Понимание любви на примере отношений между родителями

Содержание

Любовь к родителям: в понимании детей и родителей + примеры

Понимание любви на примере отношений между родителями

Любовь к родителям: 5 советов детям + 4 рекомендации родителям + множество жизненных примеров.

Принято считать, что любовь к родителям должна быть чем-то безусловным, само собой разумеющимся.

Ну, а как иначе? Мама с папой дали тебе жизнь, воспитали. Теперь ты им по гроб жизни обязан. Но оказывается, что многие дети (причем независимо от своего возраста) смотрят на любовь к родителям несколько по-другому.

Конфликт поколений выражается во взглядах этих самых поколений на многие вещи, в том числе – и на любовь. Чтобы лучше понимать детей и свести конфликты к минимуму, нужно хотя бы попытаться взглянуть на проблему с их позиции. То же самое касается и детей.

Любовь к родителям и не только. Что скрывается за этим словом?

Попробуйте провести небольшой эксперимент: опросите 15 – 20 своих знакомых на предмет того, как они понимают любовь.

Задавайте им не один, а два вопроса:

  1. Что для вас любовь?
  2. Как вы понимаете любовь к родителям?

Я такой эксперимент провела. Ответы на первый вопрос были разными: от «бабочек в животе и крыльев за спиной» до «желания сделать все что угодно для любимого человека».

А вот любовь к родителям свелась преимущественно к заботе. И только маленькие дети (я в целях чистоты эксперимента опросила 7 детей в возрасте от 6 до 12 лет) говорили не только о помощи и послушании, но и о ласках. Моя семилетняя крестница сказала, что любить маму и папу – значит, целовать и обнимать их.

Я бы добавила к этому перечню еще и общение, которым многие выросшие дети не балуют своих отцов и матерей.

Да, забота и помощь родителям важна, но лишь ими любовь не ограничивается.

Увы, взрослые дети часто забывают о таком аспекте любви к родителям, как общение и ласка. В этом и кроется основа конфликта между детьми и родителями, потому что нашим мамам и папам одной заботы недостаточно, тогда как мы за этим бешеным ритмом жизни забываем / не хотим давать им что-то другое.

А ведь чтобы наладить гармоничные отношения, достаточно просто представить себя на месте родителей. Вот проанализируйте такую ситуацию.

У Ирины Александровны было 2 взрослых сына. Один жил с семьей заграницей и мама видела его раз в год. Второй (Анатолий) жил всего в 100 км от деревни, где коротала свою старость Ирина Александровна, но видела его женщина не чаще, чем «иностранца».

В глазах соседей Толик был заботливым сыном: регулярно посылал своего водителя с ящиками продуктов, нанимал людей, чтобы они помогали маме с огородом и хозяйством, устраивал ее в больницу для осмотров и т.д.

Но он практически никогда не говорил с Ириной Александровной, она не знала, как и чем он живет, как растут ее внуки. И никакая дистанционная забота и денежные вложения не могли компенсировать простого человеческого общения.

Вот вроде бы и мама, и сын права в этой ситуации (она – требуя заботы, он – помогая материально и прикрываясь отсутствием времени) и в то же время – неправы оба. Отсюда и взаимные претензии, и нежелание найти какой-то компромисс.

Любовь к родителям и проблемы, которые с ней связаны…

Казалось бы, какие проблемы могут быть связаны с таким великим и светлым чувством, как любовь, тем более – к родителям, где не может быть личных драм, предательства и прочей гадости?

И, тем не менее, проблем предостаточно. Остановимся лишь на наиболее распространенных.

1) Любовь к родителям – безусловное чувство или ему нужно обучать детей?

На одном из специализированных психологических ресурсов я нашла интересную статью о том, что задача родителей – научить детей любить. Хорошая статья, с примерами, но вы бы видели коменты возмущенных мамаш. Вот несколько из них:

Все попытки автора статьи доказать, что его выводы основаны на научном подходе, что есть множество жизненных примеров, когда именно родительская безумная любовь превращала детей в потребителей, ничего не дали. Мамочки стояли на своем: любовь к своим родителям в ребенке заложена генетически и все тут.

