Как вести себя с больным ребенком?

Содержание

Близкий человек заболел раком: как его поддержать? 5 советов онкопсихолога

Как вести себя с больным ребенком?

Анна Ушакова

Онкопсихолог, служба помощи онкологическим больным «Ясное утро».

В момент, когда человеку озвучили диагноз, важна поддержка и присутствие близкого рядом, поэтому первое, что надо сделать, — это выслушать. Но слушать надо искренне, а не формально.

Главный посыл: «Я слышу тебя, я понимаю, что тебе страшно, я буду помогать».

Возможно, надо просто посидеть рядом, обнять, вместе поплакать, если это уместно, — то есть разделить волнение, дать выговориться и не отрицать чувства человека.

Очень важно не заваливать советами: «я посмотрел в интернете», «мне друзья сказали», «надо срочно ехать в Германию» и так далее. Это может сильно раздражать, поэтому советы должны быть по запросу самого человека. Максимум, что можно сделать в этом смысле, — это предложить почитать что-то с формулировкой «если тебе будет интересно».

Человек должен чувствовать, что у него есть поддержка, что от него не отдаляются, не боятся заразиться через посуду, полотенце, одежду

Когда человек только узнает о диагнозе, у него появляется много дел, с которыми надо разбираться срочно: найти врача, препараты, место, где он, возможно, будет оперироваться. Он может пребывать в состоянии депрессии, и тогда ему может понадобиться помощь с тем, чтобы просто сходить купить еды. Но об этом нужно спросить, чтобы не оказывать медвежью услугу и не навязываться.

Что касается информации, ее надо брать только из проверенных источников. Есть много разных сайтов, уловок и заманок от людей, которые некомпетентны в этом. Например, целительство, гомеопатия и так далее.

Как правильно разговаривать с человеком, у которого онкология?

В каждой семье есть свои правила общения, поэтому многое зависит от ситуации. Я думаю, что начинать разговор надо с себя, рассказывая о своих ощущениях: «Я чувствую, что тебе тяжело.

Могу ли я помочь?» Также надо стараться поддерживать те же отношения, что были до болезни.

Человек должен чувствовать, что у него есть поддержка, что от него не отдаляются, не боятся заразиться через посуду, полотенце, одежду.

В отделении рака молочной железы, где я общаюсь с пациентами, часто приходится слышать некорректные вопросы от родственников.

Например, женщине удаляют грудь, ее тело меняется, ей это некомфортно, а родственники спрашивают: «А что с бюстгальтером, какой он теперь будет? А покажи, что под майкой?» Когда человек проходит лечение, его внешность часто меняется: выпадают волосы, выводится колостома, удаляется грудь. Здесь надо быть предельно тактичным.

Если вам хочется что-то обсудить, возможно, стоит спросить так: «Ты хотел бы поговорить или это причинит тебе боль?» Если человек ответит отказом, тогда можно сказать: «Дай мне знать, если тебе захочется поделиться своими чувствами на эту тему».

Подробности по теме

«Лекарства дают лишь надежду»: что надо знать о болезни Альцгеймера

«Лекарства дают лишь надежду»: что надо знать о болезни Альцгеймера

Практически каждый человек, чей родственник болен онкологией, сильно переживает. Часто он переживает даже больше, чем сам пациент, потому что тот находится в некотором вакууме.

Надо сразу посмотреть на ресурсы близких людей: если есть с кем поговорить, разделить ношу, это очень хорошо. Мы рассказываем родственникам, что в самолете просят надеть маску сначала на себя, а потом на человека, который сидит рядом.

Если родственник, который ухаживает за больным, сам истощен, сам на грани нервного срыва, то никакой качественной помощи больному человеку он оказать не сможет.

В общем, надо позволять себе немного отдыхать, отвлекаться, делиться чувствами с другим человеком.

Возможно, отказом от лечения человек хочет проверить, насколько он важен для родственников, боятся ли его потерять

Далее важна психологическая поддержка. Мы призываем звонить на линию поддержки, общаться с психологом, потому что сама по себе беседа терапевтична. Человек делится своей болью, сбрасывает эмоции — как в контейнер.

Также родственник онкобольного может рассказать психологу о том, что действительно под запретом, — например, он злится на свою маму за то, что она болеет и умирает, и его это раздражает.

В семье это неправильно поймут, а психолог дает безоценочное восприятие ситуации и полное принятие человека, которому нужна поддержка и опора. Также психолог может дать практические рекомендации по снижению уровня тревоги и страха.

Что делать, если человек с онкологией отказывается лечиться?

Такие случаи встречаются достаточно часто — многое зависит от психотипа человека и поддержки, которую ему оказывают. Если такое происходит, мы советуем родственникам слезно умолять больного продолжать лечение ради них, а также показывать, как они сильно его любят, как они хотят его видеть рядом с собой и бороться вместе.

Некоторые пациенты опускают руки, так как понимают, что лечение — это долгий путь и на этом пути будет много всего. Возможно, отказом от лечения человек хочет проверить, насколько он важен для родственников, боятся ли его потерять. В таком случае надо обратиться ко всем своим душевным качествам и показать ценность человека ему самому.

