Почему детям нужно читать истории про детей

Содержание

Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?

Почему детям нужно читать истории про детей

2014-10-15

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так.

Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье.

Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете егопассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских . Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?

Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию.

По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения.

Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает.

Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop).

В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д.

 Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные.

Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки».

В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций.

Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица.

То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами.

Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек.

Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит».

Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам.

Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать.

Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным.

Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью.

В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

С уважением, Яна Разначенко

Источник: //jili-blog.ru/kogda-nachinat-chitat-knigi-rebenku-chto-i-kak-chitat.html

Зачем нужно читать детям страшные сказки?

Почему детям нужно читать истории про детей

Страшные сказки: читать или не читать – вот в чем вопрос? С этим вопросом сталкиваются все родители, и, нужно сказать, что в наши дни, и особенно в Америке, решают вопрос не в пользу страшных сказок.

Пропаганда насилия и жестокости, угроза детской неокрепшей психике, устаревшие ценности – это лишь немногое из того, что слышишь от русско-американских родителей в адрес большинства старых сказок.

Нет, мы не призываем читать вашему малышу Синюю Бороду, но, увы, под раздачу попадают и Красная Шапочка, и Кот в сапогах, и даже, порой, Колобок!  Современные заботливые и гипер-ответственные родители, следящие за каждым вздохом своего ребенка задают вполне разумный вопрос: «Зачем пугать своего малыша?». Для того, чтобы на него ответить, рассмотрим три важных момента, которые ребенок усваивает из страшных сказок. 

«Дома, под защитой мамы и папы всегда безопасно»

Это одно из самых важных правил маленький ребенок усваивает, в том числе, из страшных сказок. Например, вы читаете ребенку сказку про Колобка, который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, а потом отправился в лес, где его съела хитрая лиса.

То есть сказка посредством метафор и сказочного сюжета иллюстрирует, какие опасности подстерегают героя вне дома и что случается с теми, кто из дома уходит. В детской психике должно прочно осесть, что дома безопасно, а окружающий мир таит в себе опасности.

Мы, взрослые, росли в то время, когда родители отпускали нас гулять во двор часами напролет, не стояли у окна и не следили настороженно за всеми нашими передвижениями по территории. Время было другое, тогда 20-30 лет назад можно было быть уверенным, что во дворе тихо и спокойно, полно таких же детей, которых родители отпускают побегать и пообщаться с друзьями.

Тогда социализация детей как раз проходила во дворе, компьютеров и тем более других электронных гаджетов не было, поэтому за получением информации об окружающем мире все дети приходили во двор. Сейчас же все иначе. Современные родители уже не представляют, что ребенок может гулять во дворе без присмотра.

Печальная правда такова, что детей похищают, требуют выкуп, продают в рабство и т.п., мы не будем перечислять всех жутких преступлений против детей, но особо подчеркнем, что позаботиться о безопасности ребенка можно, не только непосредственно присутствуя во дворе или на детской площадке, но и культивируя у ребенка чувство безопасности и защищенности дома.

Волк и семеро козлят, Бармалей, Красная Шапочка, Колобок, Мальчик-с-пальчик, Маша и Медведь, Снегурочка, Петушок-золотой гребешок, Баба Яга, Иван-царевич и Серый волк, Гуси-лебеди – все эти сказки в иносказательной форме призывают малыша слушаться старших и информируют о негативных последствиях непослушания.

Выбирая страшные сказки для чтения, стоит, конечно, ориентироваться на своего ребенка. Все дети разные, кто-то требует читать исключительно Бармалея на ночь самым страшным голосом, а кому-то, чтобы испугаться, хватит и Колобка.

Собираясь прочитать ребенку страшную сказку, выбирайте для этого дневное время, чтобы, в случае если малыш воспримет сюжет слишком близко к сердцу, вам было проще отвлечь его или успокоить.

Если ваш малыш заплачет или испугается, обнимите его, скажите, как вы его любите и что сейчас вы дома, а вокруг только добрые и любящие родители. Тем самым в подсознании ребенка надолго закрепится мысль, что дома с мамой и папой ему ничего не грозит.

