Критерии готовности к школе

Содержание

Готовность детей к обучению в школе: критерии и особенности

Критерии готовности к школе

Часто, преследуя собственные амбиционные, а часто и эгоистичные цели, желая доказать ближайшему окружению, что их ребенок самый умный и самый способный, родители спешат отдать его в учебное заведение как можно раньше. При этом взрослыми игнорируются основные компоненты психологической готовности ребенка к школе, акцент делается совсем на иные аспекты. Насколько правы такие мамы и папы? Не лишают ли они тем самым малыша детства?

Родителей, которые отдают пятилетнего малыша в первый класс, может подвигнуть к этому опасная фантазия: мол, со временем ребенок вольется в коллектив и возрастная разница ощущаться не будет.

Нельзя делать ставку на столь ненадежную теорию! За время работы в школе практически никогда не встречаются семилетки, у которых были бы значительные трудности со школьной адаптацией, а вот пятилетних детей с такой проблемой — сколько угодно.

Самое печальное, что даже в пятом-шестом классе их будут подстерегать новые трудности в виде несовпадения возрастных интересов со своими одноклассниками, у которых на год раньше начнется подростковый период.

Психологическим особенностям готовности детей к школе и посвящен данный материал.

Компоненты психологической готовности ребенка к школе: основные аспекты

Основная масса родителей полагает, что показатель хорошей адаптации ребенка — это его готовность к обучению школе, то есть умение читать и писать. Психологической готовностью к школе называют наличие набора качеств, позволяющих прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Тем временем основными компонентами готовности ребенка к школе являются:

  • мотивационную готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации;
  • определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя;
  • определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
  • хорошее развитие фонематического слуха.

Как видите, в этих аспектах нет ни слова о технике чтения или каллиграфии.

Министерством образования России, а также и многих других стран СНГ запрещено тестирование детей с целью определения их психологической и педагогической готовности к обучению в школе.

Каждый ребенок может осуществить свое право на образование без учета уровня его подготовки, тем более проверки навыков письма и чтения. Даже в специализированные школы прием не может проходить с проверкой вышеперечисленных умений. Этому ребенок должен научиться в самой школе.

Надо ли говорить, что далеко не все учебные заведения придерживаются в этом буквы закона, зато знание букв самими детьми, а также наличие навыков чтения при приеме в школу стали чуть ли не обязательными.

Налицо невероятное несоответствие школьных запросов с законодательством и психофизическими возможностями самого ребенка. При установке основных критериев готовности детей к школе полагаться можно только на благоразумие специалистов, работающих в школе, и самих родителей.

Основные критерии готовности к занятиям в школе

Воспринимая психологическую готовность ребенка к занятиям школе как умение читать, писать и считать, вы изначально рискуете свернуть с дороги знаний на путь мировых рекордов, а там можно потерять многое: стремление ребенка узнавать что-то новое, удовольствие от процесса познания, взаимопонимание между вами и просто его здоровье.

Интересные занятия в компании мамы или папы еще никому не вредили. На уровне игры, ни в коем случае не заставляя, отводя на занятия 20-25 минут, вы сможете поддержать положительную школьную мотивацию и дать ребенку дополнительное время общения с вами.

Тем более что развивающими материалами пестрят полки книжных магазинов. Развивайте обобщение, логику, мелкую моторику, учите буквы и цифры. Ваше взаимодействие будет ценно и важно, но только если оно будет проходить в указанном режиме.

Главное — избежать подобия со школьными уроками с их строгой дисциплиной и оценками, а также погони за результатами в угоду родительским амбициям.

Мамы и папы, делающие упор не на основных критериях психологической готовности ребенка к школе, а на раннем развитии своего ребенка, не хотят для своего чада ничего плохого.

Но дело в том, что информации о психологических особенностях детей недостаточно, зато рекламы всевозможных методик и клубов раннего развития в избытке.

А ведь такие компоненты готовности детей к школе, как особенности развития и восприятия в возрасте 5 лет в корне отличаются от запросов 6-7-летнего возраста.

