Как помочь первоклашке с домашними заданиями

Содержание

Как заставить делать уроки ребенка без истерик и криков?

Как помочь первоклашке с домашними заданиями

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье.

Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен.

Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

  1. Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей.

    Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

  2. Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

  3. Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

  4. Объясните ребенку, что школа – это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками.

Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное.

Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей – не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

  1. Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

  2. Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

  3. Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

  4. Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь.

    Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков.

    Выход из этой истории один – как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

  5. Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей – как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание.

Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться.

И здесь главное – найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

Что делать, если ребенок не понимает предмет

Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

Единственное правильное решение – нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

Нужна ли помощь в изучении уроков?

Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

  • как часто малыш прибегает к вашей помощи;
  • давно ли он болел;
  • в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь – разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора – довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора – довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки.

Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта.

Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

  1. После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

  2. Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

  3. Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

  4. Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

  5. Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

  6. После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной – неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать – показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. Ласковое обращение с детьми, поощрение, похвала – вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

  1. При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

  2. Оценки – «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем – приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек – личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям

Есть несложные рекомендации, которые советуют применять психологи, рассматривая вопрос, как научить ребенка делать уроки:

  1. Не превращайте занятие в игру.

  2. Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, дайте ребенку немного отдохнуть. Он должен быть бодр и свеж, иначе знания не усвоятся.

  3. Приучайте ребенка к самостоятельности с первого класса.

  4. Составьте расписание выполнения уроков. Делайте это совместно с детьми, они должны быть непосредственными участниками процесса.

  5. Поощряйте детей.

  6. Не забывайте о наказании в виде лишения компьютерных игр, просмотра телевизора. Прогулки на свежем воздухе запрещать нельзя, школьник должен отвлекаться от учебы. Улица – самое подходящее для этого место.

  7. Никогда не повышайте голос из-за плохих оценок.

  8. Если ребенок не справляется, постарайтесь найти причину. Не получается сделать это самому, обратитесь к профессионалам.

  9. Имейте выдержку и терпение.

  10. Применение физической силы недопустимо.

  11. Объясняйте ребенку, что хорошо учиться в современном мире очень модно. Образование – залог престижной работы в будущем.

Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна – непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.

Источник: //FB.ru/article/225571/kak-zastavit-delat-uroki-rebenka-bez-isterik-i-krikov

Нужно ли делать уроки с первоклассником

Как помочь первоклашке с домашними заданиями

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

Привыкание к школе, расписанию, дисциплине на уроках происходит постепенно, как и к выполнению домашнего задания.

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» чётко прописаны нормы нагрузки первоклашек: домашнее задание задавать только со второго полугодия, да и то на его выполнение должно уходить не больше часа.

Этот этап – отличная возможность попробовать приучить малыша делать первые в жизни уроки самостоятельно, ведь в первом полугодии оценок не ставят, и если он не справится с домашней работой, то его за это не накажут. Главное, чтобы ребёнок понимал, что выполнение домашней работы очень важно, что нужно обязательно разобраться в теме и научиться делать то, что задано учителем.

Тотальный контроль

Нередко родители считают, что первоклашка ещё слишком мал для самостоятельности.

Поэтому уроки делают только вместе, переписывают набело всю «домашку», если допущена малейшая ошибка, портфель перепроверяют по несколько раз.

Иногда это действительно необходимо, ведь дети бывают рассеянны и несобранны, не готовы к нагрузкам, быстро отвлекаются. В совместном выполнении уроков нет ничего плохого, главное – вовремя прекратить это делать.

Учителя сходятся во мнении, что уже ко второму классу ребёнок способен справляться с домашней работой самостоятельно, если до этого процесс был правильно организован. А если родители склонны всё держать под контролем, это может подавлять малыша, лишать его возможности проявить себя, стать самостоятельным. И тут появляются две важные проблемы в отношениях в семье.

