Общение с ребенком в больнице

Содержание

Маленький пациент. Как поддержать ребенка в больнице

Общение с ребенком в больнице

Госпитализация – серьезное испытание, в котором моральная поддержка семьи важна как никогда.

Наш эксперт – психолог Софья Шноль.

Не оставлять одного

Обычно необходимость ехать в больницу возникает внезапно – и это сильный стресс даже для взрослого. Но взрослый человек по крайней мере отдает себе отчет в том, что происходит. Ребенок же в этот момент плохо понимает происходящее. Вот почему, как бы вы ни переживали сами и как бы ни были захвачены спешными сборами, важно не оставлять ребенка одного.

Самое лучшее – это поехать в больницу вместе с ним и остаться там. К сожалению, это не всегда возможно, но, прежде чем опускать руки, следует уточнить закон: если там прописано ваше право остаться с ребенком, вы можете его отстаивать.

Выслушав диагноз и прогнозы, можно попробовать трезво оценить ситуацию: иногда ребенка можно забрать домой под расписку.

Как бы то ни было, первая обязанность родителей – как можно подробнее и спокойнее рассказать дочке или сыну, куда его везут, что его там ждет и будете ли вы рядом. В этом нуждается даже кроха. Есть ошибочное мнение, что младенцам не нужно ничего объяснять, потому что они ничего не понимают.

Даже если так, им важно слышать успокаивающие интонации маминого голоса, чтобы чувствовать себя под защитой. Для младенца жизненно необходимо быть с мамой, и сейчас во многих больницах это понимают. С детьми постарше не всегда удается остаться. Тогда оставьте ребенку какую-нибудь вещь, напоминающую о вас.

Если в отделении разрешено пользоваться мобильными телефонами, дайте сыну или дочке мобильник, чтобы вы были всегда на связи.

В роли посредника

Задача родителей – быть посредниками между ребенком и больницей. Не для того, чтобы контролировать врачей (которые делают все, что могут, стараясь вылечить вашего ребенка), а для того, чтобы облегчить малышу больничную жизнь.

Вежливо, но настойчиво выясните у врачей, какое лечение ребенку предстоит, чтобы затем донести это до маленького пациента. Медики вряд ли станут тратить время на разговоры с ним.

Если ребенку понадобится пройти какую-то процедуру, подготовьте его морально, подробно описав ее, чтобы он не напридумывал себе ужасов. Используйте язык, доступный для детского понимания.

Изучите устройство больницы и здешние правила, чтобы помочь ребенку сориентироваться в незнакомом месте

Уважайте больничный порядок, но при этом ищите пути для удовлетворения потребностей ребенка. Во время посещения расспрашивайте его о том, как ему здесь живется, чтобы выяснить, не нужна ли ему помощь в решении бытовых вопросов.

Внимательно и терпеливо выслушивайте жалобы малыша – кому он еще может «поплакаться в жилетку»?!

Встречи и расставания

Когда мама не остается с ребенком в больнице, а может только его навещать, ребенку приходится справляться с ежедневной разлукой.

Иногда это бывает так тяжело, что он может попросить маму, чтобы она не приходила. Не верьте, если он произносит это грустным голосом, отводя глаза.

А момент расставания можно смягчить, если положить ребенку под подушку сюрприз и не разрешать доставать его, пока вы не уйдете.

С подростками иначе – они могут подружиться со сверстниками и на самом деле не нуждаться в частых визитах родителей.

Не забыть о себе

Тяжело не только ребенку, попавшему в больницу, но и его маме. Ей в это время нужен рядом человек, который бы выслушал, успокоил, поддержал. Можно обратиться и за профессиональной психологической помощью, но она, как правило, нужна там, где не хватает обычной человеческой поддержки.

Не помешает и поддержка делом: чтобы маме не приходилось совмещать поездки в больницу с исполнением всех своих прежних обязанностей, желательно кому-то из родственников взять на себя часть ее забот.

Все позади?

По возвращении домой бывает искушение поскорее забыть обо всем неприятном и продолжать жить как ни в чем не бывало. Но не стоит этому искушению поддаваться. Пребывание в больнице – сильный стресс, особенно для маленького ребенка, а если случилась такая беда, что малыш долгое время провел там один, то это тяжелая психологическая травма.

