Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Содержание

Нейропсихология и правописание: работа над ошибками

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Жалобы на резко упавшую грамотность школьников стали в последние годы крайне распространённой темой в разговорах родителей и учителей. Диагноз «дисграфия», несколько десятилетий назад считавшийся экзотикой, сегодня уже никого не удивляет. Все чаще учителя говорят о неспособности школьников писать связные, логически выстроенные предложения и тексты.

Привычными стали и массовые претензии к почерку учеников. Речь при этом идёт о детях, у которых интеллектуальное развитие, слух и зрение – в норме.

Специалисты объясняют такую тенденцию в первую очередь снижением двигательной и игровой активности, слабым развитием воображения, чрезмерной увлечённостью гаджетами. То есть предположений, почему грамотность снижается, немало, и многие звучат вполне разумно.

А вот «работающих» методик, способных помочь безграмотным детям, – гораздо меньше. Но, к счастью, они есть.

Вот типичная ситуация: есть правила русского языка и есть ученик, который эти правила вызубрил. Но на грамотности письма эти вызубренные правила, сколько ни бьются учителя и родители, не отражаются.

И сколько ни делай «работу над ошибками», сколько ни тренируй искать проверочные слова – эффекта ноль, одни и те же ошибки переползают из задания в задание, из тетради в тетрадь.

Так, может, не в прилежании дело, не в том, что ученик «не старается писать правильно»? Но тогда – в чём? 

Что отвечают нейропсихологи

До недавнего времени ответа на этот вопрос не было. Но в последние годы педагоги, которые постоянно ищут новые пути борьбы с безграмотностью, обратились к достижениям смежных наук, одной из которых является нейропсихология. Исследования нейропсихологов показывают, что причина кроется в неразвитости отдельных участков мозга и их «разбалансировке». 

Условно говоря, один участок мозга отвечает за «включение» человека в мыслительную деятельность (и при слабой активности ведет к быстрой утомляемости), другой – за память, хранение информации, ориентацию в пространстве (в том числе –  расположение букв и слов), третий – за постановку задачи и контроль её выполнения (кроме прочего, реализует механизм применения правил в письменной речи, регулирует нормы поведения). И если какой-либо из участков мозга «проседает», то некоторые функции, которые необходимы ребенку в учебной деятельности, могут «работать» не в полную силу.

Так что винить ребенка в неспособности писать красиво и правильно – бессмысленно. Это не его вина. Но помочь ему справиться с этой проблемой можно и нужно.  

Правильное, грамотное письмо — результат слаженной работы большого количества систем организма, результат гармоничного и своевременного развития многих психических функций. А результативная учебная деятельность любого ребёнка — это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга.  

Такой подход  к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Что должно насторожить учителя и родителей

Проблемы, которые должны насторожить родителей и учителей: • постоянный пропуск букв, «мешанина» в слогах; • «невнятный», неразборчивый почерк; • неспособность применять правила при письме (при том, что сами правила ученик может хорошо знать); • отсутствие логики при составлении предложений и текстов;

• нелюбовь к чтению.

Всё это – явления одного порядка, чаще всего они существуют в комплексе и осложняются психологическими проблемами, поскольку из-за постоянных неудач ребенок быстро утрачивает веру в свои силы, и занятия вызывают у него только негативные эмоции. Поэтому и справляться с проблемами предстоит комплексно. 

Так как же решать проблему?

Сегодня разработаны и уже успешно применяются авторские методики, основанные на сочетании педагогических, психологических и нейропсихологических практик, где используются и движение, и логика, и творческая активность ребёнка. Чтобы «включить» все участки мозга и заставить их гармонично работать, нужно поддерживать интерес к предмету.

Психологи в таких случаях советуют прежде всего не ругать ребенка за промахи и не сравнивать его с другими учениками. Напротив, хвалите его за каждую, пусть маленькую, но удачу. Давайте ему индивидуальные задания и не торопите с их выполнением. Словом, создайте атмосферу, в которой он почувствует себя комфортно и перестанет «зажиматься».