За словами «я скоро умру» всегда стоят какие-то еще слова, которые человек хотел бы вам сказать

Также надо разобраться, что за этим стоит, — возможно, это мифы и страхи.

Как правило, у пациентов есть печальный опыт смерти близких при схожих обстоятельствах, и это следует бережно проговаривать, доносить информацию, направленную на снижение этих страхов.

Здесь важна консультация психолога, который поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон и поработать с теми страхами, которые мешают обрести уверенность в своих силах и в лечении.

Но все-таки жизнь человека в его руках, и выбор остается всегда за ним. Мы можем долго просить и умолять, но если человек принял такое решение, мы должны искренне выслушать его и постараться понять. В этом случае придется оставить долю ответственности на самом пациенте.

Подробности по теме

Как вести себя, если близкий человек в депрессии? Объясняет психолог

Как вести себя, если близкий человек в депрессии? Объясняет психолог

Тема смерти табуируется очень часто. Это тонкий, интимный момент. Говорить о смерти нигде не учат, и многое зависит от того, как это проживалось в семье, когда умирали старшие родственники.

Есть разные случаи. Например, у пациента запущенная стадия, и врач сказал, что ему осталось жить не так уж долго. Человек, естественно, захочет поделиться с близкими всей этой болью и ужасом. Ни в коем случае нельзя обесценивать страдания человека и говорить: «Да ладно, ну что ты…»

За словами «я скоро умру» всегда стоят какие-то еще слова, которые человек хотел бы вам сказать. Может, он хочет о чем-то попросить — например, помочь ему сделать что-то незавершенное.

Очень важно выслушать человека и понять, что на самом деле он хочет донести. Возможно, он мечтает просто поехать на море и посмотреть, как летают чайки. Так сделайте это! Ведите диалог и не закрывайтесь.

Это очень важно.

Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».

Источник: //daily.afisha.ru/relationship/6065-blizkiy-chelovek-zabolel-rakom-kak-ego-podderzhat-5-sovetov-onkopsihologa/

Рядом с душевнобольным: пять правил поведения

Как вести себя с больным ребенком?
Шизофрения – один из самых «знаменитых» душевных недугов. К сожалению, это заболевание неизлечимо и любому человеку, столкнувшему с ним, надо понимать, как себя вести с больным. Проблем всего пять, но каждая требует особого внимания.

Это:

Агрессивное поведение может наблюдаться у пациента как в период обострения, так и во время ремиссии. Что делать? Прежде всего, никогда не спорить. Это неэффективно и к тому же небезопасно. Необходимо попытаться словесно успокоить больного, уйти в другую комнату, дать ему возможность прийти в себя.

Обязательно обратитесь за помощью к врачу, не откладывайте госпитализацию из жалости.

В каких ситуациях может наблюдаться агрессивное поведение? Например, если вы будете мешать больному заниматься любимым делом. Каким бы странным вам ни казалось это хобби, оно может представлять большую значимость для вашего близкого.

И любое вмешательство будет расцениваться как посягательство на его личное пространство. Вам надо научиться сдерживать свои негативные эмоции. В ответ на ваше недовольство со стороны больного может последовать ответная агрессивная реакция.

Отказ от приема препаратов

При шизофрении, помимо мышления и эмоциональной сферы, страдает и критическое отношение больного к себе. Часто пациенты просят врача снизить дозы лекарств, а нередко и сами «втихую» отменяют препараты. Мотивируют они это словами «я чувствую себя лучше». Уговорами повлиять на решение больного не удается.

Результат отказа от приема лекарств – помещение в стационар. После выписки сценарий повторяется. Что можно предложить родственникам? В современной психиатрии существуют препараты-пролонги – лекарства, которые назначаются в виде инъекций один-два раза в месяц.

По эффективности они не уступают таблеткам, а в приеме удобнее.

Самоубийства

Суицидальное поведение – это еще одна из проблем, с которыми могут сталкиваться родственники больных с психиатрическим диагнозом. И самым неприятным в таком поведении является тот факт, что попытку самоубийства сложно предугадать. Человек может тщательно скрывать свои намерения, если он принял окончательное решение.

Иногда больной манипулирует с целью привлечения внимания или получения какой-то выгоды. Однако различить демонстративного больного и пациента, решившегося на самоубийство, бывает трудно, а иногда и невозможно. Самым опасным является так называемый расширенный суицид, когда больной решает «избавить от страданий» других людей, например членов его семьи.

И сначала он убивает своих родственников, а потом себя.

Галлюцинации

Галлюцинации – это восприятие несуществующих образов. Существует несколько основных видов галлюцинаций: слуховые (голоса), зрительные, тактильные и вкусовые. Больной верит в их реальность, разубеждать его бесполезно.

Галлюцинации являются признаком обострения заболевания и требуют скорейшего обращения к врачу. Существуют такие типы течения шизофрении, когда галлюцинации принимают хроническую форму и не поддаются лечению.

Как правило, у больного в таком случае сохраняется к ним критическое отношение, он понимает, что они являются продуктом его заболевания и не влияют на его поведение.

