Какими должны быть картинки в детской книжке?

Содержание

Какими должны быть иллюстрации в детских книгах? Мнения современных иллюстраторов

Какими должны быть картинки в детской книжке?

7549

Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках? Мы попросили ответить на этот вопрос четырех участниц международного фестиваля книжной иллюстрации “Морс”. Елена Сацута, Дарья Шныкина, Маргарита Кухтина и Екатерина Быстрицкая поделились своими представлениями о феномене детской иллюстрации и показали свои работы.

Детская иллюстрация должна цеплять эмоционально 

Графический дизайнер (Белорусская государственная академия искусств) и педагог-психолог, преподаватель (Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка).

Еще в детстве любила рисовать принцесс, перерисовывать картинки из детских книг и журналов мод. Первая электронная книга с иллюстрациями Елены вышла в 2015 году — белорусская народная сказка Из рога всего много.

— Иллюстрация должна нести в себе познавательную информацию о литературном произведении, и передавать необходимые эмоции.

Для маленьких детей развитие эмоциональной сферы очень важно, и то, какая книга попадает ребенку в руки, может сильно повлиять на его психологическое развитие. Важно правильно подобрать оформление, цветовое решение и стиль иллюстраций, чтобы книга вызывала положительные эмоции у ребенка. 

Я считаю, что детские иллюстрации, если речь идет, например, о возрасте 3-6 лет, должны быть яркими, легко воспринимаемыми и считываемыми, возможно, минималистичными.

Не стоит перегружать их сложными многочисленными элементами — к этому ребёнок пока не готов в таком возрасте.

Цветов, на мой взгляд, не должно быть слишком много, иначе книга будет перегружена, и тогда пропадает ее эстетическая составляющая. Во всем хороша мера.

Важно избегать явных “признаков агрессии” — преобладания серо-черных депрессивных оттенков, острых углов и чересчур отвратительных героев. Это не для детей.

Думаю, любого негативного персонажа можно подать так, чтобы он выглядел скорее комично и нелепо в своей “отрицательной” роли, чем агрессивно. Что касается самих персонажей, то детям интереснее воспринимать причудливых героев, необычных, а не абсолютно реалистичных.

В целом, я считаю, что детская иллюстрация должна отличаться оригинальностью, яркостью и должна “цеплять” эмоционально, разумеется, с акцентом на позитиве и жизнелюбии.

Термин “детская иллюстрация” какой-то неправильный

Студентка МГУ Печати (Полиграф, кафедра Графики и Искусства книги.

Говорит, что рисует всю жизнь. “Чем старше становлюсь, тем сознательнее этим занимаюсь. Не могу отделить от себя “художницу” и точно сказать, когда она начала творить”.

Книги с иллюстрациями Дарьи еще не издавались, сейчас она работает над учебными проектами.

Но, по словам организаторов фестиваля Морс, “это молодая звездочка, очень перспективная, есть вероятность, что будет крутым книжником”.

— Я начала задумываться над тем, что термин “детская иллюстрация” какой-то неправильный. Иллюстрация, как и любой вид искусства, вне возраста. Художник может проиллюстрировать литературу, рассчитанную на детей, и все равно его работы будут интересны взрослым.

Детская иллюстрация должна, в первую очередь, быть честной

Окончила Государственную академию славянской культуры (станковая живопись).

Начала рисовать в 10 классе. В 2015 году вышла первая книга с иллюстрациями Маргариты. Сейчас она сотрудничает с издательствами “Клевер” и “Росмэн”. Посмотреть и купить ее книги можно, например, в интернет-магазине “Лабиринт” >>

— Мне кажется, детская иллюстрация должна, в первую очередь, быть честной. Есть мнение, что путь к сердцу юных читателей лежит через добрых и милых персонажей. В это легко поверить, и даже злодеев хочется иногда чуть-чуть приукрасить.

Но со временем понимаешь —  чтобы история была по-настоящему захватывающей, монстрики должны быть страшными, злодеи должны оставаться злодеями. Все потому что дети очень хорошо чувствуют фальшь или желание оградить их от чего-то неприятного.

Я сама пока только стремлюсь к этому.

Иллюстрация должна стимулировать внутреннее развитие

Получила высшее филологическое образование в СГУ им. Чернышевского (романо-германское отделение). Художественное — на курсах (например, при Bratec Lis School). Начала рисовать в детстве.

Потом был очень большой перерыв. Вернулась к рисованию, как сама говорит, уже взрослым человеком.

Первая напечатанная книга (пусть и маленьким тиражом) с иллюстрациями Екатерины — стихотворение Леонида Чернакова “Корова Петрова”, курсовая работа.