 

Следующим этапом должно стать включение в процесс специальных заданий и упражнений, основанных на сочетании движения и речи. Самый простой пример – попросите ребенка отвечать на вопросы «по-болгарски»: «да» – отрицательные движения головой, «нет» – кивок.

Вроде бы ничего сложного, выглядит как игра, но такие упражнения выводят определенные участки мозга из «спящего режима» и помогают координировать их деятельность. Еще один нехитрый пример: учитель договаривается с учениками, что, как только они услышат кодовое слово (к примеру, «упражнение»), все должны встать (или поднять руки, или сказать что-то в ответ).

Такие задания тренируют память, помогают сконцентрироваться, улучшают внимание, реакцию и скорость мышления, привлекают внимание к СЛОВУ. 

Действенность методики, созданной на основе открытий нейропсихологии, подтверждается многолетней практикой её применения. Курс  обучения грамотному письму – «Движение. Логика. Грамотность» – уже более 10 лет успешно реализуется в Учебном центре «Современное образование» (г. Пермь). Учредители центра и авторы курса – Наталья  Полыгалова и Марина Сорокина.

Филолог Марина Сорокина считает, что сочетание движения, логики и творчества позволяет пробудить у детей интерес к языку: «Урок, построенный с учетом нейропсихологических практик, отчасти напоминает спектакль. У него есть интригующее начало и определённая драматургия.

Дети незаметно для них самих становятся увлечёнными участниками процесса под названием «Русский язык – интересней некуда!» Это можно сравнить с ситуацией, когда ты пришёл в кино с плохим настроением, а фильм с первых же кадров тебя захватил, тебе интересно.

Благодаря особой ритмике всего происходящего, у ребенка, давно потерявшего интерес к такому предмету, как русский язык, просыпается азарт! Ученики весь урок в тонусе – темп такой, что у них нет ни повода, ни возможности расслабиться.

Постоянно меняющиеся увлекательные задания заставляют школьников быстрее соображать – и, как результат, они начинают любить русский язык, улучшается грамотность». 

Если вам интересно подробнее узнать, как это работает, следите за событиями Пятой всероссийской выездной школы директоров и педагогов. Встретиться с одним из авторов курса «Движение. Логика. Грамотность» Натальей Полыгаловой можно будет  очно, в течение нескольких дней работы Школы.

А практические рекомендации по применению уникальной методики (конструктор урока, комплекс заданий и упражнений) вы сможете получить в онлайн-версии лучших практик Школы педагогов, подготовленной в партнерстве с онлайн-школой «Фоксфорд».

Полный 18 часовой онлайн-курс доступен здесь.

Интересна тема  обучения грамотному письму?

Подписаться на Дневник «Школа педагогов и директоров»

Партнерский материал

Источник: //pedsovet.org/beta/article/nejropsihologia-i-pravopisanie-rabota-nad-osibkami

Спросите себя, подходит ли вашему ребенку одно или несколько из перечисленных определений:

Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир полностью приспособлен для праворуких людей (двери, осветительные приборы, муз.инструменты, машины и механизмы, электронные устройства и т.п.).

“Левши- это вечные дети! Левшество – удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности” (А.Семенович).

Если в любой деятельности ребенок пользуется левой рукой, или он до сих пор не определился в предпочтении (амбидекстр), а Вы, наблюдая за “праворукими” сверстниками задаетесь вопросами:

  1. почему он не такой как все?
  2. Как подготовить его к успешному обучению?
  3. Следует ли его переучивать?
  4. Как организовать учебно-игровую среду для левши?

Желательно  также проконсультироваться с нейропсихологом

Специалисты по логопедии могут помочь если у Вашего ребенка имеются любые дефекты речи

Немного подробнее о нейропсихологии:

В дошкольном возрасте:

  • обилие двигательных и необдуманных действий и движений;
  • искажение двигательного или речевого развития в малышковом возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова);
  • слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот “упрощение эмоций” — то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться;
  • нет сюжета в игре;
  • игнорирование игрушек;
  • трудность с адаптацией в коллективе;
  • замкнутость, нежелание отвечать на вопросы.

