Какая детская литература нам нужна?

Содержание

Зачем детям нужно читать книги: 10 причин и личный опыт

Какая детская литература нам нужна?

Популярная мама-блогер Эми делится десятью причинами, почему она читает своим маленьким детям. А в конце статьи подарок от редакции — список зимних книг для разных возрастов.

Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык.

С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?».

Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах.

С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом.

Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.
Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать.

Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день.

Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу. И наблюдайте, как начинается волшебство.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Источник: wildflowerramblings.comПеревела Ирина Зеленецкая

Иллюстрации из книг серии «Я читаю сам!», верхняя: stockphoto.com

Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/10-prichin-chitat-detyam-knigi/

Заменит ли гаджет книгу? Какая литература нужна современным детям

Какая детская литература нам нужна?

Чтение книг очень важно, потому что это самый простой способ обеспечить умственное развитие ребенка. Вы можете просто читать ему книги и быть уверенными в том, что он вырастет умным.

Чтобы попытаться разобраться в том, какие современным детям нужны книги, как приобщить их к чтению, может ли печатное издание конкурировать с мобильными приложениями, а также узнать, что предлагают современные издатели для поколения next, в пресс-центре «АиФ» в преддверии 26-й Минской международной выставки-ярмарки для обмена мнениями собрались эксперты. Модерировала проведение круглого стола Мария Столярова (творческая площадка abajour.by).

Руководитель проекта «Сундучок детских книг», автор литературно-культурных проектов для детей, подростков и родителей «MainBooks» Татьяна СЛАВИНСКАЯ-ПУЗЫРЕВИЧ обратила внимание, что за последние 6 лет несложно отследить динамику, как менялись подходы к детской литературе:

– Если говорить о подростковой литературе, то лет 6 назад темы выбирались очень осторожно. О книгах, где было написано про развод родителей или смерть дедушки, говорили: «Какой ужас! Как можно такое давать читать детям!» А сейчас это уже классика. Допустим, книгу «Вафельное сердце» норвежской писательницы Марии Парр должны знать все дети шести лет.

Главное, что за эти годы выросло (в смысле понимания литературы) поколение родителей, которых не пугают сложные темы в детской литературе. Уже появились книги, главные герои которых неизлечимо больны, и на протяжении повествования они медленно умирают. Но это уже не вводит в ступор.

С другой стороны, появляется все больше книг, где авторами поднимаются много разных проблем: смерть родных, вероятность попасть в детский приют и т.д. Мне кажется, если говорить о перспективах подростковой литературы, то это усложнение, отсутствие страха в разговоре на очень непростые и неоднозначные темы и, как следствие, разговор на эти темы в легкой форме.

Как в книге «Когда мы встретимся» Ребекки Стед, где тема развода представляется так, что жизнь после него отнюдь не заканчивается, а начинается в новом ракурсе.

Эксперт уверена, что сложную литературу проще читать на бумажном носителе чисто физиологически:

– Есть нейрофизиологическое обоснование, почему чтение бумажной книги эффективнее чтения электронной: можно, например, вспомнить визуально, где находился тот или иной кусок текста. С другой стороны, если родители стоят перед фактом, что их ребенок читает только гаджеты, то пусть читает хотя бы так.

АиФ/ Владимир Шарпило

Формирование потребности

Многие родители сталкиваются с проблемой, что ребенка сложно «оторвать» от гаджетов. Это может быть сопряжено со скандалами, истериками.

Детский психолог, руководитель «Городского центра психолого-педагогической помощи» Минского государственного дворца детей и молодежи Наталья МАСЮКЕВИЧ поделилась наблюдениями:

– Когда ко мне приходят родители и говорят, что хотят забрать у ребенка планшет, возникает вопрос: а что дадут ему взамен? Подростку, у которого не были сформированы потребность читать, умение обращаться со смыслами? Нет такой волшебной палочки, которая заставит ребенка, у которого забрали планшет, сразу полюбить читать книги. Формированием потребности к чтению нужно долго и кропотливо заниматься.

Могу поделиться лайфхаком, как научить детей читать. На первом этапе, чтобы ребенка чему-то научить, действие надо делать вместо него: я читала своей дочке книги. На втором этапе мы читали вместе. На третьем – ребенок читал, а я контролировала процесс и результат.

