Крещенская вода: вера и суеверия

Содержание

Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо» / О традициях, предрассудках и чудесах святой воды

Крещенская вода: вера и суеверия

О традициях, предрассудках и чудесах святой воды

— Отец Святослав, есть точка зрения, что на Крещение освящается «все водное естество» на планете. Поэтому любые действия священнослужителя — это только символ, присоединение молитв к уже состоявшемуся явлению. Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда освящаете воду в этот день?

— То, что вы сейчас сказали, — это чистая эзотерика, эзотерическое понимание того, что происходит на Крещение. Сам Христос — создатель христианства — учредил институт священства, чтобы были люди, которые могли совершать богослужения, освящать какие‑то вещества и предметы, в том числе воду.

То есть ничего не придумано — это заповедано самим Христом. Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Божия благодать — не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей.

Если есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды, прийти и взять освященную воду, а люди не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из‑под крана — святая будет», они не получают святую воду.

Можно рассудить так: коль православные священники освящают открытые водоемы, например, воду в Зее, то через водозабор она попадает в кран. Но мы не можем это знать наверняка. Вот там, где воду освятил священнослужитель, там точно она крещенская.

Не портится годами

— Один мой коллега считает: столпотворение, которое происходит каждый год на Крещение в храмах и у купелей, никакого отношения к христианству не имеет.

Все эти толпы жаждущих «особой» воды, которую набирают большими канистрами, чтобы купать детей «от сглаза», напоминают очереди за дефицитом в советские времена.

Многие даже не понимают смысла — зачем нужна святая вода. Как вы относитесь к такому мнению?

Крещенскую воду пьют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. И окропляют ею жилище. Но по особой нужде в помощи Божией, например при недугах, пить ее можно и нужно в любое время.

— Действительно, есть такая проблема. Но не надо грести всех под одну гребенку. За крещенской водой приходят и воцерковленные люди, которые воспринимают эту воду как святыню, и те, кто верует, но приходит в храм только по большим праздникам.

И третья категория — это люди, которые не совсем понимают, что происходит. У некоторых какое‑то магическое отношение к крещенской воде — «вот в 12 часов ночи что‑то из космоса исходит и воду освящает».

А есть бытовое язычество, когда человек считает: нужно выполнить ряд каких‑то манипуляций для того, чтобы в жизни все было хорошо. Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо. Атеисты любят говорить, что чудес не бывает.

Но чудо состоит не в том, что крещенская вода освящается, а в том, что вода эта не портится. Стоит месяцами — от одного Крещения до другого — и не портится! А хранят ее отнюдь не в стерильных условиях, никто ее не обрабатывает.

— Почему крещенскую воду из любых источников называют иорданской, ведь она не из реки Иордан, а из нашего Амура?

— Потому что в праздник Крещения Господня эта вода по свойствам одна и та же. Сила у нее одинаковая. Крещенская вода исцеляет духовные, душевные и телесные болезни. Она обладает особыми свойствами и для тела, и для души человека, отгоняет бесов. Человеку, одержимому страстями, полезно употреблять эту святую воду, так как она ослабляет бесовское действие.

«Не набирайте много, если не хотите болеть долго»

— Некоторые набирают воду огромным количеством.

— Это совсем не обязательно. Если вы набираете святую воду большими канистрами и бидонами, то получается, вы хотите болеть — долго и много.

Возвращаясь еще к первому вопросу, о том, почему многие — и даже некрещеные люди — приходят за крещенской водой и чтобы окунуться в купели. На мой взгляд, это разновидность богоискательства. Человек ищет Бога. И по‑своему выражает к нему отношение.

Он постоял в очереди за святой водой, окунулся в крещенскую купель, но на службу не пришел. А придет, возможно, в следующий раз. Для кого‑то это будет путь к Богу, ступенька, чтобы стать последовательным христианином.

Пусть некоторые, кто окунулись в крещенскую купель, приобщились не столько к традиции народной, а к чему‑то для них самих неведомому, но из купели выходят другими, почувствовав силу божественной благодати.

— Можно ли, окунувшись в купель в день Крещения Господне, считать себя крещеным православным и носить крестик?

— Нет. Чтобы стать крещеным, человеку необходимо прийти в храм, где священно­служитель совершит над ним таинство крещения. Необходимы вера в Христа, желание жить по его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и православной Церкви.

— Можно ли давать святую воду животным, например собаке, если она заболела?

 — Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

Грехи не смоет

— Некоторые верят, что святая вода, если окунуться в прорубь на Крещение, смоет все накопившиеся за год грехи. Это так?

— Эта вера (точнее — суеверие) нелепа и смехотворна, но крайне живуча в народе. Грехи очищаются только в таинстве покаяния. Человек должен искренне осознать свои злые дела и помыслы, искренне в них раскаиваться и пытаться изменить свою жизнь к лучшему. А то, что ты три раза нырнул и вынырнул в купели и со спокойной душой дальше пошел грешить, ничего общего с христианством не имеет.