В школьном возрасте:

  • гиперактивность;
  • низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от “пятерки” до “единицы” в короткий период времени;
  • плохая память;
  • отвлекаемость, неусидчивость, невнимательность, рассеянность;
  • зеркальное письмо – буквы “э, б, в, з”, цифры “5, 4, 3” и т.д. – в другую сторону;
  • ошибки на письме “не по правилам”, например, “машена” (вместо машина), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов;
  • чрезмерная утомляемость, медлительность;
  • трудности организации (например, самостоятельного выполнения домашних задания) ;
  • неусваивание правил или неудержание во внимании программы действий (плохое поведение на уроке, непроизвольное отклонение от задания);
  • отсутствие друзей (непринятие сверстниками или отсутствие потребности в общении).

Нередко помощь Центра детской нейропсихологии требуется детям со школьной тревожностью, отрицательным отношением к учебе. Это происходит в тех случаях, когда такое отрицательное отношение возникло из-за трудностей постижения школьной программы (например, если эти трудности были не очевидны для родителей и ребенок выработал такую защитную реакцию на постоянную ситуацию неуспешности).

Желательно заблаговременно обратить внимание на недостатки ребенка, так как мозг ребенка пластичен и подлежит коррекции до 12 лет. После 12 лет слабые зоны мозга можно компенсировать за счет более сильных, но это уже путь более трудоемкий.

Исследование индивидуальных особенностей

Мозг каждого человека работает по-разному и то, как именно устроена зрительная и слуховая память, внимание, мышление и речь ребенка отличается от организации этих функций у другого ребенка. Человеку всегда что-то удается лучше, а что-то хуже, один хорошо запоминает все на слух, другой – только с помощью зрительной опоры, зрительной памяти.

Почему важно знать эти особенности?

Представьте, что у ребенка хорошая зрительная память, а слуховая – не очень. А нагрузка в школе на слуховую память очень большая. и там, где требуется много, быстро и успешно запомнить на слух, Ваш ребенок будет делать ошибки и путаться.

Или, например, при исследовании выяснилось, что у ребенка ведущий глаз – левый, и ведущее ухо – левое, а в классе он сидит на парте в ряду у окна.

Значит, основной канал восприятия информации у него направлен не на учителя и не на доску, а на улицу и школьный двор.

Выполнение любого задания в начальной школе требует синхронного правильного функционирования различных навыков и умений.

Например, для написания диктанта ребенок должен:

  • воспринять информацию на слух
  • правильно сориентироваться на пространстве листа бумаги (отступить от полей, если это красная строка, вовремя сделать перенос)
  • расположить элементы буквы и буквы в пространстве
  • следить за заглавными буквами и точками в конце предложений
  • параллельно проверять, нет ли орфографических ошибок
  • поддерживать нужный уровень концентрации внимания и работоспособности
  • не говоря уже о том, что текст должен быть написан хорошим почерком

Сложные взаимоотношения с учителем или тревога по поводу будущей отметки еще больше усложняют задачу. Что разумно сделать в начальной школе для предотвращения будущих трудностей в учебе и невротических реакций?

В процессе диагностического обследования выясняется, какие навыки у ребенка сформированы хорошо, а какие – пока не очень, и что является причиной его школьных неудач. Важно понять, как у ребенка функционирует память, внимание, мышление, выявить его индивидуальные познавательные особенности.

После проведения диагностики, если это необходимо, детский нейропсихолог составит индивидуальную программу развития для Вашего ребенка.

Программа нейропсихологической коррекции и абилитации (гармонизации) опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов.

Она создана в соответствии с универсальными законами нейропсихологии детского возраста и, в частности, принципа замещающего онтогенеза (принцип естественного развития ребенка от внутриутробного периода до настоящего времени).

Включает в себя: традиционные и оригинальные нейропсихологические, логопедические и др. методы, телесно-ориентированные, психотерапевтические (арттерапевтические, игровые и др.) технологии.

Цель программы нейропсихологической коррекции ребенка:

Воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций.