Откуда тогда в домах престарелых старики, у которых живы-здоровы дети? Откуда дикие истории о том, что сын / дочь выставили отца / мать на улицу, убил за сбережения и т.п.?

Не значат ли они, что нужно достаточно вложить в своих малышей, а не требовать безусловной любви лишь на основании того, что вы их родили?

2) Нужно ли испытывать любовь ко всем без исключения родителям?

Еще одна проблема, которая сеет раздор между разными поколениями – ответ на вопрос: «А нужно ли любить всех родителей без исключения лишь на основании того, что они дали вам жизнь?».

Не будем брать совсем уж страшные примеры, типа матери, которая выбросила свое дитя на помойку и ему чудом спасли жизнь, или отца-педофила, который посещал спальню дочери с раннего возраста. Тут речь идет о серьезных психологических травмах, нанесенных чудовищами, которых и людьми трудно назвать.

Остановимся на более нейтральном примере нелюбви к родителям.

Катерина и Юрий развелись, когда их дочери было всего 5 лет. Девочка осталась с мамой. Папа же очень быстро утешился новой семьей и единственное, что напоминало о нем – алименты (вполне приличные) и подарок на день рожденья, который он, начиная с 12-го дня рождения Ани, даже не приносил лично – курьер доставлял.

Никакого участия (кроме материального) в жизни дочери он не принимал, время с ней не проводил. Поначалу Аня очень расстраивалась, плакала, убеждала себя, что нужно учиться на одни пятерки, побеждать на соревнованиях (девушка занималась гимнастикой) и тогда папа начнет ею гордиться, а значит – будет приходить чаще.

С возрастом желание иметь отца стало ослабевать. Она не то чтобы сердилась на него, просто воспринимала как дальнего родственника.

В свои 35 лет Аня не стала известной спортсменкой, зато открыла фитнес-зал, вышла удачно замуж за крупного предпринимателя, родила двух деток.

И тут объявился папа с просьбой дать ему денег на операцию. Денег Аня дала без проблем, но отец начал предъявлять и другие требования: проведывать его, проводить с ним время, давать видеться с внуками.

Аня отказала: «Раньше надо было вспоминать, что у тебя есть дочь. Деньгами всегда готова помочь, а на остальное не надейся. Из родителей, которых я люблю, у меня только – мать».

И хотя многие клеймили молодую женщину за жестокость («Отец все-таки!»), она осталась непреклонной.

Трудно осуждать взрослых детей, которые не хотят иметь со своими родителями ничего общего, потому что ранее и мамы с папами притворялись, что они преимущественно бездетные.

Нельзя жить в свое удовольствие, не желать тратить время и силы на ребенка, а затем, когда старость стучится в дверь, заявляться в их жизнь, требовать любви, заботы, внимания.

Чтобы что-то получить, в том числе – и любовь, нужно что-то дать.

3) Что делать, если любовь становится источником манипуляций?

Наверняка вам хоть раз встречалась пара, где один партнер любит безгранично, а второй больше пользуется этим чувством, чем отдает взамен.

В отношениях детей и родителей бывает так же, причем как с одной, так и с другой стороны.

Представим себе две ситуации.

  1. Инна забеременела случайно в 19 лет. К появлению ребенка на свет она не была готова, тем более, что отец малыша не желал и слышать о нем. Она бы обязательно сделала аборт, но вмешалась ее мать: «Даже и не вздумай брать такой грех на душу! Вырастим сами!»

    Инна сдалась, считая, что с появлением крохи на свет в ней проснется родительская любовь. Не проснулась. Сын больше раздражал ее, чем радовал, хотя роль матери она исполняла безукоризненно.

    А вот Костик маму обожал, не скрывая этого. Мама Инна быстро поняла, что сынову любовь можно использовать. Ему постоянно твердили, что мама – это главное в жизни, что ей нужно отдавать не только свое время и внимание, но и деньги и т.д.

    Как результат: Костик в свои 40 живет с мамой, имея за плечами 2 неудавшихся брака. Инна же счастлива: сынок ее прекрасно обеспечивает, она путешествует, хорошо одевается и думает не о том, где бы подешевле купить продуктов, а о новой косметической процедуре.