— Какой должна быть иллюстрация, чтобы ее можно было показать детям? Сложный и интересный вопрос. Иллюстрация должна стимулировать внутреннее развитие.

Например, если нужно сделать акцент на развитие фантазии, то хороши сложно-фантазийные иллюстрации. Для разных эмоциональных состояний работают иллюстрации с разными цветовыми акцентами. Возраст важен – там тоже свои “фишки”.

То, что отлично для подростка с пубертатными аффектами, не подойдёт для шестилетнего малыша.

Будут выставлены работы художников-иллюстраторов из Росссии, Италия, Испания, Англии, США, Голландии, Румынии, Кубы, Латвии, Литвы, Японии, а еще пройдут мастер-классы. Полная программа — на сайте фестиваля: http://berrywaterfestbookillustration.ru

Тэги: книги для родителей 1-3 года 3-6 лет 6-10 лет 10-15 лет Книжки-картинки для детей, или небольшие, но емкие по смыслу сказочные истории

Маша Оспищева, иллюстратор, создатель детских игр, блогер и мама пятилетнего Яна, поделилась личным опытом и рассказала “Кидзбукии”, какие книги могут быть интересны и взрослому, и пятилетнему ребенку. Да, оказалось, что это небольшие сказочные истории с бездной смыслов. А вот какие именно — смотрите в подборке. 

Источник: http://kidsbookia.ru/blog/intervyu/kakimi-dolzhny-byt-illyustracii-v-detskih-knigah-mneniya-sovremennyh-illyustratorov

Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках

Какими должны быть картинки в детской книжке?

Книги, которые мы прочли в детстве, так сильно повлияли на нас благодаря запоминающимся картинкам с любимыми героями. Образы Незнайки или Дюймовочки мы легко можем воспроизвести в памяти спустя десятилетия. Но теперь хорошую книгу с картинками выбрать сложнее.

Заходя в магазин, мы просто теряемся и в итоге берём книжку с самой ядовитой обложкой, от которой ребёнку делается дурно.

В чём секрет удачной иллюстрации и как выбрать для ребёнка хорошую книжку с картинками, Ангелине Грин и Илье Маркину рассказала Александра Балашова, иллюстратор и преподаватель Школы рисования Вероники Калачевой.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

3 правила для создания хороших детских рисунков

Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но существуют три правила, которые позволяют художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.

1. Детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребёнку сложно сфокусировать на чём-то взгляд. У детей умение сосредотачиваться не очень развито. Они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.

2. Композиция должна быть чёткой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Всё внимание должно концентрироваться в пределах картинки.

3. Читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела.

Что касается выбора книги родителями, я советую с детства прививать детям хороший вкус. Нужно взять на себя смелость и избавиться от всех книг с пластмассовыми трясущимися глазками и ядерными цветами.

Выбирайте те иллюстрации, которые нравятся вам самим. Так вы шаг за шагом будете знакомить своего ребёнка с миром прекрасного.

Мы же все ограничиваем своих детей в потреблении сладкого и прививаем любовь к овощам? Так же нужно поступать и с книжными иллюстрациями.

Важно помнить, что внимание ребёнка удержать сложнее, чем внимание взрослого. Чтобы проверить, достаточно ли контрастна иллюстрация, проведите простой тест: сфотографируйте иллюстрацию в режиме чёрно-белой съёмки. Она должна получиться разнообразной по тону, не выглядеть как слипшаяся серая масса.

Многие взрослые, особенно бабушки, считают, что в детских книгах животные должны быть нарисованы реалистично. Иначе у ребёнка будет неправильное представление о том, как выглядит, например, кошка.

Как показывает практика, совсем маленькие дети лучше реагируют как раз на более символичное изображение животного. Они сразу узнают его. Кроме того, этот символизм развивает фантазию. Не бойтесь упрощённых форм.

Оставьте реалистичные иллюстрации (например, авторства Ингпена) для детей постарше.

Если не знаете, как выбрать из многообразия книг что-то стоящее, и теряетесь среди ассортимента книжных магазинов — обратите внимание на небольшие издательства («Поляндрия», «Самокат», «Розовый жираф»). Маленькие издательства часто более тщательно подходят к выбору книг и качеству иллюстраций.

Какими бывают детские иллюстрации

Единой классификации иллюстраций нет, всё индивидуально и зависит от автора. Для родителей, которые всё-таки хотят разобраться в ассортименте детских книг с картинками, мы подготовили небольшой гид по техникам, подходам и стилям рисования иллюстраций.

Начать стоит с того, что есть разные материалы. Кто-то рисует красками, кто-то карандашами, кто-то совмещает техники или использует коллажи, кто-то режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а кто-то рисует множество скетчей и подбирает референсы.

