Представленье – мать ученья, или Как научить ребенка решать задачи, которые его решать не учили

Содержание

Как научить ребенка решать задачи по математике?

Представленье – мать ученья, или Как научить ребенка решать задачи, которые его решать не учили

Задачи по математике редко даются детям, которые учатся в начальной школе, с первого раза. Это связано с тем, что многие родители уделяют мало внимания дошкольному образованию детей, развитию их логического мышления.

Кроме того, многие учителя не способны заинтересовать школьников, обосновать нужность предмета в будущем, грамотно, последовательно и понятно изложить материал. В результате ребенок не просто не умеет решать задачи, он даже не хочет учиться это делать. Это можно исправить только одним способом.

Ребенка нужно заинтересовать, дать ему мотивацию и стимул развиваться. Для этого нужно сделать все возможное, чтобы школьник понял, что у него есть все шансы освоить эту науку.

Петерсон Людмила Георгиевна и ее методика

Петерсон – это российский педагог. Она добилась больших успехов в своей сфере деятельности. Благодаря педагогическому таланту Людмила Георгиевна написала несколько учебников, которые завоевали сердца многих учителей и родителей.

Они разработаны для школьников. Книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (3 класс), Петерсон Л. Г. выпустила совсем недавно, но она уже стала актуальной и востребованной.

Аналогичные учебники можно найти и для остальных классов начальной школы.

Методика основана на том, что дети не просто заучивают понятия и формулы, стараясь подставить в них цифры. Они анализируют, сравнивают данные, ищут верное решение, учатся следовать алгоритмам. Этот способ обучения основан на том, что дети самостоятельно приходят к правильному ответу. Он воплощает в себе как математические задания, так и психологический подход к обучению.

В книгу о том, как научить ребенка решать задачи по математике (2 класс), Петерсон Л. Г. включила задания, которые помогают проверить, насколько ученик усвоил программу. В учебниках для всех последующих классов также присутствует практическая часть.

Как научить ребенка решать задачи по математике: 1 класс

Решение математических заданий иногда оказывается сложным процессом даже для взрослого человека.

А ребенок в первом классе и вовсе может отчаяться, когда поймет, что у него не получается справиться с этой наукой.

Вы должны понимать, что малыш только недавно перешагнул порог школы впервые, если вы его не поддержите и не поможете ему освоить школьную программу, он может усомниться в своих умственных способностях.

Для первоклассника важно, чтобы вы:

  • периодически говорили ему, что у него все получится;
  • помогали ему с решением задач;
  • хвалили его, когда он достигает цели;
  • мотивировали его для новых подвигов.

В таком возрасте главная цель ребенка – это угодить вам, показать, что он достоин вас, что он не хуже других детей. Поэтому, работая с первоклассником, обращайте внимание на психологический аспект. В обучении ребенка такого возраста следует участвовать гораздо чаще, чем в школьной жизни второклассника или третьеклассника.

Чтобы научить решать задачи ученика начальной школы, воспользуйтесь рекомендациями, изложенными ниже.

Разбираем суть задания

Первое, что нужно сделать, сидя с ребенком, это разобрать содержание задачи. Вы должны четко осознать, к какой теме, группе относится задание, какие формулы должны использоваться при решении. Эту информацию нужно максимально понятно объяснить ребенку. Наберитесь терпения, возможно, вам придется повторить все не один раз.

Как правило, из содержания задачи исходит ход ее решения. Если школьник научится понимать, что от него требуется, ему не составит труда при наличии необходимых знаний решить любое практическое задание.

Научите ребенка составлять план решения

Не всегда школьник способен последовательно рассматривать все возможные решения. Родители не знают, как научить ребенка решать задачи по математике. 2 класс, например, наполняют дети, которые не способны быть терпеливыми, концентрироваться на определенном алгоритме. То же самое касается и первоклассников. Поэтому вам нужно научить ребенка составлять план решения.

Школьник должен понимать, что сначала записывается краткое условие задачи, затем делается чертеж, выписываются формулы, подбирается методика решения. Параллельно с этим постоянно напоминайте ребенку, что логическое мышление практически всегда приводит к правильному ответу, поэтому можно полагаться и на него тоже.