  2. Виктор – поздний, желанный и очень залюбленный ребенок. Еще в детстве он понял, что любовь родителей к нему безгранична.

    Он не имел даже элементарных обязанностей по дому, ему ни в чем не отказывали, защищали ото всех, будь то ссоры со сверстниками или «несправедливые» оценки учителей.

    Как результат: 35-летний инфантил позволяет родителям полностью содержать себя материально, считая, что брать то, что они дают – это и есть любовь.

Как по мне, что в первой, что во второй истории нет любви. Есть слепое обожание и эгоистичное потребление. Неправы обе стороны, а не только потребители.

Любовь к родителям в понимании детей и самих родителей: две стороны одной монеты

В последнем разделе статьи мне бы хотелось на основании многочисленных услышанных историй дать несколько рекомендаций и родителям, и их потомкам.

1. Как детям следует выражать любовь к родителям?

Я не думаю, что меня читают совсем малыши, поэтому буду обращаться к уже взрослым детишкам, которые понимают значение слов «уважение», «ответственность», «понимание», «необходимость» и т.д.

Мало просто чувствовать к родителям теплые чувства, нужно выражать свою любовь:

  1. Словами.

    Хотя бы иногда говорите маме с папой о том, что вы их любите, что они – дорогие люди в вашей жизни, что они многое вам дали и т.п. Слова любви помогают сгладить многие острые углы в отношениях.

  2. Общением.

    Даже если вы живете далеко от родителей и не можете слишком часто с ними встречаться, есть телефон, скайп и прочее.

    Возьмите за привычку говорить с мамой и папой хотя бы раз в два дня, расспросить, как у них дела, рассказать о своих. Это не отнимет много времени, но сделает их счастливыми.

  3. Заботой.

    Это понятие достаточно широкое, поэтому включает в себя:

    • моральную и материальную поддержку;
    • решение каких-то родительских проблем;
    • уход во время болезни и т.п.
  4. Личными встречами.

    Пусть даже вы живете на другом конце света, раз в год нужно приезжать проведывать родителей, чтобы не прерывалась связь поколений.

    Особенно это важно, если у вас есть свои дети, ведь недаром говорят, что внуков любят даже больше, чем собственных детишек.

  5. Исполнением желаний родителей.

    Помните то чувство, когда Дед Мороз приносил вам подарок, о котором вы так долго мечтали? Пришло время возвращать долги и стать Дедом Морозом для своих родителей.

    Что подарить родителям на годовщину свадьбы: 30 вариантов

    Исполните хоть одну их заветную мечту, будь-то какая-то вещь, путешествие в экзотическую страну, билет на концерт любимого исполнителя, желание чему-то научиться или нечто другое.

Придерживаясь 5 простых правил, вы сможете жить своей жизнью, но при этом родители будут чувствовать вашу любовь.

Социальный ролик про любовь к родителям.

Не обижайте своих родных! Любите их!

2. Как родителям следует принимать любовь детей?

Для родителей же важно:

  • не душить своих взрослых детей любовью и заботой;
  • позволять им учиться на своих ошибках;
  • не запрещать дочкам и сыновьям тратить время и деньги на себя;
  • сформировать отношения так, чтобы ваши дети не тяготились исполнением своих обязанностей;
  • просить, а не требовать.

Вот несколько полезных советов родителям, которые хотят ощущать любовь своих детей, а не их раздражение:

  1. Не шантажируйте своих потомков.

    Перестаньте употреблять фразы: «Я тебе жизнь дала, а ты…», «А вот другие дети…», «Сколько в тебя труда вложено, а отдачи никакой», «Надо было жить для себя, а не носиться с тобой и т. п.».

    В конце концов, вас никто не заставлял обзаводиться детьми, носиться с ними, забывая о себе. Это был ваш выбор. Не стоит прививать собственному ребенку чувство вины за то, что он своим появлением на свет загубил вам жизнь.

  2. Живите своей жизнью.

    Дети выросли и больше не нуждаются в вашем ежеминутном внимании. Начните наконец-то делать то, что вам хочется: путешествуйте, ездите на дачу, займитесь рукоделием, волонтерствуйте, заведите собаку, посещайте клубы по интересам и т.д.

