Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

Содержание

Игры со словами, которые обогатят речь ребенка

Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

[artlabel id=”87969″]

Замечательно, когда само слово во всех его значениях и смыслах становится предметом игры. Игры со словами раскроют ребенку законы языковой гармонии, обогатят его речь, обучат грамоте. Они разовьют гибкость мышления, творческие способности и пробудят интерес к сочинению стихов.

Burda Media

Предлагаем 6 вариантов игр, которые будут полезны для развития и обогащения речи ребенка!

Сравнения

Описывая предметы, мы часто сравниваем их свойства с чем-либо. Попросите ребенка подобрать следующие сравнения. А может, он придумает что-то свое? Это только приветствуется!

Белый, как… (мел); медленный, как… (черепаха); трудолюбивый, как… (пчелка); хитрый, как… (лиса); храбрый, как… (лев); преданный, как… (собака); желтый, как… (лимон); колючий, как… (еж); голодный, как… (волк); прозрачный, как… (стекло); холодный, как… (лед); стройный, как… (лань); трусливый, как… (заяц).

Устойчивые выражения

Познакомьте малыша с существованием необычных словосочетаний, смысл которых можно выразить одним словом.

Намотать на ус — запомнить; след простыл — исчезнуть; задирать нос — зазнаваться; витать в облаках — фантазировать; выйти из себя — разозлиться; задать головомойку — отругать; золотые руки — умелые; после дождичка в четверг — никогда; как снег на голову — внезапно; капля в море — мало.

Учим английский играючи: 10 книг и мультфильмов для детей

Это — стилистический оборот, в котором сочетаются несоединимые понятия, образуя неожиданное смысловое единство.

Страшная красота. Громовая тишина. Невесомая тяжесть. Беззвучный крик. Наполненная пустота. Жаркий мороз. Живой труп.

Придумывание таких словосочетаний прекрасно разовьет у ребенка творческое мышление и воображение. Обязательно просите малыша объяснять, что означает придуманный им оксиморон.

Спрятанные слова

Поиграйте с ребенком в литературные прятки. В двухстрочных стихах нужно отыскать новое слово. Буквы, которые его составляют, идут друг за другом. Вот только где они спрятались?

*Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки.

*Лечу к цветку — поймать легко ли
брильянт, порхающий на воле.

*Внутри снопа, укрыт от глаз,
Спокойно спал я целый час.

*Притих камыш, мелькнула птица,
Все спит, ничто не шевелится.

Источник:   @pics_missmaya

Проба пера

Центон — юмористическое стихотворение, состоящее из „заготовок” — отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, составленного из первых строк стихов.

Прощай, свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня, мой талисман!

А.С. Пушкин

Попробуйте вместе с ребенком сочинить свои попурри из стихов великих поэтов. Это очень увлекательно и занятно! А кроме того, и просто весело, ведь соединение строчек может дать очень неожиданные смешные сочетания, и надолго запомнится не только деткам, но и взрослым.

8 мультфильмов с глубокой идеей, которые научат ребенка толерантности

Хокку — японское лирическое стихотворение о природе. Оно отличается краткостью: в нем всего три строчки. Оно изображает жизнь природы на фоне круговорота времен года. Хокку помогает нам чувствовать и понимать прекрасное в природе. Читают его медленно и нараспев.

Заливное поле.
Вишни в воду роняют цветы —
Луна и звезды…
(Бусон)

Хризантемы белеют,
И праздничной их красотой
Полна округа…
(Тера)

Каждое такое стихотворение — маленькая волшебная картинка. Поэт рисует пейзаж, намечая несколькими словами то, что нужно домыслить в воображении.

Если получится, все стихотворение сразу оживет, заиграет красками, как чудесная картинка, по которой провели влажной кисточкой. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным — вот к чему призывает нас поэзия хокку.

Всматривайтесь вместе с ребенком и сочиняйте свои прекрасные хокку! Это разовьет у ребенка вкус к прекрасному, а кроме того, наблюдательность, любопытство.

Главное правило занятий:

Не ругайте ребенка, если он чего-то не понял, не стыдите, если не хочет заниматься. Креативность рождается там, где есть свобода творчества и отсутствие критики и осуждения. Ведь вам же хочется, чтобы ребенок вырос креативным, творческим, способным на нестандартные решения человеком! Такие люди не вырастают из тревожных и ограниченных правилами детей. Дайте крохе свободу и творите сами.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: //www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/igryi-so-slovami-kotoryie-obogatyat-rech-rebenka/

Подготовка к школе ч.1

Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

Учебные занятия для быстрой подготовки ребенка 6-7 лет к школе.

