Методика Монтессори: за и против

Содержание

Плюсы и минусы системы Монтессори, за и против

Методика Монтессори: за и против

Всемирная сеть даёт нам практически равный доступ и к грамотным справкам, и к весьма сомнительным. Не возьмусь судить, насколько верно отражаются иные подходы, но плюсы и минусы педагогики Монтессори зачастую явно формулируются на основе каких-то очень отрывочных и субъективных сведений.

Трудно найти плюсы в системе Монтессори или дать обоснованную критику методу, если впечатление о нём автор заметки вынес, к примеру, из опыта развивающих занятий, где педагог упомянул, что использует в работе «элементы Монтессори» (о том, что «элементы Монтессори» – оксюморон, упоминается в статье «7 мифов о системе Монтессори»). Немало написано недостоверных описаний метода Монтессори за период информационного голода, который долгое время был в России. Сеть сохраняет всё, и не слишком точные данные порождают ещё более далёкие от истины аргументы за и против Монтессори, мифы о Монтессори множатся и приводят к печальным недоразумениям.

Я хочу немного уравновесить баланс сил и дать свои комментарии к некоторым достоинствам и недостаткам, приписываемым педагогике Монтессори.

За и против Монтессори: изложение ключевых идей метода

Если вы читаете какой-либо текст, излагающий основные принципы Монтессори-педагогики, вероятнее всего, он упоминает в большей степени внешнее, чем то, что на самом деле составляет её основы.

Материалы или подготовленный взрослый?

Часто справедливо упоминаются особые материалы и их важность, но упускается главный элемент среды – подготовленный взрослый.

Часто говорится о том, что педагог знает, что делать с Монтессори-материалами, и показывает эти способы ребёнку, но редко – о том, что важнейшее умение взрослого – правильно выбрать, когда следует что-то ребёнку показать, а когда и как – дать возможность действовать самостоятельно.

Самостоятельность или субъектность?

Нередко в статьях о системе Монтессори упоминается развитие самостоятельности, которое, по сути, вторично. А вот передать в нескольких словах идею, что ребёнок – субъект своего самосозидания – трудно.

Это долгий разговор: как и почему развитие наилучшим образом происходит в свободной работе, что самостоятельный выбор одного из всех богатств класса и есть тот механизм, который позволяет дать каждому ребёнку всё в момент, наилучший именно для него.

И в механизме этом на поверхности лежит индивидуализированность подхода, о которой чаще всего упоминается, но в основе механизма лежат всеобщие законы развития, выраженные в человеческих тенденциях.

Воспитание или сохранение любознательности?

Последнее часто становится предметом личных верований. Большинство и педагогов, и родителей убеждены, к примеру, что любознательность и интерес к учёбе нужно развивать.

Когда Монтессори-педагоги заводят речь о том, что любознательность нужно беречь и не препятствовать ей развивать саму себя, их часто воспринимают как верящих в противоположное тому, во что верит большинство.

Это не так: врождённость потребностей в познании, в любви и принятии, в общении доказана экспериментально и другими способами научного эмпирического познания (1). В разговорах о плюсах и минусах Монтессори чаще всего не упоминается, что полученные таким образом знания лежат в основе системы.

Индивидуализм или умение сотрудничать?

Часто указывается, что Монтессори-педагогика развивает индивидуальность, но редко – что в классах дети прекрасно учатся взаимодействовать, сотрудничать, конструктивно разрешать споры.

Более того, авторы обзоров часто ошибочно критикуют педагогику Монтессори за то, что дети не учатся делать что-либо совместно с другими.

Вывод делается на основе неверных представлений о ходе Монтессори-занятия:

  • Якобы дети заняты одной только индивидуальной работой. Это неправда: чем старше дети, тем больше и чаще они работают в микрогруппах, причём в большинстве ситуаций организуются в них самостоятельно.
  • Будто бы дети в Монтессори-классе лишены сюжетно-ролевой игры. Снова неправда: дети просто объективно гораздо реже прибегают к сюжетно-ролевой игре в классе, где у них достаточно реальных ситуаций освоения мира взрослых и общения со сверстниками и взрослыми.
  • Что правила, которые охраняют неприкосновенность выбранного ребёнком занятия, воспитывают в нём эгоизм. На деле эти правила дают каждому уверенность в возможности без помех заниматься самым важным для себя делом – саморазвитием, и, свободный от беспокойства, ребёнок со временем проявляет искренний и радостный интерес к совместным занятиям и учится осознанно выбирать из равно приятных альтернатив одиночной работы и совместной.
  • Наконец, упускается из вида факт, что разновозрастность группы детей в Монтессори-классе даёт гораздо более богатый и разнообразный социальный опыт, чем в классах одногодков, где общение модерируется взрослым или ритмом фронтального занятия.

