Первый класс — первый стресс

Содержание

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Первый класс — первый стресс

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия “адаптационная болезнь”, “школьный шок” и “школьный стресс”.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится “хорошим”, когда у него получается, и “плохим”, когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – “ты же умный, почему ты не понимаешь?” – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – “я не буду делать, потому что у меня все равно не получится”, но так как делать заставляют – “я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу”. Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он “не такой”.

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

“Я не знаю, как делать” – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

Первый класс – это стресс

Первый класс — первый стресс

Подготовила Надежда Лебедева

Как правило, все старшие дошкольники очень хотят поскорее пойти в школу. 

И конечно, каждый мечтает, что будет учиться на пятерки и найдет новых друзей. Но вот начинаются школьные будни. Родители замечают, что ребенок ждет выходных уже в начале недели, приходит домой с плохим настроением, получает замечания на уроке. Переход из сада в школу – это стресс. Как сделать его менее заметным? 

К статусу первоклассника надо готовиться, и стоит внимательно отнестись к первым месяцам в школе.

На волю стихии

Сегодняшняя школа с ультрасовременными учебными программами предъявляет серьезные требования к физическому состоянию ребенка. Он должен быть здоров, хронические заболевания скомпенсированы.

Готовиться к школе надо минимум с 5 лет. То есть если ребенок не посещал детский сад, в подготовительную группу лучше все-таки походить.

Там будущий первоклассник получит тренировку иммунитета, опыт регулярных занятий речью, математикой, физической культурой. 

Основа физического здоровья – это достаточная физическая активность, считают врачи. Летом перед школой отдайте ребенка на волю стихии, солнца, воздуха и воды. Пусть он много бегает, прыгает, желательно босиком. Отлично подойдет для этих целей отдых в деревне. 

– Прекрасно, если родители имеют возможность вывезти ребенка на южный курорт, однако только в том случае, если родители не лежат дни напролет на пляже, а ребенок вместе с ними, – считает доктор медицинских наук врач-педиатр Валерия Макарова. – Ребенку надо двигаться, чтобы он вобрал в себя всю энергию воды и солнца. Тогда отдых даст хороший заряд на весь год. 

Меню для семилетки

Если ребенок до школы не занимался в спортивной секции, в музыкальной школе, не стоит отдавать его туда сразу в первом классе. Малыш будет слишком уставать. Если он уже ходил на дополнительные занятия, пусть продолжает, только лучше немного уменьшить интенсивность нагрузки. 

Первокласснику просто необходимо правильное питание, соответствующее возрасту. 6–7 лет – это период так называемого «первого вытягивания». Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, важно, чтобы за ростом костей успевали внутренние органы. 

В меню ежедневно должны быть молочные продукты, яйца – раз в 2–3 дня, мясо – пять дней в неделю, 2 раза в неделю рыба. Потребность в овощах и фруктах – 500 граммов в сутки. Это немало, а значит, в качестве перекуса ребенку лучше предложить не печенье, а яблоко или грушу. 

Специально сладкое предлагать не надо, организм получит достаточно энергии из богатых углеводами круп. Если очень хочется, можно позволить ребенку одну конфету или один квадратик шоколада в день. К зиме стоит попринимать витамины. Детям, склонным к близорукости, нелишним будет включить в рацион чернику.

Первая школьная зима – это испытание для первоклассника. Надо подняться спозаранку и торопиться в школу, где требуется заниматься, заниматься и заниматься. 

– В семье должно быть правило – начинать каждый день с утренней гимнастики, – советует Валерия Ивановна. – Она дает заряд на целый день, приводит в хороший тонус вегетативную нервную систему, которая как раз и обеспечивает жизнедеятельность организма. Ребенок идет в школу полностью проснувшимся. 

Исключение, может быть, составляют настоящие совы, для которых поспать лишние 30 минут утром полезнее, но таких детей не так много. 

Попытайтесь приблизить режим дня первоклассника к режиму сада. Организуйте тихий час после школы. Не обязательно спать, достаточно просто полежать, дать отдохнуть и голове, и телу. Не забывайте про прогулку на улице. Хорошо, если она длится не менее 2–4 часов. В кислороде нуждаются и сердце, и мышечная и костная системы организма. 

Следите, как ваш ученик рисует, читает, смотрит телевизор. Если делать это лежа, угол зрения на предмет меняется, что может вызвать близорукость. Во время подготовки уроков устраивайте небольшие перерывы, делайте упражнения для глаз, например предложите ребенку посмотреть в окно попеременно на ближний и дальний предметы.

