Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

Содержание

Как сдать экзамен если ничего не знаешь?

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

Одним из самых страшных кошмаров ученика или студента всегда был не сданный экзамен.

В этом возрасте кажется, что экзамен – это решающий момент всей жизни и только со временем понимаешь, как это глупо, так сильно переживать из-за экзамена, который, по сути, не является чем-то страшным, даже если он не сдан.

Однако понять это можно только через N-ое количество лет. Поэтому сейчас мы просто расскажем Вам о том, как успешно пройти экзамен, если ничего не знаешь по данному предмету.

Итак, какие же основные рекомендации следует усвоить, идя на экзамен не подготовленным?!

Далее мы рассмотрим два вопроса:

  • Что делать, если не знаешь предмет экзамена?
  • Как ответить на отлично?

Что делать, если не знаешь предмет экзамена?

Не волноваться! Поймите, что как только пришли на экзамен, то с этого момента от Вас уже ничего не зависит, а уж волнение тем более Вам не поможет, а только будет мешать сосредоточиться.

Пить различные успокоительные препараты мы тоже не рекомендуем, так как они понижают скорость реакции и мышления, чего Вам уж точно нельзя допустить.

Тем не менее, если чувствуете себя плохо (сильно тошнит, болит живот, кружиться голова), то в этом случае можете выпить немного валерьяны или пустырника.

Чтобы перестать волноваться, следует чем-то себя отвлечь перед экзаменом, например, увлекательным фильмом или книгой, общением с друзьями, игрой на компьютере и т.п.

Важный нюанс: на экзамене тоже возьмите себя в руки и избавьтесь от волнения, однако перед преподавателем наоборот показывайте и говорите о своих волнениях.

Такой метод позволит в одно время сосредоточить все свои мысли на вытянутом билете, с другой же – намекнуть преподавателю, что причина плохого ответа кроется в сильном волнении и всё как будто бы вылетело из головы.

Выдавать больше информации при ответе. Если Вы действительно ничего не знаете по вытянутому билету на экзамене, то всё равно не должны молчать или сдавать пустой лист.

Дело в том, что учителей, которые принимают у Вас экзамен, также проверяют и если они увидят или узнают о том, что Вы ничего не ответили, но была поставлена удовлетворительная оценка – преподаватель может иметь проблемы.

Однако если Вы сдаете лист, на котором написан ответ (пусть даже там по сути ничего нет), то учитель уже может Вам поставить хотя бы минимальную оценку, т.к. детально работы редко когда проверяются, а просматриваются бегло: есть Вопрос, есть ответ … и всё.

Примерно такая же ситуация с устным ответом, позади Вас могут находиться другие ученики, которые могут увидеть, что Вы молчали, но была поставлена хорошая оценка.

Но если будете отвечать и рассказывать (пусть не по билету), то вслушиваться, что конкретно отвечаете – никто не будет. Да и при таком ответе преподаватель тоже сможет понять, хоть что-то, но знаете.

Кроме того, он сможет помочь Вам ответить наводящими вопросами.

Если же будете просто молчать или сдадите лист бумаги, на котором будет написано только число, фамилия и номер билета, то Вы попросту не оставляете преподавателю никакого выбора кроме как поставить Вам не зачёт.

Пойти отвечать первым. В данном пункте нужно уловить логику и понять причину, почему на экзамене следует отвечать первым и особо тем лицам, которые не подготовлены или мало чего знают по этому предмету.

В начале экзамена преподаватели бодрые и имеют хорошее настроение (хотя не всегда – это нужно проверить), кроме того, они понимают, что те, кто отвечает первыми – им сложнее, потому как не знают, как преподаватели спрашивают. В связи с чем получить оценку чуть выше – проще.

То есть, увидев Ваше виляние в ответе и уходе от темы – они поймут, что билет знаете плохо или не знаете вообще. И здесь у Вас будет два варианта исхода – поставят минимум и отпустят, либо посадят на задние ряды и скажут учить, и как выучишь – иди отвечай.

