Как помочь первокласснику?

Содержание

Как помочь первокласснику и его родителям. Необходимые советы детского психолога

Как помочь первокласснику?

Часть августа будущий первоклассник собирался в школу, играл в первоклассника, любовался новеньким рюкзаком и красивой формой, тетрадками и карандашами. И вот, наконец,  первое сентября наступило и гордый малыш, со свитой из родственников отправляется в долгожданную школьную жизнь.

 Однако, через несколько недель, а порой и дней, праздничные ощущения пропадают, угасает блеск радости в глазах ребёнка. К сожалению, храм наук быстро превратился, в пони мании ребёнка, в царство скуки и уныния, почти в тюремные застенки.

 Малыша приходится уговаривать по утрам, находить убедительные аргументы, чтобы он шёл в школу, без демонстрации своего огромного нежелания.

 Ведь поступление в школу, с резкостью и кардинальностью меняет всю его  жизнь. Отправляя ребёнка в школу, родители считают, что одновременно с этим поменялась его социальная и возрастная категория.

Но так считают родители, а ребёнок ещё не понял и возможно, не скоро поймёт (может пройти несколько недель), что значит стать учеником в школе.

 И какие выводы сделает ребёнок, теперь во многом будет зависеть от родительского внимания и поведения.

 Возникновение проблем у первоклассников наблюдается у подавляющего большинства детей: у воспитанных в домашних условиях и в детсадовских, со школьной подготовкой и едва разбирающихся в чтении. У детей с бойким характером и застенчивых, у непоседливых детей и с усидчивостью.   

 В связи с этим, родителям необходимо не терять бдительность, замечать любое поведенческое изменение. Нужно наблюдать за настроением и состоянием здоровья малыша, и при возникновении проблем, постараться быстро их решить.

 Только родительская любовь поможет ребёнку.

 У некоторых родителей есть уверенность, что их малыш станет отлично заниматься. А когда их умненькому, раскованному, сообразительному малышу становится сложно справляться со школьными заданиями, у многих мам и пап возникает чувство разочарования и обманчивости своих ожиданий.

 На ребёнка обрушиваются градами упрёки за неусидчивость, не старание, не аккуратность и прочее. Но ведь и малыш думал, что станет хорошим учеником. Ему не понятно, почему всё так плохо и от самых близких людей он не получает поддержку, на которую он рассчитывал, а только наказания и обвинения.

 Ребёнку кажется, что его уже не любят. До школы родительская любовь к нему была безусловной, просто за то, что он есть у них. А сейчас любовь родителей нужно зарабатывать определёнными способами.

 Нужно представить себе, что испытывалось бы вами, если после возникновения у вас рабочих проблем, муж, вместо сочувствия или дельного совета, обвинял бы вас в неусидчивости и неумении поладить с руководством.

 В начальных классах не нужно проявлять сильного беспокойства относительно оценок

Хотя, в каждом классе обычно есть счастливчик, который без особого напряжения проучится на «отлично» до выпускного.

Во многих случаях, дети, учившиеся на «отлично» в начальных классах, могут перейти в ученики со средней успеваемостью в последующих классах.

Или измучивший свою учительницу и отстававший по всем параметрам ученик, в шестом или седьмом классе может выровняться и с блеском закончить школьное обучение.

 В начальной школе можно было бы вообще отказаться от проставления но с помощью оценок учителям проще проводить манипуляции с детьми. 

 Когда у ребёнка возникают сложности в учёбе, необходимо воздержаться с упрёками и нравоучениями.

Нужно его успокоить и заверить, что он будет любим вами при любых условиях и отметках! Необходимо объяснить малышу, что школа для того и существует, чтобы в ней учиться. Те, кто всё умеют, идут учиться в институт.

Вспомните с малышом, как проходило его обучение катания на велосипеде, плавания или рисования. Поначалу было сложно, многое не выходило, а как только всё вышло – всем стало радостно и весело. То же самое будет с чтением и математикой, главное больше тренировок. И не забудьте, что ваши наблюдения за малышом, помогут найти причину его неудач.