На четвертом – просто давала ей книгу и занималась своими делами, а потом интересовалась, о чем она читала. На пятом – уже не контролировала ни процесс, ни результат. Дочка сама находила книги и просила их купить. Сегодня ей 9 лет – она любит читать хорошую литературу.

Татьяна Славинская-Пузыревич дополнила:

– Работать надо с родителями, потому что любовь к чтению ребенку могут привить, прежде всего, они. Взрослые должны прилагать к этому усилия, например, самый простой вариант: не уходить с тех мероприятий, где читают книги. Не говорить ребенку в магазине, если он заинтересовался книгой: «Положи на место, у тебя уже есть».

И ни в коем случае родители не должны противопоставлять бумажные и электронные книжные носители. Наши дети не смогут без электронных носителей информации.

Задача родителей состоит в том, чтобы научить их искать актуальную информацию и находить ответы в достоверных источниках; правильно вести себя в соцсетях; знать потенциально опасные ситуации, как в них не попасть.

Эксперт посоветовала читать книги детям, как только они родились. Любую литературу, которая волнует вас в данный момент. Ребенок реагирует на голос, и благодаря этому устанавливается сильный эмоциональный контакт с родителями.

Серьезная работа

Действительно, без желания самих родителей, чтобы их дети любили читать книги, привить эти навыки подрастающему поколению сложно. Но, если не получается справиться самостоятельно, есть специалисты, которые помогут.

Детский литературный критик Наталья МЕДВЕДЬ в свое время вела литературные занятия для детей:

– Было интересно наблюдать, как к пятому занятию годовалые малыши приходили, сами раздевались, садились и ждали, когда им начнут читать.

Я даже писала инструкцию для родителей, которые приводят детей на литературные занятия.

Объясняла, какую колоссальную эмоциональную, психическую и интеллектуальную нагрузку испытывает их малыш, который попадает в незнакомое место и не понимает, что происходит, почему он должен кого-то слушать.

Но чтение книг очень важно, потому что это самый простой способ обеспечить умственное развитие ребенка. Вы можете просто читать ему книги и быть уверенными в том, что он вырастет умным.

Нейрофизиологи подтверждают: процесс чтения меняет структуру головного мозга – не только зоны, отвечающие непосредственно за процесс чтения, но и зоны, которые отвечают за приобретение жизненного опыта.

Мозг воспринимает текст, который мы читаем, как приобретаемый опыт в качестве свидетеля или непосредственного участника.

Родители к этому готовы?

– Мы заинтересовывали родителей. Был отсев: после первого занятия обычно уходили люди, ожидавшие, что это очередные развивающие занятия. А у нас работа с текстом, пониманием нарратива даже в самых простых картинках.

Родители, которые были открыты к такому эксперименту, не были разочарованы.

Единственное, мы потом увеличили возрастную планку, начали работать с детьми от 3 лет – к этому возрасту книжная культура в семье уже может быть завершена, у ребенка может быть собственная библиотека, он знает, где его книги и как с ними обращаться.

В чем секрет?

Какие сегодня выпускают удивительные книги для детей, показал владелец книжных магазинов «Буквариум» Антон ДЕМЧЕНКО, продемонстрировав красочные экземпляры. Многие издания сегодня – не просто источник информации, а интерактивные игры или даже квесты, в которые с удовольствием готовы играть не то что дети, даже родители!

– Все книги можно трогать, изучать, дергать за всякие ниточки, – говорит Антон Демченко. – Интересно наблюдать, как дети заходят в магазин и сами выбирают что им нравится: многие родители уже дают возможность своим детям выбрать то, что они хотят. Раньше это было очень редко.

Ну и, конечно, важную роль в книгах для детей играют иллюстрации. Одной из участниц круглого стола была художник-иллюстратор, писатель Надя БУКА, чьи работы находятся в тренде топовых направлений книжных иллюстраций.

Как заметила Татьяна Славинская-Пузыревич, Надя Бука создает оригинальные фантазийные иллюстрации и картинки, которые не дублируют то, что говорится в тексте. Для примера можно привести иллюстрации к популярной книге «Девочка и крокодил»: художница ввела третьего персонажа, о котором в тексте не ведется речь, – хомячка.