Изменение личности

Два самых неприятных факта о шизофрении таковы: болезнь неизлечима и она необратимым образом меняет личность человека. Вы можете испытывать самые разные чувства по этому поводу: страх, обиду, гнев, разочарование, однако это никак не повлияет на ситуацию.

В эмоциональной сфере у «душевнобольного» наблюдается некое раздвоение (расщепление). С одной стороны, холодность и даже жестокость к другим, в том числе к родственникам, с другой – ранимость и сверхчувствительность. Психиатры по этому случаю используют выражение «дерево и стекло».

То, что прежде приносило удовольствие и радовало больного, уже не вызывает у него никакого интереса.

Постепенно он все больше погружается в свой аутичный мир фантазий. Изменения личности затрагивают и внешний вид: такие пациенты пренебрегают элементарными правилами гигиены. Родственникам требуется немало усилий, чтобы заставить пациента помыться или почистить зубы. Болезнь медленно, но неуклонно изолирует человека от общества.

Доверительный контакт с врачом

«Душевнобольные» пациенты очень чувствительны к критике и поощрению лечащего врача. Задавайте доктору вопросы, которые вас беспокоят, ведь для многих шизофрения – это малопонятное состояние. Однако здесь есть небольшое «но». Если психическое состояние пациента не подпадает под статью 29, то сообщать сведения о его здоровье даже близким родственникам можно только с его согласия.

Госпитализация

Если врач настаивает на госпитализации, это значит, что психическое состояние пациента невозможно скорректировать в условиях диспансера. В чем преимущество такого лечения? Во-первых, в стационаре можно проще и быстрее подобрать адекватную терапию, так как больной круглосуточно находится под медицинским наблюдением.

Во-вторых, все лекарства, которые назначат вашему родственнику, он будет получать бесплатно. И в-третьих, в больнице пациент гарантированно будет принимать лекарства. Многих людей пугает принудительное помещение близкого в стационар. Родственники испытывают чувство вины перед больным.

Но на самом деле недобровольная госпитализация подобна операции по вскрытию абсцесса: разрез необходим для того, чтобы гнойник зажил.

В конце 2015 года на специализированной конференции, посвященной опасному поведению лиц с психическими заболеваниями, были озвучены неутешительные цифры.

Сейчас в России 50 000 пациентов, которые находятся под постоянным диспансерным наблюдением, а принудительные меры в связи с агрессивным и небезопасным в отношении окружающих поведением применялись по решению суда более чем к 26 000, живущим в семьях.

Следует отметить, что речь идет только о людях с официальными диагнозами, меж тем, некоторые эксперты считают, что на текущий момент в стране порядка 40 % людей страдают психическими расстройствами, которые пока что не трансформировались в серьезные болезни.

Как жить рядом?

Существует искушение полностью контролировать своего больного родственника. Однако гиперопекой вы лишаете его здоровую часть личности (а она, безусловно, есть) права хоть на какую-то автономию. Необходимо научиться разделять человека и его заболевание.

Когда больной ведет себя агрессивно или неадекватно, поймите: сейчас это не ваш любимый сын, внук или муж. Это в нем говорит болезнь. Позже, «придя в себя», ваш близкий успокоится и сможет взаимодействовать с вами по-другому.

В нашем обществе к психически больным относятся крайне настороженно. И именно поэтому вашему родственнику особенно важно чувствовать вашу поддержку и любовь, понимать, что вы принимаете его таким, какой он есть.

И последнее: не пытайтесь себя наказывать, брать ответственность за случившееся. Вы не виноваты в произошедшем. Несмотря ни на что, жизнь продолжается.

Источник: //www.psyh.ru/ryadom-s-dushevnobolnym-pyat-pravil-povedeniya/

В семье больной ребенок

Как вести себя с больным ребенком?

Несомненно важнее, как человек принимает свою судьбу, нежели какова она на самом деле.А.Гумбольдт

Не отчаивайтесь

Предаваться отчаянию некогда. Вы нужны своему ребенку терпеливыми, сильными, любящими, уверенными. Давайте сосредоточимся и подумаем, как быть дальше. Во-первых (и это самое главное!), сохранять спокойствие, хотя бы внешнее. Во-вторых, получить всю возможную информацию о заболевании ребенка и вашей роли в его лечении и реабилитации. В-третьих, наметить план действий и следовать ему. И наконец, помнить всегда о вашей собственной ценности для ребенка, а потому уделять время и себе, заботиться о своем душевном и физическом здоровье.Необходимо понять, что вы изменить в состоянии, а что – нет, и не распылять силы на пустые и ложные действия. То есть, если полное излечение ребенка невозможно, ваша цель – научить его жить с этим заболеванием полнокровно, активно, самостоятельно и получать радость от жизни, ведь другой у него не будет.

Учитесь сохранять спокойствие

Легко посоветовать: сохраняйте спокойствие. А как его сохранять, если устал от забот и тревог и легко выходишь из себя, если каждый равнодушный взгляд или чье-то обидное слово нарушают душевное равновесие? Появляется желание ответить на чужую неделикатность тем же или замкнуться и горько переживать случившееся.