Нахождение или исправление ошибок?

Можно встретить замечание, что важно дать возможность ребёнку самому заметить ошибку в работе, но важным аспектом метода является возможность исправить ошибку самостоятельно. Возможность самоконтроля только средство для достижения этой цели.

Самостоятельная уборка или самостоятельная работа в упорядоченном пространстве?

В обзорных статьях о системе Монтессори отмечается такая приятная взрослым организованность, привычка убирать материалы на место, но не раскрывается тот факт, что дети учатся этому, копируя взрослых, которые убирают вещи на места, что приоритет при этом ставится на свободу выбрать и продолжать подходящее для себя здесь и сейчас занятие, на уважение к такому же праву у других детей и что порядок в вещах есть только одно из слагаемых успеха на этом пути. Никто не обращает внимание читателей на тот факт, что в период сензитивного периода восприятия порядка ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно им себя полностью обеспечить. В то же время ошибкой было бы сказать, что Монтессори-класс прививает или формирует дисциплину. Ребёнок вырабатывает внутреннюю дисциплинированность как средство, которое помогает ему добиваться большего в том, что его интересует. Сосредотачивая внимание на интересующем его занятии, малыш тренирует настойчивость, волю, целеустремлённость и дисциплинированность.

Таким образом, даже на стадии вводного описания, обзоры бывают не точны, а то и вовсе указывают ложные опасности Монтессори, как эгоизм, например.

Критика Монтессори-педагогики или критика слухов о методе?

Когда же дело доходит до перечисления плюсов и минусов методики Монтессори, от точности (и до этого не слишком высокой) часто, увы, не остаётся и следа.

Мнимое отсутствие индивидуального подхода

Можно встретить тезис, что у преподавателя, якобы, нет возможности уделить достаточно внимания каждому ребёнку и обеспечить индивидуальный подход, особенно детям с особыми потребностями (гиперактивность, чрезмерная робость и т. п.).

За этим стоит непонимание ключевого механизма метода Монтессори: следовании за внутренним ритмом развития, которое происходит, когда ребёнок сам выбирает занятие, среди подготовленных. Если этот ритм работает верно – ребёнок получает то, что ему нужнее всего в текущий момент его жизни, даже если у него есть какие-то особые потребности.

Вот если проблема глубока, и внутренний ритм искажён, как это иногда бывает у некоторых детей с расстройством аутического спектра или с синдромом Дауна, то ребёнку требуется коррекционный Монтессори-педагог, который знает, как учесть особенности ритма развития ребёнка, используя иные материалы и приёмы.

Знания коррекционного Монтессори-педагога позволяют дать индивидуализированное образование тем, кто не может взять его сам так, как это обычно происходит в Монтессори-классе.

Мнимое отсутствие творческих занятий

Часто можно встретить критику метода Монтессори, основанную на превратном представлении, будто уделяется мало времени творчеству.

Но, начиная с самого раннего возраста, дети находят в Монтессори-классе всё необходимое для занятий, традиционно причисляемым к «творческим».

Позже, когда дети начинают реализовывать долгосрочные проекты, они проявляют себя как в придумывании, планировании самого проекта, так и в средствах воплощения его в жизнь.

Также в работе с абсолютно каждой презентацией, после того, как она дана, ребёнок свободно экспериментирует с материалом, и педагог остановит его, только если действия юного исследователя опасны или сильно мешают ему или другим.

Если взрослый думает, что работа с материалом не решает тех задач, которые заложены в материал, гид деликатно предложит материалы, лучше подходящие текущим потребностям ребёнка.

