Педагогическая система Вальдорф

Вальдорфская школа: система образования, принципы педагогики

Педагогическая система Вальдорф

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру.

Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии.

Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад.

Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы.

Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников.

Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития».

Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • США;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить.

Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие.

Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Вальдорфская педагогика может быть рассмотрена как отличная альтернатива стандартной школе. Поскольку в России такие школы вынуждены получать лицензии, то оценки там же ставят и все стандарты соблюдают.
Как педагог, побывавший в подобной школе, могу сказать, что наиболее важным принципом обучения является освоение знаний, а не заучивание. Например, буквы дети учат ассоциируя её звук с каким-то явлением, протанцовывая её или даже вылепливая. То есть примерно так, как она была придумана. Дроби они проходят, разделяя на части самоприготовленные блины. Поэтому знания здесь отличаются своей глубиной.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников.

Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется.

Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Текст

Источник: //Razvivashka.online/metodiki/valdorfskaya-shkola

Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы

Педагогическая система Вальдорф

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте  разбираться!

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония.

Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж.

Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

2016-02-29

Источник: //maminyzaboty.com/valdorfskaya-shkola-osnovnye-printsipy-plyusy-i-minusy.html

Альтернативные педагогические системы: Вальдорф против Монтессори

Педагогическая система Вальдорф

В рамках этой небольшой статьи не представляется возможным полностью раскрыть всю философию этих двух великих педагогов, поэтому я делюсь лишь своими наблюдениями, полученными за последние 36 лет.

Когда я в 1970-71 годах впервые обучалась на курсах Монтессори в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне, благодаря моим сокурсникам я познакомилась с Рудольфом Штайнером и прочла много его работ. Позже я старалась посещать Вальдорфские школы при любом удобном случае.

В последующий период я была активно вовлечена в работу школ Монтессори, изучая многие другие методы обучения, помимо Вальдорфского, выступая в роли «адвоката дьявола» для Монтессори, но неизменно возвращаясь к Монтессори, как системе наиболее полно удовлетворяющей потребности детей и общества. Да, я предубеждена, но это основано на опыте. На мой взгляд, обе системы могут многое предложить нашим детям.

Сходства

Обе системы считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры

  • Монтессори и Вальдорф являются самыми развивающимися педагогическими системами в сегодняшнем мире.
  • Обе опираются на многолетний опыт работы с различными детьми по всему миру.
  • Обе глубоко уважают ребёнка как индивидуальное, духовное, творческое существо.
  • Обе считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.
  • Обе придают особое значение воспитанию ребёнка в целом: духовному, умственному, физическому, психологическому, а не точному соблюдению учебного плана.
  • Обе подчеркивают важность естественной среды, отсутствия пластика, наличия контакта с природой и натуральными материалами.
  • Обе системы в преподавании отталкиваются от нужд ребёнка, считая, что это приведёт также к удовлетворению потребностей всего общества. Между прочим, школы Монтессори и Вальдорфские школы во время Второй мировой войны были закрыты нацистским режимом, потому что отказывались обучать детей государственной идеологии.
  • В обеих школах дети всех возрастов имеют возможность заниматься различной художественной деятельностью: музыкой, танцами и театром.

Отличия

В вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком

Учебная программа

Вальдорф. Академические предметы в Вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори.

Они, как и в традиционных школах, считаются необходимыми, но не приносящими удовольствие маленьким детям, и чем дольше откладывать их введение, тем лучше.

День воспитанника наполнен играми, сказками, рисованием, музыкой, искусством в целом, а обучение чтению, письму и арифметике начинается в возрасте около семи лет.

Монтессори. С другой стороны, доктор Монтессори, открыв свою первую школу для детей 3–6 лет, столкнулась с тем, что несмотря на изобилие кукол и других традиционных игрушек, когда детям давали возможность заняться реальной работой, такой как приготовление пищи, уборка, уход за собой и окружающей средой, они полностью теряли интерес к обычным игрушкам и предпочитали реальную работу.

Позже, по просьбам родителей, которых потрясли появившиеся у детей из трущоб чистоплотность, благовоспитанность и радостное расположение духа, Монтессори придумала специальные материалы для обучения детей языку, математике и другим школьным дисциплинам и изучала реакцию детей на них. Занятия академическими предметами ни тогда, ни сейчас не были обязательными или принудительными, детям просто предоставляли возможность ими заниматься, и они делали это с удовольствием.

Метод

Для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства

Вальдорф. Дети младшего возраста чаще всего занимаются чем-либо в группах под руководством воспитателя. Обычные предметы изучаются более традиционным способом: учитель разговаривает, а группа детей сидит за столами и усваивает знания.

Детей одного возраста собирают в постоянные группы, в идеале, с учителем, неизменным во время шести лет обучения, и, следовательно, хорошо знающим своих учеников.