Во-первых, редкий родитель не раздражается, делая с детьми уроки. Процесс превращается в нервотрёпку для обоих.

Малыш со временем усваивает, что учёба связана с криками и недовольством, он начинает бояться неудачи, потому что перестаёт верить, что у него хоть что-то получится.

Поэтому, если уж решаете делать уроки вместе, то запаситесь железным терпением и набором всевозможных похвал за каждый правильно решённый пример и красиво написанную чёрточку.

Во-вторых, тотальный контроль со стороны родителей порой заменяет обычное человеческое общение. Попробуйте обратить внимание, общаетесь ли вы с ребёнком как раньше, на темы, не связанные со школой? Оказываете ли поддержку, интересуетесь ли его чувствами и мыслями? Или все вечерние беседы сводятся к обсуждению домашней работы, оценок и того, что произошло в школе?

Пустить всё на самотёк?

Позволить первоклашке самому делать уроки и полностью игнорировать учёбу – вовсе не одно и то же. Задача родителя, который решил воспитать самостоятельного и самоорганизованного школьника – грамотно обустроить весь процесс выполнения домашней работы. Прежде всего это касается создания комфортной среды и атмосферы.

Заведите правило, когда именно ребёнок должен делать уроки, и строго соблюдайте график. Наведите порядок на рабочем столе и уберите с него все отвлекающие элементы – оставьте только необходимый минимум для выполнения конкретного урока. Выключите телевизор и радио, уберите все гаджеты, игры и игрушки.

Кстати, чтобы не возникало проблем с началом учебного процесса, лучше не включать телевизор, компьютер и радио с момента прихода школьника домой и до окончания всей работы. Так не возникнет торга, посмотреть ли «ещё один мультфильм», прежде чем сесть за учёбу.

Кроме того, малыш будет знать, что, чем быстрее он справится с уроками, тем быстрее увидит любимых героев и поиграет.

Но это не значит, что первоклассник должен целый час сидеть за уроками, не вставая – ему это физиологически и психологически не по силам. Делайте перерывы-пятиминутки каждые 15-20 минут, в это время играйте, прыгайте, бегайте и танцуйте – смените умственную деятельность физической.

Помогайте, но не контролируйте

Когда малыш только садится за уроки, стоит спросить его, что задавала учительница, понимает ли он, как решить примеры, может ли пальчиком в воздухе прочертить палочку или закорючку, которой предстоит заполнить страницу в прописи? Если ему что-то не понятно, разберите, объясните, покажите на примере.

И уходите заниматься своими делами. Не стоит думать, что оставшийся без контроля ребёнок будет «стоять на голове».

Если в комнате нет ничего отвлекающего внимание, и первоклашка знает, что будет лишён всех удовольствий общения и приятного времяпрепровождения с родителями и друзьями до тех пор, пока не выполнит «домашку», то просто и спокойно сделает её.

Возникает закономерный вопрос – как же тогда проверить, что ребёнок всё делает правильно? Идеальный ответ – никак. Система оценок существует как раз для того, чтобы ребёнок понимал, чем грозит невыученный урок. После пары двоек он поймёт, что стоит немного постараться ради похвалы учителей и мамы с папой.

При этом скажите малышу, что всегда поможете, если у него возникнут сложности. И будьте готовы откликнуться на просьбу в любой момент. Старайтесь всегда говорить спокойным, одинаковым размеренным тоном, без раздражения и недовольства. Тогда дети действительно будут приходить к вам каждый раз, когда понадобится объяснение, и им не придётся часами сидеть над одним сложным примером.

Но задача родителя состоит не только в том, чтобы помочь справиться с новой нагрузкой в этот самый сложный и ответственный период, но и объяснить ребёнку, зачем нужно учиться.

Распространённая фраза «дворником станешь» почти не имеет эффекта, уж слишком далёкая перспектива для первоклашки.

