Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Содержание

Нужно ли водить ребенка в кружки и секции: все за и против

Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие мамы задаются вопросом, когда и с какого возраста можно уже отдавать малыша в какой-то определенный или какой- нить вообще кружок. Но так же многие мамы даже и не подумывали об этом, им прекрасно живется и без подобного рода занятий.

Я отношусь к первой категории и меня волновало много вопросов, относительно выбора секции для своего сына, в частности: куда, когда, с какого возраста, нужно ли, интересно ли будет ребенку?  Все эти вопросы роем кружились в моей голове и я начала мозговой штурм, когда моему сыну исполнилось 6 месяцев. Но вообще я подумывала и раньше, но не было времени и сил на дополнительную деятельность.

Итакс, нужно ли водить ребенка в кружки и секции? Рассмотрим все плюсы и минусы посещения подобных мероприятий. Узнаем возможные варианты занятий для детей в возрасте от года до школы.

Плюсы

  1. Смена впечатлений. Если ребенок ходит в сад или находится дома с мамой изо дня в день, это прекраснейший вариант сменить обстановку. Получить новые ощущения как в общении, так и в деятельности. Другие стены, другие люди, другая атмосфера. Пусть ребенок здесь и не в первый раз, но все равно другие игрушки, другие ребята.

    Так же может быть поводом для раннего ухода из сада например. Моя подруга забирает сына из садика 2 раза в неделю сразу после полдника и они едут на тренировку и в бассейн. Так ребенок безмерно счастлив, что его забрали пораньше, хотя в сад ходить любит.

  2. Ребенок занят делом.

    Это наиболее мотивированная для родителей причина, чтобы увлечь ребенка каким-нибудь делом, для того чтобы он бесцельно не болтался дома, а заодно и приобрел какой-то полезный навык.

  3. Общение. Возможность завести новых друзей и знакомых как ребенку, так и вам, дорогие взрослые.

    Как часто, ожидая в холле ребенка мы невольно беседуем с другими мамочками. Так же это полезно особенно для стеснительных детей, которые сторонятся заводить новые связи, здесь обстановка намного теплее и ближе, деток объединяет общее дело и общение происходит как бы между прочим.

  4. Ответственность, память, внимание, самостоятельность.

    Все эти качества ребенок приобретает, конечно с возрастом, сначала мама руководит процессом, но потом ребенок начинает самостоятельно вести деятельность, возможны какие-то задания для повторения дома, он готовит себе сумку с принадлежностями, знает, когда нужно идти.

  5. Развиваемся. Развиваем ребенка и его способности.

    Смотря какого наклона кружок конечно. Физические, интеллектуальные или творческие успехи через некоторое время систематических посещений не заставят себя ждать.

  6. Повышение уровня самооценки и уверенности в себе. Особенно, когда ребенку нравятся занятия.

    Подбадривайте в неудачах, замечайте  победы, разговаривайте до и после занятий, обсуждайте: что хочет, что не хочет, как прошло, что делали, что не смог сделать, что хотел сделать? Это вас еще больше сблизит.

Минусы

У каждой монетки есть оборотная сторона, взглянем и на нее:

  1. Нагрузка. Но здесь можно регулировать ее уровень. Не нужно таскать ребенка семь дней в неделю по всевозможным кружкам. Если вы заметили, что ребенок начал сильно уставать, переутомляться,  откажитесь от плотного графика, посещайте мероприятия реже.

  2. Спланировать распорядок занятий ребенка и учесть свои планы бывает не всегда возможно.
  3. Дискомфорт. Если ребенок будет ходить в кружок, который ему не интересен. Думаю хорошего здесь мало, вы только еще больше ухудшите отношения, разовьете комплексы у ребенка и думаю успехами будет радовать вас не часто.

  4. Продолжительность занятий тоже играет немаловажную роль. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка вы должны оценить,  как отразится на здоровье вашего ребенка, не стоит его перегружать и изматывать. По принципу: «подольше позанимается, крепче спать будет».

    Переутомляемость будет накапливаться и тем самым снижается работоспособность и общие показатели активности и психического здоровья ребенка.

Как выбрать кружок или секцию для ребенка?

Выбор секции для ребенка может зависеть от многих факторов:

  1. Ваше время.
  2. Ваше желание. Ребенка придется туда отвозить или отводить, потом опять забирать или ожидать там, в чем согласитесь мало приятного. За это время можно было бы дома сварить отличный борщец.