К тому же, страшные сказки оставляют вам огромный простор для воспитательного творчества, ведь в следующий раз вы сможете переиграть историю, рассказав малышу что же будет, если, например, Красная Шапочка не станет разговаривать с волком, а громко позовет на помощь.

«Добро должно торжествовать над злом»

Помимо развития у ребенка инстинкта самосохранения, родители также ответственны за его моральное воспитание.

Моральное воспитание – непростая родительская задача, которую невозможно решить просто поучая ребенка и читая нотации.

Детская психика, жадно впитывает фантастические образы, в этом заключается особенность детского мышления в раннем возрасте. То есть ребенок обучается и запоминает важные вещи через образы, метафоры.

И здесь опять можно обратиться к страшным сказкам, ведь в них всегда найдется положительный главный герой, который положит конец злу, и честность восторжествует, а добрые мирные люди будут спасены, как это, скажем, происходит в сказках «Добрыня Никитич и змей Горыныч», Терешечка, Морозко, Умница и ленивица.

Читая подобные сказки своему ребенку, сделайте акцент на том, что никто никого не может обижать безнаказанно, что это плохо, и воспитанные девочки и мальчики так не поступают. Детские педагоги советуют после прочтения подобной сказки обсудить ее с ребенком.

Вы можете не просто обсудить сюжет сказки со своим малышом, но и объяснить, почему добро победило зло. Сказки – это метафора всего человеческого опыта. Они упрощены по форме: злодей всегда злой, и он бывает наказан, а протагонист – всегда добрый, и он побеждает.

Малыш должен знать, что зло существует, что модель мироустройства предполагает наличие «полюсов» – плохого и хорошего. Но при этом иметь твердую уверенность, что зло непременно будет наказано.

Если же вы все-таки остановили свой поиск на какой-то конкретной страшной сказке, например одной из тех, что написаны К.

Чуковским, то при необходимости вы можете цензурировать наиболее жуткие моменты, заменяя их версией, которая с меньшей вероятностью потрясет детское воображение.

Или если вы в затруднении придумать что-то не менее образное, но при этом менее впечатляющее, можно просто пропустить этот фрагмент. Мы неспроста упоминаем творчество Корнея Ивановича Чуковского в нашей статье.

Дело в том, что метафоричность стиля изложения сказки Корнеем Ивановичем порой настолько высока, что детская психика иногда может оказаться не готовой воспринять ту картинку, которую ему предлагает автор. Поэтому следуйте принципу постепенности: сначала, например «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а потом можно переходить к «Мухе-цокотухе».

«Положительные качества помогают справиться с трудностями»

После того, как очередная сказка о победе добра над злом прочитана, очень полезно обсудить сказку с ребенком, сделав особый акцент на положительном герое, а именно на его качествах, которые помогли ему не струсить и победить злого героя.

Расскажите, что добрые и сильные герои тоже боятся – это нормально, но они еще и храбрые, а главное – верят в себя и свои силы, что всегда помогает побеждать любое зло.

Так вы научите ребенка верить в себя и научите не бояться мелких трудностей, поможете ребенку научиться справляться с повседневными проблемами самостоятельно без страха.

Конечно, главное, не переусердствовать со страшными сказками.

Помните, у маленьких детей подвижная психика, чрезмерное чтение страшных сказок может стать причиной того, что ребенок станет пугливым, раздражительным, может вообще отказаться от чтения и предпочесть его играм.

Но и совсем исключать страшные сказки не стоит, ведь ребенок растущий с иллюзией идеального и доброго мира, столкнувшись с опасностями и трудностями, может воспринять их неадекватно, стать пугливым, замкнутым, раздражительным.

В заключение, мы однозначно говорим «да» страшным сказкам, главное подойти к выбору такой сказки с умом, а после прочтения обязательно обсудить ее со своим малышом.

Ну, а если вы, после прочтения этой статьи, все-таки решили вопрос не в пользу страшных сказок, то предлагаем вам подборку самых добрых русских народных сказок, где нет места насилию и жестокости, только добрые, поучительные и совсем не страшные истории, которые можно начинать читать детям уже с двухлетнего возраста.

Самые добрые русские народные сказки

Юлия Тимохина

Полезные статьи: 

Битва титанов: бумажная книга vs электронная?