    Чем насыщеннее ваша жизнь, тем меньше времени у вас останется на размышления: «Ах, я так одинок», «Эти дети такие неблагодарные» и т.д.

  3. Уважайте право детей на личную жизнь.

    Да, вы их любите и хотите оставаться важной частью их жизни, но неужели вы считаете, что муж/ жена, дети (ваши внуки), работа – это все второстепенное?

    Неужели вы не хотите счастья своим кровинушкам, а действительно стремитесь заменить собой и своей любовью все в их жизни?

  4. Не пытайтесь купить любовь.

    Я знаю некоторых родителей (особенно, это касается деревенских жителей), которые практически всю пенсию отдают детям / внукам. Зачем? Они работают и зарабатывают!

    Одно дело – денежные подарки на день рожденья, а совсем другое приучать их приезжать к вам исключительно за пенсией. Так вы никогда не приучите их к самостоятельности, да и любовь за деньги купить нельзя, если вырастили инфантильных эгоистов.

Конечно, подогнать любовь к родителям под какие-то рамки нельзя, поэтому и советы – общие. Все зависит, прежде всего, от самого человека и того, какие черты характера (положительные или отрицательные) в нем преобладают. Иногда даже самые большие инвестиции не дают дивидендов, если проект изначально убыточен.

  • Твиттер
  • Обсудить

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Источник: https://dnevnyk-uspeha.com/interesnye-fakty/ljubov-k-roditeljam.html

Отношения между родителями и детьми в современной семье

Понимание любви на примере отношений между родителями

Правильные отношения между родителями и детьми не так часто можно встретить  в наши дни. Это одна из причин того, что сегодня есть много молодёжи, которая идёт по пути деградации, тратя своё время на бесполезные занятия и увлечения.

Нужно понимать, что отношения в семье с детьми, пока они не достигли более ли менее взрослого возраста, в основном зависят от родителей. Поэтому важно с самых ранних лет строить правильные отношения со своими детьми.

Также сразу нужно отметить следующее: Не нужно питать иллюзий насчёт того, что ребенка можно воспитать словами. Нет, это невозможно. Ребёнок всегда берёт пример с родителей и с их поведения. Соответственно, если хотите воспитать хорошего ребёнка, то работайте над собой и своим поведением.

Вообще, чтобы строить счастливые отношения необходимо просто обладать определёнными знаниями: что и как нужно делать, чтобы отношения приносили счастье нашим близким и нам самим.

Давайте начнём с родителей, раз уж от них зависит многое в отношениях с детьми.

Правильные отношения со стороны родителей

Вы замечали, как рады люди видеть маленьких детей? Сколько улыбок и внимания вызывает их появление перед людьми?

Дети являются сильным источником счастья, и большинство родителей попадают в эту ловушку. В результате отношения между родителями и детьми идут в неправильное русло.

Из-за этого родители часто считают, что ребёнок будет счастлив, если станет таким же, как они. Они понимают его так, как им хочется, они видят в нём свою мечту. Соответственно, они направляют своих детей в ту сторону, в которую хочется им.

И хорошо, если темперамент и характер ребёнка такой же, как и у родителя. Но это бывает очень редко.

Дети рождаются похожими на кого-то из их бабушек и дедушек, причём мальчики часто перенимают черты характера родителей матери, а девочки – родителей отца.

Родителям нужно знать, что дети воспринимают мир совершенно по-другому, нежели остальные люди.

Чтобы воспитать ребёнка, нужно начать служить ему в хорошем понимании этого слова. Но пока родители не научатся строить гармоничные отношения между собой, а также работать над собой, они не смогут правильно воспринимать своего ребёнка.

Служить ребёнку означает, что нужно закончить получать наслаждение от него и попытаться понять его, как личность. Что означает понять ребёнка, как личность?

Понять ребёнка можно только заботясь о нём (опять же без фанатизма) и проявляя внимательность и серьёзность, а не  просто наслаждаясь.

