Помогите ребенку найти себя

Содержание

6 подсказок, как помочь ребенку найти предназначение

Помогите ребенку найти себя

Найти свое место в жизни, делать то, что нравится и получается лучше всего, – самый верный способ почувствовать себя счастливой. Но не каждой из нас это удается или удалось – в силу разных обстоятельств. Когда-то, когда ты была маленькой, ты наверняка мечтала о том, кем станешь во взрослой жизни.

И теперь, став мамой, переживаешь, чтобы твой сын или дочка смогли воплотить свои мечты в явь. Не все в наших руках и, конечно, есть определенные ограничения, но многое в осуществлении детских задумок зависит именно от нас.

Сомневаешься? Тогда подумай, как могла бы сложиться твоя жизнь, если бы твои родители поддерживали тебя во всех начинаниях.

shutr.bz

Барбара Шер, автор книги «Мечтать не вредно», твердо уверена, что родители могут создать такие условия, чтобы ребенок вырос победителем. Главное, чтобы, завидев даже самый несмелый побег мечты, они захотели помочь ему вырасти в нечто большее.

Скольким мечтам так и не суждено было сбыться, а талантам так и не раскрыться, потому что их не заметили и не уделили должного внимания? Эта статья будет полезна тебе, если ты хочешь помочь своему малышу реализовать его предназначение и при этом «не передавить» его, не быть слишком требовательной и строгой. Кстати, это и будет первой ошибкой из нашего списка.

1. Отслеживай свои нереализованные желания

Став мамой, ты наверняка встретилась со своими ожиданиями и надеждами о будущем ребенка. Но как понять, что эти образы не мешают тебе услышать желания малыша и, собственно, его планы на свою жизнь? Родительские стратегии бывают очень разнообразны, но даже самые внимательные мамы и папы могут что-то упускать из виду.

Читай также – Как приучить школьника к режиму дня после летних каникул

И первое, что мы не хотим замечать, – это то, что ребенок совсем не хочет заниматься танцами или не интересуется биологией/математикой/языками или чем бы ты еще хотела. Списывая на детскую лень, мы подталкиваем их к тому, чем хотели заниматься в детстве сами, но не могли. Только не подавляя ребенка своими желаниями, ты поможешь ему стать тем, кем ему нужно.

2. Проявляй интерес к чувствам ребенка

Успешная самореализация невозможна без ежедневных занятий и тренировок. Но в процессе рисования/чтения/изучения языка важно ориентировать ребенка не на достижение цели, например, прочитать столько-то страниц за вечер.

Он должен прочитать так, чтобы поделиться, что понравилось, а что нет. Дети должны получать удовольствие от процесса.

Если сын жалуется тебе, что не хочет ходить на хоккей, потому что ему больно падать или страшно, когда ребята толкаются на льду, не пропускай эти сигналы.

Внимание к интересам и стремлениям сына/дочки позволит им открыто делиться с тобой своими переживаниями

Можно убеждать себя, что он пересилит и станет сильнее, но последствия такого отношения могут вылиться в чувство неудовлетворенности у ребенка.

Внимание к интересам, желаниям, стремлениям сына/дочки и искренняя вера, что они лучше знают (а не мы, как обычно думают родители), позволит им открыто делиться с тобой своими переживаниями и с уважением относиться к себе.

Потому что именно родители своим примером учат детей бережно относиться к проявлениям своей личности.

shutr.bz

3. Отбрось сравнения

Сравнивая ребенка с кем-либо, ты рождаешь в нем постоянный самоконтроль и сравнение себя с другими, страх не соответствовать ожиданиям. Ребенку можно предлагать, ключевое слово именно предлагать, чтобы он сам выбрал примеры для подражания.

Читай также – Детские истерики: как противостоять детским капризам

Это важно, чтобы у него была некая планка, идеал, к которому нужно стремиться. Но это его ориентир, а родители любят своего малыша не за то, что он, как Боря, отличник или быстрее всех в классе пробежал, а просто за то, что он есть.

Поддерживающие послания ребенку, которые рекомендует детский психолог Светлана Ройз:

  • Я принимаю тебя безусловно, таким, какой ты есть.
  • Правильно говорить, не «я люблю тебя за …», а «я люблю в тебе доброту, отзывчивость …».