Но последнее слово за ребёнком: если он не делает что-то, что необходимо пресечь, увлечённо и сосредоточенно повторяя какой-то им придуманный алгоритм, – никто не будет мешать этому творческому порыву.

Мнимое отсутствие физической активности

Некоторые обзоры указывают на такой недостаток метода Монтессори, как малоподвижность, недостаток физической активности.

В школах, работающих по системе Монтессори, всегда можно найти пространство для подвижных игр, несмотря на то, что комплекс предлагаемых материалов сознательно подобран и размещён так, чтобы дошкольники (и даже младшие школьники) прилагали немало усилий, работая с ними.

Дети постоянно что-то переносят, перекладывают, уносят вылить, переходят с места на место, и т. д.

Развитие движения, в том числе и крупной моторики, – одно из фундаментальных направлений работы в классе, поскольку есть научные данные о том, что это развитие составляет основу всей личности, не только ума, но и характера, уверенности в себе, положительного самоотношения, бытовой независимости.

Мнимый перевес в сторону интеллектуального развития

Случается, что Монтессори-метод упрекают в чрезмерном сциентизме, концентрации на знаниях, якобы в ущерб чему-то другому. Это ничем не подтверждается.

Монтессори постулирует, что ключевой компетенцией является умение самостоятельно находить плюсы и минусы, сходства и различия, выделять свойства и особенности, – то есть умение качественно создавать собственные знания, опираясь на опыт других.

же личной эрудиции в серьёзной степени зависит от круга интересов ребёнка.

Если же посмотреть на ситуацию не глазами самих Монтессори-педагогов, то серьёзное исследование(2), сравнивавшее учащихся традиционных и Монтессори-школ, наиболее значительную разницу выявило не в академической успеваемости, а как раз в социальном интеллекте, в умении конструктивно взаимодействовать со сверстниками и в области мотивации обучения. Дети, проучившиеся несколько лет в Монтессори-классе, были существенно более успешны в этом.

Опасения, что «опасно привыкать к хорошему»

При критике Монтессори-педагогики часто упоминают, что дети с трудом адаптируются после, если им в дальнейшем приходится возвращаться в обычный класс.

Исследования показывают, что за счёт более высокой, не зависящей от внешней оценки, мотивации, внутренней дисциплинированности и самостоятельности (присущей (3), как было показано, детям, учившимся в Монтессори-школах) дети лучше справляются (4) в традиционной школе.

Можно ещё очень долго продолжать комментировать аргументы критики Монтессори-педагогики, но остановимся на тех, что уже рассмотрели. Их можно встретить чаще всего, и теперь у читателя есть немного больше информации, чтобы судить об их точности.

Источник: //mchildren.ru/mify-o-plyusah-i-minusah-sistemy-montessori/

Почему я не рекомендую заниматься с детьми по системе Монтессори и считаю эти занятия пустой тратой денег

Методика Монтессори: за и против

В наше время стремительного развития технологий и постоянно движущегося вперед прогресса, чтобы чего-то достичь, нужно быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Многие родители, к счастью, это понимают и стараются с детства вложить в своих детей по максимуму.

Порой, не понимая, что тем самым они лишают своего ребенка радости и беззаботности детства. Я согласна, что заниматься с детьми нужно обязательно, но всему свое время. Существует огромное количество различных методик раннего развития. Условно можно поделить их на две группы: физического и общего развития.

Как говорится, на любой вкус. Выбирать есть из чего.

  • Виды и принципы методик
  • Недостатки методики Монтессори
  • Подводя итог

Методика Никитиных

Еще в советское время супруги Никитины рассказывали, что с самого рождения ребенку нужно помогать становиться самостоятельной личностью. С момента, когда малыш научился ползать, не рекомендуется его в чем-либо ограничивать (я категорически не согласна с этим!).

цель этой методики – не мешать детскому развитию, не заставлять ребенка что-либо делать, а создавать условия для самореализации и самосовершенствования. Свобода и самостоятельность, но в тоже время постоянное участие в жизни ребенка. Не быть равнодушным к его успехам или неудачам.