Поломка в иммунной системе

Чаще всего к школе даже дети, часто болевшие в детском саду, становятся не столь подверженными инфекциям. Однако бывает, что и в школе ребенок продолжает хватать вирус за вирусом. Что же делать? 

– Ничего, – считает Валерия Макарова. – Часто болеющие дети были, есть и будут. Полное созревание иммунной системы наступает примерно в семь лет, однако у кого-то она может дозреть только к десяти годам, поэтому ребенок еще и в начальной школе продолжает часто болеть. 

Скорее всего, в иммунной системе такого ребенка произошла какая-то поломка. Но не надо бежать к доктору, пытаться платить сумасшедшие деньги, чтобы исследовать иммунную систему. Мы можем ничего не найти. 

Иммунная система настолько сложна, что нет на сегодня лаборатории, способной определить, где поломка, какой винтик сломался. С возрастом иммунная система дозреет, здоровые ее отделы научатся брать на себя функцию того, в котором произошла поломка, тогда ребенок выйдет из категории часто болеющих детей.

Игра формирует интеллект

Как правило, нынешние первоклассники, придя в школу, уже умеют читать, складывать и вычитать простые числа.

Значит ли это, что все они психологически и интеллектуально готовы к школе? Познавательная потребность у малыша существует с самого рождения. Он с интересом исследует мир, а научившись говорить, засыпает взрослых целым ворохом вопросов.

Однако учение в школе – это выполнение не только интересных занятий, порой они могут быть и скучными, и утомительными. 

Познавательный интерес малыша надо поддерживать: читать ему книги, вместе наблюдать за окружающей природой, рассказывать об устройстве предметов. Однако в ребенке нужно воспитывать и умение трудиться интеллектуально. 

– Когда занимаетесь с малышом, обратите внимание на то, как он реагирует на трудности, пытается выполнить начатое дело или бросает его, – советует психолог ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка» Ольга Котилевская. – Всегда приходите ребенку на помощь, если у него что-то не получается. Хвалите его, тем самым повышая самооценку, веру в собственные силы. 

Постепенно у ребенка 

войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Однако нужно внимательно оценивать ситуацию: действительно ли малышу нужна помощь взрослого или ему лень самому потрудиться. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления его в школу.

Школьная жизнь требует четкого выполнения определенных правил. 

Нужно слушать учителя, выполнять задания, уметь работать по образцу, не нарушать дисциплину. Если ребенок не справляется, значит, у него плохо сформировано произвольное поведение. 

– Чаще всего произвольные процессы не сформированы у детей, которые в дошкольном детстве не играли в игры с правилами, в сюжетно-ролевые игры, дидактические, не выполняли задания, где нужно действовать по образцу, – считает Ольга Котилевская. – У такого ребенка преобладает непроизвольная память, то есть он запоминает только то, что интересно, а не то, что нужно запомнить, ребенок способен заниматься одним и тем же делом не более 10–15 минут.

Итак, готовьтесь к школе в игре. Современные психологи утверждают, что 80% интеллекта человека формируется до 8 лет, а все знания дошкольник получает эмпирическим, то есть опытным путем. Жизнь ребенка должна быть насыщенной и интересной, и тогда, придя за парту, он разовьет свой живой интерес к познанию, научится учиться. 

Источник: http://dvina29.ru/pervyj-klass-eto-stress/

Сентябрьский стресс первоклассника

Первый класс — первый стресс

Фото с сайта gazeta-parus.ru

Сентябрьский стресс хорошо знаком тем, кто выходит на работу после летнего отпуска. Особенно он ощутим в том случае, если вы, как говорят, попадаете с корабля на бал, точнее, на работу, не давая себе времени на адаптацию.

Для первоклассников — сентябрь одновременно и радостный, и стрессовый месяц.

Что является причиной стресса? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что меняется в жизни первоклассника.