Многие маленькие читатели после этого стали присылать письма автору книги с вопросами, не напишет ли он рассказ про хомячка.  

Сама художница призналась, что иллюстратором сегодня работать намного выгоднее, чем писателем: гонорар отличается в 3-4 раза.

КСТАТИ

Конференция «АиФ» «Современные технологии и книга» пройдет в рамках 26-й Минской международной книжной выставки-ярмарки 7-9 февраля.

Организатор еженедельник «Аргументы и Факты» в Беларуси. Партнер: abajour.by – творческая площадка Марии Столяровой. Технический партнер – Xiaomi.

Конференция «АиФ» «Современные технологии и книга» – это три дня воркшопов на темы:

  • new book — что такое современная книга;
  • техники и методики чтения с детьми;
  • эмоциональная составляющая текста;
  • создание и восприятие новых форматов книг, в том числе книг с дополненной реальностью;
  • взаимосвязь нейрофизиологии и чтения: как формируется мозг ребенка в зависимости от того, что и как он читает;
  • язык и настроение современной иллюстрации.

Спикеры конференции — это специалисты в области издания книг, психологии, нейропсихологии, продвижения, дизайна. Минская книжная выставка-ярмарка пройдет с 6 по 10 февраля

ПРОГРАММА: 

7 февраля с 16:00 до 17.15 – «Нейронные связи и чтение: как процесс чтения влияет на развитие мозга у детей». Спикер: Татьяна Славинская-Пузыревич – автор книжных проектов для детей, подростков и их родителей «Сундучок Детских Книг» и «Mainbooks», более 15 лет занимается процессами познания.

7 февраля с 17:15 до 18:30 – «Эмоциональная составляющая текста. Как работать с книгами на сложные темы (горе, голод, любовь, смерть, болезнь): на что обратить внимание родителям при выборе литературы для детей». Спикер: Наталья Масюкевич, эксперт по вопросам психологии детей, опыт работы с детьми и подростками более 17 лет. 

8 февраля с 15:00 до 16.15 – «Новая классика детской литературы» с издательским домом «Самокат» (Москва). Дискуссия с демонстрацией. Спикер: Наталья Куприянова, руководитель спецпроектов издательства «Самокат», детский психолог, нейропсихолог.

8 февраля с 16:30 до 17:30 – «Язык и настроение современной иллюстрации: мастер-класс с художником-иллюстратором по созданию своего литературного героя». Проводит: художник, писатель Надя Бука, автор книги «Бася и Пиглас».

9 февраля с 16:00 до 17:30 – «New Books»: Книги с дополненной реальностью – временное увлечение или реальное будущее?» Дискуссия с демонстрацией. Издательство «Интеджер» (Минск).

Все воркшопы пройдут в административном комплексе по проспекту Победителей, 14, Минск. Вход свободный.

ВАЖНО:

Зарегистрируйтесь на конференцию «АиФ», кликнув по баннеру и нажав «Пойду» на странице мероприятия в :

Источник: http://www.AiF.by/timefree/culture-news/zamenit_li_gadzhet_knigu_kakaya_literatura_nuzhna_sovremennym_detyam

Литература для детей — как выбрать лучшие детские книги?

Какая детская литература нам нужна?

Любовь к чтению – это удивительно полезное человеческое качество. Книги крайне положительно влияют на личностное развитие, позволяют уйти от проблем, лучше узнать себя, избавиться от депрессии. Читательский вкус начинает формироваться с раннего детства. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы их детки развивались в правильном направлении.

История детской литературы берет свое начало в 17 веке. На то время ребятам рассказывали легенды и сказки о великих рыцарях, которые мужественно сражались за родину и честь семьи.

Тематика сказок несколько поменялась в начале 18 века, когда на смену героическим повествованиям пришла религиозная литература.

И лишь через несколько десятков лет книги для детей стали носить образовательный и воспитательный характер.

Какая бывает детская литература?

Детская литература впечатляет своей разнообразностью. На сегодняшний день любой книжный магазин готов предложить покупателю детские книги на любой вкус.

Чтобы не запутаться в этом сказочном изобилии, важно запомнить основные жанры детской литературы:

Сказка

Наверное, не существует человека, который бы не любил сказки. Удивительные перипетии, конфликтные моменты, разные герои и, конечно же, счастливый конец у всех вызывают восторг и ностальгию.