Приступаем непосредственно к решению задания

Объясните ребенку, что нужно решать задачу строго по составленному плану. В начальной школе редко попадаются сложные задания. Обычно их все можно решить, подставив числа в формулы. Объясните ученику, как это делается.

Также ребенок должен понять, что всем свойственно ошибаться. Пусть он не боится оступиться и написать неправильное решение. Но он не должен лениться. В случае получения неправильного ответа нужно поискать другой путь к решению.

Проверка решения

Ребенок должен уметь проверять правильность подобранного решения. Наиболее распространенной методикой проверки является прикладка. Это способ мышления, при котором ученик представляет, мог бы получиться такой ответ или нет, если бы задача была задана не на уроке, а в жизни.

Также можно научить школьника составлять обратные задачи. Для этого измените формулировку условия таким образом, чтобы в результате могло получиться уже известное заранее число. Решите эту задачу, чтобы убедиться в правильном ответе.

Как научить ребенка решать задачи по математике: 3 класс

Вы должны понять, что нельзя постоянно контролировать ребенка во время обучения. Это приведет только к тому, что он перестанет мыслить логически, поскольку постоянно будет полагаться на умственные способности папы с мамой. Его психология сработает таким образом, что он и вовсе будет думать, что ему это не нужно, а нужно только вам.

Если вы успешно учили ребенка решать задачи в 1 и 2 классе, то третьеклассник должен самостоятельно это делать. Он может обращаться к вам за помощью, вести дискуссии, просить проверить правильность выполненного задания, но в суть его он должен вникнуть самостоятельно. Это наиболее эффективная методика обучения, которая подготовит школьника к среднему звену.

Таким образом, ваше участие в учебном процессе ребенка приведет к положительному результату, если оно будет обоснованным, умеренным. Проявляйте терпение, регулируйте свое присутствие в школьной жизни малыша, следуйте рекомендациям выше, чтобы в будущем ученик умел самостоятельно анализировать любое явление и находить решение к абсолютно любой задаче.

Источник: https://FB.ru/article/285483/kak-nauchit-rebenka-reshat-zadachi-po-matematike

Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Представленье – мать ученья, или Как научить ребенка решать задачи, которые его решать не учили

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь.

Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др.

И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

vogazeta.ru

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными. 

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

iqsha.ru

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

Творческий подход в решении задач

www.craftykidsathome.com

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

На школу надейся, а сам не плошай

Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

«Расшифровка» следующая.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится.

Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах.

Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

  • К решению задач нужно подходить творчески.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта.

Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее.

Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

  • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

  • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело.

Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

Практические советы по решению задач от реальных мам

.ru

Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл. 

«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса.

Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой.

 В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

«С задачами старшая плохо дружит))  Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы.

На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает». 

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает.

 Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

Наталья, мама ученика 5 кл.

«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования.

В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало.

Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-detej-reshat-zadachi-po-matematike-sovety-imenityx-pedagogov-i-prostyx-mam/

Как научить ребенка решать задачи по математике или олимпиадные

Представленье – мать ученья, или Как научить ребенка решать задачи, которые его решать не учили

От природы любой ребенок любознателен и стремится познать окружающий мир. А жизнь подкидывает ему самые разные загадки. Неумение решать задачи является одной из причин, почему дети не любят или не хотят учиться.

Когда задают вопрос — как научить ребенка решать задачи, хочется задать встречный вопрос.

А какие цели вы ставите перед собой? Что вы хотите получить в итоге? Что важнее — «натаскать» ребенка на алгоритмы решения задач или сформировать устойчивый интерес к учебе? Очевидно, что второе.

Поэтому в этой статье рассматриваем формирование умения решать задачи через врожденные таланты детей. Именно тогда учеба будет шагать в ногу с удовольствием и радостью. А задачи ребенок будет щелкать как орешки.

Решение задач требует напряжения и сосредоточенности ума. И это лучшее, чему можно научить ребенка, потому что умение решать проблемы человек проносит через всю жизнь. Перед взрослыми стоит самая увлекательная задача — развить таланты детей по максимуму.

