Первые дни в школе. Адаптация

Содержание

Первые дни ребенка в школе

Первые дни в школе. Адаптация

Начало обучения в школе для каждого первоклассника является важным этапом в жизни. Для ребенка это не просто важный, но и очень сложный этап, значительно отличающийся от всего, что было ранее.

Помимо новых знакомств, ребенка ожидает смена распорядка дня, из повседневной жизни уходит игра, а основной его деятельностью становится учебная.

В этот период ребенку как никогда необходима помощь и поддержка со стороны взрослого.

Проявление эмоций у детей в первые дни пребывания в школе

Одним из значимых моментов в жизни каждого ребенка является начало обучения в школе. Дети с радостью и волнением ждут этого события. Первые дни пребывания ребенка в школе очень волнительны, так как вокруг все ново и незнакомо.

Именно поэтому большое внимание в последнее время уделяется эмоциональному состоянию первоклассника, так как от его благополучия зависит психическое и психологическое здоровье ученика.

От эмоционального благополучия во многом зависит и успешность всего последующего процесса обучения в школе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эмоциональное благополучие ребенка в первые дни пребывания в школе зависит от многих факторов:

  • удовлетворения потребности ребенка в общении;
  • обстановки в семье;
  • взаимоотношений с одноклассниками и педагогом;
  • от условий пребывания в школе в целом и в классе в частности.

Таким образом, эмоциональное состояние ребенка в первые его дни в школе зависит от многих внешних факторов, окружающих первоклассника. Большое значение имеют и внутренние факторы, а именно индивидуальные особенности ребенка.

Младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, отзывчивостью, их эмоции быстро сменяют друг друга. Если уроки организованы таким образом, что они скучны и монотонны, то это может оттолкнуть ребенка от учебной деятельности и сформировать отрицательное к ним отношение.

Замечание 1

Большое влияние на сознание ребенка в первые дни в школе имеет учитель. Отношение учителя к ребенку и к образовательному процессу в целом, определяет в большой степени настрой ребенка на обучение, а также влияет на формирование самооценки ученика.

Положительное отношение к учителю, доверие и открытость во взаимоотношениях формируют положительное отношение ко всему процессу обучения в дальнейшем.

Адаптация ребенка к школе

Начало школьной жизни – это переломный момент в жизни ребенка.

Определение 1

Адаптация ребенка к школе – это привыкание к школе, школьному распорядку, новым обязанностям и правам, школьным правилам.

У каждого ребенка процесс адаптации протекает по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями детей. У кого-то процесс адаптации проходит быстро и без проблем, а у кого-то долго и мучительно.

Замечание 2

Легче адаптацию переносят девочки, так как они более контактны, общительны, легче подстраиваются к новым ситуациям. У мальчиков же психика не такая гибкая, они сложнее принимают новые условия, любые изменения в жизни вызывают у них множество разнообразных переживаний и страданий.

В первые дни в школе все дети воспринимают учебу одинаково, так как она воспринимается ими как развлечение и игра. Новая роль – роль ученика, увлекает ребенка.

С течением времени отношение к учебе меняется, дети начинают осознавать всю ответственность и сложность учебного процесса. Соответственно первоначальный восторг и радость сменяются тревогой и напряжением.

Ребенок начинает переживать, сможет ли он справиться с возложенной на него ролью.

В этот период очень важно поддержать ребенка. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны ребенка, его психологические особенности. Взрослые (как родители, так и педагоги) должны понимать, как тяжело сейчас ребенку и не давить на него, если у него что-то не получается. Именно в первые дни в школе у ребенка закладывается отношение к школе и учебе в целом.

Таким образом, процесс адаптации является самым сложным и важным этапом в жизни школьника. Необходимо помочь ребенку его пройти и сформировать правильное (положительное) отношение к школе, учебе, одноклассникам, учителю, а также к себе, как к ученику.

Педагогические и практические рекомендации родителям

Школа с самого первого дня ставит перед новоявленным учеником целый ряд задач, требующих от него мобилизации всех своих физических и интеллектуальных возможностей. В первые дни первоклассники сталкиваются с трудностями, которые им необходимо помочь преодолеть.

Практические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:

  • Покой и сон. Необходимо не просто поддерживать хрупкую нервную систему школьника, но и давать ей полноценный отдых. Поэтому первоклассникам необходимо спать не менее 9 часов в сутки.
  • Чувство защищенности, благодаря любимой игрушке. Данный прием аналогичен тому, который многие родители использовали при адаптации ребенка к детскому саду. Ребенку не нужно запрещать брать с собой любимую игрушку. Она поможет ему чувствовать себя защищенным. Однако ребенку необходимо объяснить, что играть на уроках нельзя.
  • Домашние задания – вместе. Большинство родителей совершают ошибку, считая, что раз ребенок уже школьник, то он уже самостоятельный. В первые месяцы ребенка необходимо приучать к самостоятельности, учить правильно организовывать свое время, то есть необходимо делать домашние задания вместе с ним.
  • Твердый распорядок дня. Необходимо установить такой распорядок дня, чтобы ребенок успел и отдохнуть, и выполнить домашнее задание. С первых дней учебы нужно приучать ребенку к такому распорядку.
  • Специальная зарядка. Практически каждому первокласснику очень сложно высидеть весь урок неподвижно. Поэтому после школы необходимо приучать ребенка к выполнению ряда гимнастических упражнений, которые так же направлены и на сохранение его осанки.