Методика Л. Китаева и М. Трунова

Эта методика направлена на развитие двигательных способностей ребенка, способствует развитию врожденных рефлексов. Ребенка берут подмышки и подбрасывают, затем вращают вокруг себя, взяв его за руки и за ноги (когда ребенок становится постарше). Приобретенные навыки и умения в дальнейшем отрабатываются и усовершенствуются в спортзалах, в спортивных играх и упражнениях.

Педагогика Монтессори

Основной принцип: ребенок развивается самостоятельно. В специализированных школах и садах, работающих по этой методике, ребенка окружают различными предметами, чтобы он (ребенок) учился познавать окружающий мир и не боялся экспериментировать. Задача воспитателей не ограничивать, а направлять детей.

Вальдорфская педагогика

Согласно этой методике обучение ребенка делится на несколько этапов:

  • до 7 лет: ребенок получает знания и навыки путем подражания взрослым.
  • с 7 до 14: подключаются эмоции и чувства.
  • с 14 – подключают логику.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие в принципе. Авторы данной методики уверены, учить детей чтению нужно начинать с 3 класса. До школы дети могут только играть игрушками. Компьютерные игры, телевизор и даже мультики, по мнению авторов, детям не нужны.

Методика Глена Домана

Автор утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного. Программа обучения состоит из четырех направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедических знаний.

Методика Сесиль Лупан

Методика основана на принципах предыдущей, только слегка в упрощенном виде. Автор предлагает больше разговаривать с малышом, причем с первых минут его появления на свет. Таким образом, ребенок будет привыкать к родному языку. А как только ребенок начнет говорить сразу же нужно начинать учить читать.

Кубики Зайцева

Самая популярная методика на сегодняшний день. Автор разработал целое пособие по обучению детей письму, чтению, английскому языку и математике.

Принцип данной методики заключается в том, что дети обучаются с помощью различных звуков, воспроизводимых специальными яркими и интересными кубиками. А также распевая веселые песенки. Обучение происходит в игровой форме, что очень нравится детям и родителям. И самое главное – без особых усилий.

На втором месте по популярности находится методика Монтессори.

И если с кубиками Зайцева все предельно ясно и я, во многом, согласна с придуманной ним, системой обучения, то методика Монтессори вызывает массу вопросов и неоднозначное отношение. Давайте узнаем о ней более подробно.

Недостатки методики Монтессори

Как у любой другой, у методики Монтессори есть свои плюсы и минусы. Изначально, когда Монтессори придумывала эту методику, она была рассчитана на детей с ограниченными способностями и направлена на то, чтобы помочь таким детям приспособиться к реальной жизни. И только потом адаптирована под современных детей.

К плюсам можно отнести:

  • Помогает ребенку самообучаться.
  • Не имеет системы наказаний, критики и принуждения (не считаю это плюсом).
  • Дети начинают намного раньше читать и писать (очень спорный довод).
  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Разделение детей в группы по интересам, а не по возрасту.
  • Учит самостоятельно принимать решения.
  • Сколько и чем заниматься – решает сам ребенок.

Некоторые плюсы данной системы лично у меня вызывают вопросы. А самое главное: для того чтобы научить ребенка всему вышеперечисленному, совершенно не обязательно обучать его по какой-то конкретной методике и платить кучу денег за спецсадик или школу.

Что касается минусов, то они как раз-таки мне понятны и я с ними согласна:

  1. Воспитатель не имеет авторитета. Для нашего менталитета и системы воспитания, как мне кажется, это не приемлемо.
  2. Отсутствие игр. Автор методики была уверена, что это мешает полноценному развитию ребенка. В комнате, где занимались дети, не было ни одной игрушки! Считаю это главным недостатком данной методики. Дети должны играть, в процессе игры они учатся многим вещам, необходимым в реальной взрослой жизни.
  3. Запрет на сказки. В таких группах они запрещены. Монтессори считала, что сказки ничего кроме вреда не приносят. Опять же категорически не согласна. Наши сказки учат добру, дружбе, преданности, несут незаменимый поучительный смысл.
  4. Отсутствие творческого развития и способностей детей (все по тем же причинам). Обучение музыке и рисованию отсутствует в данной методике. Такой подход не позволяет развиваться детской фантазии, что в итоге приведет к существенным потерям в эмоциональном развитии ребенка.
  5. Индивидуальный подход. Как ни странно, но в этом тоже ничего хорошего. Ребенок общается только с воспитателем и работает в одиночестве. Тем самым, задерживается его социальное развитие (заключение специалистов). Не приобретаются навыки общения и коммуникабельности, так необходимые во взрослой жизни.
  6. Высокая цена на занятия в Монтессори-центрах и группах.