Источник: //www.kidsrussianbooks.com/blogs/news/article-10

Почему так важно читать ребенку хорошие книги: подборка для каждого возраста

Почему детям нужно читать истории про детей

В ряду всевозможных развивалок книги занимают почетное первое место. Ведь если «умные» игрушки тренируют, как правило, какой-то определенный навык, то книги развивают малыша сразу во всех направлениях – всесторонне. Давайте вместе в этом убедимся. А заодно подумаем, какие книжки и в каком возрасте лучше всего читать ребенку, чтобы получить от этого занятия максимальную пользу!

Зачем читать ребенку книги?

Прежде всего, книги – это замечательная почва для развития. Малыш пока не очень много знает, его жизненный опыт мал.

Но, слушая сказки и истории в мамином исполнении, ребенок узнает новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои.

А еще кроха учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка», становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка, и радуется за Машу, обхитрившую Медведя… 

От рождения до 2 лет: время потешек 

Читать ребенку можно и нужно буквально с рождения. Пусть он пока не постигнет смысл многих слов, зато будет интенсивно развиваться его речь, что в первый год жизни крайне важно!

Что читать ребенку? В раннем возрасте самое подходящее чтение – народные потешки и недлинные авторские стишки с короткими строчками, четким ритмом и простыми рифмами.

Хорошо, если в потешках есть звукоподражания: ко-ко-ко, му-му-му, гав-гав, би-би… Это одни из первых слов, которые научится говорить малыш, и со временем он станет подсказывать вам нужные словечки при чтении знакомых стихов.

Также хороши простые по содержанию стишки об игрушках, зверятах, машинках, солнышке и т.п. То есть о том, с чем малыш уже сталкивался в своей повседневной жизни. 

Как читать? Выбирайте для чтения такие моменты, когда малыш не капризничает. Привлеките внимание ребенка и начинайте читать. Делать это нужно ритмично, с выражением, четко проговаривая слова.

Выделяйте голосом звукоподражания. Меняйте тембр голоса для разных персонажей: ведь не могут же зайка и мишка разговаривать одинаковым голосом. Все это будет привлекать внимание крохи к чтению.

Дайте книгу ребенку, пусть сам листает и рассматривает картинки.

Какие книги ребенку покупать? В раннем возрасте любые книги ребенку лучше приобретать в картонном исполнении. И «проживут» дольше, и маленьким непослушным пальчикам будет легче самостоятельно переворачивать толстые странички.

Для самых маленьких читателей в книге важнее не содержание, а форма. Именно поэтому так много в магазинах всяческих книжек-игрушек. Есть книжки-пазлы, книжки-погремушки, книжки-калейдоскопы и даже книжки для купания.

Все они являются чем-то средним между игрушкой и книгой.

При покупке обратите внимание на качество рисунков. Они должны быть четкими и реалистичными. Вы будете использовать эти книжки как первое знакомство малыша с окружающим миром.

Пятерка лучших!

  1. Русские народные песенки и потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова.
  2. А. Барто. «Игрушки», «Машенька» и др.
  3. И. Токмакова. «Первый шаг».
  4. Г. Лагздынь. «Аккуратные зайчата», «Зарядка».
  5. С. Маршак. «Детки в клетке», «Английские народные песенки».

От 2 до 4: время первых сказок 

Малыш подрастает, расширяется круг его интересов. Он уже многое знает и умеет. Значит, пришло время знакомить его с более «серьезной» литературой.

Что читать ребенку? Двухлетние малыши любят сказки, в которых участвуют животные. И это вполне объяснимо. Сказки о животных дают ребенку первые знания о мире и помогают сформировать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает.

Первые сказки отличаются общими чертами. Они короткие, имеют незамысловатый сюжет, а также содержат большое количество повторений одного и того же действия (Колобок несколько раз поет свою песенку, многократно перечисляются желающие вытащить репку и т.д.

) Это дает маленькому ребенку ощущение стабильности.

Как читать? Четко, с выражением. В раннем возрасте не стоит читать крохе длинные сказочные повести с «продолжением». На следующий день малыш уже может забыть то, о чем вы с ним читали вчера. Пока лучше подбирать коротенькие истории, которые читаются за один раз. Так малыш не устанет от чтения и дослушает сказку до конца. 