Педагогические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:

  1. Важно подмечать любые изменения в поведении ребенка. Это поможет понять, как проходит процесс адаптации, есть ли у ребенка проблемы, помочь их решить.
  2. Терпение. В общении с ребенком необходимо не выражать негативных эмоций, особенно если ему что-то не дается по учебе, возникают сложности с поведением в школе. Важно спокойно объяснять и разбирать сложные ситуации.
  3. Помощь в принятии «позиции школьника». Перед школой и в первые дни в школе необходимо ненавязчиво вести с ребенком беседы о нужности и важности получения образования.
  4. Никогда нельзя сравнивать результаты ребенка с достижениями его одноклассников. Допустимо только сравнение его собственных успехов и достижений.
  5. Обращать и замечать все успехи и достижения ребенка, даже если они незначительны. Обсуждать и анализировать неудачи.
  6. Необходимость психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его уважают и любят, несмотря на все школьные неприятности и трудности.

Таким образом, первые дни в школе являются важным этапом в жизни каждого ребенка. Именно в этот период от взрослых (учителя и родителей) зависит какое отношение к учебе и школе у ребенка сложится. Ребенку в это время очень нужна и важна поддержка со стороны взрослых.

Источник: //spravochnick.ru/pedagogika/pervye_dni_rebenka_v_shkole/

Адаптация ребенка в новой школе: советы родителям

Первые дни в школе. Адаптация

:  5 / 5

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок все десять лет учился в одной школе с привычной атмосферой и никогда не испытывал сложностей перехода в другое учебное заведение.

Однако иногда обстоятельства складываются таким образом, что перевод в другую школу неизбежен.

Тогда перед родителями встает вопрос о том, как помочь ребенку пережить этот непростой период и суметь облегчить адаптацию в новом коллективе?

Сможет ли ребенок быстро освоиться в новом классе, во многом зависит от поведения родителей. Они должны приложить максимум усилий, чтобы процесс адаптации прошел безболезненно. К учебе в новой школе нужно хорошо подготовиться.

Правильные действия родителей

  • Переводить ребенка в новое учебное учреждение лучше всего с начала нового учебного года. Не стоит прерывать его деятельность в старой школе посреди учебного года. Если новенький придет в класс после лета, ему будет легче учиться первое время, поскольку сложившему коллективу детей в первые дни будет совершенно не до него.
  • Детям, которым после лета требуется адаптация, будет некогда обращать повышенное внимание на нового ученика, поэтому ребенок выиграет несколько дней для того, чтобы привыкнуть и присмотреться к новому коллективу. Если же привести ребенка в школу посреди учебного года, он моментально станет объектом повышенного внимания одноклассников, которые сразу начнут проверять его на прочность, не давая времени хоть немного освоиться.
  • Познакомьтесь с классным руководителем заранее – в августе. В это время у преподавателя будет много времени, чтобы обстоятельно с вами побеседовать. Расскажите учителю о ребенке, о его достижениях, успехах и особенностях характера. Поинтересуйтесь одноклассниками, узнайте, как живет класс. Постарайтесь оставить хорошее впечатление у преподавателя, подружитесь с ним, чтобы он начал положительно относиться к вашему ребенку. Учитель сможет подготовить класс к приходу ученика, выбрать наиболее ответственных ребят, которые помогут ему адаптироваться.
  • Неплохо прогуляться по школе вместе с ребенком до начала учебного года. Посмотрите, где находится спортивный зал, столовая, библиотека, пройдите все коридоры, чтобы ребенку было легче ориентироваться в первые дни в школе. Узнайте, в каких кабинетах будут проходить уроки, найдите их.

Грамотный настрой

Дома чаще обсуждайте тему перехода в новую школу, чтобы ребенок получал полную информацию о том, что ему предстоит. Обязательно говорите о предстоящем событии только в положительном ключе, распишите все плюсы ситуации, чтобы вызвать позитивный настрой.

Рассказывайте о том, какие перспективы перед ним откроются, какие новые возможности появятся после перехода. Разрушайте все страхи. Уверьте ребенка в том, что ему не придется остаться один на один с новой школой и коллективом, он должен быть уверен, что в этой ситуации родители его целиком и полностью поддержат.

В разговоре объясните ребенку, что новеньких не принимают сразу же, сначала одноклассники будут к нему присматриваться, поэтому он не должен расстраиваться из-за того, что у него не появятся друзья в первый же день.