4. Только не игнорируй

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука полагает, что игнорирование ребенка намного хуже, чем если бы его баловали. Не обращая внимания на то, что хочет малыш, мы приучаем его не слышать свой внутренний голос.

«Если это не важно маме с папой, как это может быть важно вообще?» – вот какая мысль может бессознательно зародиться в его голове. И постепенно он учится забывать о том, что может, кем хочет быть, о своих желаниях.

Родительская невнимательность влечет за собой нереализованность порывов и стремлений ребенка.

5. Вместе сможем

Создав для своих детей атмосферу поддержки, ты удивишься, как легко они начнут расцветать. Что тебе нужно для этого сделать:

  • Справиться с неверием в силы ребенка. Когда он начинает жаловаться, не говори: «Я так и думала» и сдержи негодование и тележку требований: «Ты должен!», «Мы столько денег потратили, чтобы купить тебе коньки! Как тебе не стыдно опускать руки!». Ребенку нужно пожаловаться, дай ему такую возможность, и через несколько дней он сам захочет продолжить начатое. У всех бывают срывы и тяжелые периоды.Если у ребенка не сразу что-то получилось, не спеши как можно скорее ограждать его от тревог и печалей
  • Дать право на вторую попытку. Если у него не сразу что-то получилось, не спеши как можно скорее забрать его домой, оградив от тревог и печалей. Тебе, конечно, хочется защитить его от разочарований и унижений, но за этим желанием скрываются твои тревога, страх. Негативный опыт – тоже опыт, и не отбирай право на него у детей (в разумных пределах, конечно).

6. Ключи к возможностям

Определить пошагово стратегию, как достичь той или иной цели, десятилетний, а уж тем более пятилетний ребенок вряд ли сможет.

Это задача родителей предоставить нужные ресурсы: краски, отвести на стадион или в музыкальную школу. Познакомить с тем, кто созвучен его интересам.

Тогда, став взрослым, он вряд ли сможет упрекнуть тебя: «Почему ты не отдала меня на танцы? Почему не водила на кружки?»

shutr.bz

В фильме «Дальняя дорога» меня тронул эпизод о том, как мальчик из бедной семьи, став астрофизиком, на вопрос «Как у него получилось?» ответил: «Однажды учительница младших классов сказала мне, что я могу стать тем, кем захочу». Возможно, у тебя не было опыта, что можно мечтать и мечты сбываются, но такой опыт ты можешь подарить своему ребенку.

Источник: https://www.ivetta.ua/6-podskazok-kak-pomoch-rebenku-najti-prednaznachenie/

7 причин, по которым ваш ребёнок не может найти своё место в жизни

Помогите ребенку найти себя

Обычно от человека ждут, что окончив школу и университет, он сразу устроит свою жизнь и будет преуспевать. Рассказываю, почему большинству людей приходится потратить долгие годы, чтобы этого добиться, и что сделать родителям, пока ребёнок ещё маленький.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я пишу этот текст после прочтения труда Джеффа Фаджаса «Как стать гением». Кто такой гений? Это человек, который нашёл своё место в жизни и сумел стать лучшим. Там в оригинале советов было десять, но я сократила их число до семи — остальное обычным людям не очень-то нужно. Итак, почему ребёнку так трудно найти себя?

1. Он просто не знает, чем хочет заниматься

Талант есть у каждого, но одним просто его найти: научился читать в шесть лет, попробовал писать сам, понял, что хочет стать писателем. А другим сложнее. А если у ребёнка талант танцора балета? Циркового артиста? Археолога? Он может и не узнать о своём призвании, если не попробует всё на свете.

Совет. Не мешайте ребёнку пробовать разные увлечения. Пусть найдёт то, что его действительно интересует. Не злитесь, если он бросает одно и начинает другое — это нормально. Даже обрывочные знания пригодятся ему в жизни. Может, через 15 лет он вспомнит, что начал заниматься живописью, потому что тогда это было слишком сложно.

2. Он не умеет получать удовольствие от работы

Даже любимое дело станет ненавистным, если им заставляют заниматься насильно. Крики, угрозы, наказания отбивают у ребёнка желание работать.

Да, он сделает то, что вы просите, но с каждым разом будет смотреть на работу с всё большим отвращением. Ладно, если речь идёт о какой-то не особенно важной мелочи.

Но если принуждение отвратит ребёнка от главного дела жизни, это может обернуться катастрофой.