Подводя итог

Изучив принципы методики Монтессори, прихожу к выводу, что платить деньги за то, чтобы твоего ребенка сделали закрытым для общения, неполноценным и эмоционально недоразвитым, как минимум глупо. Может быть я слишком категорична – не знаю. Но я считаю, что любой нормальный родитель должен сам заниматься воспитанием и развитием своего ребенка.

Вполне возможно, что вы будете использовать некоторые пункты из разных методик, но не отдавайте предпочтение только одной какой-то системе.

И еще: больше разговаривайте со своим ребенком, старайтесь не использовать слова-паразиты и уж тем более жаргонные слова.

Читайте вместе, ходите на экскурсии, в походы, занимайтесь спортом, рассказывайте интересные истории из своего детства, придумайте совместное хобби. И только тогда ваш ребенок будет счастливым и всесторонне развитым!

Оля Светлова

Оцените автора – (10 2,90 из 5)
Загрузка…

Источник: //www.OdnaDama.ru/deti/pochemu-ya-ne-rekomenduyu-zanimatsya-s-detmi-po-sisteme-montessori-i-schitayu-eti-zanyatiya-pustoj-tratoj-deneg/

Методика Монтессори — индивидуальный подход к детям

Методика Монтессори: за и против

Мария Монтессори – известная личность в сфере педагогики. Многие родители хотят знать, в чем суть ее метода. Все довольно просто. Женщина предлагает заниматься развитием детей с раннего возраста. Многие взрослые скептически на это настроены, ведь у малыша должно быть полноценное детство.

Методика Монтессори – это не просто стандартное обучение и развитие детей, но и индивидуальный подход к ним. Именно поэтому процесс так затягивает. В подобные дошкольные учреждения они ходят с удовольствием. В статье узнаем, в чем заключается особенность данного метода, выясним преимущества и недостатки.

Страничка истории

Прежде чем говорить о системе Монтессори, необходимо ненадолго окунуться в историю жизни дамы. Именно там можно найти ответы, на интересующие вопросы.

Мария Монтессори – врач, психолог, педагог. Свою деятельность она начала в Италии. Отличительной особенностью является то, что стала первой девушкой получившей докторскую медицинскую степень. Еще со времен обучения в университете Мария выдвигала множество идей по развитию малышей, которые не были услышаны более опытными коллегами.

На этом девушка не остановилась и уже в 1890 году возглавила ортофреническую школу в Риме. Там находились дети с недостаточным умственным развитием. С этого времени начался звездный путь Монтессори.

Попав в учебное заведение, девушка была удивлена условиями проживания: комнаты окрашены в темные, скучные тона, мебель громоздкие, неудобные.  С детьми общались в грубой форме, нередко использовали розги. Именно на умственно отсталых малышах Мария Монтессори впервые пробовала и применяла свои методики.

Результаты были потрясающими. На одном из интеллектуальных конкурсах воспитанники ортофренической школы выиграли у «нормальных» детей. Это убедило многих, что система Марии Монтессори работает.

Уже в 1907 году девушка открыла «Дом ребенка» для абсолютно здоровых малышей.

Основы метода Монтессори

На чем основана программа Монтессори? Она включает в себя следующие пункты:

  1. Свобода выбора. Каждый ребенок индивидуален. Не нужно навязывать ему то, чего он делать не хочет. Тем самым вы полностью «ломаете» малыша. Это не относится к бытовым моментам (питание, режим дня и многое другое). Речь идет лишь об интеллектуальном развитии крохи;
  2. Минимум помощи от педагога. Опять таки речь идет о дошкольном образовании. Часто можно встретить детей, которые к пяти годам не научились самостоятельно одеваться, кушать. Это не их вина , а ошибка родителей и воспитателей, которые активно выполняют все действия, вместо того, чтобы доверить ребенку делать это самому. Мария Монтессори напоминает, педагог может помочь ребенку, но выполнить действие он должен сам;
  3. Нужный дидактический материал. В зависимости от возраста, он должен быть разным. Система Монтессори подразумевает использование материалов, которые помогут познать окружающий мир, систематизировать знания, развить навыки, выразить свое собственное я;
  4. Самостоятельный контроль ошибок. Педагог на них должен указать, но исправлять необходимо ребенку без посторонней помощи;
  5. Наличие правил в классе, где проходят занятия. Чтобы метод Монтессори работал, в кабинетах должны быть созданы определенные зоны, располагаться нужная мебель;
  6. Разновозрастность малышей. В наших дошкольных учреждениях этот пункт выполняется крайне редко. Но практика, применяемая в частных садах и развивающих школах, показывает, что выполнение этого пункта положительно сказывается на малышах;
  7. Отсутствие оценок. Для детей основной задачей должно стать развитие и познание окружающего мира, а не занятие лидирующих позиций.

Как видим, методика Марии Монтессори в большей степени направлена на то, чтобы сделать занятия для детей интересными, показать, что они личности, дать свободу выбора.

В чем преимущества и недостатки

Для детей методика Монтессори имеет ряд преимуществ. Они следующие:

  • Воспитание в детях самостоятельности с ранних лет;
  • Развитие сенсорного восприятия окружающих предметов;
  • Умственное развитие при помощи простейших игр;
  • Умение чувствовать тело, развивать координацию движений.

Мария Монтессори сделала обучение для детей более комфортным и легким. Привычные методики в ее понимании не приемлемы.

Но все же педагоги находят недостатки:

  • Сложность применять метод в домашних условиях. Для этого нужно создать определенные условия, разбить пространство комнаты на нужные зоны, закупить необходимые материалы. Это довольно затратно с финансовой точки зрения;
  • Книги, по словам Монтессори, не являются источником для получения информации;
  • Отсутствие привычных игр для малышей. Например, ролевые игры не приветствуются. А ведь педагоги утверждают, что это один из важнейших моментов в развитии крохи;
  • Школа Монтессори – дорогое удовольствие. Средняя стоимость может доходить до 15000 рублей в месяц.

Прежде чем воспользоваться этой методикой, взвесьте все «за» и «против». Для более глубокого изучения темы, можно прочитать книги Марии Монтессори.

Как работает методика в дошкольных учреждениях?

Методика Монтессори в детском саду в последнее время занимает лидирующие позиции, особенно в частных учреждениях. Если вы решили отдать своего ребенка в подобный сад, важно знать, какие условия там должны быть соблюдены.

Обратите внимание на возрастное разделение детей. Должно быть две группы:

  1. Малыши от 1 года до 6 лет;
  2. Дети от 7 до 12 лет.

Для многих родителей подобное возрастное распределение – нонсенс. Но в этом есть смысл. Старшие дети ухаживают, присматривают за малышами. Те в свою очередь быстрее учатся у старших.

Мария Монтессори в своих методиках особое значение уделяла зонированию рабочего пространства. Это важно для того, чтобы ребенок самостоятельно мог ориентироваться в пространстве:

  • Практическая зона. В ней представлены материалы и предметы, которые позволяют привить и познать бытовые навыки. Так первой группе детей могут быть выделены щетки, совки, одежда для кукол со всевозможными кнопками и липучками. Для старших в приоритете игрушечные печи, посуда, стиральные машины, гладильные доски;
  • Сенсорная зона. Все материалы подобраны с таким учетом, чтобы малыш развивал мелкую моторику. Это позволяет улучшить память, сосредоточить внимание. Предметы могут быть идентичны, но отличаться размерами, материалом, формой;
  • Математическая зона. Позволяет младшим детям изучить геометрические формы предметов. Более старшие знакомятся со счетом, цифрами, простейшими примерами. Это обучающая зона. В ней дети привыкают к усидчивости, развивают свое мышление;
  • Языковая зона. Часто используются карточки с изображением алфавита. Допустимы рельефные деревянные буквы, которые нужно вкладывать в специальные планшетные доски;
  • Космическая зона. Самая необычная, но очень важная. Позволяет детям познакомиться с окружающим миром. Должны быть представлены материалы с животными, коллекции природных минералов, ископаемых и многое другое.