От зла защитят молитва и причастие

— Одна из читательниц АП, по соседству с которой живет злая женщина, спрашивает: «Можно ли спастись от плохой энергетики завистливого человека, который тебя сглазил, окропляя себя постоянно святой водой?»

— Вера в сглаз — это суеверие. Хотя и мы, священнослужители, признаем, что есть люди, обладающие темной энергией, которые обращаются к силам зла. Но мы же не знаем ситуацию этой женщины? Может, она все это себе напридумывала. Знаете, как бывает: вот у нее черные глаза, значит, она меня сглазила… Это может быть субъективное какое‑то восприятие.

Человек, который живет внимательной духовной жизнью — молится утром и вечером, в течение дня обращается к Богу. Он читает Евангелие, совершает добрые дела и тормозит себя в злых помыслах и поступках, причащается, исповедуется — такому человеку бояться нечего.

Если будете жить по заповедям Божиим, ходить на исповедь и причастие, соблюдать посты, то сам Господь будет хранить вас от всего дурного.

Ученые пишут диссертации о святой воде

О том, что крещенская вода исцеляет, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, церковь извещала испокон веков.

А вот что именно делает ее такой уникальной? На этот вопрос ученые предпринимали попытки ответить уже не раз. Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им.

Сысина в Москве в 1999 году проводили даже серьезное исследование, результаты которого легли в основу научной диссертации начальника этой лаборатории.

«Окроплять домашних животных святой водой можно, а давать пить святыню без особой необходимости не следует».

Сотрудники лаборатории начали «следить» за водой, которую набирали в московском водопроводе, 15 января. Отстаивали и замеряли в ней количество ион-радикалов.

И обнаружили, что с 17 января число ион-радикалов в воде начинало ползти вверх. Вместе с этим вода становилась мягче, рос ее водородный показатель (уровень pH), что делало жидкость менее кислотной.

Пика активности вода достигла 18 января вечером.

И наблюдения специалистов по ядерной физике, занимающихся исследованиями космических излучений, тоже фиксировали, что каждый год именно 18—19 января на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов: в это время мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100—200 раз! Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря. АП поинтересовалась у священника Благовещенской епархии, как к этим и другим научным исследованиям относится сама православная церковь. А еще многих интересует, в какой лучше день набирать святую воду — 18 или 19 января, а еще в какое время?

— Воду начинаем освящать с сочельника, то есть 18 января, после Божественной литургии — это обеденное время, — рассказал Святослав Шевченко. — И второе освящение — на сам праздник, 19 января, тоже после Божественной литургии, то есть в начале второй половины дня. Исследования ученых и нам тоже интересны.

Но на сегодняшний день нет доказательной информации, что на Крещение вся вода на планете меняет биолого-химические свойства свои. Церковь осторожно относится к тому, что публикуют. Потому что есть и псевдонаучные утверждения, что вода может запоминать информацию.

Ученые японские об этом пишут в СМИ, но только почему‑то в научных источниках этих публикаций нет. Может быть, что‑то с водой и происходит. Но для нас важно то, что Господь прикасается к воде своей божественной энергией. И она меняется на сакральном уровне. Силу этого воздействия измерить нельзя.

Поэтому ко всем попыткам как‑то святость зарегистрировать мы относимся прохладно. Это, что называется, по вере вашей да будет вам!

Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо»19.01.2018, 07:06В Приамурье исследовали воду в крещенских купелях14.01.2017, 13:07Жители столицы Приамурья запасли 25 тысяч литров святой воды20.01.2016, 10:54Жители Белогорска пожаловались на качество святой воды23.01.2015, 17:02Почти 9 тысяч благовещенцев окунулись в прорубь на Крещение20.01.2015, 12:54На Крещение благовещенцы окунаются в прорубь ради удовольствия, на спор и за компанию17.01.2015, 08:26Купание в проруби — не таинство17.01.2013, 09:50— А вы будете окунаться в прорубь на Крещение?19.01.2012, 04:16На Крещение запасают впрок святую воду19.01.2012, 04:01К проруби за верой18.01.2011, 03:59Богоявление на иордани16.01.2009

Источник: https://ampravda.ru/2018/01/19/79650.html

Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия

Крещенская вода: вера и суеверия

Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде.

В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды?

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ.

Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»?

В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству.

Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него.

Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции.

В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа.

Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии.

Ведь и пальмовые ветви праздника Входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок.

Так же и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.

Окунулся на Крещение – стал ли крещеным

В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик?

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещеным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над вами Таинство Крещения.

Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещеным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь?

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, причастия, венчания и др.) ему нельзя.

Для того, чтобы стать крещеным, необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня.