В среднем коррекционная программа рассчитана на 3-9 месяцев при условии проведения занятий минимум 2 раза в неделю со специалистом Центра Детской Нейропсихологии и Логопедии. Подбирается индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся проблем у ребенка.

Источник: //www.Npsy4Kids.ru/article-categories/90-pochemu-vam-nuzhno-obratitsya-k-nejropsikhologu

9 вопросов нейропсихологу

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Нейропсихолог Надежда Монастырская в «прямом эфире» инстаграма журнала рассказала читателям «СО», как сделать процесс познания окружающего мира интереснее и ярче для всех участников. Что учесть при обучении и развитии особенности развития мозга ребенка.

1. Как без школы и системы ребенок научится самоорганизации, постановке задач, достижению целей, дисциплине?

Ребенок учится самоорганизации по мере созревания его мозга, а конкретно лобных долей, отвечающих за функции произвольности. Они развиваются дольше всех остальных зон и зрелости достигают сильно после школы. Школа как таковая, не учит самоорганизации.

Она дает определенный набор знаний и требует выполнения заданий. Дальнейшее зависит от конкретного педагога, конкретной семьи. Вы можете постепенно делегировать ребенку те или иные обязанности, осознавая свою ответственность и ведущую роль в этом процессе.

2. Как долго можно удерживать фокус внимания ребенка на поставленной задаче до достижения результата?

Моей дочери 8 лет. Она начинает заниматься чем-нибудь, а потом бросает, не доведя до конца.

Если это возрастное, в каком возрасте она сможет это делать упорнее? Если это не произойдет настолько быстро, как хотелось бы маме, как родителю справиться со своими внутренними переживаниями?
Я увидела тут два отдельных вопроса — как изменить ситуацию с вниманием и как принять ее.

Могу сказать, что в 8 лет далеко не каждый ребенок может долго удерживать внимание на чем-то, и это нормально. Это в частности зависит от индивидуальных особенностей нейродинамики (работоспособности).

Лучше разбивать работу на маленькие кусочки, а в перерывах играть в игры, способствующие улучшению кровообращению. Что касается того, как принять свои чувства — для начала надо разложить по полочкам — где реальная ситуация, где ваши ожидания и проекции. Дальше — это большая работа над собой.

3. Как оптимально организовать процесс обучения, если у ребенка недостаточность концентрации внимания?

Первое. Слона надо есть по кусочкам. Не давайте больших задач сразу. Помогите для начала ребенку увидеть из каких частей они состоят. Тогда ребенок не будет тратить лишнюю энергию на сопротивление страшной неподъемной, на первый взгляд ребенка, задаче.

Второе. Оцените, что на данном этапе развития реально под силу ребенку — не «положено по возрасту», а именно под силу ему.

Третье. Усложняйте задачу постепенно. Начните с того, что ребенку дается легко, чтобы не отпугнуть. Дайте почувствовать успешность и азарт. Можно поначалу взять на себя часть того, что дается трудно, постепенно усложняя задания.

Четвертое. Чем раньше ребенок столкнется с ощущением не успешности, тем категоричнее он это будет воспринимать – вплоть от отказа от учебы, потери интереса или утверждения «я дурак». Со временем у ребенка развивается способность смешивать чувства и он начинает относиться к неудачам по-другому.

4. Какие есть методики для увеличение концентрации внимания?

Методики для увеличения концентрации внимания, безусловно, есть. Например, очень хороший сборник игр для развития внимания из серии «советы нейропсихолога» изд-ва ЭКСМО. Важно учитывать, с чем связан дефицит внимания. Это зависит от того, какие зоны мозга недостаточно зрелы. Многие особенности внимания корректируются со временем.

Нельзя от каждого ребенка ожидать, что он станет супервнимательным. Особенно, если дефицит связан с особенностями кровообращения или другими физиологическими причинами. Можно подходить с разных сторон к решению этого вопроса.

Тут на помощь могут прийти курс нерйропсихологической коррекции, остеопатия, ЛФК, бассейн, дыхательная гимнастика, щадящий режим.