Опасная эстафета в погоне за знаниями начинается еще в садике. Во многом детские сады забыли свое истинное предназначение: вместо того чтобы учить детей играть, их, увы, запугивают школьными нагрузками. Дети много времени проводят за столами, почти не уделяя внимания играм.

Учитывая особенности готовности ребенка к обучению в школе, для психофизического здоровья пятилетнего ребенка опасно предлагать ему учебу вместо игры.

Предъявляя пятилетнему малышу требования семилеток, вы попросту пугаете его, ведь он невнимателен, неусидчив, плохо разговаривает, больше хочет играть, а не сидеть за книгой.

В нем попросту еще не сформировались ни потребности, ни физические возможности, ни мотивы, уместные для школьной деятельности.

Вспомните, разве вас не пугала перспектива самостоятельности, когда вы, в свои семь лет, думали о том, как будете жить без мамы и папы? Для серьезных жизненных шагов должно прийти время, созреть желание и возникнуть необходимость. А в возрасте 5 лет ни о каких базовых компонентах готовности ребенка к обучению в школе речи не идет, все желания и необходимость малыша сводятся к одному — поиграть.

Именно этому мотиву отданы основные жизненные силы маленького человека и не только потому, что он маленький и несмышленый, а еще и потому, что для выживания в человеческой стае необходимо уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Пятилетний ребенок занят жизненно важным делом. С этого возраста детские игры усложняются.

Чтобы чувствовать себя уверенно в группе сверстников, ребенку необходимы не только умение дружно играть, но и умение придумывать, интересные игры.

Именно такие ребята становятся желанными партнерами для любой детской компании. Проиграть, отрепетировать множество сложных жизненных, сказочных и социальных ситуаций — вот важнейшая работа пятилетки.

Мы учим наших пятилетних детей чтению и письму, забывая об их естественных потребностях. Как результат мы получаем читающих и считающих малышей, которым сложно взаимодействовать с другими людьми, ведь свою генеральную репетицию человеческих отношений — игру — они пропустили.

Более того, такие дети, скорее всего, будут считать, что школа — это сложное и скучное занятие.

В пятилетием возрасте настоящей родительской помощью будут лишние полчаса игры с ребенком, совестное изобретение новой забавы, изменение сюжета сказки, просто чтение интересных историй и сказок своему ребенку.

Еще одна неоспоримая заслуга игровой деятельности — это подготовка к учебе. Изначально познавательные мотивы проявляются как раз в игре и именно в ней эволюционируют в самостоятельную потребность. Отдавая ребенка в школу слишком рано, не учитывая критерии готовности, родители совершают революцию, бросают малыша в бой, к которому он не успел подготовиться.

Родители, отдавших своих пятилеток в школу, думают о том, чтобы немедленно забрать его оттуда и отдать позже. Это возможно, и такие случаи не единичны. Ребенку придется расстаться с друзьями? — да. Трудно будет устроить его в детский сад? — да.

Зато разрешатся возникшие сложности, и когда ребенок возвратится в школу в следующем году, родители не пожалеют о своем решении. Поговорите с учителем, которому доверяете, с психологом, родственниками — не оставайтесь в опасной компании своей проблемы, в надежде, что все уладится само собой.

Но жизнь сложна, и бывают ситуации, когда хотелось бы все исправить, да нельзя или не получается.

Какие особенности нужно учитывать при определении готовности ребенка к школе, как реагировать на оценки, ошибки, как делать домашнее задание — обо всем этом написано специально для вас и вашего маленького сынишки или доченьки, которым играть хочется больше, чем учиться, и они в этом не виноваты.

Источник: //u-girl.ru/gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole

Готовность к школе: навыки и знания

Критерии готовности к школе

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе.

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе. Это правильный подход ответственных и любящих родителей. Важно знать, готов ли малыш к новым испытаниям или некоторые знания и навыки необходимо срочно подтянуть.