Важное условие – доступность. Не должно быть громоздкой мебели, неудобных полочек и ящиков. Об этом подробно описано в книге Монтессори «Методика раннего развития».

Развивать детей нужно с рождения. Учеными доказано, что их мозг с 1 и до 4 лет способен впитывать информацию, как губка. В это время он уже развит на 70%.

Что такое Монтессори, каковы методы обучения, было описано в статье. Ознакомившись с информацией, вы наверняка определитесь, подходит ли данный способ для развития вашего малыша.

(1 голос, оценка: 3.00 из 5)

Источник: //razvitierebenka.info/vospitanie/metodika-montessori.html

Монтессори методика: в детском саду, дома, за и против

Методика Монтессори: за и против

Сегодня загвоздка становления детей стоит на первом месте у всего родителя. Как выбрать  наилучший детский садик, в какие кружки отдать ребёнка, какая школа самая лучшая – результат на все эти вопросы имеет большое значение, но раньше каждого не стоит забывать о надобностях самого малыша.

К сожалению, дюже зачастую родители в погоне за лучшей жизнью для своего чада абсолютно забывают о его надобностях. И как итог, малыш посещает громадное число развивающих заведений, но итог таких посещений не неизменно бывает позитивным.

Иногда дети стают больше своенравными, невнимательными и взамен ожидаемого прогресса безусловно теряют интерес к занятиям. Отчего же так получается? А всё дюже легко: малышу непрерывно навязывают многообразные занятия, которые, допустимо, ему идеально неинтересны.

И как же в таких авторитарных условиях может прогрессировать ещё несформировавшаяся фигура?

Известный итальянский учёный в сфере психологии предложила неповторимое решение этой задачи. Она настоль верила в способность детей независимо выбирать сферы своей деятельности, что её методология основана на тезисе воли выбора.

Методика Марии Монтессори направлена на подталкивание ребёнка к независимому становлению. То есть создаются определённые данные, в которых ребёнок сам начинает хотеть что-то делать, как-то саморазвиваться.

В таких условиях всякий малыш получает неповторимую вероятность раскрыть все свои дары и способности вне зависимости от того, как видят его грядущее родители. Основным условием такого становления является неимение родительского давления.

Вы можете только помогать своему чаду воплощать в жизнь его планы, но ни в коем случае не обязаны навязывать ему своё видение решения задачи.

Принципы методологии Монтессори в детском саду

Поскольку раннее становление ребёнка довольно крепко влияет на его последующий жизненный путь, то начинать трудиться над творческими способностями необходимо теснее в детском саду. Для работы с детками применяются особые дидактические материалы, которые, кстати, тоже выбирает малыш независимо.

Ещё одной спецификой такой методологии является неимение стандартного сидения за партами и монолога воспитателя у доски. Тут каждая площадь комнаты делится на несколько зон, всякая из которых отвечает за становление определённых способностей. Таким образом, ваш ребёнок может предпочесть где и с кем он хочет проводить время.

Давайте же больше детально разглядим зоны, в которых малыш может проводить свой досуг:

  • Реальная жизнь. В такой зоне дозволено обучиться каждому, что нужно в повседневной жизни. Тут прогрессируют такие повадки как уборка своих пророческой, чистка зубов, умывание по утрам и другое. То есть тут дозволено обучиться исполнять всякие бытовые действия;
  • Сенсорное становление. Здесь учат различать размеры и объёмы предметов, читать, считать, понимать разницу между разными объектами. В всеобщем, в этой зоне малыш учится положительно интерпретировать всю информацию, которую он получает из внешнего мира;
  • Развитие математических, лингвистических и других научных способностей. Тут речь идёт теснее про определенные науки, которые потом могут сгодиться ребёнку в школе либо университете;
  • Двигательная зона. В такой зоне малыша учат верно координировать свои движения, развивают внимание, внимательность. Не обходится и без становления логичного мышления.

Итак, мы с вами изучили, какие именно зоны бывают в детских садиках, работающих по методике Монтессори. Как видим, ничего неестественного в них нет, все разница с обыкновенным садиком состоит в воле выбора малыша, не огромнее и не поменьше.