В возрасте до 3 лет ребенок за 2 недели разлуки успевает забыть и близких, и родной дом. Домом для него уже успела стать больница, и возвращается он в место, которое ему приходится осваивать заново. В больнице он мог к кому-нибудь привязаться (например, к доброй медсестре) и может сильно тосковать по ней.

Не удивляйтесь, если первое время после больницы ребенок плохо ест, плохо спит, капризничает.

Ребенок постарше тоже может не очень уютно чувствовать себя дома, привыкнув к больничному распорядку и соседям по палате… На восстановление после больничного стресса обычно требуются 1–2 месяца. Если по истечении этого срока вам кажется, что не все наладилось, это повод обратиться за психологической помощью.

Источник: Aif.ru (Юлия Эйделькинд)

ссылкой:

Профессор, д.м.н. Алиева Эльмира ИбрагимовнаДиагностика и лечение ВЗК (болезнь Крона, язвенный колит) у детей

Записаться на прием

Источник: //kronkolit.pro/malenkiy-patsiyent-kak-podderzhat-rebenka-v-bolnitse/

Медицинская сестра и больной ребенок – особенности работы в детской больнице

Общение с ребенком в больнице

Приемное отделение – зеркало детской больницы. Чистота, уют, отсутствие суеты при приеме детей в больницу создают благоприятное впечатление о лечебно учреждении, уменьшают тревогу и настороженность у больных и их родителей.

Больничная обстановка при поступлении (особенно впервые) в стационар оказывает на многих детей отрицательное воздействие. Госпитализируемый ребенок с обостренным вниманием следит за действиями, поведением медицинских работников приемного отделения.

От внимательных, настороженных глаз больных детей и их родителей нельзя скрыть безразличие, а порой грубость и бестактность медицинского персонала, отсутствие у него чувства сострадания.

Медицинская сестра и больной ребенок – первая встреча

В приемном отделении оформляют медицинскую документацию на больного, измеряют температуру тела, определяют рост и массу тела, проводят объективное обследование по системам, санитарную обработку больного. В случае необходимости больному оказывают первую медицинскую помощь.

От профессиональной эрудиции медицинской сестры приемного отделения, правильности решения некоторых организационных вопросов, своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, внимательного и чуткого отношения к больному и его родственникам во многом зависит характер эмоционально-поведенческих реакций ребенка, вызванных госпитализацией в стационар.

Задача медицинской сестры – как можно быстрее снять психоэмоциональное напряжение у ребенка и его родителей. От того, насколько хорошо проведет медицинская сестра первую беседу в приемном отделении, будут зависеть выраженность эмоционального напряжения и характер адаптации ребенка к стационару.

Медицинская сестра и больной ребенок – характер поведенческих реакций у детей

По данным систематических наблюдений за характером поведенческих реакций при поступлении в стационар, проведенных у 264 детей разного возраста, и по результатам опроса специально разработанными анкетами для детей и медицинских сестер приемного отделения, пациенты были разделены на три группы:

Первая – со спокойной реакцией на госпитализацию (64,5% детей).Вторая – с умеренно выраженной негативной реакцией (27,8%).

Третья – с резко выраженной негативной реакцией (7,7%).

В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и резко выраженные).

Анализ проведенных наблюдений показал, что в первой группе (со спокойной реакцией на госпитализацию) 70% составили дети школьного возраста (почти все – из организованных коллективов), 85% из них ранее лечились в стационаре.

Большинство детей назвали основной мотив госпитализации – «желание быть здоровым». Осознание самими детьми необходимости госпитализации – главная причина спокойных поведенческих реакций в этой группе больных.

Отсюда следует, что у старших детей желательно вырабатывать при госпитализации активную установку на лечение в стационаре.

Во второй группе больных (с умеренно выраженной негативной реакцией на госпитализацию) 50% составили школьники, а остальные – дети ясельного и дошкольного возраста. Большинство из этих детей (93%) были единственным ребенком в семье.