Но особенно сказки нравятся самым маленьким читателям. Дети искренне сопереживают героям, попавшим в беду, и верят, что справедливость восторжествует. Детские сказки делятся на две больших группы: литературные и фольклорные.

Если фольклорные сказки сложил народ, то литературные имеют авторство.

Стихотворение

Если основное предназначение прозы – способствовать интеллектуальному развитию ребенка, то задача поэтических строк – научить ребенка чувствовать окружающий мир, сопереживать и внутренне обогащаться. Будучи очень простыми для запоминания, детские стишки прокладывают ребенку тропу в удивительный и чувственный мир поэзии.

Повесть

Повести издавна называли «маленькими романами». В их основе лежит какая-либо захватывающая история об одном происшествии. Короткие повести очень нравятся детям, ведь они не требуют длительной концентрации внимания, на которую не способен маленький ребенок, учат аналитическому мышлению, прививают любовь к родине.

Поэма

Этот жанр детской литературы придется по душе детям среднего и старшего школьного возраста. Удивительные события, разворачивающиеся вокруг храброго «Витязя в тигровой шкуре», или героическое путешествие Одиссея вряд ли будут понятными маленьким деткам, которые напрягают память, чтобы запомнить четверостишье.

Рассказ

Жанр рассказа одинаково подходит для восприятия и маленьким и взрослым детям. Рассказы отличаются небольшим объемом, единственной сюжетной линией и ограниченным количеством персонажей.

Роман

Так как роман относиться к большим эпичным жанрам, его смогут «одолеть» только старшие школьники, у которых хорошо развита долгосрочная память.

В отличие от рассказов, детские романы имеют несколько сюжетных линий, множество персонажей и более двух конфликтов.

Чтобы правильно интерпретировать события, описанные в романе, ребенку стоит попросить о помощи родителей или учителей, ведь множество перипетий могут запутать юного читателя.

Фэнтези

Этот жанр детской литературы является самым модным на сегодняшний день. Полеты на драконах, мистика, необычные герои – все это по-настоящему завораживает детей. Удивительные истории могут заменить ребятам компьютерные игры, которыми сегодня «болеют» дети.

Как выбрать книгу для ребенка?

Многие родители допускают ошибку, думая, что детей необходимо заставлять читать. Такой подход не является действенным, ведь насилие всегда порождает отторжение.

Если заботливые мамы и папы желают видеть своих детей начитанными и умными, им следует обратить внимание на книги, которыми они окружают ребят. Итак, прежде чем отправиться в книжный магазин, родителям необходимо обдумать свою будущую покупку. Чтобы не разочароваться в выборе детской книги, мама и папа должны обратить внимание на:

  • переплет. Так как на долю книги может выпасть немало испытаний, организованных юным читателем, ее переплет должен быть крепким и «устойчивым». Лучше всего остановить выбор на толстой картоновой обложке, плотном переплете с прошитыми страницами и верить, что такая книга выдержит всплески эмоций темпераментных читателей.
  • формат. Для малышей стоит покупать книги большого формата. Оптимальным вариантом будут страницы формата А4. Важно отметить, что некоторые родители, попавшись на рекламные уловки, покупают детям огромные книги, размером с самого ребенка. Такие «гиганты» только выглядят эффектно, являясь очень непрактичными: ребенок просто не сможет удержать тяжелую книгу в ручках, а огромный формат страниц не позволит ему охватить зрением весь текст.
  • бумага. Многие издательства тратят большие деньги на яркую, привлекающую внимание обложку, экономя при этом на качестве бумаги. Покупать детские книги со страницами серого цвета – опасно для здоровья, а вот белая бумага не только сохранит ребенку зрение, но и значительно облегчит процесс восприятия текста.
  • шрифт. Обращая внимание на шрифт книги, не стоит забывать, что он должен быть не только крупным, но и четким. Ведь если размер букв может меняться в зависимости от возраста ребенка, то четкость шрифта является очень важным требованием к оформлению детской литературы.
  • картинки. Все маленькие читатели любят рассматривать картинки. Визуализация текста помогает им познавать окружающий мир, развивать фантазию и образное мышление. Если читатели постарше могут обойтись несколькими иллюстрациями, то малышам необходимо видеть все, о чем написано на страницах книги.