Какие книги ребенку покупать? Для этого возраста по-прежнему актуальны книги-картонки. Особенно те, где есть секретики. Например, книжки с окошками.

Пока мама читает текст, крохе будет интересно заглянуть в окошко и узнать, кто же там спрятался.

Но и книги в бумажном исполнении тоже можно брать, ведь малыш повзрослел, стал более ловким, его пальчики вполне справятся и с бумажными страничками.

В книгах, рассчитанных на возраст 2–4 года, самое главное – картинки. У маленьких же ребятишек образное мышление развито слабо. 

Пятерка лучших!

  1. Народные сказки («Колобок», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик» и др.)
  2. К. Чуковский. «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» и др.
  3. В. Сутеев. «Сказки и картинки».
  4. С. Прокофьева. «Машины сказки».
  5. Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково», «Жил на свете слоненок» и др.

От 4 до 6: время волшебных сказок

Чем старше становится ребенок, тем более «сложные» книги можно ему предлагать. В возрасте 5–6 лет ребятишки просто обожают сказочные повести. Кроме того, у них активно развивается чувство юмора. И это тоже нужно обязательно использовать, предлагая ребенку сказки, рассказы, стихи с добрым юмором, понятным маленькому слушателю.

Совет педагога
Если вы с малышом еще не завели милый ритуал чтения перед сном, самое время это сделать. Он внесет в жизнь крохи стабильность. Для него будет важно не только чтение, но и все, что его сопровождает: ласковый мамин голос, ее присутствие, ощущение комфорта. Все это формирует у ребенка базовое доверие к миру.

Что читать ребенку? Главное «чтиво» этого возраста – волшебные сказки, народные и авторские. В этих сказках причудливо переплетаются правда и вымысел, герои наделены волшебными свойствами, а сюжет то и дело приобретает самые неожиданные повороты.

И еще добро в них всегда побеждает зло. Сказка укрепляет веру ребенка в торжество справедливости. Не менее важна и способность сказки развивать фантазию.

Так что смело читаем про Ивана-царевича и Серого волка, Царевну-лягушку, говорящие игрушки, всяческих водяных, фей, принцесс… 

Как читать? Постарайтесь уделять чтению хотя бы полчаса. Вот тут уже можно читать длинные истории – по одной-две главы каждый вечер. 

Какие книги покупать? Для деток старшего возраста текст должен преобладать над иллюстрациями.

Таким образом, слушая историю, малыш представляет себе героев, обстановку, тренирует воображение. Обязательно полистайте книжку, почитайте текст перед покупкой.

Если вы подбираете книгу со сказками или рассказами, не поленитесь прочитать пару историй. Вы, как никто другой, знаете своего малыша.

Пятерка лучших!

  1. Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди».
  2. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Золушка».
  3. В. Гауф. «Карлик Нос», «Калиф-аист».
  4. С. Козлов. «Сказки про Ежика и Медвежонка», «Львенок и Черепаха».
  5. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Пусть в вашу с малышом жизнь прочно войдет девиз: «Больше книжек, хороших и разных!» 

Источник фото: depositphotos.com

Источник: //www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2567/pochemu-tak-vazhno-chitat-rebenku-horoshie-knigi-podborka-dlya-kazhdogo-vozrasta

Зачем детям нужно читать книги: 10 причин и личный опыт

Почему детям нужно читать истории про детей

Популярная мама-блогер Эми делится десятью причинами, почему она читает своим маленьким детям. А в конце статьи подарок от редакции — список зимних книг для разных возрастов.

Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык.

С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?».

Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах.

С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом.

Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.
Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать.

Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день.

Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу. И наблюдайте, как начинается волшебство.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Источник: wildflowerramblings.comПеревела Ирина Зеленецкая

Иллюстрации из книг серии «Я читаю сам!», верхняя: stockphoto.com

Добавить в избранное Распечатать

Источник: //mchildren.ru/10-prichin-chitat-detyam-knigi/

7 родительских историй, которыми точно стоит поделиться с ребёнком

Почему детям нужно читать истории про детей

Наше время начинается с нашим рождением. Детям часто кажется, что мир вертится вокруг них. Им трудно бывает осознать, что родители существовали ещё задолго до того, как появились они сами. Да не просто существовали — а работали, любили друг друга, путешествовали и сами взрослели.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Начинается все года в три. Ребёнок слышит, как родители или старшие дети делятся воспоминаниями, и спрашивает: «А я тогда был?». И ему отвечают: «Нет, тебя ещё не было». Дальше продвинутый ребёнок может уточнить: «Я был ещё у мамы в животике, да?».