И научить ребенка решать задачи — важнейший шаг в достижении этой цели.

Как правильно сформировать это умение? Как пробудить в ребенке желание решать задачи самостоятельно? Всех ли детей можно этому научить? Все эти вопросы и есть условия нашей родительской задачи.

Важные аспекты ее решения мы рассмотрим с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Задачи по математике — первые шаги

Первые задачки или загадки учат решать малышей еще в садике, а затем — в начальной школе. В дальнейшем только усложняются условия задачи и взаимозависимости между элементами.

Если в начальной школе ваш ребенок понял принцип решения задач, то дальнейшее обучение пойдет гораздо легче. Школа учит детей решать задачи. Но родители не должны просто стоять в стороне, тем более сейчас, когда тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает врожденные особенности восприятия информации.

Решаем задачи — формируем нейронные связи

Решение задач — это по сути своей формирование нейронных связей в мозгу ребенка. Поэтому очень важно разбираться в том, что мы делаем.

У нас в голове находятся сложные сетевые нейронные системы. Группы наших бессознательных желаний (вектора) образуют те самые глубинные нейронные связи. Правильно научить ребенка решать задачи — это значит настроить эту систему действовать через принцип удовольствия. Тогда ваш школьник будет буквально вприпрыжку бежать делать уроки и решать задачки с азартом и радостью.

Только от взрослых зависит, как мы «проложим» этот маршрут: через крики, унижения, боль или через наслаждение, удовольствие и радость. Когда нейрончики бегут по векторально верному маршруту, то буквально на всем их пути формируются эндорфины удовольствия.

Они приятной волной озарений омывают мозг ребенка, и он испытывает огромное наслаждение, удовольствие и радость.

Помните —у ребенка нейронные связи только формируются, а у вас уже сформированы. Поэтому не торопим, наблюдаем и не создаем лишнюю напряженность.

Лучше всего действовать через игровые методики и ни в коем случае не решать задачи в обстановке криков, унижений и оскорблений.

В этом случае и у взрослого мозги буквально отключаются, а что говорить о ребенке? Кому хочется испытывать боль и унижения?

Загадки, парадоксы и головоломки развивают ум и нейронные связи.

Знать, как устроены эти глубинные нейронные связи, теперь доступно для понимания обычного человека. Первые раскрытия происходят уже на бесплатном вводном тренинге.

Хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив, решая задачи? Тогда идем дальше.

Помимо стандартных этапов решения задач, есть еще и психологические особенности восприятия информации. Мы учтем и те и другие факторы. Но прежде всего разберемся, как устроена задача.

Как устроена задача

Любая задача имеет:

Условие — где мы узнаем исходные данные и взаимосвязь между ними.

Вопрос — без вопроса непонятно, что нужно найти или узнать.

Далее ребенку предлагают подумать и решить задачу.

Допустим, он не знает, что собственно нужно делать. И вот мы наблюдаем, что одни детишки начинают гадать, другие вертятся или усиленно изображают работу мысли.

Все эти реакции школьников связаны с особенностями их врожденных векторов. Здесь мы и сталкиваемся с особенностями восприятия информации, которые также обусловлены векторами ребенка.

Подробнее об этом здесь: Универсальный инструмент познания мира. Пробуждаем интерес к математике.

На первом этапе взрослым необходимо, прежде всего, помочь ребенку ПОНЯТЬ условия задачи. Пусть он перескажет ее своими словами или изобразит схематично. Это важнейший этап — его нельзя пропускать.

Пока ребенок не погрузится в условие задачи, не прочувствует все взаимосвязи элементов между собой, ни о каком решении речи быть не может. Только механическое действие по шаблону или «угадайка».

Даже в старших классах при возникновении сложностей учителя всегда рекомендуют возвращаться к условию задания. В целом, педагоги и репетиторы этим и занимаются — восполняют пробелы. После того как задача становится понятной, она решается достаточно легко самостоятельно. Олимпиадные задачи решаются по такому же принципу, плюс огромный опыт, некоторые уловки и нестандартное мышление.