Оформление – это, безусловно, важный момент, на который обязаны обращать внимание родители. Однако главным остается содержание книги. Так как детки активно познают мир, «впитывая» в себя все новую и новую информацию, важно позаботиться, чтоб эта информация была нужной и полезной.

Какие текстовые элементы являются недопустимыми в детской литературе, а какие, наоборот, положительным образом влияют на развитие ребенка?

  • Сленг. Большинство родителей утверждает, что, как не оберегай чадо, социум научит его жаргону и сленгу. Возможно, негативное влияние социальных групп, в которые попадет ребенок, будет неизбежным, но задание родителей – не идти у него на поводу. Детская литература должна быть чистой от сленговых словечек. Ребенок с детства обязан уважать книгу, а жаргон воспринимать как недопустимое явление.
  • Сложность текста. Выбирая книгу для ребенка, родителям не стоит всецело доверять мнению продавца. К сожалению, в наше время на обложке приключенческого романа может быть написано: «для детей от 3 лет». Большой глупостью будет верить, что малыш сможет понять сложный текст. В смешной ситуации можно оказаться и купив ребенку 13 лет сказку о колобке. Каждый возраст имеет свои предпочтения. Так, самым маленьким деткам придутся по душе сказки о животных и легкие короткие стишки, а вот для более опытных читателей лучше купить рассказ или фантастический роман.
  • «Недетское» содержание. Прежде чем преподнести книгу ребенку, заботливые родители должны прочитать ее сами. В современном «продвинутом» обществе часто встречаются детские книги с «недетским» содержанием. В их текстах встречаются интимные моменты и нецензурная лексика. Чтобы оградить свое чадо от подобных вещей, мама и папа просто обязаны устроить «предпрочтение» книги.
  • Доступность текста. Безусловно, все родители мечтают видеть своих детей умными и коммуникабельными. Однако слишком заумные тексты книг не только не помогут личностному развитию ребенка, но и, наоборот, своей непонятностью будут замедлять этот процесс. Книга должна быть интересной, познавательной, увлекательной и понятной.
  • Ориентация на классику. Несмотря на то, что общество стремительно развивается, забывать старое не всегда умно, особенно, если это касается книг. Произведения классиков многому научат ребенка, позитивным образом повлияют на его отношение к миру и к себе. Читая классические детские произведения, ребенок научиться лучше понимать своих родителей и станет им настоящим другом.

Лучшие детские книги

Пересчитать все детские книги невозможно. Трудно и выделить среди этого длинного списка лучшие и худшие. Однако за долгие годы критики, литераторы и психологи все же сумели составить список детских книг «всех времен и народов».

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. Волшебная история бедной царицы, терпеливо ожидавшей счастья, ее сына, встретившего свою любовь, и обманутого царя, долгие годы тоскующего по семье, не оставит равнодушными детские сердца.

«Винни-Пух» Алана Милна – книга, в которой автор познакомит юных читателей с простым, веселым медвежонком, обожающим подкрепиться, и его друзьями.

«Золотой ключик» Алексея Толстого. Книга расскажет детям, к чему приводит непослушание и любопытство, а также откроет им тайну двери в коморке папы Карло.

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Эта философская история об удивительно мудром мальчике понравиться не только деткам, но и родителям, ведь в ней хранятся ответы на многие жизненные вопросы.

«Книга Джунглей» Редьярда Киплинга. Рассказ о мальчике Маугли, воспитанного изворотливой Багирой, мудрым Каа, смелым Аккелой и сильным Балу придется по душе даже самым привередливым читателям.

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Юные читатели с первых страниц влюбятся в бесшабашного Гека Фина и доверчивого Тома Сойера, которых объединяет множество интересных историй.

«Три мушкетера» Александра Дюма. Честь, сила и отвага мушкетеров короля пленяет сердца читателей не одно десятилетие. Один за всех – станет любимым девизом ребенка, прочитавшего это увлекательное произведение.

«Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Необыкновенная история обыкновенной, на первый взгляд, девочки особенно понравиться маленьким принцессам.