5. Насколько состоятельны проекты по правополушарному обучению детей? Насколько они эффективны?

Полушария отличаются не столько функционалом, сколько способом обработки информации. Они очень пластичны и в зависимости от ситуации определенные функции могут брать на себя нетипичные зоны. Тем не менее, определенная заданность, конечно, существует.

Так, речевая зона у правшей статистически чаще находится в левом полушарии, чем в правом. А вот что касается правополушарного обучения — тут я, к сожалению, не подскажу, поскольку не слишком близко знакома с методикой, чтобы оценивать ее эффективность.

6. Нам внушают, что социализация происходит в обществе, в основном, в школе. Так ли это?

Способность социализироваться зависит от степени зрелости мозга. Иначе детдомовские дети были бы самыми социализированными людьми. Но, увы, статистика говорит об обратном.

Что мы понимаем под социализацией? Интеграция в общество, учет прав и свобод окружающих без потери себя или «прогибание» под него? Важно, чтобы помимо формы (делать это или не делать то) сформировалось и содержание, внутренний смысл того или иного стиля взаимодействия с обществом. Вот это возможно при условии определенной степени зрелости.

Конечно, для развития любой способности нужна тренировка – в пустой темной комнате мы не социализируемся. Но нужна ли для этого толпа ровесников под управлением одного уставшего взрослого? Семья, друзья семьи, люди на площадке, на кружках, в магазине — это тоже социум.

7. С какими проблемами обращаться к нейропсихологу? На что родителям обратить внимание?

Классическими поводами обращения к нейропсихологу являются: низкая успеваемость, невнимательность, гиперактивность, медлительность, отсутствие интереса к учебе, не соответствие развития возрастным нормам. Каждая из этих проблем может основываться не столько на незрелости мозга, сколько на проблемах детско-родительских и других взаимоотношений.

Точнее, это как правило и то, и другое. Мой опыт показывает, что эффективнее делать упор именно на работу над отношениями — тогда даже слабые зоны подтягиваются, когда мозг не занят «работой над безопасностью». При наличии вышеперечисленных проблем вы можете обратиться к нейропсихологу, и он уже оценит, насколько это связанно именно с незрелостью мозга.

Если проблема изначально эмоциональная, страхи например, то стоит пойти к психологу. Если проблема когнитивная или связана с учебной мотивацией — может быть полезен нейропсихолог. Ребенок существо любознательное и нежелание узнавать редко бывает на пустом месте. Чаще всего это связано с трудностями, явными или скрытыми, или с тем, что мозгу ребенка «не до того».

8. Ребенок в 4 классе плохо держит внимание, перескакивает в разговоре с фразы на фразу, не заканчивает их

Плохо пишет — много ошибок. Как я могу ему помочь? Посоветуйте, пожалуйста, пособия для детей с проблемами по русскому языку.

В первую очередь — создать атмосферу безопасности, без излишней оценочности. Пожалуй, это самый сложный баланс в деле домашнего обучения. Очень многие дети делают ошибки от спешки, тревоги, им не хватает ресурса одновременно на сосредоточенную работу и борьбу с тревожностью, и еще на сопротивление тому, что вместо игры вынужден сейчас заниматься.

Второе спокойно, неспешно, разделить большую задачу на части — сначала это делает родитель, потом вместе с ребенком, и постепенно ребенок начинает делать это сам. Более подробно можно ответить уже видя конкретного ребенка с его особенностями.

Есть замечательное пособие Соболевой «Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом». Там даны задания, направленные на работу с разными проблемами при изучении русского языка. Они организованы с точки зрения нейропсихологической логики.

9. Слышала мнение, что «послушные» дети учатся хорошо лишь в начальных классах, пока искренне считают, что только за их послушность их любят

В старших классах дети сильно скатываются, потому что внутренней мотивации и интереса к учебе никогда и не было. Как в таком случае с самого начала заинтересовать ребенка в учебе или объяснить ее необходимость?