    Выбирайте, что для вас важнее: с пользой проведенное время ребенка или ваше.

  3. Ваши финансы. В настоящее время все эти кружочки стоят не дешево, потянет ли дополнительную статью расходов ваш бюджет?
  4. Желание ребенка.
  5. Возраст ребенка. Во всех секциях есть свои возрастные ограничения.

  6. Территориальная удаленность. Некоторые секции находятся достаточно далеко от нашего проживания. Не каждый родитель способен после работы тащиться по пробкам в другой конец города, да и тащить еще и ребенка. Пока доедешь уже и заниматься не хочется, хотя бывают и такие случаи.

    Не все желанные секции имеются в городе, где проживаете.

Вы можете ранжировать в любой последовательности, так как важность данных вещей у каждого своя.

Варианты занятий

  • Спортивные секции. ребенок отлично развивается физически и психически. Развивается выносливость, ловкость, координация и равновесие. Он получает умеренная кардионагрузку, приобретает хорошую осанку, иммунитет. Ребенок собран, уравновешен, уверен в себе и своих силах. Общие: бассейн с рождения, всевозможные танцы с 3 лет, теннис с 5 лет. Для мальчишек: беговел с 1,5 лет, велосипед с 4 лет, картинг с 6 лет, биатлон, хоккей, футбол, единоборства с 5 лет. Для девочек: легкая атлетика с 4 лет, фигурное катание с 3 лет, балет.
  • Интеллектуальные кружки. Развивают память и логику. Иностранные языки с 3 лет, шахматы с 4 лет.
  • Творческие. Сейчас, в наше время существует множество школ раннего развития, где можно уже с года водить малышей на первые занятия лепки, рисования пальчиками и первыми знаниями об окружающем мире вместе с мамами. Мы посещали подобного рода мероприятия. Отлично развивают мелкую и крупную моторику, и в зависимости от направления: если ребенок рисует, то эстетический вкус, воображение, фантазию. Далее, когда ребенок подрастет, можете сменить сферу творчества и заняться уже более серьезным делом. Для мальчиков: выжигание, моделирование. Для девочек: шитье, вязание, мягкая игрушка, мыловарение, бисероплетение. Общее: изо, оригами, опыты, лепка.
  • Музыкальные. Развивают музыкальный слух, чувство такта, ритма, внимание, хорошо дисциплинируют, учат концентрироваться. Распространенные: скрипка, фортепиано, гитара, вокал.

Советы для родителей

  1. Зачем мы отдаем ребенка в кружки и секции? Подумайте, не заставляйте из-под палки идти на занятия, предложите альтернативу, предоставьте право выбора, пусть сам решит, куда хочет ходить. Если все же хотите, чтобы ребенок начал посещать именно эти занятия, то сумейте правильно мотивировать его, заинтересовать, проявите фантазию и смекалку, чтобы его увлечь и заинтересовать.

    Включайте, якобы для личного просмотра, видео, где, например, идут соревнования по легкой атлетике, если воспитываете гимнаста, а коли хотите скрипача, то включайте концерты.

  2. Обратите внимание, если ребенок не хочет идти, постоянно противится, может нужно сменить поле деятельности, поговорите с ребенком, расспросите его.

    Если разговор не дает ничего, то попробуйте как-нибудь невзначай спросить, наблюдайте за ребенком, что он смотрит: какие мультики, фильмы. Спрашивайте после просмотренного: понравилось? почему? чем увлекло? Так вы сможете понять, что нравится вашему малышу. Но как правило, дети открыто заявляют, чем они хотят заниматься.

    Только они так часто могут менять свое мнение, что за ним и не угонишься. Буквально сегодня он хотел кататься на великах, завтра он уже в футбол хочет, про завтра и подумать страшно. Конечно, это не значит, что нужно скакать из кружка в кружок каждый месяц. Объясняйте ему.

  3. Не гонитесь за знакомыми и подругами ради соперничества или зависти.

    Если они ходят на танцы, это не значит, что танцы будут нравиться и вашему ребенку. Хотя часто бывает, что дети и родители сплочаются и вместе ходят на занятия, все индивидуально. Акцент на том, что если ребенок не хочет, не настаивайте.