«Робинзон Крузо» Даниэля Дэфо. Как выжить на необитаемом острове? Ответ на этот мало практичный вопрос ребята найдут на страницах этого вечно популярного романа.

«Сказки» Г. К. Андерсена. Несмотря на огромное количество сказок, сочиненных разными талантливыми авторами, сказки Андерсена отличаются своей красотой, увлекательностью и тонкостью речи.

Источник: http://bookdigest.com.ua/polezno/dlya-detei/

Дмитрий Емец: Вы покупаете детям книги, которые читали сами? Как это мешает и ребенку, и детской литературе

Какая детская литература нам нужна?

Еще недавно мы думали, что время «с книжкой в руках» закончилось, а электронные читалки окончательно победили.

Писатель Дмитрий Емец уверен, что это не так – разнообразие бумажных книг в последние годы растет, дети участвуют в книжных фестивалях, любят рассказы писателей XX века и хотят читать новое и актуальное.

Однако в школе им по-прежнему предлагают пройти «Краденое солнце», родители покупают лишь то, что когда-то давно читали сами, а смартфоны просто отнимают время и внимание.

– Кажется, еще лет пятнадцать назад было модно говорить, что все, пришел конец бумажной книге, теперь все будет только в электронном виде. Но вот, оказалось, что не конец. Почему?

– Да, действительно, было время, когда тиражи начали стремительно падать и казалось, что вот-вот привычные книги исчезнут, все займет электронная литература, причем не очень понятно, в каком формате. 

Почему этого не случилось, не знаю, произошло маленькое чудо. В последние годы тиражи выросли, издатели стали маневреннее, появилось книжное многообразие, и это при том, что электронная литература тоже развивается. Люди стали активно скачивать в платном сегменте и меньше пиратить.

Если говорить о детской литературе, то она, с одной стороны, стремительно меняется, а с другой – не меняется вообще. Существует старая, классическая детская литература – Носов, Чуковский, Барто, Маршак.

Это объяснимо. Родители предпочитают покупать детям те книги, которые когда-то читали сами, чтобы давать то, что им кажется проверенным и надежным. Консервативность – это здоровое качество детской литературы.

Но консервативность не всегда хороша. Современные книги не всегда доходят до читателя. Предположим, сейчас какой-то ребенок полюбит мои книги.

Пройдет сорок лет, и этот ребенок станет министром образования.

А почему нет? Благодаря этому любящему меня министру я попаду в школьную программу, но к тому времени возникнут писатели интереснее меня, но их не пущу уже я, и вновь появится отставание на сорок лет.

– Какие жанры сегодня наиболее востребованы?

– Разные. И фантастика, и книги о животных, и детские детективы, и книги в сегменте от 5 до 9. Они в основном для девочек, потому что девочки начинают читать раньше и читают больше. Примерно три к одному. На три читающих девочки один читающий мальчик.

Во взрослой литературе новое рождение переживает жанр нон-фикшн – непридуманные книги, которые учат чему-то реальному – карьерный рост, кулинария, спорт. 

Недавно я был в Артеке на фестивале «Живая классика». На начальном этапе у него около 2 млн участников – все школы, по сути. А в Артеке уже победители. Участники фестиваля читали произведения современных и не очень современных писателей.

В основном выбирали рассказы, и я вдруг понял, что ниша именно рассказа сейчас пустует, при том, что другие жанры активно развиваются. Как если бы ехал длинный поезд, все вагоны были бы забиты людьми под завязку, а один совсем пустой.

По сути дела, последний писатель, результативно и много писавший рассказы, которые потом войдут в историю литературы – это Шукшин. Поэтому его, кстати, много читали и на фестивале.

И много читали Тэффи, Аверченко, Астафьева, Быкова… Для меня это стало признаком того, что блок классиков двадцатого века окончательно оформился.

Если сейчас появится новый Чехов – человек, который начнет писать искренние реалистические рассказы, то он может очень хорошо стартовать и быть востребованным. Но пробиться ему будет непросто. В рассказы сейчас мало кто из издателей верит. Но, может, через электронные книги и журналы что-то запустится.

Новое рождение сейчас переживает жанр семейной книги – то есть такой, которая объединяет все читающие поколения одной семьи. Сейчас все книги дифференцированы – нон-фикшн для папы, офисная проза для мамы, сад и огород для бабушки, детектив для дедушки и так далее. А семейная книга – эта книга для всех сразу.