Второй вариант предполагает первый исход, но только в растянутом времени.

Если же Вы соберетесь отвечать одним из последних, то рискуете попасть на уставших и нервных преподавателей, им уже надоело помогать ученикам, которые ничего не знают, но нагло хотят получить хорошую отметку.

Поэтому Вам грозит вообще завалить экзамен. Хотя и тут есть исключения: когда преподаватели устают к концу экзамена, и хотят скорее уйти домой, могут по ускоренной процедуре закрыв глаза на недостаток знаний поставить оценку.

Другими словами, изучите повадки преподавателя!

Наладить отношение с преподавателями. Исход экзамена во многом зависит и от отношений с преподавателями, которые будут принимать экзамен. Если отношения подпорчены, то милости не ждите – будут мучить до последнего.

Поэтому перед самим экзаменом Вам следует задобрить преподавателей. Сделать это желательно до экзамена путём хорошего поведения, послушания, оказания помощи или сюрпризом.

Даже небольшой знак внимания поможет задобрить самого злого учителя.

Прийти с хорошим настроением и красиво одетым. Даже если Вы совершенно не готовились к экзамену, то всё равно должны уважать традиции и правила – для этого постарайтесь выглядеть на экзамене неотразимо, однако без вульгарности (это касается девушек). В противном случае можете вызвать у учителей негодование и упрёки о несоблюдении правил этикета и школьных норм.

Что же касается настроения, то хороший настрой заразителен и легко передается собеседнику, если Вы придете на экзамен с улыбкой на лице и будете веселы, Вы тем самым передадите этот юношеский задор приемной комиссии. Не бойтесь шутить, главное во всём знайте меру. Хорошее настроение положительно скажется и на Вашей отметке. Пусть это сыграет не главную роль в оценке Ваших знаний, но может стать решающей.

Сесть рядом с отличницей/отличником.

Когда экзамен письменный и Вы совершенно не готовы к нему, то настоятельно рекомендуем садиться с теми учениками, которые хорошо знают предмет и помогут в написании экзамена, пусть даже немного.

Большую роль при этом могут играть симпатии, к примеру, красивой девушке всегда и безотказно поможет невзрачный заучка, а красивому парню – девушка. Если таковых симпатий нет, то садитесь с теми, кто наверняка Вам поможет безотказно.

Оптимальным местом “посадки” будет парта, которая максимально закрывает Вас от преподавателя. Садитесь рядом с этим человеком или впереди него, чтобы смогли сами повернуться и попросить помощи. Ни в коем случае не садитесь позади него, так как если он будет постоянно поворачиваться к Вам, то замечания от преподавателя получит именно он, а не Вы. Подставлять угрозе человека, который решился Вам помочь – нехорошо. Да и не факт, что потом он решит повернуться. Ваш же риск будет оправдан, Вы ведь всё равно ничего не знаете. Общаться лучше через записки, которые передавайте, не поворачиваясь к оппоненту. В противном случае, будете сразу замечены. Договариваться о помощи следует заранее, однако просить помощи лучше не сразу, а через 5-10 минут, когда он сам найдет ответ на свой вопрос в шпоре, тетрадке или голове.

Источник: https://luckyfamilyman.ru/kak-sdat-ekzamen-esli-nichego-ne-znaesh.html

Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза. Объясняют учителя

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

С 2019 года у девятиклассников появится ещё один экзамен. Чтобы получить допуск к ГИА по русскому языку, им придётся проходить устное собеседование. Татьяна Волошко узнала у учителей, что это за собеседование, зачем оно нужно и как к нему готовиться.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

За 15 минут (именно столько времени даётся каждому) девятиклассники должны будут прочитать текст, пересказать его, порассуждать на тему текста и ответить на вопросы экзаменатора. На подготовку дадут примерно одну минуту, а оценят в форме зачёт/незачёт.

По задумкам разработчиков, собеседование поможет оценить умение школьников вести диалог, пересказывать текст и рассуждать на заданную тему. Учителя-словесники рассказали, как они относятся к новому экзамену.

