в жизни. «Школа для родителей» дала мне возможность понять, как развивать сына.

Спасибо специалистам, которые занимались с нами, вселили уверенность в будущее, были опорой в трудную минуту».

Список литературы

  • Брамбринг, М. Воспитание слепого ребёнка раннего возраста в семье / М. Брамбринг; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2003.
  • Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2005.
  • Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001.
  • Подколзина, Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения / Е. Н. Поколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2002. — № 2. – С. 56–59.

Источник: Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Факультет коррекционной педагогики. III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном (коррекционном) образовании». Сборник материалов часть 2.

Авторы: С. А. Худякова, Н. П. Толмачева, Челябинск

Источник:

Развитие детей с нарушениями зрения, его особенности

Всем здравствуйте!

Едва появившись на свет, малыш начинает активно познавать окружающий мир с помощью органов чувств.

Сначала этот мир ограничивается коляской и кроваткой, но с каждым днем знакомое пространство расширяется, становится все больше и интереснее.

И зрение, конечно, играет важную роль в процессе познания ребенком действительности.

К сожалению, бывают случаи, когда вследствие внутриутробных патологий ребенок рождается с нарушениями зрения либо теряет зрение в течение своей жизнедеятельности.

Некоторые глазные болезни поддаются лечению или корректируются сами по мере роста малыша.

Но что делать, если нарушения серьезные, если карапуз имеет очень слабое зрение? Каковы особенности развития таких детишек? Об этом речь в нашей сегодняшней статье.

Развитие детей с нарушениями зрения

Для каждого родителя его чадо — самое важное и главное. Это такой закон природы, когда человек ограждает потомство от любой опасности.

Источник: https://sev-osobiedeti.ru/uhod-i-zabota/kak-pomoch-detyam-s-narusheniem-zreniya.html

Ребенок с нарушением зрения или Как подарить малышу полноценный мир

Как помочь детям с нарушением зрения

Особенный ребенок в семье – это огромная ответственность для родителей, колоссальная работа по развитию и воспитанию. У малышей с функциональными или органическими расстройствами зрения возникает ряд проблем в процессе знакомства с миром вообще и частности социализации в обществе.

Развитие тактильных функций

Одним из важнейших органов адаптации и познания для малышей с проблемами зрения являются его руки.

Полученные тактильные ощущения проходят определенную трансформацию, становятся необходимыми знаниями и пониманием того, как устроен мир.

Особенное внимание родители должны уделять развитию мелкой моторики пальцев, посредством которой ребенок сможет компенсировать дефицит визуальной информации.

Развитая осязательная функция восприятия позволит в дальнейшем максимально доступно понимать роль предметов в пространстве, быть более активным и подвижным.

Физические способности

У малышей с нарушением зрения искажается ощущение окружающей реальности. Недоставки ориентированности в пространстве снижают двигательную активность. Ребенок привязывается к определенному месту, боится передвигаться в пространстве.

Как результат возникают проблемы с осанкой, плоскостопие, нарушение нормальной работы дыхательной системы, болезненный опорно-двигательный аппарат.

Необходимо поощрять в ребенке подвижность, использовать посильные игры с достаточным уровнем активности, укреплять мускулатуру, необходимую координацию, выбирать прогулки на природе.

Мир звуков

Мир слабовидящего малыша – это вселенная звуков. Взрослым необходимо заострять внимание на малейших шорохах, как на источнике знания и восприятия.

Ориентация в пространстве оттачивается за счет выполнения простых заданий, которые особенному ребенку необходимо повторят многократно и регулярно. Цель – достичь уровня автоматизма с пониманием необходимости действия.

Правильное и результативное воспитание и развитие детей с нарушениями зрения требует слаженного комплексного подхода, при взаимодействии родителей и специалистов.

Семья

Атмосфера в семье играет основополагающую роль в развитии каждого ребенка. Особенно, важна позиция и отношение родителей для малышей с нарушением зрения. Диагноз зачастую ставит взрослых в тупик. Приходит состояние шока, растерянности и непринятия.

В сложившейся ситуации семье просто необходима квалифицированная своевременная поддержка и помощь педагогов и психологов, в противном случае пострадает ребенок.

Среди реальных опасностей – возможность попасть в среду гиперопеки, с всесторонним ограничением самостоятельности и свободы действий или же наоборот – риск остаться в одиночестве, в атмосфере безразличия.

Чтобы помочь особенному ребенку преодолеть трудности и боль, семья обязана вести активное сотрудничество с специализированными образовательно-коррекционными центрами и врачами.

В отдельных случаях проблемы со зрением влекут трудности с речью. Важно вовремя обратится за помощью к логопеду.

Ребенок должен стремится к улучшению жизни, чувствовать поддержку и любовь близких, понимать, что он важен и нужен как полноценный член семьи и общества.

Необходимые бытовые средства помощи

Современные технические возможности, модерные разработки и программы поддержки позволяют дать детям с проблемами зрения комфортную интересную жизнь. В повседневном уходе и развитии родителям помогут:

  • звуковые приборы для ориентации в пространстве;
  • оптические увеличители;
  • специальные компьютерные программы;
  • средства для передвижения: трости прямые и складные;
  • специальная канцелярия: бумага, рельефные карты и развивающие карточки, калькуляторы со звуком;
  • особенные бытовые предметы: говорящие часы и весы, дозаторы;
  • техника для проигрывания, озвучивания литературных произведений.

Сегодня есть множество средств и методик, чтобы подарить малышу с проблемами зрения яркий интересный мир без ограничений. Основная забота, конечно же, ложится на родителей, но они не одни в своей борьбе. Квалифицированные врачи, педагоги, психологи и просто не безразличные люди придут на помощь.

Главное не оставлять своего малыша без внимания, не прятать его от всего мира, не закрываться и не отмахиваться от проблемы.

Важно помнить, что незрячие дети – полноценные члены общества, они не виноваты в своих бедах и заслуживают добродушного человеческого обращения, надлежащего развития и участия со стороны взрослых.

Источник: https://little-future.ru/rebenok-s-narusheniem-zreniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.