Критерии готовности ребёнка к школе и их характеристика

Сегодня можно выделить несколько основных критериев готовности ребенка к школе:

Социально-психологический критерий 

В этом термине кроется наличие учебной мотивации у малыша. Хочет ли он получать знания? Готов ли к новой информации и походам в школе? Ваша задача, как родителя, объяснить малышу всю важность процесса обучения для его настоящего и будущего.

Еще один важный момент — умение ребенка взаимодействовать со своими будущими одноклассниками, сверстниками. Кроме этого, малыш должен слушаться учителя, выполнять его требования, контролировать свое поведение и уметь адекватно реагировать на замечания.

О социальной зрелости ребенка можно говорить, если он нормально общается с другими людьми, хорошо чувствует себя в группах, быстро подстраивается под их интересы. Ребенок должен уметь правильно играть свою новую роль школьника — это очень важно.

Что касается эмоциональной составляющей, то малыш должен обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости, научиться регулировать свое поведение, правильно реагировать на все происходящее вокруг (без излишней импульсивности).

Интеллектуальный критерий 

Ребенок должен уметь мыслить и логически излагать свою позицию, объединять предметы по определенным признакам и находить различия. Важно определить, умеет ли ребенок находить логические связи между явлениями и предметами.

Малыш должен уметь удерживать внимание на одном деле хотя бы 10–15 минут. Если даются инструкции, то важно понаблюдать, насколько внимательно он их слушает и выполняет.

Критерием интеллектуальной зрелости считается наличие у ребенка определенного объема знаний об окружающих его предметах, адекватного восприятия действительности.

Проследите, насколько развиты у малыша познавательные процессы — мышление, память, внимание, речь, воображение и так далее.

Должны быть на определенном уровне и предметно-специфические знания — речевая подготовка, представления о математике и так далее.

Психологический критерий 

  1. Должны быть хорошо развиты мелкие мышцы руки (владением карандашом и ножницами является обязательным). 
  2. Уделите внимание координации и пространственной ориентации. Очень важно, чтобы ребенок определял положения выше-ниже, слева-справа, вперед-назад и так далее. 
  3. Важный момент — координация в системе рука-глаз. Малыш должен с легкостью переносить увиденный простой узор на тетрадный лист.

Тесты для оценки готовности ребенка к школе

Чтобы выявить, насколько ваш малыш готов к школе, можно провести несколько простых тестов:

Оценка психосоциальной зрелости: 

Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов.

Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее.

Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов малыш к школе или нет. Более подробно по этому тесту можно почитать в сети.

Ориентационный тест: 

С его помощью можно определить уровень мышления малыша, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:

  • рисунок мужской фигуры малыш выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;
  • копирование словосочетания — простое задание для малыша этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как малыш сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;
  • на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание малышу нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.

Если по сумме трех заданий ваш малыш набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.

Конечно, данный тест далеко не единственный и дан лишь для примера. Проверку готовности ребенка к школе желательно проводить заблаговременно, чтобы была возможность подтянуть «хвосты».

Источник: //www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr61/pgotovnost-knbspshkole-navyki-inbspznaniyap

Как определить готовность ребенка к школе

Критерии готовности к школе

В жизни каждой семьи наступает время, когда любимому чаду пора в школу. Как определить, когда это время пришло? В 6, 7 или 8 лет? Чтобы принять правильное решение, необходимо определить готовность ребенка к школе.

Критерии готовности ребенка к школе:

  • физическая готовность;
  • социальная готовность;
  • психологическая готовность;
  • интеллектуальная готовность.

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками.

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано, постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Социальная и психологическая готовность

Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.

Критерии социальной готовности:

  • умение вести себя сдержанно на уроке;
  • умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».

Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»

Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.

Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:

  • адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
  • соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.

Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми.

Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.

Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.

Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения. Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п.

В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.

Интеллектуальная готовность

Имеется ввиду подготовка к восприятию учебных дисциплин (чтение, письмо, грамматика, математика). В этом вам помогут игры и задания для подготовки ребенка к школе.