Обучение чтению. Речь человека. Звук и буква А, О, У, Ы, И

Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

Материал: ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

– Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)- Ежик, а зачем ты к нам пришел?- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! – Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?- Ежик, повтори еще раз. – Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! – Ничего не ясно.- Мяу,мяу,мяу. Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)- Гав, гав, гав.Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.

– Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

– Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А. – А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква? – Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ. – Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.

– А теперь мы все эти буквы напишем!

Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

– Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И. – А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква? – Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.

– Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

Материал: рабочий лист, цветные карандаши.

Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

– Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.- Какие картинки будете раскрашивать ? Почему?

– Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

Материал: рабочий лист, цветные карандаши.

– Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова. – Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.

– Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

Числовой ряд. Счет до 20

– Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

Педагог считаем вместе с детьми.

Подвижная игра. Дни недели

Дети становятся в круг.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Математика “Равенство и неравенство”

Цель: формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков “равно” и “неравно”.

Материалы: миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и , по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик – игрушка.

1. Урожай.

– Давайте поможем зайчику собрать урожай.- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.

– Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак “равно”.

Педагог показывает знак детям.

Положите этот знак между тарелочками.

– Получилось один равно одному.- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)- Почему? (Два неравно одному).

– Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак “неравно”.

Педагог показывает соответствующий знак.

– Чем отличаются знаки “равно” и “неравно” друг от друга?- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.- Получилось два неравно одному.

– Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

Дети самостоятельно читают запись.

– А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

2. Педагог выдает рабочий лист.

– Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

Окружающий мир. Овощи и фрукты

Цель: развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.

Материал: муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.

Педагог организует игру на ковре.

Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.- Чего в лесу больше: елок или деревьев?- Чего в огороде больше: овощей или картошки?- Кого в детском саду больше: девочек или детей?

– Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.

– Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
– Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.

Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

– Молодцы, все мы с вами разложили.

Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным – щи варил,

А со средним – кашу ел,

С указательным запел.

//www.youtube.com/watch?v=seaBk4uSxxU

А большой меня встречал

И конфетой угощал,

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)

Раз – два – три – четыре – пять!

Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

Цель: развитие комбинаторного мышления.

Материал: рабочий лист, карандаши.

– У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.

– Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии “строчка”, то педагог объясняет).

Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

Дети самостоятельно “раскрашивают” стены второго домика.

Развитие речи. Незаконченный рассказ “Кнопка”

Цель: развитие воображения, развитие речи.

Материалы: текст, который читаем детям вслух.

“Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот…”

– Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: “Я, Кнопка, придумала вот что…”

Подвижная игра. Зарядка – разминка

Дети встают в круг.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Медленные вращения головой)

Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)

Это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. (Приседаем)

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ножки укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять!

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. (Потягивания)

Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

Цель: формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

– Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.

– А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня …- Перед четвергом была …- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?

– Утром я пришла на работу, а вернусь домой …

Математика. Равенство и неравенство

Цель: продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.

Материалы: миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки “равно” и “не равно”, по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.

– Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.

– Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

Пальчиковая гимнастика. Зверята

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в “замок”).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

Цель: развитие графо-моторных функций.

Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

– Обведите волнистые линии.

Домашнее задание

Педагог задает домашнее задание детям.

Прощание

До свидания, до свидания приходите к нам еще,

До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

До свидания, до свидания – будем весело играть!

Источник: //babyla.ru/page/podgotovka-school1

Готовим ребенка к школе

Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

В старших группах дет.сада в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.

В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.

Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по развитию речи у старших дошкольников.

Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.

Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает речь ребенка дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка.
Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Речевая подготовка старшего дошкольника к обучению в школе

Цель речевой подготовки старших дошкольников заключается в формировании у детей правильной устной речи. Это значит, что дети этого возраста должны правильно произносить все звуки и слова. Уметь составлять словосочетания и предложения.

Речевая готовность должна быть сформирована как можно раньше, а речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны.

Характеристика детей с развитой речью

У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.

Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.

Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.

Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.

Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.

Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания.

Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения.

Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.

Коррекция нарушений речи старших дошкольников

Для коррекции речевых нарушений нужно знать, что именно необходимо исправить в речи дошкольника.

Всегда полезна коррекция речи по программе, для чего важно составить программу или план занятий по данной проблеме.
Во время любого занятия можно успешно решить много проблем.