В третью группу (с резко выраженной негативной реакцией на госпитализацию) вошли преимущественно дети раннего возраста, из них 60% – из организованных коллективов в возрасте до 3 лет и впервые госпитализированных в стационар. Единственным ребенком в семье были 80% детей третьей группы.

У девочек негативные реакции наблюдались чаще, чем у мальчиков.

Таким образом, наблюдения показали, что реакция детей на госпитализацию может быть как спокойной, так и резко выраженной негативной.

Из всех факторов, которые могут влиять на характер поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание в организованном коллективе.

Почему столь важно правильно оценить характер эмоционально-поведенческих реакций у ребенка еще в приемном отделении? Потому что эмоциональный стресс при госпитализации может повлиять на ход адаптации к пребыванию в стационаре, эффективность лечения и сроки выздоровления.

Медицинская сестра и больной ребенок  – создаем благоприятную обстановку

Думается, что если медицинская сестра уже при оформлении титульной стороны истории болезни обратит внимание на указанные нами факторы, то она в какой-то мере сможет прогнозировать возникновение негативных реакций при последующем осмотре и обследовании ребенка. Сможет предупредить их появление или уменьшить их выраженность путем создания оптимальной психологической обстановки в приемном отделении в данный момент.

В этой связи важную роль играет соответствующее оформление приемного отделения: яркие игрушки, картины ни стенах с изображением любимых героев из детских сказок, стенды со снимками детей, находящихся в стационаре, и пр. Все это переключает внимание ребенка, меняет его представление о больнице, ослабляет негативную реакцию на разлуку с близкими людьми.

Медицинская сестра должна уметь создать такую обстановку и так подойти к больному ребенку, чтобы не запугать его предстоящим осмотром, а сделать его занимательным и интересным.

Можно по этому поводу привести воспоминания профессора С.С.

Вайля о том, как хороший детский врач, лечивший его маленького внука, первый осмотр начал с того, что предложил малышу нажимать поочередно на пуговицы своего пиджака, и каждый раз при этом пищать по-разному.

Ребенок охотно включился в игру, и осмотр был уже продолжением забавы. Каждого последующего посещения врача он ожидал не со страхом, а с нетерпением.

Очень важен в работе сестры приемного покоя хороший эмоциональный тонус – улыбка при обращении к ребенку, приятный ласковый голос, спокойный разговор. При обращении к больному ребенку нельзя «сюсюкать», искажать слова, разговорная речь должна быть правильной.

Медицинская сестра и больной ребенок – беседа с родителями

К родителям ребенка желательно обращаться по имени отчеству, на «Вы». Такая форма обращения ориентирует родителей на соответствующую форму обращения к медицинской сестре.

Во время беседы с родителями большое значение имеют тональность голоса, выражение лица медицинской сестры. Нельзя допускать, чтобы расспрос родителей о болезни ребенка звучал «как допрос».

Подавленная болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию на госпитализацию.

В подобных случаях врачу придется приложить немало усилий, чтобы восстановить контакт с родителями. Лучший способ расположить мать к себе – сказать несколько хороших слов о ее ребенке. Ведь дети всегда восхищают своей непосредственностью, они всегда по-своему красивы.

Негативные реакции на госпитализацию у детей усиливаются в случаях, если родители не могут сдержать своих чувств, при больных детях – плачут или «причитают» перед разлукой с ними. Больной не должен видеть слезы, тревогу в глазах матери.

В подобных случаях нужно успокоить, отвлечь каким-либо разговором, сообщить ей, в каком отделении будет находиться ее ребенок, дать номер телефона, по которому близкие могут получить сведения о состоянии ребенка, указать, в какое время дня можно звонить для этого в детское учреждение.

По мнению медицинских сестер приемных отделений, психологическая подготовка матери перед направлением ребенка в стационар должна проводиться еще в поликлинике.

Таким образом, в приемном отделении должно быть исключено любое психотравмирующее воздействие на ребенка и родителей. Необходимо учитывать эмоциональный статус ребенка при поступлении в больницу. Это позволит более эффективно осуществлять контроль адаптации к стационару и прогнозировать ее нарушения.

