«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» – запоминалки спряжений глаголов

Содержание

Запоминалки правил и определений | Детские Ботаники: сайт для родителей и детей!

«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» - запоминалки спряжений глаголов

Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторыешкольные правила и определения.

Геометрия

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Русский язык

Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.

Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)

Орфография:

Шомпол, чопорный и шоры,шов, крыжовник и обжоры,шоколад, шоссе, шофер

вот и весь набор.

Множественное число

В детской сказке Колобокпо траве катиться могбез ботинок, без сапог,без носков и без чулок.Шесть гектаров апельсинов,Яблок, груш и мандаринов,баклажанов – грядок пять,

помидоров не собрать.

Уважают человекау туркмен, татар, узбеков,у таджиков и армян,у монголов и цыган,у якутов и тунгусов,у башкир и белорусов,у киргизов и грузин,

у бурят и осетин

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.

***На вЕранде  вЕтер

На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Либо, кое, ка, нибудь, –\
То, таки не позабудьНаписать через дефис,

Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

***Интересно:Не чудесно, не прекрасно,А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

***Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.***До чего ж сегодня день чудесНый,СоЛнце в небе празДнично горит,Освещает месТность и окресТность,И теплом своим серДца бодрит,Но лежит на пасТбище корова,ГрусТно смотрят карие глаза,Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец?
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***
Ударение в слове щавель:
Срубили ель, сорвали щавЕль.

***
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

***
Ударение в слове шарфы:

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***Я взял муку и взял творОг –

Испек рассыпчатый пирог.

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

***
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

***

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Правописание:

Ввиду дождей, вследствие буриВместо тепла ветры подули.По причине такой в течение дня, в продолжение сутокНасчёт погоды идёт пересудок.Волнует не то, ждать ли тепла,А как писать эти слова:Грома гремели в течение суток,В течении реки прорвало запруду.Имейте в виду, чинить я не буду,Лучше приму я участие в следствииОб этом грамматическом стихийном бедствии.

Выучу впоследствии.

Слова с буквой «ять» (аналогом е)

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)сУб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)далИ за б(е)дный тот об(е)дДал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю! в этой фразе все буквы русского алфавита.

Астрономия

Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:

Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий

На Луне жил звездочетОн планетам вел подсчетМеркурий раз,Венера два-с,Три Земля,Четыре МарсПять Юпитер,Шесть Сатурн,Семь Уран,Восьмой Нептун.Девять дальше всех Плутон,

Кто не видит, выйди вон.

Математика

Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)

Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».

Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36

Физика

Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).

Химия

Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Литература

Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Про достопримечательности Петербурга:

Автор проекта ростральных колонн,
Стрелки и Биржи Тома де Томон

Дворцовой площади украсил панораму
Столб Александровский творенье Монферрана

Синий мост широкий самый,
Метров сто. Проверьте сами.

Одна из прекрасных петровских затей
Кунсткамера, первый российский музей.

Острова. Их сорок два,
А вокруг река Нева.

Зодчий Растрелли. Зимний дворец.
Стиля барокко прекрасный венец.

Атланты мраморные стражи
Хранят шедевры Эрмитажа.

Адмиралтейства зданье славное
Постройка зодчего Захарова.

Славится Мойка мостами цветными:
Желтым, Зеленым, Красным и Синим.

Васильевский остров. Отсюда из Гавани
Флот отправляется в дальнее плаванье.

Источник: http://www.debotaniki.ru/2011/03/zapominalki-pravil-i-opredeleniy/

Запоминалки в стихах по русскому языку – в помощь тем, кто хочет лучше учиться

«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» - запоминалки спряжений глаголов

Падежные предлоги. И.п. –Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.Д.п. – по, к (а).В.п. – через, в, на, за, про.Т.п. – перед, с, над, за, под, между.П.п. – при, в, об, о, на.

Правописание большой буквы.Реки, горы и равнины,Имена, фамилии, долины,Клички всех животных,Отчества людей –Всё с заглавной буквы,Ты пиши скорей. 5. Правописание гласных после шипящих.Знаем твердо, что жи – шиПишем только с гласной и,А в словах, где ча и щаМы напишем только с а.Где же встретим мы чу – щу,То напишем с буквой у. 6.

Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.Есть гласные ударные,Но есть и безударныеИх нужно проверять,В корне правильно писать.Подбираем быстро слово,И проверочка готоваУдареньем проверяем –Ничего не забываем. 7. Что такое склонение?Слово быстро изменяю,Пишу его по падежам.Склонением это называюЗапомнить это надо нам. 8.

Правописание не с глаголами.Всякий школьник это знает –Не глагола избегает.Не забудьте же, друзья,Слитно их писать нельзя!9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.Парные согласные нужно проверять,Чтоб слова в тетради грамотно писать.Родственное слово быстро подбери,Парную согласную с гласной подружи. 10. Состав слова.Приставка.

