Постимся постом приятным

Постимся постом приятным

Постимся постом приятным

Кто сказал, что пост – это неподъёмная тяжесть? Да, это время жертвования, молитвы, ограничений. Но почему это нельзя делать радостно? Хочу поделиться небольшими рассуждениями о вкусной пище и вспомнить 10 постных блюд, которые способны подарить радость и хозяйке, и домочадцам.

Скажу сразу, что я не фанатик, и если где-то на упаковке указано, что в изделии присутствует, например, яичный порошок, то это не является критерием моего выбора в ту или иную сторону. Признаемся себе честно, ведь вполне вероятно, что яичный порошок может быть заявлен как присутствующий, но до состава продукта по нашим тяжелым временам вполне мог и не дожить.

Источник: //www.matrony.ru/postimsya-postom-priyatnym/

Постимся постом приятным » Благоздравница

Постимся постом приятным

В сознании многих наших соотечественников Великий Пост – не более чем общеправославная диета.

И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню? Но Иоанн Златоуст называет пост и молитву крыльями одной птицы; молитва – матушка, пост – батюшка, эти две составляющие помогают человеку и выживать, и жить в этом мире.

Значит, без поста православному человеку никак не обойтись. А как войти в пост и провести его без вреда для тела и души? Что обязательно необходимо оценить перед тем, как вставать на этот путь?

Великий пост хронологически располагается накануне Святой Пасхи.

Начинается он с Прощеного воскресения, когда на вечернем богослужении вспоминается изгнание Адама из рая: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше», – это песнопение повторяется несколько раз во время Всенощного бдения, поются покаянные тропари «На реках вавилонских», «Покаяния отверзи ми двери». Таким образом, мы осознаем себя в начале поста «у ворот рая» в качестве изгнанников.

Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла, но пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая.

А Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне, но искусителю Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4).

Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.

В Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е.

пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды.

И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

Ранние христиане постились очень строго, потому что сама идея поста проистекала из того, что лучше человеку не съесть дорогого мяса (раньше мясо было очень дорогое), а поесть фруктов, более легкую пищу, рыбу. А деньги и излишки, которые остаются, направить на поддержание тех, кто имел особую нужду в том, чтобы им помогли. Поэтому сама идея поста рассматривалась еще с точки зрения братской любви.

Пойми время

Но все верующие люди не могут поститься совершенно одинаково – в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное.

Самой первой особенностью современного постного подвига является время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия.

Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме.

Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую.

А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается.

Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями – это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности.

Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня.

Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем.

Поэтому выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения.

Нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время».

Подготовка к Великому Посту

К Великому посту православные начинают готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.

Это нужно для того, чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. К Великому посту нужно подойти с тоской по Богу и с покаянием.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

А вот в первую неделю Поста предписан особо строгий пост, во время которого не разрешается потреблять «скоромные» продукты. Кроме того, в понедельники, среды и пятницы предписана холодная пища без масла один раз в день. Во вторники и четверги – горячая пища без масла один раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино два раза в день.

Важность первой недели в том, что она является временем перехода – привыкания – к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам.

Что мы едим?

Иоанн Златоуст писал, что истинный пост – «это удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Служители церкви подчеркивают, что для верующих пост – не цель, а средство отвлечься от удовлетворения телесных потребностей ради духовного. Без этого, считают они, любой пост становится просто диетой.

Но и над вопросами питания следует подумать заранее, оценив свои силы и здоровье, чтобы при сильном духовном и душевном росте не оказаться немощными физически.

Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем.

Монастырский устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.

Молочных продуктов и мяса также вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

У церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста.

Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Работа над духом и душой

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений.

Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно».

Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы – верующие, неверующие – духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден.

Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви, – то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление.

Об этом очень подробно сказано в книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».

Православные медики убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило – это следствие греха, который присутствует в организме.

Источник: //blagozdravnica.ru/postimsya-postom-priyatny-m/

Постимся постом приятным. О Рождественском посте

Постимся постом приятным

Рождественский пост начинается 28 ноября, продолжается 40 дней и заканчивается 6 января.

