Переход из городской школы в сельскую

Содержание

Как перевести ребенка в другую школу?

Переход из городской школы в сельскую

Хотим перевести ребенка в другую школу, возможно ли это? Может ли школа отказаться принять учащегося в течение учебного года? Какова процедура перевода? В какие сроки должно быть выдано личное дело?

Право на выбор школы

По закону родители несовершеннолетних обучающихся имеют право на выбор образовательного учреждения (п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Обстоятельства могут быть разные: смена места жительства, не сложились отношения в коллективе, не устраивает качество образования и т.п.

Родителей волнуют вопросы: можно ли перевестись в течение учебного года и как это сделать.

Можно ли перейти в другую школу в середине учебного года

Перевестись в другую школу можно в любое время. По действующему законодательству любая школа, в которую родитель обращается, не имеет права отказывать в приеме, кроме случаев, когда в школе отсутствуют свободные места.

В приоритетном порядке должны приниматься дети, поступающие «по месту жительства».

Однако, на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 32, для тех, кто поступает не по прописке, также не должно возникать ограничений.

В каких случаях возможен отказ в приеме в школу

Отказ принять в школу возможен, во-первых, если в школе нет свободных мест и, во-вторых, при поступлении в школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, или в школу, «реализующую образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта», отказ возможен, если ребенок не пройдет в ходе индивидуального отбора.

Законодательство дает образовательным организациям право осуществлять индивидуальный отбор при приеме учащихся на ступень основного и среднего образования (с 5 по 11 класс), при поступлении в школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Порядок проведения такого отбора должен устанавливаться на уровне законодательства субъекта РФ.

Также могут проводить конкурс или индивидуальный отбор образовательные организации, реализующие образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта.

Такие школы могут осуществлять оценку способностей к занятию отдельным видом спорта, а также требовать справки от отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. (п. 5,6 ст.

67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Чем утвержден Порядок перевода из школы в школу

Порядок перевода утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.03.

2014 N 177 “Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности”:

5. В случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

  • осуществляют выбор принимающей организации;
  • обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;
  • при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;
  • обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

личное дело обучающегося;

документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

9. Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

10.

Указанные в пункте 8 настоящего Порядка документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

11. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема' заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, с указанием даты зачисления и класса.

12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

Административная ответственность за нарушение порядка приема в образовательную организацию и ответственность за отказ в выдаче документов об образовании

За неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 2 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Также школа может быть привлечена к административной ответственности за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию.

Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 5 ст. 19.

30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

разъяснения по теме

Источник: //usperm.ru/content/kak-perevesti-rebenka-v-druguyu-shkolu

9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше городских

Переход из городской школы в сельскую

Нередко родители в своём желании дать ребёнку хорошее образование переезжают в более крупный населённый пункт. Деревенские едут в райцентры, из райцентра — в областной город, из областных городов — в столицы.

Людей, которые переезжают в мегаполисы ради хороших школ и кружков, чтобы больше работать и меньше спать, очень много.

Но так ли много выигрывают их дети? Анастасия Миронова предлагает не спешить с переездом и оценить все плюсы и минусы школы в глуши.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. В маленькой школе маленькие классы

Чем меньше населённый пункт, тем меньше школьные классы. В сёлах и маленьких городках встречаются старшие классы, в которых учатся от трёх до пяти человек, а то и один. С этими классами учителя работают, как с любыми другими.

Для сравнения: в мегаполисах, вопреки существующим СанПиНам, в классах может быть 35-38 человек

Да, в провинции, а тем более в деревне учителя не всегда современные, эрудированные и открытые новому. Чаще это полные женщины в блузке с пионами, с перманентной завивкой на голове и с разбитыми огородом руками.

Но не факт, что такая учительница хуже научит математике своих двоих учеников, чем современная и прогрессивная молодая городская её коллега, у которой нагрузка — две параллели по шесть классов с 35 учениками в каждом.

2. На селе более гибкое обучение

Другой плюс такой школы — отдалённость от контролирующих органов. Звучит странно, ведь в XXI веке бюрократия стала электронной. Однако в России удалённость от центра всегда становится поводом расслабиться.

Для школы в деревне или маленьком городке это означает, что учитель может больше экспериментировать. И что, в конце концов, он меньше загружен бумажной работой.