 Это может быть простая усталость. Многие дети, особенно не посещавшие садик, сложно встают ранним утром. От родителей часто звучат уговоры и угрозы, ситуация может перейти в скандал.

  Как результат, не доспавший и с взвинченным с утра настроением, малыш с трудом успевает на занятия (нужно учесть, что многим детям приходится добираться в школу, а потом домой, общественным транспортом), и еле отсидев на занятиях, получает сильное утомление.

Последующее приготовление домашнего задания и его проверка, и вечерней (родители возвращаются с работы к вечеру) «разборкой полётов». Перевозбудившемуся ребёнку сложно вовремя уснуть, и с утра всё начинается сначала.

 Конечно, легче тем первоклассникам, которых приучили к распорядку сна и утреннегоподъёма.

В отсутствии такого опыта, необходимо проявление родительской твёрдости и умение настоять на правилах отхода ко сну не позже 9 ч., выходные – не исключение. За 1,5-2 часа прекратить бурные игры, просмотр телевизора и тем более, приготовление уроков.

 Будет хорошо, если вы пройдётесь с ребёнком по свежему воздуху 30 минут, обсудите прошедший день и успокоите его, если возникли волнения. Для легковозбудимых детей, может помочь расслабиться тёплое  молоко, чашка успокоительного чая или тёплая травяная ванна.

В утреннее время помогать в пробуждении малышу нужно немного раньше необходимого времени – дать запас времени  для  «раскачки». Делать это можно с весёлой музыкой или любимыми мультиками.

Если ребёнок отказывается от завтрака, не нужно настаивать, положите в портфель йогурт или бутерброды – он перекусит в школе после первого урока. Ребёнку привыкшему к дневному сну, легче справляться со стрессами. Пусть эта привычка останется до окончания первого класса.

На возражения, что он не малыш, можно сказать, что даже взрослые днём отдыхают.

 Если ваш ребёнок и вы, являетесь окончательными «совами», чтобы избавиться от утренних пыток подъёма, вторая смена в школе – лучший для вас выход.

 Для избегания переутомления в первом классе, нужно исключить кардинальные изменения в устоявшейся жизни: не проводить экспериментов в питании и оздоровлении, не менять место проживания, отложить начало посещения кружков и секций, не приобретать домашних питомцев.  

Источник: //family-and-i.com/mama-i-malysh/kak-pomoch-pervoklassniku-i-ego-roditelyam-neobkhodimye-sovety-detskogo-psikhologa

Как помочь первокласснику: советы по адаптации в школе

Как помочь первокласснику?

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Нельзя поспорить в актуальности этого вопроса, ведь жизненные перемены нелегко воспринимать и взрослому человеку, что уж говорить про детей.

Как помочь первокласснику: адаптировать его к школе

Еще вчера ребенок играл с машинками или куклами, а уже сегодня к школьному портфелю добавился новый уровень нагрузки и ответственности. Порой родители сами не знают, как поступить, ведь вроде бы их чадо к школе готовилось очень усердно: развивающие занятия, чтение, нужные разговоры. Но достаточно ли этого?

Весь процесс адаптации ребенка к школе состоит из деталей. Так, неотъемлемой частью изменений в жизни первоклашки является покупка канцтоваров и учебников, организация его рабочего места.

Поэтому родителям важно помнить, что вы приобретаете не просто тетрадки и ручки, спортивную обувь или портфель, а таким образом настраиваете малыша на рабочий процесс, помогая ему адаптироваться. Поэтому выбирать все школьные принадлежности нужно с ребенком, чтобы он мог получить положительные эмоции от подобных подготовительных моментов. Это поможет снизить его тревожность.

Как помочь первокласснику: составить распорядок дня

С поступлением в школу распорядок дня ребенка сильно меняется. И для некоторых малышей такие перемены могут быть достаточно непростым испытанием. Есть вероятность возникновения страхов: как не опоздать и не забыть. Важно научить первоклассника распределять свои нагрузку и силы. В этом поможет расписание.