Это означает, что нужно понять, что у детей свои взгляды на жизнь, что они что-то говорят, часто непонятное. Это всё нужно оценивать и серьёзно воспринимать.

Если ребёнок сказал что-то глупое, то не нужно смеяться или ругаться. Наоборот, нужно осмыслить это и, если необходимо, попытаться направить его в нужное русло.

Стадии воспитания ребёнка

  • Всё начинается с попытки понять ребёнка, или по-другому, слушать его

Если смеяться над ребёнком или не слушать его, то он ещё больше замыкается в себе.

Когда ребёнок видит, что его выслушивают и пытаются понять, то он начинает раскрываться, потому что видит, что его принимают таким, какой он есть. Такие отношения между родителями и детьми – начало правильного воспитания.

Если родители так обращаются с ребёнком, то он начинает чувствовать защиту, и в трудную минуту он будет обращаться к родителям. Такое поведение родителей является началом уважения к детям.

Когда ребёнок видит, что родители его полностью понимают, то он не будет боятся подходить и задавать вопрос. Причём и в 7 лет, и в 15 лет и так далее.

В такой момент родителю необходимо отложить все свои дела и ответить на поставленный вопрос. Это и есть одно из проявлений служения.

Если ребёнок задал вопрос, а родитель отталкивает его, говорит, что занят, то он отбивает всю охоту обращаться к нему у ребёнка. Таким образом, родитель разрушает разум ребёнка.

Если родитель выслушивает ребёнка, отвечает на вопросы, то у него появляется возможность стать старшим для него или наставником, к которому всегда можно обратиться и выслушать мудрый совет.

Обычная ситуация в современной семье следующая:

Родители строго осекают детей и заставляют делать то, что считают нужным и правильным.

К примеру, нужно кушать или делать уроки. Ребёнку и говорят: «Иди кушай» или «Садись делать уроки», он подчиняется, так как, по сути, у него нет другого выбора.

Но в таком случае, когда ребёнку исполняется 13 лет, у него полностью меняется концепция жизни, уходит страх перед родителями и он перестаёт подчиняться. Ребёнок выходит из-под контроля.

Если до 13 лет родители развили уважительные и доверительные отношения с ребёнком, он верит в них, как в старших, то и в 13 лет и дальше он также будет относиться к родителям, но многие вещи будет делать уже самостоятельно. И нужно дать ему эту возможность.

Вообще самое лучшее в воспитании и самое ценное, это дать ребёнку правильное знание. Это гораздо ценнее денег, квартир, машин и т.п.

Ограничивать ребёнка можно в тех случаях, когда это касается его здоровья и жизни.

Пример:

Ребёнок начал или хочет начать употреблять наркотики или алкоголь. В этом случае нужно действовать сильно и решительно. Не выпускать из дома категорически, например.

  • Следующей стадией является достижение взаимности в отношениях между родителями и детьми

Означает, что ребёнок понимает своё положение. Он начинает задавать вопросы о жизни и её законах, о многих-многих вещах. Именно в это время раскрывается природа ребёнка, чем он склонен заниматься.

Взаимность и доверие возникает только в близких отношениях между родителем и ребёнком, тогда, когда ребёнок понимает, что он младший, а родители ведут себя как старшие.

Как ведут себя старшие?

Старшие — это не значит те, которые подавляют, выпендриваются и т.п. Старшие – это те, которые дают знания, объясняют с любовью и уважением. Старший понимает положение младшего и даёт ему то, что тому нужно и что тот готов принять и понять на данном этапе развития.

Как ведут себя младшие?

Младшие с благодарностью принимают знания, то есть слушают, а не говорят.

Помните, чтобы перейти в стадию взаимности, необходим долгий путь, и обязательно нужно пройти и освоить стадию понимания.

Родители могут помочь ребёнку только в том случае, если он верит в них. Как и во всех других случаях, мы можем помочь человеку только, если он верит в нас.

Вера достигается, начиная с работы над собой (у меня в сердце наступает покой), затем работой над отношениями в семье с супругом или супругой (в семье наступает покой), и только потом можно начинать работать над ребёнком.

Поведение родителей в зависимости от стадии развития ребёнка

Правильные отношения между родителями и детьми начинается с того момента, когда ребёнок находится ещё в утробе матери.