Я живу в деревне и знаю, что в школах в округе дети смотрят кино, в том числе артхаус, сдают экзамены в форме спектакля, а на уроках биологии ходят в лес.

В деревне или маленьком городе классы более мобильные. Если в Москве в парк нужно порой вывозить детей на автобусе, а на пикник ехать за 50 километров, то в деревне освоение окружающего пространства проходит проще.

Я вижу, что в нашей школе в соседнем посёлке дети часто занимаются в парке, на лыжах катаются не только на пятачке возле школы, но и на окраине посёлка, где можно оборудовать хорошую лыжню.

А на берегу реки устраивают школьные пленэры.

4. Деревенский школьник больше спит

Если дети городские и те, кто живёт на селе и ходит в местную школу, спят примерно одинаково, то те же деревенские школьники или дети из райцентров, которых возят на занятия в крупные населённые пункты, недосыпают.

В нашей деревне есть такие примеры: ученики местной школы просыпаются в 7.45, из дома выходят в 8.15-8.20. Дети, которых возят в школу в райцентр за 40 километров, выезжают из дома в 7.20. То есть они спят на час меньше.

И на час меньше играют (читают, рисуют, занимаются) — это время у них съедает обратная дорога.

5. На селе или в райцентре дорога до школы безопасней

Это вопрос важный. Ребёнок сельский по пути в школу порой не переходит вообще ни одной автомобильной дороги. Или идёт по грунтовке, где медленно ездят. То же самое в райцентрах — там нет широкополосных дорог. Шанс быть задавленным минимальный.

Даже если ваш ребёнок живёт в деревне и пользуется развозкой до поселковой школы, едет автобус по просёлочным дорогам, а там совсем низкие скорости. А вот дети, которых возят в школы в райцентр, или городские школьники, чьи родители выбрали лучшую гимназию в центре, каждый день рискуют попасть в аварию.

Безопасно на селе и с точки зрения криминала. Деревенский ребёнок ходит в школу, как правило, недалеко и среди знакомых ему соседей.

В деревнях и маленьких городах, где все друг друга знают, детям сложно стать жертвой случайного уличного преступления — структура преступности там другая

Кроме того, даже если с вашим ребёнком по дороге что-то случится (подвернёт ногу, например), вам тут же сообщат об этом соседи, а ребёнка заберут в первый же дом, где окажут помощь.

Самая большая опасность для сельского школьника — собаки. Но в деревнях и сёлах такого понятия, как бездомные псы, почти нет. Там есть собаки двух видов: цепные и сорвавшиеся с цепей. И эти собаки местных жителей более или менее хорошо знают.

Стайных собак можно встретить только в крупных посёлках, а в деревнях, особенно малонаселённых, люди прекрасно с бродячими животными борются. А вот в городах за пределами Москвы и Петербурга настоящих бродящих собак очень много.

Чем дольше идти ребёнку до школы, тем выше шанс быть покусанным.

6. В провинции учитель больше знает о проблемах учеников (в том числе семейных)

Преимущество, на первый взгляд, сомнительное. Зато в сельской школе невозможны ситуации, когда ребёнок возвращается с похорон, а учитель отчитывает за прогул.

Когда мать сильно заболела, дети заняты работой по дому, а в школе их вызывают на ковёр и ставят двойку за не вовремя сданный гербарий.

Бывает, что деревенские нрав и любопытство становятся даже у учителей бестактными, но поле для обидных и неуместных ситуаций узкое.

Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды

Учителя всегда в курсе, если кто-то из детей дома столкнулся с семейным насилием. Классные руководители гораздо чаще бывают у своих учеников в домах и знают условия жизни и возможности каждой семьи. Вероятно, для тех, кто читает сейчас этот текст и тщательно выбирает ребёнку лучший из вариантов, эти проблемы и не страшны.

Но в любой школе, даже очень престижной московской, есть дети с проблемными семьями. И порой эти проблемы влияют на весь класс. Например, застрессированный и ставший неуправляемым ребёнок без своевременного вмешательства учителя и психолога способен расстроить работу класса.

А вмешаться вовремя и вообще заметить проблему в большой школе сложно.

Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается. Чем меньше населённый пункт и меньше школа, тем меньше в школе травли. Потому что каждый в такой школе друг другу сосед, родственник или друг соседа. К тому же в деревнях детей мало, все они — партнёры по играм, поэтому до старших классов дети в каком-то смысле ценят приятелей, ведь выбор для общения у них не так велик.

Если в городе учитель может годами вообще не знать о конфликте в классе (ведь дети часто дерутся вне школы, вероятность встретиться там с учителем небольшая), то в деревне учитель всегда обо всем знает, потому что дети гуляют на виду.

Даже если не увидел драку учитель — увидели соседи. В любом случае о каждом инциденте на следующее утро будет знать вся школа.

И, конечно, родители — их учитель обязательно встретит у магазина или не поленится сходить домой, ведь идти два шага.

8. Переезд в мегаполис часто приводит к ухудшению жилищных условий ребёнка

Жил себе ребёнок в селе, в собственном, пусть даже и неказистом доме. А может, он жил в двухэтажном благоустроенном доме в райцентре или на окраине посёлка. У него, возможно, даже была своя комната, своё рабочее место.

И вот семья переезжает в большой город или даже в Москву. Родители в первые годы много работают, с большой вероятностью — на не самых привлекательных позициях. Снимают 1-комнатную квартиру, а то и комнату.

У ребёнка после переезда в город нет не только своей комнаты, но и своего стола. Уроки он делает на кухне, читает — в перерывах между телепередачами. Просыпается вместе с родителями, которые выходя из дома гораздо раньше, чтобы через полгорода добраться на работу.

Даже если ребёнок пристроен в гимназию, его успехи может съесть одно лишь ухудшение жилищных условий.

9. В провинции у родителей больше свободного времени

Это хоть и последний, но, возможно, самый важный плюс для семьи, которая решает не переезжать в большой город из-за учёбы ребёнка.

В селе или в райцентрах люди много не работают, там нет супержёсткой конкуренции за высококвалифицированные места, там нет многочасовых изматывающих дорог до работы и обратно. Сельский родитель дольше времени находится дома.

И если у него действительно есть желание дать ребёнку хорошее образование и воспитание, он может это сделать.

Самым неожиданным открытием для семей, которые ради школы уезжают из глубинки в большой город, становится нехватка свободного времени. Например, попадая в чужую среду, да ещё, как правило, без собственного жилья, люди вынуждены много работать. Они рано встают, а с работы возвращаются поздно.

В итоге ребёнок, которого планировали готовить к поступлению в московский вуз, предоставлен сам себе. Каждый ли школьник сможет организовать своё время с пользой для учёбы? Вряд ли

Маленькую школу в глуши ценностью, конечно, едва ли назовёшь, и людей, которые переехали бы в село ради сельского образования, наверное, не существует. Но сельская школа в наши дни не настолько страшна, чтобы прятаться от неё в мегаполисах. Интернет сейчас есть во всех деревнях и абсолютно во всех школах.

Мы не в 1990-х, когда в деревенской библиотеке из всех книг было только пять экземпляров «Гранатового браслета» и букварь. Доступ к информации у городских и сельских школьников равный.

Если вы не можете уехать в Москву, Петербург или город-миллионник без радикальной потери в качестве жизни, если не можете не работать в городе допоздна, подумайте, стоит ли ехать туда только ради образования? А если вы мигрирует из-за своих интересов, подумайте о ребёнке — не факт, что в городе он не просядет в успеваемости.

Ведь сама по себе городская школа гарантии качества не даёт. Скорее, наоборот: у ребёнка, который учится в классе из 35 человек, мало спит, дерётся с одноклассниками, почти не видится с родителями и у него нет в квартире отдельного места, шансов на успех немного.

bigpicture.ru

Источник: //mel.fm/blog/anastasiya-mironova/67218-9-prichin-pochemu-selskiye-shkoly-mogut-byt-dazhe-luchshe-gorodskikh

| Журнал «Управление школой» № 33/2001

Переход из городской школы в сельскую

Точно назвать цифры – а на сколько, собственно, сельская школа дороже – вряд ли удастся. Слишком разные и регионы, и территории. В одних стоимость годового обучения одного ученика на селе в два раза выше, чем в городе, где-то в три, а где-то даже и ниже.