«Устное собеседование — это формальная ретушь»

Александр Закуренко,

руководитель кафедры историко-филологического профиля, школа № 2086

Система ЕГЭ по-прежнему порочна, потому что не очень понятно, что она проверяет. Письменная часть (знание орфографии, пунктуации и так далее) даёт какую-то базу: знает человек правило — значит хоть что-то понимает в языке.

А всё, что касалось вербальной части (раньше это называлось риторикой), выпадало. И это действительно серьёзная проблема. Школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли.

Как это можно исправить?

Есть вариант включить вербальную часть в саму гуманитарную предметность — но это сложный путь. А есть более простой путь, которым обычно идёт Министерство образования: ввести ещё один экзамен, на который будут натаскивать. Мне кажется, сейчас выбран именно такой простой путь для решения проблемы «неумения говорить».

А ещё всегда говорили, что ЕГЭ обезличивает. В устной части появляется человек, которого можно услышать, и его индивидуальная оценка. Правда, пока не знаю, как всё это будет технически выглядеть, демонстрационных вариантов я не видел.

Настроение учителей по этому поводу однозначно отрицательное. Потому что дополнительный экзамен — это дополнительная нагрузка, часто бессмысленная. Учителей будут собирать и отправлять на сдачу. Сейчас всё проверяется на учителях. Потом будут собираться экспертные группы и много чего ещё.

Но решит ли это собеседование проблему?

Конечно, не решит. Точно так же, как ЕГЭ не решает проблемы понимания литературы, а выпускное сочинение — умения писать тексты. Этому нужно учить долго, постоянно, внутри предметов. Но тогда пришлось бы говорить о содержании образования. А так проще — формальная ретушь и «всё лучше и лучше в наших школах».

«Подготовка к экзамену не должна превращаться в зазубривание текстов»

Юлия Игумнова,

учитель русского языка и литературы, школа № 192

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией.

Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы.

А их всё-таки трудно оценить с помощью количественных показателей — попробуйте измерить способность школьника к рефлексии!

Разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (да, это цитата из ФГОС). Задача сложная? Безусловно. Поэтому преподавательское сообщество должно активно обсуждать конкретные критерии оценивания ответов учеников.

Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов (как в английском языке topics).

А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников.

И думаю, если на всех уроках ребёнок учится отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, то у него не будет проблем с построением высказывания и на экзамене.

«Больше всего вопросов к критериям оценки»

Анна Банник,

учитель русского языка школы № 1553 имени В. И. Вернадского

К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы.

Действительно, устный экзамен мог бы быть полезен. Особенно в регионах, где русский далеко не всегда первый и родной язык.

Правда, по словам главы Российской академии образования Людмилы Вербицкой, на экзамене будут проверять, насколько ребёнок умеет грамотно говорить на русском.

Увы, но эта формулировка слишком расплывчата, притом что она стала ответом на вопрос об оценке стилистики высказывания и возможности проявить индивидуальность в ответе.

А среди тем предложили такие: «Расскажите о своей семье» или «Какую книгу вы сейчас читаете?». Мне кажется, что ответы на эти вопросы не могут определить качество устной речи.

Но больше всего вопросов к критериям оценки. Они и в письменной части спорные, но тут без субъективности обойтись будет сложно.

Хотя именно максимальная беспристрастность и стандартизированность считаются основными преимуществами.

«Минус этого экзамена в технической части»

Кристина Калинина,

учитель русского языка и литературы, гимназия № 1306

У собеседования, определённо, есть плюсы. Так мы можем проверить не только знания учеников, но и их умение грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.

Но если рассматривать устное собеседование как часть выпускного экзамена в 9 классе, минусы тоже есть — в основном технические. Записывать устный ответ студента на компьютер через аудиогарнитуру с микрофоном (как на устной части экзамена по иностранным языкам) очень долго и трудоёмко.