  4. Учитывайте темперамент и шкалу активности вашего ребенка. Если ребенок егоза, не может усидеть на месте, ему подойдут активные виды спорта.

    Лепка и конструирование корабликов покажутся ему скучным занятием.

  5. Если ребенок после занятий вам хочет продемонстрировать свои новые навыки и умения, не ссылайтесь на усталость и плохое настроение, обязательно оцените молодчинку.
  6. Если ребенок только начитает ходить в какой-то кружок, сразу не оплачивайте абонемент на несколько месяцев.

    Сейчас много проходит акций  подобного рода и родители, ради экономии приобретают абонементы на несколько месяцев вперед, не задумываясь над тем, если ребенок не захочет посещать секцию, я уже не говорю про другие обстоятельства.

Что думает ваш ребенок

Очень часто родители это мнение совсем не учитывают, ведь он еще мал и не может адекватно оценивать то, что ему нужно сейчас, а мы знаем, у нас же жизненный опыт…

На самом деле это не так. Даже 1,5 годовалого малыша уже можно понять без слов: нравятся ему подобные визиты или нет. Да, он не может вам сообщить вербально, но его настроение, его поведение, должно вам, как матери, дать точный ответ.

Не проживайте свою жизнь заново в своем ребенке. Если вы мечтали в детстве походить на волейбол, не нужно туда волоком тащить своего сына. Дайте ему решить самому.

Кружки и секции, приведенные здесь, это только те, которые вспомнила, на самом деле их бесчисленное множество, выбирайте, которые больше устраивают вас и вашего ребенка по личным критериям.

Спасибо, что дочитали до конца, было хоть интересно?

Надеюсь, что да. Пишите комментарии, какие секции посещаете со своим малышом, какие у него успехи?

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: //polonskaya-blog.ru/nuzhny-li-rebenku-kruzhki-i-sektsii/

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе.

Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина

Внешкольная деятельность до сих пор оставалась белым пятном исследований детства.

Данные об учреждениях дополнительного образования детей, которые были получены в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей этих структур, не позволяют судить о предпочтениях детей и влияния внеклассной активности на их самооценку и развитие. Даниил Александров и Валерия Иванюшина впервые представили широкомасштабное исследование, которое позволяет дать ответы на эти вопросы.

Эксперты опросили самих потребителей внеклассных услуг – школьников. «Математика» проекта составила свыше 6 тысяч анкет, полученных в четырех регионах России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Томской областях.

Респондентами стали девятиклассники, живущие в населенных пунктах разной величины: от мегаполиса (Санкт-Петербург) до малых городов и сел. Их просили вспомнить свой опыт посещения кружков в начальной и средней школе (список разновидностей занятий включал 45 позиций).

Сюжетами исследования стали охват и инфраструктура дополнительного образования, наиболее популярные виды занятий и возрастные «пики» внеклассной активности. Были изучены и причины неучастия в кружках.

Наконец, анализировалась связь между внеучебными занятиями и самооценкой детей и удовлетворенностью школой.

Итоги исследования опубликованы в статье «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников», вышедшей в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Кружки доступны не всем

«Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию, – отметили Александров и Иванюшина, ссылаясь на развитую систему дополнительного образования в СССР. – Эта практика до сих пор широко применена».

Тем не менее, как подтвердило исследование, часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах таких респондентов – 4%, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.

Между тем, внешкольная деятельность позволяет детям приобрести те навыки, которые не всегда могут быть получены на уроках, подчеркивают авторы статьи. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия.

Они проходят под руководством опытных наставников, укладываются в определенное расписание и нацелены на развитие специфических способностей.

Среди социализирующих навыков, которые формируют кружки, эксперты выделяют умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться.

Для выяснения причин неучастия детей в кружках исследователи включили в анкету вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Примечательно, что ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже ходит в кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.

Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, могли выбрать три варианта объяснений. Чаще всего респонденты сетуют на нехватку времени. Таковы ответы 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Подобная ситуация может быть связана с возрастанием школьной нагрузки к девятому классу, комментируют авторы статьи.

Вторая частая причина, по которой дети не занимаются в кружках, – отсутствие в поселении инфраструктуры дополнительного образования. Если в городах этот вариант выбрали примерно четверть (25-28%) детей, то в поселках – уже половина школьников, рассказали эксперты. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.

Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.

