Надо ли учить детей давать сдачи?

Содержание

Нужно ли давать сдачи | Как научить ребенка стоять за себя

Надо ли учить детей давать сдачи?

Во многих семьях часто возникает спорный вопрос о том стоит ли учить ребенка давать отпор обидчикам кулаками или решать все вопросы мирным путем.

Некоторые родители близко к сердцу принимают ситуации, когда их ребенка кто-то несправедливо обижает и поэтому они, не раздумывая с малых лет, приучают ребенка давать сдачи.

Другие напротив, считают такой способ нецивилизованным решением вопроса и предлагают ребенку всегда находить компромисс со сверстниками. Какой вариант наиболее верный, и каких ошибок стоит избегать, попытаемся разобраться в сегодняшней статье.

На этапе развития уже у детей в 2-3 летнем возрасте постоянно возникают мелкие разногласия. Которые, в силу возраста, иногда не могут самостоятельно разрешиться мирным путем.

Элементарная борьба за игрушку перерастает от взаимных пинков до серьезной потасовки. Даже родные братики сестрички частенько не на шутку спорят между собой.

И тут без участия и вмешательства взрослого уже не обходится. Так что же делать родителям?

Почему нельзя советовать в любых случаях давать сдачи

Конечно, проще всего научить ребенка давать сдачу при первых же попытках его обидеть. Да еще посильней, чтобы в следующий раз было неповадно. Но ведь ситуации бывают разные, и мы не можем на расстоянии увидеть всех «нюансов». Зато наш отпрыск уже проинформирован, о том, как следует действовать и при любом случае дает отпор.

Так, к примеру, мальчик способен ударить девочку, даже если она его просто нечаянно толкнула. Малыш в саду вполне способен запустить камень в сверстника, отобравшего у него машинку. Ведь ему никто не объяснил, каким образом именно это делается и что нужно соизмерять свои силы.

Хотя даже если все это объяснить 4-5 летнему ребенку, он вряд ли поймет, а тем более примет к сведению.

Так стоит ли без разбора советовать сыну или дочери давать сдачи, чтобы таким образом постоять за себя? Ведь дети еще не способны представить себе ситуацию наперед и предвидеть все последствия. Это иногда оборачивается плачевно и для самого ребенка, и для родителей, в том числе.

Безусловно, любому родителю неприятно и больно когда у него на глазах чужой ребенок не с того ни с сего вдруг подходит и щипает или больно толкает их родного сыночка или дочку. В этот момент сложно обуздать свои эмоции и мама с папой в панике начинают внушать детям, что нужно пинать в ответ и так же отвечать обидчику.

Но на практике чаще всего получается, что психика ребенка подорвана, он нервничает при любых спорных вопросах, но дать сдачи в итоге все равно не в состоянии. Это происходит по нескольким причинам. К примеру, темперамент у их чада слишком спокойный или он застенчив, боится причинить боль другому человеку.

Есть и другой вариант развития событий, при котором отпрыск получивший команду «бить можно всех» начинает без разбора лупить всех подряд.

Каким образом найти выход ситуации?

В общем понимании выражение «Дать сдачи» означает дать ответ. То есть, это значит: если тебя оскорбили словесно, ты должен постоять за себя словами. А если у тебя забрали игрушку, отобрать ее обратно.

Из этого стоит сделать вывод, что при физической обиде, к примеру, толчке или ударе, нужно дать отпор так же. Но стоит учитывать тот факт, что дети еще не способны адекватно со измерить подобные ситуации. И элементарно в порыве гнева могут нанести сильный вред другому ребенку. Что не является правильным исходом. Поэтому стоит учить давать отпор грамотно:

  1. Самое важное правило, касаемо любых ситуаций, — драки запрещены. И даже если тебя очень сильно толкнули или ударили нужно обратиться за защитой к взрослому (не путать с ябедничеством).
  2. При любом словесном оскорблении или обзываниях, научиться давать такой же словесный отпор. К примеру, поговорками «Кто обзывается, тот сам так называется», «Говоришь на меня, переводишь на себя!», «Обзывайся, обзывайся, Как лягушка раздувайся! Ква-ква-ква-ква — Вот и все твои слова!» или придумывая в ответ такие же смешные прозвища.
  3. В случае, когда у малыша отбирают на площадке его любимые игрушки стоит так же научить его защищать свои права. Но только делать это стоит заранее. К примеру, когда мамочка выходит прогуляться с сыном или дочкой на площадку, где играют другие дети, нужно проговаривать все ситуации. Допустим, кто-то из карапузов отбирает лопатку у малыша, мама должна спокойным голосом объяснить, что ее ребенок еще не доиграл своей игрушкой и отдаст ее попозже, когда закончит игру. Так ребенок запомнит, что именно нужно сказать и удастся избежать конфликта.

Стоит ли родителям вмешиваться в споры своих детей?

Отдельной темой для разговора являются разногласия между братиками и сестричками. Ведь у них тоже очень часто возникают ссоры. И если у вас есть знакомые с двумя или более детьми, которые утверждают, что их дети не дерутся, поверьте это не так. Таких семей в природе просто не существует.

И тут интересен момент, что давать сдачи именно в семье между своими родными детьми никто не учит и не позволяет, ведь одинаково жалко обоих детей. И не нужно обладать сверх красочной фантазией, чтобы представить, чем способно закончится подобное разрешение.

Как правило, конфликты разрастаются на ровном месте, чтобы добиться внимания матери и проверить степень ее любви к одному и ко второму ребенку. Поэтому некоторые родители предпочитают не обращать внимания на такие споры и мелкие разногласия.

Самое главное в таких ситуациях учить детей идти на взаимные компромиссы и уделять максимум своего времени для общения с каждым из них.

Дети во всем копируют поведение своих родителей. И если они сами не способны решать проблемы цивилизованным путем или давать правильный отпор обидчикам, то у их чада вряд ли получится этому научиться. Поэтому стоит самим стараться доброжелательно относиться к окружающим и решать конфликтные ситуации достойно.

Источник: https://mamamozhetvse.ru/nuzhno-li-davat-sdachi.html

Как научить детей давать сдачи и что нужно знать взрослым, чтобы помочь ребёнку постоять за себя

Надо ли учить детей давать сдачи?

Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?

Умей постоять за себя: зачем детям защищаться от нападок?

Споры и стычки возникают не только у взрослых людей.

Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:

  • привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
  • помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
  • объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.

Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:

  • если оскорбляют словесно;
  • отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
  • портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
  • унижают, принуждая к чему-либо;
  • оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).

При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.

Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя

Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи — не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.

Как научить ребёнка давать сдачи сверстникам?

Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит.

При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат.

Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:

  • Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём — прямая обязанность педагогов.
  • Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
  • Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
  • Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
  • Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен — взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее. 
  • Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.

Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций — проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.

Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится

Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова.

Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают.

Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:

  • Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок — это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
  • Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки — дать сдачи.
  • Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.

Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.

Случается, что ребёнок своим поведением сам провоцирует конфликт с другими детьми

  • Очень часто бывает, что ребёнок сам провоцирует ссоры в детском коллективе, вредничает, многого требует. Тогда вместо того чтобы учить защищаться, необходимо провести с ним беседу на тему того, как важно уметь идти на компромисс, уступать и делиться, чтобы построить нормальные отношения с окружающими.
  • Если время идёт, а нападки в школе или детском саду не прекращаются, и унизительные слова, побои и другие издевательства приобретают постоянный характер, то имеет смысл задуматься о том, чтобы сменить образовательное учреждение (особенно в случае, когда не помогают беседы с классным руководителем и директором). Такое положение вещей негативно сказывается на психическом и физиологическом развитии ребёнка, на этом этапе обучения самозащите уже недостаточно, важно изъять сына или дочь из нездоровой среды.
  • Родители, которые учат детей решать споры кулаками, должны быть готовы к тому, что ребёнок не всегда сможет быть объективным и видящим ситуацию со всех сторон. Поэтому такие призывы желательно сопровождать напоминаниями о возможных последствиях.

Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.

  • Елена Алешина
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/psihologiya/stoit-li-uchit-rebyonka-otvechat-na-napadki.html

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Надо ли учить детей давать сдачи?

Очень важно научить ребенка правильно вести себя в острых ситуациях. От того, насколько ребенок поймет правила поведения среди сверстников, в коллективе, с взрослыми людьми, зависит его отношение к миру, уверенность в себе.

В возрасте двух-четырех лет ребенок начинает активно входить в систему отношений, ему теперь не достаточно общения с родителями, он испытывает потребность взаимодействовать с другими детьми, он начинает ходить в детский сад. Естественно все дети разные и столкновения неизбежны.

Конечно, каждому возрасту присущи свои психологические особенности и соответственно не стоит требовать от ребенка определенных поступков, если он еще не «созрел» для этого. Особенно важно это учитывать при формировании навыка реагирования на обиду, агрессию со стороны другого ребенка.

Самые распространенные и социально поощряемые варианты развития конфликтных ситуаций – это так называемое око за око или аналогичные действия «сдача» в ответ на обиду.

Каждый родитель беспокоится за своего ребенка и в основном, с раннего возраста учат защищаться: толкнули или ударили — тоже можно стукнуть в ответ, отняли игрушку — нужно забрать ёё обратно, крикнули или передразнили – ответь тем же.

А нужно ли именно в таком контексте учить давать сдачи и нужно ли вообще? Сегодня все больше родителей думают, как научить ребенка постоять за себя, а кто-то уже пожинает плоды этого умения, когда ребенок проявляет агрессию ко всем детям и по любому поводу.

Психологи в один голос не рекомендуют учить детей дошкольного возраста давать сдачи физически, лучше развивать ребенка, так чтобы он мог всегда найти нужные слова в любах ситуациях.

Особенности возраста

Если говорить о детях в возрасте 2-4 лет, то они не могут осознанно принять решение дать сдачи, а уж тем более выбрать способ отпора в той или иной ситуации. И что самое опасное ребенок не рассчитывает силу удара, может применить первый попавший предмет, в итоге обидчик может получить серьезную травму, упасть с высоты, все это может произойти неожиданно и быстро.

В возрасте до 3-4 лет ребенок не умеет анализировать свои поступки и не контролирует свои действия.

Если малыша очень обидело негативное слово, или если действие другого ребенка привело к порче того что он любит или над чем он трудился, в этих случаях дети дают сдачи именно физически.

Это вызвано тем, что на эмоциях детям, да и многим взрослым, сложно объективно оценить насколько сильно его обидели.

Только к четырем годам ребенок постепенно учится контролировать и анализировать свои конкретные действия, свои эмоции.

До этого лучше наблюдать со стороны за процессом общения ребенка, и если возникает необходимость, вмешиваться, защищая его.
В первую очередь от родителей зависит, как себя будет вести ребенок. Зачастую они не могут отстоять интересы ребенка, например, если у малыша в возрасте от года до двух лет, отобрали игрушку, родитель призывает делиться, даже если ребенок не хочет этого.

В данном случае и сам ребенок не сможет в дальнейшем постоять за себя в похожей ситуации. Правильным здесь будет сказать другому ребенку, например, что игрушка еще нужна ее владельцу, он ею играет, потом уже ребенок сам сможет словами возвращать свои вещи.

А иногда именно родители иногда ведут себя неадекватно, не разобравшись, сами проявляют агрессию, и советуют давать сдачи.

Рекомендации для родителей

1. В первую очередь мама или папа, должны сами успокоиться, и оценить ситуацию, действительно ли она такова, что ребенок регулярно подвергается нападкам. Возможно ситуация преувеличена и сами родители придают ей большее значение, чем сам ребенок.