Задача родителей — сделать расписание наглядным и четким, чтобы первоклашка мог чувствовать себя более уверенным. Такое расписание является хорошим помощником в выработке дисциплины. Так, вскоре ребенок научится распределению самостоятельно.

Помните, смена вида деятельности — один из лучших отдыхов. Поэтому если, например, чередовать занятия ребенка так, чтобы его деятельность была разной, это поможет малышу избежать переутомления.

Для этого, включите расписание лишь основные этапы режима: уроки в школе, кружки и дополнительные занятия, выполнение домашнего задания. При этом, не нужно обозначать в расписании «свободное время» или «время для игр», потому что первоклассник — это пока еще маленький ребенок, для которого игра — главная деятельность.

Как помочь первокласснику: научить самостоятельности

Первые шаги к самостоятельности ребенка родители должны сделать вместе с ним, но не за него. Поэтому их задача — научить ребенка правильной организации пространства и времени.

Так, например, при выполнении первых в своей жизни домашних заданий, ребенку может быть достаточно трудно. Ему нужно помочь правильно сесть, разложить учебники и тетради, все письменные принадлежности — ничего не должно мешать и отвлекать его внимание.

Всегда давайте ребенку время сосредоточиться и подумать. Не нужно сразу все делать за него. Например, если первоклассник, собирая портфель, «долго возится», но все же делает это самостоятельно, его нужно поощрить, а не подгонять. За свое терпение вы вскоре будете вознаграждены самостоятельностью малыша.

Помощь родителей должна быть своевременной и правильной.

Если мама или папа видят, что их ребенок не справляется с чем-то, можно предложить свою помощь, но правильную — давать небольшие поэтапные подсказки, наводящие вопросы, которые подведут ребенка к верному решению, но при этом сразу не дадут готовый ответ. Например, можно посоветовать первокласснику посмотреть, как сделано похожее задание в классной работе.

В итоге ваш маленький школьник будет благодарен за подсказку и, при этом, сможет справиться с заданием сам, что повысит его самооценку и снизит чувство тревожности.

Как помочь первокласснику: не забывать об играх

Школа еще не является автоматическим взрослением малыша. Не забывайте, что в 6-8 лет ребенок еще маленький, поэтому для его нормального развития еще нужно продолжать играть.

При всем этом, для первоклашки игра — это не просто отдых, а способ активного познавания мира, а также использование новых знаний, полученных в школе на практике.

Как помочь первокласснику: поддерживать авторитет учителя

Для первоклассника учитель должен стать в своем роде авторитетом — это поможет ребенку лучше усваивать определенные правила, воспитывать в себе терпение, дисциплину, тем самым адаптироваться к школе. Поэтому в присутствии малыша родителям не стоит говорить плохо об учителях и школе.

Если же вас что-то не устраивает в методах преподавания или воспитания со стороны учителя и вы ищите способ, как помочь своему первокласснику — обратитесь к преподавателю напрямую.

Источник: //megapoisk.com/kak-pomoch-shkolniky-adaptirovatsya-k-shkole

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Как помочь первокласснику?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия “адаптационная болезнь”, “школьный шок” и “школьный стресс”.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится “хорошим”, когда у него получается, и “плохим”, когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – “ты же умный, почему ты не понимаешь?” – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – “я не буду делать, потому что у меня все равно не получится”, но так как делать заставляют – “я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу”. Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он “не такой”.

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

“Я не знаю, как делать” – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: //informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

Как помочь первокласснику освоиться в школе

Как помочь первокласснику?

Как помочь первокласснику освоиться в школе, родителям стоит подумать заранее, несколько советов родителям будущих первоклассников. 