И первое, и второе не поможет снять конфликт или вернуть прежнее равновесие. А при печали, обиде, гневе, горе в мозгу происходят биохимические процессы, разрушительно действующие на нервные клетки.

Длительные же отрицательные эмоции приводят не только к нарушению высшей нервной деятельности, но и к истощению организма, в результате чего могут возникнуть различные тяжелые заболевания (например, язва желудка, ишемическая болезнь сердца и другие).

Вот несколько рецептов, помогающих достойно и без потерь выйти из стрессовой ситуации.

1. Сравните происходящее с масштабами нашей жизни, планеты, Вселенной, наконец, всего мироздания. Подумайте, ведь то, что расстроило вас только что, вы превозможете, оно пройдет, и через несколько лет (через несколько дней!) вы об этом даже не вспомните.

2. Попытайтесь отвлечься, дайте своей отрицательной энергии выплеснуться путем физической активности – займитесь уборкой, стиркой либо мытьем посуды. Включите любимую музыку.

3. Прежде чем ответить разозлившему вас собеседнику, сосчитайте до десяти, дайте себе остыть. Попробуйте перевести все в шутку, улыбнитесь.

4. Представьте своего собеседника в кругу его семьи, добродушным и нежным с близкими, или, наоборот, огорченным, обиженным, и злость на него пройдет.

5. Научитесь расслабляться. Существует для этого немало различных способов, однако каждому ближе свой. Вспомните, что именно – какая поза, какая музыка, какое занятие – приносит вам облегчение.

6. Если есть возможность, примите теплую ванну с добавлением какого-нибудь средства или пены. Это хорошо расслабляет и успокаивает.

Словом, действуйте по обстановке, выбирайте то, что больше вам подходит и надежнее помогает.
Главное – сопротивляйтесь обстановке, которая вас расстраивает, злит, раздражает, и не жалейте времени на то, чтобы привести свою психику в норму. Эти затраты окупятся с лихвой.

Целеустремленно добывайте необходимую информацию

Давайте попробуем напомнить себе источники, из которых можно ее почерпнуть, и специалистов или организации, на помощь которых можно рассчитывать.

  • Во-первых, это лечащий врач ребенка. Не стесняйтесь спрашивать его обо всем, что вас волнует и о чем вы еще не знаете. Попросите показать, как делать необходимые манипуляции дома. Не надейтесь на память, записывайте то, что услышали и узнали.
  • Во-вторых, это другие врачи-специалисты, у которых можно получить консультацию.
  • Если ребенок нуждается в медицинской реабилитации, укреплении здоровья, вам помогут в реабилитационных отделениях, отделениях восстановительного лечения детских поликлиник, а также в реабилитационных центрах. Узнайте о них в своей детской поликлинике.
  • Научно-популярная литература и периодика. Если в одной книге нет того, что вам нужно, ищите другую. Если дорого покупать или выписывать газеты и журналы, найдите дорогу в ближайшую библиотеку.
  • Обратитесь в Центр медицинской профилактики, где концентрируется вся новейшая информация.
  • Ребенок не посещает детское учреждение и вам необходимы советы педагога? Можно обратиться к учителям, работающим в специализированных детских учреждениях, где воспитываются дети с разными заболеваниями и отклонениями в развитии. Адреса и телефоны таких учреждений можно найти в комитете по образованию местной (городской, областной) администрации или в телефонном справочнике.
  • Вам или вашему ребенку требуется консультация психолога, психотерапевта или психиатра? Психиатры есть в детских поликлиниках, а также в психиатрическом диспансере. Психологи имеются в детских учреждениях, школах обычных и специализированных. Если есть возможность, запишитесь на прием к платному психотерапевту. Существуют также центры психологической помощи, телефоны доверия.
  • Чтобы получить информацию о льготах тяжелобольным и их семьям, обратитесь к юристу детской поликлиники или непосредственно в юридическую консультацию. Вам разъяснят все, посоветуют и помогут, если необходимо собрать какие-то документы, оформить свои права юридически.
  • Если ребенок имеет инвалидность, свяжитесь с обществом инвалидов, узнайте, какие детские секции в нем есть. Существуют общества родителей детей-инвалидов, ассоциации по различным видам заболеваний у детей. Всегда полезно ощутить поддержку людей, находящихся в сходной ситуации, воспользоваться их опытом, знаниями, конкретной помощью. Кстати, то, чего невозможно добиться в одиночку, вполне возможно сообща, организованно.
  • Есть еще и такие общественные организации, как Общество Красного Креста, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд.
  • В сложной ситуации можно обратиться в комитет социальной защиты, комитет по делам семьи, материнства и детства местной (городской, областной) администрации.

Так что вы не одиноки. Посмотрите, сколько адресов, по которым могут предложить помощь и дать необходимые сведения. Но узнать о ваших проблемах они смогут только от вас.

Составьте план

Нас захлестывают текучка, ежедневные заботы, круговороты серьезных проблем и бытовых мелочей. За этой непрерывной суетой очень просто утратить конечную цель своих стараний. Вот почему эту цель надо непременно обозначить и осознать. Что вы хотите? Вылечить ребенка, если это возможно.

