Научите ребенка разговаривать с незнакомыми

Учим ребенка безопасному общению с посторонними людьми

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми

OK

Pinterest

Предлагаем вашему вниманию статью, автор которой  Сауле Утегалиева.  Будет очень полезно прочитать ее родителям маленьких детей.  Ведь  всем очень хочется, чтобы дети росли в  безопасности, были здоровы.

  Сауле Утегалиева рассматривает ряд ситуаций, которые постоянно возникают в жизни и наше поведение. Результаты такого поведения могут вызвать у  ребенка не совсем верные представления о безопасности.

Она предлагает более правильные варианты решения ситуаций, от которых в последствии будет зависеть безопасность  вашего малыша.

Один из ключевых страхов родителей – как их дети будут общаться с незнакомыми людьми. Меж тем они не замечают, что сами изначально закладывают основы поведения не верно. Как же научить ребенка правильно общаться с незнакомцами?

Ребенок видит, как мама приветливо разговаривает с посторонними, спокойно относится к тому, что его гладят по головке или даже берут на руки, чем-то угощают, а аниматор с новой детской площадки может взять за руку и отвести поиграть. Малыш считывает поведение и для него это уже норма.

В такие моменты обычно мама спокойна, ведь она рядом, она контролирует ситуацию. Если что-то будет угрожать безопасности ребенка, то она тут же вмешается.

А пока всё спокойно и незнакомцы выказывают доброжелательность, мама выступает в роли молчаливого наблюдателя.

Чтобы ребенок рос вежливым бывает, побуждает его говорить «спасибо» за угощение, «пока-пока» хорошей знакомой, ответить милой бабушке на вопрос «сколько тебе лет?».

Дружелюбное приветствие и улыбка, но ничего более без предварительного разрешения опекающего взрослого – вот достойное поведение незнакомого человека по отношению к ребенку. Как же этого добиться?

Рассмотрим основные ситуации, в которых родители могут запутать ребенка:

Ситуация 1. «Привет! Как тебя зовут?»

Когда у нас спрашивают дорогу, мы из чувства вежливости или желания помочь, останавливаемся и начинаем подробно объяснять. Если в автобусе кто-то уточняет, где находится остановка, мы участливо отвечаем.

Но при этом мы не рассказываем, где живем, сколько зарабатывает муж и прочее. У детей же такого барьера пока нет.

Ребенок видит, что родители спокойно беседует с незнакомыми людьми, и может считать, что это вполне нормально.

К тому же дети – это самые привлекательные персонажи для знакомства. Волей неволей даже у самого доброжелательного человека получается такой разговор: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А ты ходишь в садик? У тебя там есть друзья?».

Потенциальная опасность: ребенок будет уверен, что любому постороннему, который к нему подходит, можно доверять. Ему можно рассказать о себе любые подробности и ответить на его вопросы.

Тактика для родителей

Общение поощрять стоит, ведь коммуникабельность — это важный социальный навык. Но не следует быть молчаливым наблюдателем: продемонстрируйте свой интерес, участие в процессе знакомства.

Прокомментируйте: «Давай вместе познакомимся с этой тётей/бабушкой/человеком». Если вы против разговора, молчать тоже не надо.

Остановите ситуацию, вежливо сказав: «Спасибо, мы сейчас не можем с вами общаться».

К трем годам объясните ребенку, что он смело может знакомиться и разговаривать с кем ему захочется, но прежде надо спросить у вас разрешение. Также необходимо обозначить, что он может о себе рассказывать, а что нет. Подскажите ему фразы на такие случаи: «Не могу сказать», «Это секрет».

— Как тебя зовут?

— Таня.

— Сколько тебе лет?

— Пять.

— А куда ты едешь?

— Это секрет.

Ситуация 2. Угощения и подарки

Родители зашли с ребенком в магазинчик возле дома и продавец, взвешивая бананы, вручает малышу леденец: «Держи, это тебе!». В троллейбусе добрая старушка, рассказывая малышу, что родителей надо слушаться, достает из кармана конфету и кладет в его ладушку.

Все эти подарки проходят напрямую от дарителя к ребенку, мнение родителей не спрашивается.

Потенциальная опасность: ребенок будет считать, что от чужих людей можно смело принимать любой подарок. Сами понимаете, чем это чревато.

Тактика для родителей

Если вы видите, что угощение уже протягивается, примите его сами. Если ребенок уже взял, прокомментируйте, что вы — разрешаете. Как только вы остались вдвоем, сразу же проговорите правило: «Всегда спрашивай у меня разрешение, прежде чем принимать угощения и подарки».

Повторяйте это правило перед выходом из дома, пока ребенок сам не начнет его исполнять. Оговорите круг близких людей, от которых ребенок может принимать подарки всегда.