методика монтессори за и против

Конечно, как и у всякого способа обучения у методологии Монтессори есть плюсы и минусы. К плюсам дозволено отнести необыкновенную рассудительность детей, которые делают выбор. Чай выбирают они осознанно, а значит, всецело поймут все свои мечты.

Что касается минусов, то многие психологи утверждают, что задача данной методологии в отсутствии авторитета старшего поколения, будь то родители либо педагога.

Всё бы ничего, но в таком случае существует вероятность отсутствия могущества на ребёнка во время переходного возраста либо на других этапах жизни, что может закончиться крайне печально.

Так что стоит рассматривать все плюсы и минусы во время воспитания ребёнка по методике становления детей Монтессори. Только так вы сумеете независимо её оптимизировать, рассматривая при этом интересы малыша.

методика монтессори в домашних условиях

Создать дома все нужные зоны в полном объёме вам, скорее каждого, не удастся. Но вот предпочесть несколько упражнений, с подмогой которых вы сумеете развивать способности своих детей, вы можете.

Что самое увлекательное, для этого вам безусловно не потребуется ничего такого, чего нет у вас в доме.  Скажем, для того дабы обучить ребёнка различать объёмы идеально не необходимо придумывать ничего трудного.

Достаточно каждого-навсего взять два стакана в один из которых будет налита вода. Переливая из одной ёмкости в иную жидкость, ваши дети станут понимать разницу между объёмами, отличать где огромнее, а где поменьше.

Не стоит также забывать и про становление моторики. Для этого можете возложить вашему чаду рассортировать пуговицы по цветам. В этом занятии есть два плюса: вы надолго займёте ребёнка делом, ну и становление мелкой моторики.

Эстетическое чувство очаровательного дозволено развивать по-различному. Вы можете водить малыша по многочисленным экспозициям, на которых ему будет однозначно уныло. Либо вы можете приобрести ему цветок в горшке, за которым он будет ухаживать.

Лучше каждого остановить свой выбор на цветущих растениях. Отчего, спросите вы. А вы представьте, какой фурор испытает малыш, если растение, за которым он будет ухаживать, в один красивый момент зацветёт.

игры по методике монтессори

Если вы решили начать развивать ребёночка с младых ногтей, то делать это необходимо в виде игры. Такая надобность обусловлена тем, что ребёнка надобно заинтересовать так, дабы он хотел продолжать развивающую действие невзирая ни на что.

В всеобщем, механизм довольно примитивен: если ваша игра придётся детям по душе, они будут самосильно искать вероятность повторять её вновь и вновь.

Среди самых знаменитых игр по этой методике дозволено выделить следующие:

  • Вкладыши-рамки. Современную интерпретацию данной игры дозволено обнаружить фактически в всяком магазине детских игрушек. Вы чай видели такой огромный кубик, в тот, что необходимо вставлять соответствующие элементы. Такие элементы бывают в форме звериных, геометрических фигур, цветов и прочего;
  • В домашних условиях вы можете применять даже подручные средства. Скажем, дозволено взять несколько бутылочек с различным горлышком и крышечки. А сейчас попросите ребёнка закрыть всякую бутылку соответствующей крышкой. Поверьте, через несколько минут он найдёт решение такой задачки!
  • Также можете взять маленький мешочек и положить туда некоторые любимые вещи ребёнка. После этого завяжите ему глазки платочком и попросите вытягивать предметы из мешочка. При этом малыш должен говорит, что за предмет он вытянул. Такая игра дюже интересная и идеально верно заинтересует вашего ребёнка.

Как видим такая методология подлинно работает. Пользуясь ею весь день, вы не только будете понемногу развивать все стороны фигуры вашего ребёночка, но и сумеете непрерывно поддерживать с ним чувствительный контакт.

А это немаловажно, от того что именно вследствие близости между детьми и родителями дозволено решить громадное число задач, которые будут поджидать вас в процессе взросления вашего чада.

Так что усердствуйте проводить побольше времени с вашими детьми и тогда вы избежите громадного числа задач. Везения!

Источник: //murim.ru/montessori-metodika-v-detskom-sadu-doma-za-i-protiv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.