Вырастить дитя способным жить самостоятельно и интересно, несмотря на болезнь. Как достичь этих целей? Обдумайте и запишите (обязательно!) свои задачи. Выделите главные и подумайте, каковы будут ваши действия для их осуществления. Постарайтесь решить, что необходимо делать сейчас, а что через год, два, пять…

Кто вам может помочь?

Это план ваших действий. Почаще сверяйтесь с ним в своих каждодневных хлопотах.

Пусть детей в вашей семье будет несколько

Сколько их у вас? Если ребенок один и этот единственный ребенок тяжело и надолго болен, а может быть, имеет инвалидность, подумайте, не родить ли еще одного малыша. Чтобы был в семье и здоровый ребенок, а с ним – нормальные заботы и радости. Чтобы он добился чего-то большего в жизни.

Чтобы была вам на старости лет опора, а вашему больному ребенку – братская помощь и поддержка. Начните, как всегда, с необходимой информации.

Надо обратиться в медико-генетическую консультацию или к генетику консультации «Брак и семья», чтобы снять вопрос о вероятности возникновения наследственных заболеваний у ваших последующих детей, о том, насколько велик риск попытаться родить здорового ребенка. К рекомендациям этого специалиста необходимо прислушаться особенно внимательно.

Потому что и вообразить себе невозможно весь груз проблем, если у вас появится еще одно больное дитя. Когда генетик обнадежит вас в благополучном исходе, посоветуйтесь с акушером-гинекологом и другими специалистами. Они выявят все существующие факторы риска рождения ребенка с патологией, оценят их и вынесут свое заключение.

Ведь здесь имеет значение все – как возраст, вес, профессия, перенесенные болезни, резус-фактор крови будущей матери, так и состояние здоровья отца. Сразу же, как только стало ясно, что беременность наступила, будущая мама должна встать на учет в женской консультации и неукоснительно выполнять все указания врачей.

Лучше не рисковать, а перестраховаться! Если в семье уже есть другие дети, нельзя забывать об их потребности в любви и ласке. Дети склонны ревновать родителей к собственным братьям и сестрам. Видя, что тем достается больше внимания и заботы, они могут проявить агрессивность и грубость по отношению к ним.

Дайте здоровому ребенку возможность участвовать в уходе и заботе о больном, помогать ему и вам, вместе играть, гулять, поощряйте эмоциональную близость между детьми, чтобы они стали друзьями на всю жизнь.

Лечите ребенка в любви

Болезнь ребенка – настоящий стресс для родителей. Если болезнь серьезная и длительная, в стрессовой ситуации они пребывают постоянно. Шок, неверие, гнев, страдание, чувство собственной вины, поиски виновных последовательно сменяют друг друга. Это естественные реакции на подобную беду.

Надо их пережить, а потом, взявшись как можно раньше, приложить все силы для лечения, реабилитации ребенка, создания комфортной, душевной, спокойной обстановки, атмосферы любви и заботы о нем. Прежде всего ребенок должен знать и чувствовать, что вы его любите.

Здесь очень важен телесный контакт – ласки, объятия, поглаживание по головке, по спинке, по руке успокаивают ребенка, придают уверенность, что вы его любите. Ваша задача – выполнять все предписания врачей, связанные с лечением ребенка.

Как это осуществить, учитывая довольно своеобразное отношение ребенка к болезни? Дети, как правило, до подросткового возраста не в состоянии оценить свое болезненное состояние, увидеть свои дефекты такими, какими видят их окружающие. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что ребенок ведет себя естественно, он доверчив и дружелюбен, рад общаться с другими детьми, активно развивается умственно, духовно, эмоционально и физически в процессе игр и общения, учится жить среди людей, получает богатый жизненный опыт, соответствующий его возрасту.

Однако сложно заставить ребенка следовать специальному режиму – соблюдать диету, дозировать физические нагрузки, выполнять специальные упражнения, принимать лекарства и процедуры, отказываться от любимых занятий. Ему не хочется регулярно посещать врачей, сдавать анализы, часто связанные с неприятными ощущениями.

Это естественное поведение ребенка, и надо относиться к нему с пониманием. Как же быть? Если внушать ребенку постоянно, что он болен, что ему нужно вести себя по-особому, не как другим детям, он почувствует себя изгоем, ущербным, будет стесняться окружающих, замкнется в себе, дефицит контактов с другими детьми нарушит его нормальное развитие, приведет впоследствии к неумению общаться с окружающими, к конфликтным ситуациям.

Поэтому в обращении с ребенком необходимо найти «золотую середину». Нельзя полностью ограничивать его инициативу, укрощать его желания, подчеркивая, что это связано с болезнью. Постарайтесь найти для этих ограничений, если они действительно необходимы, другие разумные доводы. Убедите ребенка, что посещать врачей, сдавать анализы положено всем детям.

Постарайтесь при ребенке не обсуждать с врачом или знакомыми особенности его здоровья. Скройте от него свою тревогу, страхи, не выказывайте плохое настроение из-за его болезни, так как он остро чувствует ваше состояние и оно ему передается. Ребенок может вообразить, что он скоро умрет, может втайне переживать свое горе, чаще всего необоснованное и преувеличенное.