Источник: https://mel.fm/slovo_pedagoga/7091358-zachem-nuzhno-ustnoye-sobesedovaniye

УчПортфолио.ру

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

Среди родителей, экспертов, учителей и старшеклассников продолжает активно обсуждаться тема введения обязательного устного экзамена по русскому языку для 9-классников.

В этом году в регионах успешно завершилась апробация испытания, и в планах – сделать устное собеседование обязательным допуском к итоговой аттестации.

Самыми волнующими вопросами являются: о чем будут спрашивать на устном экзамене, когда введут новое испытание? Руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по русскому языку Ирина Цыбулько разъяснила ситуацию на одной из встреч, посвященной нововведению в образовательной системе.

Надо ли сдавать устный экзамен в 2018 году? 

Апробация устной части экзамена по русскому языку в регионах закончилась совсем недавно, прошла она успешно, и в целом нововведение готово к внедрению.

Однако, в этом году для 9-классников ничего не изменится, и им не нужно будет сдавать весной экзамен.

В некоторых школах испытание может быть проведено в «тестовом» режиме, но никакой роли на итоговые оценки или допуск к экзаменам оно играть не будет.

Ожидается, что на протяжении нескольких лет устное собеседование не будет носить статуса экзамена. Но это будет допуском к экзаменам в 9 классе. Отметим, что в процессе апробации принимали участие школы из 21 региона со всей России.

Что будут проверять на экзамене и что потребуется от ученика?

Экзаменационный вариант состоит из четырех заданий:

  1. Прочесть текст
  2. Пересказать его, используя дополнительную информацию
  3. Произнести монолог
  4. Принять участие в диалоге

Тему школьник может выбрать по своему усмотрению. Это может быть описание фотографии, рассуждение по проблемному вопросу.
 

Оценивание будет идти по системе: зачет или незачет. Причем, каждое из четырех заданий оценивается по-отдельности. За устную часть можно максимально набрать 14 баллов, а для допуска к итоговой аттестации необходимо набрать минимум 8 баллов.
 

Есть ли примеры заданий устной части по русскому языку?

Примеры заданий как устной части, так и ЕГЭ-2018 по различным предметам можно взять из официального источника – официального сайта Федерального института педагогических измерений. 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: “Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир.

Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…” Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе.

Можно использовать любые способы цитирования.

А теперь, слово – учителю:

«Устное собеседование — это формальная ретушь»

Александр Закуренко,

руководитель кафедры историко-филологического профиля, школа № 2086

Система ЕГЭ по-прежнему порочна, потому что не очень понятно, что она проверяет. Письменная часть (знание орфографии, пунктуации и так далее) даёт какую-то базу: знает человек правило — значит хоть что-то понимает в языке.

А всё, что касалось вербальной части (раньше это называлось риторикой), выпадало. И это действительно серьёзная проблема. Школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли.

Как это можно исправить?

Есть вариант включить вербальную часть в саму гуманитарную предметность — но это сложный путь. А есть более простой путь, которым обычно идёт Министерство образования: ввести ещё один экзамен, на который будут натаскивать. Мне кажется, сейчас выбран именно такой простой путь для решения проблемы «неумения говорить».

А ещё всегда говорили, что ЕГЭ обезличивает. В устной части появляется человек, которого можно услышать, и его индивидуальная оценка. Правда, пока не знаю, как всё это будет технически выглядеть, демонстрационных вариантов я не видел.

Настроение учителей по этому поводу однозначно отрицательное. Потому что дополнительный экзамен — это дополнительная нагрузка, часто бессмысленная. Учителей будут собирать и отправлять на сдачу. Сейчас всё проверяется на учителях. Потом будут собираться экспертные группы и много чего ещё.

Но решит ли это собеседование проблему?

Конечно, не решит. Точно так же, как ЕГЭ не решает проблемы понимания литературы, а выпускное сочинение — умения писать тексты. Этому нужно учить долго, постоянно, внутри предметов. Но тогда пришлось бы говорить о содержании образования. А так проще — формальная ретушь и «всё лучше и лучше в наших школах».