А вот рассказ о том, что мама любила природоведение, и теперь стала доктором и лечит людей, а папа-экономист может решить абсолютно любой пример, потому что в школе обожал математику – куда более практичны и наглядны.

Мария Степанова

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.

Пройти тест

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nuzhno-li-delat-uroki-s-pervoklassnikom/

Как заставить делать домашнее задание ребенка: работающие советы

Как помочь первоклашке с домашними заданиями

Ребенок пошел в школу — и родителям хоть с работы уходи. Очень трудная программа. Об этом слышишь от знакомых и незнакомых людей, читаешь в соцсетях. Чем чаще я слышу подобные жалобы, тем сильней недоумеваю: кому надо стать грамотным — первоклашке или его родителям?

Как заставить детей делать домашнее задание

На моей памяти школьная программа в нашей стране менялась несколько раз. И в первый раз на моем жизненном пути — когда я сама пошла в первый класс. Тогда в начальной школе стало не четыре, а три класса. Ясно, что программа усложнилась — ведь ее потребовалось сжать.

Так еще и училась я в малокомплектной школе, когда в одной комнате одновременно, на одном уроке, с одним учителем занимаются первый, второй и третий классы.

Переход в следующий класс для нас означал пересаживание на следующий ряд в классной комнате. В таких условиях большая часть урока была самостоятельной работой учеников.

Попробуй научись! Но родителям даже в голову не приходило, что надо за меня выполнять домашнее задание.

Это не означало, что учеба у меня от зубов отскакивала. Логика была такая: не справилась — получи двойку, выучи и исправь свой «неуд».

В семье было четверо детей. И из нас трудней всех давалась учеба моей старшей сестре. Вот ей отец помогал. И помощь эту сестра до сих пор помнит. Решит в обеденный перерыв отец ее задачку, листок спрячет и уйдет на работу. Сестра поищет-поищет, и если не найдет (а чаще так и было), садится решать сама. А отец вечером проверит и еще подумает, отдавать ли ей готовое решение.

Главное, что я вынесла из отцовской «науки побеждать» — умение находить выход самостоятельно. А если не получится — пересмотрю предыдущие действия, найду ошибку и исправлю «неуд».

В обучении своих детей, которые тоже попали под очередную школьную реформу, я, естественно, пошла по стопам отца.

Плюс к тому времени я сама стала педагогом и знала: домашние задания — это самостоятельная работа ученика по усвоению полученных в школе знаний.

Они даются не для того, чтобы сердобольные взрослые заработали для него пятерку, а для того, чтобы ребенок напрягал свои мозги, заставлял их развиваться. Учился, одним словом.

«У него же будут двойки!» — возмутится сейчас читатель. Конечно, будут. Но кто вам сказал, что это плохо? Двойка — это не наказание. Это вывод учителя, что ученик не усвоил часть программы, без которой он не сможет двигаться дальше. Вот и все. Поэтому любую двойку можно исправить, выучив материал. Знания от такой работы только крепче становятся.

Впрочем, я не утверждаю, что школьнику, особенно первокласснику, совсем не надо помогать делать домашние задания. Надо! Вот только свою роль в этом трудном деле родители зачастую понимают неправильно.

Помощь должна заключаться не в том, что они выполняют задания за ребенка — это медвежья услуга! А в том, чтобы научить его учиться.

Это значит: правильно организовать рабочее место, правильно установить очередность в выполнении работ, не отвлекаться на посторонние дела… Я бы такую помощь назвала другим словом — контроль.

А если ребенок выполнит задание неверно, что делать? Возможно, вы удивитесь, но даже в школьной группе продленного дня воспитатель не должен проверять, правильно ли ребенок выполнил домашнее задание. Он только должен убедиться, что ребенок его выполнил.

И такой подход самый верный. Потому что только так учитель, работа которого — научить, поймет, что ребенок усвоил, а над чем с ним надо поработать. Ведь мы отправляем детей в школу не за оценками, а за знаниями. Оценки выцветут в старых тетрадках и дневниках, а знания останутся в голове на всю жизнь.