Зачем подвергать его этому испытанию?

Побольше терпения!

К сожалению, наша медицина еще несовершенна. Многие диагностические и лечебные процедуры и манипуляции неприятны и даже болезненны. Взрослый человек обладает необходимой волей, понимает, что главное – побороть страх, зато потом придут и радость, и удовлетворение: вы победили себя, и все неприятное позади. А как же ребенок? В классическом руководстве одного из известнейших врачей XIX в.

Теодора Бильрота «Домашний уход за больным» находим вот такие наблюдения и нестареющие рекомендации: «Двойная беспомощность больного ребенка – как ребенка и как больного – увеличивает ответственность и заботы для окружающих, и все-таки как доктора, так и сиделки, имевшие дело со многими пациентами, согласны с тем, что вообще за детьми приятнее ухаживать, чем за взрослыми.

Они обыкновенно менее требовательны и более терпеливы. Эту податливость часто совершенно упускают из виду и при необходимых, но неприятных лечебных мерах вместо увещеваний обращаются прямо к насилию. Это делается отчасти потому, что требуется очень небольшое усилие, чтобы открыть ребенку рот или держать его во время небольшой операции и т.д.

В таких случаях чаще всего было бы гораздо лучше предоставить свободу детям и возбудить их самолюбие, признавая за ними заслугу добровольного соглашения или еще показывая вид, что ход неприятной процедуры зависит отчасти от них самих. …Никогда не следует, уговаривая ребенка, обманывать его – ни относительно того, что его ожидает, ни относительно награды, которую он получит.

Обман в случае повторения той же необходимости окажется неудобным не только с педагогической, но и с чисто практической точки зрения. Конечно, бывают случаи, когда увещевания не помогают, как, например, у очень маленьких или у больших, но упрямых детей. В таких случаях следует руководствоваться следующим принципом: чем больше сил имеется в распоряжении, тем легче насилие в отношении ребенка.

Недостаточно примененной силой можно скорее причинить боль ребенку, чем достигнуть цели».

Добавим к этому, что, если ребенка заранее настроить, объяснить, в чем будет заключаться процедура, он будет меньше бояться.

Главное – он должен почувствовать вашу уверенность в том, что все будет хорошо, вашу гордость за него и доверие к нему. И он сделает все как надо.

А потом наградите его за терпение новой игрушкой или лакомством, посочувствуйте и похвалите, приласкайте, доставьте ему побольше положительных эмоций, чтобы они перевесили пережитые страх и боль.

Окончание следует

Источник: //zdd.1sept.ru/article.php?id=200201602

Общение с заболевшим ребёнком

Как вести себя с больным ребенком?

Редко кто из родителей задумывается о том, правильно ли он ведет себя, когда ребенок заболел (речь идет, прежде всего, об острых заболеваниях, типа ОРЗ). А ведь это очень важно в плане формирования характера ребенка! От поведения родителей зависит будущее отношение человека и к своему телу, и к собственному здоровью.

Наверняка Вы знаете людей, которые регулярно сваливаются с гриппом или подхватывают другую инфекцию как раз в самый ответственный момент — в период годового отчета, накануне экзамена, перед сложной командировкой.

Скорее всего, Вы также встречали индивидов, которые подозревают гангрену, если ранка на руке не заживает на второй день. Отодвинув все дела, они проходят полное обследование, а не найдя подтверждения страшному диагнозу, обвиняют врачей в халатности и некомпетентности.

Так вот, эти взрослые ипохондрики и истероиды (так называют людей, склонных в случае затруднений «уходить в болезнь») — это бывшие дети, чьи родители неправильно себя вели — чересчур тревожились или слишком баловали, – когда они болели.

Что делать, когда ребенок болеет?

Как же нужно себя вести? Это, прежде всего, зависит от возраста ребенка.

С младенцами все просто. Здесь главное — найти хорошего доктора. Все остальное кроха подскажет Вам сам. Просит взять на руки — возьмите, требует грудь — приложите.

Хочет полежать один — оставьте в покое. Дети до года абсолютно природные существа, у них не бывает «капризов», они в принципе не способны к манипуляциям.

Их невозможно «избаловать», чтобы не говорили Споко-ориентированные бабушки.

Когда болеют дети постарше, нужно следовать нескольким простым правилам. Во-первых, во время болезни нельзя резко менять жизненный уклад.

Можно лишь слегка раздвинуть рамки дозволенного — если Вы никогда не едите сладости после 6 вечера, позвольте это сделать, но только один разок.

Если в «здоровой» жизни Вы разрешаете смотреть 3 мультфильма в день, пусть смотрит 4, но не с утра до ночи! Болезнь не должна ассоциироваться с удовольствиями!

Во-вторых, не перегружайте малыша. Нервная система ребенка становится первой мишенью любой интоксикации. Избыток даже приятных впечатлений губительно сказывается на его состоянии. Поэтому не рекомендуется покупать новые игрушки – краткосрочная радость от них может вылиться в часовую истерику.

Мультфильмы лучше заменить аудио-сказками (навык слухового сосредоточения, кстати, очень пригодится в школе). Пока ребенок в постели можно занять малыша паззлами (желательно магнитными, чтобы не приходилось постоянно вставать и поднимать упавшие детали), раскрасками.

