От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Содержание

Дети с различными нарушениями слуха

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой.

Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц.

Полная или частичная потеря слуха у ребенка — единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей — это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг — современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) — это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую — и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.

Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.

В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.

Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Нарушение слуха у малышей влияет на их взаимодействие с окружающим миром и создает большой дискомфорт.

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit («открытое ухо») — современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Источник: https://otitanet.ru/statji/deti-s-narusheniem-sluxa.html

Проблемы со слухом у детей — Причины развития, Диагностика и Лечение

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Какие бывают проблемы со слухом у детей?

Существует много разновидностей проблем со слухом у детей. Большая их часть приводит к ухудшению слуха. Иногда эта потеря является временной, иногда — необратимой. Крайне важно, чтобы родители и другие опекуны вовремя распознали проблему. Чем раньше это произойдет, тем выше шанс на благоприятный результат для ребенка.

Дети учатся говорить, слушая и пытаясь имитировать окружающие их звуки. Именно поэтому чем раньше ребенок получит доступ к возможности слышать, тем лучше. Если у ребенка обнаружились нарушения, слуховые устройства и прочие средства коммуникации позволят избежать задержки речевого развития и вытекающих из нее проблем.

Симптомы

Признаки слабого слуха у очень маленьких детей выявить крайне сложно. Более-менее очевидные симптомы начинают проявляться лишь по достижении 12-18-месячного возраста.

Именно в этот период ребенок должен произнести первые слова. Однако даже при наличии проблем со слухом ребенок может эффективно приспосабливаться к окружающей среде, компенсируя этот недостаток при помощи зрения и осязания.

Часто это маскирует от родителей наличие проблемы.

Причины и факторы риска

Существует много факторов, способных привести к развитию проблем со слухом у детей. Некоторые дети рождаются с плохим слухом. В таком случае говорят о врожденной тугоухости. Если же проблемы со слухом возникли после рождения, тугоухость называют приобретенной.

Врожденная тугоухость

Иногда врачам удается установить причину развития врожденной тугоухости, однако это происходит не всегда. Эта разновидность проблем со слухом может быть обусловлена генетическими (передаваться по роду) и негенетическими факторами.

Существует несколько вариантов передачи проблем со слухом от родителей к их детям.

  • Оба родителя являются носителями рецессивного гена тугоухости, который они и передают ребенку.
  • Один из родителей является носителем доминантного гена тугоухости, который он и передает ребенку.
  • Один из родителей передает ребенку генетический синдром (синдром Дауна, синдром Ушера и т.д.).

Негенетические причины чаще всего связаны с заболеванием или травмой, имевшими место до или во время родов. Основными негенетическими причинами являются:

Приобретенная тугоухость

Приобретенная тугоухость может развиться в любой момент жизни. Обычно причиной становится травма или болезнь. Вот лишь несколько факторов, способных привести к появлению приобретенной тугоухости:

  • Тяжелая травма головы.
  • Частые ушные инфекции.
  • Прием препаратов, наносящих ущерб уху (слуховой системе).
  • Перфорация (отверстие) барабанной перепонки.
  • Инфекции и вирусы, такие как менингит, энцефалит, ветрянка и корь.
  • Скопление жидкости в среднем ухе.
  • Длительное воздействие шума.

Диагностика

Врожденные нарушения слуха у детей обычно диагностируются при помощи аудиологического скрининга. Все дети в течение первого месяца после рождения должны пройти эту процедуру. Сделать это можно во многих больницах. Если ваш ребенок не проходил аудиологический скрининг, поговорите с врачом.

Для выявления признаков нарушения слуха у ребенка ответьте на следующие вопросы. Если на все из них вы ответили «нет», спросите у врача о целесообразности прохождения скрининга.

От момента рождения до 4-месячного возраста

ДаНет
Ребенок периодически пугается резких громких звуков, таких как кашель, крик, лай собаки или хлопок ладонями?
Когда ребенок спит в тихой комнате, начинает ли он шевелиться или просыпается ли от звука вашего голоса или каких-то других шумов?
Когда ребенок плачет, успокаивается ли он хотя бы на мгновение, услышав музыку, громкий звук или вашу речь?
В возрасте от 3 до 4 месяцев поворачивает ли ребенок иногда голову вслед источнику звука?
Узнает ли малыш голос мамы лучше, чем остальные голоса?