Беременная женщина должна себя вести себя практически как монах (в хорошем смысле, а не в буквальном).

Она не обязана работать в это время. Во время беременности женщина обязана следить за своим здоровьем, думать о возвышенных вещах.

Именно во время беременности формируется много важных вещей у ребёнка. Если же благодаря неправильному поведению беременной матери ребёнок не формируется правильно, то дальше в жизни у него будут проблемы и трудности с большой долей вероятности, часть из которых можно было бы избежать.

От рождения ребёнка и до 7 лет у ребёнка формируются самые глубокие качества характера, происходит глубокое нравственное развитие.

В этот период родители должны жить очень правильной и возвышенной жизнью, причём как в семье, так и вне её. Ребёнок впитывает, как губка, поведение родителей, их привычки, всё хорошее и плохое.

Причём стоит отметить, что ребёнок никогда не слушает слов родителей, а перенимает их настроение и поведение.

После 7 лет ребёнок начинает практически изучать, что такое жизнь в соответствии со своей природой.

Очень благоприятно в это время отдавать детей в какие-то кружки и секции. Мальчиков в спортивные секции, девочек на танцы, или кружки рисования и пения. То есть мальчика нужно развивать как мужчину, учить его побеждать, а девочку нужно развивать как женщину, учить любви.

Следует обращать внимание на то, что нравится ребёнку. Если ему надоедает то, чем он занимается, значит нужно подбирать что-то другое до тех пор, пока родители не увидят, что ребёнку нравится что-то конкретное.

После 13 лет начинается профессиональное развитие ребёнка, в это время он проявляет интерес к различным вещам и родам деятельности.

Это период полового созревания ребёнка. Если до этого возраста родители не выстроили правильные отношения с ребёнком, то теперь ребёнок может очень сильно удивить своим поведением, которое станет агрессивным и неуправляемым. И уже совладать с ребёнком будет невыносимо трудно.

В этот период родителям также нужно наблюдать за тем, к чему проявляет интерес ребёнок, и помогать двигаться в этом направлении.

В воспитании ребёнка Вам сильно поможет статья:

Как воспитать достойного ребёнка: советы мудрым родителям

Отношения между родителями и детьми со стороны ребёнка

Очень часто у детей, когда они повзрослели, есть внутреннее убеждение в том, что родители испортили им жизнь. Обычно ребёнок обвиняет отца или мать в том, что они неправильно вели себя с ним, что они чего-то недодали ему в жизни.

Прежде всего, следует знать, что отношения с родителями – это первый из наиболее тяжёлых аспектов судьбы, он же и очень важный. Каждому человеку через призму отношений с родителями показывается, что с большой вероятностью будет у него дальше в жизни.

Если человек в своём сердце плохо относится к отцу, то у него будет страдать его общественная жизнь, и его не будут уважать. Если человек не уважает мать, значит, у него будет страдать личная жизнь с близким человеком и детьми.

Не нужно думать, что Вы сможете улучшить отношения с родителями, просто поговорив с ними на эту тему. Это абсолютное заблуждение. Обычно такие разговоры заканчиваются скандалом.

Это процесс не одного дня и тут требуется терпение. Нужно строить отношения с родителями на расстоянии: желать им счастья, раскаиваться за ошибки, просить прощение, и пытаться думать о них хорошо. При этом обязательно нужно развиваться самому, как личность.

Следует отметить, что бывает такая тяжёлая судьба, в результате которой нормальное общение с родителями или одним из них уже никогда не восстановится. Но сделать так, чтобы внутри было теплое доброе чувство к родителю можно и нужно, и этого будет достаточно, чтобы сдать этот экзамен судьбы.

Ещё раз повторю, что первое, что нужно сделать в жизни человеку, это улучшить отношение к родителям, полюбить их и начать уважать, иначе будут проблемы в жизни.

Резюме статьи

Подведём итог того, какие отношения между родителями и детьми должны быть.