Еще недавно маленький сыночек или дочка играли на детской площадке, пекли «куличики» в песочнице, не хотели идти в детский сад, а сейчас они, полные важности, идут в школу, неся за плечами рюкзак полный учебников? Еще совсем недавно они не задумывались о том, что кто-то будет заставлять их писать, читать, считать, а сейчас этого требуют все, и мамы, и папы, и бабушки с дедушками и, главное, классный руководитель – человек столь важный, что его уважают и бояться даже родители? Если ответ «да» на оба эти вопроса, то взрослым необходимо задуматься о том, как помочь совсем маленькому человечку адаптироваться в новом для него мире школы.

Большинство родителей хотят видеть своего ребенка успешным, умным, активным лидером класса, хотят, чтобы он приносил домой одни пятерки, а классный руководитель расточал похвалы в адрес тех, кто его так прекрасно воспитал. К сожалению, многим завышенным ожиданиям приходится сталкиваться с суровой реальностью. Ведь преодолеть первый год учебы и первоклассникам, и их родителям поможет только строгий режим и дисциплина.

Если детсадовская жизнь ребенка не была строго регламентирована, то распорядок дня первоклассника должен быть упорядочен, иначе можно столкнуться с проблемами, которые будет очень сложно решить.

Итак, как же привить ребенку привычку следовать режиму дня?

В один из последних беззаботных летних вечеров составьте всей семьей будущий режим дня с учетом потребностей главного человека – первоклассника.

• Начните с подъема. Обговорите, когда будут просыпаться мама и папа, а когда сын или дочка. Взрослым важно помнить два момента.

Во-первых, подъем никак не может быть позднее 30 минут перед выходом (учитываем дорогу до школы, поверьте, классные руководители не любят, когда первоклассники опаздывают на уроки).

Во-вторых, если ребенок тяжело встает, ему нужно поваляться и понежится в постели, будите его минут на 10–15 раньше контрольного времени, не лишайте его удовольствия и не портите настроения, ведь от его эмоций будет зависеть будущий «рабочий» день.

Статья  Мы растим невротиков и зависимых от психологов людей?

• Обговорите режим питания. Объясните, что завтрак – обязательная вещь для тех, кто хочет получать одни пятерки.

А горячий обед поможет зарядиться бодростью на остаток дня (многие первоклашки неохотно ходят в столовую и едят суп, а это необходимо для здоровья, ведь очень многие дети «зарабатывают» проблемы с желудком именно в годы учебы в школе).

• После занятий – обязательная прогулка. Идите домой медленно, длиной дорогой, дышите воздухом, дайте ребенку расслабиться и «нагулять» аппетит.

• После домашнего обеда лучше всего заставить ребенка отдохнуть без «гаджетов» и телевизора, в идеале ему лучше всего поспать. Конечно, многие родители скажут, что первоклашка ни за что не будет спать, но, поверьте, многие засыпают, если просто оставить их ненадолго в тишине. Дневной сон – истинная панацея для усталого мозга.

• Секции…Тяжелый вопрос. Лучше сразу обсудите с ребенком все имеющиеся варианты. Не стоит бросаться на все и сразу. Составьте таблицу интересов, что больше всего интересует ребенка, то и надо брать.

Лучше, если секция будет одна или две – спортивная (это необходимо каждому ребенку, даже если спорт не станет делом всей его жизни) и развивающая (музыка, рисование, лепка, конструирование, моделирование). Хорошо, если секции надо буде посещать три-четыре раза в неделю. Каждый день – очень утомительно для ребенка.

И еще, не бойтесь менять кружки, если что-то не пошло в одном месте, переходите в другое, и так пока не найдете «свое».

• После секции необходимо преступить к выполнению домашнего задания. Конечно, как таковых домашних заданий в первом классе нет, но вот творческих проектов и различного рода задач у первоклассника будет предостаточно. Делать их обязательно нужно вместе с ребенком. Для этого родителям стоит освободить часа два или три своего времени.

• За час до сна (время отбоя тоже лучше всего обговорить заранее) не занимайтесь активными делами. Посмотрите кино, еще лучше почитайте вместе книгу, пусть ребенок примет ванну и соберет свой портфель. Сразу объясните, что теперь это его обязанность – содержать в порядке школьные принадлежности.