Большинство школьников занимаются спортом

Виды занятий были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов, искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки (10 видов), иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.).

По данным исследования, дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.

Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%).

Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Наиболее популярные – математические и компьютерные.

Это направление внешкольного образования нуждается в дополнительных мерах развития, констатируют исследователи. К слову, в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей.

Девочки любят изящные искусства, мальчики – спорт

Гендерные предпочтения относительно кружков проявляются довольно ярко. И девочки, и мальчики одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. Однако в остальном выбранные ими занятия различаются.

У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд.

В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух.

Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (2,45 кружка на мальчика и 2,4 кружка на девочку), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.

С возрастом детей больше интересует культура тела

Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы.

В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.

), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.

Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботу о здоровье. Частота таких занятий возрастает к девятому классу.

В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках. Впрочем, в мегаполисах и предложение намного шире.

Центрами дополнительного образования стали школы

Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, стали общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%), подсчитали Александров и Иванюшина.

Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.

Кружки повышают самооценку детей

Исследователи сравнили влияние, которое оказывают структурированные и неструктурированные (самостоятельные) занятия спортом на самооценку школьника – общую, физическую и академическую. Эти виды самооценки стали зависимыми переменными при построении регрессионных моделей. Независимые переменные – частота структурированных и «бессистемных» занятий.

Как можно было предвидеть, самая сильная связь существует между занятиями спортом и физической самооценкой. Причем эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее (регрессионный коэффициент связи составляет 0,316; в случае с неструктурированными занятиями этот показатель – лишь 0,092).

«Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, – подчеркнули авторы статьи. – Причем эффект сильнее для структурированных занятий». Регрессионный коэффициент связи составляет здесь 0,123 (для самостоятельных занятий – 0,040).

Общая самооценка также положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект и довольно слабый (0,044).

В работе была выявлена связь между занятиями спортом и чувством удовлетворенности школой. Можно предположить, что эта связь будет сильнее тогда, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях, добавляют исследователи.

Таким образом, структурированный спорт – а это, напомним, самая существенная часть внешкольных занятий – не только хорошо воздействует на физическое здоровье ребенка, но и помогает формированию позитивного отношения к учебе и к самой школе.

Необходимо и дальше исследовать, как занятия в кружках и секциях влияют на академическую успеваемость и социально-психологические установки детей с учетом их индивидуальных и семейных характеристик.

Такие данные позволят сделать то, что давно назрело: сформулировать обоснованную стратегию формирования инфраструктуры дополнительного образования.

А затем создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к кружкам и секциям детям из разных семей и населенных пунктов, отметили исследователи.

См. также:

Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родителей и детей разделяет масс-культура
Современные дети живут в «сети»
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Детям мигрантов нужно помочь с адаптацией

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 октября, 2014 г. Образование детство образование Школа

на IQ.HSE

Источник: //iq.hse.ru/1754968.html

Пять ошибок при выборе дополнительного образования для ребенка

Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Продолжаем серию статей, посвященных выбору кружка для ребенка. Сегодня поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей при выборе секции и мифах, которые окружают этот выбор.

О том, стоит ли лишать ребенка детства, какой кружок самый правильный и могут ли родители заменить педагогов. В прошлый раз мы составили рейтинг самых перспективных направлений дополнительного образования.

 

Драмкружок, кружок по фото — это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок (Агния Барто)

Занятие в кружке робототехники, Екатеринбург

1. Нельзя лишать ребенка детства

Ошибка номер один, самый вредный и ужасный миф – это «не надо лишать ребенка детства». Результат действия мифа – не выбрать ничего: «Пусть он больше гуляет и играет на свежем воздухе, гоняет мяч во дворе, а нагрузки и в школе огромные».

«Пусть бегает во дворе, играет и отдыхает!»

Согласно статистике, в 36 % семей дети не посещает дополнительные кружки и секции. Что думают эти родители? 46 % говорят, что ребенку секции не нужны, 5 % отвечают, что «занятия в кружках и секциях не представляют интереса для самого ребенка». Цифры пугающие. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет возможности водить ребенка на занятия.

«Нельзя лишать детства» – это такая удобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), – болезненно для собственной совести и самолюбия. А вот оправдать свое бездействие благими намерениями уже гораздо легче.

«И почему сейчас стало модно лишать детей детства?»

К сожалению, этот миф культивируется многими врачами и психологами. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки.