  1. Родителям нужно научиться служить ребёнку и прекратить наслаждаться им. Только тогда они смогут понять его и дать достойное воспитание;
  2. Родители должны стремиться понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть;
  3. Родители должны строго и непреклонно ограничивать ребёнка в случаях, когда что-то угрожает его здоровью и жизни;
  4. Родители должны так выстроить отношения с детьми, чтобы в них они были старшими, а дети младшими;
  5. Родителям нужно учитывать различные периоды жизни ребёнка и в соответствии с ними правильно себя вести;
  6. Детям нужно научиться уважать и любить своих родителей вне зависимости от того, какие они.

Дополнительные статьи про отношения между родителями и детьми:

Одна из самых популярных статей на блоге, которая рассказывает про отношения формата «сын-мать»:

Психология отношений сына и матери и их особенности

Также изучите информацию о взаимоотношениях отца и сына:

Разумная психология отношений отца и сына

В следующей статье можно узнать о том, как улучшить отношения с родителями:

Как улучшить отношения с родителями за 2-3 месяца?

Если данная статья принесла Вам пользу, то жмите кнопку любимой социальной сети ниже!

Источник: http://sergeiyurev.com/otnosheniya-mezhdu-roditelyami-i-detmi/

Душевная близость, любовь и взаимопонимание в семье

Понимание любви на примере отношений между родителями

Люди могут пить вместе, могут жить под одной крышей, могут заниматься любовью, но только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость.

Макс Фрай

Большинство из нас хотят иметь близкого человека, с которым можно делиться переживаниями, на которого можно опереться в трудную минуту и которому можно доверять. Заветная мечта многих – полное взаимопонимание в отношениях.

Как правило, ради этого мы и заводим любовные и дружеские отношения. Жаль, мы не всегда получаем то, что хотим. Возможно, потому, что мечтаем о взаимопонимании и близости, толком не понимая, что это такое.

С точки зрения психологии, близость – высшая степень открытости и искренности в отношениях. Как ни странно, для близости недостаточно сильных чувств, порой они ей даже мешают.

Главные условия близости – способность принять другого человека таким, какой он есть, способность открыться самому и принять открытость другого с уважением и пониманием.

А также способность прислушиваться, наблюдать за изменениями, своими и партнера, быть к ним готовым.

Близость с другим человеком начинается с близости к самому себе

Чтобы быть близким к кому-то другому, нужно начать с налаживания отношений с самим собой. Мы не можем быть понимающими, внимательными и терпимыми с другим человеком, если мы отказываем в понимании, внимательности и терпении самим себе. Мы не можем быть искренними и открытыми, если не любим себя и стесняемся себя. Потому что в этих случаях мы:

  • Чувствуем себя слишком уязвимыми для настоящей близости
  • Не имеем опыта налаживания гармоничных отношений
  • Не принимаем себя и не способны принять другого

Близость и уязвимость

Недаром люди, неуверенные в себе, избегают близости. Если у нас не налажены отношения с самим собой, мы действительно беззащитны перед тем, кто хорошо нас знает, кому мы открылись и доверились. Такой человек может ранить нас необдуманным словом или действием, случайно или нарочно.

Тот, кто наладил контакт с самим собой, не настолько уязвим – он знает себя, верит в себя, и это не изменится из-за пары неприятных слов или неожиданных и некрасивых действий других людей.

Даже если эти люди очень значимы.

Неприятно и грустно будет в любом случае, но если есть внутренняя психологическая целостность, вы сделаете выводы, возможно, поменяете свое поведение, но не станете жертвой обстоятельств.

Итог: настоящая близость не угрожает вашей целостности, не делает вас уязвимыми. Потому что на нее способны только те, кто очень силен психически, у кого здоровая самооценка.

Близость или зависимость?

Откуда тогда берутся все эти истории наподобие «я ему так верила, мы были так близки, а потом он меня обманул/подставил/воспользовался моей доверчивостью». Скорее всего, потому, что люди путают близость с зависимостью или слиянием.

Если близость – это здоровые отношения двух полноценных личностей, то зависимость означает психологические проблемы (если это не самое начало отношений, когда нормально временно сливаться в единое целое).