Более важное, чем сделанные уроки

Что важней пятерок и двоек? Духовный мир человека. Без него знания — бесполезные приобретения. Позаботьтесь о его наполнении.

  • Наши разговоры с детьми нередко бедны. Каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • Люди на телеэкране — это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей, как бы глупо они ни выглядели? Осторожнее и с домашней критикой телепередач.
  • Бывает так: папа утром уходит — мальчик еще спит, приходит — мальчик уже спит, а в воскресенье — на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?»
  • Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
  • Для воспитания детей нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребенка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка?

Источник: //habinfo.ru/kak-nauchit-pervoklassnika-delat-domashnee-zadanie/

Домашнее задание. как помочь первокласснику? – Детки в Порядке

Как помочь первоклашке с домашними заданиями

Ребенок пошел в школу — и родителям хоть с работы уходи. Очень трудная программа. Об этом слышишь от знакомых и незнакомых людей, читаешь в соцсетях. Чем чаще я слышу подобные жалобы, тем сильней недоумеваю: кому надо стать грамотным — первоклашке или его родителям?

Домашнее задание для родителей первоклассника

Вместо озорной прогулки — коротенькая школьная переменка. Вместо веселых игр — уроки. Еще вчера — детсадовец, а сегодня — первоклассник. Как ребенку настроиться на школьный лад без ущерба для здоровья? Как в этом нелегком деле ему могут помочь родители? Об этом «ВВ» попросили рассказать врача-педиатра детской поликлиники № 1 г. Владимира Инну Турышкину.

Сон первоклашки

— Инна Борисовна, как плавно перейти от игровой деятельности, которая является главной у детей дошкольного возраста, к учебной?

— Прежде всего надо создать условия для выполнения режимных моментов. В идеале еще в августе стоит приучить ребенка к раннему подъему — для комфортного сбора в школу.

Обязательно перед занятиями первоклассник должен позавтракать. Каких-то жестких рекомендаций, чем утром накормить ребенка, нет, но завтрак должен соответствовать физиологическим нормам.

В этом возрасте дети быстро растут, значит, белковой пищи даем больше, углеводов поменьше.

— А как же десертик или сладкое? Говорят, полезно для работы мозга.

— Для этого достаточно ягод, фруктов, на которые богат сентябрь. Конфеты не исключаем, но в разумных пределах. А вот булочки, мучное — ограничиваем. Двигательная активность в школе снижается, по крайней мере, она меньше, чем в садике. Поэтому чем меньше мучного, тем меньше проблем с лишним весом. Обязательно надо дать с собой бутылочку с водой — чтобы избежать риска обезвоживания.

— Родители спорят: провожать ребенка в школу постоянно или приучать к самостоятельности?

— В первое время обязательно провожаем на уроки. По дороге обращаем внимание, где опасные или трудные участки, выбегающие собаки, ремонтные работы, интенсивное автомобильное движение…

Ребенок должен настроиться на учебу, лишний раз не отвлекаться и не переживать, чувствовать себя в безопасности, но при этом учиться, как вести себя на улице.

Кстати, на первых порах встречать из школы тоже нужно.

— Что должно насторожить родителей первоклассника в первые недели после 1 сентября: повышенная активность, неуправляемость или, наоборот, вялость, желание прилечь после школы?

— Если первоклассник хочет спать, придя из школы, то в этом ничего аномального нет. Надо обязательно ему дать такую возможность.

Только представьте, насколько много у него сейчас изменений: новый распорядок дня, новый коллектив, новая атмосфера, новая нагрузка.

Ему 40 минут надо просидеть на одном месте, а это уже само по себе большое испытание для 6-7-летних детей, не говоря уже о том, что от них при этом требуется постоянное внимание и активность.