«Подготовка к экзамену не должна превращаться в зазубривание текстов»

Юлия Игумнова,

учитель русского языка и литературы, школа № 192

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией.

Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы.

А их всё-таки трудно оценить с помощью количественных показателей — попробуйте измерить способность школьника к рефлексии!

Разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (да, это цитата из ФГОС). Задача сложная? Безусловно. Поэтому преподавательское сообщество должно активно обсуждать конкретные критерии оценивания ответов учеников.

Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов (как в английском языке topics).

А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников.

И думаю, если на всех уроках ребёнок учится отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, то у него не будет проблем с построением высказывания и на экзамене.

«Больше всего вопросов к критериям оценки»

Анна Банник,

учитель русского языка школы № 1553 имени В. И. Вернадского

К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы.

Действительно, устный экзамен мог бы быть полезен. Особенно в регионах, где русский далеко не всегда первый и родной язык.

Правда, по словам главы Российской академии образования Людмилы Вербицкой, на экзамене будут проверять, насколько ребёнок умеет грамотно говорить на русском.

Увы, но эта формулировка слишком расплывчата, притом что она стала ответом на вопрос об оценке стилистики высказывания и возможности проявить индивидуальность в ответе.

А среди тем предложили такие: «Расскажите о своей семье» или «Какую книгу вы сейчас читаете?». Мне кажется, что ответы на эти вопросы не могут определить качество устной речи.

Но больше всего вопросов к критериям оценки. Они и в письменной части спорные, но тут без субъективности обойтись будет сложно.

Хотя именно максимальная беспристрастность и стандартизированность считаются основными преимуществами.

«Минус этого экзамена в технической части»

Кристина Калинина,

учитель русского языка и литературы, гимназия № 1306

У собеседования, определённо, есть плюсы. Так мы можем проверить не только знания учеников, но и их умение грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.

Но если рассматривать устное собеседование как часть выпускного экзамена в 9 классе, минусы тоже есть — в основном технические. Записывать устный ответ студента на компьютер через аудиогарнитуру с микрофоном (как на устной части экзамена по иностранным языкам) очень долго и трудоёмко.

Источник:

9-классников с плохой речью не допустят до итоговой аттестации https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/9-klassnikov-s-plohoy-rechyu-ne-dopustyat-do-itogovoy-attestacii/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com 

Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза https://mel.fm/slovo_pedagoga/7091358-zachem-nuzhno-ustnoye-sobesedovaniye
Все изображения взяты на сайте    http://yandex.ru  Чтобы проверить подлинность этих картинок на указанном сайте, нужно нажать кнопкой на мышку слева и затем нажать на строку НАЙТИ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ЯНДЕКСЕ! 

 Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/ 

ролик взят с      https://youtu.be/BCPgzZSQ-JU 
Условия использования материалов – https://www..com/static?gl=RU&template=terms 

Источник: https://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=3900

«Учил, но забыл»: ошибочное и истинное знание

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

«Я знаю, что я ничего не знаю», говорил Сократ. Впрочем, на то он и считается одним из главнейших философов человечества: критически отнестись к собственным знаниям не так-то просто.

 Часто нам кажется, что мы достаточно разобрались в вопросе и хорошо изучили тему, однако на поверку выясняется, что цельная картина не складывается.

 Чтобы убедиться в недостаточности своего знания или понять, что ты поверхностно владеешь темой, нужно приложить определённые усилия.

Специалист по когнитивистике из Университета Виргинии Дэниел Виллингэм описывает ложное чувство знания, в основу которого ложатся беглые ассоциативные связи, и рассказывает, как формируется иллюзия осведомлённости.

Как понять, знаем мы что-то или нет? На первый взгляд, ответ очевиден: нужно заглянуть в память и проверить, есть ли там ответ на вопрос.