От 4 до 8 месяцев

ДаНет
Оборачивается ли ребенок в направлении источника звука, если таковой находится вне его периферического зрения?
Когда вы находитесь в тишине, меняется ли выражение лица ребенка или раскрывает ли он шире глаза от внезапного шума или голоса?
Нравятся ли малышу звенящие колокольчики, пищащие игрушки или шум погремушек?
После достижения 6-месячного возраста пытается ли малыш отвечать или агукать на чей-то разговор или шум?
К 6-месячному возрасту ребенок издает больше 4 различных звуков?

От 8 до 12 месяцев

ДаНет
Поворачивается ли ребенок быстро и прямо к источнику негромкого звука, произнесению его имени или шуму, источник которого находится за пределами его периферического зрения?
Варьируется ли громкость интонации ребенка, когда он пытается что-то говорить?
Произносит ли ребенок четкие раздельные согласные звуки (такие как м, б, п, г)?
Нравится ли малышу музыка? Замечали ли вы, как он слушает ее, танцует или подпевает?
Понимает ли малыш слово «нет»?

Профилактика

Можно ли предотвратить развитие проблем?

Некоторые разновидности проблем со слухом невозможно предотвратить. К таковым относится большинство врожденных проблем. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, врожденная тугоухость, вызванная злоупотреблением алкоголем и наркотиками со стороны матери, однозначно поддается профилактике.

Среди приобретенных проблем больше е количество причин можно предотвратить. Помочь ребенку избежать развития нарушений слуха можно следующим образом:

  • Своевременным выявлением и лечением ушных инфекций.
  • Обязательным надеванием шлема при катании на скейтборде или велосипеде во избежание травм головы.
  • Предотвращением длительного воздействия на детский организм громких звуков.
  • Ранним выявлением любых отклонений слуха от нормы.

Лечение

Проблемы со слухом могут быть временными или необратимыми. Ушные инфекции, скопление жидкости или изменение давления в среднем ухе могут вызывать временные нарушения слуха. Со временем или же после лечения они исчезают.

Что касается необратимых нарушений, то большинство из них являются врожденными. Кроме того, они могут передаваться внутри семьи или быть вызванными определенными заболеваниями.

В некоторых случаях причина плохого слуха остается неизвестной.

Если у вашего ребенка диагностировано необратимое нарушение слуха, обсудите с врачом доступные варианты выхода из ситуации. Для детей создано несколько типов слуховых аппаратов. Врач может направить вас к аудиологу — специалисту по нарушениям слуха.

Он поможет подобрать оптимальное устройство, а также расскажет вам о других способах облегчить ребенку коммуникацию с окружающим миром. Он может порекомендовать освоить технику чтения по губам или выучить язык жестов.

Обсудите с ним целесообразность проведения речевой терапии.

Жизнь с заболеванием

Уровень тугоухости может варьироваться от легкого до очень тяжелого. Существуют несколько инструментов, позволяющих максимально улучшить слух ребенка.

Выбор методики зависит, прежде всего, от разновидности проблем со слухом. При легкой или умеренной потере слуха качественный слуховой аппарат станет оптимальным решением.

Если же речь идет о тяжелых случаях или полном отсутствии слуха, может быть показан кохлеарный имплант.

Как бы то ни было, ваша задача — научить ребенка общаться, несмотря на проблемы со слухом. Во многих случаях это предполагает изучение языка жестов. Также ребенок может научиться технике чтения по губам. Всегда сохраняйте терпение и внимательность. Знайте, что существует целый ряд специалистов, способных помочь вам в решении коммуникационных проблем с ребенком.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Похоже, что нарушения слуха у ребенка возникли после ушной инфекции. Эта проблема пройдет?
  • Ребенок не реагирует, когда я хлопаю в ладоши или произношу его имя. Может ли это быть симптомом нарушений слуха/тугоухости?
  • В нашем роду у многих был плохой слух. В каком возрасте следует проверить ребенка?
  • Как общаться с глухим ребенком?
  • Я слышал о кохлеарных имплантах. Можете рассказать мне о них подробнее?
  • Нужно ли ребенку носить слуховой аппарат?
  • Научится ли мой ребенок когда-нибудь говорить?