Действительно, дети в первые годы учатся больше, ориентируясь на привязанность, на одобрение взрослого. В более старшем возрасте личные познавательные интересы проявляются более ярко. В этом нет ничего страшного. Это просто так есть.

Пусть ребенок тянется за тем, кто ему дорог, и впитывает его ценности! Тут важно не передавить, не придать оценке способностей ребенка (как негативной, так и позитивной) слишком большой вес. Любознательность заложена в нас природой, в том числе, и как инструмент познания окружающего мира.

Если у ребенка есть сопротивление учебе – надо искать причину, а не «объяснять необходимость». К пониманию этой необходимости, он по-настоящему придет, ближе к институту.

Источник: //semeynoe.com/magazine/theory/psy/9-answers/

Вопрос нейропсихологу:

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Неговорящих детей становится всё больше. Характер нарушения речевой деятельности очень разнообразен, но, вне зависимости от причины отсутствия речи у ребёнка, работа по развитию речи специалистами и родителями на первых этапах будет иметь схожий характер.

Важно развивать все психические функции, а не только речь

Нейропсихологам, то есть специалистам, которые изучают, каким образом отделы мозга обеспечивают работу высших психических функций, таких как мышление, речь, память, внимание, восприятие, сфера произвольных движений, точно известно, что развивать только речь — большая ошибка родителей неговорящего ребенка.

На первом этапе важно не столько уделить внимание речи, сколько сформировать фундамент, необходимый для речи.

Движение — основа для речи

Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движения, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, и поэтому они тесно связаны между собой.

В современном мире двигательной активности у детей становится всё меньше и меньше. Сейчас дети всё больше сидят у экранов гаджетов и совсем мало двигаются. Постарайтесь обеспечить неговорящему ребёнку больше движения.

Это может быть физическая нагрузка в формате посещения каких-либо спортивных секций, детский фитнес, а может даже простая зарядка по утрам. Не забывайте, что движение ведёт за собой речь.

А теперь давайте вспомним наши школьные годы. Ведь раньше дети обходились без занятий с нейропсихологом, а почему? Во многом этому способствовало то, что у нас были дворовые игры: “догонялки”, “казаки-разбойники”, “классики”, “резиночки”, которые не только приносили массу удовольствия, а ещё и развивали наши двигательные и пространственные функции и в свою очередь речь.

Работа с нейропсихологом

Для выяснения причины запаздывания развития речи нейропсихологу необходимо знать, как проходило двигательное развитие с самого рождения ребёнка, не пропускал ли ребёнок какой-либо важный этап, например, ползанье. На каждом таком этапе созревают определённые структуры мозга.

Если ребёнок пропустил какой-то из них, или была нарушена очерёдность порядка становления двигательной функции, например, малыш сначала пошёл, а только потом начал ползать — это значит, что важный этап развития и созревания определённых структур мозга, в том числе и речевых, пропущен или нарушен.

В этом случае родителям не стоит отчаиваться. Грамотный специалист-нейропсихолог может диагностировать такие нарушения и назначить коррекционный курс занятий, который будет наиболее эффективен для конкретного случая.

Например, в нейропсихологии детского возраста есть специальный метод двигательной коррекции — “метод замещающего онтогенеза”.

С ребёнком выполняются специальные двигательные упражнения, направленные на активацию и стимуляцию работы головного мозга и восполнение пропущенных процессов в младенчестве.

Важно создать для ребёнка такую среду, в которой речь была бы ему нужна

Развитие речи требует значительных усилий от ребёнка.

И поэтому часто причина, по которой ребёнок не говорит, банально заключается в том, что родители, чаще всего мама, сами создают такую среду, где речь ему просто не нужна, и у ребёнка нет никакой мотивации прикладывать усилия для её развития.

Давайте вспомним распространённые примеры: ребёнок может показать пальцем, может помычать, может расплакаться — и вот, мама уже поняла, что нужно её малышу, и тут же выполняет все его желания. Действительно, зачем же говорить, если тебя и так понимают без слов?