Адаптация к школе у каждого ребенка проходит в разные сроки, но в любом случае это займет несколько месяцев. Родителям надо быть внимательными к своему ребенку, к его запросам и поведению.

Кричать или молчать?

— Как помочь адаптироваться, чтобы и к самостоятельности приучить, и в то же время слишком много со вчерашнего детсадовца не спрашивать, не калечить его психику излишней придирчивостью и непосильными задачами?

— Обязательно соблюдайте двигательный режим. После школы ни в коем случае не надо сразу усаживать за уроки. Ребенок должен выплеснуть наружу всю энергию, которую сдерживал во время занятий.

— То есть на переменках бегущий и кричащий ученик — это вполне себе нормальное явление? Своеобразная защитная реакция организма?

— Активные перемены — норма. Но и после уроков обязательно надо прогуляться с первоклассником, накормить его обедом, причем в первое время старайтесь порадовать ребенка, приготовив любимые блюда. В сентябре-октябре режим второй половины дня может быть максимально приближенным к детсадовскому: прогулка по пути из школы, обед, дневной сон, полдник, подготовка к школе.

Если же первокласснику всего 6 лет, то физическая, социальная адаптация дается ему еще труднее. Ему сложно принять строгий школьный режим, справляться с новыми обязанностями. С точки зрения психического развития, разница между шестилетним и семилетним ребенком значительная.

Нормы и требования, которые принимает семилетний первоклассник, для шестилетнего иногда становятся большим испытанием, которое он просто не в состоянии пройти. Ничего нет страшного в том, что родители, осознав проблему, вернут ребенка в детский сад.

Через год они увидят разницу, школа будет в радость и подросшему малышу, и им.

— Однако бывает и так, что первые дни ребенка в школе заканчиваются больничным. «И неделю не проходил, а уже заболел», — горюют родители первоклассника и торопятся вернуть его обратно за парту. Как быть: сбивать температуру, бежать в школу или выздоравливать, не спеша?

— Новый коллектив — это не только новые друзья, но и иной инфекционный фон. Ребенок может заболеть.

При первых проявлениях заболевания (головная боль, заложенный нос, вялость, покашливание) надо оставить первоклассника дома.

Родителям стоит помнить, что переход от садика в школе – это очень большой стресс для ребенка. Праздник только в первый день. У врачей есть даже такое понятие: «школьный стресс».

Вспомним, что один из трех важных кризисов детского возраста приходится именно на 7-8 лет.

В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, «переформатирование» нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

В настроении и поведении тоже могут отмечаться перепады, обидчивость, раздражительность, повышенная утомляемость. Родителям и педагогам надо быть внимательным к детям в этот период, быть терпимыми, выдержанными.

Если первоклассник отказывается идти в школу, это сигнал для родителей к активным действиям. Стоит проанализировать ситуацию дома — не слишком ли давите на ученика, не много ли спрашиваете, считая, что он сразу повзрослел, став школьником? Надо проверить соблюдение режимных моментов и, конечно, поговорить с учителем, выяснить, насколько комфортно ему в новом детском коллективе.

1-й класс для всех — тяжелая работа

— Можно ли медикаментозными методами помочь первоклашке стать более собранным, внимательным?

— Витамины никто не отменял, если конечно, нет индивидуальных ограничений.

— А БАДы? Некоторые родители их дают для стимуляции умственной деятельности…

— БАД — не лекарство, для лечения не предназначен. Не рекомендую. Это — добавка к пище, лечебный эффект от которой с медицинской точки зрения не доказан. Родителям, которые решили давать ребенку БАД, стоит посоветоваться с врачом.

На мой взгляд, мамам и папам первоклассников нужно думать не о волшебных пилюлях, а о другом. Их ждет не самый легкий год. 1-й класс — тяжелая работа для всех.

Не надо паниковать раньше времени, приписывать несуществующие диагнозы ребенку и сравнивать его с другими. Главное, быть чуткими и внимательными, следить за настроением и состоянием сына или дочки.