Совет. Если ребёнок капризничает и не хочет учиться, даже если предмет ему в целом нравится, не заставляйте, а вдохновляйте. Придумайте, как сделать так, чтобы он сам захотел учиться. Он будет вам благодарен.

3. Он не умеет переключать внимание

Иногда приходится работать, даже если хочется пойти гулять или поиграть. И не говорите, что во взрослой жизни вы не откладываете дела на бесконечно отдалённое потом. Прокрастинация — одно из главных препятствий на пути к успеху. Сколько было талантливых писателей, которые могли бы, но так ничего и не написали, художников, спортсменов, учёных.

Совет. С детства научите ребёнка управлять временем: составлять распорядок дня, работать, когда запланировано, а не когда деваться уже некогда. И, главное, что сделать вовремя — важнее, чем сделать идеально.

4. Он боится поражений

Часто люди так боятся проиграть, что даже не пытаются выиграть. Себя они считают идеальными, потому что любая мысль о своём несовершенстве вгоняет их в ужас. Но развитие — это поиск ошибок и их исправление. Если бояться поражений, никогда ничего не достигнешь.

Совет. Расскажите ребёнку, что быть неидеальным — это нормально. Проигрывать — это нормально. Любой проигрыш показывает, куда двигаться дальше. Но только если не принимать его близко к сердцу. Если посыпать голову пеплом и называть себя неудачником, то двигаться дальше уже не захочется.

5. Он не умеет общаться с людьми

Человек — животное социальное. Неумение работать в коллективе точно так же может стать препятствием на пути к счастью, как и всё остальное. При этом зависимость от мнения окружающих — это тоже плохо.

Совет. Научите ребёнка слушать и слышать других людей, интересоваться их мнением, оценивать его, но не принимать слишком близко к сердцу. У него своя голова на плечах, он в состоянии самостоятельно принять любое решение. Взрослая жизнь — постоянный поиск баланса между чужими словами и собственными мыслями.

6. Он не может мыслить критически

Принимать любое утверждение на веру так же глупо, как и безрассудно отвергать всё на свете. Здесь тоже требуется баланс. Во взрослой жизни человеку постоянно приходится принимать решения. Пойти в университет, потому что так положено, или сразу начать работать, а знания получать самостоятельно? Родить ребёнка или строить карьеру? Стать юристом или актёром?

Совет. Научите ребёнка принимать решения взвешенно. Не потому, что так положено, не потому, что он сегодня решил быть бунтарём, а потому, что именно это решение лучше всего соответствует моменту.

7. Он не умеет строить планы и корректировать их на ходу

Чтобы двигаться вперёд, нужно понимать, куда именно ты идёшь. Очень часто люди просто плывут по течению и ни к чему не стремятся, у них нет цели, нет желания чего-то добиться. Чтобы добиваться успехов, ребёнок должен понимать, чего он хочет и как этого достичь.

При этом планы бывают ошибочными. Хотел ребёнок стать космонавтом, но понял, что не проходит по здоровью. Хотел спасать мир от зла, но оказалось, что интереснее работать программистом. Уметь отказываться от планов и не упускать возможности, которые предлагает жизнь, тоже очень важно.

Совет. Если ребёнок приходит к вам с какой-то очередной своей хотелкой, попросите его составить план, как ему получить желаемое. Пусть сам предложит, сколько раз нужно помыть посуду, чтобы получить новый смартфон. И какие должны быть оценки, чтобы летом поехать на море. Умение планировать и рассчитывать свои силы здорово пригодится ему в жизни.

Ну и напоследок. Как бы это ни было грустно, но чтобы добиться успеха, ребёнок однажды должен понять, что родители не в состоянии помочь ему на этом пути. Посоветовать и поддержать, научить — да, но решения однажды придётся принимать самостоятельно. Но это уже совсем другая тема — про взросление.

Источник: https://mel.fm/blog/yelena-lukashina1/83715-7-prichin-po-kotorym-vash-rebenok-ne-mozhet-nayti-svoye-mesto-v-zhizni

7 советов родителям ребенка, которого травят в школе или интернете

Помогите ребенку найти себя

По статистике, до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % — эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2017 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга.

Мы в AdMe.ru постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

© Home Alone / 20th Century Fox  

Согласно исследованиям, лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым.

Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины.

В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина — чувство собственной ненужности.