Ни для кого не секрет, что когда родители читают вслух, то хотят и сами получать удовольствие от книги, а не только работать магнитофоном, отбывающим родительскую повинность. И семейная книга как раз для таких случаев.

Примеры семейных книг, например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик», рассказы Драгунского и т.д.

Я последние годы активно работаю как раз в нише семейной книги. «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «Золото скифов», «Похищение Пуха», «День карапузов» – семейные книги. 

– Что происходит с книжной иллюстрацией?

– С одной стороны, книжная иллюстрация совершенствуется. Много иностранных художников, много мультпроектов, которые идут в одном блоке с книгами, проектов по фильмам и т.д. Фотошоп и графические планшеты первые годы сильно убивали иллюстрации, но сейчас художники уже хорошо ими пользуются и отказ от них, наверное, стал невозможным.

Порой я ловлю себя на мысли, особенно когда смотрю книги, изданные в XIX веке, что книжная иллюстрация была тогда главным средством познания мира. То есть человек с широко распахнутыми глазами смотрел на нарисованного слона, жирафа, попугая, тропическую растительность – и видел это ВПЕРВЫЕ. Где он еще мог увидеть крокодила, как не в книге, если жил, допустим, в селе под Вологдой?

Сейчас иная ситуация. У всех детей перегружен визуальный канал получения информации: люди смотрят множество фильмов и мультфильмов на большом экране, на компьютерах, телевизор, листают комиксы, куча картинок в соцсетях.

Люди утрачивают долговременность внимания – а это очень важная вещь. И часто не получается концентрироваться на иллюстрациях. Раньше на иллюстрацию смотрели жадными глазами и, допустим, десять минут на одну.

А сейчас смотрят пять секунд, что грустно.

Книги сейчас по-прежнему хорошо иллюстрируются. Например, мои детские повести-сказки – «Дракончик Пыхалка», «Приключения домовят», «Властелин пыли», «Кусалки» – иллюстрирует Виктория Тимофеева. Новые обложки на «Таню Гроттер», «Мефодия Буслаева» рисует Ева Елфимова, очень хорошая современная художница из Петербурга.

Еще я очень люблю иллюстрации Игоря Олейникова. Его секрет состоит в том, что он открывает в книгах дополнительные смыслы, которые преображают текст. И текст становится богаче. Например, в книге написано: “Разбойник подошел к мужику и отобрал у него кошелек”.

И этого разбойника читатель традиционно представляет себе громадным, вооруженным, мрачным, а мужика маленьким и хилым старичком.

А Игорь Олейников, если бы рисовал такую иллюстрацию, скорее всего изобразил бы громадного мужика размером с Илью Муромца и какого-нибудь маленького, не выше колена, разбойничка, которому мужик, невесть чего испугавшись, покорно отдает кошелек.

Но у него нет такой иллюстрации… А есть, например, замечательный Робин Гуд, который совсем не благородный разбойник, а какой-то жулик. И это интересно… Как бы тебе рассказывают одну историю, а художник на ухо втайне от автора шепчет другую. И вторая история тебе интереснее.

saratov24.tv

Важно, чтобы у ребенка была возможность выбора

– Какие проблемы и герои интереснее современным детям?

– Я не люблю термина “современный ребенок”, потому что на самом деле люди не так уж сильно меняются, и есть вечные вопросы, которые волновали и волнуют людей во все времена. Так что современный читатель и Наташа Ростова, например, психологически не так уж сильно отличаются. 

Если писатель пытается гнаться за совсем уж современной современностью, то у него выходит пошлая однодневная книжка. 

Поэтому в книге нужно отражать что-то важное, душевно-глубинное, волнующее людей, объединяющее их, а не пытаться, опираясь на постоянно меняющийся сленг, создавать очередную однодневку.

Книгу нужно писать для себя, для своего внутреннего читателя. Только в те моменты, когда ты испытываешь внутреннее опьянение от того, что ты делаешь, удовольствие, растворение в тексте, – только тогда получаются тексты или чаще отрывки, блоки, абзацы, которые могут выдержать давление времени.