Источник: //deti-svetgorod.ru/for-parents/doshkolniki/1111111733-a-sick-child-and-a-nurse

Права родителей больного ребенка – наш опыт в больнице и выкладки из закона

Общение с ребенком в больнице

01.02.2015 Олег Лажечников 30

Как и обещал, выкладываю наш скромный опыт по борьбе с системой по отстаиванию своих прав. Много тут писать не буду, так как немного и недолго пришлось что-то делать, тем не менее, возможно эта информация окажется кому-то полезной в будущем. Мы сами первый раз столкнулись со всем, и пришлось изучать все с нуля.

Наш сын лежал в Морозовской больнице в Москве в реанимации и стационаре (суммарно две госпитализации), поэтому, что и как происходит в других местах, знать не могу. В регионах, боюсь, совсем плохо дело и с условиями, и с правами. Не факт, что описанное нами тут, сработает где-то еще.

Сами понимаете, права правами, но когда твой ребенок лежит беспомощный в больнице, как-то не до адвокатов и судов, и будешь бояться испортить отношения с медперсоналом лишними скандалами.

По идее подобными вещами, если они приняли серьезный оборот, лучше заниматься после выздоровления, а не в тот момент, когда ты все свои моральные и физические силы отдаешь на выздоровление.

Так же стоит учесть, что медики не враги, они точно так же заложники системы, и они подчиняются тем, кто сверху, и условия в больницах зависят совершенно не от них. А также некоторые из них просто банально не знают, что у родителей вообще есть какие-то права. Хотя люди разные бывают, и медики тоже.

Через глав врача

Прежде всего хотел попросить всех быть вежливыми, насколько это возможно, грубость она ни к чему. Самый действенный способ все решать не с младшим медперсоналом, от которого ничего не зависит, а с главным врачом, его заместителем, или заведующим отделением.

В нашем случае, проще всего было именно с заместителем главврача. Первый раз мы пришли туда с заявлением составленным юристом, где было четко все написано со всеми ссылками на законы. И то ли это повлияло, то ли заместитель хорошо знает все права родителей и без этого, но вопросы стали так или иначе решаться.

И с историей болезни и анализами дали ознакомиться, и сделали копии всего, что нам нужно, и предложили привести своего врача, и сына в реанимации разрешили посещать.

Хотя врачи на месте с пеной у рта доказывали, что история болезни — это военная тайна, и мне дураку без медицинского образования ее смотреть не нужно, а в реанимации так мы вообще себя последним гавном (извините за выражение) почувствовали.

Мои советы такие:

— Изучаете законодательство по нужным вопросам.
— Берете консультацию у юриста, если самим сложно все понять, и составляете заявление (для примера наше заявление).— Идете к заведующей отделением, заместителю главного врача или главному врачу с диктофоном и письменным заявлением, и там решаете свои вопросы.

— Если все получилось, то рекомендую взять телефон (мобильный или городской) у этого человека, чтобы потом в случае чего, быстренько позвонить.

Именно знание своих прав, официальные бумажки и твердое решение довести дело до конца, могут вам помочь. Только учтите, что больше, чем есть в законе требовать вы не можете, как бы вам этого не хотелось. Для этого существуют другой метод — изменить систему.

Кто-то судится, чтобы были прецеденты, кто-то пишет коллективные письма на democrator.ru, кто-то развивает какую-либо кипучую деятельность. В любом случае, если вы не согласны с законом, то его только менять.

И еще раз, не медики, с которыми вы будете иметь дело, писали эти законы, претензии не к ним.

Закон

Права родителей больных детей освещены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Его и нужно будет изучить, если возникли какие-то проблемы.

Новая редакция закона
Старая редакция закона

Ссылку на старую редакцию закона я привел не просто так. Дело в том, что была очень хорошая статья на Rusmedserv (правильный медицинский форум), которую потом перепостили все, кто только мог.

В этой статье были рассмотрены основные права родителей и прокомментированы очень понятным языком. И плохо только то, что отсылка идет на статьи старого закона, которые изменились, или которых вообще уже нет. Тем не менее, почитать эту статью стоит.

Так же еще вот хорошая статья на тему прав родителей.

Хочу обратить внимание, что закон не идеален и в нем есть спорные моменты, противоречащие действующему законодательству с точки зрения логики, или просто не совсем ясные.