И слышит в ответ: «Нет, тебя тогда ещё вообще нигде не было».

И это, конечно, трудно осознать: как это — нигде? Как это — меня не было? Как это — дедушка, да вдруг был маленьким? Но постепенно время выстраивается в линию, папа-школьник уже не удивляет, и ребёнок начинает собирать в мысленный семейный альбом факты о жизни родителей до себя.

1. У вас тоже были двойки (и вас забирали в полицию, которая тогда была ещё милицией)

Соседский мальчик свалился с велосипеда и сломал ногу. «Это ничего, — утешает папа. — Я вот в детстве тоже два раза ногу ломал и один раз руку. Правда, с велика я не падал, а в школе с лестницы. А однажды вообще в голове дырку пробил. Вот, пощупай, тут у меня бугорок под волосами».

И дальше рассказывает ребёнку историю про свои буквально детские травмы. Сын с большим интересом слушает, вписывая себя в контекст семейных приключений, неудач, шалостей и глупостей. Он понимает, что не уникален, родители тоже попадали в досадные ситуации и как-то из них выбирались.

Мама однажды тоже застряла в лифте, папе не давалось пение, а бабушку в семь лет отвели в милицию за сорванные цветы у памятника Ленину.

2. Раньше все жили без мобильных. И без интернета!

Детям бывает интересно послушать, как была устроена жизнь до них. Интернета и навигатора в машине не было, и, чтобы куда-то добраться, приходилось покупать бумажную карту.

Бабушка в детстве носила чулки, которые пристёгивались к белью, а мама собирала наклейки от жвачек. Но кое-что было устроено точно так же. Например, в отпуск тоже можно было ездить на машине, и дети точно так же ныли.

Только теперь я за рулём, а раньше сидела на заднем сиденье, правда, без всякого автокресла.

3. До папы (или мамы) вы влюблялись в других

Лет с семи-восьми ребёнка обычно начинает интересовать мир эмоций и чувств и отношения с людьми. Тут открывается простор для рассказов о ситуациях, в которых мы испытали то или иное чувство и повели себя так или иначе. Это очень полезно, потому что мы обогащаем опыт ребёнка, дополняя его своим.

Конечно, собственных впечатлений ничто не заменит, но так родители и развивают воображение ребёнка (предлагают ему свои аналогии к его ситуации), и сопереживают друг другу. Чего делать не стоит, так это внушать ребёнку, что именно он должен чувствовать в том или ином случае.

Лучше спросить: «А ты бы как поступил? А ты бы как повёл себя на моем месте?»

4. Как вы встретили вашу маму (или вашего папу)

Ещё один тип историй — про маму и папу. История знакомства, любви, путешествий, рождения старших братьев и сестёр, а может быть, и история развода, расставания или смерти отца — всё это должно быть обязательно рассказано, как только ребёнок начнёт понимать, что к чему.

И чем проблематичнее история, тем важнее как можно раньше сложить у ребёнка целостную картину происходящего. В ней не должно быть мифов и умолчаний, но ребёнку очень важно, чтобы мама и папа хотя бы какое-то время любили друг друга. Не надо врать, но надо обязательно рассказать сначала лучшую часть правды.

В любом случае это история со счастливым концом, ведь в итоге на свет появился тот самый, кому это все рассказывают!

Кстати, очень важно рассказывать о тех предках ребёнка, которые умерли до его появления на свет или когда ему был год-два. Характер, привычки, словечки — всё это живёт, пока мы это помним. И это втройне важно, если речь идёт о рано умершем родителе.

5. Да, у вас тоже было тяжёлое похмелье

Самая неоднозначная категория рассказов — истории про ошибки молодости. Многие родители прямо-таки рвутся поведать подростку, как отвратительно похмелье после бурной попойки, как малоприятен первый ранний секс и как они однажды покурили что-то не то и словили паническую атаку.