Главное в иллюстрации — объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых художником создаются иллюстрации. На рисунках изображаются герои повествования.

В качестве примера объединённых сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюблённых». На рисунках мы видим как раз те ситуации, которые описываются в тексте.

Иллюстрация Фредерика Пийо

Иллюстрация Фредерика Пийо

Некоторые художники объединяют серии картинок по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в которых каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.

Виммельбухи — идеальный вариант для читателей помладше: дети учатся, играя и читая. Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра. Несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.

Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра

Картинки иногда объединяются и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль.

Например, перерисовывает персонажей книги, серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они, оставаясь узнаваемыми героями, отражали видение художника.

На рисунках финского графического дизайнера Йирки Ваатайнена можно узнать диснеевских принцесс, хотя они и выглядят непривычно. Детям, которые любят «Холодное сердце» и «Белоснежку и семь гномов», книжка с подобными иллюстрациями очень понравится.

Иллюстрации Jirka Väätäinen

Особенность техники тоже может быть объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Олег Береснев в рисунках животных. Подобные иллюстрации отлично тренируют образное мышление детей и учат их воспринимать упрощённые формы.

Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, всё зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.

Иллюстрация Олега Береснева

Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши, коллажи. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но чаще всего почерк художника в них узнать гораздо сложнее.

Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Матеуша Урбановича.

Иллюстрации Mateusz Urbanowicz

А вот рисунки гуашью от Динары Мирталиповой.

Иллюстрации Dinara Mirtalipova

Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Михаэла Михайлова. Подобные эксперименты с формами всегда занимают детей.

Иллюстрации Michaela Mihalyiová

Такую же технику взяли на вооружение авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.

Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова

Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги Ежовой-Денисовой из Екатеринбурга.

Иллюстрация Ольги Ежовой-Денисовой

Некоторые художники используют коллажи, как это делает художница Моргана Уоллес. Таким иллюстрациям дети нередко стараются подражать, вдохновляясь на создание собственных поделок и коллажей.

Иллюстрация Morgana Meredith Wallace

Классическая векторная иллюстрация, как в работе ирландского иллюстратора Питера Доннелли, примечательна, прежде всего, тем, что напоминает мультипликацию.

Иллюстрация Питера Доннелли

Если вы не вполне доверяете собственному вкусу, обратитесь к работам прославленных художников. Гуру иллюстрации очень много, и у каждого человека свой список фаворитов. Я составила подборку своих любимых авторов. Все они повлияли на детскую иллюстрацию, а многие даже стояли у её истоков.

Мирослав Шашек — детский писатель и иллюстратор из Чехии, известный благодаря красочным путеводителям. Серия ярких изданий включает в себя гиды «Это Нью-Йорк», «Это Париж», «Это Лондон» и многие другие.

Зденек Милер — ещё один чешский художник, чаще работавший с анимацией. Известен как автор мультфильмов о Кротике, которые многие с удовольствием смотрели в детстве.

Беатрис Поттер — английская художница и автор детских книг. В основном она рисовала животных и растения.

Лев Токмаков — советский художник-иллюстратор, сотрудничавший с журналом «Мурзилка». Его работы хранятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Виктор Чижиков — художник, подаривший миру образ медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Юрий Васнецов — советский художник, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор и лауреат государственных премий. Его рисунки можно встретить в большинстве знакомых нам с детства книг.

Ольга и Андрей Дугины — российские художники, переехавшие в Штутгарт. Их работы напоминают средневековые миниатюры. В 2007 году супруги были награждены Золотой медалью Общества иллюстраторов США за рисунки к сказке «Храбрый портняжка».

Роберт Ингпен — иллюстратор австралийского происхождения. Среди его работ рисунки к «Алисе в стране чудес», «Острову сокровищ», «Тому Сойеру», «Питер Пэну и Венди», сказкам Киплинга и многим другим классическим произведениям. Некоторым иллюстрации Роберта Ингпена кажутся чересчур взрослыми, серьёзными и даже мрачными, у других же вызывают восторг.

Эрик Карл — иллюстратор, долгое время работавший в отделе рекламы в престижной газете «Нью-Йорк Таймс». Однажды логотип, нарисованный художником, так понравился одному детскому писателю, что Эрику Карлу предложили создать иллюстрацию для книжки. Вскоре художник и сам стал писать для маленьких читателей.

Ребекка Дотремер — французский художник-иллюстратор и автор собственных детских книг. Работает в детских печатных изданиях и создаёт плакаты с иллюстрациями.