Совершенно другая ситуация, когда подарок дарят незнакомые ребенку люди, которые пришли к вам домой. Расскажите о них заранее и по возможности комментируйте вручение подарка:

— Тетя Аня с моей работы дарит тебе куклу.

— Дядя Сережа приехал к нам издалека. Посмотри, какой самолет он тебе привез.

Ситуация 3. «Иди на ручки»

На прогулке мама встретила коллегу и с радостью начала расспрашивать о новостях в коллективе. Рассказ о том, кто пошел на повышение, кто уволился, перемежается фразами: «Ах, какая девочка… Ах, какие глазки… Иди на ручки… Дай тебя потискаю». Мама горда и довольна своим чадом.

Бывает, что ребенка может начать трогать совершенно незнакомый человек. В транспорте, в очереди, в парке на лавочке: гладят, тискают, берут за руку, поправляют платьице или капюшон.

Потенциальная опасность: для ребенка и хорошие знакомые родителей, и посторонние — равно чужие. Он видит, как папа хлопает по плечу неизвестного мужчину, мама обнимается с незнакомой тетей, они улыбаются, смеются. И он делает логичный для себя вывод: даже тот, кого я не знаю, может прикасаться ко мне, гладить, брать на руки, теребить за щеку и целовать.

Тактика для родителей

Вежливо оградите от прикосновений посторонних: тянущиеся руки мягко отведите в сторону, можно чуть отступить со словами: «Не трогайте, пожалуйста, ребенка», «Пожалуйста, не надо этого делать».

Вы можете испытывать неловкость от того как это будет выглядеть в глазах окружающих, но важнее обучить ребенка безопасности, нежели заботиться о том, что о вас подумают.

Если ребенка хочет взять кто-то из ваших знакомых, сначала представьте его. Пусть ребенок слышит и понимает, что это действие происходит с вашего разрешения. Так он будет знать, что вы контролируете процесс.

— А кто это тут у нас такой хорошенький?

— Маша, это тетя Аня с моей работы, пойдешь к ней на ручки?

Ситуация 4. Аниматор/»Пойдем, покажу»

Мамам тоже нужно отдыхать, и современные развлекательные центры дают такую возможность. Как обычно происходит процесс «передачи» ребенка: аниматор здоровается, берет его за руку и со словами: «Пойдем поиграем», уводит. У мамы есть какое-то время на личные дела.

Потенциальная опасность: у ребенка установка: чужие могут брать меня за руку и уводить. Учитывайте также, что природное любопытство детей обычно берет верх над осторожностью.

Тактика для родителей

Познакомьтесь вместе с ребенком с аниматором. Пусть он несколько раз повторит имя того, кто будет за ним присматривать. Скажите, через какое время вы за ним вернетесь.

Покажите, куда он может подойти за помощью, если она понадобится. Если вы планируете быть поблизости, объясните, что ему достаточно вас громко позвать.

Малыш должен видеть, что он уходит с вашего разрешения, и знать, как вас найти.

— Катя будет помогать тебе играть на этой площадке, а сейчас она покажет, что здесь есть интересного.

— Я вернусь через 30 минут, ты как раз успеешь сделать поделку.

— Я буду сидеть за тем столиком.

-Если тебе понадобится моя помощь, громко позови меня, и я подойду.

Введите правило разрешенной территории: в каждом новом месте всегда сначала обозначайте ребенку разрешенную территорию, на которой он может свободно передвигаться. Если он захочет выйти за её пределы сам или уйти с кем-то, то он может это сделать после того, как спросил у вас разрешения.

Используя эти правила, ваш ребенок будет расти открытым и общительным. При этом он будет четко понимать границы допустимого поведения по отношению к нему со стороны незнакомых людей.

Автор текста: Сауле Утегалиева

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

OK

Pinterest

Источник: http://umstart.ru/uchim-rebenka-bezopasnomu-obshheniyu-s-postoronnimi-lyudmi/

Это опасно! Прекратите учить детей не разговаривать с незнакомцами

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми

Чужие люди все равно заговорят с ребенком на улице. Мама четверых детей рассказала, как одно простое правило спасло жизнь ее сыновьям.

Вы, конечно, тоже учите своего ребенка правилу «не разговаривай с незнакомыми людьми». Но мир так устроен, что дети все равно вынуждены будут общаться с людьми на улице – из вежливости или доверчивости.

Неоднократные эксперименты журналистов и блогеров в показывают родителям, как легко увести их ребенка с игровой площадки, просто пообещав «показать котенка».

Вместо того чтобы учить детей не работающему в реальной жизни правилу, прочитайте рассказ этой мамы.

Советы Джоди Нортон уберегли ее сыновей от похищения

История

У Джоди Нортон из штата Техас, США, четверо детей. Она поделилась в блоге историей о том, как им удалось избежать опасности, заставив маму сначала оцепенеть от ужаса, а затем гордиться своими мальчиками.