Родителям можно порекомендовать использовать “метод провокации”, с помощью которого они будут “вызывать речь” у своего ребёнка. Приведу пример: дайте ребёнку выбор: “Скажи, тебе дать это или это?”.

Когда ребёнок просит вас что-то ему дать (игрушку, конфету и т.п.), обязательно попросите его назвать то, что он хочет, а не просто ограничиться указательным жестом.

Так и говорите ребёнку, что не понимаете, чего он хочет: “Назови, я не понимаю”.

Также сверхконтроль и гиперопека со стороны мамы ограничивают развитие таких важных функций головного мозга, как регуляция и произвольность.

Не стоит также забывать и про коммуникативную функцию речи. Социальная среда, общение ребёнка с группой сверстников необходимы для неговорящих детей.

Необходим комплексный подход к решению проблемы

Сейчас детям предлагается новый, получивший широкое распространения метод “запуск речи”, который заключается в комплексном подходе к ребёнку разными специалистами. Он направлен на развитие всех высших психических функций.

Занимаясь в рамках такого метода, ребёнок получает помощь разных специалистов, таких как логопед, нейропсихолог, невролог, дефектолог.

Проводятся занятия по развитию мелкой и крупной моторики, подключаются всевозможные аппаратные методы (такие как, Баламетрикс, БОС, Тимокко и многие другие), занятия проходят не только в индивидуальной, но и групповой форме.

Подводя итоги

Мозг — сложный механизм, единая система и важно развивать все её звенья. Развивая мозг с помощью комплексного подхода, специалисты осуществляют перестройку этой системы. Только за счёт грамотного всестороннего подхода специалисты и родители могут осуществить коррекционное воздействие на какую-то отдельную функцию мозга — речь, в нашем случае.

За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребёнок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл её проведения, если так или иначе, но в школу ребёнку пойти придётся!.. В этой… Читать дальшеМне кажется, редкая мама, находящаяся в созависимых отношениях с сыном, дочитает эту статью до конца. Через два абзаца фыркнет и уйдёт. Если дочитает, то это большой шанс маме и сыну встретиться друг с другом, понять свои различия и отпустить.Цитата из комментариев к статье:”Если мама хочет дождаться… Читать дальше
В основном, родители осознают необходимость подготовки ребёнка к школьному обучению, так как чем лучше ребёнок будет готов к школе, тем легче пройдёт его процесс адаптации к школьной среде. Как родителю узнать, готов ли ребёнок к школе? Как психологически подготовить ребёнка к школе? Как понять, что… Читать дальшеОбычная история.Ребёнок упал и ударился. Ему, явно, очень больно, он приходит и сквозь слёзы говорит маме: “Мама, я упал, мне очень больно”, а мама отвечает ему, совершенно не задумываясь, но с явным желанием облегчить его страдания в этот момент: “Да, ничего страшного, пройдёт” или “Ну, что… Читать дальше

Источник: //samopoznanie.ru/articles/vopros_neyropsihologu_chto_delat_esli_rebjonok_ne_govorit/

Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой – Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, чем занимается нейропсихология и какие проблемы помогает решать специалист нейропсихолог.

Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга

Дело в том, что за каждую психическую функцию человека отвечает определенный участок головного мозга. В силу самых различных причин те или иные участки могут развиваться не так, как им положено природой. Произойти это может из-за проблем, возникших как до рождения человека, так и в течение его жизни.

Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, – все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка

В первые годы жизни ребенка также его мозг также может подвергнуться негативным воздействиям, чреватым неблагоприятными последствиями.

Физические травмы, сотрясения, ушибы, экологические факторы, особенности воспитания и отношений в семье, раннее попадание в зависимость от компьютерных игр, дефицит живого полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, – это и многое другое так или иначе оказывает сильное влияние, мешающее или препятствующее процессам гармоничного формирования детского мозга, азначит, и полноценной личности.

Нарушения нормального функционирования всех участков и отделов мозга неизбежно проявляются в поведении человека: в его движениях и координации, ориентации в пространстве и времени, в скорости восприятия и переработки информации, работоспособности, в общении, способности владеть собой, своими эмоциями… Любая сфера человеческой личности может так или иначе пострадать в результате этих нарушений.