И тем более не надо пристыжать ребенка, что он не может дать отпор, это может привести к появлению у ребенка неуверенности в себе и в дальнейшем он вообще не сможет себя защитить.

Если не случилось ничего действительно страшного, ребенок быстро забудет мелкие обиды, если не напоминать ему об этом постоянно.

2. Бывает, что родители не знают, какое поведение лучше для ребенка, ведь отстаивать свои интересы он все-таки должен уметь.

В этом случае можно вместе с малышом посмотреть современные российские мультики вроде малышариков, там доступным для детей языком, на конкретных примерах рассматриваются те или иные ситуации.

Или почитать русские народные сказки, где смелые герои защищают слабых.

Особенности детей и рекомендации

  • Многое зависит от характера ребенка. Если ребенок спокойный, ему будет трудно решиться применять физическую силу или ругаться в ответ.

Такому ребенку необходимо объяснить преимущества мирного способа решения конфликтов, при этом не терять свое достоинства и не заискивать ни перед кем.

Таких мальчиков лучше отдать в спортивную секцию, чтобы он смог защитить себя при необходимости.

  • В бойком ребенке не нужно подавлять активность, но и поощрять агрессивное поведение не стоит.

Необходимо объяснить нормы поведения, если это мальчик, когда он будет постарше, вместе с ним определить, что требует проявления физической силы, в основном в качестве самозащиты и, защищая других, и договориться с ним, чтобы он не отступал от этих принципов. Таких детей нужно водить в такие кружки, где нужно проявить усидчивость, внимательность, способность анализировать.

Необходимо помочь ребенку приобрести необходимые качества, а не переделывать его

Важно объяснять детям, что они не должны давать себя в обиду, отреагировать на удар или блокировать попытку нанести удар, но не проявлять агрессию первым. Поэтому нужно сначала объяснить ребенку, как себя вести в конфликтных ситуациях. Но с детьми до пяти лет, лучше вообще не затрагивать тему о том, как давать сдачу, особенно не учить бить в ответ.

В ребенке важно воспитывать уверенность в себе и тогда одно его поведение, слова не дадут конфликту развиться.

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/nuzhno-li-uchit-rebenka-davat-sdachi/

Учить ли ребенка давать сдачи?

Надо ли учить детей давать сдачи?

Нам поступило письмо от подписчицы проекта «Детология» мамы Эльвиры:

«Здравствуйте, Ирина!! Просмотрела Ваши статьи на сайте «Доступная Психология» и ничего не нашла про то, нужно ли (когда, как…) учить ребенка давать сдачи обидчику.

Все началось с того, что летом, гуляя по улицам с дочкой, подбегает девочка лет 3-4 (а за ней мамаша, к-рая кричит «Держите ребенка!!!»).

Я сначала не поняла какого ребенка своего или ее!! А эта девочка подошла и ущипнула мою девочку в щеку!!!!…(аж до синяка!!!) у меня, у нее ужас… она давай орать!!! Пока ее успокаивала, от тех и след простыл!
После этого мы начали объяснять, когда и как нужно давать сдачи!!! ….

И, видимо, РАНО!!! Или не правильно говорили!! Не знаю в чем дело, но дочка начала всех БИТЬ!!! Не нравится человек – возьмет, ударит!!! А если ее ударят, то так и не дает сдачи!! ОРЕТ!!
Помогите, пожалуйста!! Что мы, родители, делаем не так!!!???? Не хочется, чтобы ребенок в будущем стал затюканным, или драчуном!!!
Заранее, Спасибо ОГРОМНОЕ!!!»

Эти вопросы чащу возникают как раз у родителей 2-4 леток. Именно в этом возрасте дети активно социализируются, и, соответственно, возникают и конфликты.