Без грубости и злости разобраться в проблемах, если они возникают. Не нагружать одновременно со школой занятиями в нескольких новых кружках и секциях.

Но если возникают проблемы, не мириться с ними. В школах работают психологи, которые тоже помогут адаптироваться первоклашке. Здесь важно, чтобы между родителями и педагогами были доверительные отношения, тогда легче увидеть причину трудностей в первые дни ребенка в школе.

— «Профессиональные» болезни школяров — изменение осанки и ухудшающееся зрение. Как избежать этих проблем?

— Прежде всего скажу, что это взаимосвязанные проблемы. Чтобы избежать снижения зоркости, следим за правильной посадкой и освещением. Везде и всегда — в школе и дома. И, конечно, ограничиваем гаджеты, давая их не более часа в день, а лучше — меньше.

— Давать гаджеты как поощрение за успехи в школе?

— Поощрять, хвалить ребенка за успехи в школе надо обязательно. Так вы поможете ему почувствовать себя уверенным. Первокласснику это просто необходимо. А вот критику стоит умерить.

Что же касается формы поощрения, то кроме гаджетов есть масса иных совместных полезных занятий: от чтения книг до походов в кино или на каток, спортплощадку.

Источник: //gubernschool.ru/vospitanie/domashnee-zadanie-kak-pomoch-pervoklassniku.html

Скоро в школу: как выполнять домашние задания с первоклассником

Как помочь первоклашке с домашними заданиями

Если вы готовитесь к почётной роли родителей первоклассника, то наверняка уже наслышаны о страшилках, которые передают из уст в уста мамы и папы, успевшие приобрести этот опыт раньше вас. Особенно любят пугать будущих первоклассников домашними заданиями.

Считается, что сидеть над ними придётся всей семьёй, а времени на это будет уходить столько, что хоть бы до отхода ко сну уложиться.

Но мы знаем, как избежать подобных проблем и научить своего доросшего до школы малыша справляться с уроками быстро, ладно и, что важно, самостоятельно.

Совет 1. Каждому своё

Важно с первого дня занятий, а лучше ещё в дошкольном возрасте объяснить, что за учёбу ребёнок несёт личную ответственность. Это его основная задача. Учёба для него — как работа для родителей. Вы готовы помогать.

Вы обещаете поддерживать. Но учиться за ребёнка вы не должны и делать этого не будете. Да, иногда очень не хочется делать уроки. Порой лень идти в школу. Но это необходимо, и обсуждать тут нечего.

Чем раньше вы сможете донести эту мысль, тем проще будет всем.

Совет 2. И снова про режим

Друзья! Мы не устанем напоминать: соблюдать режим дня важно в любом возрасте. Научите ребёнка планировать время так, чтобы его хватало и на уроки, и на секции, и на развлечения.

Будьте примером и покажите, как расставлять приоритеты между имеющимися задачами, как пользоваться различными планировщиками и напоминалками. Объясните, почему следует делать уроки в одно и то же время, почему надо придерживаться режима работы и отдыха.

Контролируйте, чтобы установленный распорядок не просто существовал формально, но и действительно соблюдался ребёнком неукоснительно.

Совет 3. Рабочее место

Некоторые семьи попадают в ловушку заблуждений, полагая, что в первом классе, пока домашние задания носят скорее рекомендательный характер, выделять ученику отдельное место не обязательно.

Он может пристроиться с уроками на кухне, где маме удобно готовить ужин и параллельно объяснять или контролировать выполнение домашнего задания, можно посидеть на диване или в гостиной за журнальным столиком. Но при таком подходе вырабатывается привычка воспринимать домашнюю работу как нечто второстепенное, необязательное, маловажное.

Собственное рабочее место с удобной, правильно подобранной мебелью, красивыми аксессуарами и органайзерами для школьных принадлежностей помогут ребёнку настроиться на учебный процесс с должной ответственностью.