Далеко не всегда подобные особенности поведения человека сразу обращают на себя внимание. Особенно это касается детей: ведь они еще не сформировались ни физически, ни эмоционально, ни психологически. Некоторые их странности зачастую объясняются возрастом, неумением, незнанием.

Однако такое легкомысленное отношение может привести к большим проблемам: незначительные, казалось бы, симптомы могут говорить о нарушениях, порой серьезных, в развитии мозга, а значит, и всей личности маленького человека.

Поэтом настоятельно рекомендуем вам обратить внимание на ваших детей и оценить, нет ли у них проявлений, которые могли бы свидетельствовать о скрытых (пока еще) проблемах. И если вы в чем-то не уверены, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Приведем самые распространенные показания, при которых желательно пройти диагностику у специалиста:

13. имеет проблемы в речевом развитии

Пepвую кoнcультaцию у дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa peкoмeндуeтcя пpoвecти в вoзpacтe 5-6 лeт, кoгдa peбeнoк coбиpaeтcя идти в шкoлу. Этoт вoзpacт cчитaeтcя oптимaльным для oпpeдeлeния вeдущeй pуки, для диaгнocтиpoвaния и выяcнeния, кaкиe пpoблeмы мoгут пoдcтepeгaть peбeнкa в шкoлe. K тoму жe, зa гoд дo шкoлы ecть вpeмя и вoзмoжнocть пpoвecти нeoбxoдимую кoppeкцию, нe пepeгpужaя мaлышa.

Mнoгиe дeти иcпытывaют cтpecc, пocтупaя в пepвый клacc, нe из-зa тoгo, чтo oтcтaют в paзвитии, a пo пpичинe излишнeй poдитeльcкoй зaбoты и кoнтpoля.

Ecли дoмa мaмa caмa зaвязывaлa peбeнк ушнуpки, зacтeгивaлa пугoвицы нa куpткe, coбиpaлa вeщи и тaк дaлee, тo в шкoлe peбeнoк иcпытывaeт нacтoящий шoк oт тoгo, чтo тeпepь у нeгo cтoлькo нoвыx oбязaннocтeй.

Дeтcкaя пcиxикa cлaбa, oтcюдa и пoявлeниe нeуcпeвaeмocти, тpуднocти в oбщeнии, уcтaлocть и нeжeлaниe учитьcя.

Bтopoй пик, кoгдa тpeбуeтcя пoceтить дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa – этo 8-9 лeт. Te poдитeли, кoтopыe нe cвoдили мaлышa нa кoнcультaцию в 5-6 лeт, пoнимaют, чтo пpoблeмa ecть и, cпуcтя пapу лeт, зaмeчaют нeуcидчивocть peбeнкa, нeудoвлeтвopитeльныe oцeнки, пpoблeмы c пoвeдeниeм.

Пoмoчь мoжнo и тeм, и дpугим, нo лучшe дeлaть вce cвoeвpeмeннo, кoгдa paзвивaть peбeнкa и корректировать его поведение мoжнo бeз cтpecca и пoтepи дpaгoцeннoгo вpeмeни; нaчинaть лучшe в дошкoльный пepиoд.

Источник: //psy-med.ru/articles/kogda-sleduet-obrashhatsya-k-nejropsixologu.html

Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Пять упражнений для прогресса в учебе

Если  у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.

Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни  четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка.

Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят —  «два» в уме…

Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у  родителя? Нашли ли вы её?

Нет! Иначе бы дела  уже «шли в гору».

Мои убеждения

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать»

Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди  к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс  – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность —  похожая ситуация.

Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…

Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга.  Именно такой подход  к решению проблем школьной  неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.

Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию

Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют  на способность ребенка писать грамотно,  повышают его способность к самоконтролю.

Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.

Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.

  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание.

    Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.

  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу).

    Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.

  4. Игра с мячом.

    Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/«НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю.

    Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.

  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка.

    Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.

Источник: //bestbabyclub.ru/neuropsychology/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.