Обогатить словарь, отработать грамматику, учить связному составлению предложений, поправить звукопроизношение и т.д.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее.

В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех.

Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные.

Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи.

Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями.Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе.

Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории.

Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения.

Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Источник: //podrastu.ru/razvitie/rechevaja-gotovnost.html

Планирование занятий по развитию речи и подготовке к школе старших дошкольников

Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

Подготовка к обучению в школе — важный период в жизни ребенка дошкольного возраста. Это значит, что от того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения детей в последующие годы.

В настоящее время умение ребенка читать и писать до поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель его готовности к школе.

Помимо этого, чтобы успешно выполнить программу, речь детей, поступающих в первый класс, должна отвечать определенным требованиям.

Среди них в первую очередь следует назвать содержательность детской речи, умение правильно и интересно построить связный текст, ответить на вопросы, участвовать в развернутом диалоге.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте также является:

— развитие фонетической стороны речи (овладение звуковой стороной речи);

— лексической стороны речи (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья);

— основ грамматики (овладение грамматическим строем родного языка).

Все эти задачи мы предлагаем решить в увлекательной для детей форме, в играх и развивающих занятиях.

Развитие речи и общения

Программные задачи: продолжать развивать связную речь и обогащать словарь детей. Развивать фонематический слух.

Упражнение «Постучи как я»

Цель: развитие фонематического слуха.

Лексическая игра «Исключи лишнее…»

Найди лишнее слово без картинок:

Холодный, морозный, маленький

Храбрый, смелый, добрый

Большой, огромный. красивый

Сладкий. соленый, маленький.

Дидактическая игра «Что это?»

Предложить детям объяснить значение слов «телевизор», «пылесос», «аквариум», «библиотека», «школа».

Речевые логические задачи: «Книжка про осень», «Золотой луг».

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, ознакомление с окружающим.

ОКТЯБРЬ

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Программные задачи: продолжать формировать связную монологическую речь детей, формировать умение делить художественный текст на смысловые части. Знакомить детей с понятием «слово».

Составление сюжетных рассказов с помощью морфологической таблицы.

Цель: формирование связной монологической речи.

Дидактическая игра «Твердые и мягкие звуки».

Цель: обучить детей на слух определять разницу в произношении твердых и мягких звуков.

Лексическое упражнение «Найди отличия»

Цель: формирование графического внимания.

Предлагаются картинки: кот — коты, мышь — мыши;

самолет — самолеты, нос — носы, крыло — крылья;

корабль — корабли, дерево — деревья.

НОЯБРЬ

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Программные задачи: продолжать формировать связную монологическую речь. Формировать грамматический строй речи. Знакомить детей с гласными и согласными звуками.

Дидактическая игра «Что за чем?».

Цель: знакомить детей со структурой сюжетного текста с помощью моделей (голубой кружок-завязка, синий кружок — ход рассказа, темно-синий кружок — развязка).

Дидактическая игра «Поющие буквы».

Цель: познакомить детей с гласными звуками А, У.

Комплексное занятие «Сказка про зайца».

Цель: формирование связной монологи ческой речи с опорой на поэтапную изобразительную деятельность.

ДЕКАБРЬ

Подготовка к обучению грамоте и развитие речи.

Программные задачи: учить детей находить слово на заданный звук, продолжать знакомить детей с понятием «слово». Формировать у детей умение делить художественный текст на смысловые части.

Лексическое упражнение «Найди нужное слово».

Цель: поиск слов, начинающихся на заданный звук.

Лексическое упражнение «Короткие и длинные слова».

Предложить детям написать короткие и длинные слова с помощью соответствующих черточек. Словарный диктант.

Цель: формировать у детей понятие «длинные и короткие слова», схематически изображать слова соответствующими черточками.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Снегурочка» с последующим делением текста на смысловые части. Отображение цветным полосками каждой смысловой части.

ЯНВАРЬ

Дидактическая игра «Найди заданную букву».

На таблице среди всех гласных необходимо найти буквы А, У.

Цель: формировать умение у детей визуально находить заданные буквы.

Дидактическая игра «Находим и называем слоги».

Цель: учить детей называть слоги по предложенным карточкам (АУ, УА).

Упражнение «Пишем графический диктант».

Цель: предложить детям написать текст, записывая слова и предложения в виде коротких и длинных черточек.

Лексическая игра «Когда я вырасту, я стану…».

Знакомство с профессиями с опорой на деятельность

Цель: активизация словаря.