«Он слишком много учится, вам лучше бросить все дополнительные занятия, у вас и так специализированная школа!», – сказали мне самой на последнем приеме у врача.

«Но ему нравится учиться, он с удовольствием делает уроки и посещает свои секции», – пыталась возразить я. «Такого не может быть!», – был вердикт.

И в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что вы без проблем найдете «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий.

У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не лишайте своего ребенка детства – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.

Занятие в школе им. Анатолия Карпова, Москва

2. Выбрать «самый лучший» кружок и бояться его бросить

Противоположность приверженцев первого мифа – те, кто подходит к выбору слишком серьезно, делает это раз и навсегда. «Это действительно лучшая школа, в ней готовят олимпийских чемпионов, мой ребенок тоже станет чемпионом».

А если не станет? Если вдруг состояние здоровья не позволит, ну или просто рядом окажутся те, кто сильнее и быстрее. Если, наконец, ребенку разонравится? Или если вы поймете, что не такого будущего желаете своему ребенку?

Дети ищут помощи в интернете, не зная что делать с родителями-тиранами

Петя с 5 лет занимался карате, каждый день тренировки, сборы и все такое. Конечно, это была прекрасная школа, в которой действительно приготовили нескольких победителей всероссийских и даже международных соревнований.

Когда Пете было 12 лет, он не прошел медицинскую комиссию, его пульс просто не восстановился после нагрузки за положенное время. «Мы больше не будем тренировать вашего ребенка, вы нам не подходите», – сказал маме тренер.

Кирилл занимался шахматами, занял второе место на всероссийских соревнованиях. Тренер строил большие планы на него. Но однажды папа Кирилла вдруг понял, что вовсе не хочет, чтоб сын стал шахматистом.

«Бросай ты это дело, Каспаров такой один, денег шахматами на заработаешь в нашей стране, давай лучше чем-нибудь еще займемся», – сказал папа.

Шахматы Кирилл бросил, а ощущение, что 5 лет, которые он ими занимался, были прожиты зря, осталось еще на многие годы. Заниматься чем-то еще не захотелось.

«Ты занимался в музыкальной школе 3 года, ты столько времени потратил, мы купили тебе дорогущее пианино, а ты бросить решил. Ну как так? Ну давай еще походим, ведь и педагоги говорят, что у тебя отлично получается.

Ты уже большой, возьми себя в руки!» Знакомо? Говорили что-то аналогичное своему ребенку, решившему бросить старательно выбранную вами секцию? «Играй сама на своем пианино!», – наверняка он вам ответил.

И он совершенно прав.

Младший и средний школьный возраст – замечательное время, вы можете экспериментировать, выбирать что-то эдакое, бросать и браться за что-то еще. Времени полно и его достаточно, чтобы попробовать все. И музыкалку, и роботов, и немецкий, и даже вышивание крестиком.

Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет.

Занятие в кружке робототехники, Пермь

3. Физика с математикой и так есть в школе, зачем этим заниматься еще и в кружке

Вместо физики и математики в формулировку этого мифа можно поставить любой школьный предмет – естественно-научный или гуманитарный.

«У нас в школе действуют два отличных кружка по математике», – говорю я родителям на собрании в математической школе моего сына-пятиклассника, пытаясь привлечь туда учеников.

«Но зачем? Ведь у нас и так 6 уроков математики в неделю», – искренне недоумевают они.

Школьная программа – это очень «сухо», это бюрократически выверено, это то, что оставляет все меньше и меньше места для профессионального творчества.

Когда учитель в школе, талантливый и прекрасный учитель, делает шаг в строну от программы, сразу находятся особо «продвинутые» родители, которые идут жаловаться, что детям задают не то и требуют с них не то.

Подвергаясь мифу о том, что дополнительно заниматься стоит тем, что не включено в школьное расписание, ну или включено в виде одного-двух уроков в неделю, российские родители выбирают: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и музыкальные школы – по 6 %, рисование – 7 %, театр – 2 %.

Не хочу сказать ничего плохого об этом списке, в общем и мой старший сын посетил все из перечисленного в возрасте от 1,5 до 10 лет, но если вы делаете спортивную или танцевальную секцию единственной, выбираете ее не дополнительно к научным и техническим кружкам, а вместо них – ответьте себе честно на вопрос, кем вы ходите видеть вашего ребенка в будущем? И легко ли ему будет выжить в эру научно-технического прогресса с одним лишь умением рисовать?