  1. Режим дня. Вполне возможно, что время подъёма и отхода ко сну останется прежним, но вот в дневном распорядке происходят существенные изменения. Я уже писала  о режиме дня первоклассника и о том, как сделать, чтобы он не усугублял сентябрьский стресс для малыша. Каким должен быть режим первоклассника,  подробно в своей статье пишет Степанова Мария  Исаковна, д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
  2. Значительно возрастает объём поступающей информации, становясь причиной информационного стресса. Поэтому совершенно не лишним будет уменьшить или исключить другие источники, способные создавать информационный шум — это компьютер и телевизор. Ребёнок считает,  что он отдыхает, когда после школы смотрит мультики или играет в любимую компьютерную игру. На самом деле в мозг продолжает поступать информация от слуховых, зрительных анализаторов, и вместо отдыха мозг продолжает перерабатывать информацию. Лучший отдых — сон, прогулка, неспешный разговор со взрослыми о позитивных моментах прошедшего учебного дня.
  3. Ребёнок попадает в коллектив. Хорошо, если вместе с ним в класс приходят его одногруппники по детскому саду или соседи по дому. Но даже в этом случае не каждому малышу просто адаптироваться к условиям нового коллектива, в котором завязываются  взаимоотношения, и где каждый ищет своё  «место под солнцем». Зачастую это весьма болезненный процесс для тех, кто не имеет опыта общения в детском коллективе, или этот опыт был невелик или  неуспешен. Трудно адаптироваться в коллективе и детям интровертированным, застенчивым, неуверенным. Один из барьеров на пути к успешному построению отношений в классе — это повышенная возбудимость ребёнка, агрессия, невоспитанность, педагогическая запущенность.
  4. Уменьшается двигательная активность ребёнка, что особенно чувствительно для организма растущего, наполненного энергией, которая не имеет при переходе в школу такого же выхода как раньше. Как помочь в такой ситуации? Самое простое — утренняя зарядка, прогулки, пробежка, плавание, спортивные секции. Помните, что младшим школьникам ежедневно рекомендуется  проводить на воздухе 3,5 часа Можно освоить несколько несложных упражнений, которые ребёнок будет делать прямо в школе. Возьмите за основу скрытую гимнастику В.И. Воробьёва, выстроив для ребёнка мини-комплекс, который позволит ему снять излишнее мышечное напряжение, которое непременно возникает у ребёнка на уроке.

Как понять, что первоклассник испытывает стресс, что процесс адаптации протекает не совсем гладко?

  1. Изменился характер и продолжительность сна ребёнка. Сон может стать беспокойным, с просыпанием по ночам или трудным засыпанием. Возможно, ребёнок не станет высыпаться за то же время, что раньше. Тогда и по утрам подниматься ему будет сложно, да и на уроке работоспособность будет не на высоте. По ночам во сне малыш может вскрикивать или разговаривать.
  2. Ребёнок, прежде не предъявляющий жалоб на головную боль или боль в животе,  вдруг начинает говорить, что плохо себя чувствует. Возможна тошнота, отказ от завтрака, подъём температуры. Такие симптомы, как правило, не проявляются в выходные дни или в каникулы.
  3. Меняются эмоции и поведение малыша. Появляются слёзы вроде бы по совершенно незначительному поводу, хотя раньше такого не наблюдалось.  Может резко меняться настроение. Агрессивность, нежелание подчиняться, негативизм, отказ от ранее интересных занятий, появившиеся страхи — всё это может быть проявлением стресса.

Родители могут воспользоваться анкетой, которая поможет определить, как протекает адаптация  ребёнка к школе.

И ещё : рядом есть специалисты, которые, если нужно, помогут и вам, и вашему малышу

Источник: https://l-pankova.ru/sentyabrskij-stress-pervoklassnika/

Первый класс без стресса: как подготовить ребёнка к первому походу в школу

Первый класс — первый стресс

Одни дети мечтают о школе ещё в детском саду и просят родителей скорее купить им рюкзак, пенал и посадить за парту. Другие не хотят прощаться с садом, и в итоге первый день День знаний становится стрессом для всей семьи. Чтобы этого не произошло, готовиться нужно чуть заранее. Мы посоветовались с детскими психологами о том, как подготовить ребёнка к школьной жизни (без истерик).

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Начните говорить про школу за год, а лучше за два

Скорее всего, дети в курсе, что скоро пойдут в школу. Возможно, за год до этого они даже ходили на подготовительные курсы. Если вашего ребёнка этот этап миновал, возьмите инициативу в свои руки, чтобы поход в 1 класс не стал сюрпризом 31 августа.

«Если взрослые поддерживают интерес ребёнка, то и ему хочется пробовать новое. Скажите: „Как классно, ты идёшь в школу, значит, ты уже совсем большой!“.

В этом возрасте детям нужно слышать такие слова, это важный для них период — когда социум начинает предъявлять к ним требования», — говорит психолог Ирина Попова.