Эрнест Шепард — английский художник и иллюстратор, работавший карикатуристом в сатирическом журнале «Punch». Известен своими иллюстрациями к сказкам о Винни-Пухе.

Квентин Блейк — английский иллюстратор. Его рисунки украшают более 300 книг признанных классиков: Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга, Жюля Верна, Сильвии Плат, Роальда Даля и многих других.

11 телеграм-каналов для любителей книг

Почему лучше читать книги на бумаге

4 совета для тех, кто не может заставить себя читать книги

Источник: https://mel.fm/knigi/589647-book_illustration

13 подсказок по организации системы хранения вещей в детской комнате

Какими должны быть картинки в детской книжке?

Детская – это, как правило, самая дезорганизованная комната в доме. Однако при разумном и творческом подходе в ней можно создать настолько удобную систему хранения детских вещей, что и вам, и ребенку будет легко поддерживать порядок. В этом материале вы найдёте:

  • Несколько ключевых советов от признанного гуру ведения порядка и автора книги «Магическая уборка» Мари Кондо;
  • Подсказки по выбору мебели и идеи по эффективному использованию доступного пространства;
  • А также подборку 45 фото для вашего вдохновения.

Подсказка 1. Избавьтесь от хлама и ненужных вещей

Организовываете ли вы систему хранения с нуля или хотите реорганизовать сложившийся уклад, первое, что вам нужно сделать, — это провести тотальную ревизию детских вещей.

  • Одежда, из которой ребенок давно вырос или просто износил, поломанные и надоевшие игрушки, беспарные носки и прочие вещи, которые лежат без дела более 1 года нужно безжалостно выбросить.

Более того, по мнению Мари Кондо, выбрасывать нужно не только явно бесполезные предметы, но и те, что не вызывают у вас и ребёнка радости. Таким образом, проводя ревизию, разумнее думать не о том, что нужно выбросить, а о том, что хочется сохранить.

  • Разбирая вещи, задавайте себе два вопроса о каждом предмете: «Вызывает ли это радость?», а затем — «Где это будет храниться?»

Хмм… Но ведь у ребенка может «вызывать радость» чуть ли не каждая вещь и игрушка в его комнате, что же делать? Во-первых, обязательно привлеките к ревизии хозяина комнаты, решайте вопросы о необходимости вещей и местах их хранения вместе. Во-вторых, отнеситесь к уборке как к особенному и радостному событию и создайте такой же настрой и у малыша.

В-третьих, объясните ребенку, что его задача — самостоятельно нести ответственность за зоны хранения и держать вещи на своих местах, когда они не используются. Чем раньше вы начнете такое «обучение», тем быстрее у ребенка сформируется привычка поддерживать порядок.

Конечно, правило о возврате вещей на свои места должно быть актуально не только для детей, но и для родителей.

  • Кстати, разбирать вещи эффективнее по категориям, а не по местам. К примеру, если часть детской одежды и обуви хранится в прихожей, то ее нужно принести и сложить в общую кучу для будущей ревизии.

И еще один момент. Уборка пройдет легче, если соблюдать следующую последовательность: одежда – книги – игрушки — бумаги и документы (н-р, тетрадки, листочки с расписанием и пр.) — «разное» (н-р, диски с мультиками, канцелярские принадлежности и пр.

) – сентиментальные вещи (фотографии, школьные награды, детские рисунки, поделки и пр.). Почему вещи, имеющие сентиментальную ценность нужно убирать в последнюю очередь? Мари объясняет это тем, что расставаться с ними сложнее всего.

Действительно, ведь избавляться от детских поделок и акварелей, которые ваш малыш принес из школы так мучительно! И все же, Кондо настаивает, что оставлять нужно только работы, которые сам ребёнок может назвать «особенными». Со всем остальным нужно попрощаться в буквальном смысле.

«Скажите спасибо детскому рисунку за все время, которое он приносил радость семье, и отпустите его», — говорит она. Избранные работы нужно либо повесить на стену, либо аккуратно сложить.

Подсказка 3. Вещи одной категории храните в одном месте

Так, не стоит хранить часть одежды (кроме, пожалуй, верхней) в прихожей или ванной, а некоторые детские книги и игрушки – в гостиной. Чтобы поиск нужных вещей был удобным, а квартира была всегда в порядке, определите для каждой категории и подкатегории свое место и не давайте им «мигрировать» по другим комнатам и зонам.

  • В шкафу для хранения детской одежды очень удобно использовать разделители, которые помогают держать вещи разных подкатегорий отдельно друг от друга. Так, например, белые рубашки можно отделить от клетчатых, а все олимпийки от свитеров. В комоде, на полках и ящиках для разделения вещей лучше использовать коробки (специальные или просто обувные).