Click To Tweet

Для статистики: в научно-технические кружки ходят 2 %, еще 1 % посещают занятия типа «Юный натуралист», биологию и экологию. Гуманитарные научные секции вообще не попали в результаты опроса, видимо количество выбирающих их, совсем ничтожно мало. Вместе с тем, занятия историей, например, – чуть ли не лучший способ научиться анализу фактов, интерпретации текстов, поиску истины.

Статистика ВЦИОМ, 2012

Научные кружки – будь то физика, биология или филология, это невероятно интересно, это то, что вам не даст общеобразовательная школа, это научное творчество, свобода мысли, развитие логики и критического мышления, это увлеченные педагоги (в дополнительное образование вообще редко идут не увлеченные).

Это, наконец, способ дать второй шанс химии, с которой у вашего ребенка не сложилось после двойки за забытую дома тетрадь, или истории, которую ребенок возненавидел из-за «вечно орущей исторички-истерички». Это шанс уйти от полученных в школе штампов, когда вам вынесли «приговор» – физик вы или лирик.

Занятие в кружке робототехники, Москва

4. Секцию ребенок не заслужил

Миша посещал кружок робототехники уже больше года, посещал с большим энтузиазмом, ему нравилось, собранные модели вполне удавались. В школе при этом тройка по информатике и физике (как такое может произойти – смотри последний абзац предыдущего пункта).

Когда ситуация в школе стала еще хуже, и даже тройки набирались с трудом, вместо того, чтобы подыскать Мише другую школу, в которой его знания в алгоритмизации и электротехнике будут замечены учителями, родители сказали ему: «Пока не исправишь оценки, про робототехнику забудь».

Лишить ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся из-за неудач в школе, – наверное самая большая ошибка, которую можно совершить. Делая так, родитель рискует, загубить последние капли заложенной природой жажды знаний. А потом этот родитель будет жаловаться, что ребенка ничего не интересует, искренне не понимая почему.

Зачастую родители выступают в роли горе-экспертов, полагая, что «не достоин», «не дорос», «не потянет», «не справится» и т.д. При такой оценке от самых близких людей «дорасти» будет гораздо сложнее, чем без нее.

Мама — горе-эксперт

Более экзотическая вариация этой ошибки — отправить ребенка в секцию в наказание за плохое поведение или учебу. «Ты из рук вон плохо заканчиваешь год, поэтому летом тебе вместо моря будет английский лагерь на целый месяц». Может ли быть польза от обучения, если оно является наказанием?

5. Дополнительным образованием можно заниматься дома

Можно и даже нужно. Но не достаточно! По трем основным причинам.

Первая. Секции и кружки – это не только обучение, это общение, социализация, умение работать в коллективе, умение принимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать. Дома все это получить невозможно.

Вторая. Думаете, если вы химик, то без проблем обучите химии ребенка? Педагог не только хорошо знает свой предмет. Не менее, а даже более важно, что он владеет методиками донести этот предмет до ребенка с учетом его возраста и особенностей. Общество ведь не зря придумало профессию учителя. Конечно, есть среди родителей уникумы, но их единицы. Не обольщайтесь!

Третья. Ребенок просто не в состоянии воспринимать вас как педагога. Учительство предполагает дисциплину, объективную оценку и множество других аспектов, которые не вяжутся с ролью родителя.

«Мама, ты же не учитель», – сказал мне 5-летний сын, когда я начала объяснять ему что-то, выбрав видимо неправильную интонацию. «Как это не учитель? Я в университете студентов учу?!», – парировала я.

«Вот там и учи, а дома ты мама».

«Дома есть LEGO Mindstorms, пусть собирает, зачем ходить в кружок робототехники? Разберется с LEGO – куплю Arduino», – недоумевает папа Максима, сам инженер-электрик.

Пожелаем удачи и терпения папе Максима! Если вы, как и этот папа, хотите устроить кружок робототехники у себя дома, – то специально для вас одна из наших следующих статей с обзором изучаемых платформ и практическими рекомендациями для родителей. А пока –

Отдайте ребенка в кружок! А потом еще в один, а потом еще в два. Дайте шанс развиться всем его скрытым талантам! Пусть учится пока у него есть возможность! А в условиях приближающегося лета, отличная альтернатива кружкам – летние лагеря научно-образовательного профиля.