Когда станет чуть получше – играть с теплой водой: купать кукол, стирать их одежки, катать кораблики. Главное успеть переключить ребенка до того, как он устанет.

В-третьих, совладайте со своей тревогой по поводу болезни ребенка. Чрезмерная озабоченность физическим состоянием малыша формирует у него ощущение уязвимости, хрупкости, неуверенность в собственных силах.

Не стоит уподобляться Бабушке из «Похороните меня за плинтусом»! Воздержитесь от подробного обсуждения уровня лейкоцитов и СОЭ со всеми родственниками и друзьями. Не полезно каждые полчаса измерять температуру, прощупывать пульс или заглядывать в горло.

Достаточно четко выполнять указания доктора и отслеживать изменения в самочувствии ребенка по его поведению. Помните, что болеть для ребенка не только вредно, но и полезно! Иммунитет еще формируется, ему необходимо «упражняться».

Известно, что дети, не посещавшие детский сад и почти не болевшие до школы, попадая в коллектив, нередко болеют весь первый класс. И цена болезни здесь уже совсем другая!

Для детей старше 4 лет полезно придумывать какие-то «маячки», то, ради чего выздоравливать.

Купите билеты на интересный спектакль, на футбольный матч, пообещайте съездить в зоопарк или в магазин за желанной игрушкой, как только ребенок поправится или договорившись о сроке (например, когда пройдет 3 дня после температуры). Малышам помладше такой вариант, увы, не подходит — у них отсроченная мотивация еще не работает.

Ребенок часто болеет?

Если же Ваш ребенок болеет часто и подолгу, следует задуматься — не перегружаете ли Вы его? Есть ли какая-то ритмичность его недомоганий (возможно, он заболевает каждый вторник, как раз когда уроки физкультуры или когда работает нелюбимая воспитательница)? Не является ли болезнь единственным моментом, когда он заполучает Ваше время и внимание? А может быть его хвори способствуют объединению всей семьи в борьбе с внешним врагом — инфекцией?

Разобраться в причинах частых заболеваний, наряду с доктором, Вам поможет квалифицированный детский психолог.

Источник: //www.pre-ambula.ru/psiholog/rebenok-boleet

Как научиться жить счастливо с больным ребёнком?

Как вести себя с больным ребенком?

Как научиться жить счастливо с больным ребёнком?

Моей дочери уже 22 года, и теперь я могу об этом заговорить. Созрела.

Когда-то давно это был вопрос:

— За что мне это, Господи?

А теперь понимаю, не за что, а для чего!

Мы ждём от врачей чуда, но забываем, что они просто люди, не Боги! Если врачи ставят страшный диагноз, то это ещё не приговор.

Было ощущение, что попала в ад

22 года назад, когда родилась Дина, врачи пожали плечами, развели руками и сказали: «Такая твоя судьба». Ходить, говорить, общаться и учиться скорее всего ребенок не сможет. Было ощущение, что я попала в ад. В такие моменты понимаешь, что ровно минуту назад ты был абсолютно счастливым человеком, только не осознавал этого.

Самым тяжелым был первый год. Я не знала, что делать. Врачи к нам не приходили, поэтому я начала «колдовать» над Диной сама. Как правильно назвать то, что я делала, не знаю, но массаж в сочетании с мощной материнской верой и желанием помочь, начал действовать.

Мой первый муж тем временем пил запоем. Когда Дине исполнилось полтора года, я решилась и ушла. Не испугалась остаться одна с ребенком-инвалидом. Спасибо моей маме за поддержку и любовь.

Стоит только сделать смелый шаг

Стоит только перестать гундеть и сделать смелый шаг, и сама Вселенная начинает тебе помогать!

Потом был путь длиною в 20 лет. Было много событий и переживаний. Бесполезные терзания себя за то, что судьба распорядилась именно так. Две операции дочери в нейрохирургии. Полное непринятие её окружающими. Родители во дворе запрещали своим детям с ней гулять:

— Не играй с ней, она же ненормальная!

Встреча с ее новым отцом, с которым у нас родилось еще трое сыновей. И битва за место в специальной школе.

Битва за место под солнцем

Ну, не хотели её брать в коррекционную школу. Мы каждый год, в течение четырех лет проходили комиссию в детском психологическом центре, чтобы получить разрешение обучаться в школе. Дина отвечала на все вопросы, раскладывала верно все картинки, но ей все равно отказывали. Говорили: «Приходите через год», находя всевозможные причины.

Конечно, я сопротивлялась, но приходилось соглашаться, они же специалисты, им виднее. Может быть ее так никогда и не взяли бы, если бы не вмешался мой супруг, который присутствовал на последней комиссии и нашел правильные слова для убеждения. Наша взяла! Мы получили направление на экспериментальное обучение Дины сроком на шесть месяцев.

Дине в школе очень нравилось — ведь там у нее, наконец, появилось общение. Но обучение математике давалось тяжело. Когда закончился экспериментальный срок, встал вопрос об исключении. Завуч вручила мне документы и посоветовала перевести Дину на домашнее обучение.