Определить же составляющие, статьи расходов, исходя из которых становится заметной большая (или меньшая) стоимость сельской школы, можно. Рано или поздно, но образовательные нормативы финансирования будут приобретать очертания реальности.

С необходимостью их введения согласны практически все. Обсуждаются разные подходы: исходить ли из имеющегося финансирования или опираться на покрытие необходимых нужд? Пока не ясно, какая точка зрения будет более состоятельна. Однако начинать считать нормативы нужно уже сейчас.

Итак, какие статьи расходов принципиально важны для определения стоимости сельской школы?

Зарплата и услуги

Начнем с самого простого – с заработной платы. Особых доплат по сравнению с городом здесь нет, за исключением доплат за работу в сельской местности. Кроме того, если сельская территория северная или имеет другие особые природные условия, здесь предусматривается процентная надбавка к ставке оклада.

30-50% – надбавка к обычному окладу, установленному по нормативам Единой тарифной сетки. Еще важно то, что классы порой не полностью укомплектованы. Получается, что на меньшее количество учеников приходится то же количество учителей и технического персонала, что и в городе. Везде по-разному, но такая тенденция прослеживается.

Большая часть расходов связана с покрытием коммунальных услуг. Если для всех городских школ тарифы одинаковы, то для сельских они разнятся в зависимости от того, какие нормы установит муниципальная администрация.

Так, в городских школах при наличии теплых туалетов и отсутствии счетчиков потребления воды расчеты производятся из соображений, что каждый ученик ежедневно принимает ванну. Деньги получаются немалые. Однако если по водоснабжению расходы в деревне небольшие, то по теплу, как правило, значительно выше, чем в городе.

Одна из причин связана с нерационально организованной теплосетью в селах: одна большая труба, идущая от котельной и обслуживающая сельские здания, должна держать достаточно высокую температуру на выходе, чтобы обеспечить теплом все обслуживаемые учреждения и дома.

Там, где эта труба соединяется с подключенными к ней учреждениями (иногда это бывает школа), – там тепло, даже форточки в морозные дни открывают. Стоимость теплоэнергии увеличивается. Другая причина высоких затрат на теплоэнергию в том, что цены на природные ресурсы в России постепенно выравниваются с мировыми.

Это значит, что если раньше топили печи дровами и стоимость такого отопления была невелика, то сейчас это весьма затратно. В некоторых территориях даже задумываются о переходе на отопление с помощью электрооборудования, бойлерных котельных. В любом случае начинают понимать, что отопление без возможности его контролировать с помощью тепло– и водосчетчиков становится убыточным. Директора школ при этом будут тогда заинтересованы в экономии, когда сэкономленные средства станет возможно реинвестировать в учебный процесс.

Что касается стоимости электроэнергии, то здесь нет существенных отличий от городских школ.

Материальная база

В области материально-технического обеспечения сельских школ мы также обнаруживаем существенную разницу с городскими школами. Конечно, глобусы и доски там такие же. Но что касается компьютеров, то здесь разница велика.

Если учесть, что сейчас использовать компьютеры без подключения к сети Интернет не имеет никакого смысла, то на селе это подключение должно быть особым. Здесь дешевле использовать средства спутниковой связи, чем телефонные линии.

Успех в информатизации школ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона тем и определяется, что там, отказавшись прокладывать провода для телефонных линий в силу их дороговизны, сумели обеспечить достаточно дешевую беспроводную радио– и сотовую связь.

Если говорить о непосредственном учебном процессе, то здесь тоже есть разница в стоимости городских и сельских школ. В частности, производственное обучение на селе можно организовать значительно дешевле. Немаловажной остается стоимость содержания школьных столовых и организации детского питания.

С одной стороны, в сельских школах продукты дешевле, выращены подчас в том же селе, иногда на пришкольном приусадебном участке. Да и столовую в школе содержать нужно – хоть немного, но несколько дополнительных рабочих мест для сельчан появляется. Но голодных детей на селе совсем не так мало. Масса ребят нуждается в дополнительном питании. Это требует значительных расходов на содержание сельской школьной столовой.

Денег стоит и курсовая подготовка учителей. Для повышения квалификации сельских учителей на базе регионального ИПК затрачиваются средства на проезд и проживание в городе.