Не забывайте хвалить ребёнка за его достижения, даже если они кажутся незначительными: когда он рисует, читает стихи и просто пинает мяч.

Детям, которые не ходили ни в детский сад, ни в подготовительную школу, будет труднее приспособиться к новой этапу жизни. Просто потому, что перед ним внезапно оказывается больше задач: и подружиться с одноклассниками, и с чужими взрослыми.

«Ребёнку внезапно приходится не только сидеть за партой 45 минут, выполнять задания, которые даёт учитель, но ещё и развивать в себе социальные навыки. Двойной стресс! Поэтому хотя бы за год до первого класса полезно походить в дошкольные учреждения.

Не для того, чтобы научиться писать и читать, а для тренировки социальных навыков», — говорит Ирина Попова.

2. Сходите с ребёнком в школу ещё до 1 сентября. Всё там покажите (от кабинета до туалета)

Часто дети бывают консерваторами похлеще взрослых: им важно просыпаться в одной и той же кровати, чтобы игрушки лежали (ну или валялись) в условленном месте, а каша подавалась в любимой тарелке. Представляете, каким стрессом для них становится приход в школу, где много кабинетов, столовая, спортзал — всё новое, неизвестное и пугающее.

Будет здорово, если ребёнок увидит школу до начала учёбы вместе с родителями, узнает, как она выглядит внутри и снаружи. Важно показать ему, где находится туалет — многие дети стесняются задавать такие вопросы.

Идеальный сценарий — это когда родители нескольких будущих одноклассников заранее собираются и куда-нибудь вместе идут: в кино, в театр или даже на одну детскую площадку. Так дети увидят знакомые лица на линейке первого сентября, и им будет комфортнее.

3. Заранее познакомьтесь и пообщайтесь с учителем в неформальной обстановке

Когда придёте показывать школу, потратьте дополнительные 15 минут и загляните в кабинет учителя. По сути в начальной школе значительная часть комфорта ребёнка зависит от учительницы (которая становится «второй мамой»).

С внимательным учителем ребёнок чувствует себя в классе защищённым и свободным. Объясните ему, как правильно отпроситься в туалет во время урока и когда лучше съесть приготовленный с собой обед (не стоит посреди ритмики доставать бутерброд с сыром!).

Может, такие вещи кажутся вам мелочами, но именно из них складывается общая атмосфера.

Обсудите вместе с учителем школьную систему и правила. В одних учебных заведениях можно бегать на перемене даже во дворе, а в других запрещается выходить на улицу.

4. Пусть ребёнок делает какую-то работу по дому. Сам и до конца

До определённого возраста детей хвалят не за результат, а за сам процесс и участие. Когда ребёнок приходит в первый класс, он продолжает делать всё с тем же настроением. Каково его удивление, когда учитель не хвалит просто так и ждёт от него каких-либо результатов.

Чтобы такие перемены не стали для ребёнка шоком, родителям стоит постепенно начинать акцентировать внимание не только на процессе, но и на успехах.

Для этого можно, например, давать ему мелкие поручения: накрыть на стол, убрать игрушки, протереть велосипед от пыли. Такие маленькие задания вырабатывают у ребёнка понимание того, что дела нужно доводить до конца.

Главное, не забывайте его поддерживать. Без вашей заботы и веры никаких результатов он не добьётся.

5. Думаете, ребёнок ещё не готов? Тогда не торопите и подождите год (так можно)

Не бойтесь продлить ребёнку детство, он ещё успеет посидеть за партой. С физиологической точки зрения 6,5 — 7 лет — оптимальный возраст для начала учёбы в школе.

Психологическая готовность — очень индивидуальный фактор.

Поэтому, если у родителей есть возможность, за год до первого класса можно отвести ребёнка к специалисту, чтобы он диагностировал его личностную, эмоциональную, интеллектуальную зрелость.

Сегодня многие психологи уверены, что лучше отправить ребёнка в школу поздно, чем рано. Если дети не готовы учиться, то им будет трудно усидеть в классе, они всё время будут рваться поиграть, порисовать.

«Существует понятие зрелости, готовности к школе. Если ребёнок готов, то стресс перед началом учёбы будет меньше. Как правило, эта зрелость появляется к семи годам.

Поэтому родители, которые отдают ребёнка в школу в пять лет — слишком торопятся», — предупреждает Ирина Попова.

Источник: https://mel.fm/kaspersky/8396421-preparation_for_school

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.