Однако, если бы этот механизм работал бесперебойно, а память была простым картотечным шкафом, мы всегда могли бы точно сказать, известно нам что-то или нет. Но ошибки случаются. Скорее всего, вам доводилось пойти куда-нибудь, смутно предполагая, что маршрут знакомый, а потом искать дорогу по картам Google. Порой уверенность не выдерживает проверки практикой.

«Я не могу точно объяснить, но я это знаю!», уверяет ученик. Не спешите с выводами. Возможно, он действительно посвятил много времени повторению, и это дало ему ощущение знакомства с материалом.

 Несовпадение между реальной ситуацией и представлением ученика о себе приводит к тому, что экзамен кажется ему несправедливым.

Он-то на протяжении долгого времени искренне считал, что твёрдо знает тему, но сторонний наблюдатель с помощью нескольких вопросов выясняет обратное.

Откуда берётся ошибочная осведомлённость?

Когнитивные исследования, на которые ссылается Дэниел Виллингэм, показали, что при формировании оценивающих суждений о своём знании особую роль играют два фактора.

Учитель не должен быть «говорящей головой»

Во-первых, подводит общее ощущение знакомства с предметом — чувство узнавания. Примерно то же бывает, когда мы видим на улице человека, лицо которого кажется знакомым.

Но как его зовут, и где мы с ним встречались, вспомнить не удаётся. То же касается мест, событий, о которых мы слышали, и книг, которые не читали.

В сознании есть смутные образы и ассоциации, но нет систематического знания и точной информации.

В ходе экспериментов было доказано, что, зная некоторые ключевые слова вопроса, испытуемые склонны думать, что знают и ответ на этот вопрос.

 Такой же результат наблюдался в эксперименте, где участникам предлагали взглянуть на арифметические задачи и определить, смогут ли они вычислить ответ в уме или же вспомнить его.

Когда в примерах встречались числа из прошлых заданий, испытуемые чаще делали вывод, что могут произвести вычисление в уме — даже если действие в примере было другим.

Вывод о лёгкости всего примера делался на том основании, что число уже встречались и стало «знакомым».

Во-вторых, значение имеет частичное или относительное знакомство с чем-либо: мозг обманывается, когда знает часть информации или даже что-то сходное.

Во время ещё одного эксперимента люди давали более уверенные ответы, когда у них спрашивали, кто написал музыку для Лебединого озера, чем кто был хореографом этого балета. Некоторое количество композиторов известно многим, а вот назвать несколько хореографов может не каждый. При этом композитора испытуемые могли называть неверно, но их «чувство знания» и уверенность при ответе были сильнее.

Как сделать знание настоящим?

Самые частые методы оценки своих знаний редко бывают эффективными. Когда мы думаем, будто знаем что-то, мысленная проверка помогает плохо: мозг формирует пространство ассоциаций, создающих чувство осведомлённости.

Перечитывание тоже может вести в тупик: встречая знакомые слова, мы думаем, будто понимаем текст. Ещё один фактор — неглубокое погружение в тему.

Преподаватель может строить занятие вокруг глубокой фундаментальной проблемы, а в памяти слушателей вместо понимания, к чему это всё было, останутся только детали.

Учитель, научи меня мыслить

Словом, и преподаватель, и обучающиеся могут сделать всё правильно с формальной точки зрения (лекции, упражнения, чтение и конспектирование), но в результате знания учеников всё равно останутся неполными и обрывочными.

А всё потому, что в процессе не были совершены когнитивные акты, нужные для запоминания и понимания.

Если ученик полагает, будто всё понял и выучил, он, скорее всего, займётся чем-нибудь другим, будет отвлекаться и перестанет принимать участие в работе.

Вот несколько советов от специалиста по когнитивистике, которые помогут ученикам объективно оценивать свои знания.