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

© eastnews   © Balawa Pix / eastnews  

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей.

Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения.

Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон — все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело, которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает, что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать:

  • Научите ребенка правильно реагировать на критику, справедливую и несправедливую. Важно донести до него, что любая критика — это не личная обида, а лишь чье-то мнение о какой-либо отдельно взятой ситуации.
  • Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет проявить себя. Уверенные в себе дети реже становятся жертвами травли, а успех в любимом деле, пусть даже незначительный, поможет легче справиться с последствиями агрессии, если она уже случилась.

3. Расскажите о защите личной информации в сети

© depositphotos   © depositphotos  

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала, что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами, и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

© Pay It Forward / Warner Bros. Entertainment  

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц — зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля — это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства — общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

© The Karate Kid / Columbia Pictures Industries  

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней.

В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома.

Все это — попытки человеческой психикиизбежать травмирующего действия внешних факторов.

задача родителей — не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции.

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного — видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

© Harry Potter and the Philosopher's Stone / Warner Bros. Entertainment  

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало, что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

7. Смените обстановку

© Detachment / Paper Street Films   © The School of Rock / Paramount Pictures  

Бытует мнение, что перевод ребенка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте ситуация повторится. Лучше научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

Как мы уже выяснили, не все зависит от ребенка. Травля происходит в коллективах, где нет общности интересов, школьники не вовлечены в образовательный процесс, а социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.

Бонус: какие книги стоит рекомендовать ребенку?

  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок». Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами». Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» — графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков — конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо». Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/kak-pomoch-rebenku-spravitsya-s-travlej-so-storony-sverstnikov-i-ne-prevratit-ego-v-izgoya-1785515/

3 упражнения, которые помогут подростку найти себя

Помогите ребенку найти себя

Алена Лепилина

Каждый подросток чувствует, что уникален. И он в этом прав. У каждого — свои интересы, ценности, собственная мотивация.

Чтобы чувствовать себя счастливым во взрослой жизни, нужно попробовать — хотя бы попробовать — выбрать свой путь, учитывая все эти «особенные штуки», те кирпичики, из которых складывается личность.

Выбрали три упражнения из книг, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?»

Двадцать на двадцать

Предлагаем составить список, который мы назвали «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Возьми чистый лист и вписывай свои «хотелки» по порядку: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Можно писать все что угодно: хочу прыгнуть с парашютом, путешествовать по всему миру и помогать людям, забить решающий гол, наладить отношения с сестрой, накопить $7000, чтобы оплатить учебу в Йеле.
Анкета из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Постарайся, чтобы в твоем списке появилось хотя бы десять пунктов. Записывай все, что приходит в голову.

Не думай, как этого добиться, а представь, что в твоем распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки.

Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. И не ограничивай себя, выдумывай на всю катушку.

А теперь выбери 3-5 целей и примени к ним принцип «умножаем на 100». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню.

Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).

И пусть пока твои мечты видятся тебе почти неисполнимыми, все равно отнесись серьезно к тому, что написал исполнивший уже не одну свою мечту и ставящий перед собой все новые цели тринадцатилетний юноша Вэй Вэй: «Любую самую большую мечту можно исполнить, если бросить все силы только на то, что действительно важно».

Ну как, вдохновляет то, что получилось? К этому упражнению можно возвращаться раз в полгода-год, и спустя несколько «подходов» список станет именно таким, каким ты его хочешь видеть.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске ты сможешь мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это твое пространство для творчества.

Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, ты воплотишь ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.

Тебе понадобятся:

• журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;

• мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, гор нолыжный абонемент;

• одна или несколько твоих фотографий;

• ножницы;

• клей или скотч;

• лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.

На этой доске будет только то, что захочешь ты, — источник.

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Заткни уши

От нас очень многого ожидают. Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей и социальных педагогов и в целом от общества. С ним смешивается гомон рекламы, которая заставляет нас покупать всевозможный хлам: каждая знаменитость, улыбаясь нам с обложки глянцевых журналов, вносит сюда свой вклад.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов?

Будь честным с самим собой, и ты сможешь его отфильтровать. Представь, что комментарии учителей, родителей, друзей, семьи и коллег написаны под видео твоей жизни на . Неважно, сколько лайков наберут их комментарии. Только ты сам должен решить, справедливо ли то, что они говорят, и не стоит ли подумать серьезнее над этими словами.