Проведите беседу, в которой подскажите ребенку, как правильно себя вести с одноклассниками. Дайте ему следующие наставления:

  • 1Не старайся понравиться, выдавая себя за того, кем ты на самом деле не являешься. Общайся только с теми, кто тебе действительно интересен, не нужно тратить свое время на показную дружбу.
  • 2Будь дружелюбным и искренним, часто улыбайся и старайся поддержать беседу с новыми одноклассниками. Открытые люди всегда привлекают к себе, а замкнутым и необщительным гораздо сложнее завоевать доверие и завязать дружбу.
  • 3Чувствуй уверенность в себе. У тебя есть большое количество достоинств, которыми ты должен гордиться, поэтому нет никакой причины стесняться и быть зажатым.
  • 4Не прекращай общение с бывшими одноклассниками и друзьями из старой школы. Именно эти люди помогут тебе справиться с некоторыми сложностями, которые могут возникнуть в первое время. Ты сможешь пообщаться с ними, рассказать о новой школе, а они посвятят тебя в происходящее в старом учебном заведении.
  • 5Старайся быстрее запомнить имена одноклассников, чтобы использовать их при обращении к нужному человеку.
  • 6Наблюдай за сверстниками, за их поведением. Они могут стараться вести себя так, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, поэтому не спеши делать выводы.
  • 7Обладай чувством собственного достоинства, не позволяй грубо и неуважительно с собой обходиться. Лидер захочет испытать тебя, но ты не должен поддаваться не провокации. Имей личное мнение, но и не пререкайся с одноклассниками попусту.
  • 8Не бойся тех перемен, которые с тобой происходят. Перемены всегда ведут к лучшему. В новой школе у тебя есть возможность по-новому проявить себя и завоевать еще большее уважение, чем в старом месте учебы.

Как еще могут помочь родители?

  • Вместе с ребенком найдите его будущих одноклассников в социальных сетях. Изучите каждого ребенка, внимательно осмотрите его страницу. Она поможет вам понять, какие интересы у этого мальчика или девочки. Почитайте комментарии к фотографиям, возможно, вы встретите отзывы других учеников класса. Так вы сможете понять, какие отношения царят в классе и кто какую позицию занимает. Можно попробовать завязать общение с одноклассниками, но делать это нужно очень осторожно. Если ваш ребенок не привык общаться через социальные сети, не настаивайте и оставьте ему шанс познакомиться с другими в «живой» обстановке.
  • В период адаптации дома должна царить спокойная и приятная обстановка. Исключите любые скандалы, как с ребенком, так и с другими членами семьи. Создавайте только положительный микроклимат в доме, чтобы ребенок могу чувствовать себя комфортно и безопасно после нелегких часов в новой школе. Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь, как у него дела. Рассказывайте истории из собственного детства, связанные с тем, как вы справлялись с различными трудностями. Таким образом вы покажете, что все проходят через жизненные невзгоды и всегда с ними справляются.
  • Не наседайте на ученика с оценками. Контролируйте его успеваемость, но не устраивайте скандалов, если он принесет плохую оценку. Пока идет период адаптации, новому ученику особенно тяжело, он должен найти контакт не только с ровесниками, но и с учителями.
  • Не стоит бегать в школу из-за каждого пустяка. Это может спровоцировать одноклассников на издевательства. Идите разбираться с классным руководителем или директором только в случае крайней необходимости.
  • Первое время ребенок может страдать из-за недостатка общения, поэтому уделяйте ему как можно больше внимания. После школы вместе куда-то ходите, разговаривайте с ним, развлекайтесь. Сделайте его жизнь насыщенной. Устройте в новые кружки, чтобы на грусть не оставалось времени. А на занятиях по интересам он быстрее сможет найти новых друзей.
  • Помогите ребенку тщательно распланировать свой день, чтобы он хорошо высыпался, успевал делать уроки и отдыхать. В сложный период адаптации ему нужно больше сил, чтобы справляться с трудностями. Не выспавшийся человек вряд ли сможет быть активным и хорошо заниматься в школе. Каждый день оказывайте сыну или дочери поддержку: хвалите за малейшие успехи, внушайте веру в себя.
  • Если у ребенка день рождения в начале учебного года, это будет хорошим поводом устроить дома праздник для его одноклассников. Дети смогут пообщаться в неформальной обстановке, а взрослые понаблюдать за взаимоотношениями. Так им будет легче впоследствии давать советы своему ребенку по выстраиванию отношений с конкретным одноклассником.

Адаптационный период в новой школе может пройти гладко только при условии активной поддержки родителей. Помните, что психологическое состояние вашего ребенка зависит только от вас – обязательно помогите ему.

Источник: //ru-poleznye-sovety.info/roditelyam/adaptatsiya-rebenka-v-novoj-shkole-sovety-roditelyam.html

Адаптация ребёнка к школе

Первые дни в школе. Адаптация

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

 Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.

  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь.

Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель — непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Источник: //MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/adaptaciya-rebenka-k-shkole.html

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Первые дни в школе. Адаптация

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.

Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе.

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе.

В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

  • наблюдение;
  • методику изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методику «Домики»;
  • методику «Лесенка»;
  • методику изучения школьной тревожности;
  • рисуночную методику «Рисунок человека»;
  • анкету «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: //pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole

» Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Первые дни в школе. Адаптация

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности,  раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

  Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

сюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе

Источник: //paidagogos.com/adaptatsiya-pervoklassnikov-etapyi-trudnosti-sovetyi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.