Кружок робототехники у вас дома

>> Каталог кружков робототехники России и ближнего зарубежья.

Автор статьи Динара Гагарина. Все примеры в статье – настоящие, имена детей изменены. Статистические данные с сайта ВЦИОМ. Скриншоты с сайтов woman.ru, forumkharkov.com, otvety.google.ru.  Хабрахабр, Школа 1457 Москвы, Академия робототехники и программирования, Школа имени Анатолия Карпова.

headline, выбор, дети-изобретатели, для родителей, кружки и секции, кружок робототехники, обзор, обучение, робототехника, топ-5

Источник: //edurobots.ru/2014/05/5-oshibok-pri-vybore-kruzhka/

В какой кружок отдать ребенка: быстрее? выше? интереснее! | портал кидпассаж

Кружки и секции: пробовать разное или достигать рекордов?

Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 – на учебу в школе, 1/6 – на кино, 1/70 – на решение олимпиадных задач и 1/3 – на сон. Можно ли так жить?

(Школьная задача)

Большинство детей охотно занимаются самыми разными делами. Пробовать все, подражать взрослым – это способ дошкольников познавать мир. Расширять представление о своих возможностях – это мотивация школьников.

Как выбрать кружок для ребенка, чтобы занятие приносило пользу, – это животрепещущий вопрос всех родителей.

Об аргументах в защиту дополнительного образования и о том, какие занятия подходят детям разного возраста, вы узнаете из нашей статьи.

Польза дополнительного образования

Родители давно не отдают своих детей в кружки и спортивные секции только для того, что ребенок «без дела не сидел и по улице не шатался». Вот как выглядят современные доводы в пользу дополнительных занятий для ребенка.

  • Смена обстановки. После школьных занятий ребенку полезно переключиться на неформальную активность – подвигаться, пообщаться с другими людьми, поиграть, пошуметь.
  • Эмоциональная разгрузка. Пересидевший за партой ребенок интуитивно ищет другое занятие – оно помогает вернуть краски жизни.
  • Укрепление здоровья. К общему физическому развитию, которое дает спортивная секция или хореографический кружок, добавляются психологические навыки – вырабатывается упорство, умение преодолевать препятствия, справляться со страхом.
  • Знакомство с разными занятиями. Можно перебирать увлечения, чтобы найти то, которое придется вашему чаду по душе: пробовать себя в разных видах спорта, лепить и рисовать, участвовать в театральной сценке, размышлять над головоломкой.
  • Развитие талантов. Иногда выраженные способности проявляются уже в раннем возрасте. Как знать, может, именно ваше дитя станет в будущем знаменитым певцом, выдающимся художником, олимпийским чемпионом.
  • Развитие слабых сторон. Подходящие занятия помогут укрепить здоровье болезненного малыша, придать уверенности стеснительному ребенку, выработать у юного мечтателя умение сосредоточиться, научить непоседу справляться с заданиями, требующими усидчивости.
  • Выработка ответственности и самостоятельности. Пока ребенок мал, родители помогают ему собраться на занятия и вовремя попасть в кружок. Но позже ребенок сам учится отвечать за сборы, расчет времени на дорогу, заботиться о расходных материалах для занятий. Одновременно вырабатывается умение ставить цели и искать способ их достижения.
  • Совершенствование коммуникативных навыков. За небольшим исключением, кружки и секции предполагают групповые занятия. Ребенку приходится взаимодействовать с людьми разного возраста, находить общий язык, договариваться, сотрудничать. Неформальная обстановка и наличие общих интересов способствуют тому, чтобы ребенок раскрывался и завязывал дружеские отношения с другими детьми.

Не обязательно руководствоваться всеми пунктами списка. Достаточно определиться, что вам важнее всего – физическое развитие ребенка или путь к чемпионству, возможность  узнавать как можно больше о разных занятиях или достигать мастерства в чем-то одном, выявление способностей или поиск дела, от которого ребенок будет получать удовольствие.

Кружки и секции для детей дошкольного возраста

По мнению педагогов, ребенок 3-4 лет уже готов заниматься в кружках. В этом возрасте можно присматриваться к интересам ребенка. Бывайте вместе с ним на различных фестивалях и соревнованиях, посещайте мастер-классы и пробные занятия, ходите на детские лекции в музеях.