Задачи одинаковые — дети разные

Когда ребенок читает условия задачи, он понимает ее условия сознательно, а вот чувственно задача может его вовсе не задевать. Тогда и само решение становится формальностью и не вызывает никакого интереса и удовольствия у ребенка. Хотите, чтобы он научился думать, а не мыслил шаблонами?

Для этого взрослым нужно наблюдать и подмечать, от каких занятий у ребенка загораются глазки, какие задания ему нравятся по условиям.

Процесс обучения школьников очень интересен. Он позволяет вам больше понять вашего ребенка и раскрыть его таланты. Научить решать задачи можно любого ребенка. Важно действовать через область его интересов и соблюдать принцип удовольствия.

  • Например, ребенок с кожным вектором легче воспримет задания на логику или на пользу/выгоду. То есть задачи про бизнес и деньги, про экономию активируют его любознательность. Они же любят соревноваться и делать все быстро. К ошибкам относятся легко.
  • Эмоциональные школьники со зрительным вектором позитивно отреагируют на задачи о красоте, природе, животных, сказочных или волшебных персонажах. Все это вызывает в ребенке дополнительное возбуждение и желание решить интересное для него задание. Такие школьники готовы рисовать схемы условий, вплоть до красочных картин. Поэтому им в помощь фломастеры или цветные карандаши. Такие дети любят фантазировать и представлять условие, словно театральное действие. Если условия скучны и занудны, то пропадает интерес ее решать.
  • Желание все сортировать, перебрать, проанализировать возникает у самых усидчивых детишек, обладателей анального вектора. Они немного нерешительны, могут казаться тугодумами. Но на самом деле, когда они систематизируют все задачи, то запомнят навсегда и способы их решения. Для таких детей очень важно начинать решение любых заданий с наведения порядка на столе, чтобы все было ровненько и аккуратно. Такая обстановка позволяет им лучше погрузиться в процесс систематизации и анализа всех данных. Их же любимое занятие — «найди ошибку». Из таких деток вырастают лучшие эксперты, а уж задачи они решают очень аккуратно. Но взрослые их часто торопят, перебивают, и это не дает сформироваться самому важному таланту такого ребенка — таланту аналитика. У такого школьника свой ритм, и к этому нужно приспособиться взрослым, а не ребенку.
  • Парадоксальные способы решения задач часто показывают дети со звуковым вектором. Внешне их можно даже не заметить — тихонечко сидят в уголочке, думают о чем-то своем. Такие дети вообще могут решать задания в уме. Их абстрактный интеллект способен решать задачи и без схем. Они просто ощущают скрытые от других причинно-следственные связи. И хотя внешне они кажутся замкнутыми и безэмоциональными — внутри у них бушуют лавины смыслов. Очень важно знать эту особенность и аккуратно настаивать хотя бы на краткой записи схемы, пусть даже значками, потому что выписать всю цепочку решения для таких детей чрезвычайно важно. Их решения часто бывают нестандартны и поражают даже учителей. Но если их не выписать, то звуковой гений, который и так интроверт, будет замкнут внутри своей гениальной головы.

Задачи по математике учат мыслить ребенка самостоятельно.

Решать задачи увлеченно и весело

У каждого ребенка немного по-своему идет мысль. И условно говоря, у каждого свой бессознательный магнитик, который тянет его решать задания с удовольствием. Мыслим мы тоже по-разному. Тот самый маршрут нейронных связей зависит, в том числе от векторов.

Взрослые могут задавать детям верные вопросы, которые как раз и будут активизировать и стимулировать нужные участки мозга.

Педагоги, прошедшие тренинг, видят на практике, что найти подход можно к каждому ребенку.

Вундеркиндов тоже нужно научить решать задачи — лучше олимпиадные

Олимпиадные задачи решаются точно так же. Нужно понять условия, данные и вопрос задачи.

Причем способны их решать дети с разными векторами, но особый талант это, конечно же, ребята со звуковым вектором.