Дело в том, что некоторые пункты в законе регулируются не самим законом, а отданы на усмотрение администрациям больниц.

То есть существуют еще внутренние распоряжения и указы, которые мы с вами не можем вот так сходу узнать.

Я пробежался по закону и выписал номера статей, которые могут пригодиться.

Право родителей быть вместе с ребенком в реанимации

Чтобы не говорил юрист, с которым мы общались, права на пребывания в реанимации у родителей в России, к сожалению, нет.

То есть в конституции, в самом законе об охране здоровья граждан, обозначено совместное пребывание родителя с ребенком, но реанимация, насколько я понял, приравнивается к операционной, а находиться там посторонним нельзя.

То есть это тот самый пункт в законе, который регулирует сама больница, и она решает, кто может быть в реанимации, а кто нет. И если где-то кого-то пускают, то это всего лишь инициатива лечащего врача, который просто по-человечески входит в положение родителей, зная при этом, что если вдруг что, то у него будут проблемы с начальством.

И как нам сказал заместитель главного врача, мол, я могу подписать вам сейчас заявление, но в реанимацию мы вас все равно не пустим, можете судиться с нами сколько хотите, мы всегда найдем, что ответить вашим юристам. К слову, посещать несколько раз в день нам таки разрешили, но длительность посещений небольшая.

Потом я почитал разные истории мам, и понял, что у нас везде так, и чтобы это изменить, нужно менять законы.

Как я понял, если начинать судиться при текущем законе, то скорее всего это будет проигрыш, потому что реанимации — зона с особыми санитарными условиями, и очень легко придраться к тому, что у тебя и одежда нестерильная, и справку о состоянии здоровья ты не принес.

Вот наше заявление на право пребывание с ребенком в реанимации, составленное юристом. Если кто-то захочет пободаться, можете использовать, у нас сил не хватило, и до суда доводить не захотелось… А вот данная проблема на democrator.ru, только, к сожалению, там тоже глухо пока все.

Другими словами, пребывать с ребенком совместно в реанимации нельзя, но посещать его могут разрешить.

Право родителей быть вместе с больным ребенком в стационаре

Статья 51 часть 3, а так же статья 80 часть 3, пункт 4.
Право быть вместе с ребенком (до 18 лет) в стационаре является безусловным.

Лицом, находящимся с ребенком, может быть любой родственник — мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и или другой законный представитель.

Спальное место в стационаре и питание этому лицу предоставляется бесплатно, если ребенку меньше 4-х лет, а, если старше, то в зависимости от медицинских показаний. Есть, правда и такой нюанс, представителя могут заставить сдать какие-нибудь анализы.

Право родителей на информацию

Статья 19 часть 5 пункт 5, статья 22, статья 70 часть 2.
Имеете право знать полную информацию о состоянии своего ребенка со всеми диагнозами и анализами, причем на доступном для вас языке. Забавно, но и о наших правах врач тоже должен рассказывать.

Право родителей на знакомство с документами

Статья 22 часть 4 и часть 5.
Имеете право знакомиться с оригиналами истории болезни и анализами, а также по письменному заявлению получить копии этих документов.

Право родителей на информированное согласие

Статья 20.
Врач должен получить ваше согласие при проведении медицинских вмешательств, причем он должен рассказать не только о плюсах, но и о всех побочных эффектах, связанных с этим вмешательством.

Право родителей на отказ от медицинского вмешательства

Статья 19 часть 5 пункт 8, статья 20.

Право родителей на выбор врача

Статья 19 часть 5 пункт 1, статья 21.
Не совсем понимаю, как это право может быть реализовано в стационаре, но вот то, что можно пригласить своего врача не из больницы для осмотра пациента и консультации, это точно, нам предлагали неоднократно.

Право на допуск священника к больному

Статья 19 часть 5 пункт 11.

P.S. Я не юрист и в чем-то могу ошибаться, если сможете, поправьте.
P.S.S. Хотелось бы, чтобы статья хоть немного помогла другим родителям отстаивать свои права. Поэтому прошу перепоста и лайков.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Получить скидку 5$ →

Источник: //egor.life-trip.ru/prava-roditelej-bolnogo-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.