 Давайте сначала разберемся, что значит «давать сдачи» и в каком ключе это вообще приемлемо

«Давать сдачи» в нашем обществе означает — если тебя обидели, ответить этому человеку.

Причем, даже есть соответствующая фраза, которая отражает суть механизма регулировки этой сдачи – око за око.

То есть,  это значит: если тебя оскорбили словесно, ты должен постоять за себя словами; если тебя толкнули, ударили, то ты должен ударить в ответ; если у тебя забрали игрушку, отбери игрушку обратно.

Это социально приемлемые механизмы урегулирования конфликтов, приемлемые варианты сдачи, которые может себе позволить ребенок.

Почему я говорю ребенок? Потому что в нашем цивилизованном обществе не принято давать сдачи кулаками в принципе (хотя и тут можно поспорить :)), даже если тебе физически что-то сделали.  Умный драки избежит, что называется.

Давайте говорить именно про детей. В основном такие вопросы, как давать или не давать сдачи, касаются дошкольников, поэтому давайте будем говорить именно о дошкольном возрасте.

Получается, что ребенок-дошкольник должен сам регулировать ту степень своего воздействия на другого ребенка, ту степень «сдачи», которую он может себе позволить в данной ситуации. Т.е. оценить объективно поведение обидчика и выбрать подходящий вариант отпора.

Но заметьте, что еще существует такой момент, как эмоциональная значимость происшествия, требующего от ребенка постоять за себя и ответить обидчику

Если ребенку сказали что-то очень-очень обидное, то, что его очень сильно задело.

Или, например, проходящий мимо ребенок толкнул его или ударил,  и ваш уронил свою самую любимую драгоценную игрушку или пролил воду на свой рисунок, над которым он трудился последние полчаса… Для вашего малыша это расстройство очень большое…И в такой ситуации ребенку-дошкольнику ну очень сложно действовать объективно.

В первую очередь, мы говорим о том, что ребенку, да и многим взрослым тоже, на эмоциях очень тяжело отрегулировать то, на сколько сильно его обидели.

Обычно получается так, что словесно мы обычно отвечаем, когда мы себя контролируем, когда нас это не очень сильно задело, а физически мы отвечаем, когда уже «закипели», когда чаша терпения переполнена.

Вот и получается, что если ребенка сильно обидели словами  и задели даже не физическим ударом, а что-то с игрушкой его сделали, на что он очень сильно обиделся или из-за чего очень сильно расстроился, соответственно, дошкольник в такой ситуации дает сдачи именно физически.

Разрешать ли ребенку давать сдачи? — Еще один важный аргумент

У дошкольников существует такая проблема, как незрелость произвольности.  Произвольность – это способность регулировать свою деятельность сознательно. Это умение анализировать свои действия, анализировать причины своих поступков и контролировать свое поведение.

У детей произвольность начинает созревать с четырех лет. И только в четыре года ребенок может начинать потихонечку контролировать, потихонечку рассуждать о том, к чему могут привести его конкретные действия, о том, надо их делать или не надо, и свои эмоциональные порывы он только может начинать контролировать.

Стоит отметить важный момент — темперамент и «сдачу»

Все мы знаем, что есть дети, которые вообще не могут за себя постоять. В основном это дети сами по себе тихие, что называется, меланхолики, флегматики.

А холерики более эмоциональные, более вспыльчивые, соответственно, у них и произвольность несколько более задержанно формируется. Не критично, но все-таки это тоже имеет значение, эмоционален ребенок сам по себе или нет.

И получается, что очень большая проблема возникает, когда родители учат своего дошколенка давать сдачи.

Приведу пример из моей практики, хорошо иллюстрирующий результаты обучения ребенка давать сдачу:

Спокойный шестилетний мальчик, такой тихий, стеснительный. Он никого никогда первый не обидит, никогда первый ни на кого не наругается, тихий-спокойный. Папа его начал лет в пять-шесть учить активно давать сдачи, ведь «ну ты же мужик, нужно уметь за себя постоять».

