Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Содержание

Обучение детей нотной грамоте в детском саду. Обучение детей нотной грамоте

Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты.

Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки.

И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

https://www.youtube.com/watch?v=ktaW6krPHjU

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать .

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно.

Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца.

Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания.

Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой.

Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой

Источник: https://craft-m.ru/tablets/obuchenie-detei-notnoi-gramote-v-detskom-sadu-obuchenie-detei-notnoi-gramote/

Нужно ли учить детей музыке

Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Так уж сложилось, что обучение детей музыке и музыкальной грамоте сегодня стало совсем непопулярно. Многие родители уверены, что музыкой ребенку стоит заниматься лишь в том случае, если в будущем он мечтает стать профессиональным музыкантом. Но в нашей статье мы расскажем, чего лишает детей такое родительское заблуждение и расскажем, что может дать ребенку музыкальное образование.

Чем полезна музыка?

Зачем учить детей музыке? Что могут дать ребенку фортепиано или скрипка, кроме искривленной осанки и испорченных нервов? Между тем, о пользе музыки для совершенствования умственных способностей знали давно.

Еще Пифагор ставил музыку и математику на один уровень, говоря о том, что эти науки тренируют логику. Всмотритесь в нотную запись музыкального произведения. Это настоящая головоломка, в которой нужно молниеносно сопоставить звук и изображение, продолжить звуковой ряд по законам гармонии.

«Музыка — это арифметическое упражнение души»

математик Лейбниц

А знаменитый Шерлок Холмс? Он очень любил оперу и игру на скрипке. Последняя помогала ему сосредотачиваться и отыскивать решение самых сложных задач.

А вот уже исторический факт: дворянские дети обязательно получали музыкальное образование.

Будучи военным сословием, дворяне прекрасно играли на нескольких музыкальных инструментах, танцевали, пели и даже сочиняли музыку. Это не означало, что они все должны были стать знаменитыми музыкантами.

Но будучи интеллектуальной элитой, дворяне старались совершенствовать ум своих детей через обучение музыкальной гармонии.

Подтверждаются ли эти факты исследованиями и наблюдениями в настоящее время? Совсем недавно, в 2008 году, преподаватели Сент-Эндрюсского университета заметили, что студенты, которые в свободное время занимались музыкой, превосходили своих однокурсников в некоторых умениях и способностях:

  • логическом мышлении;
  • связной речи;
  • мелкой моторике.

Эти дети были более эмоциональными и восприимчивыми, что позволяло им быстрее принимать и осмысливать информацию.

Музыка сегодня используется для лечения деток с нервными заболеваниями, с нарушениями речи. Даже беременным рекомендуют слушать спокойные мелодии, поскольку уже в утробе малыш способен слышать звуки определенной частоты.

Всякая ли музыка полезна?

Современный музыкальный мир полон разнообразных вариаций человеческого творчества. Но, к сожалению, не всякая музыка полезна для души и разума. В тонких вибрациях звука могут таиться как созидательные, так и разрушительные интонации.

В ходе исследований с помощью томографа было замечено, что у людей, слушавших классическую музыку, активизировалась вся кора головного мозга. Задействовались отделы, отвечающие за зрение, пространственное мышление, высшие сознательные процессы.

Мелодии стимулировали работу обоих полушарий, что благотворно сказывалось на скорости и качестве мыслительного процесса. Поэтому именно классическую музыку можно назвать эталоном для прослушивания с детьми. Но существует очень много прекрасных музыкальных произведений помимо классики.

Некоторые композиции Вы можете найти на нашей странице в .

Если вы любите слушать музыку вместе с детьми, с раннего детства старайтесь приучать малышей к произведениям классических авторов. Воспитывайте ребенка, прививая вкус к созидательным мелодиям. Тогда, будучи взрослым, он всегда сможет отличить музыку настоящую от музыки некачественной и разрушающей, навязанной индустрией шоу-бизнеса.

Чем выше добрая нота, тем изысканнее должна быть её гармония.

Леонид Сухоруков

В чем польза обучения музыке?

Какие новые качества сможет открыть музыка в вашем ребенке? Что она развивает и совершенствует в маленьком человеке?

  • Быстрее формируются нейронные связи. Сообщение между обоими полушариями становится более плотным, скорость обработки информации увеличивается.
  • Ускоряется развитие математических способностей. Чтение нотной записи предполагает быстрый расчет, умение распределять время, оценивать параметры, что помогает в усвоении математических знаний и умений.
  • Улучшается речь. Пение устанавливает правильное речевое дыхание и формирует дикцию. Ускорение нейронных связей в коре головного мозга определяет правильность и красоту построения речи.
  • Усиливается память, концентрация внимания. Попробуйте повторить с первого раза даже простейшее музыкальное произведение! Не тут-то было.
  • Совершенствуется мелкую моторику. Видели, как бегают пальцы пианиста или скрипача? Ученые уже доказали, что активное воздействие на пучки пальцев активизирует определенные точки в головном мозге.
  • Развиваются творческие способности. Чтобы понять и почувствовать музыкальное произведение, нужно представить образы, ощутить гамму эмоций, попытаться понять, о чем мелодия. С возрастом этот воображаемый мир становится лучшей психологической отдушиной для тех людей, которые не приемлют серую реальность или стремятся хоть иногда уходит в выдуманный мир.

Музыка — это посредник между духовной и чувст¬венной жизнью

Аристотель

Конечно, можно просто прослушивать мелодии для развития образного мышления и для совершенствования чувственного восприятия мира.

Но если вы, дорогие родители, стремитесь, чтобы музыка стала мощным инструментом для развития вашего ребенка, то необходим серьезный подход – скрупулезное изучение нотной грамоты, а также обучение основам музыкальных законов обязательно дадут свои плоды.

Умение понимать структуру музыкального произведения, образы, скрытые в нем, способность преображать нотный текст в чарующие звуки требует гармоничной работы души, тела и разума.

Прекрасно, если родители решат обучать своего кроху музыке. Это поможет не только совершенствовать музыкальный талант, но и даст толчок для развития умственных и творческих способностей. В трудные минуты жизни музыка поможет излечить душу, восстановить гармонию, обрести силы для новых начинаний!

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

В. А. Сухомлинский

Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Nuzhno_li_uchit_detey_muzyike.php

Изучение нот с детьми: красочно и интересно! – Дом музыки Марии Шаро

Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты  — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте  сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке.  Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных.  Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

 Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными!  Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

 До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового.

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру.

Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария.

В результате  малыш   просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые.

Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов.

Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Скачать музыкальную игру >>>

Источник: https://maria-sharo.com/izuchenie-not-s-detmi-krasochno-i-interesno/

Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте. Рабочая программа на тему: Программа

Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты.

Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки.

И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

Как выучить ноты с ребенком?

Нужно ли учить ребенка нотной грамоте?

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно  или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты.

Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки.

И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.