Подсказка 4. Храните игрушки, мелкие предметы и редко используемые вещи в маркированных коробках/контейнерах

Имейте в виду, что ребенок будет охотнее поддерживать порядок , если подпишет коробки самостоятельно.

  • Для детей младшего возраста коробки можно пометить яркими картинками или фотографиями.

Подсказка 5. Храните вещи вертикально, а не стопками

Вы когда-нибудь задумывались, почему тщательно прибранное содержимое шкафов и стеллажей так быстро превращается в хаос? Как же навести порядок в детской комнате раз и навсегда? Мари Кондо видит решение проблемы в вертикальном хранении вещей. Причем это касается не только одежды, но и книг, школьных принадлежностей, спортивного снаряжения, расчесок и всего остального.

  • Кстати, складывание вещей, в отличие от развешивания на плечики, значительно экономит пространство.

Чтобы хранить одежду стоя, ее нужно складывать в рулетик или небольшой прямоугольник. Делается это очень просто и быстро. Сначала освойте технику сами (см. видео ниже), а затем научите ребёнка.

И еще пара идей:

  • Сложенные рулеты и прямоугольники удобно раскладывать по коробкам, и, конечно же, по категориям. Причем не нужно покупать специальные коробки, подойдут обыкновенные боксы из под обуви.
  • Для вертикального хранения одежды и книг лучше приобрести неглубокие шкафы и стеллажи – глубиной 28-38 см вместо стандартных 60 см.

Подсказка 6. Помните, что чем нужнее и тяжелее вещь, тем легче к ней должен быть доступ, и чем менее вещь востребована или хрупче, тем дальше/выше ее можно положить

К примеру, школьные грамоты в рамках, разумнее поставить на самые верхние полки, а вот игрушки можно хранить в выдвижных ящиках под кроватью. Обустраивая рабочую зону, сложите все тетради и учебники в первый ящик в тумбочке или на ближайшую полку.

Подсказка 7. Обустраивая зоны хранения, смотрите на них с точки зрения ребенка

Ведь, что кажется удобным взрослому, для ребенка будет или слишком высоко, или слишком глубоко, или слишком… скучно.

  • Мебель для хранения лучше использовать специально разработанную для детей – невысокую, неглубокую, безопасную и симпатичную на вид.
  • Штанги и полки в шкафу следует опустить пониже.
  • Если сама мебель может иметь нейтральный и не слишком детский вид, то плечики, корзинки, коробки, крючки и органайзеры лучше использовать яркие и привлекающие внимание.
  • Дополните высокую мебель табуретом-лестницей (на фото ниже), чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до самого верха.

Подсказка 8. Задействуйте стены и нестандартные места, если комната маленькая

Организовать хранение вещей в маленькой детской комнате несколько сложнее, чем в просторной. Если после проведённой ревизии и уборки по методу Мари Кондо мест для хранения все равно не осталось, повесьте на стены пару-тройку полочек или шкафчиков. Вот несколько идей запасных местечек, которые стоит взять на заметку:

Стена за дверью — отличное место для библиотеки, состоящей из узких полочек для картин, книги на которых разложены как на витрине

Маленькие игрушки можно хранить в настенном шкафчике-домике.

Подсказка 9. Подберите кровать, скамейку и/или табурет с местами для хранения

Место под кроватью, скамейкой или табуретом не должно пропадать зря, тем более, что ребенку очень удобно хранить игрушки под ними. В следующей подборке фото интерьеров представлены модели кроватей от российских производителей, имеющие по 2-3 встроенных ящика.

В Икеа можно найти несколько моделей односпальных кроватей с ящиками. Это Флакса, Бримнэс и Хемнэс и Мальм.

Кушетка Бримнэс, Икеа

Кушетка Хэмнес, Икеа

Если в комнате уже имеется кровать без встроенных ящиков, то вы можете купить специальный дополнительный модуль на колесиках или просто контейнер с крышкой. Икеа предлагает универсальные Ящики Вардо (на фото) и контейнер Гимсе.

  • Модули для хранения вещей под кроватью легко сделать своими руками. Для этого нужно только подобрать ящики подходящего размера и прикрутить к ним колесики.

Кстати, детская кровать может иметь места для хранения не только под каркасом, но и в изголовье.

Кроме кровати дополнительную функцию хранения вещей может выполнять скамейка, табурет или пуфик. Под ними очень удобно хранить игрушки.

Комбинация скамеек Стува, предназначенная для хранения детских игрушек

Источник: https://mychildroom.ru/mebel/cupboard/hranenie-i-poryadok-v-detskoj-komnate.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.