Подготовка к школе: что должен знать и уметь ребенок

  • Знать имена всех членов семьи и, конечно, свое. Уметь рассказать о себе, своих интересах.
  • Иметь представление о времени: утро, день, вечер, час, минута, неделя, месяц, год. Знать названия дней недели и месяцев, времен года. Уметь объяснять, чем одно время года отличается от другого.
  • Ребенок должен уметь классифифцировать предметы, объединять их по общему признаку: стул, стол, шкаф — это мебель; голубь, ворона, утка — это птицы и т.п.
  • Уметь обслуживать себя: одеваться, застегивать пуговицы и замки, завязывать шнурки.
  • Знать и различать цвета.
  • Уметь вести себя в общественных местах, проявлять внимательность и усидчивость на уроке.
  • Понимать значение слов «Где?», «Когда?», «Почему?».
  • Уметь общаться со старшими и сверстниками.

Подготовка к письму

  • развитие мелкой моторики;
  • умение ориентироваться в тетрадной клетке и линейке;
  • умение держать правильно ручку.

Подготовка к чтению и развитию речи

  • умение узнавать и выделять звук в слове на слух;
  • умение понимать прочитанное;
  • умение отвечать на вопросы к тексту;
  • умение выражать свои мысли.

Подготовка к математике

  • владение счетом в пределах 10;
  • развитие пространственного восприятия (вверх — вниз, слева  — справа, больше — меньше, горизонтальный — вертикальный и т.п.);
  • умение находить лишний предмет, объединять предметы в группы по какому-либо признаку.

Советы родителям по подготовке ребенка к школе

  1. Проводите занятия в форме игры или общения.
  2. Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.

  3.  С 5-6 лет  в качестве подготовки к школе можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
  4. Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.

  5. Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

Что еще нужно знать родителям

Закон «Об образовании» гласит:

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (Ст. 5 п.1)

Это значит, что ваш ребенок имеет право обучаться в школе, независимо от его подготовки и способностей.

Независимо от того некоторые школы устраивают «отборочные туры» при поступлении детей, мотивируя это тем, что у них углубленное изучение каких-либо предметов, и неподготовленному ребенку будет трудно у них обучаться. На самом деле, тестирование учеников можно проводить уже после поступления ребенка в школу с целью планирования индивидуальной работы.

Родители, в свою очередь, не должны забывать о своих обязанностях обеспечить ребенку условия обучения. Они должны подготовить средства обучения, спортивную и школьную форму (если это оговорено в Уставе школы). Школа со своей стороны должна предоставить учебники и учебные пособия.

Подведем итог. Умение читать еще не значит, что ребенок готов к школе. Наиболее важной здесь является психологическая готовность. Чем более психологически ребенок готов к школе, тем легче протекает адаптационный период. У неподготовленных детей зачастую появляются трудности с обучением или дисциплиной. 

Отдавая ребенка в школу раньше времени, вы подвергаете его стрессу. Дайте побыть ему еще малышом, каким бы гением он вам не казался. Если ребенок намного младше одноклассников, то у него может не сложиться общение, что может вызвать нежелание ходить в школу и негатив.

С другой стороны, задерживать поступление без весомой причины тоже не следует. Нужно понимать, что ребенок взрослеет и перестать относиться к нему как к маленькому.

Источник: //be-happywoman.ru/razvitiye-rebenka/kak-opredelit-gotovnost-rebenka-k-shkole

5 критериев готовности ребенка к школе

Критерии готовности к школе

Иногда у психолога спрашивают: «Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?». Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику.

Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом.

Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата.

Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.

Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание.

Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего.

Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям.

Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика.

Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя.

Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход.

Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, знакомых, няни, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей).

Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.

Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

Мы разработали курс «Психологическая готовность к школе», который поможет ребятам обрести уверенность и необходимые навыки, чтобы пойти в первый класс с удовольствием и без проблем!

Авторы — специалисты НОУ ДО «Архитектура будущего»

Источник: //mel.fm/blog/nikita-karpov/71234-5-kriteriyev-gotovnosti-rebenka-k-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.