Упражнение из книги «Дорожная карта»

Штука в том, что нельзя сделать прививку от Шума на всю жизнь. Печально, но от него не избавиться: он будет появляться в твоей жизни снова и снова, как грязь на кроссовках. Возможно, это звучит слишком мрачно, но на самом деле в этом есть и кое-что обнадеживающее.

Считайте Шум компенсатором. Каждому успешному человеку — от президентов и инженеров-новаторов до усатых барменов — нужно преодолевать этот Шум каждый день. Только так можно найти свой путь.

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь», «Дорожная карта»

Обложка поста: pexels

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/12/17/3-uprazhneniya-kotorye-pomogut-podrostku-najti-sebya/

Как помочь ребенку найти себя: инструкция для родителей

Помогите ребенку найти себя

Начинать серьезно размышлять о будущей профессии лучше всего примерно с 13 лет, и помочь ребенку в трудный период можем мы сами. Стоит лишь внимательнее прислушаться к близкому человеку: он почти взрослый, и в нем уже «сидит» какой-то интерес. Главное – помочь ему вытащить этот интерес наружу и начать превращать его в профессию, в дело жизни.

Многие, к сожалению, идут по легкому пути, выбирая ВУЗ по степени престижности и не глядя глубже оценок в аттестате.

Часто востребованность профессии ставят выше интереса самого ребенка, не думая о том, что через 4-6 лет ситуация на рынке труда может измениться, а любовь к делу вряд ли проснется.

С другой стороны, сейчас студенты имеют возможность бесплатно «скорректировать» свою специальность, поступив в магистратуру. Но для кардинальной смены профессии магистратура – не вариант. Тут нужно думать о втором высшем образовании, которое часто оказывается эффективным, но всегда – платное.

Если бы второе высшее было доступнее, вероятно, оно приобрело бы огромную популярность: ведь около 60% россиян работают не по специальности (среди них много историков, филологов, химиков; у экономистов и программистов ситуация лучше, но все равно по специальности трудятся меньше половины).  

Связь образования с профессиональной деятельностью потеряна – это факт. Разочарование и растерянность – вот что чувствуют многие студенты уже на первых курсах.

Неопределенность – зачем я учусь? на кого? куда я пойду работать? – рождает неуверенность в себе и заставляет принимать импульсивные решения.

Заранее начать думать о будущей профессии – значит избежать возможных проблем во взрослом возрасте.

«Ничего не интересно»

Распознать интерес

Интересы (неосознанные, зарождающиеся) есть у каждого человека без исключения, и первоначальная задача – выявить его. Часто бывает, к примеру, что у подростка еще не было шанса проявить свои лидерские качества, но (возможно, втайне от самого себя) ему хочется попробовать.

Признаться в своем желании себе и другим – первый и важнейший шаг. Именно на интересе, а не на престиже или заработке, делают акцент современные психологи: ведь предполагается, что человек выбирает себе дело на всю жизнь, и только заинтересованный сможет достичь успеха.

Бывает, что ярко выраженный интерес «тормозится» недостаточными способностями. Это нормально: гораздо легче развивать способности, чем пытаться «взрастить» интерес на пустом месте (особенно если речь идет о школьниках).

Очень часто такая ситуация встречается у девочек, которые мечтают о творческих, гуманитарных профессиях: интерес есть, а общая эрудиция (которая важна для такой деятельности) оставляет желать лучшего.

В таком случае мы советуем: обращайте внимание на все, что происходит вокруг, читайте, смотрите, расширяйте кругозор.

Иногда, чтобы чуть больше узнать о своем ребенке, стоит просто взглянуть новым взглядом на его комнату: что за книжки лежат у кровати, какие постеры на стенах… Психолог Дарья Алекберова рассказывает, что как-то приехала консультировать школьницу к ней домой и увидела на стене у той в комнате оригинальное, со вкусом сделанное панно … из фантиков от конфет. «С боем вешала, – поделилась девочка, – мама говорит, как не стыдно ерунду такую на видном месте держать».

Оценить навыки и способности

Бывает, что человек успешно проявляет себя как лидер, но не осознает, что в этом его «фишка», возможно, его талант.