Loading…

Источник: https://mojdoktor.pro/problemy-so-sluhom-u-detej/

Причины нарушения слуха у детей – врожденные и приобретенные

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

У многих людей нарушение слуха ассоциируется со старостью. Но несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха связаны со старением организма, не стоит забывать о таких причинах, как наследственность, врожденные патологии, перенесенные заболевания, идиопатические (неясного происхождения).

К сожалению, нарушение слуха является распространенной врожденной патологией. Согласно мировой статистике 3-4 малыша из 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать.

Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка.

Важная задача для родителей и врачей — это выявление признаков тугоухости у ребенка в раннем возрасте, чтобы назначить эффективный способ лечения или коррекции.

Причины нарушения слуха у детей

Различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость.

Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

  • Неблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.

Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:

  • Заболевание глаз;
  • Заболевание почек;
  • Аномалии наружного уха;
  • Поражения кожных покровов;
  • Патологии эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костно-мышечной системы.

К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:

  • Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
  • Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения барабанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.

Как диагностировать у ребенка нарушение слуха

Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.

Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.

Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:

  • Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
  • Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
  • Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
  • В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
  • Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
  • Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.

Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. логическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха.

В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка. К таким исследованиям относятся регистрация вызванной отоакустической эмиссии,  регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга,  импедансометрия.

Объективные методы позволяют на раннем этапе развития довольно точно определить снижение слуха и его уровень.

Как помочь ребенку снова начать слышать

Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией.

В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование.

Именно вовремя принятое родителями при поддержке сурдологов решение о компенсации снижения слуха у ребенка определяет качество его жизни на всех этапах взросления и познавания окружающего мира.

МинскВитебскГродноГомельМогилёвБобруйскБрестБарановичи

Источник: https://sluh.by/hearing-about/deti-i-sluh

Особенности развития детей с нарушением слуха: характеристика и диагностика заболевания

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Нарушение нормального слуха у детей дошкольного возраста – это многогранная проблема. Ухудшение восприятия звука в столь раннем возрасте способно отразиться на психоэмоциональном развитии ребенка.

В этом случае требуется особый подход в общении с ним, так как для полноценного развития необходимо обеспечить обучение и воспитание в удобном режиме, адаптировать ребенка к условиям жизни, учитывая его особенности и многое другое.

Нормальное развитие слуховой системы

Если рассматривать механизм развития слуховой системы, этот процесс начинается еще в утробе матери в начале первого триместра беременности.

К 6 месяцу плод способен различать голоса и звуки, так как их восприятие на этом этапе уже полностью сформировано.

Определить наличие отклонений во внутриутробном периоде достаточно сложно, особенно если они не имеют явных признаков, которые могут быть различимы при стандартных исследованиях.

После рождения ребенка, его слуховая система начинает адаптироваться к новому миру. Изначально малыш плохо воспринимает некоторые частоты и буквально теряется в потоке звуковой информации. По мере становления физиологических процессов и психического развития младенца, ситуация нормализуется и уже к полугоду ребенок отзывается на собственное имя и адекватно реагирует на источники шума.

Стоит отметить следующие особенности детских ушей: некоторые части органа отличаются размерами и формой от взрослых, но по мере взросления приобретают нормальные характеристики.

Также дети не способны изначально воспринимать некоторые частоты. Адаптация к новым шумам является одной из характеристик развития детей.

У ребят дошкольного возраста с нарушением слуха некоторые процессы отсутствуют.

Причины отклонений от нормы могут быть разные. Некоторые патологии можно устранить, выполняя специальные упражнения или хирургическим путем.

Существует классификация анализаторов звуковой информации:

  • Периферический. Охватывает непосредственно уши: наружную, среднюю и внутреннюю части.
  • Проводниковый. Передача импульса через нервные окончания и рецепторы.
  • Корковый. Прием сигнала определенными участками головного мозга.

Нарушения могут быть обнаружены в одном из этих анализаторов или сразу в нескольких. При затрагивании периферической и проводниковой систем требуется специфическое обучение и воспитание в связи с серьезностью отклонений.