Однако все более частой становится практика создания ресурсных центров на селе, особенно в Красноярском крае и Карелии, именно на их базе можно было бы вести курсы повышения квалификации без выезда в город.

Это должно значительно сократить разницу в стоимости переподготовки и повышения квалификации по сравнению с городской практикой.

Затратный ремонт

Есть особенности в расчете стоимости сельской школы, связанные с капитальным ремонтом. Сельские школы больше нуждаются в ремонте, чем городские. И это связано с рядом причин.

Проблема здесь не только в том, что материалы при их строительстве использовались менее качественные, но и в том, что содержание этих школ также не было технически правильным. Например, в сельских котельных не осуществляется необходимая подготовка воды для нагрева.

Слишком хлопотно для сельской котельной заниматься специальной подготовкой, связанной с очищением воды от солей, мусора и пр. Это приводит к засорам в трубах и радиаторах, в результате чего они быстро изнашиваются и не восстанавливаются.

При ремонте каждая школа вынуждена нести существенные материальные издержки на транспорт, ведь на селе порой отсутствует все необходимое. Привести из города трубы, сантехнику, шифер и многое другое – все это стоит денег.

И если даже удается найти машину, водителя – помогло местное базовое предприятие села, – то все равно потом будет выставлен счет и его придется оплачивать. Вместе с этим ряд материалов придется изготавливать и отыскивать на месте, что в летнюю пору не так-то просто.

Мы еще ничего не сказали о расходах на библиотечный фонд и медицинское обслуживание. Эти затраты отличаются от городских лишь необходимостью организации вывоза из города учебников и медикаментов. Ведь даже те средства, которые поступают в муниципальные органы управления образованием на учебники, расходуются централизованно. Учебники закупаются в тех централизованно установленных учреждениях, которые определяет региональный орган управления образованием.

Для расчета стоимости сельской школы важна также и практика подвоза детей. Она может быть весьма специфичной. Важно учитывать: с помощью каких автотранспортных средств осуществляется подвоз? Каков расход топлива? Какие средства требуются на ремонт, техническое обслуживание и хранение автотранспортной техники? И многое другое.

Перспективное финансирование

При описании направлений определения стоимости сельской школы мы почти не касались возможностей ее финансирования как открытыми, так и скрытыми спонсорами. Иногда, например, школы, находящиеся в ведении железной дороги, значительно легче выживают за счет того, что часть расходов вполне официально берет на себя какой-либо орган управления железной дорогой.

Правда, таких школ становится все меньше. Иногда у образовательного учреждения находятся весьма состоятельные попечители. По нашему опыту, это прежде всего бывшие выпускники, живущие в городе, но не утратившие заинтересованности в развитии родной школы. Часто находятся единовременные, но достойные спонсоры, которые и транспортом помогут, и денег дадут.

Традиции шефства хоть и ушли в небытие, но случается – некоторые предприятия об этом вспоминают. Спонсорство тем не менее на селе проявляется значительно реже, чем в городе: поскольку каждый человек в поселке “на виду” – высовываться как-то не принято. Спонсора могут посчитать выскочкой.

Вот и получается, что, несмотря на наличие состоятельных людей, потенциально готовых вкладывать в сельское образование, деньги в школу не идут. Нет необходимых легитимных механизмов их привлечения. Практика попечительских советов – в начале становления. А системы необходимой консультационной, менеджерской и иной поддержки для них не создано.

Создать универсальную методику определения стоимости сельской школы крайне сложно, хотя исследования в этой области проводить нужно. Следует создавать гибкий механизм финансирования сельской школы, который будет учитывать возможности родителей, активность и шефские склонности базового предприятия села, перспективные планы развития той или иной территории.

Существенной в деле определения стоимости сельской школы должна стать практика согласования бюджета каждого образовательного учреждения. Это означает, что школа, родители и учредители определенным образом согласовывают механизм финансирования школы, ее бюджет на каждый учебный год. Все это оформляется как образовательный договор.

Именно он позволит легитимизировать спонсорство и заранее предвидеть необходимые расходы в процессе всего учебного года. При этом имеется в виду бюджет образовательной программы, на основе которой рассчитывается стоимость содержания школы.

Задача организации исследований по отработке таких методик – задача, решение которой имеет федеральное значение.

Источник: //upr.1sept.ru/article.php?ID=200103303

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.