Перед корнем есть приставка,Слитно пишется она,И при помощи приставки Образуются слова. Корень.Общая частьРодственных словКорнем зовется – Ответ наш готов. Суффикс.После корня он стоит,Слово новое звучит.Обозначу уголком – Называю суффиксом. Окончание.На конце любого словаОкончанье ищем снова.Изменяемая частьС другим словом держит связь. 11.

Непроизносимые согласныеТакие все несчастные.В словах мы их не слышим,А вот в тетради пишем.Чтоб они из слов не убежали,Мы их долго проверяли.Ищем мы такое слово, Чтоб услышать её снова. 12.Имя существительное.Часть речи удивительна –Зовется существительным.Предмет обозначает,На Кто? Что? Отвечает.

Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что? Про людей, зверей и рыб,Насекомых и всех птицСпросим дружно – кто они?Всем предметам остальнымЧто? Вопрос мы зададим. 13. Имя прилагательноеПризнак предмета обозначает,На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.К существительному прилагаетсяПрилагательным называется.Согласуется с ним везде.В роде, числе, падеже. 14.

Глагол.Часть речи спроситЧто же делать?Что сделал ты?Что будешь делать?Глаголом важно себя называетДействие предмета обозначает.15. Три склонения имён существительных.Существительным зовусь,На три склонения делюсь:1 склонение – с окончаньем – А и Я –Рода женского и мужского, друзья.2 склонение – род мужской без окончанья,А средний род – О – Е – плавное звучанье.

3 склонение – род женский с Ь на конце всех словЗапомни – это правило для всех учеников! 16.Падежи.Есть шесть братьев падежейНет на свете их дружней.Согласованно живут И порядок стерегут.Именительный падежСамый главный он из всех.На вопросы кто? что? отвечает Подлежащим в предложении бывает.А теперь падеж родительный,Он не менее значительный.

Нет кого? чего? – волнуетсяИ с предлогом в рифму согласуется. (Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)Дательный падеж – добряк,Всё стремится делать так:Дать кому? чему? Быстрей – По к (а) – предлогов нет дружней!Винительный падеж всегда любуется,Вижу что? кого? волнуется,Через, в и на, за, про – С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж вещает,Гордиться кем? И чем? решает.Предлоги: между, с и над, за, под Со словами дружбу бережёт.Предложный вам сулит успех,О ком? О чём? Он думает о всех.Предлоги он свои не забывает,При, в, об, о, на – он громко восклицает.

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

***

Если после корня — А, 
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо, 
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? 

Н и нн в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянноестекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы “Н”.

Надевать и одевать

Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.

Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

СКАЗКИ ПРО ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Эти правила вы должны знать

и свои знания уметь применять на практике!!!

pravila_po_rus._yaz.       

   (скачать и пользоваться, как настольной книгой!!!)

Источник: https://www.sites.google.com/site/natalianatolevnyzvakinoj/zapominalki-v-stihah-po-russkomu-azyku

Правила и определения. Н и НН в прилагательных. Правила в стихах

«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» - запоминалки спряжений глаголов

Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)

Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».

Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36

Геометрия

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Русский язык

Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Орфография:

Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер —вот и весь набор.

Множественное число

В детской сказке Колобокпо траве катиться мог

без ботинок, без сапог,

без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.

Уважают человекау туркмен, татар, узбеков,у таджиков и армян,у монголов и цыган,у якутов и тунгусов,у башкир и белорусов,у киргизов и грузин,у бурят и осетин

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***В городе Бордо,на улице Бордовой,

закат бАгряный и бАгровый.

***На вЕранде вЕтер

На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудьНаписать через дефис,

Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

***
Кое, либо, то, нибудьЧерточку-то не забудь,

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.

***Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян – пиши Н один!

 в ИН пиши н один, но если Н в корне была, смело пиши их там два!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-:

исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***Интересно:Не чудесно, не прекрасно,А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

***Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.***До чего ж сегодня день чудесНый,СоЛнце в небе празДнично горит,Освещает месТность и окресТность,И теплом своим серДца бодрит,Но лежит на пасТбище корова,ГрусТно смотрят карие глаза,Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип.

Итак: воПросительный воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец?
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й
Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на —ить,

Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

***

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Правописание:

Ввиду дождей, вследствие буриВместо тепла ветры подули.По причине такой в течение дня, в продолжение сутокНасчёт погоды идёт пересудок.Волнует не то, ждать ли тепла,А как писать эти слова:Грома гремели в течение суток,В течении реки прорвало запруду.Имейте в виду, чинить я не буду,Лучше приму я участие в следствииОб этом грамматическом стихийном бедствии.

Выучу впоследствии.

Астрономия

Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий

На Луне жил звездочетОн планетам вел подсчетМеркурий – раз,Венера – два-с,Три – Земля,Четыре – МарсПять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,Восьмой – Нептун.Девять – дальше всех – Плутон,

Кто не видит, выйди вон.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.