Симптомы отклонений

Чем раньше будут замечены отклонения в развитии и функционировании слуховой системы, тем лучше. Очевидным признаком в этих случаях является отсутствие реакции у маленьких деток на резкие звуки и собственное имя. Для дошкольного возраста выделяют такие симптомы, как:

  • жалобы на боли и дискомфорт в ушах;
  • шум в ушах;
  • игнорирование негромких звуков;
  • частые просьбы повторить сказанное;
  • громкий говор;
  • тенденция к ухудшению остроты слуха при проверке у ЛОРа;
  • невосприимчивость к некоторым диапазонам звука, нормальных для данного возраста.

Если хотя бы одна характеристика была замечена, стоит забеспокоиться. Потеря слуха в столь раннем возрасте значительно влияет на особенности психического развития малыша и его воспитание.

Существует определенная классификация среди детей с нарушением слуха:

  • Тугоухие. Снижение остроты слуха на определенное количество децибел. Различают 4 степени: 25-40 Дб, 40-55 Дб, 55-70 Дб, 70-90 Дб.
  • Глухие. Нарушение восприятия частот и снижение слуха более, чем на 90 Дб. Также выделяют 4 степени: до 250 Гц, 500 Гц, 1000 гц, 2000 ГЦ и более.

Физиологические предпосылки

Нарушение слуха происходит у детей дошкольного возраста по разным причинам. Одной из них можно выделить физиологические предпосылки для подобных процессов, которые основаны на процессах в анализаторных системах.

При возникновении проблем в периферическом анализаторе довольно часто удается избежать негативных последствий. Главными причинами отклонений становятся ушные заболевания, которые запускают процессы деструкции в органах слуха при отсутствии должного лечения.

Особенности проводникового анализатора заключаются в том, что он основан на передаче нервных импульсов в мозг, то есть в корковый отдел, возникших в периферической системе. Если цепочка этих действий будет нарушена, сигнал не достигнет своей цели и звук не будет обработан должным образом.

Корковый анализатор представлен височной долей головного мозга. Пороки этой системы могут быть как врожденными, так и приобретенными, например, вследствие травмы или болезни.

Воспитание и психическое развитие ребенка осложняется тем, что огромную долю информации человек получает именно через слух. При этом она влияет на создание абстрактных образов и развитие речевого аппарата.

Отиты и воспалительные заболевания

Очень часто проблемы слуха у детей связаны с воспалительными заболеваниями.

Если с рождения явных предпосылок для ухудшения слуха не было, в период дошкольного возраста из-за частых отитов может возникнуть та или иная патология.

Подобное нарушение обусловливается тем, что в первые годы жизни ребенок очень уязвим перед инфекциями и вирусами. Очень часто на фоне обычной простуды возникают осложнения на уши.

Дети дошкольного возраста склонны к возникновению отитов из-за строения евстахиевой трубы и открытого доступа через неё к среднему уху.

Именно поэтому любое инфекционное заболевание может привести к развитию воспаления, которое при ненадлежащем лечении вызывает массу осложнений.

Особенности детской слуховой системы заключаются в том, что она не сформирована до конца, а потому любые изменения и патологические процессы могут привести к нарушению её функционирования.

Диагностика воспалительных заболеваний должна проводиться как можно раньше, пока не были затронуты важные элементы органов. Классификация отитов включает:

  • катаральный (тубоотит);
  • экссудативный и гнойный;
  • острый и хронический.

Возникшие отклонения могут быть постоянными или временными. В последнем случае говорят об остаточных явлениях. Это не влияет на воспитание и психическое развитие малышей, так как через несколько недель после выздоровления симптомы исчезают и слух приходит в норму.

Врожденные нарушения

У некоторых детей имеются врожденные проблемы слуха. Они возникают еще в период формирования плода, передаются по наследству на хромосомном уровне или развиваются до достижения ребенком дошкольного возраста в связи с родовыми травмами и прочими осложнениями беременности и родов.

Отличительная характеристика этих патологий – они могут быть необратимыми. Некоторые из них имеют незначительное влияние, другие же приводят к полной глухоте.

В некоторых случаях малыши рождаются с недоразвитыми органами слуха, что значительно усложняет дальнейшее воспитание ребенка. Планируя обучение таких детей, необходимо учитывать их особенности и применять специфические методики для стабилизации психического развития.

Ранняя диагностика подобных проблем увеличивает шансы на их устранение хотя бы в незначительной мере.