Художественное воспитание всегда тесно переплетается с обучением обычным предметам.

Монтессори. Социальное развитие более похоже на реальную жизнь, потому что детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет).

Учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого.

Выбор того, что в данный момент изучать или делать, совершает ребёнок, а учитель, при необходимости, помогает.

Благодаря тому, что опыт ребёнка основывается на богатом взаимодействии с реальным миром и привычке использовать вещи по назначению, достигается высокий уровень творческих способностей.

Дети изучают точные способы использования Монтессори-материалов, так же как они изучали бы точные способы использовать пианино или скрипку; всякий опыт принимается во внимание и считается «ключом», открывающим новую дверь понимания для ребёнка.

Такому способу использования материалов обучают и взрослых, адаптируя его, при необходимости, на основе постоянных наблюдений за детьми по всему миру в течение последних 100 лет.

Также для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний.

Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства (дети учатся узнавать о предмете намного больше, чем знает учитель). Выбор ребёнка и его концентрация внимания уважаются и защищаются от ненужных вмешательств.

Фантазия и воображение

В Монтессори-классах учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого

Вальдорф. В Вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком. Учитель включает рассказывание и воображение историй в учебную программу. Ребёнок может пользоваться почти какими угодно материалами, любыми возможными способами.

Монтессори. В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса.

Но, в то же время, поскольку настоящий мир считается поразительным таким, как он есть, в первые шесть лет жизни детей знакомят с реальным миром во всех его проявлениях, а затем они пользуются полученным опытом в течение всей своей жизни.

То, чем занимаются дети, называют «работой», а не «игрой», потому что эта детская деятельность уважается так же, как деятельность взрослых.

Сертификация школ

В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса

К сожалению, и та, и другая школы на сегодня не способны защищать и регулировать использование названий «Монтессори» и «Вальдорф».

В обоих случаях это означает, что существуют школы, утверждающие, что они следуют учению своих основателей, но при этом одни руководители имеют разнообразный опыт и учителей, прошедших полноценное долгосрочное обучение; другие же, возможно, просто прочитали одну из книг по теме и решили открыть школу, в которой вообще нет профессиональных педагогов.

Существование неподготовленных учителей, заявляющих, что они обучают по методикам Вальдорфа и Монтессори, привело к формированию негативного впечатления о школах в обществе и образовательном мире, что осложняет родителям выбор достойной школы.

Как книги Рудольфа Штайнера, так и книги Марии Монтессори заслуживают внимательного прочтения, и в них содержится много информации для тех, кто хочет, чтобы воспитание основывалось на счастье и потребностях ребёнка, а не навязанном взрослыми распорядке.

Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Оригинал статьи: michaelolaf.net

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Источник: //mchildren.ru/waldorf-vs-montessori/

Вальдорфская педагогика

Педагогическая система Вальдорф

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях – интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы организации детских садов и школ

•    Дети-дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп – до 20 человек.

•    Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет.

Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них – корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.

), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах – панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

•    Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре.

Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок  или веточка, листик дерева.

Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п.

Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

•    Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности.

А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога.

Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

•    Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно – подражательным, а не рассудочным путем.

Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений.

Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

•    Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду.

При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности.

Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

•    Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения – они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока.

Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр.

С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими – пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

•    Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами – считается одним из условий их гармоничного развития.

У последователей Штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем.

Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка.

Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

•    Занятия.

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

•    Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

•    Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
 

Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

– Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

– Если его действия могут повредить другим.

– Если могут пострадать какие-либо вещи.

При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
 

Будние дни

Как же проходит день в вальдорфском саду?

О приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. Педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

День начинается общим приветствием – «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. С детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.

Затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.

Воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». Они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. Любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

После свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

Затем «вдох» – интенсивная музыкально – ритмическая игра. После нее – снова расслабление – прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице.

А можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» – заняться огородничеством.

   После возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» – воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев Гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п.

Причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. Можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «Жил был зайчонок (которого слепила Катя). Он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. – разыгрывается целое театральное представление.

Потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. Еда подается в красивых глиняных мисочках.

После обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». Это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п. За “вдохом” следует “выдох” – подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

Праздники в вальдорфском саду

Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию.

Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно.

Поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники. Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами.

А в ноябре – праздник Фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. На Рождество – спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. После Нового года – Колядки, Масленица  – с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела.

На Иван – Купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.   

Отрицательные моменты вальдорфской системы

•    Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

•    Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники – «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. 

•    Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

•    Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно – духовную сферу.

•    Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте.

Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.

), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

•    Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

О вальдорфских куклах:

Ссылка 

Мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы

Кукла из носового платка 1

Кукла из носового платка 2


Дарья Колдина

Источник: //shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/valdorfskaya_metodika/id/953/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.