Дело кончилось чем? Дело кончилось тем, что в одной ситуации ребенок таки дал сдачи. Но кому он дал сдачи? Он дал сдачи не другому мальчику, не обидчику сильному.

Почему? Потому что дети в первую очередь пробуют свои силы в ситуации, когда нестрашно. Давать сдачи обидчику, который в два раза больше него, ребенок в первый раз навряд ли будет, потому что инстинкт самосохранения, естественно, работает.

Если говорить про этого мальчика, там возникла ситуация, что девочка забрала у него какую-то игрушку на прогулке, а он взял камень и ударил её по голове. Разбил девочке лоб, кровь, зашивали…

О чем это говорит? Мальчик очень сильно обиделся, его это очень сильно расстроило, была переполнена чаша терпения, что называется. И шестилетний ребенок не смог отконтролировать свои действия, он не смог их оценить, не смог спрогнозировать, к каким последствиям они приведут. В результате, сами понимаете, скандал, все дела…

К чему быть готовыми, если разрешаете ребенку давать сдачу?

Когда вы говорите ребенку, что он может ударить кого-то в ответ, что может применить физическое насилие, то, поймите, не факт, что ребенок будет применять физическое насилие в той ситуации, в которой вам хотелось бы.

Чаще всего ребенок в результате таких разрешений на физическую агрессию начинает пробовать агрессию вообще.

Он же не знает социальных норм, он их пробует на практике, пробует в разных ситуациях применить физическое насилие как способ разрешения конфликта. И, естественно, он промахивается периодически.

Если вы разрешаете ребенку давать сдачи, будьте готовы к тому, что будут конфликты между детьми, что будут драки, и что потом придется за это отвечать, что, возможно, ваш ребенок принесет сильный физический урон другому ребенку

Потому что эти ситуации могут быть абсолютно непредсказуемы. Ведь даже у младших школьников случаются ситуации из серии того, что его обозвали, а он взял стул и огрел обидчика по спине. Я такие ситуации тоже знаю.

Поэтому я не рекомендую давать детям «добро» на то что надо давать сдачи физически. Словами, конечно, пожалуйста. Но физически я не рекомендую.

Почему? Потому что лучше придерживаться этого запрета и учить ребенка давать сдачи словами, а за физически адекватный ответ обидчику немного пожурить, обсудить эту ситуацию, проанализировать и так далее.

Ведь иначе получается какой парадокс? Родители  ребенку разрешили давать физическую сдачу, в результате он их  послушался, дал сдачу… ну не рассчитал немного… а потом огребает сам по полной, и еще и родители ругают за то, что он сделал так, как они ему разрешили.

Надо держаться последовательности в действиях, дорогие родители. Я всегда против такой непоследовательности, поэтому лучше запретить давать сдачу или максимально ограничить ситуации, в которых можно себе позволить физический ответ обидчику. Например, если тебя ударят, то ты можешь ударить в ответ, в других ситуациях ты никоим образом свою агрессию не проявляй.

Мальчики и девочки… давать ли сдачи?

Плюс еще имеют большие различия мальчики и девочки, потому что многие родители считают, что мальчик должен уметь постоять за себя. Но опять-таки, он должен уметь постоять за себя, ответить на удар или заблокировать удар соперника, но первым не нападать. Поэтому очень будьте осторожны с формулировками. Объясняйте детям, что значит дать сдачи.

Многих беспокоит то, что их дети не могут вообще за себя постоять. У них отобрали игрушку, они стоят и плачут

В таких ситуациях важен вот еще какой момент: подумайте, а как ВЫ отстаиваете интересы ребенка в данной ситуации? Ребенок учится отстаивать свои интересы на том примере, который ему показывают родители.

Если у маленького ребенка, годовасика, двухгодовасика, кто-то отобрал игрушку, и родитель говорит, что надо делиться, его интересы не отстаивает, то, естественно, такой ребенок не будет обладать опытом разрешения такой ситуации, он не будет уметь за себя постоять.