Зависимость или слияние – следствие того, что люди не умеют и не хотят быть самостоятельными. Они чувствуют себя неполноценными и несчастными в одиночестве и пытаются найти того, кто бы избавил их от этого чувства. То есть используют друг друга, как психологические костыли.

Совершенно разные вещи, но часто их называют одним и тем же словом – близость. Оттуда и путаница.

Без чего невозможна близость?

Близость – это взаимодействие, на которое способны только независимые и самодостаточные люди. Моменты близости могут быть у любой пары, но я говорю о стабильном взаимопонимании в отношениях между людьми.

  • Умение принимать себя и быть собой

Пока мы не любим и осуждаем себя, пока не очень хорошо знаем себя – невозможно находиться в близости с кем-то, потому что мы далеки даже сами от себя. У нас не налажены отношения с собой, мы плохо себя понимаем, поэтому даже нет той точки, из которой возникает близость.

  • Осознанность, взрослость, стабильная самооценка

Близость возможна только между уверенными в себе людьми, которые умеют быть самостоятельными, чувствуют свои личные границы, но не слишком болезненно к ним относятся – ведь близость предполагает компромиссы. Осознанность нужна, чтобы отслеживать свои внутренние состояния и учитывать их, спокойно реагировать на особенности партнера.

  • Умение правильно конфликтовать

Близость означает честность, в том числе способность говорить о своих негативных эмоциях, претензиях, переживаниях. И что немаловажно, быть готовым к такой же «негативной честности» со стороны партнера.

Конфликты между двумя людьми неизбежны, и если они хотят оставаться близкими, необходимо, с одной стороны, уметь конфликтовать, а с другой – уметь уступать.

Грань очень тонкая и каждая семья ищет ее самостоятельно, порой методом проб и ошибок.

  • Готовность к ответственности

Близость означает, что вы открываетесь, и открываются вам. Что вы с человеком строите отношения, где у каждого из вас есть права и обязанности, где вы учитываете потребности другого и говорите о своих нуждах. Это требует ответственности, то есть способности взять на себя обязательства и соблюдать их.

Зачем искать близости, если все так сложно?

Близость – высшая форма человеческого общения, то, ради чего мы вступаем в отношения. Это возможность понять, быть понятым, возможность потрясающего духовного и эмоционального развития для каждого из пары. И возможность стать чем-то большим, чем просто человек со своими личными интересами. Я желаю вам близости, любви и взаимопонимания в вашей семье.

Напоследок – вот что говорят о близости знаменитые психологи и терапевты:

«Близость – это искреннее отношение на уровне Ребенок-Ребенок без игр и взаимной эксплуатации.

Они устанавливаются Взрослыми эго-состояниями обеих сторон так, что обе стороны очень хорошо понимают совместные контракты и обязательства друг перед другом, причем иногда не сказав об этом ни одного слова.

По мере того, как это понимание становится более ясным, Взрослый постепенно покидает сцену, и, если Родитель не мешает, Ребенок становится все более и более раскованным и более и более свободным»

Эрик Берн

«Есть лишь одна форма близости, которая не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, – это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости»

Эрих Фромм

«Чтобы быть по-настоящему близким с другим, мы должны по-настоящему слушать другого: отбросить стереотипы и ожидания, связанные с другим, и позволить сформировать себя ответом другого»

Ирвин Ялом

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/psikhologiya-otnosheniy/dushevnaya-blizost-lyubov-i-vzaimoponimanie-v-seme/

Детско-родительские отношения в психологии между родителями и детьми

Понимание любви на примере отношений между родителями

Семейные отношения откладывают отпечаток на жизнь ребенка. Это происходит, потому что модель поведения, заложенная в детстве, проявляется во многих аспектах, даже если она далека от идеала. Родители имеют самое большое влияние на детей, поэтому их задача — сформировать гармоничные отношения.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

  1. Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
  2. Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
  3. Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
  4. Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.

Другие авторы выделяют следующие роли:

  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

  1. Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте. Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
  2. Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
  3. Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
  4. Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
  5. Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду.

Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью.

Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке. Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей.

Из видео Вы узнаете о том, как правильно выстраивать доверительные отношения между родителями и детьми.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/otnoshenija/mezhdu-roditelyami-i-detmi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.