Для этого необходима ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения.

Батюшка, у меня ребенок, дочка 6 месяцев, и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?

В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

Поить животных и окатиться “от сглаза”

Можно ли давать святую воду животным? Если нет, то почему, ведь они тоже твари Божьи.

Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.

7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой.

Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка?

Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться, то Сам Господь будет хранить вас от всего дурного.

Может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного?

Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан.

В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления).

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме – воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

На вопросы читателей отвечали протоиерей Александр Ильяшенко, протоиерей Михаил Самохин, протоиерей Дионисий Свечников

Источник: https://www.pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bogoyavlenskaya-voda-vera-mify-i-sueveriya/

Крещенская вода — Правда или вымысел

Крещенская вода: вера и суеверия

______

_______

План:

— Как вода становится святой— Крещенская водица: вера и суеверия

— Вода на Крещение: как ее пить?

Воду в храмах освящают дважды — в крещенский сочельник 18 января после Божественной литургии и в сам праздник Крещения Господня. Богоявленская и Крещенская — это два названия одной и той же воды, она одинакова, так как молитвы, песнопения и действия священнослужителей идентичны.

Два водосвятия восходят к различным церковным традициям. Первая связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне самого Крещения, но так как желающих становилось все больше, то крестить стали и в другие дни. Обычай освящать воду второй раз изначально был только в Иерусалимской Церкви, где в само Крещение выходили на Иордан для водосвятия.

Воду, над которой совершен чин, называют Великой агиасмой (с греческого — святыня). Существует и Малая агиасма — это вода, которую освящают в церквях ежедневно.

Считается, что освященная вода получает целебные свойства и ей можно лечить раны и болезни. Особенным свойством святой воды называют и то, что даже ее капля сообщает благодатные свойства обычной воде. Поэтому в церкви необязательно набирать огромные емкости.

«Помните, что эта вода именуется святой, потому что в ней благодать Божия. Почерпайте ее с благоговением, несуетливо, не создавайте шума около святыни, не пытайтесь первыми почерпнуть воду. Постойте у этой святыни как можно дольше. Помолитесь за себя, за своих родных и близких, за Отечество наше», — говорил в проповеди Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть убеждение, что в Крещение ровно в полночь особенной становится вся вода на планете, даже обычная водопроводная из-под крана. Но священники уточняют, что священной является только вода, над которой совершен чин в церкви, или вода из источника, над которой прочитана молитва.

Узнай тайну воды!

______

— Крещенская водица: вера и суеверия

_______

О том, что крещенская вода – особенная, святая, знают практически все. Но в чем именно ее сила, откуда она берется и как с ней обращаться, достоверно осведомлены немногие, что порождает множество суеверий и предрассудков. На самые популярные вопросы о крещенской воде отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.

В сочельник и в праздник Крещения Господня во всех православных церквях совершается Великое освящение воды (Великая Агиасма). Также на Крещение после богослужения священнослужители часто освящают и близлежащие источники — озера, реки, пруды.

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак.

Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям. Однако же главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

(Возможно, вас заинтересует статья о том, какую воду лучше пить).

Есть и благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.

Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.

Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Имеющий таковое расположение получит несомненную духовную пользу от крещенского водопогружения.

Надо помнить, что вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднство Богоявления. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой).

А вот мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле – предрассудок. Это удел нецерковных СМИ и разных «кумушек».

Оно восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.

Стоит пить чистую воду.

______

— Вода на Крещение: как ее пить?

______

Крещенская вода не магическое зелье. Ее можно пить не натощак, некрещеным и даже неверующим. На наиболее распространенные вопросы о крещенской воде отвечает прот. Константин ОСТРОВСКИЙ.

После чина Великого освящения воды около храмов начнут выстраиваться очереди за крещенской водой, которая является одной из величайших святынь Церкви.

Верующие люди, с особым благоговением относясь к этой святыне и ее свойствам, часто стараются как можно строже относиться и к правилам ее употребления.

Действительно ли не всем и не всегда можно пить святую крещенскую воду? На этот вопрос НС отвечает благочинный Красногорского округа, настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ.

— Отец Константин, можно ли пить Крещенскую воду людям некрещеным или неверующим?

Можно. Ведь если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять.

— Можно ли тайно подливать Крещенскую воду в пищу неверующим людям, в надежде, что они, таким образом, придут к Богу?

Нельзя думать, что если некрещеного человека куда-то заманить в святое место или влить в него святую воду втихаря, этим его к спасению приведешь.

Если жена молится за своего близкого человека, и с молитвой еще и водички подлила, то ничего страшного, если же она не на Бога уповает, а считает, что эта Святыня как-то тайно сама на него подействует, то я думаю это уже магия.