Обсудив и установив режим дня, раз и навсегда закройте эту тему.

Если вдруг ребенок начнет просить что-то поменять, объясните, что решение принималось всеми членами семьи, и чтобы что-то поменять, необходимо учитывать интересы каждого.

Вместе установили – вместе будем придерживаться – это главный аргумент в споре с ребенком. Если пойдете на уступки, малыш «почует» слабину и будет этим пользоваться.

И напоследок еще несколько советов:

1. Не давите на ребенка. Ведь главное в том, чтобы первоклассник получал удовольствие от процесса учебы с самого первого года обучения. Не заставляйте его делать то, чего он не хочет или не понимает, но если это неизбежно и необходимо, сами еще раз в доступной форме разберите сложный вопрос и решите проблему.

2. Не сравнивайте его успехи с успехами других детей, не подгоняйте его, не третируйте (выше «потолка» не прыгнешь, хоть это и трудно принять взрослым). Пусть будет троечником, но вежливым и дисциплинированным, а не дерганным неврастеником.

3. Интересуйтесь делами своего ребенка, будьте внимательны. Обычно родители провожают и встречают своих детей. Используйте это время для полезных разговоров, узнайте, что происходит в школе и классе, как складываются отношения с классным руководителем, поставьте цели и задачи на день, обсудите с первоклассником их реализацию.

4. Вопрос с группой продленного дня решите сообща. Устройте пробный день. Если ребенку понравиться, пусть ходит, если же нет, не стоит его оставлять, это может навредить процессу адаптации.

Статья  Как стать другом своему ребенку

5. Если ребенок гиперактивный, то предупредите об этом классного руководителя. Он сможет найти нужные рычаги, которые «погасят» лишнюю энергию ребенка.

6. Мотивируйте свое чадо, чаще говорите ему, что он большой молодец. Заслуженная похвала – большое дело. Ребенок начинает понимать, что учеба – действительно важная вещь, что его успехи интересуют родителей, они им интересны.

И желательно посмотреть хороший фильм «Дневник мамы первоклассника». Он многое объяснит и заставит улыбнуться собственным страхам.

[poll id=»4″]

ссылкой:

Источник: //detilife.ru/kak-pomoch-pervoklassniku-osvoitsya-v-shkole.html

Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Как помочь первокласснику?

1 сентября ваш ребенок — нарядный, серьезный и взволнованный — торжественно отправляется в первый класс.

Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы — родителей школьника.

И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы… Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?

Психологическая помощь первоклашкам – дело, в котором родители обязаны
играть наиглавнейшие роли…

Как быстро все меняется..

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации. 

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила.

В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе.

А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Советы родителям:

  • Как можно больше общения вне школы!
  • Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше — нескольких.
  • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения — вчера и сегодня.
  • Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

Трудности восприятия и концентрации

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание.

Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению.

Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям:

  • Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
  • Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, — немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.
  • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Трудности организационного характера

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может.

Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

Советы родителям:

  • Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
  • Всегда просите его переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
  • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».
  • Делайте уроки не более одного часа!
  • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть — дневной сон пойдет ему только на пользу.

Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. — создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям:

  • Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
  • Одна из самых распространенных ошибок — заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
  • Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
  • При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.

Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

Авторитет учителя

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому — «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника — установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя.

В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)…

» Имейте мудрость не обижаться — это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд. Но не перегните палку — здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!

И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя.

Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит — это же будет просто уродство какое-то, а не поделка».

Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

Зайчика — с собой?

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. — очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно.

Игрушка, взятая в школу из дома, — «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки.

С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция — запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года.

Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков — стоит задуматься.

Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

Трудотерапия

Современные дети очень устают в школе — сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад.

Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки.

Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница.

Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка — для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе…

Школьные годы чудесные

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь — во всех смыслах этого слова, — и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.

Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!

Источник: //www.woman.ru/kids/deti-ot-6-do-12/article/43770/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.