  • Ученикам стоит запомнить следующее: знать что-то означает уметь объяснить это «что-то» другому, а не просто «всё понимать», когда тебе пересказывают факты. Попробуйте внедрять практические задания, где ученикам нужно объяснять друг другу материал в парах.
  • Просите их резюмировать знания по теме в письменной форме. Туманное чувство узнавания не сможет превратиться в тезисы, а то, что действительно отложилось в памяти — сможет. Один из самых важных критериев осведомлённости — умение структурировать информацию и выделять главное.
  • Начинайте день с письменной самопроверки. Проверять такие задания необязательно, главное, чтобы каждому приходилось формулировать и делать выводы. Устный ответ одноклассника у доски создает ошибочное ощущение, будто и ты знаешь то же самое. Поэтому писать — полезно. После можно предложить ученикам обменяться листочками и проверить друг друга.
  • Попросите учеников сделать самотестирование дома. Пусть одноклассники задают друг другу вопросы, чтобы убедиться, что они понимают материал, а затем переходят к тому, чего не понимают. Это еще один способ вспомнить информацию, а не просто ощутить узнавание, встретив в книге знакомые слова. Формулирование вопросов тоже отличный способ выстроить рассуждение и по-настоящему задуматься. 
  • Объясните, как работать с учебными пособиями, как использовать их для подготовки к экзаменам. Научившись работать с учебником под руководством педагога, ученик сможет самостоятельно формулировать главные вопросы и выделять ключевые элементы ответов.

Кажется, что проконтролировать, насколько глубоко ученики на самом деле понимают материал, невозможно.

Однако, последовательно используя эти методы, вы заметите, что обиженное «я правда учил» сменится на более осознанное и ответственное отношение.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/incomplete-knowledge

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

Проблема устных ответов: учил, но рассказать не может

Школьник знает урок, но не может рассказать. Как справиться с этой ситуацией?

Мой сын от природы малоразговорчивый, стеснительный. Как только попадал в незнакомую среду или «на публику», зажимался. Выученный накануне урок тут же вылетал из головы. В начальной школе учительница, зная такую особенность, старалась его опросить на перемене, после уроков. В средней школе такой возможности уже не было.

Можно было бы посоветовать учить устные уроки так, чтобы они «отскакивали от зубов». Сын уже за неделю начинал учить заданное стихотворение, и знал его как таблицу умножения. Тараторил быстро, без выражения, глядя поверх голов слушателей, чтобы не отвлечься. И снова, оценка – «удовлетворительно».

Как бы мы ни учили устные уроки, публичное выступление было сущим наказанием. Проблема была не в знании школьных предметов, а в способности их рассказать. Сын устал от пристального отношения к устным предметам. Как ни старался, больше тройки не получал. А он же знал предмет! Знал! Помните вечное, школьное, на выдохе: «Ну, я же учил!!!».

Решила почитать специализированную литературу по ораторскому искусству. Возможно, там найдется решение нашей проблемы? Как снять напряжение перед публичным выступлением?

Стояла задача научиться свободно вести себя перед аудиторией, говорить перед публикой на любую тему. Я подобрала несколько полезных упражнений – игр. Иногда мы играли вечером, но большей частью в пути, по дороге куда–то.

Упражнение 1: игра «Импровизация на слово»

Дается любое слово, выхваченное взглядом или прочитанное. Сын должен скороговоркой, почти не задумываясь, «накидать» на него ассоциации. Говорить первое, что приходит в голову.

Например, «поезд». Ассоциации: транспорт, дорога, путешествие, отдых, солнце, море, каникулы…

Результат оценивается двумя способами: сколько минут говорящий сможет без остановки перечислять слова, либо количеством слов.

Упражнение 2: игра «Импровизация предложением»

В этой игре нужно составить предложение с законченной мыслью, к нему добавить второе, третье предложение. «Поезд – это вид транспорта. Он перевозит на дальние расстояния. Он помогает сократить дорогу и сделать наше путешествие более приятным. Как здорово ехать на отдых на поезде! Можно смотреть в окна и мечтать о солнце, море, о предстоящих каникулах…».

Важно не перебивать говорящего, как идет у него, так и пусть идет. Не нужно подправлять стилистические ошибки, повторы, казусы и несоответствия. Важно на этом этапе снять блокировку, которая есть, наше убеждение, что нужно говорить всегда только правильное и умное. Тут нужно поймать кайф, как плещется речь, так и плещется, куда заведет, никому не ведомо.