А, с другой стороны, есть такой случай в житии праведного Алексия Мечева. Было время, он одной своей духовной дочери советовал давать неверующему мужу просфорки. Она стала давать, а потом пришла и жалуется: «Батюшка, он же их с супом ест!».

А отец Алексий ей говорит: «А хоть и с супом, пусть ест». И потом этот муж к Богу все же обратился. Все определяется внутренним состоянием, намерением человека. Поэтому я бы не стал однобоко решать этот вопрос.

— Правда ли, что Крещенская вода не портится, и куда можно выливать Крещенскую воду?

По-разному бывает. У нас нет никаких статистических данных, чтобы сделать выводы и понять, почему иногда она портится. Если все же Крещенская вода испортилась, то, по обычаю, ее надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место».

Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево.

В любом случае, если есть возможность, лучше ее не выливать в канализацию, потому что символические действия все же имеют значения для нашей души.

Также читайте статью «Улучшенная вода«.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

:

Источник: http://agydar.ru/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%B5%D0%BB.html

Крещенская вода: вера и суеверия

Крещенская вода: вера и суеверия

О том, что крещенская вода – особенная, святая, знают практически все. Но в чем именно ее сила, откуда она берется и как с ней обращаться, достоверно осведомлены немногие, что порождает множество суеверий и предрассудков. На самые популярные вопросы о крещенской воде отвечает протоиерей Максим Козлов. 

Великое освящение воды

В сочельник и в праздник Крещения Господня во всех православных церквях совершается Великое освящение воды (Великая Агиасма). Также на Крещение после богослужения священнослужители часто освящают и близлежащие источники – озера, реки, пруды.

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак.

Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.

Однако же главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.


Купание в Иордани

Есть и благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь.

Главное при этом – не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем.

Стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.

Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.

Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Имеющий таковое расположение получит несомненную духовную пользу от крещенского водопогружения.


Святая вода от 18 и 19 января: в чем разница?

Приводим ответ иеромонаха Иова (Гумерова):

Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна.

Основание для Великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого. Следовательно, праздник уже начался.

В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста.

В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных.

Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи.

Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.

В первые века (включая даже IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял Крещение наш Спаситель. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера.

К крещенской воде христиане имеют великое благоговение. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год.

И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» (Беседа XXXVII.

На Крещение).

Надо помнить, что вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января.

А вот мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле – предрассудок.  Это удел нецерковных СМИ и разных «кумушек».

Оно восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.

Рисуем кресты и кропим жилье

Зато есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому Сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи.

В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но «могий вместити, да вместит». В любом случае можно порекомендовать держаться второй и не менее значимой части этого обычая и окропить весь дом, как и говорит Типикон, крещенской водой.

В этот день кропят «даже и под ноги» – там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.

Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения?

Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявления) Церковь не устанавливает.

Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.

Если святая вода испортилась

Если святая вода испортилась,  ее следует вылить в какое-то непопираемое место, скажем, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года, допускает обычное употребление, т.е.

сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно – с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде – и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок.

Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует.

“Татьянин день”

ЕСЛИ У ВАС ИМЕЮТСЯ ВОПРОСЫ, ЗАДАЙТЕ ИХ СВЯЩЕННИКУ.

Источник: http://trifon.kiev.ua/2016/01/15/kreshhenskaya-voda-vera-i-sueveriya/

Крещенская вода: вера и суеверия — Троицкое благочиние г. МосквыТроицкое благочиние г. Москвы

Крещенская вода: вера и суеверия

Великое освящение воды. В сочельник и в праздник Крещения Господня во всех православных церквях совершается Великое освящение воды (Великая Агиасма). Также на Крещение после богослужения священнослужители часто освящают и близлежащие источники — озера, реки, пруды.

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак.

Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.

Однако же главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

Святое Богоявление — великий двунадесятый праздник, совершаемый 6/19 января, иначе называемый Крещением Господним, так как в этот день Церковь вспоминает крещение Спасителя от Иоанна Предтечи в реке Иордан (Мф. 3:13-17).

 
Название «Богоявление» усвоено празднику потому, что при крещении Иисуса Христа было явление всех трех Лиц Божества: Отец гласом с неба свидетельствовал о Сыне, и Святой Дух в виде голубя снизошел на Иисуса Христа, подтверждая слова Отца.

В навечерие Богоявления и в самый день праздника совершается великое освящение воды.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Купание в Иордани

Есть и благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь.

Главное при этом – не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем.

Стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.

Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.

Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Имеющий таковое расположение получит несомненную духовную пользу от крещенского водопогружения. 

Святая вода от 18 и 19 января: в чем разница?

Надо помнить, что вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднство Богоявления. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой). 

А вот мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле – предрассудок.  Это удел нецерковных СМИ и разных «кумушек».

Оно восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.

Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения? 

Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявления) Церковь не устанавливает.

Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.