Классификация патологий позволяет выделить деток с полным отсутствием необходимых органов или имеющих нарушения в их функционировании. Особенно сложными являются случаи с недостатками сенсоневральных связей. Дети с врожденными нарушениями должны постоянно находиться на учете врачей и других специалистов, а также иметь доступ к центрам развития для людей с соответствующими проблемами.

Диагностика и устранение проблемы

Диагностика детей с возможным нарушением слуха включает ряд процедур. Для определения отклонений в раннем возрасте нужно обратить внимание на особенности поведения малыша и его реакции на шумы. Дальнейшая диагностика заключается в проведении таких процедур, как:

  • отоскопии;
  • аудиометрии;
  • тимпанометрии;
  • отоакустической эмиссии;
  • регистрации электрических потенциалов.

Полученные данные и характеристика психического состояния ребенка определяют дальнейшее направление лечения. Для детей дошкольного возраста применяются следующие методики:

  • медикаментозная терапия;
  • упражнения, стимулирующие развитие слухового и речевого аппарата;
  • занятия с сурдологом;
  • хирургия и слухопротезирование.

Лекарства, используемые в столь раннем возрасте, направлены на активизацию проблемных зон и устранение аномалий.

Чтобы ускорить процесс, разрабатываются специальные упражнения в виде комплексов для детей с нарушением слуха. Они включают специфические движения языком, надувание щек, работу челюстями.

Особенности ЛФК заключаются в улучшении функционирования слуховой трубы и запуске других положительных процессов.

Из-за плохого восприятия звуков затрудняется обучение ребенка и его психическое развитие. Кроме того, необходимо проводить обучение у логопеда для устранения отклонений фонематического плана. Чтобы нормализовать психическое развитие, прибегают к услугам психологов и психоневрологов. Характеристика личностного портрета пациента способствует устранению его негативных переживаний.

Эффективным способом решения проблемы является установка слуховых аппаратов и имплантатов. Для деток дошкольного возраста операция по установке кохлеарных имплантатов значительно увеличивает шансы на восстановление слуха и облегчает их воспитание.

Чем раньше будет проведена операция, тем лучший прогноз дается на будущее.

Особенности развития ребенка

Следует отметить особенности психического и умственного развития детей с нарушением слуха. При наличии достаточных усилий со стороны взрослых для обеспечения воспитательного процесса, обучение и воспитание маленьких детей с нарушением слуха демонстрирует отличные результаты.

Необходимо выделить несколько наиболее важных составляющих элементов:

  • Занятия с родителями. Первичное воспитание малыша полностью ложится на плечи родителей или опекунов. Необходимо разговаривать с ребенком и тренировать его остаточный слух, постоянно поддерживать взаимный контакт.
  • Развитие речевого аппарата. Для этого проводятся специальные упражнения, тренируются произносительные компоненты, выстраивается правильное произношение.
  • Занятия в специализированных учреждениях. Для особенных деток нужно специализированное обучение, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход для развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических показателей. Для занятий часто применяются усилители звука и слуховые аппараты.
  • Раннее освоение грамоты. Для полноценного освоения речи необходимо иметь навыки письма, а потому слабослышащим детям дошкольного возраста нужно предоставить возможность такого обучения с двух лет.
  • Общение с людьми, имеющих нормальный слух. Социальные контакты входят в воспитание ребенка. Ему нужно научиться находиться в обществе и общаться с другими людьми.
  • Занятия с психологами. Чтобы облегчить процесс развития и выявить возможные отклонения психического состояния, необходимо регулярно посещать соответствующих специалистов. Составленная ими характеристика ребенка облегчит общение с ним и подскажет направления, требующие особого внимания.
  • Активные занятия. Помимо обычных занятий, нужно внедрять и физические упражнения. Активная деятельность отвлекает ребенка от проблемы и помогает ему найти свое место в жизни в будущем.

Правильный подход и комплексное лечение позволяют снизить влияние имеющихся расстройств. Большинство деток имеют возможность жить полноценно, несмотря на свои проблемы со здоровьем.

Источник: https://bezotita.ru/ushnye-zabolevaniya/narushenie-sluha-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Разновидности и степени тугоухости у детей и лечение заболевания

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Снижение слуха у малыша затрудняет развитие речи, общение с детьми и взрослыми. Родители могут определить, развивается ли тугоухость у ребенка, с помощью приемов речевой аудиометрии.