ФЕВРАЛЬ

Дидактическое упражнение «Заштрихуй букву».

Детям раздаются деревянные буквы. Необходимо выбрать букву и заштриховать ее по контуру.

Дидактическая игра «Сколько букв в словах?».

Цель: определение на слух, сколько заданных букв содержится в предложенных словах: шар, баран, баклажан, барабан.

Синтаксическая игра «Размытое письмо».

Цель: Формирование у детей понятия о разных типах предложений.

МАРТ

Дидактическая игра «Давай посчитаем».

Цель: закреплять умение определять количество заданных звуков в словах. (Сколько букв А в словах-картинках: шар, баклажан, карандаш и др.)

Дидактическая игра «Какой первый слог в слове?».

Цель: формировать умение выделять слоги в словах.

Дидактическая игра «Какой последний слог в слове?».

Цель: формировать у детей умение выделять слоги в словах.

АПРЕЛЬ

Развитие речи и общения.

Программные задачи: продолжать развивать связную речь. Отрабатывать навыки выразительности речи. Продолжать формировать понятийный словарь.

Дидактическая игра «Составь слово по картинке, используя предложенные слоги».

Цель: учить детей составлять (моделировать) слова с опорой на заданные слоги.

Мини-спектакль по сказке «Веселые буквы и слова».

Распределение ролей, отработка выразительности каждого образа.

Цель: отработка навыков выразительности речи.

Написание графических диктантов.

Цель: Формировать умение определять количество слов в предложении.

Лексическая игра «Чем отличаются слова?».

  • Вилка и ложка.
  • Стол и стул.

МАЙ

Предложить детям составить сюжетные рассказы по предложенным картинкам: «Мой друг», «Летом в лесу», «Скоро в школу».

Цель: формирование навыков связной монологической речи.

Дидактическая игра «Живые рассказы».

Цель: продолжать закреплять с детьми понятие о структуре повествовательного текста с опорой на модели-цветные кружки. (Завязка, ход рассказа, развязка).

Лексическая игра «Времена года».

Цель: формирование умения у детей подбирать слова, отражающие характерные признаки сезонов.

Тема: «Ознакомление детей с загадкой».

Программное содержание: уточнить и закрепить словарь ребенка. Познакомить детей с понятием «загадка», видами загадок, способами их построения. Развитие у детей механизма фантазирования. Учить детей самостоятельно составлять загадки.

1. Рассказ воспитателя о том, что такое загадка (короткое четверостишье, где нет прямого ответа на вопрос, а ответ спрятан за какой— либо похожий предмет). Виды загадок (народные (пример) и авторские (пример). Рассказ о механизмах построения загадки.

2. Самостоятельное сочинение детьми загадок (текст загадки записывается на рисунке).

3. Чтение всей группе наиболее удачных вариантов загадок. Оформление всех работ в сборник.

Тема «Составление описательных рассказов «Опиши себя».

Программное содержание: обучение детей связной монологической речи.

Учить детей придерживаться структуры описательных текстов. Формировать у детей умение устанавливать ассоциативные связи между реальными предметами и особенностями характера ребенка.

Материал: мячик, щеточка, кусочек меха, погремушка. Маленькие зеркала на каждого ребенка. Бумага, цветные карандаши.

1 часть

Установление ассоциативных связей.

Вот мячик. Он быстрый, подвижный, не стоит на месте, все время двигается. Кто из вас похож по характеру на мячик?

Вот погремушка. Она громкая, шумная, звонкая. Кто из вас похож на погремушку? Такой же шумный, громкий, много говорит, любит покричать?

Ребята, а вот у меня кусочек меха. Он мягкий, пушистый, нежный. Кто из вас по характеру добрый, нежный, отзывчивый? Ну а это — щеточка. Она жесткая, твердая, немного колючая. Кто из вас, ребята, не любит, когда его гладят, обнимают как малыша?

2 часть

Ребята, внимательно рассмотрите себя в зеркало и попытайтесь нарисовать свой портрет. Посмотрите, какого цвета у вас волосы, глаза, большой или маленький нос, какой ротик. Нарисуйте себя.

3 часть

Воспитатель предлагает детям рассказать о себе, используя ассоциативную связь предмета со своим характером и автопортрет.

Л. Богданович

Источник: //vscolu.ru/razvitie-rechi/planirovanie-zanyatij-po-razvitiyu-rechi-i-podgotovke-k-shkole-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.