Поначалу сын нес такую чушь, что я с трудом удерживала себя, чтобы не прервать его словесный поток.

Достаточно долго мы практиковали эту игру, пока импровизация не стала приобретать более осмысленные формы.

Сын, насладившись словесной чепухой и поняв, что можно долго и красиво говорить ни о чем, стал потихоньку выстраивать предложения более осознанно, облекая их в логически закономерную структуру.

Наконец мы стали вставлять в речь слова-связки, чтобы речь была лучше структурирована. Например: «говоря о, подводя итоги, в общем, закономерно, как известно, если предположить, как правило, во-первых, во-вторых и т.д.».

Упражнение 3: игра «Шахматный турнир»

Смысл игры: сначала один произносит ассоциацию на заданное слово и раскрывает ее в течении 30 секунд, затем второй, потом снова первый берет инициативу.

Эта игра была интересна тем, что сын имел возможность послушать, как взрослый строит ассоциативную связь, на чем делает акцент, как вставляет слова-связки, как при этом играет интонационно. Сын стремился также легко, не напрягаясь говорить обо всем.

Иногда мы эту игру усложняли условием: вставлять в речь только видимые ассоциации, то, что в данный момент нас окружало. Это упражнение удавалось при путешествии на машине. Выбиралась какая-то тема: космос, роботы, сфинксы… И ее нужно было привязать, ввести в окружающий ландшафт: в поля и перелески, или наложить на городской сюжет: дома, машины, людей…

Задача стояла сложная: связать несвязуемое. Что общего у сфинксов с пожухлой травой Подмосковья? Это упражнение давалось легче сыну, чем мне. Я включала логику, искала связь, а он «работал» на ассоциациях, на цвете, форме, запахе, образе. Например, полегшую траву он легко связал со сфинксами через обдувающие ветра, через ощущение вечности.

Упражнение 4: игра «Бусинки»

Один пишет на листочке набор слов, другой должен придумать логический рассказ, используя эти слова. Игру можно усложнить, задав тему рассказа.

Упражнение 5: игра «Хлопок»

При игре в «Бусинки» один говорит текст, другой ему всячески мешает, старается увести его внимание в сторону: отвлечь, напугать, рассмешить. Можно резко хлопать в ладоши, чихать, корчить рожицы, поворачиваться спиной, демонстрируя скуку и отсутствие интереса. Рассказчик, несмотря на козни слушателя, старается продолжить свое повествование, не отвлекаясь.

Упражнение 6: игра «Газетный заголовок»

Смысл игры: долго и красиво говорить ни о чем на тему заголовка, который встретился в газете или журнале. Другой перебивает, задает вопросы, которые никак не связаны с темой заголовка. Говорящий должен ответить на вопросы в ключе заголовка статьи.

Упражнение 7: игра «Алгоритм»

Проанализировав учебники по устным предметам, мы заметили, они строятся по общему принципу.

В биологии: есть некий объект, которому дается определение, затем перечисляются виды, подвиды и описывается, где он встречается. Приводятся примеры.

В истории: есть событие, год, когда оно произошло, как развивались события, какие были последствия.
Алгоритм передачи информации по определенной школьной дисциплине один и тот же. Запомнив его, можно себе помочь при устных и письменных ответах.

Напрактиковавшись в пересказе с использованием алгоритма, мы стали придумывать свой алгоритм повествования. Я показывала сыну, например, картофелину, которую чистила. Он выстраивал алгоритм ответа на тему «картофель». Что такое картофель? Когда он появился? Откуда привезен? Какие разновидности бывают? Где его используют? Чем полезен?

Практика подобных игр-упражнений помогла сыну. Он стал увереннее чувствовать себя перед аудиторией, что не могло не сказаться и на учебе.

Марина Саватеева

Источник: www.materinstvo.ru

Источник: https://rb7.ru/lady/baby/6538

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.