Методика позволяет приблизительно оценить, как далеко зашло нарушение слуха.

Если расстройство имеется, то обращаются к врачу, чтобы получить больше информации о симптомах, диагностике и лечении тугоухости.

Функции каждого отдела уха

Органы чувств — важные инструменты для познания мира, общения и реализации потенциала личности. Болезни и травмы могут привести к снижению слуха и его полной потере. Изменяется повседневная жизнь, ограничиваются возможности адаптации и страдают когнитивные способности человека: память, мышление, способность к обучению.

Как работает орган слуха:

  1. Раковина наружного уха улавливает и проводит звуковые волны.
  2. Колебания проходят через наружный слуховой канал.
  3. Воспринимает звуковые волны барабанная перепонка.
  4. Вибрации передается молоточку, наковальне и стремечку (косточкам среднего уха).
  5. Стремечко проводит волны к внутреннему уху.

В улитке внутреннего уха расположен орган, преобразующий колебательные движения в нервные импульсы. От него отходит нервный пучок в головной мозг, где в слуховой зоне электрические сигналы распознаются как звуки. Нарушение проводящей функции любого отдела уха может привести к тугоухости.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия — способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист — это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком.

Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность.

Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

  1. Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  2. Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  3. Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  4. Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Невозможность воспринимать шепот с 2 метров наблюдается при развитии 1 степени тугоухости. Если испытуемый с расстояния 6 м не распознает звуки средней интенсивности, то это 2 степень снижения слуха.

При тугоухости 3 степени у ребенка не воспринимается шепот, и различаются звуки средней интенсивности только с расстояния 1 метр.

Глухота или тугоухость 4 степени у детей — невозможность разобрать речь без слухового аппарата.

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии.

Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия.

Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов — компьютерная аудиометрия.

Кондуктивная тугоухость

Чаще всего приводит к снижению слуха повреждение звукопроводящих путей. Это кондуктивная тугоухость — наиболее распространенная форма заболевания. Развивается при травмах уха, осложнениях отита, аденоидов, тонзиллита.

Слух снижается при накоплении ушной серы и образовании пробок, мешающих прохождению звуковых волн в сторону барабанной перепонки.

Также кондуктивную тугоухость вызывают нарушения кровообращения, сильные звуки, действующие не менее 6 ч ежедневно.

Типичные причины уплотнения вязкого секрета и образования пробки в слуховом проходе — неправильный гигиенический уход, привычка ковырять в ушах неподходящими предметами.

Маленькие дети засовывают в слуховой канал мелкие ягоды, детали игрушек. Ребята постарше чаще страдают от попавших в уши насекомых.

Серную пробку, инородное тело осторожно извлекают из слухового прохода в амбулаторных условиях.

Хронический отит, который развивается на фоне хронического аллергического ринита у детей, может привести к глухоте в детстве.

Сопровождается временным или постоянным снижением слуха гнойный отит. На барабанной перепонке гной «расплавляет» отверстие, тогда слух со стороны больного уха отсутствует. При заживлении могут образоваться крупные грубые рубцы, которые становятся причиной постоянной потери слуха.

Кондуктивная тугоухость варьируется от небольшого нарушения восприятия звука до полной глухоты. На начальной стадии ребенок жалуется на заложенность, словно звук проникает через вату. Другие симптомы заболевания: боли в ушах и сильные головные боли.

Необходимо вовремя обращаться к врачу, если у ребенка возникли проблемы со слухом. Лечение заболевания эффективно, особенно на первых двух стадиях. Специалист определит стадию развития тугоухости и назначит адекватную терапию в зависимости от причины недуга.

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная)

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин — серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес).

Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей.

При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/uxo-gorlo-nos/uxo/raznovidnosti-i-stepeni-tugouxosti-u-detej-i-lechenie-zabolevaniya.html

Проблемы со слухом у детей

От чего возникают нарушения слуха у детей и как их выявить?

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Смешанная тугоухость – это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев – использует простые слова.
  • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

  • – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • – Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

Источник: http://MedKids.ru/tugouxost/problemy-so-sluxom-u-detej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.