Совет 4. Не отнимайте инициативу

Ваше желание объяснить ребёнку задание, помочь с его выполнением и всячески поддержать первоклашку в начале его большого школьного пути, конечно же, понятны. Но не торопитесь.

Пусть он попробует сначала сам осознать, что от него требуется, пусть как умеет прочитает задание или перескажет вам, что о задании говорила учительница в школе. Да, первое время вам надо быть рядом, контролировать и даже подсказывать.

Но это совсем не то же самое, что брать всю инициативу по организации домашних уроков в свои руки.

Совет 5. Не ругайте за ошибки

Успешные — не те, кто не знал неудач. Успешные — те, кто делал из ошибок правильные выводы. Вашему ребёнку только предстоит научиться учиться. Вспомните, какими неловкими были его первые попытки сесть, как вы учили его ползать, ходить, одеваться, пользоваться ложкой. Вы были терпеливы и внимательны.

Теперь тоже нужно проявить и терпение, и заботу. Ошибки — нормальное явление в процессе покорения школьной науки. Разбирайте их, анализируйте, учите делать выводы и уверенно продвигаться к успеху.

А вот негативная реакция на плохие отметки и допущенные ошибки только отпугнут ученика, отобьют желание учиться, закрепят в сознании мысль, что учёба — это сложно, тяжко и неприятно.

Совет 6. Авторитет учителя

Методики обучения могут быть разными, как и требования к оформлению рабочей тетради. Эти вопросы находятся в компетенции учителя. И даже если вы с чем-то не согласны, это не повод подрывать авторитет педагога в глазах первоклашки.

Вы можете подойти к учительнице и обсудить тревожащие вопросы. Если потребуется, можно побеседовать с методистом или директором образовательного учреждения. Но вот впутывать в это ребёнка не стоит однозначно.

Важно, чтобы ребёнок слушал и слышал учителя, уважал его и мог при необходимости попросить учительской помощи и объяснений.

Совет 7. Проводите больше времени вместе

Конечно, работающим родителям в современном мире порой непросто давать ребёнку достаточно внимания, но всё же делать это нужно. Особенно с началом учёбы в школе.

Порочная практика проводить время вместе только за выполнением домашней работы приведёт к тому, что ваш наследник будет намеренно затягивать с уроками, притворяться, что чего-то не понимает и нуждается в объяснениях, лишь бы вы побыли с ним рядом ещё чуть-чуть.

Согласитесь, если вы находите время, чтобы просиживать за уроками по 2–3 часа, то лучше для всех будет выполнить работу за 30 минут, а потом целый час почитать вместе любимые детские книжки или поиграть всей семьёй в весёлые настольные игры.

Подведём итоги

Итак, чтобы выполнение «домашки» не стало мучением для всей семьи, достаточно соблюдать несколько условий:

  • Делу время, потехе час. Соблюдайте режим дня, чтобы всё успевать.
  • Все по местам. И у первоклашки должен быть свой удобный, уютный уголок для занятий.
  • Делайте вместе, но не делайте вместо. Вы можете помогать ребёнку, у которого что-то не получается. Но чтобы понять, что именно не получается, ребёнок должен самостоятельно посидеть над заданием.
  • Доверяйте учителю. А если что-то пошло не так, проявите зрелость и обсудите вопросы взрослых, не вмешивая детей.
  • Дарите любовь. Найдите способ организовать вашу жизнь так, чтобы уроки не стали единственной возможностью ребёнка получить ваше внимание.

Друзья, мы искренне желаем вам и вашим детям всей душой полюбить школу. Пусть малыш встретит там мудрого наставника и верных друзей, откроет для себя дивный мир знаний, проявит себя как целеустремленного и вдумчивого ученика.

Счастливого вам родительства и хороших отметок в дневнике!

Источник: //nii-evrika.ru/skoro-v-shkolu-kak-vypolnyat-domashnie-zadaniya-s-pervoklassnikom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.