Может, это и нормально — в плане того, что родители не совершенство и не чопорные хмыри, которые никогда не ошибались. Но не рассчитывайте на воспитательный эффект от таких рассказов. У сына или дочери всё будет иначе — веселее, страшнее, скучнее, сложнее или проще. Они — не вы. Не пытайтесь обобщить или навязать свой опыт.

А если пойти чуть дальше — зачем вообще эти рассказы? Ваш первый негативный опыт у другого человека может таким не быть.

Исключение составляют, по моему убеждению, рассказы о ситуациях редких и опасных для жизни. Например, я навсегда запомнила папину историю про укус гадюки и отсасывание яда, а также про то, что заблудиться можно буквально в трёх соснах.

Но такие вещи и рассказываются обычно не в назидание — а как продолжение передачи опыта от взрослого к ребёнку. На 150 км/ч пешехода на обочине вообще не видно, цветочный принт на пасеке неуместен и так далее.

Если вовремя рассказать такие истории, они могут действительно помочь ребёнку во взрослой жизни.

6. В жизни бывает трудно, но всегда интересно

В какой-то момент мы добираемся до историй, которые вообще не имеют к нашему ребёнку никакого отношения. Это не истории про детство и не о том, «откуда я взялся и как это было». Это истории про взрослую жизнь и её устройство. Но тут важно соблюдать некоторые правила:

  • Ребёнок (подросток) должен быть готов эту историю усвоить. Детям до какого-то возраста очень важно, чтобы родитель был незыблем, не был слабым, не находился в уязвимой позиции. Поэтому поостережёмся рассказывать детям до 12-13 лет о ситуациях, в которых мы были беспомощны. А вот потом говорить об этом можно и нужно. Люди не супермены, они нуждаются в помощи других, и передать опыт такой ситуации ребёнку очень полезно.
  • Для нас самих эта история должна остаться в прошлом. Если что-то волнует нас до сих пор, лучше не делиться этим с детьми. Признак того, что история не прошла — волна гнева, горечи или стыда, которая вскипает в груди при воспоминании. Если так — тогда лучше не надо. Если родитель пытается рассказать ребёнку, какие сволочи люди на самом деле — ребёнок может не поверить и отдалиться или получит искажённые представления о действительности.

7. А ещё вы просто были счастливы (часто)

Самый нужный, как мне кажется, вид историй. Это истории про то, как мы были счастливы без детей. Конечно, не в том смысле, что «а потом родился ты, и счастье кончилось». Скорее, о том, что родитель — отдельный интересный человек со своим смыслом жизни, историей и воспоминаниями.

Впечатления, путешествия, вкусы, люди, победы — всё, что было испробовано нами задолго до того, как ребёнок появился на свет. Пусть ребёнок почувствует, сколько в жизни интересного и разнообразного. Пусть он понимает, что взрослым быть приятно.

Ну и, конечно, что мир вертится не только вокруг детей и родителей, а сам по себе.

iStockphoto (hipokrat, Tomsmith585, kevinruss, marlenka, karenfoleyphotography)

Источник: //mel.fm/otnosheniya_s_detmi/9847150-parents_story

Почему так важно читать ребёнку вслух

Почему детям нужно читать истории про детей

До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных.

Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему любовь к книгам или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.

Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение.

Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета.

Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, занимаясь спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше.

Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами.

Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям развивать логику. Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

Воображение и фантазия — это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга.

Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный.

Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Реклама самостоятельного чтения

Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.

Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.

Тренировка аудирования

Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного изучения иностранных языков.

В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни.

Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».

Близость с родителями

Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть.

Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.

Решение многих проблем

Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит.

Часто малыш сам начинает рассказывать о том, что его волнует, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения.

Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям

Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.

В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие сказки, произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто.

Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет, можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы.

Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными.

Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее.

Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.

Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.

Как читать детям

Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным.

Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились.

Делайте ударение на те звуки, произношение которых вызывает трудности у ребёнка.

Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации.

Пусть чтение будет вашим семейным ежедневным ритуалом. Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать.

И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/10171

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.