Перед сном маленький мальчик задумчиво спрашивает:

— Мама, Рождество — это день рождения Иисуса Христа?

— Да.

— А тогда почему Он нам дарит подарки, а не мы Ему?

Подошло время очередного многодневного поста. Вновь подходят те же прихожане с теми же вопросами, что они задавали во дни предшествующих постов. Как правильно поститься? Какую пищу вкушать? Можно ли рыбу, варёную пищу, растительное масло…

Итак, что такое православный пост? Задавшись этим вопросом, попробуем найти разъяснения в доступных источниках. Прежде всего, бросаются в глаза указания о приёме пище: «Что за день? — Что едим?».

Создаётся впечатление, что пост — это разновидность диеты. Многие уже нашли тому медицинское обоснование, так к нему и относятся. Но простите, если я физически здоров, то мне нет особой нужды в подобной профилактике.

А если я болен, то пост во многих случаях мне даже противопоказан!

Накануне рождественских праздников христиане обсуждают актуальную тему утери обществом смысла самих торжеств. Эта тенденция чётко прослеживается в отношении к событию. Происходит подмена понятий, что уже находит отражение в самом названии зимнего праздника.

Понятие «Рождество» (Christmas) заменяется на «Праздничные дни» (Season Holiday), единственным смыслом которых является приобретение подарков. В этой суетной беготне по магазинам за подарками забывается о реальной нужде тех, кому они предназначены.

Даже Голливуд отреагировал на эту нездоровую ситуацию, сняв детский фильм «Как Гринч похитил Рождество». Правда, до Христа создатели картины так и не дошли, ограничившись напоминанием о том, что Рождество — это праздник сердец.

Что все в этот день должны быть вместе!

К чему это я? К тому, что, забывая суть праздника, мы теряем и суть подготовки к нему. Так в чём же суть православного поста?

цель Поста — устранение греха!

Святая Церковь учит, что грех — есть всяческое невоздержание. Соответственно, ему следует противопоставить воздержание, если мы стремимся к благодатному единению с Господом нашим и Спасителем.

Никто не станет спорить, что человеку необходимо, к примеру, спать или питаться, но излишество ему противопоказано. Следовательно, если для собственной пользы человеку необходимо постоянно ограничивать себя даже в жизненно важных вещах, то что говорить о вредных наклонностях и привычках? Но причём здесь пища, если цель и смыл поста лежат в духовной плоскости?

Представим себе ситуацию, когда нам в общественном транспорте отдавили ногу. Наша реакция на это событие зависит от уровня воспитания. Невоспитанный человек может отреагировать в грубых выражениях, вежливый — промолчит… Но! Сдержится ли он от мысленного осуждения обидчика?

Итак, как мы видим, нам относительно легко укротить своё тело (свой язык), но намного сложнее сделать то же самое с душой.

Если же тело наше распущено, то о душе говорить не приходится… Поэтому пост духовный следует сочетать с постом телесным, чтобы через тело управлять собственной душой.

Святые отцы сравнивают телесный пост с маленькими уздцами, благодаря которым лошадь — большое и сильное животное — становится управляемым.

Что такое духовный пост?

Порой сложно провести чёткую грань между духовным и материальным постом. Под духовным постом, прежде всего, следует понимать внутреннюю работу над собой. Воздержание от осуждения, пустословия, сквернословия, раздоров, развлекательных мероприятий… Пост даём всем органам чувств: ушам, глазам, языку.

Не помрём мы, если не посмотрим телевизор или не сходим на концерт. Согласитесь, поход на танцы в дни поста, мягко говоря, слабо сочетается с пониманием сердечного сокрушения о своих грехах.

Как говорится: «Делу — время, потехе — час!» И время поста мы посвящаем духовной работе над собой, настраиваясь на соответствующий лад приобщением к духовной литературе, укрепляясь Божественной благодатью в молитвах и таинствах церковных.

Пост материальный не сводится только к ограничению в пище. Как было сказано выше, даже органы чувств стараемся уберечь от страстных переживаний. И во всём стараемся знать меру. Потому, как даже постные по своей природе вещи могут быть не постны по своей сути.