Я мучительно подбирала слова, искала новые аргументы, и вдруг мой взгляд наткнулся на большой транспарант с выведенной на нем миссией школы: «Главное — не оценки, а социальная адаптация!» Я поняла — вот он, мой козырь! Я вцепилась в завуча бульдожьей хваткой.

И она уступила.

Потом Дину исключали еще несколько раз, но «миссия школы» нас спасала снова и снова. Дина проучилась 10 лет, закончила школу, получила аттестат. На выпускном многие учителя говорили, что мы сделали невозможное.

Как я нашла свой путь

Когда Дина была маленькой, а я еще очень молоденькой мамой, я стыдилась, что мой ребенок не такой, как все. Каждое посещение поликлиники, магазина, просто выход в людное место было пыткой.

Мамы, которые испытывали такие чувства, меня поймут. Это очень больно. Осознать свои чувства непросто, управлять ими еще сложнее.

Когда наши дети здоровы, мы даже не задумываемся, что такое может быть.

Нас никто не учил работать со своими эмоциями. Нам говорили только, что злиться — это плохо. Особенно женщинам. Я старалась быть хорошей матерью, я не разрешала себе злиться на свою дочь. Я подавляла в себе любое раздражение и была уверена, что поступаю правильно. А когда терпение все-таки «лопалось», я чувствовала себя бесконечно виноватой.

Я так сильно захотела это изменить, что это определило всю мою жизнь.

Теперь я понимаю: тяжелые жизненные ситуации даются нам для того, чтобы мы нашли себя. Я понимаю, почему выбрала профессию коуча-психолога-тренера. Для чего я столько училась и почему теперь являюсь экспертом в области развития эмоционального интеллекта, а не чего-то другого.

И именно она, моя Дина, подвигла меня на этот путь.

Моя путеводная звезда

Я очень благодарна ей за это. Она моя путеводная звезда.

Смотрю сегодня на нее и вижу, что, несмотря на свой диагноз, она принимает все, что происходит в жизни, без оценок — плохо это или хорошо. Она проявляет большую настойчивость. Она не отступает от своих желаний, когда хочет чему-то научиться.

Коньки, лыжи, велосипеды, скейты — она освоила все. Она регулярно водит меня в театр. Она видит вокруг одни возможности и не упускает удобного случая, чтобы сделать свою жизнь интереснее. Все эти годы она учила меня доверять и любить этот мир.

И сегодня тоже, на фоне всеобщего нытья, она замечает яркое солнце, небо, любовь, счастье.

Сегодня у меня четверо детей, но именно Дина раньше и чаще остальных интересуется, как прошёл мой день.

Я порой задумываюсь, а нормальный человек — он какой? И кто сказал, что именно он — нормальный?

Неужели нам всем надо иметь диагноз, чтобы перестать гундеть и начать жить счастливо?

Верить и не сдаваться!

Никто не знает, что нас ждёт впереди, поэтому главное — верить и не сдаваться! Помните притчу о глухой лягушке? Ей говорили, что у нее не получится, а она продолжала свой путь, потому что не слышала, что нельзя. Я такая же «глухая лягушка». Мне говорили — «это бесполезно!», а я шла и делала.

Дорогие родители, может у кого-нибудь сейчас именно такая ситуация, поэтому я обращаюсь к вам:

1. Не верьте никому, кроме себя!

2. Если говорят, что ваш ребенок необучаем, обучайте! Водите к специалистам. Приглашайте на дом. Пусть учится как может. Это обязательно принесет результат.

3. Если перед вашим носом закрывают двери, лезьте в окна!

4. Если врачи говорят «нельзя» или «не сможет», пробуйте, экспериментируйте, ищите. Врачи тоже люди, они могут ошибаться.

5. Если вы смущаетесь, когда вас с ребенком, разглядывают, как музейные экспонаты, потому что ваш ребенок не такой как все, посмотрите на них, состройте гримасу и улыбнитесь.

Люди не желают вам зла, просто они не знают, как себя вести в таких ситуациях.

Главный секрет — отпустить страх, но как?

И самый главный секрет — это техника работы со страхом, которую я изобрела тогда для себя.

Если вы чего-то очень боитесь, представьте, что это уже случилось. Прямо ощутите это своим телом и сознанием.

Теперь ответьте на вопрос: если это случится, что я буду делать дальше?

Самый страшный страх — страх неизвестности — отступает. Когда ты это представляешь, ты начинаешь принимать и допускать, что такое может быть, и неизвестность перестает сжимать вам горло, не давая дышать.

И еще один немаловажный момент: вероятность, что это не случится,— 99%. А знаете, почему? Потому что вы отпускаете страх из своего сердца, и он больше с вами не живет!

Вы спросите, что я ответила на свой вопрос:

— Если это случится, что я буду делать дальше?

Я ответила:

— Я буду Жить, и я буду счастливой, потому что только у счастливой мамы могут быть счастливые дети.

Ольга Варданян

источник: interesno.co

Источник: //lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/3171-kak-nauchitsya-zhit-schastlivo-s-bolnym-rebyonkom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.