Если же ты адресуешь свою книгу некоему абстрактному читателю, допустим, условной девочке двенадцати лет или ее брату четырнадцати, даже с самыми лучшими побуждениями, то между тобой и читателем все равно будет какой-то зазор недоверия и он не пустит вас друг к другу – тебя к читателю, а читателя к тебе.

– Есть проблема, что дети мало читают?

– Одни говорят, что это связано с гаджетами. Другие – что со школьной программой. Тут важен сам подход к обучению чтению в школе.

Как это происходит сейчас? Во всех школах проходят, например, «Краденое солнце». Толпы детей бросаются в библиотеки и читают это «Солнце».

Или забивают в поиске интернета: «Краденое солнце», краткий пересказ. И запуска чтения – жадного, запойного чтения – не происходит.

Я верю в другую систему – это когда каждую четверть или каждое полугодие ребенок должен сдать учительнице, например, 15 или 20 прочитанных книг.

Это могут быть любые книги, которые он захочет: о роботах, динозаврах, развлекательные, научно-познавательные, классика – какие он сам захочет. Главное – заинтересовать, запустить чтение.

Учительница проверяет, прочитали ли дети названные книги, а также поощряет, чтобы дети обменивались в классе своими любимыми книгами. 

Я помню, как мы с одноклассницей Машей менялись. Я ей Дюма – она мне Стругацкого, я ей «Черную стрелу» – она мне Булычева.

Как это запускало чтение! Мы не только сами запустились, но и еще человек пять сделали запойными читателями. Друг другу дети доверяют больше, чем библиотекарю или учительнице.

Когда ты видишь, как твой ровесник чему-то радуется, смеется над чем-то, тебе тоже хочется испытать такие же чувства.

Важно, чтобы у ребенка была возможность выбора книг, брать ту, что ему показалась интересней, потом другую, чередовать, самостоятельно управлять своим чтением.

Фантастика, книги о животных, жизнь ровесников – нужно понять предпочтения каждого маленького читателя. Обычно это хорошо понимают библиотекари, поэтому хорошо бы записать ребенка в районную или детскую библиотеку и познакомиться с библиотекарем.

Обычно это люди очень увлеченные и могут направлять детское чтение, рекомендовать что-то порой лучше родителей.

Почему ребенок со смартфоном читать не будет

– Вы против свободного доступа в интернет детей?

– По моим наблюдениям, свободный доступ детей младшего возраста к wi-fi, смартфону дает отставание на год-два, а то и больше. Ребенок читать не будет, поскольку гормоны, отвечающие за удовольствие, будут вырабатываться от взаимодействия со смартфоном, где есть иллюзия участия в неких событиях, играх и так далее. 

Во многих читающих семьях родители крайне строго относятся к телефонам. Например, я был недавно в гостях в одном семействе, где у всех детей раритетные «Нокиа 3310». Дети ворчат, но в то же время гордятся, что у них не просто какая-то современная раскладушка. И это сглаживает обиду, что вот у всего класса смартфоны, а у меня нет. Зато у меня «Нокиа 3310», а у тебя несчастный «Самсунг». 

Второй момент – это чтение вслух. В семьях каждый вечер хотя бы по полчаса мама и папа должны постараться читать ребенку вслух. На начальном этапе сильно помогают аудиокниги. После двух-трех сотен аудиокниг человек все равно переходит к книге бумажной. 

betweencarpools.com

книга стала главным культурным прорывом последнего десятилетия. А первоначальным толчком стало появление недорогой памяти на 8, 16, 32 ГБ, которая позволяет записывать в качественном актерском чтении огромные книги. И десятками хранить их на компьютере или в телефоне.

Не радиоспектакль, не пластинка, а полноценная озвученная книга. К аудиокнигам пока относятся предвзято, но мне кажется, что они очень помогают.

Это единственное, что хоть как-то борется с засильем визуальной культуры, с мельканием новостных лент, помогает тренировать долговременное внимание.

На книжном рынке появилось много аудиокниг – и классики, и новых произведений для детей и взрослых. И, кстати, благодаря этому взрослые стали чаще возвращаться к книге.

Источник: https://www.pravmir.ru/dmitrij-emets-vy-pokupaete-detyam-knigi-kotorye-chitali-sami-kak-eto-meshaet-i-rebenku-i-detskoj-literature/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.