Например, сладости или хмельные напитки. По этой же причине тем, кто в браке, надлежит на время поста воздержаться от супружеского общения. Пост можно сравнить с лечебными диетой и голоданием.

Только в одном случае, воздерживаясь от пищи, мы лечим тело, а в другом, избегая зла, врачуем душу.

Что касается постного рациона

По церковному уставу предписывается воздерживаться от пищи скоромной (т.е. животного происхождения). Если пост не строгий, в определённые дни благословляется вкушение рыбы.

Не обходится здесь без крайностей. Одни заявляют, что лучше проявлять сдержанность в скоромной пище, чем объедаться постной, т.к. отсутствие мясопродуктов в рационе ослабляет организм. Другие ограничивают себя даже в употреблении постного масла.

Сторонникам вкушения скоромного хочется напомнить, что самые сильные и выносливые животные на Земле — слоны и лошади, они травоядные. К тому же даже многие медики, не будучи верующими, советуют соблюдать посты.

Оказывается, Господь так премудро устроил, что время духовного оздоровления способствует оздоровлению телесному. Дело даже не в том, что болезни телесные — есть следствие болезни духовной.

Просто время от времени организму необходимо отдыхать от приёма того или иного вида пищи. Чередуя переход с животного белка на растительный, организм вырабатывает разные ферменты.

Так он восстанавливается.

//www.youtube.com/watch?v=Q6UNI24rgfs

Хочется ещё сказать, что менее грешит тот, кто переедает постной пищи, чем вкушающий в меру скоромное. Потому как всё же ограждается от скоромной пищи, не лукавя безразборным вкушением.

Тем же, кто при приготовлении постом пищи руководствуется церковным уставом, советую не торопиться возлагать на себя «бремена неудобоносимые», проявляя «ревность не по разуму».

Дело в том, что духовная практика нашей Церкви восходит к монастырским традициям. Надо помнить, что устав написан сотни лет назад для насельников монастырей. Во всей своей полноте он к мирским людям не относится.

Несколько странно выглядит, когда в миру устав соблюдается строже, чем в монашеских обителях.

Не секрет, что объективные обстоятельства или состояние здоровья не позволяют многим исполнить даже необходимый минимум, установленный Церковью. Путешествующим, болящим, учащимся, детям, беременным и кормящим мамам, военнослужащим и всем, находящимся на пансионном обеспечении, возможны различные послабления.

Если кто-либо желает взять на себя особый подвиг на время поста, либо же, наоборот, требует послабления, следует подойти со своими нуждами к духовнику и испросить на то благословение.

Первую и последнюю седмицы поста благочестивые христиане стараются провести в максимальной строгости, причащаясь в конце Святых Тайн Христовых, тем самым достигая конечной цели поста — примирения и соединения с Богом! Время поста благоприятно для приобщения Божественной благодати в церковных таинствах. Но следует помнить, что пост накануне Святого Причастия должен быть строгим, даже если устав предполагает послабление. К тому же есть вероятность неадекватной реакции организма на скоромную пищу после многодневного поста.

Так почему же у многих верующих искажаются лица, как от зубной боли, когда они слышат о предстоящем посте? Потому что за внешней стороной забыли внутренний смысл поста. «Постимся постом приятным», — говорили святые отцы. Что же в нём приятного, когда приходится испытывать столько неприятностей?

Будем помнить, что это время подготовки ко дню рождения Господа нашего Иисуса Христа. Нехорошо прийти к Виновнику торжества с пустыми руками. Знаем ведь, что блаженнее давать, нежели брать.

Но… брать от Бога у нас хорошо получается, а что касается давать… Добродетели — плоды нашего покаяния, которыми мы должны украсить к концу поста свою душу и принести их к яслям Богомладенца Иисуса.

Даже если наши подарки будут скромными и неказистыми, Господь примет их с радостью, и велика будет радость о каждом дарителе на Небесах!

Священник Андрей Иванцев

Источник: //www.panteleymon.com/rubriki/postimsya-postom-priyatnym-o-rozhdestvenskom-poste/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.