Направление занятий может быть любым, а выбор можно считать успешным, если:

  • Занятия в кружке не напоминают школьные уроки. Для дошкольников игра – самый лучший способ знакомства с миром.
  • Руководитель кружка или секции способен увлечь вашего ребенка и уделить ему достаточно внимания.
  • Кружок поощряет естественную любознательность ребенка и отвечает его склонностям.

На вопрос, с какого возраста отдавать ребенка в спортивную секцию, есть разные варианты ответов. В оздоровительных секциях могут заниматься дети любого возраста, поскольку главная цель таких занятий – закалить ребенка, укрепить его здоровье.

Секции, нацеленные на высокие спортивные достижения, принимают детей не  младше 4 лет. В то же время дошкольникам рекомендуются занятия теми видами спорта, в которых риск травматизма минимален. Это прежде всего плавание и легкая атлетика.

Такие занятия способствуют общему физическому развитию и позволяют впоследствии переключиться на другие виды спорта. Раздумывая, как выбрать спортивную секцию для ребенка, учитывайте и другие его занятия. Если дошкольник достаточно двигается на хореографии, его вполне можно записать в секцию шахмат.

Наоборот, ребенку, долго сидящему за мольбертом или пианино, желательно подобрать подвижный  вид спорта.

Кружки для школьников

Чем старше ребенок, тем больше у него собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями, третьи стремятся подражать кумирам. Занятия в некоторых  кружках и секциях для подростков даже могут перерасти в профессию.

Все это заслуживает поддержки со стороны родителей, даже если идет вразрез с их мечтами. Но нередко бывает и так, что школьник не проявляет интереса ни к одному из занятий. Причины могут быть разными, вплоть до страха перед чем-то новым и неуверенности в своих силах.

Принуждать такого ребенка к посещению кружков – не лучший вариант.

Можно искать мотивацию: договориться о пробном месяце занятий и хвалить даже за минимальный успех; наблюдать за склонностями и предлагать соответствующие занятия; записать ребенка в спортивную секцию или кружок, где ребенок будет чувствовать себя успешным; подкреплять желание пробовать себя в разных сферах; поддерживать выбор ребенка, даже если он не кажется вам полезным или престижным.

В школьном возрасте все еще важна личность преподавателя или тренера. Это именно тот человек, который способен на занятиях подать пример увлеченности, целеустремленности, упорства или нестандартного мышления. Разумеется, от преподавателя ожидается уважение к детям.

Советы по выбору кружка

Обычно запись в кружки и секции проходит в начале учебного года, хотя иногда к занятиям можно присоединиться в любое время. Многие студии, школы, кружки, секции устраивают дни открытых дверей, когда можно побольше узнать о занятиях и перспективах. Неплохо поинтересоваться оснащенностью кружка (хотя это не всегда играет главную роль).

Прежде чем отдать ребенка в кружок или секцию, нужно решить несколько технических вопросов. 1. Сможет ли ребенок быстро добираться на занятия? Желательно, чтобы дорога не занимала много времени. Также нужно знать, сможет ли ребенок самостоятельно ходить в кружок или ему понадобится сопровождение. 2.

Подходит ли вам стоимость занятий? Взвешивайте свои возможности, предполагая, что ребенок будет заниматься регулярно на протяжении нескольких лет. Учитывайте стоимость материалов для художественной школы, костюмов для хореографических студий, другие расходы, связанные с занятиями.
3.

Достаточно ли времени у ребенка останется на отдых, игры, удовольствия? По мнению психологов, у детей должна быть возможность иногда ничего не делать. Да и просто погулять на свежем  воздухе полезно.

Что делать, если ребенок потерял интерес

Кажется, все так хорошо начиналось – было желание, была увлеченность, были успехи. И вдруг ребенок всеми способами начинает увиливать от занятий и приходит в уныние, если увильнуть не удалось.

Не спешите сразу предложить ему другой кружок: иногда ситуацию можно исправить. Дошкольники часто теряют интерес, столкнувшись с первыми трудностями. Помогите своему ребенку пережить неудачи, увидеть удовольствие в самом процессе занятий.

Добившись успехов, дети обычно сами стремятся продолжать начатое.

Источник: //kidpassage.com/publications/v-kakoy-kruzhok-otdat-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.