Одна девочка говорит: «Когда мы идем с друзьями в кино, только я знаю: во сколько начало, кто идет, где встречаемся… А разве это важно?»  Она выступает организатором и делает это инстинктивно, с удовольствием.

Надо объяснить, что своими навыками нужно пользоваться – в том числе при выборе профессии.

Случается и по-другому: есть способности, но нет интереса. В таком случае среди множества сфер, где эти способности могут пригодиться, нужно все-таки обязательно найти то, что заинтересует.

Хорошо идет математика? Она пригодится и программисту, и архитектору, и кинооператору. Умеешь рисовать? Есть графический, ландшафтный, интерьерный дизайн, костюмерное дело.

Любишь химию, но пятерка только по русскому языку? Можно попробовать себя в научной журналистике.

«А вдруг не получится?»

Помочь поверить в себя

Этот важный этап, к сожалению, часто пропускают. Между тем, подростки часто не доверяют себе, сомневаются. На стадии выбора подростку очень важна поддержка родителей, друзей.

Иногда достаточно сказать: ты можешь, у тебя это есть, – и человек пойдет по этому пути.

Кроме того, стать уверенней в себе, раскрыться, помогут курсы ораторского мастерства или тренинги по самопрезентации – они полезны всем.

«Только не с классом»

Найти место, где проявить свои способности

Обязательно нужно найти возможность проявить себя на практике. Что касается организаторских способностей, самое простое – устроить какое-нибудь мероприятие в школе.

Но не всегда отношения в классе складываются подходящим образом. Иногда стоит сменить школу, а, возможно, достаточно будет пойти на курсы по интересам, записаться в какой-нибудь кружок.

Это шанс попасть в новую среду, лучше узнать себя, расширить круг общения.

«Все врачи равнодушные, а журналисты – продажные»

Окунуться в профессиональную сферу

 При многих институтах есть не только подготовительные курсы для одиннадцатиклассников, но и занятия для средних школьников (например, Малые факультеты).

Полезно хотя бы просто походить по Дням открытых дверей, почувствовать «дух» в том или ином ВУЗе. Замечательно, если есть возможность пообщаться с представителем выбранной профессии, чтобы осознать весь спектр возможных «вариаций».

Допустим, журналистом могут называть репортера, литературного критика, редактора, оператора, фотографа… Неформальное общение поможет и разрушить смешные и глупые мифы, которые витают вокруг каждой профессии.

Например, некоторые считают, что парфюмер всегда должен ходить с ваткой в носу, чтобы не вдыхать посторонние запахи.

«Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Поддерживать ребенка в его выборе

Иногда перед проблемой выбора оказываются студенты (особенно часто – 2-3 курсов), которые вынуждены признать, что оказались не на своем месте. Сложно отказаться от собственных амбиций и ожиданий, но порой стоит признать, что отказ будет сделан в пользу ребенка. Переход в другой ВУЗ (даже с потерей 1-2 лет) – совсем не трагедия.

Годы обучения все равно не потеряны: ведь появились новые знакомые, какие-то знания и опыт. Более того, окончательное решение об уходе часто приходится принимать самому подростку.

Человек, который берет на себя ответственность за собственные действия, достоитн уважения: даже если он меняет драгоценное место в «крутом» ВУЗе на учебу в колледже.

Посмотрим правде в глаза: наличие «корочки» сегодня не гарантирует ни высокую зарплату, ни интересную работу. С другой стороны, экспертность ценится в любой области, а не только среди «модных» экономистов и юристов.

Кстати, юристом 1 категории можно стать уже через два года после школы, закончив среднее специальное образование. Иногда не стоит  пропускать эту ступень: в ВУЗ при желании можно будет поступить и спустя два года.

  Ведь, в конце концов, главное – получить профессию, а не корочку.

Профориентация – это помощь в выборе профессии; консультация, которая включает в себя диагностику интересов и способностей. На пересечении получается перечень профессий, сфер, где человек может быть успешен.

Профориентационных центров много, у каждого – свой подход. Кто-то концентрируется только на интересах, кто-то – только на способностях; есть даже какие-то эзотерические методики: якобы по дате рождения скажут, кем тебе быть.

Важен комплексный подход, учитывающий и интересы, и способности; индивидуальная, а не групповая работа.

Психологи-консультанты «Центра профессий» Дарья Алекберова и Алена Пушкина

Источник: https://mr-7.ru/articles/102640/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.