Родителям необходимо учить ребенка правильно вести себя в данной ситуации. То есть, отобрали у вашего ребенка игрушку, и вы за ребенка сначала говорите: «Это наша игрушка, и мы с ней еще не доиграли, отдай нам ее».

Смысл в том, чтобы научить ребенка словами требовать свое обратно. Если у кого-то что-то отобрали, или кого-то обидели, возможно применять разные словесные формулировки, которые вам ближе.

Поэтому учите своего ребенка именно словесной инструкции, словесному разрешению проблемы, и сначала сами говорите за ребенка, а потом ребенок сам начнет подражать вам, так же говорить, так же отстаивать свои интересы

P.S. Кстати, знаю еще один пример не совсем словесного отстаивания своих интересов, но тоже очень действенного. Была у нас одна девчушка — Маруська, которая в свои два с хвостикам не разговаривала практически, и поэтому, если кто-то на нее покушался, то она начинала орать как резаная

Источник: http://detologiya.ru/davat-sda4i/

Надо ли учить ребенка давать сдачи в такой ситуации?

Надо ли учить ребенка давать сдачи в такой ситуации?

Такая ситуация у нас была впервые и наше с мужем отношение оказалось совершено противоположным. Папа наш стал говорить сыну, что он зря плачет, нужно пойти и дать сдачи, а еще лучше было-бы сделать это сразу, как только Петя попытался ударить в первый раз, и даже показал, как ударить рукой.

Стас повторил все папины движения, все еще всхлипывая… Я же была против этого и просто успокаивала сына. Меня просто возмущала мама мальчика, которая не забрала сына сразу, – по крайней мере, я бы сделала именно так.

Чуть позже у Стаса с папой произошла такая ситуация: папа попытался обнять сына, а Стас в ответ ударил его обеими руками. Папа в ответ спросил: «Зачем бьешь меня? Почему же ты мальчика не ударил?».

Стас спросил в ответ: «А ты почему мальчика не ударил?», папа ответил, что он не может бить маленьких, Тогда Стас по-другому задал свой вопрос: «Папа, а почему ты меня не защитил?». Папа повторил, что не может бить маленьких, что Стас сам должен защищаться, а папа будет защищать его от взрослых.

А потом добавил, что если бы здесь был папа Пети, то он (наш папа) настучал бы ему по голове. Меня это возмутило не меньше, чем отсутствие реакции Петиной мамаши – я против всякого насилия.

Позже, в машине, когда Стас спал, мы попытались разобрать ситуацию, но только еще больше разошлись во мнениях, как же стоило поступить. С одной стороны, обидели твоего ребенка, и хочется его защитить, с другой – даже такой маленький человечек должен уметь постоять за себя сам и родители хотят видеть, что сын имеет вес в обществе и может за себя постоять, хотя ему всего 2 года.

Папа настаивает, что будет учить сына давать сдачи, но мне не кажется, что это хорошая идея. Боюсь, что когда-нибудь, давая сдачи такому вот задире, сын нарвется на еще большие неприятности. Еще папа наш сказал, что, наверное, все нормальные отцы придерживаются такой тактики воспитания, и тут мы решили провести социологический опрос.

Так вот, у меня вопрос, точнее опрос…

Я сделала 2 опроса – для мам и пап отдельно, так-как я понимаю, что отношение к подобным ситуациям может быть совершенно разным.

Прошу, оставляйте комментарии о вашей реакции на подобные случаи, думаю, многим будет интересно почитать, как другие родители реагируют на такие нередкие ситуации в жизни детей.

И последний вопрос. Стоит ли ребенка учить давать сдачи?

[totalpoll id=”16589″]

Так нужно ли учить ребенка давать сдачи, если его ударили, или нет? Спасибо всем заранее.

Источник: http://detkambest.ru/nuzhno-li-uchit-rebenka-davat-sdachi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.