Родителям ни в коем случае нельзя упустить такой талант — это просто преступление перед человечеством. Все прорывы в науке обеспечены звуковыми гениями: Пифагор, Ландау, Архимед, Эйнштейн, Никола Тесла, Циолковский, Королев и наш соотечественник Перельман, доказавший теорему Пуанкаре — все это звуковики. И посмотрите, какие прорывы в будущее обеспечили они решением самых разных задач.

Написать гениальное сочинение, компьютерную программу — это тоже область реализации звукового ребенка. Как развить такого малыша, читайте в статье: Рекомендации родителям по воспитанию звуковых детей.

Как научить вашего ребенка решать задачи по математике

Итак, подведем итоги:

  • При формировании навыка решать задачи важно учитывать психологические особенности ребенка. Чтобы не было: задача скучна, а ребенок думает о чем-то своем.
  • Если вы раздражены или расстроены, лучше вообще не пробовать ребенка чему-то научить. Потому что в таком состоянии вы рискуете сформировать отторжение от учебы вообще. Прежде всего — атмосфера. Ну а затем…
  • Разбираем в игровой форме структуру задачи. Вовлекайте ребенка, в том числе и абсурдными вопросами. Например, начали про яблоки, а в вопросе спрашивают, сколько будет пароходов. Это повод не только повеселиться, но и четко понять структуру задачи.
  • Вовлекаем в процесс интересным сюжетом. Попробуйте переформулировать задачу согласно интересам ребенка. Если это звуковик, пусть решает задачи о звездах или задания повышенной сложности. Если эмоциональная девочка со зрительным вектором, то можно придумать задания, где действующие лица сказочные принцессы. Или сочинить для них задачи про доброту и помощь.

Сама «история» позволит ребенку вовлечься в процесс естественным образом.

  • Для усидчивого школьника с анальным вектором важно обеспечить поддержку мамы или уважаемого взрослого. Вы можете просто даже рядышком сидеть. Такой ребенок «долго запрягает», а затем точно и аккуратно решает задание.
  • Для детей со звуковым вектором задачки должны быть более высокого уровня — олимпиадные. Часто юные гении дают решение таким головоломкам, которые не могут найти взрослые. Делают они это часто «по рассеянности», просто потому, что не знают, что какой-то парадокс или «ребус» не решаем.
  • Учим через вовлечение и увлечение. Играем, а не заставляем. Да, есть шаблоны, но есть и творческий подход. Комбинирование и умение думать самостоятельно формируется при решении задач, в том числе олимпиадных, или задач повышенной сложности.

Трудности при решении задач — преодолеваем правильно

Когда вы понимаете врожденные вектора ребенка, то вы даже вопросы и подсказки формулируете иначе. Так что ребенок вас поймет, у него закрутятся в голове те самые шестереночки, и он решит задачу самостоятельно. А это дает огромный прилив эндорфинов и формируется связка — решать задачи + удовольствие.

задача вашей жизни — научить ребенка быть счастливым, направить свое чадо на счастливую дорожку, научить преодолевать сложности и трудности. А для этого вам нужно самим научиться правильно решать психологические задачи.

Разобраться в главных условиях родительской головоломки можно уже на бесплатном онлайн- тренинге «Системно-векторная психология».

Регистрируйтесь здесь.

Советуем прочитать по теме:

Психология детей. Как сделать учебу интересной
Учение с увлечением. Как мы по-разному решаем задачки. 2 часть
Учение с увлечением: звуковой вектор замыкает бесконечность
Проблемы с алгеброй, сложности с геометрией. Меняем подходы
Развивающие занятия для детей со звуковым вектором. Часть 1. Как не упустить гениальность?

Автор Виктория Винникова, учитель математики и информатики
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Раздел: Педагогика

24 Дек, 2018 Комментариев: 1 448
Системно-векторная психология в педагогике

Источник: http://svp.expert/pedagogika/kak-nauchit-rebenka-reshat-zadachi-sekrety-ucheniya-s-uvlecheniem/

Как научить ребенка решать задачи по математике 1-4 класс?

Представленье – мать ученья, или Как научить ребенка решать задачи, которые его решать не учили

Практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали – задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20?

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-reshat-zadachi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.