«Я была в душе в 8:30 утра, когда меня скрутила невыносимая боль в левом яичнике. Я кое-как смогла одеться и, собрав всех четверых детей, поехала в больницу в 5 минутах от дома (если бы боль не затуманила мне мозг, я бы, конечно, лучше вызвала «скорую», чем-то, что произошло дальше!)

В какой-то момент, еле соображая от боли (как оказалось, у меня случился разрыв кисты), вместе с двумя младшими я прошла внутрь, оставив двух старших мальчиков, 10 и 8 лет, сидеть на скамейке у входа. Я смогла договориться, чтобы наш сосед приехал за ними и отвез в школу.

Что было дальше, я не знала до самого их возвращения домой. В 15:30 они появились на пороге и сообщили, что сильно опоздали в школу. Мой сосед бросился на помощь и поехал за ними не от дома, а издалека, и вместо 5 минут мальчики просидели на скамейке целых 40 минут… Слушая дальше, я просто сходила с ума от своей глупости, немела от ужаса и одновременно гордилась своими сыновьями!

Встреча с незнакомцами

Пока они 40 минут послушно сидели и ждали на скамейке, к ним подошла девушка с двумя мутными типами и попросила помочь им уговорить ее парня вернуться в клинику на лечение. Якобы, он боялся врачей и спрятался в туалете, а мальчики могли бы зайти и поговорить с ним, убедить, что он в безопасности. Серьезно, этот диалог пересказывали мне мои дети!

Когда мой 10-летний сын вежливо ответил: «Нет, спасибо», незнакомцы не отстали. Они продолжали уговаривать их со словами: «Ну пожалуйста, вы можете этим спасти его жизнь». Сын трижды, с нажимом, отверг их просьбу своим «Нет, спасибо», и только после этого они, наконец, удалились.

Я слушала рассказ, холодея, с отвисшей челюстью. Тем не менее гордилась тем, что сын вспомнил и применил на практике наше правило безопасности.

Потому что в тот момент, когда подъехал сосед, и мальчики запрыгнули в машину, сын увидел, как девушка с двумя напарниками села в другую машину, а из туалета спокойно вышел третий мужчина и присоединился к ним! Хулиганы тут же скрылись из виду на своем авто.

«Прекратите запрещать детям разговаривать с незнакомцами. Вместо этого учите детей, какие типы незнакомых взрослых людей безопасны для него»

Правило

«Мам, я знал, что они нехорошие люди, – уверенно сказал сын. — Потому что они просили нас о помощи. А взрослые незнакомые люди никогда не просят детей помочь им».

Это и есть то правило, которому мы учим детей. Вместо «незнакомцев» они учатся не иметь дела с «нехорошими, хитрыми людьми» (в оригинале на англ. «tricky people». – Прим. Wday.ru). Концепцию «tricky people» создала американка Патти Фицджеральд, автор программы обучения детей безопасности без страха, сайта Safely Ever After, Inc., книг и тренингов на эту тему.

«Прекратите запрещать детям разговаривать с незнакомцами, – говорит Фицджеральд. — Однажды ребенку может понадобиться заговорить с незнакомым человеком. Например, с полицейским, если он потерялся. Вместо этого учите детей, какие типы незнакомых взрослых людей безопасны для него».

Одно из главных правил, которое помогает вычислить опасного незнакомца, – то самое, которое запомнил ребенок: «Нехорошие взрослые люди подходят и просят маленьких детей о помощи». Ведь на самом деле, если взрослый человек нуждается в помощи, то он попросит о ней другого взрослого человека. Но не ребенка.

«Мы не сможем все время быть рядом с детьми и оберегать их от опасностей этого мира. Но мы можем раз за разом напоминать им важные правила общения и укреплять их в уверенности при встрече с реальной жизнью», – заключает мама Джоди Нортон.

Позже Нортон дополнила запись в блоге. Она сообщила в полицию о подозрительных личностях, которые приставали к ее детям. Полицейские просмотрели камеры слежения около больницы и завели дело для поимки потенциальных похитителей детей.

А каким правилам безопасности вы обучаете своего ребенка?

Источник: wday.ru

Источник: https://lili-rose.ru/deti/eto-opasno-prekratite-ychit-detei-ne-razgovarivat-s-neznakomcami.html

Как сформировать у ребенка навыки безопасного общения с незнакомыми людьми

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические рекомендации родителям о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет.

Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду.

Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Специалисты по детской безопасности дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться личная безопасность ребенка.

Формирование навыков безопасного поведения у детей

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный.

Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе.

Прочитайте статью по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке.

В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее.

Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев, кандидат педагогических наук, специалист по детской безопасности,

автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/formiruem-u-detey-navyki-bezopasnogo-obshcheniya-s-neznakomymi-lyudmi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.